Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
362
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В статье рассматривается проблема профилактики компьютерной зависимости подростков в условиях учреждения дополнительного образования. Проанализирована взаимосвязь компьютерной зависимости подростков и ее негативного влияния на здоровье. Представлена проблема профилактики компьютерной зависимости подростков в контексте специфики влияния информационного пространства на его социализацию. Автором изучена палитра существующих, наиболее распространенных, компьютерных игр. Особое внимание уделено компьютерным играм, оказывающим различное влияние на подростка. Представлены игры оказывающие позитивное влияние на подростка, к ним относятся игры, требующие продуманности, координации и хорошей памяти. К играм, оказывающим негативное влияние на подростка автором отнесены те, которые не имеют сюжетной линии, построены на необходимости ликвидации соперника и сохранении своей жизни. Представлены различные стадии зависимости от сети Интернет и компьютерных игр. В статье проанализированы основные причины компьютерной и интернет-зависимости. Автором изучены различные негативные проявления в поведении подростков, напрямую взаимосвязанные с компьютерной зависимостью. Также предлагается наиболее доступный путь решения компьютерной зависимости у подростков, как социально-педагогической проблемы, посредством формирования различных творческих способностей в сети Интернет. Автором приводятся результаты опроса подростков об их предпочтении в выборе социальных сетей. Прослеживается взаимосвязь предпочтений в выборе социальных сетей у подростков с мотивацией к саморазвитию в творческом плане. В статье приводятся данные опроса подростков о влиянии на круг их общения сети Интернет. Также, автором изучено отношение к получению дополнительного образования в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF PREVENTION OF ADOLESCENT COMPUTER ADDICTION

The article deals with the problem of prevention of computer addiction of adolescents in the conditions of additional education institutions. The interrelation of teenagers' computer addiction and its negative impact on health is analyzed. The problem of prevention of adolescent computer addiction is presented in the context of the specifics of the influence of the information space on its socialization. The author has studied the palette of existing, most common, computer games. Special attention is paid to computer games that have a different impact on the teenager. Games that have a positive impact on a teenager are presented, these include games that require thoughtfulness, coordination and good memory. The games that have a negative impact on a teenager by the author include those that do not have a storyline, are built on the need to eliminate an opponent and save their lives. Various stages of dependence on the Internet and computer games are presented. The article analyzes the main causes of computer and Internet addiction. The author has studied various negative manifestations in the behavior of adolescents, directly related to computer addiction. It also suggests the most accessible way to solve computer addiction in adolescents, as a socio-pedagogical problem, through the formation of various creative abilities on the Internet. The author presents the results of a survey of teenagers about their preferences in choosing social networks. The interrelation of preferences in the choice of social networks among adolescents with motivation for self-development in creative terms is traced. The article presents data from a survey of teenagers on the impact of the Internet on their social circle. Also, the author has studied the attitude to obtaining additional education in a distance format.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ»

6. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией.: монография [Текст] / Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Наука-Питер, 2006. - 195 с.

Педагогика

УДК 371.015

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики компьютерной зависимости подростков в условиях учреждения дополнительного образования. Проанализирована взаимосвязь компьютерной зависимости подростков и ее негативного влияния на здоровье. Представлена проблема профилактики компьютерной зависимости подростков в контексте специфики влияния информационного пространства на его социализацию. Автором изучена палитра существующих, наиболее распространенных, компьютерных игр. Особое внимание уделено компьютерным играм, оказывающим различное влияние на подростка. Представлены игры оказывающие позитивное влияние на подростка, к ним относятся игры, требующие продуманности, координации и хорошей памяти. К играм, оказывающим негативное влияние на подростка автором отнесены те, которые не имеют сюжетной линии, построены на необходимости ликвидации соперника и сохранении своей жизни. Представлены различные стадии зависимости от сети Интернет и компьютерных игр. В статье проанализированы основные причины компьютерной и интернет-зависимости. Автором изучены различные негативные проявления в поведении подростков, напрямую взаимосвязанные с компьютерной зависимостью. Также предлагается наиболее доступный путь решения компьютерной зависимости у подростков, как социально-педагогической проблемы, посредством формирования различных творческих способностей в сети Интернет. Автором приводятся результаты опроса подростков об их предпочтении в выборе социальных сетей. Прослеживается взаимосвязь предпочтений в выборе социальных сетей у подростков с мотивацией к саморазвитию в творческом плане. В статье приводятся данные опроса подростков о влиянии на круг их общения сети Интернет. Также, автором изучено отношение к получению дополнительного образования в дистанционном формате.

Ключевые слова: подросток, компьютерная зависимость, здоровье, информационное пространство, социализация, творческие способности.

Annоtation. The article deals with the problem of prevention of computer addiction of adolescents in the conditions of additional education institutions. The interrelation of teenagers' computer addiction and its negative impact on health is analyzed. The problem of prevention of adolescent computer addiction is presented in the context of the specifics of the influence of the information space on its socialization. The author has studied the palette of existing, most common, computer games. Special attention is paid to computer games that have a different impact on the teenager. Games that have a positive impact on a teenager are presented, these include games that require thoughtfulness, coordination and good memory. The games that have a negative impact on a teenager by the author include those that do not have a storyline, are built on the need to eliminate an opponent and save their lives. Various stages of dependence on the Internet and computer games are presented. The article analyzes the main causes of computer and Internet addiction. The author has studied various negative manifestations in the behavior of adolescents, directly related to computer addiction. It also suggests the most accessible way to solve computer addiction in adolescents, as a socio-pedagogical problem, through the formation of various creative abilities on the Internet. The author presents the results of a survey of teenagers about their preferences in choosing social networks. The interrelation of preferences in the choice of social networks among adolescents with motivation for self-development in creative terms is traced. The article presents data from a survey of teenagers on the impact of the Internet on their social circle. Also, the author has studied the attitude to obtaining additional education in a distance format.

Key words: teenager, computer addiction, health, information space, socialization, creativity.

Введение. В современном мире информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям, так или иначе, приходится учиться пользоваться достижениями постоянно изменяющегося технического прогресса, прибегать к помощи разнообразной техники во всех сферах жизнедеятельности.

Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося различным гаджетами и не зарегистрированного в различных социальных сетях. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры и другие гаджеты, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникли в систему образования и воспитания. Особенно явно это проникновение гаджетов и зависимость от них системы образования, мы ощутили во время пандемии коронавируса.

За последнее время общество не представляет своего существования без сети Интернет, практически ни один человек не обходится без всемирной паутины, используя Интернет для работы, общения, развлечений, в последнее время получения образования, начиная с начальной школы. В сети Интернет есть возможность получить большое количество знаний, информации и новостей, спланировать досуг, сделать покупки не выходя из дома и многое другое. Интернет, безусловно несёт пользу для общества и является неиссякаемым источником информации любого типа. Однако, не вся информация является полезной для человека, особенно подросткового возраста.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проблемы профилактики компьютерной зависимости подростков с позиции социальной педагогики заключается в том, что Интернет постепенно вторгается во все сферы жизни современного подростка, оказывая как позитивное, так и негативное влияние на его сознание, формируя определенного рода зависимость, которая мешает вести подростку здоровый образ жизни.

В современном мире поток и доступность информации интеллектуальной, творческой должен регулироваться качеством и доступностью ее узнавания, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, принимая во внимание социальный опыт подростка. Набор различных СМИ как единого информационного пространства подразумевает общедоступное средство социализации подростка, которое во многом определяет характер социальных отношений, оказывает большое влияние на формирование и функционирование социальных институтов, а также на становление личности, но вместе с тем может иметь негативный характер, который подросток, в силу своей «несформированности» не может ощутить и осознать. Среди множественности каналов и институтов социализации современного подростка выделяется наиболее важный - Интернет.

Рассматривая сущность информационного пространства подростка, на наш взгляд, оно представляет собой совокупность коммуникативных отношений и действий подростков, информационные каналы, связывающие подростков с

обществом. В свою очередь, подрастающее поколение является субъектом, активным творцом информационного пространства и подсистемой информационного пространства, обладающей всеми системными особенностями и свойствами.

Особенно важно понимать то, что данная проблема представляет собой большую опасность для здоровья современного подростка. Кроме того, что компьютерная зависимость влияет на психику, она также негативно сказывается на физическом здоровье подростков, которые привыкают к сидячему образу жизни, у которых отсутствует сформированность коммуникативных навыков, стремление к самореализации и саморазвитию, что, в свою очередь, в совокупности оказывает негативное влияние на процесс социализации в целом.

Интернет, компьютерные игры вызывают зависимость, современные подростки подвергаются ей больше всех остальных. По мнению Ю.Д. Бабаевой, А.Е Войскунского, О.В. Смысловой, компьютерная зависимость - это не официальный диагноз, она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.) [1]. Если проанализировать мнение Л.С. Выготского, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонениям в поведении, то можно сделать вывод о том, что формирование компьютерной зависимости наиболее вероятно у подростков.

Основоположником исследования психологического аспекта компьютерной зависимости считается американский психиатр - исследователь Кимберли Янг. По мнению исследователя, основные причины компьютерной и интернет-зависимости выражаются в следующем:

- чрезмерное использование Интернета;

- отсутствие у подростка взаимопонимания со стороны друзей в реальной жизни, неумение строить межличностные отношения, сложности в адаптации к коллективу (социальная изоляция);

- повышенная эмоциональность;

- пренебрежение повседневными обязанностями [7; 8].

Компьютерная зависимость мешает адаптироваться в обществе, причиной этому является практически отсутствующее вербальное общение, как следствие подросток пытается получить это общение в социальных сетях с виртуальными друзьями, в компьютерных играх.

Как только появились компьютеры, так сразу сформировались и компьютерные игры, которые привлекли к себе большое количество людей. Вместе с совершенствованием компьютеров, также улучшались, усложнялись, усовершенствовались игры, что привело к еще большему количеству поклонников. На данный момент компьютерная техника вышла на очень высокий уровень развития, что позволило разработчикам вывести графику и звук на высокую ступень. Со всеми изменениями компьютерных технологий, возросло число зависимых от компьютерных игр людей.

Изучение вопроса компьютерной зависимости подрастающего поколения обретает важное значение в быстром усовершенствовании компьютерных технологий. Компьютерные игры оказывают некоторое действие на становление личности детей. Отрицательным результатом компьютеризации служит явление компьютерной зависимости. Психологи классифицируют данную пагубную привычку как вид эмоциональной наркомании, обусловленной техническими приспособлениями [6].

Компьютерная игра - это программа, предназначенная для развлечения людей на компьютере, партнером в которой выступают другие люди или сама программа. Существует определенная классификация игр по жанрам:

1. 3D Action - группа игр, связывающим признаком которых выступает непосредственная активность игрока. Цель игры заключается в ликвидации соперника и сохранение своей жизни. Игрок наблюдает на мониторе то изображение, которое видит его персонаж.

2. RPG (Real Play Game) - жанр игры, заключающаяся в развитии игры. В целом эти игры содержат сценарий, но он изменяется вместе с прогрессом персонажа во время игры. Чаще всего, игра представлена от третьего лица, а на мониторе передвигается герой - ты сам. Смысл игры заключается в выполнении последовательных миссий, в результате которых персонаж совершенствуется и, в итоге, одерживает победу, выполняя ключевую миссию, например, спасение мира.

3. RTC (Real Tactic Strategy) - серия игр, в которых отсутствует «очередность ходов». В этих играх отсутствует сюжет и развитие игры зависит от геймера. В них игрок выступает в роли стратега, управляющего отрядом или базой, где он совершенствует собственную армию.

4. Quest - жанр игр с самым долгим прохождением. Нужно думать, иметь хорошую память, координацию. Игрок управляет одним или несколькими персонажами, отгадывая головоломки и решая задачи на пути к достижению цели игры.

Компьютерная зависимость у подростков формируется именно посредством их постоянного участия в играх. На наш взгляд, подростковый возраст - это самый критический период в психическом развитии человека [3].

Компьютерная зависимость оказывает негативное влияние на становление подростка как личности, а также способствует формированию целого ряда психических проблем, таких как:

- конфликтное поведение;

- непринятие себя, непринятие окружающих;

- хронические депрессии;

- предпочтение виртуальных друзей настоящим;

- возникновение дискомфорта при отсутствии пользования Интернетом.

Так же, у подростка снижается потребность в межличностных контактах, он агрессивно воспринимает окружающую его действительность и людей, ему кажется, что все вокруг настроены по отношению к нему враждебно и далее, исходя из этого, он всё больше и больше времени проводит перед экраном компьютера, надеясь, что он получит в интернете всё то, чего ему так не хватает в реальной жизни.

Чувство постоянной нужды к использованию интернета сопровождается потребностью в игровой деятельности. Рассматривается угроза для развития личности, способствует проявлению агрессии, жестокости и причинению вреда окружающим.

Существует несколько стадий зависимости, которые выделяют психологи:

1. Стадия легкой увлеченности. Она наступает тогда, когда человек поиграл один или несколько раз, «вошел во вкус». Его потихоньку завлекает графика, аудио, само явление копирования реальной жизни. Некоторые люди всегда мечтали подержать оружие и пострелять из него, другие - управлять автомобилем или самолетом. Компьютер предоставляет шанс человеку реализовать мечты. Человек наслаждается во время игры.

2. Стадия увлеченности. Показателем того, что человек перешел на эту стадию, является образование новой потребности - игра в компьютер. На этой стадии игра принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. Она охарактеризована преобразованием в ценностно-смысловой сфере личности. Некоторым людям очень нравится играть коллективно с помощью Интернета и компьютера. Данная форма зависимости менее вредна в своем влиянии на психику личности, чем индивидуализированная форма, потому что люди не отделяются от общества и имеют контакт с живыми людьми.

4. Стадия привязанности. Данная стадия трактуется упадком игровой активности геймера. Человек может налаживать социальные контакты с людьми, но полностью отказаться от компьютера самостоятельно невозможно. Эта стадия самая продолжительная и может длится многие годы.

Важно отметить мнение Н.К. Слепцовой, А.Н. Васильевой, о том, что в Интернет-пространстве царит информационный хаос, поэтому пользователям, особенно несовершеннолетним, необходимо выработать способность отсеивать ненужную информацию и находить необходимую, правильно ее обрабатывать и не усваивать слишком много [4].

Компьютерная зависимость подростков, являясь социально - педагогической проблемой, на наш взгляд, не легко, но может быть решена. Одним из таких путей решения проблемы компьютерной зависимости подростков является ее профилактика посредством формирования различных творческих способностей с использованием сети Интернет.

По мнению А.Б. Сорокиной, Интернет является платформой для развития воображения, творческих способностей и способом самовыражения, а молодое поколение проявляет себя как активный создатель информационного пространства. Т.Н. Варфоломеева, А.Р. Жусупов называют Интернет «использованием творческого потенциала», альтернативой живому общению, спорту и увлечениям [2; 5].

Л.С. Выготский отмечал, что воображение подростков, сближаясь с мышлением, получает широкое развитие. Именно поэтому в подростковом возрасте необходим постоянный приток новой информации, который может предоставить сеть Интернет.

Интернет предоставляет широкий спектр возможностей для реализации подростков как творческих личностей. Однако, несмотря на большой выбор сайтов и приложений, подростки отдают предпочтение лишь некоторым из них. В связи с этим нами был проведен опрос 30 обучающихся подросткового возраста, посещающих Центр детского и молодежного движения «Радуга» ДТДиМ г Оренбурга, как они относятся к Интернету, что это за сайты и приложения и почему подростки выбирают именно их.

Нами был задан ряд вопросов, ответы на которые позволили нам проанализировать состояние проблемы компьютерной зависимости подростков. Например, все опрошенные ответили, что используют постоянно Интернет. При выявлении приоритета в выборе занятия в свободное время, первенство оказалось за Интернетом, в этом признались 57% опрошенных; 32% подростков отдали предпочтение занятиям в различных творческих объединениях, однако, при этом все находятся постоянно «на связи» в различных социальных сетях; 11% опрошенных предпочитают посмотреть телевизор, либо вообще ничем не заниматься.

На вопрос, какой формат обучения предпочтительнее очный или дистанционный, почти все респонденты (84%) выбрали очный формат. Подростки объяснили это тем, что на дистанционном обучении не столько изучение предметов усложняется, сколько не хватает общения с одноклассниками и педагогами, особенно нехватка такого общения была отмечена в получении дополнительного образования в творческом объединении.

На вопрос, из каких источников подростки получают информацию 89% утвердительно ответили, что только из сети Интернет, оставшиеся 11% из СМИ, от родителей и педагогов.

Причем, среди тех, кто завел себе друзей в Интернете, предпочитает их своим реальным друзьям только 12% опрошенных, 60% делают выбор в пользу реальных друзей, а еще 28% затрудняются ответить на этот вопрос. 52% респондентов признаются, что Интернет развивает навыки общения, 24% считают, что Интернет - это самое лучшее средство для развития навыков общения и 24% не уверены в данном положении.

Формирование творческих способностей подростков с использованием сети Интернет как профилактики компьютерной зависимости, позволяет развивать воображение, творческие способности, является способом самовыражения, дает возможность подросткам проявлять себя как активных создателей информационного пространства.

Нами был задан вопрос: «Какие социальные сети чаще всего вами используются для общения и публикации своих творческих работ и почему?».

Результаты исследования нами были получены следующие: 45% - «ВКонтакте»; 37% - «Instagram»; 15% -«WhatsApp»; 3% - другое.

Так, 45% - опрошенных подростков отдают своё предпочтение платформе «Вконтакте», так как данная социальная сеть предоставляет широкий спектр возможностей для самореализации: публикация фотографий, музыки, рисунков, видео, текстовых постов. Помимо этого, существует огромное количество групп, посвященных творчеству, где подростки могут увидеть работы других людей, оставить к ним комментарии, а также выложить свои работы и попросить критику. Большая часть подростков, которые выбрали «Вконтакте», имеют свою группу, где выкладывают свои работы. Этот выбор они объясняют тем, что им важно получать обратную связь от своих подписчиков в виде критики или похвалы - это мотивирует их к саморазвитию в творческом плане.

Однако, «Вконтакте» имеет и негативную сторону. Подростки отмечают, что часто сталкиваются с агрессией от других пользователей, непринятием их вкусов и увлечений, насмешками, что подавляет их желание выставлять свои работы на всеобщее обозрение.

На втором месте из выбранных социальных сетей подростками находится приложение «Instagram» (37% подростков), как лучшее место для реализации творческих способностей. Основным плюсом они называют простой функционал приложения, который позволяет легко публиковать свои работы без больших затрат по времени.

Большинство подростков, которые выбрали «Instagram», используют его для публикации фотографий или видео. Однако в последнее время среди подростков набирают популярность текстовые посты, где они высказывают свое мнение, делятся интересной информацией с подписчиками. Помимо этого, они отмечают, что именно «Instagram» является основным источником вдохновения и новых идей.

Также следует отметить подростков, которые создают собственный сайт, где выкладывают свои творческие работы. Они отмечают, что такой способ самореализации подойдет только опытным людям, которые имеют большую аудиторию.

Подростки замечают, что Интернет является для них основной площадкой для самореализации. Получаемые отзывы и критика позволяют развиваться в творческом плане, создавать более качественные работы. Работы других пользователей служат источником вдохновения, дают мотивацию стать лучше.

Выводы. Таким образом, интернет расширяет круг возможностей, открывает доступ к различным источникам информации, иногда, помогает отвлечься, но в то же время он наносит огромный вред психическому здоровью. Если мы хотим, чтобы данная проблема становилась менее глобальной и опасной, нам нужно создавать все необходимые условия для полноценного развития подростка как личности в социуме и во всех сферах деятельности. Также, необходима упорная работа в образовательных организациях с обучающимися, своевременная профилактика и контроль со стороны родителей.

Литература:

1. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: МожайскТерра, 2000. - С. 32-40.

2. Жусупов, А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду / А.Р. Жусупов, Т.Н. Варфоломеева // Современные научные исследования и инновации - 2016. - №2. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 01.03.2022).

3. Позднякова, М.Н. Влияние Интернета на социализацию современных подростков / М.Н. Позднякова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2015. - URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/08/24/vliyanie-intemeta-na-sotsializatsiyu (дата обращения: 03.03.2022).

4. Слепцова, Н.К. Социальные сети как фактор социализации современных подростков / Н.К. Слепцова, А.Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 309-311. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56645.htm (дата обращения: 01.03.2022).

5. Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс / А.Б. Сорокина // Современная зарубежная психология. - 2015. - Том 4. - №1. - С. 45-64. - URL: https://psychojournal.ru/article/892-intemet-v-zhizni-sovremennyh-podrostkov-problema-i-resurs.html#t20c (дата обращения: 01.03.2022)

6. Финюшин, К.А. Профилактика интернет-зависимого поведения как одно из условий формирования здорового образа жизни молодёжи / К.А. Финюшин // Молодой ученый. - 2016. - № 15.1 (119.1). - С. 24-27. - URL: https://moluch.ru/archive/119/33085/ (дата обращения: 07.03.2022)

7. Янг, К.С. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - №4 (33). - C. 2. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 20.03.2022)

8. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 18.

Педагогика

УДК 351.761.3

кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Все учебные заведения страны охвачены мероприятиями, направленными на предотвращение наркозависимости и пропаганду здорового образа. Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. Можно проследить устойчивую взаимосвязь между ростом случаев употребления наркотических средств и ростом числа противоправных действий, совершенных в наркотическом и алкогольном опьянении или в результате злоупотребления психоактивных веществ (ПВА). Работа по выработке у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, так как общество нуждается в действиях по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. Поэтому профилактика наркомании среди обучающихся должна быть неотъемлемой частью системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания. Педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени, в отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодёжью. И этим преимуществом педагог должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.

Ключевые слова: зависимость, профилактика, наркомания, употребление, психоактивные средства, превентивные мероприятия, общеобразовательная организация, пропаганда, здоровый образ жизни (ЗОЖ), трудные жизненные ситуации, воспитание.

Annotation. All educational institutions of the country are covered by activities aimed at preventing drug addiction and promoting a healthy lifestyle. Today, addiction is the main part of all behavioral and personality disorders and is the main factor that destroys the physical and mental health of the nation. A strong relationship can be traced between the increase in cases of drug use and the increase in the number of illegal acts committed under the influence of drugs, alcohol or as a result of the abuse of psychoactive substances. The work to develop resistance to the drug pressure of the environment in the younger generation requires the close attention of teachers and pedagogical science, since society needs actions to protect children, adolescents, and youth from the harmful effects of drugs. Therefore, the prevention of drug addiction among students should be an integral part of the education system and provide a solution not only to anti-drug, but also to the general tasks of education. The teacher can purposefully influence his students for a long time, in contrast to even the most excellent specialist in the fight against drug addiction, who, as a rule, has very limited and short-term opportunities for direct communication with young people. And the teacher must skillfully use this advantage in the name of the health of the nation and the future of the country.

Key words: addiction, prevention, drug addiction, use, psychoactive drugs, preventive measures, educational organization, propaganda, healthy lifestyle, difficult life situations, education.

Введение. Печальный опыт многих развитых государств говорит о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему. Перед реальной угрозой наркомании в нашей стране следует задаться вопросом, а каковы же, возможности школы в противодействии этому злу. Профилактика наркомании является наиболее реальным делом в борьбе с ней. А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, педагогам необходимо постоянно проявлять внимание к своим обучающимся.

Среди трудностей в сфере профилактики наркомании можно выделить следующие:

- отсутствие медицинских способов в предупреждении употребления наркотических веществ;

- привлечение общеобразовательной организации (ОО) к первичной профилактике наркомании (содержательная часть мероприятий по профилактической деятельности для обучающихся в условиях общеобразовательной организации должны строиться на основе накопленных данных о наркотических веществах и формирования у них отрицательного отношения к наркомании);

- информационное просвещение родителей обучающихся.

Под первичной профилактикой наркомании представляет собой группу превентированных мероприятий, которые направлены на предотвращение употребления психоактивных средств. Данную форму работы целесообразно применять к контингенту обучающихся, которые не подвергались воздействию психоактивных средств [1, С. 17].

К задачам первичной профилактики наркомании можно отнести следующее:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.