УДК 37
Коломеец Лариса Анатольевна
аспирант кафедры общей психологии и психологии развития
Кемеровского государственного университета [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ
Kolomeets Larisa Anatolyevna
PhD student of the General and Developmental Psychology Department, Kemerovo State University [email protected]
SPECIFIC FEATURES OF THE SENIOR PUPILS' COPING BEHAVIOUR AS A STRATEGY OF DEALING WITH CHALLENGES OF LIFE
Аннотация:
Данная статья посвящена изучению особенностей проявления копинг-поведения старшеклассников. Полученные результаты расширяют и уточняют имеющиеся теоретические разработки и эмпирические исследования психологических особенностей формирования копинг-стратегий и могут быть применены в деятельности практического психолога в ходе проведения диагностической, психопрофилактической и коррекционных работ.
Ключевые слова:
копинг, копинг-поведение, копинг-стратегии, ко-пинг-ресурсы, личностные особенности, выбор.
Summary:
The article studies specific features of the senior pupils' coping behaviour. The research results broaden and specify the existing theoretic developments and empiric studies regarding the psychological specifics of the coping strategies formation and may be implemented by the school psychologists during diagnostic, psychoprophylactic and correctional activities.
Keywords:
coping, coping behaviour, coping strategies, coping resource, personal characteristics, choice.
Человек, находясь во взаимоотношениях с людьми любой сферы жизни оказывается в ситуации постоянного выбора жизненных путей, поступков. В современных условиях, характеризующихся ускорением темпов развития и усложнением жизни общества, востребованной становится личность активная и жизнестойкая, способная быстро реагировать на изменяющиеся условия и строить индивидуальную жизненную стратегию.
Нестабильность социально-экономической ситуации приводит к тому, что существование и развитие человека происходит в условиях крайней неопределенности. В связи с этим актуальной становится проблема выбора эффективных стратегий преодоления жизненных трудностей. Особенно это важно в юношеском возрасте, так как именно этот этап формирования личности связан с решением задач самоопределения, профессионального выбора, развития мировоззрения и «Я-концепции». Скорое окончание школы связано с необходимостью, решать проблему своего будущего. К концу 11 класса вопрос «кем быть» для старшеклассников уже не является абстрактным и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний [1].
Решение этих сложных вопросов происходит благодаря совладающему поведению или копингу. Ко-пинг-поведение позволяет человеку с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям, справиться с трудной жизненной ситуацией [2]. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями, направленное на гармонизацию отношений между субъектом и средой [3]. Так, если в соответствии с жизненным путем личности, согласно Адлеру, можно поставить жизненный стиль, то для ситуации, как единице жизненного пути, возможно, поставить копинг как модификацию жизненного стиля [4].
Копинг-поведение осуществляется при помощи копинг-стратегий на основе личностных и социальных копинг-ресурсов. Р. Лазарус и С. Фолкман подразделяют их на личностные (ресурсы когнитивной сферы, «Я-концепцию», интернальный локус контроля, ценностно-мотивационную структуру личности и прочее) и средовые копинг-ресурсы (социальное окружение и умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку). Согласно их представлению, индивиды оценивают для себя величину стрессора, сопоставляя требования среды с собственной оценкой имеющихся у них ресурсов для совладания с этими требованиями [5].
В механизмах совладания представлены проблемно- и эмоционально-ориентированный копинги. Проблемно-ориентированный копинг направлен на решение проблемы путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить. Эмоционально-ориентированный копинг связан с изменением собственных установок в отношении ситуации с целью урегулирования отрицательных эмоций. Например, избегание проблемной ситуации, отрицание, мысленное или поведенческое дистанцирование. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга.
Различные исследования, посвященные проблеме изучения копинг-поведения, показали, что существуют возрастные закономерности развития психологического преодоления. Для подростков характерны
- 13B -
эмоционально-ориентированные копинг-стратегии. По мере взросления и становления личности преобладающими становятся проблемно-ориентированные копинг-стратегии [6].
В нашем исследовании принимали участие учащиеся трех одиннадцатых классов гимназии. В работе использовался комплекс методик: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева; тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина и других; самоактуализаци-онный тест (САТ) в адаптации Л.Я. Гозмана и других; копинг-тест Лазарса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.
Полученные результаты по копинг-тесту Лазаруса, представленные в таблице 1, констатируют, что исследуемые используют такие конструктивные и эффективные копинг-стратегии как «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка и принятие ответственности». Это говорит о том, что большинство учащихся используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от них, предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме в сочетании с усилиями по признанию своей роли в проблеме с сопутствующими попытками ее решения, усилия по регулированию своих чувств и действий, созданию положительного значения и росту собственной личности.
Таблица 1 - Степень напряженности копинг-стратегий (в %)
Копинг-стратегии 11 А 11 Б 11 В
Конфронтация 56 47 51
Дистанцирование 52 51 50
Самоконтроль 59 56 57
Поиск социальной поддержки 56 54 60
Принятие ответственности 58 57 72
Избегание 52 45 48
Планирование 67 61 64
Положительная переоценка 61 62 81
Для изучения взаимосвязи уровня субъективного контроля, осмысленности жизни, самоактуализации личности и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ. Значимость коэффициента корреляции р < 0,05 при г > 0,26. В таблице 2 представлены статистически значимые корреляционные связи между личностными особенностями и копинг-стратегиями, характеризующими поведенческие реакции. Корреляционный анализ показал, что данные общей интернальности прямо коррелируют с копинг-стратегией «планирование» и обратно коррелирует со стратегией «дистанцирование». Чем выше ответственность по отношению к неудачам, отрицательным событиям и ситуациям, тем ниже напряженность копинг-стратегии «бегство-избегание». Копинг-стратегия «положительная переоценка» коррелирует со шкалой СЖО «Локус-Я». Также мы наблюдаем положительную корреляцию копинг-стратегии «конфронтация» со шкалой САТ «Принятие агрессии». Показатель по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни положительно коррелирует с копинг-стратегиями «самоконтроль» и «планирование». Молодые люди ответственно относятся к своему здоровью, что очень радует.
Таблица 2 - Корреляционная матрица зависимости копинг-стратегий
Шкалы В О у пр а о д н п з ели ез-т К-Я
Конфронтация 0,33 - - - 0,27 - - - - - - - -
Дистанцирование - -0,27 -0,43 - - 0,42 -0,37 - -0,42 - 0,27 - -
Самоконтроль 0,45 - - - - - 0,26 - - 0,26 - - -
Принятие ответственности 0,52 0,29 0,38 0,28 - - - - - - - 0,36 -
Избегание 0,51 - 0,27 - - - - 0,26 - - - - -
Планирование - - - - - 0,27 - - - 0,26 - - -
Положительная переоценка -0,28 - - - - - - - - - - - 0,30
Шкала теста САТ «Компетентность во времени» обратно коррелирует со стратегиями «принятие ответственности», «самоконтроль» и «положительная переоценка», «конфронтация» и «избегание». Копинг-стратегия «принятия ответственности» имеет обратную зависимость также со шкалами САТ «Ценностные ориентации», «Самоуважение» и «Самопринятие», со шкалой СЖО «Результат», что говорит о том, что чем выше уровень самоактуализации, самооценки, самопринятия и удовлетворенности собственной жизнью, тем более адаптивный вариант копинг-стратегии решения проблем. Чем более выражена способность переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, как наполненный смыслом, интересный и эмоционально насыщенный, тем ниже напряжение копинга самоконтроля и положительной переоценки, а также таких поведенческих и эмоциональных стратегий, как «конфронтация», «дистанцирование» и «бегство-избегание». Высокий уровень интернальности в области достижений соответствует более адаптивному варианту копинг-стратегий «дистанцирование» и «самоконтроль».
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что учащиеся 11 классов гимназии используют преобразующие стратегии поведения, стараются применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, по регулированию своих чувств и действий, созданию положительного значения и росту собственной личности. Чем выше такие личностные ресурсы, как ценностные ориентации, самооценка, временная перспектива, осмысленность жизни, уровень интернального контроля и самоактуализации, тем более конструктивным и гибким является копинг-поведение.
Ссылки:
1. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999. С. 71.
2. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2007. С. 60.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.
4. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BENAVIOR» в системе понятий психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18.
№ 5. С. 20-29.
5. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A., Lazarus R.S. Stress and Coping. N.Y., 1991. P. 207-227.
6. Нартова-Бочавер С.К. Указ. соч.