Научная статья на тему 'Изучение ценностей в структуре ценностных ориентаций между поколениями'

Изучение ценностей в структуре ценностных ориентаций между поколениями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / NEEDS / MOTIVES / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / CULTURAL AND HISTORICAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ачабаева Любовь Ханапиевна

В данной статье описаны особенности преемственности ценностных ориентаций между поколениями в условиях трансформации современного общества. Проведен теоретический обзор работ зарубежных и отечественных ученых по данной теме; а также психологический анализ феномена ценностных ориентаций личности, который выявляет их многостороннюю природу. Раскрывается роль базовых ценностей, как механизмов консолидации, воспроизводства, обогащения и передачи культурных и исторических ценностей в межпоколенных отношениях. Преемственность поколений рассматривается как объективно исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурных и исторических ценностей, которые определяются общими социальными условиями и историческими задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of values in the structure of value orientations between generations

This article describes the features of the continuity of value orientations between generations in the conditions of transformation of modern society. Theoretical review of the works of the foreign and domestic scientists on this topic has been made; as well as the psychological analysis of the phenomenon of value orientations of the individual, which reveals their multifaceted nature. The role of basic values as mechanisms of consolidation, reproduction, enrichment and transfer of the cultural and historical values in the intergenerational relations is revealed. Succession of generations is considered as objectively historical, purposeful process of continuous reproduction of the cultural and historical values, which are defined by the general social conditions and historical tasks.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностей в структуре ценностных ориентаций между поколениями»

Психологические науки

УДК 159.923.33

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Любовь Ханапиевна Ачабаева, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье описаны особенности преемственности ценностных ориентаций между поколениями в условиях трансформации современного общества. Проведен теоретический обзор работ зарубежных и отечественных ученых по данной теме; а также психологический анализ феномена ценностных ориентаций личности, который выявляет их многостороннюю природу. Раскрывается роль базовых ценностей, как механизмов консолидации, воспроизводства, обогащения и передачи культурных и исторических ценностей в межпоколенных отношениях. Преемственность поколений рассматривается как объективно исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурных и исторических ценностей, которые определяются общими социальными условиями и историческими задачами.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, потребности, мотивы, межпоколенные взаимоотношения, культурно-историческая преемственность.

STUDY OF VALUES IN THE STRUCTURE OF VALUE ORIENTATIONS BETWEEN

GENERATIONS Lyubov Hanapievna Achabaeva, the senior lecturer, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

This article describes the features of the continuity of value orientations between generations in the conditions of transformation of modern society. Theoretical review of the works of the foreign and domestic scientists on this topic has been made; as well as the psychological analysis of the phenomenon of value orientations of the individual, which reveals their multifaceted nature. The role of basic values as mechanisms of consolidation, reproduction, enrichment and transfer of the cultural and historical values in the intergenerational relations is revealed. Succession of generations is considered as objectively historical, purposeful process of continuous reproduction of the cultural and historical values, which are defined by the general social conditions and historical tasks.

Keywords: values, value orientations, needs, motives, intergenerational relationships, cultural and historical continuity.

Концепция ценности на сегодняшний день приобретает новый контекст, что очень актуально в свете российской модернизации и наблюдаемой эволюции ментальности общества. Анализ научной литературы по предмету исследования констатирует, что существует как научная, так и практическая потребность общества во всестороннем изучении ценностей и ценностных ориентаций личности.

Термин «ценность» применяется в понятийном аппарате ряда общественно-научных дисциплин и носит междисциплинарный характер. Ценности являются предметом исследования таких наук, как социология, этика, психология, педагогика [3].

На сегодняшний день в российской психологии накоплен значительный теоретический материал для изучения ценностей и ценностных ориентаций в трансформирующемся российском обществе. Теоретические концепции второй половины XX века раскрывают психологическую природу ценностей путем введения понятия «ценностные ориентации». Ценностные ориентации, как и любая многозначная междисциплинарная концепция, трактуются по-разному в научной литературе. Психологический анализ феномена ценностных ориентаций личности выявляет их

многостороннюю природу.

Под ценностными ориентациями понимаются цели, стремления и идеалы жизни, они рассматриваются в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании [4]. Понятие ценностная ориентация личности рассматривается как социальная среда, которая регулирует поведение индивида. «Ориентация - это целая система отношений, в свете которой индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий курс действий».

Ценностные ориентации рассматриваются как субъективный компонент образа жизни и интерпретируются как установка личности на определенные социальные ценности.

Ценностные ориентации, являясь регулятором человеческой деятельности, представляют собой свободный выбор форм включения социальных ценностей в механизм человеческой деятельности и поведения.

Ценностные ориентации являются психологическими образованиями, которые находятся в иерархическом порядке и существуют в структуре индивида как его элементы. Сложно представить ориентацию индивида на какую-либо ценность как изолированное образование, которое не учитывает его приоритетность, субъективную значимость по отношению к другим ценностям, что не входит в систему [3].

Наряду с иерархией системы ценностных ориентаций определяется ее многомерный характер. Многомерность определяется личностной значимостью, которая включает в себя различные существенные аспекты, обусловленные влиянием социальных отношений.

В современных исследованиях ценностей и ценностных ориентаций существует множество теоретических и методологических подходов. В рамках данного исследования адекватен подход, согласно которому ценности рассматриваются как ориентиры для поведения человека в естественном и социальном мирах, как способы упорядочения этих миров. Соответственно, важной задачей является прояснение механизмов трансляции ценностей, решение вопросов преемственности ценностных ориентаций между поколениями.

Среди основных процессов, характерных для массового сознания в условиях трансформации общества, изменения, происходящие в системе ценностей на уровне поколений. Анализ аксиологических аспектов взаимоотношений и отношений между поколениями очень важен с точки зрения изменения систем ценностей, так как при изменении ценностей разных поколений меняются и механизмы перевода и ассимиляции культурных и исторических ценностей. Проблемы поколения, смены поколений и передачи ценностей, ценностных ориентаций, опыта поколений занимают важное место в современном российском общественном сознании. Смена поколений рассматривается как один из важнейших факторов более широких и глубоких социальных трансформаций, а концепция нового, более молодого поколения связана с вопросом о будущем российского общества [4].

Анализ литературы по предмету исследования позволяет констатировать, что в исследованиях по проблеме поколений акцент традиционно делается на изучение отношений между старшим поколением и младшим, влиянием родительского поколения на младшее поколение. Старшее поколение, которое менее всего подвержено трансформации внешних условий, продолжает существовать в традиционном образе жизни. Это поддержка традиционного общественного сознания и проявляет инерцию. Среднее поколение - это родительское поколение относительно молодого поколения с определенным социальным статусом в семье и профессиональной сфере, которое имеет довольно стабильную систему ценностей. Он не готов адаптироваться к трансформации внешних условий, не поддерживая целостную традицию. Молодое поколение представляет собой особую общность в возрасте до 25 лет. Оно находится на стадии формирования, формирования структуры системы ценностей, выбора профессии и жизненного пути, пока

еще не имеет реальной позиции в социальной лестнице, поскольку она либо «наследует» социальный статус семьи, либо характеризуется «будущим» социальным статусом. Молодое поколение чувствительно к воздействию социальных условий, в частности, на современную массовую культуру. Анализируя динамику ценностной ориентации молодого поколения, необходимо учитывать действие двух механизмов - непрерывности ценностей и их изменчивости [1].

Отношения, которые развиваются между поколениями, в зависимости от разных возрастных характеристик, образуют динамическую систему со своими собственными силами притяжения и отталкивания, совпадения и несогласия, которые составляют реальность жизни. Поколения характеризуются диалогом на уровне ценностей. Это понимается как психологическая норма и представляет собой процесс преемственности.

Преемственность поколений культурных и исторических ценностей на современном этапе развития общества включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация сложившейся ситуации и культурно-исторического наследия оказывает влияние на старшее поколение.

Сегодня, с развитием сети электронных коммуникаций, молодое поколение имеет опыт, которого никогда не было и не будет у старшего поколения. Молодое поколение растет в мире, о котором пожилые люди не знали. Однако, какие бы инновации ни предлагались молодыми людьми, они всегда основаны на опыте прошлых поколений и, следовательно, на базовых ценностях людей [4].

Посредством основных ценностей осуществляется консолидация и воспроизводство существующих форм, приемов, образа жизни и социальных отношений. Они являются механизмами консолидации, воспроизводства, обогащения и передачи культурных и исторических ценностей.

Базовые ценности имеют большую стабильность и преемственность. Эти ценности отражаются в сознании людей в форме идей, взглядов, символов, принципов и убеждений [2]. Механизм культурно-исторической преемственности прорабатывает основные ценности, которые наследник изучает, усваивает и развивает в своей жизни. Этот процесс осуществляется не только в ситуации прямого общения со старшим поколением, но и в интуитивной ситуации, то есть в ситуации косвенного общения и влияния - через искусство, литературу, средства массовой информации, образование, традиции, религию и т. д. Переход культурных и исторических ценностей из поколения в поколение и от одного человека к другому осуществляется с помощью специфических механизмов социальной памяти. Существует определенная последовательность форм преемственности культурно-исторических ценностей и передачи культурного опыта: от передачи культурных ориентиров до примера с использованием образца деятельности, передачи по имени (словам), что означает переход к словесным средствам передача культуры, далее передача норм и, наконец, ценностная ориентация [1].

Через преемственность осуществляется движение материальных и духовных ценностей из прошлого в настоящее и будущее. Непрерывность - это модель развития всех аспектов общественной жизни. Мало того, что объем того, что передается из одной эпохи в другую, от одного поколения к другому, не то же самое, но и содержание того, что наследуется, не одинаково. Характер наследования и ассимиляции культурных и исторических ценностей, созданных старшим поколением в прошлом, также различен. Для адекватного понимания роли преемственности культурно-исторических ценностей большое значение имеет факт выбора того, что используется - избирательность. Каждая эпоха берет из прошлого только необходимые ценности. В то же время культурные и исторические ценности, которые переводятся из прошлого в настоящее, как правило, интерпретируются при усвоении молодым поколением. Преемственность поколений может быть противоречивой в результате вновь возникших социальных ситуаций, когда субъект объективно не может принять все содержание культурного и исторического

наследия в той же форме, когда вступают в силу ранее сформированные убеждения, нормы и ценности, конфликт с реальными возможностями, потребностями и интересами. Результатом этого противоречия является значительная социально дифференцированная трансформация сознания и поведения молодого поколения [2].

Механизмы преемственности культурных и исторических ценностей совместно обеспечивают значимую преемственность как сохранение различных ценностей, которые общество применяет к положительному опыту, так и иерархическую преемственность -последовательную высококачественную конверсию опыта, его концептуализацию и оценку Значимая преемственность культурно-исторических ценностей обеспечивает преемственность социального опыта, его доступность для всех членов общества. Это связано с тем, что содержание опыта определяется в разных формах его перевода и может распространяться людьми на разных уровнях социализации [1].

Основными содержательными характеристиками, раскрывающими понятие «преемственность поколений», являются: во-первых, процесс продолжения наследственных форм деятельности в изменившихся условиях; во-вторых, отношение поколения к унаследованным культурно-историческим ценностям; в-третьих, это овладение духовными достижениями предыдущих поколений, их культурным и историческим богатством и их ценностями [3].

Нет необходимости понимать преемственность как простое повторение и усвоение ценностных ориентации предыдущих поколений. Преемственность поколений следует понимать как объективно исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурных и исторических ценностей, определяемый общими социальными условиями и историческими задачами.

В результате происходит отбор, сохранение, обработка и передача определенного опыта предыдущей общественной деятельности, конкретных достижений материального и духовного производства, форм общения, культурных и исторических ценностей с целью дальнейшего их усвоения, развития и совершенствования[2].

Механизм преемственности ценностных ориентаций от поколения к поколению начинается от передачи старшим поколением культурных ориентиров через пример с использованием образца деятельности, передачи по имени (словам), что означает переход к словесным методам передачи культуры; затем усвоить подрастающему поколению нормы и правила старшего поколения; затем путем трансформации приобретенных ценностей старшего поколения, путем отбора и интерпретации этих ценностей, разработки новых идеалов и принципов, соответствующих новым историческим и социально-экономическим условиям; и, наконец, к переводу новых ценностных ориентаций, основанных на ценностях предыдущих поколений, но в то же время максимально адаптированных молодым поколением к новым историческим условиям; впоследствии новые ценностные ориентации переводятся не только как основание для новых молодых поколений, но и оказывают обратное влияние на ценности старших поколений, поскольку их ценностное поле больше не соответствует социальным и историческим реалиям [5].

Таким образом, механизм непрерывности имеет циклическую логику. Процессы преемственности ценностных ориентаций последовательны, они возникают в указанном порядке и повторяются в каждом поколении заново. Эти этапы механизма наследования характерны для стабильного общества. В обществах, где существует кризисное состояние или происходит распад в прежней социальной системе трансформации ценностных ориентаций населения, изменяются отношения между поколениями и, как следствие, нарушается или трансформируется механизм межпоколенной преемственности ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, А.И. Исторический процесс и смена поколений / А.И. Афанасьева // Преемственность поколений как социологическая проблема / под ред. Л.Н. Москвичева. - Москва : Академия, 1973. - С. 20-24.

2. Лайпанова, Л.Х., Теоретические основы формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии в период обучения в вузе / Л.Х. Лайпанова, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 103-107.

3. Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 22-30.

4. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы : авто-реф. ... дис. д-ра психол. наук / Семенова Ф.О. - Сочи, 2011. - 54 с.

5. Старостин, Б.А. Ценности и ценностный мир : учебное пособие по аксиологии / Б.А. Старостин. - Москва : Изд-во «Спутник+», 2002. - 153 с.

REFERENCES

1. Afanasyeva, A.I. (1973),"the Historical process and the change of generations", Continuity of generations as a sociological problem, Academia, Moscow, pp. 20-24.

2. Laipanova, L.H. and Semenova, F.O. (2014), "Theoretical bases of formation of value attitude of students to the future profession in the period of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 103-107.

3. Nepomnyashchaya, N.I. (1980), "Value as a Central component of the psychological structure of personality", Questions of psychology, No. 1, pp. 22-30.

4. Semenova, F.O. (2011), Psychology of women's career: personal and ethnic modes, dissertation, Sochi.

5. Starostin, B.A. (2002), Values and the value world: textbook on axiology, Sputnik +, Moscow.

Контактная информация: achabaeva81@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2019

УДК 159.922.8

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Любовь Ханапиевна Ачабаева, доцент, Мариям Къурманбиевна Тетуева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье описаны особенности определения с профессией как глобальной проблемы молодежи. Проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных ученых по данной теме. Раскрываются социально-психологические условия, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, как результат самореализации и самоактуализации личности. Выявляется основа профессионального самоопределения как осмысленного выбора профессии с учетом личных возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Процесс самоопределения рассматривается как основное содержание личностного развития в молодости, а становление профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самоактуализация, самореализация, юношество, базовые ценности, личностное развитие.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN SENIOR SCHOOL

AGE

Lyubov Hanapievna Achabaeva, the senior lecturer, Murium Kurmanbievna Tetueva, the senior teacher, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

This article describes the features of the definition of the profession as a global problem of youth. The theoretical analysis of the works of foreign and domestic scientists on this topic is carried out. The article reveals the socio-psychological conditions affecting professional self-determination in adolescence, as a result of self-realization and self-actualization of the individual. The article reveals the basis of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.