УДК 159.9.072
Шерешкова Елена Андреевна
кандидат психологических наук, доцент
Коновалова Ольга Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент
Едиханова Юлия Мансуровна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет [email protected], [email protected], [email protected]
РОЛЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «ШГПУ», грант, договор № 50Н
В статье представлены результаты корреляционного исследования показателей самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Обосновывается идея о том, что будущим педагогам необходимо преодолевать трудности в профессиональной деятельности. Самоактуализационный потенциал будущего специалиста имеет значение для успешного преодоления трудностей. Выделяются и описываются характерные особенности самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и отдельными копинг-стратегиями у будущих педагогов. Показатели самоактуализации чаще всего коррелируют со стратегиями «Конфронтация», «Позитивное переформулирование», «Дистанцирование» и «Юмор». Обсуждается роль самоактуализации будущих педагогов в преодолении трудностей, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализационный потенциал, копинг-стратегии, будущие педагоги, корреляционный анализ.
Профессия педагога требует от специалиста напряжения физических и моральных ресурсов для преодоления тех трудностей, с которыми он встречается в своей профессиональной деятельности. К таким трудностям относится повсеместное введение инновационных методов в образовании, большая нагрузка, разнообразие образовательных программ, низкий уровень оснащенности образовательной среды, большой процент детей с нарушениями психологического здоровья, включение детей с ОВЗ. Если педагог не способен успешно преодолевать данные трудности, у него возникает профессиональное выгорание.
Педагог в преодолении профессиональных трудностей использует различные копинг-стра-тегии, которые делятся на конструктивные и деструктивные. К конструктивным относят планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка, принятие ответственности, к деструктивным - бегство-избегание, поведенческий уход, отрицание (R.S. Lazarus, S. Folkman).
Особенности копинг-стратегий педагогов изучали О.Н. Ежова, Т. А. Данилова, А.В. Антоновский, Г.С. Корытова, А.В. Котенева и др.
Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский рассматривают копинг как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
На наш взгляд важную роль в преодолении профессиональных трудностей педагогами играет их самоактуализационнный потенциал. Проблемой самоактуализации педагогов и студентов-педа-
гогов занимались Ю.Л. Блинова, О.П. Сергеева, А.Н. Колпакова, Л.Р. Шафигулина, А.А. Григорьева, Е.А. Лопатин, О.В. Пузикова, С.А. Наличаева, А. А. Телегин, Э.П. Бакшеева, О.В. Сафронова и др.
А.В. Котенева полагает, что духовный рост личности, предполагает использование позитивных копинг-стратегий - самоконтроля, принятия ответственности и положительной переоценки.
Мы вслед за С. А. Наличаевой рассматриваем самоактуализацию педагога как внутренний потенциал личности, детерминирующий ее активность в преодолении негативных факторов профессиональной среды.
По мнению С. А. Наличаевой самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии составляют интегральную характеристику развития личности - личностный самоактуализационный потенциал, основу которого составляют ценности самоактуализации.
Цель нашего исследования: выявить соотношение между показателями самоактуализации и ко-пинг-стратегиями будущих педагогов.
В исследовании приняло участие 115 будущих педагогов, преимущественно женщин в возрасте от 35 до 45 лет, обучающихся на заочном отделении ФГБОУ ВО «Шадринского государственного педагогического университета».
Методология и методы исследования
В исследовании мы опирались на субъектный подход к рассмотрению психической активности человека, согласно которому именно человек яв-
© Шерешкова Е.А., Коновалова О.В., Едиханова Ю.М., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
95
ляется распорядителем своей психической активности, ее субъектом. Человек как субъект обладает способностью к самодетерминации, позволяющей ему выстраивать свою деятельность, исходя из своих мотивов, ценностей, установок и т.п. Само акту -ализационный потенциал мы рассматриваем как источник детерминирующий активность будущего педагога в преодолении негативных факторов профессиональной среды.
В исследовании нами были использованы методики: САМОАЛ (Н.Ф. Калина), САТ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз), Опросник «Способы совладающего поведения» (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева), Опросник совладания со стрессом «СОРЕ» (Т.О. Гордее-ва, Е.Н. Осинин, Е.А. Рассказова, О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова).
Результаты и обсуждение
На первом этапе исследовании нами была проведена диагностика выраженности показателей самоактуализации. Средний балл по шкале «Ориентация во времени» составил 48±10,7. 85% будущих педагогов набрали среднее количество баллов и вошли в норму. Эти педагоги воспринимают прошлое, настоящее и будущее как взаимосвязанные части времени жизни. Они способны жить настоящим, не застревая в одном из промежутков времени. 15% педагогов набрали количество баллов ниже нормы. Эти педагоги склонны жить прошлым или будущим.
Средний балл по шкале «Поддержка» равен 46,9±10,0. 82% педагогов вошли в норму выраженности показателя. Эти педагоги имеют в той или иной мере выраженную внутреннюю поддержку. Они способны к самомотивации, самоконтролю, самодетерминации, руководствуются своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами. 18% имеют низкий уровень выраженности показателя. Они нуждаются в поддержке извне, не способны быть причиной изменений в себе.
Средний балл по шкале «Гибкость поведения» равен 45±11,8. 52% испытуемых вошли в норму по этому показателю. Они способны выбирать разные варианты поведения с ситуации взаимодействия с людьми и миром в целом, адекватные требованиям. 48% испытуемых имеют низкий уровень выраженности гибкости. Они ригидны, придерживаются стереотипов, принципов, жестких правил.
По шкале «Сензитивность» средний балл -48±11,3. По данной шкале 82% будущих педагогов вошли в норму выраженности. Они в той или иной мере ощущает себя, свои собственные эмоции и потребности. 18% испытуемых не способны давать себе отчет в своих желаниях, потребностях и эмоциях. По шкале «Спонтанность» средний балл равен 48,3± 11,3. По данной шкале 82% бу-
дущих педагогов вошли в норму выраженности. Испытуемые способны спонтанно выражать свои эмоции и реагировать на окружающих. 18% будущих педагогов затрудняются открыто и спонтанно выражать себя.
По шкале «Самоуважение» средний балл равен 53±9,5. По данной шкале 100% испытуемых вошли в норму выраженности. Они ценят себя, понимают значимость своих достижений в своей жизни. По шкале «Самопринятие» средний балл равен 48,8±11,7. По этой шкале 100% будущих педагогов вошли в норму выраженности показателя. Педагоги принимают себя такими, какие они есть с достоинствами и недостатками.
По шкале «Представление о природе человека» средний балл равен 54±11,2. По этой шкале 85% будущих педагогов вошли в норму. Они считают, что люди обладают как положительными, так и отрицательными качествами, но в целом они хороши. 15% испытуемых полагают, что люди по природе своей являются плохими. По шкале «Синергия» средний балл равен 51,5±9,3. По данным диагностики 91% будущих педагогов способны к целостному восприятию мира и людей, способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такое противоположности. 9% будущих педагогов жизненные противоречия воспринимают как антагонистические.
По шкале «Принятие агрессии» средний балл равен 48,7±11,1. По этой шкале 76% будущих педагогов понимает, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах. 24% испытуемых полагают, что агрессия и гнев не имеют место в человеческих отношениях. По шкале «Контактность» средний балл равен 46,9±10,6. Согласно данной шкале 70% будущих педагогов способны вступать в контакт, при этом их отношения с людьми являются глубокими. Общение играет значимую роль в жизни педагогов, их отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. 30% будущих педагогов не способны к глубоким контактам, их отношения с людьми поверхностны. По шкале «Креативность» средний балл 54,1±10,2. По результатам диагностики 100% будущих педагогов в разной степени стремятся к творческому преобразованию действительности.
На втором этапе нами были изучены показатели совладающего поведения у будущих педагогов. По шкале «Конфрантационный копинг» средний балл равен 50,3±12,7. 12% будущих педагогов часто используют эту стратегию. Они совершают попытки разрешения проблемы за счет поведенческой активности, направленной на изменение ситуации в свою пользу, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. 58% испытуемых время от времени используют эту стратегию, что помогает им утверждать
96
Вестник КГУ ^ 2018
себя и быстро разрешать трудности. 30% педагогов редко используют конфронтацию при разрешении трудностей.
По шкале «Дистанцирование» средний балл равен 56,2±9,6. 18% будущих педагогов часто используют дистанцирование. Педагоги преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Для них характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п. Для них вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций. 9% испытуемых редко используют дистанцирование. Им трудно снизить субъективную значимость трудноразрешимых ситуаций и предотвратить интенсивные эмоциональные реакции на фрустрацию. 73% будущих педагогов время от времени используют дистанцирование, что позволяет им снизить степень эмоциональных переживаний.
По шкале «Самоконтроль» средний балл равен 49±11,7. 12% часто используют самоконтроль. Эти испытуемые часто преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения. 24% будущих педагогов редко сдерживают свои эмоции, у них низкий самоконтроль. 64% будущих педагогов способны контролировать свои эмоции, что позволяет им избегать эмоциогенных импульсивных поступков.
По шкале «Поиск социальной поддержки» средний балл равен 48,9±10,3. Только 3% испытуемых часто используют поиск социальной поддержки. Они предпринимают попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. 30% педагогов не используют поиск социальной поддержки. Они не обращаются к другим людям или информационным источникам за поддержкой, а рассчитывают на свой опыт и свои силы. 67% будущих педагогов время от времени обращаются за помощью и поддержкой, что дает им возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации.
По шкале «Принятие ответственности» средний балл равен 46,2±11,0. По результатам диагностики 30% будущих педагогов не признают своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. 70% стремятся к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями. Они готовы анализировать свое
поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках.
По шкале «Бегство-избегание» средний балл равен 52,8±12,4. Так 15% педагогов редко используют избегание. 21% будущих педагогов часто реагируют на трудности по типу уклонения. 64% испытуемых используют эту стратегию в случае необходимости, что позволяет уклониться от тех трудностей, которые в данный момент не разрешимы.
По шкале «Планирование решения проблемы» средний балл равен 48,2±13,8. По нашим данным 33% будущих педагогов редко используют планирование решения проблемы. Они не пытаются целенаправленно планировать свои действия по разрешению трудной ситуации. 9% испытуемых часто проводят анализа ситуации и возможных вариантов поведения, вырабатывают стратегию разрешения проблемы. 58% используют анализ и планирование время от времени по необходимости.
По шкале «Положительная переоценка» средний балл равен 52±10,6. По данным диагностики 18% будущих педагогов редко справляются с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. 82% рассматривают трудную ситуацию как источник для саморазвития.
По шкале «Позитивное переформулирование и личностный рост» средний балл равен 12,2±2,5. Так 90% будущих педагогов время от времени используют смену установок по отношению к проблеме, воспринимая ее как возможность совершенствовать и развивать себя. 10% не видят в трудностях позитивный смысл.
По шкале «Мысленный уход от проблемы» средний балл равен 9,3±2,9. Только 9 % испытуемых часто используют стратегию ухода от проблем. 91% будущих педагогов используют эту стратегию время от времени.
По шкале «Обращение к религии» средний балл равен 9,1±3,5. Так 15% испытуемых редко обращаются к религии при возникших трудностях. 36% будущих педагогов часто прибегают к религии в трудных ситуациях. 48% испытуемых обращаются к религии время от времени.
По шкале «Юмор» средний балл равен 10±3,0. 6% редко прибегают к юмору в трудной ситуации. 18% часто прибегают к юмору. 76% будущих педагогов иногда прибегают к юмору.
По шкале «Успокоительные» средний балл равен 7±3,3. 15% часто используют успокоительные в трудной ситуации. 85% используют успокоительные время от времени.
Нами был проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации с копинг-стратегия-ми будущих педагогов с использованием критерия Пирсона. Для вычисления использовали программу SPSS 15.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
97
Шкала «Поддержка» положительно коррелирует с копинг-стратегиями: использование юмора (г = 0,378, при р = 0,01), дистанцирование (г = 0,391, при р = 0,01), самоконтроль (г = 0,246, при р = 0,01); отрицательно - со шкалой «поиск эмоциональной социальной поддержки» (г = -0,364, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые склонны опираться на себя и поддержать себя самостоятельно в большей степени снижают значимость для себя трудной ситуации, относятся к ней с юмором, контролируют себя и не ищут сочувствия от других. Внутренняя поддержка является ресурсом для возникновения позитивного, оптимистичного отношения к трудностям у педагогов.
Шкала «Гибкость» положительно коррелирует со стратегиями: использование юмора (г = 0,366, при р = 0,01), конфронтация (г = 0,444, при р = 0,01), дистанцирование (г = 0,431, при р = 0,01); отрицательно - со стратегиями: поиск социальной поддержки (г = -0,321, при р = 0,01), использование религии (г = -0,418, при р = 0,01), прием успокоительных (г = -0,378, при р = 0,01), поведенческий уход (г = -0,378, при р = 0,01). Будущие педагоги, обладающие гибкостью поведения, в большей степени относятся к трудностям с легкостью, но при этом стремятся изменить ситуацию в свою пользу. Эти педагоги не пытаются уйти от трудностей, не прибегают к религии, не принимают успокоительные, не ищут поддержки извне. Гибкость является ресурсом для активного разрешения трудной ситуации без вхождения в состояние фрустрации.
Спонтанность положительно коррелирует с позитивным переформулированием (г = 0,357, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,344, при р = 0,01), юмором(г = 0,321, при р = 0,01); отрицательно коррелирует со шкалами: «поиск социальной поддержки» (г = -0,321, при р = 0,01), «бегство-избегание» (г = -0,227, при р = 0,05). Будущие педагоги, которые действуют спонтанно, с юмором относятся к трудностям. Они в большей степени полагают, что трудности развивают их, дают новый опыт, не пытаются получить сочувствие и не избегают трудностей. Спонтанность является ресурсом оптимизма, накопления опыта преодоления.
Самоуважение положительно коррелирует с положительной переоценкой (г = 0,513, при р = 0,01), юмором (г = 0,227, при р = 0,05), дистанцированием (г = 0,364, при р = 0,01), планированием решения проблем (г = 0,311, при р = 0,01); отрицательно -с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,356, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые уважают себя, рассматривают трудности как возможность новых достижений. К трудностям они относятся легко, понимают, что они преодолимы, планируют их решение, но не обращаются к эмоциональной поддержке других людей. Самоуважение является ресурсом объективного отношения к трудностям.
Самопринятие отрицательно коррелирует с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,356, при р = 0,01), бегством-избеганием (г = -0,298, при р = 0,05), обращением к религии (г = -0,343, при р = 0,01). Будущие педагоги, принимающие себя такими, какие они есть, не обращаются к эмоциональной социальной поддержке, к религии, не избегают проблем.
Контактность положительно коррелирует с юмором (г = 0,349, при р = 0,01), сдерживанием совладания (г = 0,377, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,369, при р = 0,01). Будущие педагоги, способные к глубоким личностным контактам, ожидают подходящего для действий момента, воздерживаются от слишком поспешных, импульсивных действий и меняют ситуацию под себя. При этом активно используют юмор для преодоления трудностей. Контактность является ресурсом конструктивного преодоления трудностей.
Креативность коррелирует положительно с юмором (г = 0,382, при р = 0,01), отрицательно -с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,423, при р = 0,01). Креативные будущие педагоги к трудностям относятся с юмором и не ждут от других сочувствие и поддержки.
Представление о природе человека отрицательно коррелирует с поведенческим уходом (г = -0,354, при р = 0,01), приемом успокоительных (г = -0,423, при р = 0,01); положительно - с подавлением конкурирующей деятельности (г = 0,362, при р = 0,01), решением проблем(г = 0,488, при р = 0,01), положительной переоценкой (г = 0,417, при р = 0,01), юмором (г = 0,314, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые относятся к другим людям с доверием и считают их в основном хорошими, не отвлекаются на другие цели и деятельности, с тем, чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией. Эти педагоги воспринимают трудности в положительном ключе, проводят анализ ситуации и возможных вариантов поведения, вырабатывают стратегию разрешения проблемы, планируют собственные действия с учетом объективных условий.
Сензитивность положительно коррелирует с концентрацией на эмоциях (г = 0,378, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,436, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые осознают свои желания и потребности, считают агрессию приемлемой для людей, концентрируются на своих эмоциях в трудной ситуации и пытаются изменить ситуацию для себя.
Синергия положительно коррелирует с конфронтацией (г = 0,361, при р = 0,01), самоконтролем (г = 0,403, при р = 0,01), положительной переоценкой (г = 0,378, при р = 0,01), планированием решения проблем (г = 0,305, при р = 0,01). Будущие педагоги, обладающие целостным восприятием действительности, в большей степени решают трудности за счет сдерживания эмоций, миними-
98
Вестник КГУ 2018
зации их влияния на оценку ситуации и выбора стратегии поведения и планирования решения проблем. Они стремятся найти плюсы в трудной ситуации и разрешить ее в свою пользу.
Таким образом, наиболее часто коррелируют с показателями самоактуализации педагогов стратегии: конфронтация, позитивное переоценка, дистанцирование и использование юмора. Принятие ответственности, отрицание ситуации не коррелирует с самоактуализацией.
Выводы
1. Большая часть педагогов вошли в норму по показателям самоактуализации. Контактность и гибкость не выражены у значительной части педагогов. По шкале «Гибкость поведения» выявлен самый низкий средний балл.
2. Наименьший средний балл набрала стратегия «Принятие ответственности», наибольший «Дистанцирование». Наиболее часто используемые стратегии: «Положительная переоценка», «Дистанцирование», «Принятие ответственности».
3. Показатели самоактуализации чаще всего коррелируют со стратегиями «Конфронтация», «Позитивное переформулирование», «Дистанцирование» и «Юмор».
4. Самоактуализационный потенциал играет роль в оптимистичном восприятии стрессовой ситуации и преобразовании ситуации в свою пользу.
Библиографический список
1. Котенева А.В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2016. - № 1. - С. 111-116.
2. Наличаева С.А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2011. - 247.
3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-по-ведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1994. - № 1. - С. 63-74.
References
1. Koteneva A.V. Lichnostnye urovni i sistema zhizneobespecheniya lichnosti v stressovyh situaciyah // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 1. - S. 111-116.
2. Nalichaeva S.A. Samoaktualizacionnyj potencial lichnosti kak determinanta professional'nogo vygoraniya pedagogov: dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2011. - 247.
3. Sirota N.A., YAltonskij V.M. Koping-povedenie i psihoprofilaktika psihosocial'nyh rasstrojstv u podrostkov // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii. - 1994. - № 1. - S. 63-74.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
99