Аджиева З.И.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Государственные и административно-правовые дисциплины» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск.
Борлакова Ф.А.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальной работы ФБГОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск.
Аджиев А.М.
Аспирант, ФГБОУ ВО «СевКавГА» (Северо-Кавказская Государственная Академия), г. Черкесск.
Боташева М.М.
Студентка. ФГБОУ ВО «СевКавГА» (Северо-Кавказская Государственная Академия), г. Черкесск.
Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков
Согласно данным отчета Digital 2022 Global Overview Report, 62,5% мирового населения используют интернет, аудитория соцсетей выросла до 4,62 млрд, а юзеры проведут в сети более 12,5 трлн часов в наступившем году. Такая статистика подтверждает, что в эпоху информатизации сеть Интернет играет все большее значение для каждого из нас. Интернет - это простой и доступный практически для всех источник многочисленной информации, средство для поиска досуга или работы, знакомств и общения. Так, на Едином портале государственных и муниципальных услуг в приложении или на сайте предоставляется возможность записаться на приём к врачу, получить пособие, зарегистрировать брак и пользоваться множеством других функций. Однако наряду с неоспоримыми преимуществами Интернет несёт в себе опасность: развитие зависимости, в первую очередь, у подростков, которые оказываются подвержены любому влиянию.
Можно выделить 2 основных вида Интернет-зависимости: 1. Зависимость от компьютерных игр. Подростки путают настоящую и
вымышленную реальность и с головой погружаются в виртуальный мир, поскольку в рамках игры они чувствуют себя неуязвимыми и способными на все. Так, К. Брент выяснил, что из числа всех игроков "MMORGP World of Warcraf' количество зависимых составляет 44%. Чрезмерное увлечение подростком компьютерными играми, в частности, «стрелялками» может влиять на формирование девиантного или, что более страшно, противоправного поведения и привести к страшным последствиям. Так, 15-летний подросток признался, что попытался воспроизвести сюжет компьютерной игры в реальной действительности: 30 апреля 2018 года он жестоко убил студентку РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. После ряда подобных случаев ВОЗ официально признала игроманию заболеванием, а Всемирная организация здравоохранения включила ее в перечень заболеваний МКБ-11 в 2018 году. С 1 января 2022 года данный документ вступил в силу.
2. Не менее важным является освещение зависимости от социальных сетей. К слову, не только подростки, но и многие взрослые люди становятся зависимыми от виртуального общения, бесцельного просмотра «тиктоков» и наблюдения за жизнью звёзд. Психологи классифицируют таких людей психически неустойчивыми. Злоупотребление социальными сетями может привести к снижению концентрации внимания у подростков, и влиять на их психологическое состояние, в том числе приводят к хроническому расстройству сна. Согласно оценке канадского Центра аддикций и ментального здоровья, проведение в социальной сети более 2 часов в день может представлять для пользователя большую опасность. Как считает М. Шоттон, зависимые воспринимают компьютер как своеобразного логичного и рационального конкурента. Неустойчивые подростки ставят цель добиться от соперника в лице компьютера абсолютного контроля и подчинения. Они «отыгрываются», поскольку в жизни не могут осуществить собственные желания и достичь конкретных результатов, не могут контролировать свои взаимоотношения с реальными людьми[4].
В психологии выделяют следующие симптомы зависимости от интернета: эйфория за компьютером, неостановимое и неконтролируемое желание проводить время за компьютером, пренебрежение учебой, досугом и живым общением с людьми, чувства раздражительности и опустошенности, влекущие за собой депрессию и апатию. Проанализировав совокупность представленных особенностей, Белов А.В., сделал вывод о взаимосвязи указанных факторов как о социально-психологической
предпосылке формирования интернет-зависимого поведения. Конечной целью поисковой активности, направленной на преодоление дискомфортного состояния личности, вызванного сформировавшимися в процессе социализации особенностями, может выступать эмоциональная привязанность к интернет-взаимодействию как к средству преодоления психологического дискомфорта[2].
Наблюдается, что наиболее подверженными Интернет-зависимости оказываются замкнутые подростки, имеющие проблемы с общением и чувствующие себя изгоями, изолированными от общества. Важно не только вовремя выявлять предрасположенность подростков, но и замечать их возможные проблемы в семье: конфликтность, неблагоприятная среда и негативная атмосфера напрямую влияют на психологическое состояние подростка и подверженность к различным видам зависимости. При этом, журналисты «Российской газеты» считают, что «сильных Интернет укрепляет, а слабых - подавляет и разрушает».
Среди факторов, повлиявших на появление зависимости у подростков можно назвать и начавшуюся в 2020 году пандемию коронавирусной инфекции. За 2020 год в социальных сетях появилось на 10% пользователей больше. Карантинный режим и дистанционное обучение стали для подростков возможным вариантом продолжить обучение и поддержать контакт со сверстниками. Однако в этот период живое общение значительно ограничилось, и подростки стали проводить большую часть своего свободного времени в соцсетях или за компьютерными играми.
Рассмотрим данные по итогам всероссийского опроса, предоставленные учёными ВЦИОМ. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ в 2019 г. организовал опрос в России о том, как, по мнению россиян, социальные сети влияют на подростков. Более половины опрошенных респондентов от 14 до 17 лет (54%) отметили, что социальные сети не оказывают существенного влияния на подростков. Ответы совершеннолетних респондентов отличаются от мнения подростков. Участники старше 18 лет считают, что социальные сети оказывают плохое влияние на подростков (58%). При этом как взрослые, так и подростки редко сталкивались с негативным контентом в соцсетях. Результаты опроса показывают, что осведомленность об опасных группах в соцсетях (пропагандирующих самоубийства, насилие, терроризм) достаточно низкая и мало отличается среди подростков и населения в целом. Так, о пабли-ках, распространяющих материалы о самоубийствах знают 16% взрослых респондентов и 18% подростков, о группах, пропагандирующих насилие
- 10% и 11%, терроризм - 9% и 6%. Согласно опросу, основные причины интереса к подобным группам находятся за пределами онлайн-среды
- психологические проблемы самих подростков (49% среди подростков, 33% среди опрошенных старше 18 лет), отсутствие контроля со стороны родителей (29% и 38% соответственно) и конфликты со сверстниками (31% и 24% соответственно). Участие в опасных группах рассматривают как следствие проблем подростков в реальной жизни 53% среди респондентов старше 18 лет и 60% в группе 14-17-летних [3].
Таким образом, большинство родителей понимают проблему интернет зависимости, но не предпринимают никаких мер и связано это, как мы предполагаем нехваткой времени. Нехватка времени не только потому, что родители работают, а из-за того, что они сами проводят много времени в интернете, ведь легче отвлечь ребенка, вручив ему телефон, чем пообщаться с ним, что провоцирует формирование зависимого (аддиктивного) поведения у подростков. Зависимость подростка - это результат отношений внутри семьи, признак ее дисфункции, выраженный в неспособности членов семьи выполнять те функции, которые ей характерны.
По мнению Алистратовой И.Ю., систематическая работа по профилактике интернет-зависимости служит условием прекращения ее прогресси-рования, так как способствует формированию у подростков осознанного отношения к использованию интернета, уменьшению количества времени, проводимого ими в сети, снижению уровня зависимости, приобретению эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения и решения стрессовых ситуаций, повышению уровня коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе, стрессоустойчивости [1].
Конечно ведется и государственная политика против интернет- зависимости, на Госуслугах появился раздел «Кибербезопасность - это просто», в рамках которого для подростков и любых желающих есть возможность пройти тест и узнать, насколько хорошо они умеют распознавать уловки мошенников, как обезопасить себя от интернет-угроз, скачать список повторяющихся обычно фраз мошенников и многое другое.
А также ввиду увеличения числа зависимых от интернета подростков, соответственно, в РФ могут ограничить продажу видеоигр: Минэкономики вынесли предложение о запрете игр с запрещённой информацией, а разработчиков и издателей игр предлагают заставить маркировать свой контент по возрастным категориям. То есть власти «обеспечат безопас-
ность контента компьютерных игр для здоровья граждан». Закон должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.
Таким образом, для профилактики Интернет-зависимости мы считаем необходимым проводить беседы с родителями и подростками на приемах у психолога, проводить различные мероприятия в школах, направленные на непосредственное выявление предрасположенных к Интернет-зависимости подростков и в целом формировать для благоприятную для них среду, как в семьях, так и в образовательных учреждениях.
Список литературы:
1. Алистратова И.Ю. Интернет-зависимость в подростковом возрасте: диагностика и профилактика // URL: https://infourok. ru/user/alistratova-irina-yurevna1/blog/internetzavisimost-v-podrostkovom-vozraste-diagnostika-i-profilaktika-82954.html (Дата обращения: 10.12.2022).
2. Белов А.В. Психологический подход к изучению проблемы интернет-зависимости // The Scientific Heritage. 2021. № 61-4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-problemy-internetzavisimosti (Дата обращения: 18.12.2022).
3. Как часто подростки пользуются интернетом и сидят в соцсетях [Электронный ресурс]. // URL: https://mayaksbor.ru/news/ society/kak_chasto_podrostki_polzuyutsya_internetom_i_sidyat_v_sotssetyakh/# (Дата обращения: 10.12.2022).
4. Психологический журнал. Актуальные проблемы зависимости от интернета.2004. № 1 // URL: http://psyfactor.org/lib/addict. htm (Дата обращения: 10.12.2022).
Bibliography
1. Alistratova I.Yu. Internet addiction in adolescence: diagnosis and prevention // URL: https://infourok.ru/user/alistratova-irina-yure-vna1/blog/internetzavisimost-v-podrostkovom-vozraste-diagnostika-i-profilaktika-82954.html (Дата обращения: 10.12.2022).
2. Belov A.V. Psychological approach to studying the problem of Internet addiction // The Scientific Heritage. 2021. № 61-4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-problemy-internetzavisimosti (12.18.2022).
3. How often teenagers use the Internet and use social networks // URL: https://mayaksbor.ru/news/society/kak_chasto_podrostki_pol-zuyutsya_internetom_i_sidyat_v_sotssetyakh/# (12.10.2022).
4. Psychological magazine. Actual Problems of Dependence on the Internet.2004. No. 1 // URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm (12.10.2022).