Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и политическая социализация современной Российской молодежи'

Ценностные ориентации и политическая социализация современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поляничко Наталья Евгеньевна

Статья посвящена вопросам политической социализации российской молодежи, месту и роли в этих процессах гуманистическим ценностям и предпочтениям молодого поколения. Социологические исследования показали, что современная молодежь сохраняет преемственность поколений в своих ценностных ориентациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AND POLITICAL SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH

The article is devoted to the political socialization of the Russian youth, place and role in these processes humanistic values and preferences of the younger generation. Sociological research showed, that the youth of today preserves the continuity of generations in their value orientations.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и политическая социализация современной Российской молодежи»

Поляничко Наталья Евгеньевна

соискатель кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Россия, 344002, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: статья посвящена вопросам политической социализации российской молодежи, месту и роли в этих процессах гуманистическим ценностям и предпочтениям молодого поколения. Социологические исследования показали, что современная молодежь сохраняет преемственность поколений в своих ценностных ориентациях.

Abstract: the article is devoted to the political socialization of the Russian youth, place and role in these processes humanistic values and preferences of the younger generation. Sociological research showed, that the youth of today preserves the continuity of generations in their value orientations.

Ключевые слова: политическая социализация молодежи, ценностные ориентации

Key words: political socialization of youth, value orientation

Проблема политической социализации молодежи актуальна в плане соотношения государственных интересов с интересами социальной страты молодежи, что отражено в государственной молодежной политике, стратегии реформ социальной и политической жизни России.

Молодежь - это социальная группа общества, к которой проявляют постоянный интерес социологи, психологи, политологи, экономисты, на протяжении длительного времени они уделяли внимание вопросам изучения процессов социализации молодежи, возрастных, социально-психологических особенностей и других характеристик.

В советской гуманитарной науке одним из первых определил молодежь как поколение, проходящее стадию социализации, В.Т. Лисовский, определив ее возрастные границы от 16 до 30 лет1.

В «Основах Государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», документе, который задал векторы развития молодежной политики на ближайшее десятилетие, дается современное определение молодежной страты: «Молодёжь - социально-демографическая группа, отличающаяся определённым статусом в обществе, предоставляющим ей возможности для социального становления. Молодёжь, как объект и субъект молодёжной политики включает молодых граждан -физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)»2.

1 Лисовский, В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодёжи: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.09 / Лисовский Владимир Тимофеевич. - Ленинград, 1968.

2Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171835;fld=134;dst=1000000001,0;md=0.3 0926197743974626

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в разделе «Демография» относит к молодежи группу населения от 15 до 29 лет включительно3. Согласно данным Росстата на 1 января 2015 года численность возрастной группы граждан России от 15 до 29 лет составила 28,7 млн. чел., что равно 19,6% от общей численности населения России на эту же дату (146,3 млн. чел.)4. Фактически каждого пятого жителя России можно отнести к молодому поколению, что еще раз подтверждает обоснованность внимания государства и научного сообщества к молодежной тематике. По среднесрочному прогностическому сценарию увеличение населения России к 2025 году ожидается до 148,3 млн.чел., т.е рост должен составить 20 млн. чел., что еще больше повысит роль государственной молодежной политики в процессах политической социализации молодежи на принципах гражданственности и патриотизма5.

У молодежи как социальной группы имеются свои, особые функции, которых нет у других групп общества. Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные, зачастую отличные от всеобщих, цели и интересы. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Однако, с другой стороны, поскольку молодежь только вступает в общественно-политические и трудовые отношения, она выступает и объектом и субъектом образования, социализирующего процесса со стороны образовательных организаций, политических движений, средств массовой информации и других агентов социализации. В-четвертых, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, однако говорить о ее полном включении в действующие социально-экономические и политические отношения не совсем корректно. В-пятых, положение молодежи в обществе двойственно: с одной стороны, на молодежь возлагаются большие надежды в плане экономического и духовного возрождения России, а с другой стороны, молодежь зачастую обвиняют в социальных девиациях - наркомании, криминале, социальной напряженности.

По определению И.С. Кона, «молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»6.

Необходимость принятия решений относительно своего профессионального образования, выбора профессии, формирования системы собственных морально-этических ценностей, круга друзей, любимых, образа жизни и пр. формирует менталитет молодого человека, что происходит в рамках первичной социализации. Специфическим признаком этого этапа молодежной социализации является ориентация на будущее, стратегические жизненные планы и перспективы.

«Социальное «взросление» предполагает, во-первых, завершение физического

созревания, а, во-вторых, социальное и личностное самоопределение, связанное с

3

Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2015 года (Статистический бюллетень) URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1140095700094; Молодежь в России 2010 URL: http://www.gks.ru/free doc/doc 2011/MOLODEG RUS 2010.pdf

4 Демографический ежегодник России - 2015 URL: http ://www .gks. ru/b gd/regl/B 15 16/Main. htm

5 Там же.

Кон И С. Молодежь // Большая советская энциклопедия 3-е изд В 30 томах. Т. 16. М..: «Советская энциклопедия», 1974. С. 478. 82

поиском определенных норм нравственности, духовности, поведения и мировоззрения»'.

Современная российская молодежь обладает достаточным разнообразием жизненных целей и ценностей. Исследование российских ученых, проведенное в 1998 году, и ставящее целью изучение жизненных устремлений российской молодежи конца XX века, показало следующие результаты: 9% молодых людей не имели главной цели в своей жизни, 20% не задумывались над своей целью, у тех же, кто остался, жизненные цели распределились следующим образом (табл.1)8:

Таблица 1

В чем заключается Ваша главная жизненная цель?

Жизненные цели %

Иметь хорошую семью 11,3

Получить хорошее образование 13,9

Устроиться на хорошую работу 12,0

Иметь свою квартиру 6,3

Заработать много денег 3,4

Обеспечить будущее детям 6,9

Открыть свой бизнес 2,0

Жить в достатке 9,6

Приобрести дорогие вещи 21,3

Кроме отношения к материальным целям исследователей интересовали и присущие молодежи духовные ценностные ориентации. Ответы на вопросы в

сравнении с ответами на тот же вопрос старшим поколением приведены в таблице 2:

Таблица 2

_Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, в %9_

Молодое поколение Старшее поколение

64,9 Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня 40,5

35,1 От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране 59,5

49,4 Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс 37,3

50,6 В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру 62,7

53,9 Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо 46,0

46,1 Надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 54,0

59,0 Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 53,7

41,0 Главное в работе — это сколько за нее платят 46,3

32,4 Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены 18,0

7 Там же.

8 Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. / Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М., 1998 URL: http://refpravo.ru/sbornik-referatov/molodezh-novoj-rossii-kakaya-ona-chem-zhivet-k-chemu-stremitsya.html

9 Там же.

67,6 Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем 82,0

70,5 Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл 58,5

29,5 Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна 41,5

60,7 Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все 45,9

39,3 Жить как все, лучше, чем выделяться среди других 54,1

43,8 Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали 24,2

56,2 Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы 75,8

Представляется, что итоги данного исследования, несмотря на их двадцатилетнюю давность, не утратили актуальности по настоящее время. Молодое поколение достаточно высоко оценивает свои устремления в получении образования, престижной и высокооплачиваемой работы, открытии собственного бизнеса, создании крепкой и прочной семьи.

Межпоколенческое сопоставление дает картину достаточно устойчивой преемственности ценностей от поколения «отцов» к поколению «детей». Существуют и определенные различия, объясняемые изменившимися социально-экономическими и политическими условиями жизни страны в тот период. Если у старшего, еще советского, поколения наивысшую оценку получили честно заработанные доходы (82%), на втором (75,8%) - принцип невозможности переступить через свою совесть ради карьеры, то у молодых на первом месте стоит свобода как смысл жизни (70,5%), на втором - доходы, заработанные честным путем.

Автором статьи с 1 марта 2013 по 1 марта 2014 года было проведено социологическое исследование студенческой молодежи на базе высших учебных заведений г.Ростова-на-Дону (общая выборка составила 950 чел.). Целью исследования было выявление ценностных ориентаций молодежи и сравнение некоторых показателей с результатами приведенного выше исследования. Ответы на вопрос, какие качества молодые люди ценят больше всего в людях, распределились по мере значимости в следующем порядке (предусматривалось несколько вариантов ответов) (см. табл. 3):

Таблица 3

Качества, наиболее ценные в людях для молодежи, %_

Качества %

Интеллект 63,6

Доброе сердце 36,7

Чувство юмора 34,4

Уверенность в себе 28,8

Умение ставить цели и достигать их 24,7

Отзывчивость 22,5

Честность 17,5

Хорошее воспитание 17,5

Коммуникабельность 11,2

Независимость от чужого мнения 9,8

Активность и инициативность 9,5

Физическая сила 8,5

Яркая индивидуальность 5,6

Внешняя красота 5,0

Если проанализировать качества, которые молодежь называет наиболее ценными в людях, то можно увидеть, что наиболее важными для нее являются ум, доброта и чувство юмора. Как видим, за период с 1998 по 2014 годы в российском обществе сохранили свою преемственность гуманистические идеалы: молодежь по-прежнему привлекают ценности приверженности семье, получения образования, знаний, развития интеллекта, честность, отзывчивость, - ценностях, на которых основано стабильное развитие современного общества. Исследования показывают, что в ценностях молодежи важное место занимает патриотизм, любовь к своей Родине10.

Любое государственное управление не может обходиться без ценностей как генераторов целей своего развития. Вопрос в их выборе, механизмах трансляции обществу, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Для решения важной государственной задачи направленного воздействия на социально-демографическую группу молодежи необходимо создание соответствующих условий для ее эффективной политической социализации, способной обеспечить развитие и успех стратегии развития российского государства.

10 Кузина С.И. Патриотизм в структуре политико-правовой культуры российского студенчества // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 2(6). - С.328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.