Научная статья на тему 'Психодиагностическая методика "Профессиональные предпочтения"'

Психодиагностическая методика "Профессиональные предпочтения" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL INTEREST / PROFESSIONAL IDENTITY / PSYCHODIAGNOSTIC METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосницына Марина Юрьевна, Умерова Диана Наилевна

Анализ методик диагностики структурных элементов профессионального самоопределения. Авторская психодиагностическая методика «Профессиональные предпочтения». Исследование профессионального самоопределения связано с изучением профессиональных склонностей как форм проявления направленности личности и опирается на данные дифференциальной психологии личности и типологии профессий. Проведённый авторами теоретический анализ позволил сделать вывод, что профессиональное самоопределение представляет собой избирательное отношение человека к миру профессий, выбор конкретной профессии с учётом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колосницына Марина Юрьевна, Умерова Диана Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODIAGNOSTIC METHODS "PROFESSIONAL PREFERENCES"

The article gives a diagnostics method Аэг stmctural elements of the professional self-detemiination. The Authors psychological and diagnostics methods «Professional preferences» are introduced. It is shown that professional self-research related to the study of professional inclination as the form of the person's orientation, and based on the data of differential personal psychology and professions' typology. The performed theoretical analysis allowed drawing a conclusion that professional self-determination is the selective attitude of a man to the world of professions, choosing a specific profession taking into account inclinations and capabilities, requirements to professional and socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Психодиагностическая методика "Профессиональные предпочтения"»

УДК 159.9.072.422

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ»

Колосницына Марина Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: vodolei21@mail.ru

Умерова Диана Наилевна, студентка V курса, кафедра ак-меологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: dekis@list.ru

АННОТАЦИЯ

Анализ методик диагностики структурных элементов профессионального самоопределения. Авторская психодиагностическая методика «Профессиональные предпочтения». Исследование профессионального самоопределения связано с изучением профессиональных склонностей как форм проявления направленности личности и опирается на данные дифференциальной психологии личности и типологии профессий. Проведённый авторами теоретический анализ позволил сделать вывод, что профессиональное самоопределение представляет собой избирательное отношение человека к миру профессий, выбор конкретной профессии с учётом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная склонность; профессиональная направленность; психодиагностическая методика.

В сфере диагностики профессионального самоопределения непрерывно развиваются и апробируются новые подходы и методы. Изучение профессионального самоопределения сопровождается двумя методологическими проблемами. Во-первых, люди нередко обладают недостаточной информацией о существующих профессиях. Мотивы, как известно, возникают в рамках уже существующих деятельностей, и чем больше становится новых профессий, тем разнообразнее и профессиональные предпочтения людей. Во-вторых, имеются социальные стереотипы и семейные сценарии, заранее ограничивающие человека в выражении своих предпочтений.

Несмотря на многообразие психодиагностических методик, применяемых в практике профессионального консультирования и профессионального отбора для диагностики профессионального самоопределения, они имеют как общие, так и частные недостатки: ряд зарубежных методик морально устарел, так как появились новые сферы деятельности; методики не адаптированы к отечественным условиям (не учитываются социально-культурные различия, отсутствует нормализация шкал с учётом выборки и др.). Наконец, некоторые методики не отвечают требованиям надёжности, валидности, репрезентативности дифференцирующих способностей.

Мы разработали психодиагностическую методику «Профессиональные предпочтения», которая направлена на измерение профессиональных склонностей. Методика состоит из двадцати четырёх заданий. Каждое задание включает незаконченное предложение и восемь вариантов его завершения, относящиеся к одной из восьми шкал:

1) склонность к работе с людьми (сфера «человек — человек»);

2) склонность к предпринимательской деятельности (сфера «человек — бизнес»);

3) склонность к инженерно-технической деятельности (сфера «человек — техника»);

4) склонность к творческим видам деятельности (сфера «человек — творчество»);

5) склонность к экстремальным видам деятельности (сферы «человек — армия», «человек — спорт»);

6) склонность к работе с документацией (сфера «человек — документ»);

7) склонность к исследовательской деятельности (сфера «человек — наука»);

8) склонность к информационно-технологической деятельности (сфера «человек — компьютер»).

Методика «Профессиональные предпочтения» может применяться в бланковом и компьютерном вариантах. Обследуемому предлагается выразить своё отношение к каждому из двадцати четырёх утверждений, которые касаются профессиональных склонностей, путём ранжирования вариантов ответов — от наиболее до наименее приемлемого. Время выполнения методики составляет в среднем 15 минут. Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом» (табл. 1).

Подсчёт баллов производится по каждой шкале по следующему правилу: варианту, выбранному в первую очередь, начисляется семь баллов, во вторую — шесть, в третью — пять, в четвёртую — четыре, в пятую — три, в шестую — два, в седьмую — один, в восьмую — ноль баллов. Затем баллы по каждой шкале суммируются отдельно.

Таблица 1

«Ключ» к методике «Профессиональные предпочтения»

Наименование шкал Варианты ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — человек» з б Е а д г в ж з б е а

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

д г В ж з б е а д г в ж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — бизнес» а ж Б в г з е д а ж б в

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

г з Е д а ж б в г з е д

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — техника» б а Ж г з в д е б а ж г

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

з в д е б а ж г з в д е

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — в д З ж б е г а в д з ж

творчество» 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

б е Г а в д з ж б е г а

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — армия», г е Д б ж а з в г е д б

«человек — спорт» 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ж а З в г е д б ж а з в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — е в Г д а б ж з е в г д

документ» 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

а б ж з е в г д а б ж з

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — наука» ж г В з е д а б ж г в з

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

е д а б ж г в з е д а б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«человек — д з А е в ж б г д з а е

компьютер» 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

в ж б г д з а е в ж б г

Перевод «сырых» баллов в стэны осуществлён при помощи процентильной шкалы с учётом гендерных различий.

С целью изучения психометрических характеристик методики «Профессиональные предпочтения» нами обследовано 340 человек. Выборку стандартизации составили студенты московских вузов, кандидаты на военную службу по контракту и выпускники школ, из них 175 мужчин; 165 женщин. Средний возраст обследуемых — 18 лет (минимум — 17 лет, максимум — — 22 года). Основные статистические показатели методики представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели по шкалам методики «Профессиональные предпочтения»

Наименование шкал М Median Mode Min Max S Ex

«человек — человек» 119,12 121,00 136,00 36,00 163,00 23,85 0,54

«человек — бизнес» 76,71 78,00 53,00 7,00 160,00 27,79 - 0,20

«человек — техника» 70,80 66,00 Множест. 22,00 151,00 27,71 - 0,25

«человек — творчество» 91,14 92,00 115,00 5,00 163,00 29,57 - 0,46

«человек — армия», «человек — спорт» 89,33 83,00 59,00 16,00 168,00 39,94 - 1,12

«человек — документ» 74,37 72,50 Множест. 22,00 156,00 20,75 0,20

«человек — наука» 90,27 89,00 99,00 32,00 150,00 22,01 0,12

«человек — компьютер» 60,27 57,00 51,00 9,00 168,00 28,10 1,04

Примечание: М — среднее значение; Median — медиана; Mode — мода; Min — минимум; Max — максимум; S — стандартное отклонение; Ex — эксцесс.

Оценка нормальности распределения эмпирических данных осуществлялась путём расчёта меры центральной тенденции, эксцесса и критерия Колмогорова — Смирнова (табл. 3).

На основании данных, представленных в табл. 3, можно сделать вывод о том, что распределение результатов тестирования методикой «Профессиональные предпочтения» по всем шкалам приближается к нормальному. Это означает, что мы можем дифференцировать обследуемых лиц с низкими, средними и высокими показателями по методике «Профессиональные предпочтения» в долях стандартного отклонения.

Учитывая, что разработанная нами методика «Профессиональные предпочтения» не имеет параллельной формы, мы оценивали её надёжность путём расчёта коэффициента а-Кронбаха. Показатели внутренней согласованности шкал методики достаточно вы-

Таблица 3

Значения критерия Колмогорова — Смирнова

Критерий Наименование шкал

«человек — человек» «человек — бизнес» «человек — техника» «человек — творчество» «человек — армия» «человек — документ» «человек — наука» «человек — компьютер»

Колмогорова — Смирнова 0,059 0,029 0,083 0,044 0,088 0,052 0,056 0,070

сокие: «человек — человек» (г = 0,88); «человек — бизнес» (г = 0,92); «человек-техника» (г = 0,91); «человек — творчество» (г = 0,92); «человек — армия» (г = 0,96); «человек — документ» (г = 0,83); «человек — наука» (г = 0,86); «человек — компьютер» (г = 0,92).

С целью установления связей между шкалами методики «Профессиональные предпочтения» был проведён корреляционный анализ полученных результатов тестирования с расчётом коэффициента линейной корреляции Пирсона. Матрица внутренней корреляции шкал опросника представлена в табл. 4.

Таблица 4

Показатели внутренней корреляции шкал методики «Профессиональные предпочтения»

Наименование шкал «человек — человек» «человек — бизнес» «человек — техника» «человек — творчество» «человек — армия» «человек — документ» «человек — наука» «человек — компьютер»

«человек — человек» 1,00 - 0,04 - 0,54 0,41 - 0,02 0,04 - 0,07 - 0,65

«человек — бизнес» - 0,04 1,00 - 0,31 0,02 - 0,39 0,31 - 0,36 - 0,06

«человек — техника» - 0,54 - 0,31 1,00 - 0,52 0,27 - 0,46 - 0,07 0,33

«человек — творчество» 0,41 0,02 - 0,52 1,00 - 0,58 0,15 0,12 - 0,28

«человек — армия», «человек — спорт» - 0,02 - 0,39 0,27 - 0,58 1,00 - 0,34 - 0,26 - 0,21

«человек — документ» 0,04 0,31 - 0,46 0,15 - 0,34 1,00 - 0,14 - 0,19

«человек — наука» - 0,07 - 0,36 - 0,07 0,12 - 0,26 - 0,14 1,00 0,04

«человек — компьютер» - 0,65 - 0,06 0,33 - 0,28 - 0,21 - 0,19 0,04 1,00

Примечание: жирным шрифтом отмечены коэффициенты линейной корреляции Пирсона, значимые на уровне р<0,05.

На основании данных, представленных в табл. 4, можно сделать вывод о том, что между шкалами опросника выявлены значимые положительные и отрицательные взаимосвязи. Так, если личность проявляет повышенный интерес к профессиям в сфере «человек — компьютер», то профессиональная направленность его к сфере «человек — человек» окажется невыраженной (г = - 0,65), а высокий уровень военно-спортивной

направленности будет коррелировать с низким уровнем проявления творческих способностей (г = - 0,58).

Проведённое эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Профессиональное самоопределение представляет собой избирательное отношение человека к миру профессий, выбор конкретной профессии с учётом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. В основе профессионального самоопределения лежит потребность в самореализации. Следовательно, профессиональное самоопределение можно рассматривать как один из этапов социально-психологического и акмеологического развития личности.

2. Предложенная авторская методика «Профессиональные предпочтения», предназначенная для диагностики профессиональных склонностей личности, характеризуется высоким уровнем надёжности, репрезентативности и дифференцирующими возможностями и может быть рекомендована к применению в ситуации профессиональной ориентации и психологического отбора.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2003.

[2]. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодёжи: ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук / Батырева Мария Владимировна. — Тюмень, 2003.

[3]. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

[4]. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004.

[5]. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6]. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

[7]. Психологическое тестирование / Под ред. П. Пишо. — 16-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 160 с.

[8]. РезапкинаГ.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2006.

[9]. Чистякова С.Н., Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Педагогика, 1987.

PSYCHODIAGNOSTIC METHODS «PROFESSIONAL PREFERENCES»

Marina Y. Kolosnitsyna, Ph.D in Medicine, Associate Professor of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, vodolei21@mail.ru Diana N. Umerova, a student of the 5th course, the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, dekis@list.ru

ABSTRACT

The article gives a diagnostics method for structural elements of the professional self-determination. The Author's psychological and diagnostics methods «Professional preferences» are introduced.

It is shown that professional self-research related to the study of professional inclination as the form of the person's orientation, and based on the data of differential personal psychology and professions' typology. The performed theoretical analysis allowed drawing a conclusion that professional self-determination is the selective attitude of a man to the world of professions, choosing a specific profession taking into account inclinations and capabilities, requirements to professional and socio-economic conditions.

Keywords: professional self-determination; professional motivation; professional interest; professional orientation; professional identity; psycho-diagnostic methods

REFERENCES

[1]. Anastasi A., Urbina S. Psychological testing. — St. Peter., 2003.

[2]. Batyreva M.V. Process of professional self-determination of the urban youth: author... dis. candidate sotciol. science / Batyreva Maria Vladimirovna. — Tyumen, 2003.

[3]. Burlachuk L.F., Morozov S.M. Dictionary of psycho-diagnostics. — St. Petersburg: Publ. «Peter», 2000.

[4]. Klimov E.A. Introduction to Psychology Labour: A Textbook. — M.: Moscow University; Publishing Center «Academy», 2004.

[5]. Workshop on General, Experimental and Applied Psychology / Ed. A.A. Krylova, S.A. Manicheva. — St. Peter., 2002.

[6]. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.J. Work Psychology and Human Dignity: Proc. manual for students enrolled in the direction and specials. «Psychology». — M.: Publishing Center «Academy», 2003.

[7]. Psychological Testing / Ed. P. Pisho. — 16th ed. — St. Peter., 2003.

[8]. Rezapkina G.V. Selection in profile classes. — M.: Genesis, 2006.

[9]. Chistyakov S.N., Zakharov N.N. Vocational counseling students: the organization and management. — M.: Pedagogy, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.