Г 12
В.В. ГАГАЙ, Ю.Н. МУРАТКИНА
ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
V.V. GAGAY, Y.N. MURATKINA
PECULIARITIES OF COPING BEHA VIOUR OF COMPUTER DEPENDENT TEENAGERS
В статье излагаются возможные последствия влияния компьютерных игр на поведение подростка. Авторами расширено научное представление о компьютерной зависимости подростка как о виде аддиктивного поведения. Выявлены особенности копинг-поведения подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Определены типы копинг-поведения подростка с учетом показателей зависимого и совладающего поведения.
In the article possible consequences of the influence of computer games on teenagers' behaviour are reviewed. The authors expanded the scientific understanding of computer dependence of teenagers as a type of addictive behaviour. Some peculiarities of coping behaviour of teenagers with different degrees of computer dependence are revealed. Taking into account the gauges of dependent and coping behaviour, the authors defined the types of teenagers' coping behaviour.
Ключевые слова: копинг-стратегии, копинг-поведение, типы копинг-поведения, зависимость, компьютерная зависимость, компьютерные игры.
Key words: coping strategies, coping behaviour, types of coping behaviour, dependence, computer dependence, computer games.
Наше время характеризуется активным развитием информационных и компьютерных технологий, которые требуют от современного человека развития технологических компетентностей и перестраивают практику повседневной жизни. Современный подросток живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. Очевидно, что с изменением общества появляются и новые виды девиантного поведения, среди них - компьютерная зависимость, интернет-зависимость, лудомания и др.
В настоящее время представлен ряд исследований, доказывающих положительный эффект компьютерных игр. Компьютерные игры выступают средством активной эмоциональной разрядки (Е.Е. Лысенко, О.К. Тихомиров, Ю.В. Фомичева) [18]; компенсации речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомо-торики и оперативной памяти у пожилых людей (Н. Бадинант-Хуберт, Е. Хирч) [23]; творческого мышления (Ю.В. Фомичева), овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами (О.К. Тихомиров).
Однако компьютерные игры могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка (А.Е. Вой-скунский, Л.И. Шакирова) [5; 20]. В исследованиях отмечается их отрицательное влияние на физическое здоровье подростка (Д.Д. Бушман, Дж.Б. Фанк) [24], на отношение к школе и успеваемость (А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин) [21; 22], на поведение (О.Н.
Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.М. Евстигнеева) [3; 7], на отношение к деньгам: они тратят все карманные деньги на техническое обновление компьютера и покупку новых игр (М.С. Иванов) [9].
В качестве основного фактора компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности подросткового возраста: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельд-штейн). Данные особенности выступают как объективные предпосылки для появления такой формы демонстративного неповиновения, как «уход» в виртуальную реальность (в мир компьютерной игры).
В качестве факторов аддиктивного поведения А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, И.С. Кон и др. рассматривают внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. В качестве причин компьютерной зависимости в психологической литературе изучается содержание игры, позволяющей удовлетворять определенные потребности в творчестве, в исследовательской деятельности, в достижении, в «зрелищности» (А.Г. Макалатия), в эффекте «вживания» в реалистичную компьютерную игру (П. Мунтян), личностные качества (В.Д. Менделевич, В. Шабалина) и др. Тем не менее, вопрос о причинах компьютерной зависимости до конца еще не изучен, а в качестве ее причин не рассматривается совладающее поведение.
Одним из факторов успешного функционирования человека является способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей, возникающие трудные жизненные ситуации, принимать социальную поддержку, что является свидетельством реализации эффективного совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, И.В. Воеводин, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Р.С. Лазарус, Л. Мерфи, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, М. Перре, Е.А. Перепеч, Т.М. Попова, М. Райхертс, С. Фолкман и др.). Однако в подростковом возрасте наблюдается недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов, что ведет к уходу от решения проблем, стрессовых ситуаций и способствует развитию неэффективного совладающего поведения. Роль компьютерной зависимости в развитии совладающего поведения подростков не изучена.
В рамках нашего исследования важным вопросом является проблема профилактики и коррекции компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Анализ литературы свидетельствует о том, что профилактика зависимого поведения рассматривается только в качестве меры предупреждения химических зависимостей (Т.М. Попова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) [15; 16]. Профилактика компьютерной зависимости в настоящее время в психологической литературе не раскрыта, в частности, не изучена роль совладающего поведения в предупреждении и коррекции зависимости от компьютерных игр.
Изложенное выше позволяет нам сформулировать противоречие между объективной необходимостью психолого-педагогической профилактики и коррекции компьютерной зависимости подростков и недостаточной разработанностью в педагогической психологии вопроса о взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. Наличие данного противоречия определяет проблему нашего исследования.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность послужили необходимым основанием для определения цели исследования.
Целью нашего исследования является теоретический и экспериментальный анализ особенностей копинг-поведения подростков с разным уровнем компьютерной зависимости.
Реализация цели осуществлялась с помощью следующих методов:
1) теоретические методы - историко-психологический и теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы - психодиагностические опросники: Шкала Компьютерной зависимости А.Е. Жичкиной [8]; методика «КПСС - Копинг-поведение в стрессовых ситуациях - опросник обобщенных реакций» (адаптированная Т.Л. Крюковой) и Копинг-тест «Опросник о способах копинга» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман) для диагностики совладающего поведения [11];
3) методы математической статистики - корреляционный, кластерный и сравнительный анализы.
В нашем исследовании приняли участие 312 подростков 13-15 лет. При помощи шкалы «Компьютерная зависимость» были выявлены подростки с разным уровнем проявления компьютерной зависимости (рисунок 1).
-39,75-
□ подростки, имеющие компьютерную зависимость
□ подростки, имеющие склонность к компьютерной зависимости
□ подростки, не имеющие компьютерную зависимость
Рис. 1. Распределение подростков по уровню компьютерной зависимости
(в %; п = 312)
Как показано на рисунке 1, проявление компьютерной зависимости подростков носит уровневый характер. Выделены три группы подростков с возможными уровнями компьютерной зависимости: имеющие компьютерную зависимость (26,6%), имеющие склонность к компьютерной зависимости (39,75%) и не имеющие компьютерную зависимость (33,66%). Таким образом, довольно большой процент подростков имеют компьютерную зависимость, что оказывает негативное влияние на здоровье и поведение подростка, на возникновение проблем в учебе, отношениях с окружающими.
Зависимость от компьютерных игр проявляется в поведенческих отклонениях, когнитивном и эмоциональном развитии, о чем свидетельствуют исследования Ю.М. Евстигнеевой [7], М.С. Иванова [9], П.К. Мунтяна [13] и др. Они указывают на то, что ребенка (будущего аддикта) привлекает в игре: наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.
Опираясь на работы Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Е.Ю. Евстигнеевой, М.С. Иванова [4; 7; 9], мы можем сказать, что подростков, имеющих компьютерную зависимость, характеризует раздражительность, агрессивность, низкая успеваемость в школе. Они постоянно обсуждают игровую тематику со всеми, кто разбирается в этой области, скрывают от окружающих, сколько на самом деле проводят времени за игрой в компьютерные игры. Подростки из данной группы признают, что у них возникает ощущение сухости в глазах, онемение и боли в кисти правой руки, а также боли в спине, когда они сидят за компьютером.
Подростки, имеющие склонность к компьютерной зависимости, характеризуются пренебрежительным отношением к своему здоровью, гигиене и сну. Таким детям свойственна раздражительность, неумение контролировать количество времени, проводимое за игрой. Но, в то же время, они способны спланировать окончание сеанса игры и скрывают от окружающих сколько времени на самом деле проводят за этим занятием.
Для подростков, не имеющих компьютерную зависимость, характерен высокий уровень владения социальными навыками. Они не конфликтны, их эмоциональное состояние не зависит от количества времени, проведенного за игрой. Подростки данной группы не чувствуют необходимости играть в компьютер тогда, когда у них плохое настроение. Игра в компьютерные игры не мешает отношениям с людьми или учебе, так как они планируют окончание сеанса игры, легко переключаются на другие виды деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что преобладающее число испытуемых из нашей выборки имеют склонность к компьютерной зависимости, что еще раз подтверждает актуальность нашего исследования.
На основе методик «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и «Опросник о способах копинга» мы выявили особенности копинг-стратегий подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели копинг-стратегий подростков с разным уровнем компьютерной зависимости (п = 312)
№ п/п Показатели копинг-стратегий Подростки, имеющие компьютерную зависимость (п = 83) Подростки, не имеющие компьютерную зависимость (п = 105) Различия ^критерия Стьюдента
М о М о
1 2 3 4 5 6 7
Неконструктивные копинг-стратегии
1. Конфронтация 13 3,6 6 2,4 3,012**
2. Дистанцирование 11,2 3,34 5 2,2 2,576**
3. Бегство-избегание 15 3,9 9 3 2,042*
4. Копинг, ориентированный на эмоции (ЭОК) 50 7,1 27 5,2 4,032**
5. Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) 48,3 7 24 4,9 3,365**
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
Конструктивные копинг-стратегии
6. Самоконтроль 8 2,8 15,3 4 2,467*
7. Поиск социальной поддержки 7,4 2,7 14 3,7 3,250**
8. Принятие ответственности 7 2,6 9 3 1,960
9. Планирование решения проблем 7,4 2,7 14 3,7 3,250**
10. Положительная переоценка 8,5 3 14,2 3,8 2,048*
11. Копинг, ориентированный
на решение проблемы 48,3 7 67 8,2 2,977**
(ПОК)
Примечание: * - p < 0,05; ** - p < 0,01.
Из таблицы 1 мы видим, что подростки с компьютерной зависимостью имеют более высокие средние показатели (М) неконструктивных копинг-стратегий: средние показатели неконструктивных копинг-стратегий у подростков с компьютерной зависимостью выше, чем у подростков без компьютерной зависимости. Наибольшие различия на уровне p < 0,01 наблюдаются между неконструктивными копинг-стратегиями (конфронтацией, дистанцированием, эмоционально-ориентированным копингом и копингом, ориентированным на избегание) подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Значимые различия на уровне p < 0,05 наблюдаются между показателем бегство-избегание. Опираясь на работы И.В. Воеводина, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонско-го, В.А. Ташлыкова [6; 16; 17], мы можем утверждать, что использование подростками неконструктивных копинг-стратегий снижает возможности социальной адаптации личности, создавая психологические барьеры в общении, что вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Применение данных стратегий тормозит развитие и реализацию личностного потенциала, снижает возможности самоконтроля и коррекции своих действий, мешает развитию личности, что, в конечном счете, влияет на возникновение различных видов девиантного поведения, в том числе и компьютерной зависимости.
Подростки, не имеющие компьютерную зависимость, характеризуются более высокими средними показателями (М) конструктивных копинг-стратегий. Достоверные значимые различия на уровне p < 0,01 существуют между показателями поиска социальной поддержки, планирования решения проблемы и копинга, ориентированного на решение проблемы. Подростки из данной группы активно сотрудничают с социумом и участвуют в разрешении трудной ситуации, переключаются на поиск поддержки с тем, чтобы быть выслушанными, получить понимание и содействие. Значимые различия на уровне p < 0,05 выявлены в показателях самоконтроля и положительной переоценки ситуации. Подростки с высоким уровнем использования конструктивных копинг-стратегий характеризуются развитостью когнитивно-оценочных механизмов копинга, активным привлечением социальной поддержки при возникновении стрессовой ситуации; регулируют свои негативные эмоции, прикладывают усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрируются на росте собственной личности.
Таким образом, подростки с низкими показателями конструктивных копинг-стратегий имеют компьютерную зависимость, подростки с высокими показателями конструктивных копинг-стратегий не имеют компьютерной зависимости. И наоборот: подростки с высокими показателями неконструктивных копинг-стратегий имеют компьютерную зависимость, подростки с низкими показателями неконструктивных копинг-стратегий не имеют зависимость от компьютерных игр.
Данный вывод был подтвержден нами при помощи метода ранговой корреляции Спирмена ге, результаты представлены в таблице 2.
Как видно из представленной таблицы, неконструктивные копинг-стратегии положительно коррелируют с компьютерной зависимостью. Обнаружена прямая достоверная корреляционная взаимосвязь между компьютерной зависимостью и конфронтацией (ге = 0,786) на уровне р < 0,001. Статистически значимая прямая взаимосвязь выявлена на уровне р < 0,01 между компьютерной зависимостью и дистанцированием (ге = 0,656), эмоционально-ориентированным ко-пингом (ге = 0,656) и копингом, ориентированным на избегание (ге = 0,632). На уровне р < 0,05 выявлена взаимосвязь между бегством-избеганием и зависимостью от компьютерных игр (ге = 0,506).
Таблица 2
Значимые корреляционные связи между показателями компьютерной зависимости и копинг-стратегий подростков (п = 312)
Неконструктивные Конструктивные
Копинг-стратегии опинг-стратегии копинг-стратегии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Компьютерная зависимость * * * оо 0,656** 0,506* 0,656** 0,632** * * * * * 00 ОЧ 6, ю 3, * * о 00 6, * * 00 5, * * о 5,
сГ ,0 ■ ,0 1 ,0 ■ ,0 1 ,0 1 ,0 1
Примечание: * - р < 0,05; ** - р <0,01; *** - р < 0,001.
1 - конфронтация; 2 - дистанцирование; 3 - бегство-избегание; 4 - эмоционально-ориентированный копинг; 5 - копинг, ориентированный на избегание; 6 - самоконтроль; 7 - поиск социальной поддержки; 8 - принятие ответственности; 9 - планирование решения проблемы; 10 - положительная переоценка; 11 - копинг, ориентированный на решение задачи.
Полученные статистические данные позволяют намследующие выводы: чем выше уровень развития неконструктивных копинг-стратегий, тем выше уровень проявления компьютерной зависимости у подростков. Это свидетельствует о том, что неконструктивные копинг-стратегии тормозят развитие и реализацию личностного потенциала, снижают возможности самоконтроля и коррекции своих действий, а также эффективного использования социальной помощи.
Из таблицы 2 мы видим, что конструктивные копинг-стратегии подростков отрицательно коррелируют с компьютерной зависимостью. Обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между самоконтролем и компьютерной зависимостью (ге = -0,776) на уровне р < 0,001, то есть, высокий уровень компьютерной зависимости предполагает низкое развитие усилий
по регулированию своих чувств и действий. Обратная значимая взаимосвязь выявлена на уровне р < 0,01 между компьютерной зависимостью и поиском социальной поддержки (rs = -0,698); планированием решения проблемы (rs = -0,680), положительной переоценкой ситуации (rs = -0,584), копингом, ориентированным на решение задачи (rs = -0,504). Это свидетельствует о том, что конструктивные копинг-стратегии способствуют эффективному решению возникших ситуаций, придают новое значение и смысл неприятной ситуации, например, отношение к ней как к вызову судьбы, проверке стойкости духа.
Корреляционной взаимосвязи не обнаружено между показателем принятия ответственности (rs = -0,365), следовательно, данный вид копинг-стратегий развивается одинаково у всех подростков, вне зависимости от уровня компьютерной зависимости.
На основе полученных данных мы можем говорить о существовании сложной и неоднозначной взаимосвязи между совладающим поведением и компьютерной зависимостью подростков. Наличие корреляционной взаимосвязи между компьютерной зависимостью и совладающим поведением свидетельствует об их взаимовлиянии друг на друга. Можно утверждать, что совладаю-щее поведение является фактором, детерминирующим уровень компьютерной зависимости подростка: чем выше уровень развития неконструктивных копинг-стратегий, тем выше уровень компьютерной зависимости подростков. И наоборот, чем выше уровень развития конструктивных копинг-стратегий, тем ниже уровень развития компьютерной зависимости.
Таким образом, характер совладающего поведения подростков влияет на уровень компьютерной зависимости. Уровень компьютерной зависимости выше у подростков, имеющих более высокий уровень развития неконструктивных копинг-стратегий, которые снижают возможности социальной адаптации личности и обусловливают возникновение различных видов девиантного поведения.
На основе анализа основных результатов исследования с помощью иерархического кластерного анализа - дендровидной кластеризации - были выделены три группы испытуемых в зависимости от характера копинг-стратегий и уровня компьютерной зависимости.
Дендрограммы были получены при анализе реального массива данных, состоящего из 312 объектов (общее количество выборки), каждый из которых характеризовался 12 признаками: склонность к компьютерной зависимости, конфронтативный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка, копинг, ориентированный на решение задачи (ПОК), копинг, ориентированный на эмоции (ЭОК), копинг, ориентированный на избегание (КОИ).
В качестве меры сходства при кластеризации использовалось равномерное евклидово расстояние (Ер) между объектами по показателям каждого фактора.
Анализ дендрограмм осуществлялся по следующим показателям:
а) количество кластеров (два и более объектов, связанных между собой);
б) количество объектов в каждом кластере;
в) средние значения и уровень выраженности признаков в кластере.
В ходе анализа дендрограмм обнаружено, что оптимальным считается
число кластеров равное разности количества наблюдений и количества шагов, после которого коэффициент увеличивается скачкообразно. В нашем случае это три кластера, которые были идентифицированы как типы аддиктивного копинг-поведения подростков: эффективное копинг-поведение, предполагаю-
щее наличие высокой, недостаточно эффективное копинг-поведение - средней, неэффективное копинг-поведение - низкой степени использования конструктивных копинг-стратегий, соответствующих возрасту.
Средние значения и степень выраженности склонности к компьютерной зависимости, конструктивных и неконструктивных показателей копинг-стратегии различных типов копинг-поведения и индивидуальных вариантов представлены в таблице 3.
Анализ таблицы показывает, что наиболее четкие отличия между типами копинг-поведения кроются в уровне выраженности показателей склонности к компьютерной зависимости, конфронтации, дистанцирования, самоконтроля, бегства-избегания, планирования решения проблемы, решения задачи (ПОК). Это наиболее сильные критерии для определения типов копинг-поведения подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Такие показатели, как поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка, копинг, ориентированный на эмоции, и копинг, ориентированный на избегание, неоднозначно связаны с типами копинг-поведения.
Таблица 3
Типы копинг-поведения подростков с разным уровнем компьютерной зависимости (п = 312)
№ п/п Показатели Эффективный тип (34%) Недостаточно эффективный тип (64%) Неэффективный тип (1,6%) Монокластер 1 (0,2%) Монокластер 2 (0,2%)
М Уровень М Уровень М Уровень М Уровень М Уровень
1. Склонность к компьютерной зависимости 0,19 Н 4,88 С 6,20 В 6,00 В 7,00 В
2. Конфронтация 5,51 Н 10,76 С 8,60 С 16,0 В 14,0 В
3. Дистанцирование 5,06 Н 11,04 С 10,20 С 16,0 В 3,0 Н
4. Самоконтроль 15,34 В 10,41 С 12,0 С 14,0 С 5,0 Н
5. Поиск социальной поддержки 13,84 В 8,63 С 17,00 В 9,00 С 5,00 Н
6. Принятие ответственности 8,82 С 6,99 Н 9,20 С 11,0 В 12,0 В
7. Бегство-избегание 8,62 С 12,63 С 17,80 В 7,0 Н 8,0 С
8. Планирование решения проблемы 14,06 В 9,30 С 8,0 Н 17,0 В 3,0 Н
9. Положительная переоценка 14,20 С 9,81 С 12,0 С 7,0 Н 10,0 С
10. Решение задачи (ПОК) 66,93 В 42,21 Н 54,40 С 33,0 Н 38,0 Н
11. Эмоции (ЭОК) 27,03 Н 39,91 С 44,0 С 34,0 Н 37,0 С
12. Избегание (КОИ) 24,16 Н 49,77 С 41,60 С 46,0 В 55,0 В
Таким образом, у 64% подростков выявлен недостаточно эффективный тип копинг-поведения, у 34% - эффективный и у 1,6% - неэффективный тип копинг-поведения.
Тип эффективного копинг-поведения предполагает: сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки и положительной переоценки ситуации; активную личностную позицию по созданию положительного смысла стрессовой ситуации и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса; отсутствие устойчивой и постоянной потребности в компьютерной игре.
Характерными чертами недостаточно эффективного типа копинг-поведения являются: использование как пассивных, так и активных копинг-стратегий с преобладанием неконструктивных, свойственных более молодому возрасту; средний уровень применения стратегии разрешения проблем с заменой на копинг, ориентированный на избегание или уход от проблемы в виртуальную реальность; неустойчивость в создании положительного смысла стрессовой ситуации и неравномерное распределение уровня социальной поддержки; склонность к зависимости от компьютерных игр.
Тип неэффективного копинг-поведения характеризуется следующими признаками: преобладание неконструктивных копинг-стратегий избегания, конфронтации и дистанцирования над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки; несбалансированное использование копинга, ориентированного на решение задачи, эмоции и копинга, ориентированного на избегание с явной неразвитостью когнитивно-оценочных механизмов копинг-поведения; низкая активность в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей, применение несвойственных возрасту копинг-стратегий; устойчивая зависимость от компьютерных игр.
Некоторые подростки не вошли ни в один кластер и представляют собой монокластеры, резко отличающиеся от остальных подростков и между собой. Данные испытуемые по результатам нашего эксперимента составляют 0,4% от всей выборки.
На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что для подростков с компьютерной зависимостью характерно использование неэффективных копинг-стратегий, усугубляющих процесс конструктивной адаптации. Необходимым условием развития эффективных копинг-стратегий является специально организованное социально-психологическое обучение подростков, основанное на групповом взаимодействии.
Литература
1. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности [Текст] / А.Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1994. - Т.15. - № 1. - С. 3-18.
3. Арестова, О.Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 110 с.
4. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1998. - № 1. - С. 89-100.
5. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты информационной безопасности [Текст] / А.Е. Войскунский // Глобальная информатизация и безопасность России. - М.: Изд-во Московского университета, 2001. - С. 168-175.
6. Воеводин, И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consilium-medikum.com.
7. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте [Текст]: дис... канд. психологических наук. - М.: РГБ, 2003. -171 с.
8. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.flogiston.df.ru.
9. Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности [Текст]: дис... канд. психологических наук / М.С. Иванов. - М.: РГБ, 2005. -155 с.
10. Кон, И.С.Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / ред. С.Д. Крекова. - М.: Просвещение, 1979. - 386 с.
11. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики сов-ладающего (копинг) поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психология и практика: Сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьева. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - С. 70-82.
12. Максимова, Н.Ю. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании подростков [Текст] / Н.Ю. Максимова. - Киев, 1995.
13. Мунтян, П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр [Электронный ресурс] / П. Мунтян // Режим доступа: http: // www.psynet.ru - 22.01.2009.
14. Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
15. Попова, Т.М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации [Электронный ресурс]: дис... канд. психол. наук: 19.00.13. - Тамбов: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
16. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1994. - № 1. - С. 63-74.
17. Ташлыков, В.А. Личные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии [Текст] / В.А. Ташлыков // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. - Томск, 1990 . - С. 60-61.
18. Тихомиров, O.K. Информационный век и теория Л.С. Выготского [Текст] / О.К. Тихомиров // Психологический журнал, 1993. - Т. 14. - № 1. - С. 114-119.
19. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж НПО «МОДЕК», 1996. -512 с.
20. Шакирова, Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания [Текст]: дис... канд. психологических наук / Л.И. Шаки-рова. - Казань: РГБ, 2007. - 153 с.
21. Шапкин, С.А. Воздействие компьютерной игры на функциональное состояние пользователя [Текст] / С.А. Шапкин // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. -М., 1999. - № 3. - С. 25-33.
22. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок [Текст] / А.Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. - 1998. - № 3. - С. 27-39.
23. Badinand-Hubert, N., Bureau, M., Hirsch, E., Masnou, P., Nahum, L., Parain,D., & Naquet, R. Epilepsies and video games: Results of a multicentric study. Electroencephalography & Clinical Neurophysiology [Текст], 1998, 107, 422-427.
24. Buchman, D.D., & Funk, J.B. Video and computer games in the '90s: Children'stime commitment and game preference [Текст] / D.D. Buchman, J.B. Funk. - Children Today, 1996, 24, 12-16.