Научная статья на тему 'Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект'

Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ АГРЕССИЯ / САМОАГРЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / AGGRESSION / DEVIANT BEHAVIOR / EMOTIONAL AGGRESSION / OBJECT AGGRESSION / PHYSICAL AGGRESSION / SELF-AGGRESSION / TEENAGE AGGRESSION / VERBAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко В. В.

Рассмотрены актуальные проблемы подростковой агрессии, как составной части девиантного поведения, проявляющейся нередко именно в подростковом сложном «переходном» периоде развития человека, который очень часто сопровождается различными негативными проявлениями дисгармоничности личности, в том числе агрессивностью, требующими постоянного детального и глубокого внимания и анализа, поскольку существует опасность в том, что агрессия подростков может перейти и во взрослую жизнь, превратиться из социальной патологии в социальную норму. На основе всестороннего теоретического анализа и рассмотрения результатов эмпирических исследований, направленных на изучение социальных и социально-психологических аспектов подростковой агрессии, выделены и описаны аргументированные закономерности структуры подростковой агрессии школьников Пермского края, преобладающие формы их агрессивности. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на общий уровень агрессии и на типы агрессии, а также влияние агрессии на оценку жизненного успеха и самочувствие у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENT AGGRESSION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: REGIONAL ASPECT

Urgent problems of adolescent aggression as an integral part of deviant behavior, which often manifests itselfprecisely in the adolescent complex "transitional" period of human development, which is very often accompanied by various negative manifestations of personality disharmony (including aggressiveness), requiring constant detailed and deep attention and analysis, since there is a danger that the aggression of adolescents can go into adulthood, turn from a social pathology into a social norm, have been considered. Based on a comprehensive theoretical analysis and consideration of the results of empirical research aimed at studying the social and socio-psychological aspects of adolescent aggression, the well-reasoned patterns of the structure of adolescent aggression of schoolchildren of the Perm Territory, the prevailing forms of their aggression have been highlighted and described. Factors influencing the overall the level of aggression and on the types of aggression, as well as the influence of aggression on the assessment of life success and well-being in schoolchildren, have been identified and analysed.

Текст научной работы на тему «Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект»

УДК 316.62

Левченко Валерий Витальевич

д-р психол. наук, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7627-9162 e-mail: [email protected]

DOI10.26425/1816-4277-2020-9-171-176

СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы подростковой агрессии, как составной части девиантного поведения, проявляющейся нередко именно в подростковом сложном «переходном» периоде развития человека, который очень часто сопровождается различными негативными проявлениями дисгармоничности личности, в том числе агрессивностью, требующими постоянного детального и глубокого внимания и анализа, поскольку существует опасность в том, что агрессия подростков может перейти и во взрослую жизнь, превратиться из социальной патологии в социальную норму. На основе всестороннего теоретического анализа и рассмотрения результатов эмпирических исследований, направленных на изучение социальных и социально-психологических аспектов подростковой агрессии, выделены и описаны аргументированные закономерности структуры подростковой агрессии школьников Пермского края, преобладающие формы их агрессивности. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на общий уровень агрессии и на типы агрессии, а также влияние агрессии на оценку жизненного успеха и самочувствие у школьников.

Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, девиантное поведение, подростковая агрессия, предметная агрессия, самоагрессия, физическая агрессия, эмоциональная агрессия.

Цитирование: Левченко В.В. Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект//Вестник университета. 2020. № 9. С. 171-176.

Levchenko Valeriy

Doctor of Psychological Sciences, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia ORCID: 0000-0002-7627-9162 e-mail: [email protected]

SOCIAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENT AGGRESSION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: REGIONAL ASPECT

Abstract. Urgent problems of adolescent aggression as an integral part of deviant behavior, which often manifests itselfprecisely in the adolescent complex "transitional" period of human development, which is very often accompanied by various negative manifestations of personality disharmony (including aggressiveness), requiring constant detailed and deep attention and analysis, since there is a danger that the aggression of adolescents can go into adulthood, turn from a social pathology into a social norm, have been considered. Based on a comprehensive theoretical analysis and consideration of the results of empirical research aimed at studying the social and socio-psychological aspects of adolescent aggression, the well-reasoned patterns of the structure of adolescent aggression of schoolchildren of the Perm Territory, the prevailing forms of their aggression have been highlighted and described. Factors influencing the overall the level of aggression and on the types of aggression, as well as the influence of aggression on the assessment of life success and well-being in schoolchildren, have been identified and analysed.

Keywords: aggression, deviant behavior, emotional aggression, object aggression, physical aggression, self-aggression, teenage aggression, verbal aggression.

For citation: Levchenko V.V. (2020) Social and socio-psychological peculiarities of adolescent aggression in modern Russian society: regional aspect. Vestnik universiteta. I. 9, pp. 171-176. DOI: 10.26425/18164277-2020-9-171-176

© Левченко В.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Чаще всего агрессию рассматривают как один из видов девиантного поведения, которое характеризуется такими отличительными признаками:

- противоречит нормам и правилам, принятым в обществе;

- стремится к причинению вреда, разрушению;

- сопровождается негативными эмоциями (гнев, злость);

- имеет тенденцию к доминированию [1; 2; 4; 5].

В соответствии с этими признаками речь идет о негативных формах девиантного поведения - позитивные девиации агрессией обычно не сопровождаются.

В свою очередь, агрессивное поведение может принимать патологические формы. Патологическая агрессия характеризуется следующим набором признаков:

1) патологическая мотивация, то есть побуждения к агрессии, связанная с содержанием болезненных фантазий и потребностей индивида;

2) сверхценное значение агрессии, то есть ее особый смысл и важность, включенность агрессии в смы-слообразующую сферу личности;

3) связь с изменениями в эмоциональной сфере, в частности, аффективно-злобными реакциями, тревогой, депрессией и пр.;

4) неадекватность агрессии реальной ситуации, то есть возникновение агрессии без достаточной причины или независимо от реальной ситуации;

5) устойчивость и длительность агрессивного поведения, нередко с началом его уже в детском возрасте;

6) чрезмерная жесткость, то есть эмоциональная тупость, неспособность к состраданию [5; 11].

На общем фоне повышения агрессии наблюдается значительный рост детской и подростковой агрессивности, которая, как показывают многочисленные лонгитюдные исследования, достаточно стабильна во времени, и проявляет сильную тенденцию перерастать в юношеском и взрослом возрасте в стойкое правонару-шительное поведение [2; 4; 14; 17].

Подростковый возраст принято считать трудным, конфликтным, прежде всего, в силу объективных изменений (биологических, психологических, социальных), происходящих в данном возрасте. Именно в силу этого данный возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций [8; 12; 15; 16].

В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств. Для некоторых подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоление трудностей предшествующих этапов развития, для других - период дезадаптации и усиления психопатологии [7; 9; 10; 16]. Основное противоречие заключается в том, что подростки хотят быть высоко адаптированными к среде, а агрессия этому мешает.

Опасность состоит в том, что агрессия подростков может перейти и во взрослую жизнь, превратиться из социальной патологии в социальную норму, из девиантной формы, в делинквентную, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы как на уровне социологической, психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

Опираясь на междисциплинарный теоретический анализ проблем подростковой агрессии и некоторые результаты эмпирических исследований, направленный на изучение данного феномена, удалось подготовить и успешно осуществить исследование, посвященное выявлению особенностей подростковой агрессии и факторов, обусловливающих ее. В исследовании использовался социологический и социально-психологический инструментарий, что позволило выявить содержательную специфику подростковой агрессии.

Для оценивания агрессии была использована методика Л. Г. Почебут [13]. Данная методика измеряет пять форм агрессивного поведения (вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия) и общий интегральный показатель.

В ходе исследования было опрошено 148 учеников 7 классов средних школ г. Перми и села Большая Сос-новка. В исследовании приняли участие 77 девочек-подростков (52,0 %) и 71 мальчик-подросток (48,0 %). Из них воспитываются в полной семье 115 человек (77,7 %), в неполной - 30 человек (20,3 %), с другими родственниками - 3 человека (2,0 %); 117 человек (79,1 %) имеют братьев или сестер, 31 подросток (20,9 %) -

единственные дети в семье; 50 человек (33,8 %) проживают в сельской местности, 98 (66,2 %) - в городе; 102 подростка (68,9 %) учатся в общеобразовательной школе, 46 (31,1 %) - в гимназии.

В исследовании было установлено, что общий интегральный показатель агрессии подростков находится на среднем уровне (68,9 %), что в целом соответствовало средним значениям агрессивности подростков, полученных в других исследования, в том числе при использовании теста Басса-Дарки, в которых интегральный показатель агрессивности у подростков также не превышал статистическую норму [7].

Преобладающей формой агрессивного поведения подростков оказалась самоагрессия. Высокий уровень самоагрессии наблюдается у 37,8 % школьников, что существенно превышает уровень остальных показателей (рис. 1).

5

О

■В

с В Е-

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

я Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

Общий интегральный показатель

0 20 40 60

1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень Составлено автором по материалам исследования

80

%

Рис. 1. Распределение подростков по типам агрессии (в % от числа опрошенных по каждому типу)

Показатель информированности подростков о понятии агрессии: половина опрошенных имеют средний уровень познаний в этой области, 37,8 % высоко информированы и лишь 11,5 % низко. Подавляющее большинство подростков (83,9 %) относятся к агрессии отрицательно, лишь 15,4 % положительно. Таким образом, по всем фиксируемым показателям агрессии у подростков процентное большинство остается за средними и низкими значениями и не превышает норму, за исключением показателя самоагрессия. Самоагрессия по сути в своей основе содержит негативные переживания, которые не находят адекватного выражения через слово, действие, поступок, подростка переполняют эмоции, с которыми он не в состоянии справиться и поэтому он направляет агрессию на самого себя. Из-за этого подросток не находится в согласии с собой и оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Тендерные различия по интегральному показателю агрессии не столь существенны, но если рассматривать отдельные шкалы, то можно заметить значимые отличия. По трем из пяти показателей у девочек наблюдается более высокий уровень агрессии - предметная, эмоциональная агрессия, самоагрессия, у мальчиков видны явные отличия по показателю физическая агрессия. В исследовании Л. М. Семенюк отмечается, что физическая агрессия в большей степени проявляется у мальчиков (60-70 %), тогда как у девочек эта форма агрессии отмечается лишь у 30-56% [16]. В исследовании Л. М. Бутовской были обнаружены значимые тендерные различия по двум типам прямой агрессии: физической и вербальной, причем по обоим параметрам более высокие оценки получили мальчики, что находит подтверждение и в наших данных [3].

Можно сказать, что мальчикам больше присуща прямая агрессия, направленная на других, тогда как девочкам - косвенная и направленная в большей степени на себя. Этот вывод подтверждается другими исследованиями [6]. В нашем исследовании не подтвердилось, что у девочек вербальная агрессия проявляется в большей степени, чем у мальчиков, хотя такая информация встречается часто.

Рассмотрев влияние различных факторов на отдельные формы агрессии и ее общий интегральный показатель, можно сказать, что такие факторы как тип семьи (неполная семья), материальное положение семьи (низкий доход), конфликты в семье (частые конфликты), отношения с другими детьми в семье (плохие или неопределенные), сплоченность семьи (низкая сплоченность), частота наказаний детей (частые наказания), методы воспитания (наказания и противоречивое воспитание - наказания и поощрения), межличностный статус в среде сверстников (низкий межличностный статус), успеваемость (высокие или, напротив, плохие оценки), тип школы (общеобразовательная школа, по сравнению с гимназией), молодежная субкультура (членство в ней и тип «спортивная субкультура»), отношение к курению и употреблению спиртного (положительное отношение) повышают агрессию подростков как в целом, так и отдельных ее форм.

Проанализировав влияние факторов на отдельные характеристики агрессии - информированность об агрессии и отношение к ней, можно сделать заключение, что, во-первых, здесь влияют те же факторы, что и в формах агрессии, которые были рассмотрены выше, а именно: тип семьи (неполная семья), материальное положение семьи (низкий доход), конфликты в семье (частые конфликты), отношения с другими детьми в семье (плохие или неопределенные), сплоченность семьи (низкая сплоченность), частота наказания детей (частые наказания), методы воспитания (наказания и противоречивое воспитание - наказания и поощрения), межличностный статус в среде сверстников (низкий и высокий межличностный статус), успеваемость (отличные или плохие оценки), тип школы (общеобразовательная школа), субкультура (членство в ней), отношение к курению и употреблению спиртного (положительное и безразличное отношение), добавилось более сильное влияние фактора пола (мужского), во-вторых, можно отметить, что если у подростка уровень агрессии в типах был выше, то информированность оказывается более высокой и отношение к агрессии более положительным.

Агрессия имеет свои последствия в жизни подростка, влияя, в частности на его самочувствие в классе и оценку жизненного успеха. С одной стороны, агрессия относительно слабо влияет на самочувствие подростка в классе. Хотя необходимо отметить достаточно сильное влияние самоагрессии, чем выше уровень самоагрессии, тем больше подростки чувствуют дискомфорт, находясь в классе. Чем больше подросток находится не в согласии с собой, тем более беззащитным он оказывается во внешней среде и тем более некомфортно себя ощущает.

Более сильное влияние имеет агрессия на оценку подростком своего жизненного пути. При высоком уровне интегрального показателя агрессии среди подростков оценка жизненного успеха носит более негативный характер. Оценка жизненного успеха ниже при высоком уровне вербальной агрессии, так 17,9 % подростков выбрали вариант «ожидания скорее всего не оправдались» и самый положительный вариант «ожидания полностью оправдались» выбрало меньшее количество подростков. Связь между оценкой жизненного успеха и физической агрессией слабая, но все же можно сказать, что при высоком уровне физической агрессии оценка жизненного успеха ниже. С низким уровнем физической агрессии вариант «ожидания совсем не оправдались» никто не выбрал, 1,8 % со средним уровнем и 6,01 % с высоким отметили этот вариант. При высоком уровне предметной агрессии оценка жизненного успеха ниже, так большее количество подростков этой группы выбрало негативные варианты «ожидания скорее всего не оправдались» - 17,9 % и «ожидания совсем не оправдались» - 6,1 %. Низкая оценка жизненного успеха больше наблюдается у подростков с высоким уровнем эмоциональной агрессии: 8,0 % указали, что их ожидания совсем не оправдались и меньше число подростков полностью довольно своим жизненным успехом. При высоком уровне самоагрессии оценка жизненного успеха тоже ниже. При низком и среднем уровнях самоагрессии никто не отметил вариант «ожидания совсем не оправдались», при высоком уровне этот вариант выбрали 5,4 % подростков. Связь между уровнем информированности и ожиданиями от жизни слабая.

При положительном отношении к агрессии оценка жизненного успеха более негативна. Варианты «ожидания скорее всего не оправдались» и «ожидания совсем не оправдались» выбрали 13,0 % и 8,7 % подростков соответственно, среди тех, кто отрицательно относится к агрессии такие варианты выбрали 8,0 % и 0,8 % подростков.

Агрессия оказывает влияние на оценку жизненного успеха. Имея высокий уровень каждого типа агрессии, подростки отмечали и более негативную оценку своего жизненного успеха. При положительном отношении к агрессии у детей отмечается более низкая оценка жизненного успеха. Агрессия мешает подростку оценить себя по достоинству, враждебность, подозрительность, неприязнь к другим не дают подростку быть полностью удовлетворенным жизнью.

Приведем следующие выводы о структуре агрессии и преобладающих ее формах.

Большинство подростков имеют хорошую осведомленность об агрессии и отрицательно к ней относятся. Общий интегральный показатель агрессии характеризуется как средний, вербальный, физический, предметный, эмоциональный тип агрессии в большинстве имеют низкий уровень, преобладающим типом агрессивного поведения можно назвать самоагрессию, которая характеризуется высоким и средним уровнями.

Отдельные показатели агрессии достаточно выражены в зависимости от влияния разных факторов на них. Такие факторы, как пол, тип семьи (неполная семья), материальное положение семьи (низкий доход), конфликты в семье (частые конфликты), старшинство среди детей в семье (младшие дети), отношения с другими детьми в семье (плохие или неопределенные), сплоченность семьи (низкая сплоченность), частота наказаний детей (частые наказания), методы воспитания (наказания и противоречивое воспитание - наказания и поощрения), межличностный статус в среде сверстников (низкий межличностный статус), успеваемость (отличные или плохие оценки), тип школы (общеобразовательная школа), субкультура (членство в ней и тип «спортивная субкультура»), отношение к курению и употреблению спиртного (положительное отношение) повышают агрессию подростков.

На агрессию не только оказывает влияние множество факторов, так и она сама оказывает воздействие на жизнь подростка, снижая его удовлетворенность ею.

Библиографический список

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 325 с.

2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 509 с.

3. Бутовская, М. Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. - Москва, 2006. - 161 с.

4. Визель, Т. Г., Сенкевич, Л. В., Янышева, В. А., Железнова, А. К. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты. - Тула, 2007. - 341 с.

5. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.

6. Зоуир, А. А. Р. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.11. - СПб., 1999. - 148 с.

7. Зубова, Л. В., Кириенко А. А. К проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности // Вестник ОГУ - 2013. - № 9. - С.15-21.

8. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. -СПб; М., 2005. - 296 с.

9. Маркова, С. В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения старших подростков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - C. 40-50.

10. Масагутов, Р. М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - 35-42 с.

11. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия «Мир медицины». -СПб., 1999. - 352 с.

12. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков. - СПб., 2006. - 336 с.

13. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

14. Реан, А. А. Подростковая агрессия / Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. - М.: Олма-пресс, 2002. - С. 305-312.

15. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1999. - 320 с.

16. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1998. - 96 с.

17. Чепракова, Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2011. - Т. 3, № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47073.shtml (дата обращения: 01.07.2020).

References

1. Averin V. A. Psikhologiya detei i podrostkov [Psychology of children and adolescents]. Moscow, VLADOS, 2008. 325 p.

2. Bandura A., Walters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vospitaniya i semeinykh otnoshenii [Adolescent aggression. The study of education andfamily relations]. Moscow, Aprel' Press, EKSMO-Press, 2000. 509 p.

BecmuuK yuueepcumema № 9, 2020

3. Butovskaya M. L. Agressiya i mirnoe sosushchestvovanie: universal'nye mekhanizmy kontrolya sotsial'noi napryazhennosti u cheloveka [Aggression and peaceful coexistence: universal mechanisms for controlling social tension in humans]. Moscow, 2006. 161 p.

4. Vizel' T. G., Senkevich L. V., Yanysheva V. A., Zheleznova A. K. Deviantnoe povedenie podrostkov. Teorii i eksperimenty [Deviant behavior of adolescents. Theories and experiments]. Tula, 2007. 341 p.

5. Zmanovskaya, E. V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. Moscow, Izdatel'skii tsentr "Akademiya", 2004. 288 p.

6. Zouir A. A. R. Kross-kul'turnoe izuchenie agressivnogo povedeniya u podrostkov Rossii i Iemena [Cross-cultural study of aggressive behavior in adolescents in Russia and Femen]: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.11. St. Petersburg, 1999. 148 p.

7. Zubova L. V., Kirienko A. A. K probleme agressivnykh proyavlenii podrostkov s asotsial'noi napravlennost'yu lichnosti [On the problem of aggressive manifestations of adolescents with asocial personality orientation]. Vestnik OGU [Vestnik of Orenburg State University]. 2013, no. 9, pp. 15-21.

8. Konnor D. Agressiya i antisotsial'noe povedenie u detei i podrostkov. Issledovaniya i terapevticheskie strategii [Aggression and antisocial behavior in children and adolescents. Research and therapeutic strategies]. St. Petersburg, Moscow, 2005. 296 p.

9. Markova S. V Issledovanie gendernykh razlichii agressivnogo povedeniya starshikh podrostkov [Research of gender differences in aggressive behavior of older adolescents]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2012, no. 1, pp. 40-50.

10. Masagutov R. M. Gendernye razlichiya v proyavleniyakh autoagressii u podrostkov [Gender differences in the manifestations of autoagression in adolescents]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 2003, no. 3, pp. 35-42.

11. Mozhginskii Yu. B. Agressiya podrostkov: Emotsional'nyi i krizisnyi mekhanizm [Aggression in adolescents: Emotional and crisis mechanism], Seriya "Mir meditsiny". St. Petersburg, 1999. 352 p.

12. Platonova N. M. Agressiya u detei i podrostkov [Aggression in children and adolescents]. St. Petersburg, 2006. 336 p.

13. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psikhologiya [Cross-cultural and ethnic psychology]. St. Petersburg, Piter, 2012. 336 p.

14. Rean A. A. Podrostkovaya agressiya [Adolescent aggression]. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Psychology of a person from birth to death], Pod red. A. A. Reana. Moscow, Olma-press, 2002. pp. 305-312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Remshmidt H. Podrostkovyi i yunosheskii vozrast: Problemy stanovleniya lichnosti [Adolescence and youth age: Problems of personality formation]. Moscow, Mir, 1999. 320 p.

16. Semenyuk L. M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii [Psychological features of aggressive behavior of teenagers and conditions of its correction]. Moscow, 1998. 96 p.

17. Cheprakova E. A. Ustoichivye formy agressii u sovremennykh podrostkov: rezul'taty longityudnogo issledovaniya [Stable forms of aggression in modern adolescents: results of longitudinal research]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu. ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 2011, vol. 3, no. 3. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/ n3/47073.shtml (accessed 01.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.