Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канина Наталья Анатольевна, Кривцова Евгения Владимировна, Смагина Светлана Сергеевна

Введение. Статья посвящена исследованию интернет-предпочтений склонных к зависимости студентов, а также их выбору стратегий совладающего поведения. Анализируется выбор конструктивных и деструктивных стратегий совладающего поведения у студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей и не склонных к ней. Выявляются особенности взаимосвязи между компьютерной зависимостью и совладающим поведением студентов. Методология. Научный анализ проблемы проводится в соответствии с принципами деятельностного подхода к личности. Использовались теоретические методы (анализ источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение данных). Конкретными методами изучения особенностей интернет-предпочтений и стратегий совладающего поведения студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей, являются метод опроса (в форме анкетирования), психодиагностические методы (Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной; Опросник скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот; Копинг-тест Р. Лазаруса); статистические методы (метод сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ). Результаты. Проведенное исследование свидетельствует, что студенты, склонные к интернет-зависимости от социальных сетей, чаще используют копинг-поведение, ориентированное на социальную поддержку, а студенты, склонные к зависимости от компьютерных игр, чаще используют копинг, ориентированный на избегание и дистанцирование. Установлены особенности взаимосвязи между компьютерной зависимостью и копинг-поведением студентов: чем выше показатели неконструктивного совладающего поведения, тем выше показатели интернет-зависимости. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о важности индивидуального подхода, внедряемого в образовательных учреждениях и способствующего предупреждению возникновения интернет-зависимости студентов посредством обучения конструктивным копинг-стратегиям и успешному решению трудных жизненных ситуаций. Современные тенденции общества неизбежно приведут к увеличению интернет-зависимости, имеющей неоднозначные последствия для развития личности, что обусловливает актуальность внедрения комплексного психолого-педагогического подхода для профилактики интернет-зависимости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COPING BEHAVIOR STRATEGIES AND INTERNET PREFERENCES OF STUDENTS PRONE TO COMPUTER GAMES AND SOCIAL NETWORKS ADDICTION

Introduction. The article is devoted to the study of the Internet preferences of students prone to Internet addiction, as well as their choice of strategies for coping behavior. The article discusses the features of coping behavior strategies of students prone to addiction to computer games and social networks. The choice of constructive and destructive strategies of coping behavior among students prone to Internet addiction and not prone to it is analyzed. Features of the relationship between computer addiction and coping behavior of students are revealed. Methodology. The scientific analysis of the problem is carried out in accordance with the principles of the activity approach to the personality. Theoretical methods were used (analysis of sources on the research problem, systematization, generalization of data). Specific methods for studying the features of Internet - preferences and coping behavior strategies of students prone to addiction to computer games and social networks are the survey method (in the form of a questionnaire), psychodiagnostic methods (Test-questionnaire assessing the degree of enthusiasm for computer games by A. V. Grishina, Questionnaire for screening diagnostics of computer addiction by L. N. Yurieva and T. Yu. Bolbot, Coping - Lazarus test), statistical methods (method of comparing average values for Student’s t-test, one-way analysis of variance, correlation analysis). Results. The study shows that students prone to Internet addiction to social networks more often use coping focused on social support, and students prone to addiction to computer games more often use coping focused on avoidance and distancing. The features of the relationship between computer addiction and coping behavior of students are traced: the higher the indicators of non-constructive coping behavior, the higher the indicators of computer addiction. Conclusion. The obtained results testify to the importance of an individual approach introduced into the practice of educational institutions, which contributes to the prevention of students’ computer addiction by teaching constructive coping strategies and successfully solving difficult life situations. Modern trends in society will inevitably lead to an increase in Internet addiction, which has ambiguous consequences for the development of the individual, which determines the relevance of introducing a comprehensive psychological and pedagogical approach to prevent students’ Internet addiction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

as a Means of Remote Psychological Counseling: Language and Semantics of Feature Blogs]. Bulletin of Kemerovo State University, 2021, vol. 23, no. 3 (87), pp. 729-739. (In Russian). 11. Shamov I. A. Vrach i bol'noj [Doctor and patient]. Moscow, 1986, 168 p. (In Russian).

12. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakim ova N. R. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psihologiya: cennostno-smyslovojtrend [Post-non-classical pedagogical psychology: value-semantic trend]. Kemerovo, 2017, 202 p. (In Russian).

УДК/UDC 159.923.5

DOI 10.54509/22203036_2023_1_175

EDN BPLCYK

Канина Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Кривцова Евгения Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Смагина Светлана Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

нив

Kanina Natalya A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Krivtsova Evgenia V.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Smagina Svetlana S.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

FEATURES OF COPING BEHAVIOR STRATEGIES AND INTERNET PREFERENCES OF STUDENTS PRONE TO COMPUTER GAMES

AND SOCIAL NETWORKS ADDICTION

Введение. Статья посвящена исследованию интернет-предпочтений склонных к зависимости студентов, а также их выбору стратегий совладающего поведения. Анализируется выбор конструктивных и деструктивных стратегий совладающего поведения у студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей и не склонных к ней. Выявляются особенности взаимосвязи между компьютерной зависимостью и совладающим поведением студентов.

Методология. Научный анализ проблемы проводится в соответствии с принципами деятельност-ного подхода к личности. Использовались теоретические методы (анализ источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение дан-

ных). Конкретными методами изучения особенностей интернет-предпочтений и стратегий совладаю-щего поведения студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей, являются метод опроса (в форме анкетирования), психодиагностические методы (Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной; Опросник скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот; Копинг-тест Р. Лаза-руса); статистические методы (метод сравнения средних величин по критерию Стьюдента, однофактор-ный дисперсионный анализ, корреляционный анализ).

Результаты. Проведенное исследование свидетельствует, что студенты, склонные к интернет-зависимости от социальных сетей, чаще используют

копинг-поведение, ориентированное на социальную поддержку, а студенты, склонные к зависимости от компьютерных игр, чаще используют копинг, ориентированный на избегание и дистанцирование. Установлены особенности взаимосвязи между компьютерной зависимостью и копинг-поведением студентов: чем выше показатели неконструктивного совладающего поведения, тем выше показатели интернет-зависимости.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о важности индивидуального подхода, внедряемого в образовательных учреждениях и способствующего предупреждению возникновения интернет-зависимости студентов посредством обучения конструктивным копинг-стратегиям и успешному решению трудных жизненных ситуаций. Современные тенденции общества неизбежно приведут к увеличению интернет-зависимости, имеющей неоднозначные последствия для развития личности, что обусловливает актуальность внедрения комплексного психолого-педагогического подхода для профилактики интернет-зависимости студентов.

Introduction. The article is devoted to the study of the Internet preferences of students prone to Internet addiction, as well as their choice of strategies for coping behavior. The article discusses the features of coping behavior strategies of students prone to addiction to computer games and social networks. The choice of constructive and destructive strategies of coping behavior among students prone to Internet addiction and not prone to it is analyzed. Features of the relationship between computer addiction and coping behavior of students are revealed.

Methodology. The scientific analysis of the problem is carried out in accordance with the principles of the activity approach to the personality. Theoretical methods were used (analysis of sources on the research problem, systematiza-tion, generalization of data). Specific methods for studying the features of Internet - preferences and coping behavior strategies of students prone to addiction to computer games and social networks are the survey method (in the form of a questionnaire), psychodiagnostic methods (Test-questionnaire assessing the degree of enthusiasm for computer games by A. V. Grishina, Questionnaire for screening diagnostics of computer addiction by L. N. Yurieva and T. Yu. Bolbot, Coping - Lazarus test), statistical methods (method of comparing average values for Student's t-test, one-way analysis of variance, correlation analysis).

Results. The study shows that students prone to Internet addiction to social networks more often use coping focused on social support, and students prone to addiction to com-

puter games more often use coping focused on avoidance and distancing. The features of the relationship between computer addiction and coping behavior of students are traced: the higher the indicators of non-constructive coping behavior, the higher the indicators of computer addiction.

Conclusion. The obtained results testify to the importance of an individual approach introduced into the practice of educational institutions, which contributes to the prevention of students' computer addiction by teaching constructive coping strategies and successfully solving difficult life situations. Modern trends in society will inevitably lead to an increase in Internet addiction, which has ambiguous consequences for the development of the individual, which determines the relevance of introducing a comprehensive psychological and pedagogical approach to prevent students' Internet addiction.

Ключевые слова: интернет-предпочтения, интернет-зависимость, копинг-поведение, копинг-страте-гии, студенты.

Keywords: Internet preferences, Internet addiction, coping behavior, coping strategies, students.

Введение

Современная жизнь неразрывно связана с компьютерными и информационными технологиями. Компьютерные и интернет-технологии охватили и проникли во все сферы человеческой деятельности, в образование, профессиональную деятельность и межличностное общение. Возможности Интернета позволяют использовать его как инструмент не только для познания, но и для общения. Значительная часть контактов осуществляется с помощью информационных технологий. Мультимедийность, открытость, доступность, анонимность, дешевизна делают интернет-пространство способом массового общения людей, объединенных различными интересами. Для коммуникации в Интернете используются специальные интернет-форумы, блоги, мессенджеры, социальные сети и видеоигры. Виртуальная коммуникация становится преобразованием современного общества. Такое стремительное усовершенствование информационных технологий оказывает серьезное влияние на современную молодежь. Вовлеченность сегодняшних юношей в ту жизнь, которая происходит за экраном их компьютеров и телефонов (в социальных сетях, компьютерных играх), приводит к частичной замене реального общения на виртуальное. Взаимодействие с Интернетом привело к расширению внутреннего психического мира человека, где он воспринимает компьютер как продолжение своей личности в этом

«пространстве», отражающем его вкусы и интересы. Нередко это состояние настолько захватывает личность, что происходит растворение собственного «Я» и отождествление с личностью персонажа на экране (виртуальная идентичность). Как было отмечено выше, Интернет обладает широкими техническими возможностями для общения и позволяет сравнительно легко найти людей со схожими интересами. Общение в Сети начать психологически проще, чем в реальной жизни. С помощью онлайн-коммуникации люди удовлетворяют большой круг своих потребностей: в общении (спасение от одиночества, получение психологической поддержки), в сохранении существующих отношений (с партнером, друзьями, родственниками), в принадлежности к сообществу (поиск новых друзей), в информации (о людях, событиях, возможностях), в развлечении или отдыхе.

Онлайн-коммуникация обладает следующими особенностями: повышенная вербальная активность, неологизмы, отсутствие обычных норм и этикета общения (присутствие собственной культуры и этики), мозаичность коммуникации и эмоциональность. Мозаичность онлайн-коммуникации состоит в ее частой недолговременности и непоследовательности - человек обменивается короткими сообщениями с одним человеком и быстро переходит к другому. Таким образом коммуникация принимает форму непоследовательного повествования или мозаики, состоящей из отдельных сообщений. Еще одной особенностью сетевого общения является обилие вербальной информации при недостатке невербалики, т.е. мимики, движений, голоса. С учетом, что невербальные показатели играют большую роль в общении, их отсутствие в сетевой коммуникации компенсируется специальными средствами - эмотиконами, с помощью которых происходит дополнение смысла основного высказывания, уточнение его экспрессивно-интонационной окраски. Выход из онлайн-коммуни-кации отличается от выхода из традиционных форм общения. Отсутствие специальных фраз или движений для того, чтобы прервать коммуникацию, своеобразная «легкость» выхода из нее также является особенностью общения в Интернете. Существует также возможность предоставления о себе только определенной информации. В Интернете исчезает необходимость ориентироваться на внешнюю оценку, выглядеть в соответствии с социальными нормами. В Сети личность может сменить свою идентичность и представить себя не тем, кем является на самом деле: мужчина может представиться женщиной и, наоборот, можно сменить свой настоящий возраст, увлече-

ния, место жительства и т.д. В социальных сетях или онлайн-приложениях чаще всего можно просмотреть историю своей переписки, а если человеку неудобно общаться именно сейчас, то он может отложить обмен сообщениями на некоторое время и вернуться к ним в любой удобный для себя момент. Так устраняются некоторые коммуникативные барьеры, присущие живому общению - социальные ритуалы приветствия и прощания, необязательно быстрое вербальное реагирование. Кроме того, исчезают возрастные, статусные, гендерные и имущественные барьеры, барьеры внешней привлекательности, недостаточной коммуникативной компетентности. Возникает вопрос, как увлеченные интернет-коммуникацией пользователи будут «возвращаться» к традиционным формам «живого общения»?

Наряду с новыми возможностями, онлайн-комму-никация несет свои психологические риски. В настоящее время изучение человека, его поведения, особенностей возможно лишь при рассмотрении личности воедино с ее жизнью в цифровом пространстве. В современных исследованиях особо актуально встает вопрос о психологических последствиях циф-ровизации, в частности о влиянии онлайн-коммуника-ции на личность пользователей, о феноменах виртуальной идентичности, интернет-зависимости, кибер-буллинга. Некоторые исследователи (Ю. В. Фомичева, Е. Р. Беляева, О. К. Тихомиров) доказывают положительный эффект увлеченностью интернет-средой как способом эмоциональной разрядки, развития мышления, овладения логическими операциями, работы с символами; удовлетворением психологических потребностей. На негативные последствия влияния увлеченностью интернет-средой указывали А. Е. Вой-скунский, А. Г. Шмелев, С. А. Шапкин, О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. М. Евстигнеева, М. С. Иванов и другие, особенно при условии возникновения компьютерной зависимости.

Помимо повышенного интереса к социальным сетям, молодежь продолжает увлекаться компьютерными играми. С совершенствованием компьютеров совершенствуются и компьютерные игры, увеличивая базу поклонников, или «геймеров». Улучшение графики и музыкального сопровождения, усложнение игрового процесса и углубление сюжета являются основными факторами, которые способствует привлечению к компьютерным играм новых пользователей и удержанию их продолжительное время. Привлекательность компьютерных игр у юношей связана с возможность создания своего идеального виртуального мира и погружения в него. Игровое онлайн-

общение, являясь частью глобального интернет-общения, приобретает качественное своеобразие, присущее самой виртуальной реальности, но обладает теми же особенностями, присущими сетевому общению.

Психологические особенности увлеченности компьютерными играми описываются рядом исследователей в области киберпсихологии (психологии компьютерной игры). В настоящее время существует множество психологических исследований, связанных с игровой компьютерной деятельностью. Исследуется влияние игр на психику человека, на когнитивные процессы, описываются признаки компьютерной зависимости, поднимаются вопросы привлекательности компьютерных игр. Ряд исследователей (И. В. Бурмистров, А. Г. Шмелев, Ю. В. Фомичева, И. В. Бурлаков, Ю. М. Евстигнеева) отмечают следующие мотивы обращения к играм: самовыражение, самопознание, саморазвитие, обучение определенным знаниям и умениям (интеллектуальные игры), стремление к власти, отреагирование негативных эмоций, желание избавиться от жизненных проблем и препятствий, снять стресс, смоделировать другой мир, свободный от проблем повседневной жизни; удовлетворение эмоционально-эстетических и исследовательских потребностей, творчество, хобби, социализация, желание повеселиться и другие. Позитивное влияние компьютерных игр на развитие личности (на самосознание; на развитие компонентов познавательных процессов: логического мышления, запоминания и воспроизведения большого объема информации, внимательности, сосредоточенности, образного и пространственного мышления; на снижение уровня стресса и депрессии; на возможность справиться с имеющейся агрессией у человека посредством вымещения в виртуальном мире; на развитие способности эффективно действовать в нестандартной кризисной обстановке) отмечали А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров, Ю. В. Фомичева, И. В. Бурлаков, Ю. Д. Бабаева. Однако исследователи отмечают и негативные психологические последствия увлеченности компьютерными играми: агрессивное состояние после окончания игры (В. С. Собкин, Ю. М. Евстигнеева), негативное воздействие на эмоциональную сферу, способности к установлению и поддержанию продолжительных социальных контактов, когнитивные способности, а также трансформацию системы ценностей и мотивационной сферы (С. А. Шапкин), снижение учебной успеваемости; отсутствие других увлечений и хобби, готовность нарушить закон ради игры (Г. Э. Брынин).

Таким образом, чрезмерная увлеченность компьютерными играми и интернет-коммуникацией имеет неоднозначные психологические последствия, которые затрагивают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы развития личности. Кроме того, возрастание популярности и необходимости Интернета приводит к проблеме интернет-зависимости. Проблема психологической зависимости от компьютерной деятельности активно разрабатывается современными авторами (О. Н. Арестовой, Ю. Д. Бабаевой, Г. Э. Бры-ниным, А. Е. Войскунским, Н. В. Дмитриевой, В. А. Лос-кутовой, О. В. Смысловой, К. Янг, И. Гольдбергом, М. Орзак). В настоящее время «интернет-зависимость» (компьютерная зависимость) понимается как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером, интернетом (К. Янг, И. Гольдберг). Такая зависимость может включать следующие виды аддиктивного поведения: зависимость от игр, аукционов, лотерей (интернет-гемблеры); зависимость от разработок программ, поиска баз данных (интернет-трудоголики), зависимость от виртуального секса (интернет-сексоголики), зависимость от сайтов знакомств, зависимость от интернет-покупок, зависимость от интернет-коммуникации (интер-нет-аддикты отношений). При наличии компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности, социальных качеств (дружелюбия, открытости, сострадания), появляется избыточная агрессивность, антисоциальное поведение, происходит нарушение процессов самосознания, самооценки. Психологическими симптомами интернет-зависимости исследователи называют: навязчивое желание проверять почту, соцсети, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, жалобы окружающих, желание тратить деньги на интернет-среду, нежелание отвлечься от Интернета, негативные эмоциональные проявления при вынужденном отвлечении, постоянные размышления об Интернете; стремление проводить в Интернете больше времени, неспособность спланировать время окончания интернет-деятельности, эйфория за компьютером, раздражение вне компьютера, невозможность остановиться, ощущение пустоты, депрессии, пренебрежение семьей, друзьями, спортом, хобби, ложь другим, проблемы с работой, обучением, сном и выполнением повседневных обязанностей, потребность в увеличении времени для достижения удовольствия, совершение попыток отказаться от Интернета. Ряд авторов выделяют стадии формирования зависимости от компьютерных игр (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот): стадию легкой увлеченности, увлеченности, психологической зависимости

(изменение иерархии ценностей и самооценки, изоляция от социальных контактов во внешнем мире, стремление улучшить свои игровые показатели, признаки депрессивного состояния или агрессивного поведения, аутоагрессии), стадия привязанности с постепенным угасанием игровой активности и ослаблением стойкого увлечения. Другие авторы (М. С. Иванов) считают, что каждому классу игры соответствует конкретная психологическая зависимость, обладающая своей природой и механизмом образования. Таким образом, интернет-зависимость является негативным вариантом трансформации личности. В литературе, на наш взгляд, наиболее разработана проблема интернет-зависимости подростков, но недостаточно исследований интернет-зависимости студентов.

На протяжении жизни каждый человек сталкивался с ситуациями, переживаемыми им как трудные. Анализ поведения, направленного на преодоление трудностей, в психологии осуществляется в рамках исследований копинг-механизмов. Под «копингом» чаще всего в исследованиях понимается адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление (С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Сергиенко), а также как один из способов психологической защиты, который используется для ослабления напряжения (Н. Хаан); как относительно постоянная предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом (А. Дж. Беллингс, Р. Х. Мус), как динамический процесс, специфика которого определяется как ситуацией, так и столкновением субъекта с внешним миром (Р. С. Лазарус, С. Фолькман). В теории преодоления Р. С. Лазарус различает два процесса: временное облегчение (смягчение страданий от стресса путем когнитивной защиты) и двигательные реакции (реальное поведение, действия, направленные на уменьшение существующей опасности).

В настоящее время современными исследователями признается, что копинг-процесс возникает когда происходит ситуация, в которой личность сталкивается с новыми требованиями социальной среды, для которых существующий ответ не является подходящим (Н. Хаан, С. К. Нартова-Бочавер, Ю. Н. Мураткина). Копинг-процесс понимается как поиск и осуществление адаптивного ответа личности на стрессогенные требования социальной среды и с учетом существующего опыта и новых обстоятельств. Предназначение копинга состоит в лучшей адаптации человека к ситуации. Ряд авторов в понятие «копинг» включают большой спектр человеческой активности, в который входят и бессознательные психологические защиты, и целенаправленное преодоление трудных ситуаций.

Соотношение копинг-поведения и психологической защиты до сих пор является дискуссионным и представляет методологическую и теоретическую трудность. В настоящем исследовании мы разводим понятия копинг-стратегии и психологической защиты. Совладание нами понимается как взаимодействие с окружающей средой, а защита считается внутрилич-ностным процессом. Некоторые авторы (А. Ю. Егоров) придерживаются единства совладания и защиты, при котором психологическая защита создает направление копингу, который формируется позже и закрепляется в процессе накопления жизненного опыта. Диапазон используемых копинг-стратегий во многом зависит от сложившихся в раннем детстве типов психологической защиты, «задает коридор» для формирования последующего копинг-поведения. Выделяются две основные функции копинг-поведения: разрешение проблемы, составляющей суть противоречия (что, на наш взгляд, сложно добиться защитными механизмами, часть которых работает бессознательно) и регулирование негативного эмоционального состояния (что вполне возможно защитными механизмами). На основании этих функций ряд авторов выделяют объективные (связаны с получением определенного результата и достижением цели) и субъективные (связаны с психологическим благополучием и с сохранением эмоционального самочувствия) критерии эффективности копинг-поведения. По нашему мнению, копинг-страте-гии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен обстоятельствами и зависит от личностных особенностей, направленности личности, ценностных ориентаций, социальных установок, отношения к себе и окружающим и и многого другого. Ряд авторов выделяют копинг-страте-гии - адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные, конструктивные, деструктивные.

Методология

Исследование с целью выявления особенности интернет-предпочтений и стратегий совладаю-щего поведения студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей, было проведено в 2021-2022 годах на базе социально-психологического института Кемеровского государственного университета. При описании результатов также использовались данные, полученные в наших более ранних исследованиях (М. В. Колосова, Н. А. Канина, 2020) и в студенческих работах, выполненных под нашим руководством. Научный анализ проблемы

исследования проводится в соответствии с теоретико-методологическими положениями представителей деятельностного подхода к личности, с основными положениями культурно-исторической теории Л. С. Выготского (о роли знаковой системы в психическом развитии), с основными принципами теории игры Д. Б. Эльконина; положениями теорий о влиянии интернет-зависимости на человека (А. Е. Войскун-ского, Ю. Д. Бабаевой, М. С. Иванова, А. В. Гришиной, Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот), а также с основными положениями теории совладающего поведения отечественных и зарубежных психологов (С. К. Нарто-вой-Бочавер, Р. М. Грановской, Т. Л. Крюковой, Р. С. Лазаруса).

В исследовании проверялось предположение о том, что существуют особенности в выборе копинг-стратегий студентов, склонных к интернет-зависимости от социальных сетей и склонных к зависимости от компьютерных игр. Предполагалось наличие взаимосвязи между интернет-зависимостью и неконструктивным совладающим поведением студентов.

В исследовании приняли участие 110 человек в возрасте 18-21 год (78 девушек, 32 юношей), студентов разных направлений подготовки социально-психологического института КемГУ («Психология», «Организация работы с молодежью», «Социология», «Социальная работа»).

Методами исследования выступили:

1. Теоретические методы (анализ источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение данных).

2. Психодиагностические методы: Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми» А. В. Гришиной, Опросник скрининговой диагностики компьютерной/интернет-зависимости Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот, Копинг-тест Р. С. Лазаруса.

3. Опросный метод (в форме анкетирования) для выявления интернет-предпочтений студентов, специфики увлеченности интернет-средой. Анкетный опрос проводился с помощью самостоятельно разработанной анкеты. Вопросы носили открытый и закрытый характер.

4. Статистические методы обработки результатов (метод сравнения средних величин по критерию Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Пирсона).

Результаты

В проведенном исследовании по результатам анкетирования были выявлены интернет-предпочтения студентов, продолжительность и спе-

цифика их интернет-деятельности. Было установлено, что продолжительность интернет-деятельности студентов в будний день в среднем варьируется от 5 до 9 часов (распределение ответов составило от 2 до 12 часов). Большинство испытуемых (47% опрошенных, 52 человека) проводят в Интернете 5-6 часов в день или 7-8 часов (50% опрошенных, 55 человек). Продолжительность интернет-деятельности в выходной день у студентов в среднем увеличивается и варьируется от 5 до 18 часов. Большинство ответивших (50,4%) находятся в Интернете в выходной день 7-8 часов (56 человек), а 38% опрошенных (42 человека) - 9-10 часов. И только единичные студенты 4 % (4 человека) - 11-12 и более часов.

Интернет-деятельностью по результатам опроса является: написание постов (назвали 16% опрошенных), общение в соцсетях, чатах (назвали 100%), «скроллинг» (3 %), чтение новостей (27%), поиск интересной информации (57%), чтение художественной литературы (51 %), поиск и чтение информации для учебы (100 %), просмотр видеоуроков (4,5 %), просмотр развлекательного видео (ШТок) (97%), просмотр видео для саморазвития (20%), просмотр мультфильмов (11%), прослушивание медитаций (2%), музыки (90 %), компьютерные игры (88 %), просмотр электронной почты (94,5%), просмотр художественных фильмов (100%), просмотр интернет-магазинов (11 %), просмотр геолокаций, карт (18 %), просмотр мемов (смешных картинок) (11 %), творческая деятельность (6%), изучение английского (2%). Таким образом, преобладающими предпочтениями интернет-деятельности у студентов является общение в чатах и социальных сетях, поиск интересной информации, поиск и чтение учебной информации, чтение художественной литературы, просмотр развлекательного видео, просмотр художественных фильмов, почты, компьютерная игровая деятельность (табл. 1).

В результате анкетирования также выявлено следующее процентное распределение времени в течение дня на выполнение интернет-деятельности у студентов (табл. 1). Больше всего времени (в %) студенты тратят на на общение в соцсетях, чатах - от 5 до 65 % времени в течение дня. Причем интернет-общение большинства студентов (72 опрошенных, 65 %) составляет от 5 до 20% от всей интернет-деятельности в день, и только у 16 человек (14%) данная деятельность занимает в день 50-65% (склонность к зависимости от интернет-коммуникации). Также много времени в течение дня у студентов занимает поиск информации для учебы - от 5 до 40%, просмотр развлекательного видео - от 10 до 30%, просмотр муль-

Таблица 1

Интернет-предпочтения студентов

Интернет-предпочтения Доля испытуемых, выбравших интернет-деятельность Средние значения затраченного времени на интернет-деятельность в течение дня (%)

Написание постов 16% 11 %

Общение в соцсетях, чатах 100% 28%

Скроллинг 3% 7%

Чтение новостей 27% 8%

Поиск интересной информации 57% 16%,

Чтение художественной литературы 51 % 15%

Поиск и чтение информации для учебы 100% 25%

Просмотр видеоуроков 4,5 %, 7%

Просмотр развлекательного видео 97% 16%

Просмотр видео для саморазвития 20% 12%,

Просмотр мультфильмов 11 % 13%

Прослушивание медитаций 2% 5%

Прослушивание музыки 90% 15%

Компьютерные игры 88% 20%

Просмотр электронной почты 94,5 % 1 %

Просмотр художественных фильмов 100% 30%

Просмотр интернет-магазинов 11 % 10%

Просмотр геолокаций, карт 18% 1 %

Просмотр мемов (смешных картинок) 11 %, 8%

Творческая деятельность 6% 5%

Изучение английского 2% 15%

тфильмов - от 10 до 30%, компьютерные игры -от 5 до 60% (в среднем около 20%), просмотр художественных фильмов - от 10 до 70 %. Таким образом, студенты преимущественно в интернет-среде в течение дня общаются в соцсетях и чатах, ищут и читают информацию, играют в компьютерные игры, смотрят художественные фильмы (табл. 1).

В ходе анкетного опроса также было выяснено, что у испытуемых, которые увлекаются компьютерными играми, наиболее предпочитаемыми являются массовые ролевые игры (56% опрошенных), многопользовательские боевые онлайн-арены (Dota) (16% опрошенных), массовые онлайн-шутеры (стрельбы) (16% опрошенных), игры-стратегии (37% опрошенных), онлайн-симуляторы (шахматы, танки, футбол) (15,5% опрошенных). Было выявлено, самой любимой интернет-деятельностью у большинства испытуемых является общение в «ВКонтакте» (52% опрошенных), Telegram (37% опрошенных), WhatsApp (9%), Instagram (8%), просмотр фильмов, видео YouTube (40,5 %), компьютерные игры (29 %).

Выявление склонности к интернет-зависимости проводилось с помощью методики «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот, позволяющей выявить компьютер-

ную (в том числе интернет-) зависимость. Выявлено отсутствие риска интернет-зависимости (менее 16 баллов) у 54 студентов (49 % испытуемых). Стадия увлеченности, склонности к зависимости, «прилипания» к зависимости, аттачмента (эмоциональной привязанности) (от 16 до 22 баллов) выявлена у 39 человек (35% испытуемых). Первая стадия зависимости выявлена у 16 человек (23-37 баллов), что составляет 14% испытуемых, вторая стадия зависимости (более 38 баллов) выявлена у 1 человека (1 %). Полученные данные соотносятся с данными, полученными другими исследователями. Средние значения находятся в пределах стадии увлеченности (табл. 2).

Также нами выявлялась склонность к игровой компьютерной зависимости с помощью методики «Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми» А. В. Гришиной. В данной методике мы изменили формулировку одного высказывания и, соответственно, показателя («родительского отношения» на «отношение близких»). Расчетный показатель степени увлеченности компьютерными играми находится на среднем уровне (табл. 3), то есть студенты преимущественно интересуются определенными видами компьютерных игр и не теряют контроль над частотой игровых сеансов.

Таблица 2

Описательные статистические показатели, полученные по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости»

Показатели Среднее Медиана Минимум Максимум Ст. отклонение

Зависимость от социальных сетей и компьютерных игр 19,9 20 11 43 5,21

Таблица 3 Описательные статистические показатели, полученные по Тесту-опроснику степени увлеченности компьютерными играми

Показатели Среднее Медиана Минимум Максимум Ст. отклонение

Эмоциональное отношение 11 10 5 26 5,17

Уровень самоконтроля 23 20,5 9 54 11,01

Уровень целевой направленности 9,2 8,5 3 18 5,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение близких 3,6 3 1 11 2,17

Предпочтение виртуального общения 10,4 13 2 18 4,54

Уровень увлеченности компьютерными играми 16,3 16,1 6,4 30,9 6,58

Естественный уровень игровой интернет-деятельности (от 6 до 11 баллов), который не имеет негативных последствий, выявлен у 53 человек (48% испытуемых). Средний уровень (от 12 до 21 балла) выявлен у 41 студента (37%). Стадия зависимости (от 22 до 37 баллов) выявлена у 16 студентов (14%), постоянно стремящихся повысить уровень результатов игры. Также мы проанализировали высокие и низкие значения по каждому показателю игровой зависимости. Высокие показатели по шкале эмоционального отношения к компьютерным играм были выявлены у 37 испытуемых (33%), что свидетельствует о высоком уровне эмоциональной привлекательности компьютерных игр. Остальные студенты (67%) имеют низкие показатели, которые указывают, что игра является одним из досуговых занятий. Высокие показатели по шкале самоконтроля имеют 39 испытуемых (35%), что свидетельствует о низком уровне самоконтроля и раздражении при вынужденном отвлечении от игры, неспособности спланировать окончание игры. Большинство студентов (65%) имеют низкие показатели, что свидетельствует о наличии самоконтроля над процессом игры. Высокие показатели по шкале целевой направленности (постоянного стремления к достижению более высоких результатов в игре) выявлены у 31 испытуемого (28%). Для остальных испытуемых игра выступает как средство досуга и не является самоцелью. Высокие оценки по шкале «отношения близких» выявлены у 10 испытуемых (9%), что говорит о нега-

тивном отношении близких к увлечению компьютерными играми. Высокие оценки по шкале «предпочтение виртуального общения» были выявлены у 51 студента (46%). Игра выступает средством общения и подменяет процесс реального взаимодействия.

Интересные данные были получены при сравнении у юношей и девушек средних значений показателей степени увлеченности компьютерными играми. Практически все показатели увлеченности компьютерными играми у юношей значимо выше (табл. 4), что может говорить о большей склонности юношей к игровой зависимости, по сравнению с девушками.

По результатам, полученным по методике «Скри-нинговая диагностика интернет-зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот, Тесту-опроснику степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной, все испытуемые условно были разделены на три группы. Первую группу составили «несклонные к интернет-зависимости» 54 студента (49 %). В нее вошли испытуемые, не склонные к интернет-зависимости (менее 16 баллов) по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот и имеющие естественный, или средний, уровень увлеченности компьютерными играми по Тесту-опроснику степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной (13 юношей и 41 девушка). Во вторую группу «склонных к зависимости от компьютерных игр» вошли 16 студентов, из них 10 юношей и 6 девушек (14% испытуемых), имеющих стадию зависимости (от 22 до 37 баллов)

Таблица 4

Результаты сравнения средних значений показателей увлеченности компьютерными играми у юношей и девушек

Показатели увлеченности компьютерными играми Средние значения у юношей Средние значения у девушек Уровень значимости различий (p)

Эмоциональное отношение 13,58 7,92 0,01

Уровень самоконтроля 30,12 14,20 0,01

Уровень целевой направленности 12,74 4.90 0,02

Отношение близких 4,60 2,35 0,13

Предпочтение виртуального общения 12,92 7,45 0,0001

Уровень увлеченности компьютерными играми 20,78 10,80 0,0001

по Тесту-опроснику степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной и по результатам анкетирования, преимущественно проводящие игровую интернет-деятельность. В третью группу - «склонные к интернет-зависимости» вошли 40 студентов (из них 31 девушка и 9 юношей), имеющие стадию «прилипания» к зависимости, аттачмента (эмоциональной привязанности), а также первую стадию зависимости (23-37 баллов), вторую стадию зависимости (более 38 баллов) по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот и по результатам анкетирования преимущественно занимающихся интернет-деятельностью, связанной с общением в социальных сетях, чатах (в данную группу не входят испытуемые с игровой зависимостью).

Важной исследовательской задачей являлось выявление особенностей стратегий совладающего поведения студентов, склонных к зависимости от компьютерных игр и социальных сетей. При помощи копинг-теста Р. Лазаруса определялись копинг-меха-низмы, способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегии: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство (избегание), планирование решения проблемы, положительная переоценка.

В ходе однофакторного дисперсионного анализа были выявлены статистически значимые различия по уровням напряженности таких копинг-стратегий, как дистанцирование (у склонных к игровой зависимости значимо выше), самоконтроль (значительно выше у несклонных к зависимости), поиск социальной информации (значительно выше у зависимых от интернет-коммуникации), принятие ответственности (значимо выше у несклонных к зависимости), бегство (значимо выше у зависимых). Средние пока-

затели напряженности по всем копингам, у личности, не склонной к интернет-зависимости, находятся в значениях среднего уровня потенциала копинга. Для группы зависимых от интернет-коммуникации характерна высокая напряженность, выраженность стратегии поиска социальной поддержки, то есть в трудной ситуации они стараются найти информационную, действенную и эмоциональную поддержку у окружающих. Для группы склонных к игровой зависимости и для группы с зависимостью от интернет-коммуникации выражена стратегия бегства, которая проявляется в стремлении и поведенческих усилиях убежать от проблемы. Стратегия «бегство-избегание» большинством авторов признается неадаптивной (неконструктивной) стратегией.

Другой исследовательской задачей являлось также выявление особенностей взаимосвязи между интернет-зависимостью и совладающим поведением личности.

Корреляционный анализ показал, что показатели интернет-зависимости положительно значимо коррелируют с копинг-стратегиями поиска социальной поддержки (р< 0,05) и бегства (р< 0,05), а результаты показателей игровой зависимости положительно коррелируют с копинг-стратегиями дистанцирования (р< 0,05) и бегства (р< 0,05). Таким образом, был установлен характер взаимосвязи между интернет-зависимостью и совладающим поведением: чем выше показатели неконструктивного совладающего поведения, тем выше показатели компьютерной зависимости. Можно констатировать, что существуют особенности выбора стратегий совладающего поведения у студентов, склонных к игровой компьютерной зависимости и зависимости от интернет-коммуникации. Конкретными способами реагирования студентов с игровой компьютерной зависимостью и зависимостью от социальных сетей на трудные ситуации явля-

Таблица 5

Средние значения в уровнях напряженности копинга (результаты дисперсионного анализа)

Копинг-стратегии Не склонные к зависимости Склонные к игровой зависимости Склонные к неигровой зависимости р

Конфронтация 41,12 28,75 31,44 0,06

Дистанцирование 41,93 71,92 34,30 0,00001

Самоконтроль 42,14 25,04 31,41 0,0008

Поиск социальной поддержки 40,53 37,58 74,26 0,0002

Принятие ответственности 45,14 27,04 26,66 0,00001

Уклонение - бегство 39,14 65,46 66,60 0,00001

Планирование решения проблемы 41,77 32,42 34,26 0,14

Положительная переоценка 41,12 30,62 35,11 0,07

Таблица 6

Корреляционный анализ взаимосвязей копинг-стратегий и склонности личности к зависимости от интернета и компьютерных игр

Копинг-стратегия Зависимость от интернет-коммуникации Игровая зависимость

Конфронтация -0,09 -0,17

Дистанцирование -0,34 0,58 *

Самоконтроль -0,14 -0,28*

Поиск социальной поддержки 0,61* -0,23

Принятие ответственности -0,24* -0,21*

Уклонение - бегство 0,37* 0,28*

Планирование решения проблемы -0,10 -0,17

Положительная переоценка -0,7 -0,19

Примечание: * - уровень значимости различий p<0,05

ются: дистанцирование (у склонных к игровой зависимости значимо выше), поиск социальной информации (значительно выше у зависимых от интернет-коммуникации), бегство (значимо выше у всех интернет-зависимых).

Заключение

Несмотря на неоднозначное влияние увлеченности интернет-средой на развитие личности, сегодня интернет-деятельность становится наиболее предпочитаемой для студентов, становится все более перспективной формой коммуникации, взаимодействия, стремительно развивается, имеет большое разнообразие инструментов, технологий и разновидностей. Проведенное исследование позволяет прогнозировать рост интернет-зависимости у современной молодежи, которая, в том числе, взаимосвязана с выбором стратегий совладающего поведения. Сложившаяся ситуация требует поиска эффективных методов и средств по предупреждению компьютерной зависимости у студентов. Поэтому важную роль в способности противостоять различным формам

интернет- (компьютерной) зависимости может играть выбор конструктивных стратегий совладающего поведения и преодоления жизненных трудностей. Полученные результаты свидетельствуют о важности подхода к организации работы со студентами для профилактики интернет-аддикций. Решение проблем интернет-зависимости является сложным и неоднозначным, требует комплексного подхода с применением решения социальных задач, развитием невиртуальной коммуникации, повышением мотивации к преодолению, успеху, научению техникам саморегуляции, кооперации и сотрудничества, выбору стратегий конструктивного совладающего поведения. Комплексная профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения студентов позволит снизить риск распространения интернет-зависимости, сгладить негативные последствия интернет-зависимости.

Литература

1. Брынин Г Э. Интернет-зависимость учащейся молодежи

Алтайского края: сущность и диагностика // Известия Алтай-

ского государственного университета. 2010. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-uchascheysya-molodezhi-altayskogo-kraya-suschnost-i-diagnostika (дата обращения: 10.10.2022).

2. Бурлаков И. В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М., 2000. 144 с.

3. Ветрова И. И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2010. 26 с.

4. Войскунский А. E. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.

5. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/492/468 (дата обращения: 15.10.2022).

6. Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. М., 2014. № 4. С. 131-141.

7. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007.192 с.

8. Иванов М. С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр // Психология зависимости. 2002. С. 127-142

9. Колосова М. В., Канина Н. А. Взаимосвязь характерологических особенностей и мотивации выбора форм дистанционного обучения послевузовской молодежи // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика: материалы симпозиума XV (XLVII) Междунар. науч.-практ. гонф. / науч. ред. А. В. Серый. Кемерово, 2020. С. 27-30.

10. Корсакова Л. И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности. URL: https://pub.asobr.org/ wp-content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

11. Нартова-Бочавер С. С. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30.

12. Мураткина Ю. Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. URL: https://www. dissercat.com/content/vzaimosvyaz-kompyuternoi-zavisimosti-i-sovladayushchego-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 17.10.2022).

13. Полутина Н. С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. 2010. № 4. С. 93-97 URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_15571533_89283883.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

14. Тихомиров O. K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 31-42.

15. Фомичева, Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ Сер 14. Психология. 1991. № 3. С. 65-72.

16. Янг К. С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 43-47.

References

1. Brynin G. E. Internet-zavisimost' uchashcheysya molodezhi Altayskogo kraya: sushchnost' i diagnostika [Internet addiction among students of Altai Krai: essence and diagnosis]. Izvestia of Altai State University, 2010. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-uchascheysya-molodezhi-altayskogo-kraya-suschnost-i-diagnostika (accessed 10.01.2020). (In Russian).

2. Burlakov I. V. Homo Gamer. Psikhologiya komp'yuternykh igr [Homo Gamer. The Psychology of Computer Games]. Moscow, 2000, 144 p. (In Russian).

3. Vetrova I. I. Razvitiye kontrolya povedeniya, sovladaniya i psikho-logicheskikh zashchit v podrostkovom vozraste [Development of behavioral control, coping and psychological defenses in adolescence]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2010, 26 p. (In Russian).

4. Voyskunskiy A. E. Psikhologicheskiye issledovaniya deyatel'nosti cheloveka v Internete [Psychological studies of human activity on the Internet]. Information Society, 2005, no. 1, pp. 36-41. (In Russian).

5. Volkova Ye. N., Grishina A. B. Otsenka rasprostranennosti igrovoy komp'yuternoy zavisimosti u mladshikh podrostkov [Assessment of the prevalence of computer game addiction among young adolescents]. Bulletin of Minin University, 2014, no. 3. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/492/468 (accessed 15.10.2022). (In Russian).

6. Grishina A. V. Test-oprosnik stepeni uvlechennosti mladshikh podrostkov komp'yuternymi igrami [Test-questionnaire of the degree of interest of young adolescents in computer games]. The Moscow University Herald, 2014, no. 4, pp. 131-141. (In Russian).

7. Yegorov A. Yu. Nekhimicheskiye zavisimosti [Non-chemical addictions]. St. Petersburg, 2007, 192 p. (In Russian).

8. Ivanov M. S. Formirovaniye zavisimosti ot rolevykh komp'yuternykh igr [Forming an addiction to role-playing computer games]. The Psychology of Addiction, 2002, pp. 127-142. (In Russian).

9. Kolosova M. V., Kanina N. A. Vzaimosvyaz' harakterologicheskih osobennostej i motivacii vybora form distancionnogo obucheniya poslevuzovskojmolodezhi [Interrelation of characterological characteristics and motivation for choosing forms of distance learning for postgraduate youth]. Actual problems of social and psychological sciences: theory, methodology, practice. Proceedings of the symposium XV (XLVII) International scientific-practical conference / scientific editor A. V. Seryj. Kemerovo, 2020, pp. 27-30. (In Russian).

10. Korsakova L. I. Koping-povedeniye i zashchitnyye mekhanizmy sistemy adaptatsii lichnosti [Coping Behavior and Protective Mechanisms of the Personality Adaptation System]. Available at: https://pub.asobr.org/wp-content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (accessed 17.10.2022). (In Russian).

11. Nartova-Bochaver S. S. Koping ppovedeniye v sisteme ponyatiy psikhologii lichnosti [Coping behavior in the system of concepts of personality psychology]. Psychological Journal, 1997, no. 5, pp. 20-30. (In Russian).

12. Muratkina Yu. N. Vzaimosvyaz' komp'yuternoy zavisimosti i sov-ladayushchego povedeniya podrostkov [Relationship between computer addiction and coping behavior in adolescents]. Available at: https://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-kompyuternoi-zavisimosti-i-sovladayushchego-povedeniya-podrostkov (accessed 17.10.2022). (In Russian).

13. Polutina N. S. Aktual'nyye napravleniya issledovaniy v psikhologii komp'yuternoy igry [Current areas of research in the psychology of computer games]. Integration of Education, 2010, no. 4, pp. 93-97. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_15571533_89283883.pdf (accessed 21.10.2022). (In Russian).

14. Tikhomirov O. K., Babayeva Yu. D., Voyskunskiy A. Ye. Obsh-cheniye, oposredstvovannoye komp'yuterom [Computer-mediated communication]. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 1986, no. 3, pp. 31-42. (In Russian).

15. Fomicheva Yu. V., Shmelev A. G., Burmistrov I. V. Psihologich-eskie korrelyaty uvlechennosti komp'yuternymi igrami [Psychological correlates of passion for computer games]. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 1991, no. 3, pp. 65-72. (In Russian).

16. Yang K. S. Diagnoz - Internet-zavisimost' [Diagnosis - Internet addiction]. Internet World, 2000, no. 2, pp. 43-47. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.