Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ / ПОДРОСТОК / ПРЕДМЕТНАЯ АГРЕССИЯ / РЕБЁНОК / САМОАГРЕССИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSION / HOSTILITY / DEVIATION IN BEHAVIOR / TEENAGER / SUBSTANTIVE AGGRESSION / CHILD / SELF-AGGRESSION / DIFFICULT LIFE SITUATION / PHYSICAL AGGRESSION / EMOTIONAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

В статье приводятся результаты исследования, посвященного диагностики агрессии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассматриваются две группы, относимые к данной категории: подростки с отклоняющимся поведением и подростки, оставшиеся без попечения родителей. В качестве диагностического инструментария используется опросник для определения уровня агрессии (Л.Г. Почебут), для статистического анализа - U критерий Манна-Уитни. Формулируются выводы, согласно которым подростки с отклонениями в поведении более подвержены агрессивному поведению, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, с наибольшей (значимой) выраженностью по шкалам: «физическая агрессия» и «самоагрессия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF AGGRESSION OF ADOLESCENTS IN THE DIFFICULT LIFE SITUATION

The article contains the results of a study on the diagnosis of aggression by adolescents in difficult situations, and considers two groups classified in this category: adolescents with deviating behaviour and adolescents without parental care. As diagnostic tools, a questionnaire for determining the level of aggression (L. G. Poschebut) is used, for statistical analysis - U criterion Mann-Whitney. It is concluded that adolescents with behavioural deviations are more susceptible to aggressive behaviour than adolescents without parental care, with the greatest (significant) expression on scales: "physical aggression" and "self-aggression".

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

Литература:

1. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 2. С. 55-59.

2. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков,

B.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

3. Извольская А.А. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2012. 25 с. — [Электронный ресурс] URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-adaptatsiya-studentov-pervogo-kursa-k-obrazovatelnomu-protsessu-pedagogicheskogo-vuza-kak-faktor-povysheniya-ih-akademich

4. Селье Г. Стресс без дистресса. — [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt with-big-pictures.html

5. Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Исследование личностной тревожности и мотивации у студентов-первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т. 8. Серия «Психология».

C. 74-86.

6. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина). — [Электронный ресурс] URL: http://www.nekrasovspb.ru/doc/18spilberg.pdf

Психология

УДК 316.62

кандидат социологических наук, доцент Науменко Марина Владимировна

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, посвященного диагностики агрессии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассматриваются две группы, относимые к данной категории: подростки с отклоняющимся поведением и подростки, оставшиеся без попечения родителей. В качестве диагностического инструментария используется опросник для определения уровня агрессии (Л.Г. Почебут), для статистического анализа - U критерий Манна-Уитни. Формулируются выводы, согласно которым подростки с отклонениями в поведении более подвержены агрессивному поведению, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, с наибольшей (значимой) выраженностью по шкалам: «физическая агрессия» и «самоагрессия».

Ключевые слова: вербальная агрессия, враждебность, отклонение в поведении, подросток, предметная агрессия, ребёнок, самоагрессия, трудная жизненная ситуация, физическая агрессия, эмоциональная агрессия.

Annоtation. The article contains the results of a study on the diagnosis of aggression by adolescents in difficult situations, and considers two groups classified in this category: adolescents with deviating behaviour and adolescents without parental care. As diagnostic tools, a questionnaire for determining the level of aggression (L. G. Poschebut) is used, for statistical analysis - U criterion Mann-Whitney. It is concluded that adolescents with behavioural deviations are more susceptible to aggressive behaviour than adolescents without parental care, with the greatest (significant) expression on scales: "physical aggression" and "self-aggression".

Keywords: verbal aggression, hostility, deviation in behavior, teenager, substantive aggression, child, self-aggression, difficult life situation, physical aggression, emotional aggression.

Введение. Тематика агрессивности среди подростков всегда акцентировала на себе внимание не только ученых и специалистов, но и общественных организаций, не исключая, международные. Специалисты ВОЗ характеризуют симптоматику агрессивного поведения, выражающуюся частыми, яркими и спонтанными вспышками гнева, враждебным отношением к социальному окружению, конфронтации со взрослыми, отказе следовать правилам и нормам, обидой, мстительностью, ложью, способности использовать физическую силу против оппонента, нечувствительности к страданиям других, жестокости, положительной оценке преступлений и правонарушений.

Проблема агрессивности имеет длинную историю. Многие ученые в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за границей (Бандура А., Уолтерс Р.) работали над проблемой агрессии, но к единому мнению прийти не смогли, вероятно по причине того, что данный феномен имеет много граней. В поле зрения исследователей чаще всего попадают следующие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, пути ее фиксации в качестве поведенческой характеристики, условия, влияющие на проявление агрессии, индивидуальная и половозрастная специфика агрессивного поведения, средства предупреждения агрессии [1, 6].

Выделяются различные определения агрессии, которые соответствуют основным психологическим теориям и концепциям агрессии и агрессивного поведения:

- Агрессия - сильная активность, стремление к самоутверждению.

- Акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые наносят вред другой личности или объекту. Человеческая агрессивность является поведенческой реакцией, которая характеризует себя проявлением силы в попытке причинить вред или ущерб личности или обществу.

- Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

- Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [5].

- Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [4].

Представленные определения возможно условно разделить на две группы. В первой агрессия

представлена как мотивированные действия, которые нарушают номы и правила, причиняют боль и страдания. И тут она разнится на преднамеренную и инструментальную агрессию. Инструментальная агрессия заключается в том, что человек не преследовал цели применить агрессию, но был вынужден

действовать таким образом, и тогда существует не осознанный мотив. Предметная агрессия выражается действиями, которые осознанно причиняют вред или ущерб [1]. Во второй группе агрессия рассматривается как акт враждебности и разрушения, являющаяся поведенческой составляющей. Так, например, в работах Р. Бэрона и Д. Ричардсона дается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3].

Изложение основного материала статьи. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года №124-ФЗ дает определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и дифференцирует их следующим образом: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [7].

В связи с этим, определение детей в данную категорию происходит ввиду различной неблагоприятной социальной этимологии, имея разные социальные корни. Большее количество детей попадает в трудную жизненную ситуацию в подростковом возрасте, в связи с чем, специалистам, работающим с ними, необходимо знать психологические особенности этих детей.

Нередко встречаются ситуации, когда дети попадают в трудную жизненную ситуацию по причинам от них не зависящим. Самостоятельно дети не способны осознать проблемы, справится с ними или не в силах найти выход из сложившейся трудной жизненной ситуации. В таких случаях дети находятся не только под влиянием негативных факторов, но и оказываются оставшимися без помощи со стороны окружения, тогда как вовремя оказанная помощь способствует преодолению трудностей, способна изменить мировоззрение ребенка, систему его ценностей и стать социально полноценным гражданином, здоровой личностью [2].

В приведённом ниже исследовании описываются результаты диагностики агрессии двух групп подростков, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а именно: подростки с отклоняющимся поведением и подростки, оставшиеся без попечения родителей. Исследование проводилось среди подростков, проживающих в Тацинском районе Ростовской области, общее число респондентов составило 80 человек.

В качестве диагностического инструментария использовался опросник для определения уровня агрессии (Л.Г. Почебут), предполагающий выявление уровня вербальной, физической, предметной, эмоциональной и самоагрессии испытуемых.

Среди респондентов первой группы (подростки с отклонениями в поведении) по шкале «Вербальная агрессия» у 20% респондентов выявлена высокая степень агрессивности, низкая выраженность агрессивности по данной шкале обнаружена у 25%. Остальные респонденты (55%) показали среднюю выраженность вербальной агрессии.

Во второй группе (подростков, оставшихся без попечения родителей) высокая степень агрессивности наблюдается у 22,5% респондентов, средняя степень вербальной агрессивности выявлена у 32,5%, и у 45% респондентов наблюдается низкая степень вербальной агрессивности.

По шкале «Физическая агрессивность» у респондентов первой группы (подростки с отклонениями в поведении) высокая степень агрессивности наблюдается у 47,5%, средняя степень агрессивности наблюдается у 35% респондентов и 17,5% показали результат с низкой степенью агрессивности.

У второй группы (подростков, оставшиеся без попечения родителей) результаты по данной шкале распределились следующим образом: высокая степень выраженности физической агрессивности у 32,5% респондентов, средняя степень физической агрессивности наблюдается у 27,5%, низкая степень физической агрессивности выявлена у 40% респондентов.

По шкале «Предметная агрессивность» в первой группе (подростки с отклонениями в поведении) у 27,5% респондентов наблюдается высокая степень агрессивности, средняя степень агрессивности наблюдается у 40% и низкая степень агрессивности обнаружена у 32,5% респондентов.

У группы подростков, оставшихся без попечения родителей, по данной шкале высокая степень агрессивности обнаружена у 7,5%, средняя степень агрессивности у 37,5% респондентов и низкая степень агрессивности наблюдается у 55% респондентов.

По шкале «Эмоциональная агрессия» в первой группе респондентов (подростки с отклонениями в поведении) у 40% высокая степень агрессивности, у 25% средняя степень агрессивности, и у 35% респондентов низкая степень эмоциональной агрессивности.

Во второй группе респондентов (подростки, оставшиеся без попечения родителей) эмоциональная агрессивность проявляется в следующем соотношении: высокая степень выраженности наблюдается у 20%, средняя степень у 27,5% и низкая степень эмоциональной агрессивности наблюдается у 52,5%.

Результаты по шкале «Самоагрессия» выглядят следующим образов. У подростков с отклонениями в поведении высокая степень самоагрессии выявлена у 50%, средняя степень самоагрессии у 43%, низкая степень самоагрессии у 7% респондентов.

В группе подростков, оставшихся без попечения родителей, у 10% респондентов высокая степень самоагрессии, у 65% средняя степень самоагрессии и у 25% низкая степень самоагрессии.

Как мы видим результаты обеих групп различаются.

Далее был проведён анализ среднегрупповых значений агрессивности по каждой шкале у подростков исследуемых групп. Результаты выглядят следующим образом (таблица1).

Таблица 1

Среднегрупповые значения агрессивности у подростков с отклонениями в поведении и подростков, оставшихся без попечения родителей

вербальная физическая предметная эмоциональная самоагрессия

Подростки с отклонениями в поведении 3,4 4,3 3,1 3,03 4,7

Подростки, оставшиеся без попечения родителей 3 3,5 2,5 2,5 3,7

Таким образом, среднегрупповые показатели «Вербальная агрессия» и у подростков с отклонениями в поведении и у подростков, оставшихся без попечения родителей, попадают в зону средней выраженности (3,4 и 3). Однако, они различаются. У подростков с отклонениями в поведении он немного выше (3,4) чем у подростков, оставшихся без попечения родителей (3). Можно предположить, что подростки с отклонениями в поведении более склонны к вербальной агрессии, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей.

Проявление агрессивности в подростковом возрасте выступает в качестве протестной формы на непонимание взрослых, неудовлетворенностью своим положением в обществе, что также, проявляется и в соответствующем поведении.

Вербальная агрессия проявляется в агрессивном отношении к другому человеку, используя словесные оскорбления и словесные высказываний (угрозы, проклятия, ругань). Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых либо язвительных слов вследствие недовольства, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти и оскорбления является вербальной агрессией.

Данный вид агрессии выступает как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении значимых социальных потребностей. Вербальная агрессия - типичная форма агрессивного поведения в подростковом возрасте, отражающая дисгармонию внутриличностного развития подростка и его социальное неблагополучие. Вербальная форма агрессивного поведения в подростковом возрасте обусловлена таким противоречием внутриличностного развития, как сочетание высокой личностной и ситуативной тревожности с высокой самооценкой и уровнем притязаний. Она является показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Особенность выраженности того или иного вида агрессии, будет говорить об особенности адаптивного поведения подростка в обществе. В данном случае вербальная агрессия у подростков обеих групп выражена в средней степени, что может говорить о средней адаптивности подростков.

Далее рассмотрим шкалу «Физическая агрессия». Физическая агрессия - это выражение агрессии с применением физической силы по отношению к другому человеку. Среднегрупповые показатели по данной шкале у подростков с отклонениями в поведении и у подростков, оставшихся без попечения родителей, попали в зону средней выраженности (4,3 и 3,5). Однако, мы также видим, что среднегрупповой показатель физической агрессии у подростков с отклонениями в поведении выше (4,3) чем у подростков второй группы (подростки без попечения родителей). В данном случае мы можем предположить, что подростки с отклонениями поведения более склонны к физической агрессии, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей. Различия по данной шкале между исследуемыми группами подростков статистически достоверны, что подтверждается данными, полученными при помощи применения и-критерия Манна-Уитни (и=569,500 при р=0,026).

Шкала Результаты по шкале «Предметная агрессия» говорят о том насколько часто и сильно человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. В данном случае среднегрупповые показатели респондентов как первой группы (подростки с отклонениями в поведении), так и второй группы (подростки без попечения родителей) расположились в зоне средней выраженности (3,1 и 2,5). Тем не менее, здесь мы также видим различия. У подростков с отклонениями в поведении среднегрупповые показатели по данной шкале выше (3,1) чем у подростков, оставшихся без попечения родителей (2,5). Отсюда, мы можем предположить, что подростки с отклонениями поведения склонны чаще проявлять свою агрессию на окружающие их предметы, чем подростки без попечения родителей.

Шкала «Эмоциональная агрессия». Результаты по данной шкале обеих групп расположились в зоне средней выраженности (3,03 и 2,5). Здесь также отмечаются различия - среднегрупповой показатель эмоциональной агрессии немного выше у подростков с отклонениями в поведении (3,03), по сравнению с результатом группы подростков, оставшихся без попечения родителей (2,5). В данном случае результаты говорят о том, что подростки с отклонениями в поведении более склонны испытывать эмоциональное отчуждение в общении с другим людьми, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, такое отчуждение сопровождается подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью по отношению к другим.

Среднегрупповые показатели респондентов первой группы (подростки с отклонениями в поведении) и второй группы по шкале «Самоагрессия», также выражены в средней степени (4,7 и 3,7). Однако результаты подростков с отклонениями в поведении превышают (4,7) результаты группы подростков второй группы (подростки без попечения родителей) (3,7) и приближаются к значениям, характерным для высокой степени выжаенности агрессивных реакций. Следовательно, подростки с отклонениями в поведении более склонны к агрессивным проявлениям по отношению к себе, что проявляется в неумении находится в мире и согласии с собой; отсутствием механизмов психологической защиты или их слабым проявлением, что делает подростков беззащитным в агрессивной среде. Различия по данной шкале между исследуемыми группами подростков статистически достоверны, что подтверждается данными, полученными при помощи применения и-критерия Манна-Уитни (и=525,500 при р=0,015).

Выводы. Данные полученные в процессе исследования говорят о том, что подростки с отклонениями в поведении более подвержены агрессивному поведению, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, наиболее существенные различия между группами зафиксированы по шкалам: «физическая агрессия» и «самоагрессия». Следовательно, статистически достоверно, что:

- подростки, с отклонениями в поведении выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы сильнее, чем респонденты второй исследуемой группы.

- у подростков с отклонениями в поведении отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; они оказываются беззащитными в агрессивной среде.

Также стоит отметить, что показатели агрессивности респондентов и первой и второй группы выражены в средней степени, что свидетельствует об отсутствии проявления активной агрессивной позиции. Однако к миру подростки, исследуемых категорий, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, настроены подозрительно, насторожено, они не склонны доверять окружающим, о чём свидетельствуют данные, согласно которым у групп респондентов не по одному виду агрессии не зафиксирован низкий уровень выраженности.

Литература:

1. Бандура, А. Подростковая агрессия. М., 1999.

2. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. М., 2003.

3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб, 1999.

4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

5. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета // Материалы международного форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире». Сочи, 2006.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Москва, 1996.

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 N 124-ФЗ.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Попова Анна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат психологических наук, доцент Шкрябко Ирина Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ВОСТРЕБОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной научной работе рассматривается проблема формирования современных, востребованных компетенций в образовании. Проводится анализ понятий компетенция и компетентность. В современном образовании для получения будущей профессии будут востребованы следующие компетенции: умение решать сложные задачи и быстро принимать решения, владеть критическим мышлением и навыками координации, способность вести переговоры и находить нестандартный подход. Приводятся современные тренды образовательных технологий.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, образование, развитие, профессия, креативность, гибкость, коммуникабельность.

Annоtation. In this scientific work, the problem of the formation of modern, demanded competencies in education is considered. The analysis of the concepts of competence and competence. In modern education, the following competencies will be required to receive a future profession: the ability to solve complex problems and quickly make decisions, have critical thinking and coordination skills, the ability to negotiate and find a non-standard approach. The modern trends of educational technologies are presented.

Keywords: competence, competence, education, development, profession, creativity, flexibility, sociability.

Введение. Быстрые изменения в экономике, производстве и экономике в условиях глобализации оказывают значительное влияние на сектор образования. Ускорение научно-технического прогресса, усиление зависимости от развития общества от образования, быстрое накопление новых научных данных, сближение систем образования разных стран создают трансформационные процессы в сфере российского образования. В этих условиях, если он является движущей силой экономического развития страны, определяет ее способность конкурировать и позиционировать себя в мировом сообществе, необходимо адаптировать образовательную среду в соответствии с новыми требованиями, которые влияют на способность учащихся самостоятельно развиваться, Самообразование в преподавании и исследованиях. В современном мире технический прогресс создает иллюзию того, что люди не должны думать, но должны овладеть ремеслом в узкой профессиональной ориентации. Личность, креативность не нужны, а большинство населения тесно профилирует ремесленников. Точная специализация - знать все о деталях и мелочах, в технологиях это менее страшно, чем, например, в медицине.

Преобразующие процессы, которые в настоящее время происходят в образовании, создают ситуацию неопределенности, в которой субъекты, участвующие в образовательном процессе, вынуждены принимать решения с неясными, не всегда четко обоснованными последствиями принятых мер и создавать новые риски. Они возникают от учителей, студентов, администрации университетов, работодателей и других участников образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В нашем быстро развивающемся мире рынок труда меняется очень быстро. Какие навыки необходимо развивать, какие компетенции осваивать в 21 веке? Человечество стремится в космос, строит беспилотные аппараты и создает виртуальную реальность. Производство продукта перестает быть ремеслом. Искусственные материалы и продукты захватывают прилавки, технологии управления и продаж вышли на совершенно новый уровень. Какие навыки будут востребованы больше всего? Видимо это будут специалисты по принятию решений, умеющие решать сложные задачи, потребность в носителях этих компетенций очевидна. Для успешного управления необходимо осваивать гигантские массивы информации, умение и навыки работы с искусственным интеллектом будут основными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.