Научная статья на тему 'Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков'

Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-зависимость / профилактика / социальная психология зависимости межличностное взаимодействие / Internet addiction / prevention / social psychology of addiction / interpersonal interaction

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аджиева З. И., Борлакова Ф. А., Аджиев А. М., Боташева М. М.

Интернет-зависимость особенно сильно беспокоит специалистов, занимающих детскими и подростковыми проблемами. В настоящий момент невозможно выработать единую стратегию борьбы с зависимостью от виртуального мира в связи с отсутствием критериев оценки увлечённости интернетом, а также сложность в определении границ времени, проведенного в сети и данной проблемой обеспокоены не только психологи, но и государственные органы, заинтересованные в результатах исследований, направленных на формирование стратегий борьбы с интернет-зависимостью у подростков, а также ее предотвращение. В статье затронуты факторы негативного влияния интернет-технологий на подростков и механизмы противодействия этому влиянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аджиева З. И., Борлакова Ф. А., Аджиев А. М., Боташева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological prevention of internet dependence in teenagers

Internet addiction is of particular concern to specialists dealing with children’s and adolescent problems. At the moment, it is impossible to develop a unified strategy to combat addiction to the virtual world due to the lack of criteria for assessing the enthusiasm for the Internet, as well as the difficulty in determining the boundaries of the time spent on the network and this problem is concerned not only by psychologists, but also by government agencies interested in the results of research aimed at developing strategies to combat Internet addiction in adolescents, as well as its prevention. The article touches upon the factors of the negative impact of Internet technologies on adolescents and the mechanisms to counter this influence.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков»

Аджиева З.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Государственные и административно-правовые дисциплины» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск.

Борлакова Ф.А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальной работы ФБГОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск.

Аджиев А.М.

Аспирант, ФГБОУ ВО «СевКавГА» (Северо-Кавказская Государственная Академия), г. Черкесск.

Боташева М.М.

Студентка. ФГБОУ ВО «СевКавГА» (Северо-Кавказская Государственная Академия), г. Черкесск.

Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков

Согласно данным отчета Digital 2022 Global Overview Report, 62,5% мирового населения используют интернет, аудитория соцсетей выросла до 4,62 млрд, а юзеры проведут в сети более 12,5 трлн часов в наступившем году. Такая статистика подтверждает, что в эпоху информатизации сеть Интернет играет все большее значение для каждого из нас. Интернет - это простой и доступный практически для всех источник многочисленной информации, средство для поиска досуга или работы, знакомств и общения. Так, на Едином портале государственных и муниципальных услуг в приложении или на сайте предоставляется возможность записаться на приём к врачу, получить пособие, зарегистрировать брак и пользоваться множеством других функций. Однако наряду с неоспоримыми преимуществами Интернет несёт в себе опасность: развитие зависимости, в первую очередь, у подростков, которые оказываются подвержены любому влиянию.

Можно выделить 2 основных вида Интернет-зависимости: 1. Зависимость от компьютерных игр. Подростки путают настоящую и

вымышленную реальность и с головой погружаются в виртуальный мир, поскольку в рамках игры они чувствуют себя неуязвимыми и способными на все. Так, К. Брент выяснил, что из числа всех игроков "MMORGP World of Warcraf' количество зависимых составляет 44%. Чрезмерное увлечение подростком компьютерными играми, в частности, «стрелялками» может влиять на формирование девиантного или, что более страшно, противоправного поведения и привести к страшным последствиям. Так, 15-летний подросток признался, что попытался воспроизвести сюжет компьютерной игры в реальной действительности: 30 апреля 2018 года он жестоко убил студентку РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. После ряда подобных случаев ВОЗ официально признала игроманию заболеванием, а Всемирная организация здравоохранения включила ее в перечень заболеваний МКБ-11 в 2018 году. С 1 января 2022 года данный документ вступил в силу.

2. Не менее важным является освещение зависимости от социальных сетей. К слову, не только подростки, но и многие взрослые люди становятся зависимыми от виртуального общения, бесцельного просмотра «тиктоков» и наблюдения за жизнью звёзд. Психологи классифицируют таких людей психически неустойчивыми. Злоупотребление социальными сетями может привести к снижению концентрации внимания у подростков, и влиять на их психологическое состояние, в том числе приводят к хроническому расстройству сна. Согласно оценке канадского Центра аддикций и ментального здоровья, проведение в социальной сети более 2 часов в день может представлять для пользователя большую опасность. Как считает М. Шоттон, зависимые воспринимают компьютер как своеобразного логичного и рационального конкурента. Неустойчивые подростки ставят цель добиться от соперника в лице компьютера абсолютного контроля и подчинения. Они «отыгрываются», поскольку в жизни не могут осуществить собственные желания и достичь конкретных результатов, не могут контролировать свои взаимоотношения с реальными людьми[4].

В психологии выделяют следующие симптомы зависимости от интернета: эйфория за компьютером, неостановимое и неконтролируемое желание проводить время за компьютером, пренебрежение учебой, досугом и живым общением с людьми, чувства раздражительности и опустошенности, влекущие за собой депрессию и апатию. Проанализировав совокупность представленных особенностей, Белов А.В., сделал вывод о взаимосвязи указанных факторов как о социально-психологической

предпосылке формирования интернет-зависимого поведения. Конечной целью поисковой активности, направленной на преодоление дискомфортного состояния личности, вызванного сформировавшимися в процессе социализации особенностями, может выступать эмоциональная привязанность к интернет-взаимодействию как к средству преодоления психологического дискомфорта[2].

Наблюдается, что наиболее подверженными Интернет-зависимости оказываются замкнутые подростки, имеющие проблемы с общением и чувствующие себя изгоями, изолированными от общества. Важно не только вовремя выявлять предрасположенность подростков, но и замечать их возможные проблемы в семье: конфликтность, неблагоприятная среда и негативная атмосфера напрямую влияют на психологическое состояние подростка и подверженность к различным видам зависимости. При этом, журналисты «Российской газеты» считают, что «сильных Интернет укрепляет, а слабых - подавляет и разрушает».

Среди факторов, повлиявших на появление зависимости у подростков можно назвать и начавшуюся в 2020 году пандемию коронавирусной инфекции. За 2020 год в социальных сетях появилось на 10% пользователей больше. Карантинный режим и дистанционное обучение стали для подростков возможным вариантом продолжить обучение и поддержать контакт со сверстниками. Однако в этот период живое общение значительно ограничилось, и подростки стали проводить большую часть своего свободного времени в соцсетях или за компьютерными играми.

Рассмотрим данные по итогам всероссийского опроса, предоставленные учёными ВЦИОМ. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ в 2019 г. организовал опрос в России о том, как, по мнению россиян, социальные сети влияют на подростков. Более половины опрошенных респондентов от 14 до 17 лет (54%) отметили, что социальные сети не оказывают существенного влияния на подростков. Ответы совершеннолетних респондентов отличаются от мнения подростков. Участники старше 18 лет считают, что социальные сети оказывают плохое влияние на подростков (58%). При этом как взрослые, так и подростки редко сталкивались с негативным контентом в соцсетях. Результаты опроса показывают, что осведомленность об опасных группах в соцсетях (пропагандирующих самоубийства, насилие, терроризм) достаточно низкая и мало отличается среди подростков и населения в целом. Так, о пабли-ках, распространяющих материалы о самоубийствах знают 16% взрослых респондентов и 18% подростков, о группах, пропагандирующих насилие

- 10% и 11%, терроризм - 9% и 6%. Согласно опросу, основные причины интереса к подобным группам находятся за пределами онлайн-среды

- психологические проблемы самих подростков (49% среди подростков, 33% среди опрошенных старше 18 лет), отсутствие контроля со стороны родителей (29% и 38% соответственно) и конфликты со сверстниками (31% и 24% соответственно). Участие в опасных группах рассматривают как следствие проблем подростков в реальной жизни 53% среди респондентов старше 18 лет и 60% в группе 14-17-летних [3].

Таким образом, большинство родителей понимают проблему интернет зависимости, но не предпринимают никаких мер и связано это, как мы предполагаем нехваткой времени. Нехватка времени не только потому, что родители работают, а из-за того, что они сами проводят много времени в интернете, ведь легче отвлечь ребенка, вручив ему телефон, чем пообщаться с ним, что провоцирует формирование зависимого (аддиктивного) поведения у подростков. Зависимость подростка - это результат отношений внутри семьи, признак ее дисфункции, выраженный в неспособности членов семьи выполнять те функции, которые ей характерны.

По мнению Алистратовой И.Ю., систематическая работа по профилактике интернет-зависимости служит условием прекращения ее прогресси-рования, так как способствует формированию у подростков осознанного отношения к использованию интернета, уменьшению количества времени, проводимого ими в сети, снижению уровня зависимости, приобретению эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения и решения стрессовых ситуаций, повышению уровня коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе, стрессоустойчивости [1].

Конечно ведется и государственная политика против интернет- зависимости, на Госуслугах появился раздел «Кибербезопасность - это просто», в рамках которого для подростков и любых желающих есть возможность пройти тест и узнать, насколько хорошо они умеют распознавать уловки мошенников, как обезопасить себя от интернет-угроз, скачать список повторяющихся обычно фраз мошенников и многое другое.

А также ввиду увеличения числа зависимых от интернета подростков, соответственно, в РФ могут ограничить продажу видеоигр: Минэкономики вынесли предложение о запрете игр с запрещённой информацией, а разработчиков и издателей игр предлагают заставить маркировать свой контент по возрастным категориям. То есть власти «обеспечат безопас-

ность контента компьютерных игр для здоровья граждан». Закон должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.

Таким образом, для профилактики Интернет-зависимости мы считаем необходимым проводить беседы с родителями и подростками на приемах у психолога, проводить различные мероприятия в школах, направленные на непосредственное выявление предрасположенных к Интернет-зависимости подростков и в целом формировать для благоприятную для них среду, как в семьях, так и в образовательных учреждениях.

Список литературы:

1. Алистратова И.Ю. Интернет-зависимость в подростковом возрасте: диагностика и профилактика // URL: https://infourok. ru/user/alistratova-irina-yurevna1/blog/internetzavisimost-v-podrostkovom-vozraste-diagnostika-i-profilaktika-82954.html (Дата обращения: 10.12.2022).

2. Белов А.В. Психологический подход к изучению проблемы интернет-зависимости // The Scientific Heritage. 2021. № 61-4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-problemy-internetzavisimosti (Дата обращения: 18.12.2022).

3. Как часто подростки пользуются интернетом и сидят в соцсетях [Электронный ресурс]. // URL: https://mayaksbor.ru/news/ society/kak_chasto_podrostki_polzuyutsya_internetom_i_sidyat_v_sotssetyakh/# (Дата обращения: 10.12.2022).

4. Психологический журнал. Актуальные проблемы зависимости от интернета.2004. № 1 // URL: http://psyfactor.org/lib/addict. htm (Дата обращения: 10.12.2022).

Bibliography

1. Alistratova I.Yu. Internet addiction in adolescence: diagnosis and prevention // URL: https://infourok.ru/user/alistratova-irina-yure-vna1/blog/internetzavisimost-v-podrostkovom-vozraste-diagnostika-i-profilaktika-82954.html (Дата обращения: 10.12.2022).

2. Belov A.V. Psychological approach to studying the problem of Internet addiction // The Scientific Heritage. 2021. № 61-4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-problemy-internetzavisimosti (12.18.2022).

3. How often teenagers use the Internet and use social networks // URL: https://mayaksbor.ru/news/society/kak_chasto_podrostki_pol-zuyutsya_internetom_i_sidyat_v_sotssetyakh/# (12.10.2022).

4. Psychological magazine. Actual Problems of Dependence on the Internet.2004. No. 1 // URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm (12.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.