Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1138
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ГЕМБЛИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Оксана Дмитриевна, Глазырина Лидия Геннадьевна

В статье поднимаются вопросы влияния интернета и компьютерных игр насильственного характера на формирование агрессивности подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на установление взаимосвязи между интернет-зависимостью, склонностью к игровой зависимости и агрессивностью современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF AGGRESSION IN INTERNET-DEPENDENT ADOLESCENTS

The article raises questions about the influence of the Internet and violent computer games on the formation of adolescents' aggression. The results of an empirical study aimed at establishing the relationship between Internet addiction, propensity to game addiction and aggressiveness of modern adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ»

Исследование агрессии у интернет-зависимостых подростков Study of aggression in internet-dependent adolescents

Кузнецова Оксана Дмитриевна

студентка 5 курса ИИЯ

Волгоградского государственного социально-педагогического университета

г. Волгоград, Россия E-mail: ksanakuznecova@mail.ru

Kuznetsova Oksana Dmitrievna

5ndyear student at the Institute of Foreign Languages Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia E-mail: ksanakuznecova@mail. ru

Научный руководитель Глазырина Лидия Геннадьевна

Волгоградский социально-педагогический университет

Волгоград, Россия e-mail: glazurina@mail.ru

Scientific adviser Glazyrina Lidiya Gennadievna

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia e-mail: glazurina@mail.ru

Аннотация.

В статье поднимаются вопросы влияния интернета и компьютерных игр насильственного характера на формирование агрессивности подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на установление взаимосвязи между интернет-зависимостью, склонностью к игровой зависимости и агрессивностью современных подростков.

Annotation.

The article raises questions about the influence of the Internet and violent computer games on the formation of adolescents' aggression. The results of an empirical study aimed at establishing the relationship between Internet addiction, propensity to game addiction and aggressiveness of modern adolescents are presented.

Ключевые слова: подростки, агрессия, интернет-зависимость, гемблинг.

Key words: teenagers, aggression, internet addiction, gambling.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из характеристик современного общества является технологический и информационный прогресс, который оказывает большое влияние на развитие и формирование личности современных подростков. Тенденция к постоянному увеличению объема информации негативного характера в СМИ, интернет и социальных сетях (проблемы терроризма, угроза заражения различными заболеваниями) приводит к тому, что подростки находятся в постоянном психоэмоциональном напряжении. С точки зрения ученых (Анцыферова Л.И., Мадди С.Р., Платонова Н.М., Реан А.А., Фрейд З., Фрейд А. и др.) одним из защитных механизмов личности от воздействий на неё внешнего мира, защитной реакции на стрессовую ситуацию является агрессия.

Анализ исследований данной проблемы (Валькова Л.С., Зимлева З.А., Львова Е.Н., Мартынова Н.В., Попов В.А., Ольшанская Е.В., Реан А.А., Солдатова Г.У., Ушанова А.А., Чигарькова С.В. и др.) показал, что на сегодняшний момент в поведении подростков наблюдается тенденция к росту агрессии. Анализ научных исследований позволил нам выделить основные причины агрессии подростков:

1. Биологические причины, наследственность. Данный фактор включает генетические проблемы, органические нарушения или травмы головного мозга, уровень гормонального фона в период полового созревания, а так же особенности функционирования нервной системы или темперамента (Белобрыкина О.А., Карре Д., Слободчиков В.И., Эллис. М. и др.);

2. Психологические причины. К данным причинам относятся индивидуальные особенности личности подростка, среди которых можно выделить тревожность, неадекватный уровень самооценки, неразвитую рефлексию, низкий уровень самоконтроля, эгоцентризм, хроническую неуспешность (Божович Л.И., Глазырина Л.Г., Кон И.С., Маралов В.Г., Прихожан А.М., Шеркевич В.С. и др.). Так, например, отмечено, что и сверстники, и взрослые негативно относятся к неуспешным по жизни подросткам. Негативное отношение со стороны только усугубляет положение таких подростков, так как способствует формированию и закреплению у них специфичных черт характера и стратегий поведения, таких как скрытая и открытая агрессия [4].

3. Социальные причины. Одной из характеристик социализации подростков является присвоение ими ценностно -нормативных моделей и образцов социального поведения, которое может происходить, как осознано, так и неопознано. Как показывают исследования в семьях, в которых родители уклонятся от эмоциональных контактов или враждебно настроены по отношению к своему ребенку, у подростков был выявлен повышенный уровень агрессивности. В таких семьях дети непроизвольно научаются у взрослых агрессивной модели поведения, как единственному способу взаимодействия с окружающими [2,7].

В настоящее время в подростковой субкультуре наблюдается модная тенденция быть агрессивным. Агрессия позволяет компенсировать пассивность, зависимость, не умение отстаивать собственные интересы и цели. Такое поведение подростков формируется вследствие общения в определенных группах, где их самооценка может быть снижена окружающими людьми. Для того чтобы приспособиться в обществе, привлечь к себе внимание, подростки могут применять агрессивное поведение по отношению к своим одноклассникам, сверстникам, и даже по отношению к взрослым [3,4]

Необходимо отметить, что в последнее время психологи акцентируют внимание на влияние неоднозначно направленной информации, транслируемой в СМИ и Интернете. С точки зрения психологов интернет является не только средством массовой коммуникации, но и пусковым механизмом агрессивных форм поведения подростков и молодежи, так как именно эта возрастная категория является не только максимально вовлеченной в цифровой мир, но и наиболее уязвимой в силу возрастно-психологических особенностей [8,9]. Исследования доказываю, что подростки, которые постоянно играют в компьютерные игры насильственного характера, подвержены негативным мыслям, чувствам и агрессивным действиям. Исследования Бандуры А., доказывают, что чувства, возникающие у детей в процессе пассивного наблюдения за агрессивным поведением со стороны, ведут к появлению у него реальной агрессии [6].

В 2019-20 гг. нами было проведено эмпирическое исследование на базе ряда школ и гимназий г. Волгограда с подростками 8-11-х классов. Теоретико-методологической основой стали работы ученных, рассматривающих агрессию, как результат научения деструктивному поведению в специфических условиях. Целью исследования стало изучение влияния компьютерных игр насильственного характера на формирование агрессивности у интернет-зависимых подростков.

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочей гипотезой нашего исследование стало предположение о том, что уровень агрессии интернет -зависимых подростков, играющих в компьютерные игры насильственного характера выше, чем у независимых.

Исследование было проведено в два этапа.

На первом этапе исследования с помощью методик К.С. Янга «Интернет-зависимости и «Шкала игровой зависимости» Т. Такера, модифицированная и адаптированная для несовершеннолетних Коныгиной И.А., нами было установлено, что склонность к интернет-зависимости имеется у 60% подростков, принявших участие в нашем исследовании (выборка п=200). При этом необходимо отметить, что данные старшеклассники так же имеют высокие показатели по методике «Шкала игровой зависимости» Т. Такера зависимости от компьютерных игр. Согласно автору методики поведение данных подростков во время компьютерных игр характеризуется потерей эмоционально-волевого контроля в игре - 62,5% подростков, а у 25% школьников на уровне вероятности формирования гемблинга (рис.1.).

ю%_

80%

отсутствие возможность имеются потеря вероятность

негатив негатив негатив контроля в игре гемблинга

последствий последствий последствия

Рисунок 1. Результаты исследования по методикам «Интернет-зависимость» К.С. Янг и «Шкала игровой

зависимости» Т. Такера

Нами было установлено, что 30% испытуемых имеют проблемы с чрезмерным использованием интернета, и только 10% школьников, принявших участие в исследовании и играющих в компьютерные игры, не имеют склонности к зависимости от интернета и компьютерных игр.

На втором этапе исследования для установления вида и уровня агрессии испытуемых нами была использована методика Почебут Л.Г. «Опросник агрессивности». Людмила Георгиевна предлагает выделять помимо общей агрессии еще и отдельные ее виды: вербальную, физическую, предметную, эмоциональную и самоагрессию.

Анализ результатов исследования по данной методике показал, уровень агрессии у всех участников исследования находится в пределах нормы, но при этом проявляется по-разному в разных группах испытуемых (рис. 2).

«Уровень агрессии» Почебут Л.Г.

Рисунок 2. Результаты исследование по методикам «Интернет-зависимость» К.С. Янг и «Уровень

агрессивности» Л.Г. Почебут

На рисунке 2 видно, что обычные пользователи Сети обладают низким уровнем агрессии (75%). У данных подростков агрессия слабо выражена, в основном они спокойны и обладают высокой степенью адаптированности. Испытуемые имеющие проблемы с чрезмерным использованием интернета обладают средним уровнем агресси (66%). У интернет-зависимых подростков уровень агрессии варьируется в пределах от выше среднего до очень высокого (50-21%).

Корреляционный анализ результатов исследования с помощью метода Спирмена показал наличие прямой связи между шкалами интернет-зависимость, уровень зависимости от компьютерных игр и уровень агрессии подростков (р = 0.370). Так нами было установлено, что от количества проведенного время в Интернете подростком, зависит его уровень его агрессии и склонность к гемблингу. Самый высокий уровень агрессии обнаружен у подростков, проводивших время в Интернете более 15 часов в сутки посвящая его в большей части играм, таким как «стрелялки» и прочие «экшены» (рис. 3).

Рисунок 3. Соотношение результатов исследование по методикам К.С. Янг, Т. Таккера и Л.Г. Почебут

Подтверждение данных результатов мы находим в исследованиях Беловешкина А., Жмуров Д.В., Щедриной Е.В. и др. Согласно ученым, компьютерные игры оказывают непосредственное влияние на психоэмоциональное состояние подростков. Так, например, после череды побед в компьютерных играх у

испытуемых в крови было выявлено высокое содержание серотанина (гормона счастья), а после ряда проигрышей - высокое содержание тестостерона (гормона агрессии и стресса) [1,5,8]. С точки зрения авторов формирования игровой зависимости происходит, за счет, стремления подростка еще больше испытать положительные эмоции. Это желание побуждает игрока вновь возвращаться к игре. Череда поражений провоцирует появление негативных эмоций. Количество баллов и бонусные «подарки», получаемые подростками в игре за победы, выступают как подкрепляющие стимулы агрессивного поведения. Следующий «шаг» - перенос подростком данной модели поведения из компьютерной игры в реальную жизненную ситуацию [1,5,8].

Согласно результатам нашего исследования у интернет-зависимых подростков была выявлена склонность к проявлению вербальной агрессии (58%), выплеску агрессии на окружающие их предметы (33%). Им сложно выстраивать общение с другими людьми. Педагоги характеризуют данных школьников как эмоционально «черствыми», подозрительными, недоброжелательными, конфликтными (рис.4).

эмоциональная агрессия физическая агрессия выплеск на окр. предметы вербальная агрессия

самоагрессия

0% 20% 40% 60% 80% 100% Рисунок 4. Виды проявления агрессий у интернет-зависимых испытуемых по методике Почебут Л.Г.

Особое внимание привлекает тот факт, что 83% старшеклассников, принявших участие в исследовании, обладают завышенным уровнем самоагрессии. Согласно Почебут Л.Г. данные подростки неудовлетворенны собой, у них отсутствуют либо слабо работают механизмы психологической защиты, что делает таких детей беззащитными в агрессивной среде (рис.4). У данных школьников поведение характеризуется эмоциональным отчуждением, подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью в общении с другими людьми, что только усугубляет конфликты и ухудшает положение аутоагрессивного подростка. С точки зрения Глазыриной Л.Г., Нечаевой А.С., Шеркевич В.С., неудовлетворенность общением в семье с родителями, своим положением в школьном коллективе, личностная неуспешность толкает аутоагрессивных подростков уходить мир грез и фантазий, виртуальный мир компьютерных игр, где они могут быть не просто успешными, но быть героями, которых любят и уважают [2,3,4]. Это дает нам возможность сделать предположение, что аутоагрессия может являться источником формирования интернет-зависимости и гемблинга у данных подростков.

ВЫВОДЫ

Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что:

- между уровнем зависимости от компьютерных игр и агрессивности имеется прямая связь: чем выше уровень зависимости подростка от интернета и компьютерных игр, тем выше у него уровень агрессивности;

- подростки, имеющие зависимость от интернета и компьютерных игр склонны к самоагрессии;

- природа данных явлений неоднозначна и требует дальнейшего изучения, результаты которого будут освещены в следующих работах.

33%

58%

Список используемой литературы:

1. Беловешкин А. Влияние гормонов на поведение // [Электронный ресурс]. - URL: https://econet.ru/articles/148307 (дата обращения: 22.11.2020).

2. Глазырина Л.Г., Нечаева А.А. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2015. - № 2 (92). - C. 13-15.

3. Глазырина Л.Г. Причины хронической неуспешности современных школьников / Л.Г. Глазырина // От здоровьесбережения к здоровьесозиданию в образовательном пространстве: матер. н.п.к. - Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016. - C.142-144

4. Глазырина Л.Г., Шеркевич В.С., К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. № 4(21). - С. 297-301

5. Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия // Домашний ПК. - 2003. № 5, С.3

6. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. 688 с.

7. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 2333

8. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29. - № 1. -С. 66-91

9. Щедрина Е.В. Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику // Научная жизнь. -2006. № 6., С.182-183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.