Научная статья на тему 'Роль самоактуализационного потенциала в преодолении трудностей будущими педагогами'

Роль самоактуализационного потенциала в преодолении трудностей будущими педагогами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SELF-ACTUALISATION / SELF-ACTUALISATION POTENTIAL / COPING STRATEGIES / FUTURE PEDAGOGUES / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Коновалова Ольга Вячеславовна, Едиханова Юлия Мансуровна

В статье представлены результаты корреляционного исследования показателей самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Обосновывается идея о том, что будущим педагогам необходимо преодолевать трудности в профессиональной деятельности. Самоактуализационный потенциал будущего специалиста имеет значение для успешного преодоления трудностей. Выделяются и описываются характерные особенности самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и отдельными копинг-стратегиями у будущих педагогов. Показатели самоактуализации чаще всего коррелируют со стратегиями «Конфронтация», «Позитивное переформулирование», «Дистанцирование» и «Юмор». Обсуждается роль самоактуализации будущих педагогов в преодолении трудностей, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Коновалова Ольга Вячеславовна, Едиханова Юлия Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of self-actualisation potential in coping with difficulties in future pedagogues

The paper is concerned with a role of self-actualisation potential in overcoming difficulties by future pedagogues. The article presents the results of a correlation study of self-realisation strategies and the overcoming of future educators. The author analyses psycho-pedagogic studies on the problem of self-actualisation and coping strategies. The main idea of the article is future pedagogues’ need to overcome difficulties in their professional activities. Self-realisation is important for successfully overcoming difficulties. It gives a detailed analysis of the features of self-actualisation and strategies for overcoming future pedagogues. The study showed that there is a correlation between self-actualisation and coping strategies. Self-actualisation indicators most often correlate with the strategies "Confrontation", "Positive Reformulation", "Distance" and "Humor." It is shown that the role of self-actualisation of future pedagogues in overcoming professional difficulties.

Текст научной работы на тему «Роль самоактуализационного потенциала в преодолении трудностей будущими педагогами»

УДК 159.9.072

Шерешкова Елена Андреевна

кандидат психологических наук, доцент

Коновалова Ольга Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент

Едиханова Юлия Мансуровна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет elenashereshkova@mail.ru, olgak1997@mail.ru, edikhanova79@mail.ru

РОЛЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «ШГПУ», грант, договор № 50Н

В статье представлены результаты корреляционного исследования показателей самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Обосновывается идея о том, что будущим педагогам необходимо преодолевать трудности в профессиональной деятельности. Самоактуализационный потенциал будущего специалиста имеет значение для успешного преодоления трудностей. Выделяются и описываются характерные особенности самоактуализации и копинг-стратегий будущих педагогов. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и отдельными копинг-стратегиями у будущих педагогов. Показатели самоактуализации чаще всего коррелируют со стратегиями «Конфронтация», «Позитивное переформулирование», «Дистанцирование» и «Юмор». Обсуждается роль самоактуализации будущих педагогов в преодолении трудностей, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализационный потенциал, копинг-стратегии, будущие педагоги, корреляционный анализ.

Профессия педагога требует от специалиста напряжения физических и моральных ресурсов для преодоления тех трудностей, с которыми он встречается в своей профессиональной деятельности. К таким трудностям относится повсеместное введение инновационных методов в образовании, большая нагрузка, разнообразие образовательных программ, низкий уровень оснащенности образовательной среды, большой процент детей с нарушениями психологического здоровья, включение детей с ОВЗ. Если педагог не способен успешно преодолевать данные трудности, у него возникает профессиональное выгорание.

Педагог в преодолении профессиональных трудностей использует различные копинг-стра-тегии, которые делятся на конструктивные и деструктивные. К конструктивным относят планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка, принятие ответственности, к деструктивным - бегство-избегание, поведенческий уход, отрицание (R.S. Lazarus, S. Folkman).

Особенности копинг-стратегий педагогов изучали О.Н. Ежова, Т. А. Данилова, А.В. Антоновский, Г.С. Корытова, А.В. Котенева и др.

Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский рассматривают копинг как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

На наш взгляд важную роль в преодолении профессиональных трудностей педагогами играет их самоактуализационнный потенциал. Проблемой самоактуализации педагогов и студентов-педа-

гогов занимались Ю.Л. Блинова, О.П. Сергеева, А.Н. Колпакова, Л.Р. Шафигулина, А.А. Григорьева, Е.А. Лопатин, О.В. Пузикова, С.А. Наличаева, А. А. Телегин, Э.П. Бакшеева, О.В. Сафронова и др.

А.В. Котенева полагает, что духовный рост личности, предполагает использование позитивных копинг-стратегий - самоконтроля, принятия ответственности и положительной переоценки.

Мы вслед за С. А. Наличаевой рассматриваем самоактуализацию педагога как внутренний потенциал личности, детерминирующий ее активность в преодолении негативных факторов профессиональной среды.

По мнению С. А. Наличаевой самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии составляют интегральную характеристику развития личности - личностный самоактуализационный потенциал, основу которого составляют ценности самоактуализации.

Цель нашего исследования: выявить соотношение между показателями самоактуализации и ко-пинг-стратегиями будущих педагогов.

В исследовании приняло участие 115 будущих педагогов, преимущественно женщин в возрасте от 35 до 45 лет, обучающихся на заочном отделении ФГБОУ ВО «Шадринского государственного педагогического университета».

Методология и методы исследования

В исследовании мы опирались на субъектный подход к рассмотрению психической активности человека, согласно которому именно человек яв-

© Шерешкова Е.А., Коновалова О.В., Едиханова Ю.М., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

95

ляется распорядителем своей психической активности, ее субъектом. Человек как субъект обладает способностью к самодетерминации, позволяющей ему выстраивать свою деятельность, исходя из своих мотивов, ценностей, установок и т.п. Само акту -ализационный потенциал мы рассматриваем как источник детерминирующий активность будущего педагога в преодолении негативных факторов профессиональной среды.

В исследовании нами были использованы методики: САМОАЛ (Н.Ф. Калина), САТ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз), Опросник «Способы совладающего поведения» (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева), Опросник совладания со стрессом «СОРЕ» (Т.О. Гордее-ва, Е.Н. Осинин, Е.А. Рассказова, О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова).

Результаты и обсуждение

На первом этапе исследовании нами была проведена диагностика выраженности показателей самоактуализации. Средний балл по шкале «Ориентация во времени» составил 48±10,7. 85% будущих педагогов набрали среднее количество баллов и вошли в норму. Эти педагоги воспринимают прошлое, настоящее и будущее как взаимосвязанные части времени жизни. Они способны жить настоящим, не застревая в одном из промежутков времени. 15% педагогов набрали количество баллов ниже нормы. Эти педагоги склонны жить прошлым или будущим.

Средний балл по шкале «Поддержка» равен 46,9±10,0. 82% педагогов вошли в норму выраженности показателя. Эти педагоги имеют в той или иной мере выраженную внутреннюю поддержку. Они способны к самомотивации, самоконтролю, самодетерминации, руководствуются своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами. 18% имеют низкий уровень выраженности показателя. Они нуждаются в поддержке извне, не способны быть причиной изменений в себе.

Средний балл по шкале «Гибкость поведения» равен 45±11,8. 52% испытуемых вошли в норму по этому показателю. Они способны выбирать разные варианты поведения с ситуации взаимодействия с людьми и миром в целом, адекватные требованиям. 48% испытуемых имеют низкий уровень выраженности гибкости. Они ригидны, придерживаются стереотипов, принципов, жестких правил.

По шкале «Сензитивность» средний балл -48±11,3. По данной шкале 82% будущих педагогов вошли в норму выраженности. Они в той или иной мере ощущает себя, свои собственные эмоции и потребности. 18% испытуемых не способны давать себе отчет в своих желаниях, потребностях и эмоциях. По шкале «Спонтанность» средний балл равен 48,3± 11,3. По данной шкале 82% бу-

дущих педагогов вошли в норму выраженности. Испытуемые способны спонтанно выражать свои эмоции и реагировать на окружающих. 18% будущих педагогов затрудняются открыто и спонтанно выражать себя.

По шкале «Самоуважение» средний балл равен 53±9,5. По данной шкале 100% испытуемых вошли в норму выраженности. Они ценят себя, понимают значимость своих достижений в своей жизни. По шкале «Самопринятие» средний балл равен 48,8±11,7. По этой шкале 100% будущих педагогов вошли в норму выраженности показателя. Педагоги принимают себя такими, какие они есть с достоинствами и недостатками.

По шкале «Представление о природе человека» средний балл равен 54±11,2. По этой шкале 85% будущих педагогов вошли в норму. Они считают, что люди обладают как положительными, так и отрицательными качествами, но в целом они хороши. 15% испытуемых полагают, что люди по природе своей являются плохими. По шкале «Синергия» средний балл равен 51,5±9,3. По данным диагностики 91% будущих педагогов способны к целостному восприятию мира и людей, способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такое противоположности. 9% будущих педагогов жизненные противоречия воспринимают как антагонистические.

По шкале «Принятие агрессии» средний балл равен 48,7±11,1. По этой шкале 76% будущих педагогов понимает, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах. 24% испытуемых полагают, что агрессия и гнев не имеют место в человеческих отношениях. По шкале «Контактность» средний балл равен 46,9±10,6. Согласно данной шкале 70% будущих педагогов способны вступать в контакт, при этом их отношения с людьми являются глубокими. Общение играет значимую роль в жизни педагогов, их отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. 30% будущих педагогов не способны к глубоким контактам, их отношения с людьми поверхностны. По шкале «Креативность» средний балл 54,1±10,2. По результатам диагностики 100% будущих педагогов в разной степени стремятся к творческому преобразованию действительности.

На втором этапе нами были изучены показатели совладающего поведения у будущих педагогов. По шкале «Конфрантационный копинг» средний балл равен 50,3±12,7. 12% будущих педагогов часто используют эту стратегию. Они совершают попытки разрешения проблемы за счет поведенческой активности, направленной на изменение ситуации в свою пользу, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. 58% испытуемых время от времени используют эту стратегию, что помогает им утверждать

96

Вестник КГУ ^ 2018

себя и быстро разрешать трудности. 30% педагогов редко используют конфронтацию при разрешении трудностей.

По шкале «Дистанцирование» средний балл равен 56,2±9,6. 18% будущих педагогов часто используют дистанцирование. Педагоги преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Для них характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п. Для них вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций. 9% испытуемых редко используют дистанцирование. Им трудно снизить субъективную значимость трудноразрешимых ситуаций и предотвратить интенсивные эмоциональные реакции на фрустрацию. 73% будущих педагогов время от времени используют дистанцирование, что позволяет им снизить степень эмоциональных переживаний.

По шкале «Самоконтроль» средний балл равен 49±11,7. 12% часто используют самоконтроль. Эти испытуемые часто преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения. 24% будущих педагогов редко сдерживают свои эмоции, у них низкий самоконтроль. 64% будущих педагогов способны контролировать свои эмоции, что позволяет им избегать эмоциогенных импульсивных поступков.

По шкале «Поиск социальной поддержки» средний балл равен 48,9±10,3. Только 3% испытуемых часто используют поиск социальной поддержки. Они предпринимают попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. 30% педагогов не используют поиск социальной поддержки. Они не обращаются к другим людям или информационным источникам за поддержкой, а рассчитывают на свой опыт и свои силы. 67% будущих педагогов время от времени обращаются за помощью и поддержкой, что дает им возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации.

По шкале «Принятие ответственности» средний балл равен 46,2±11,0. По результатам диагностики 30% будущих педагогов не признают своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. 70% стремятся к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями. Они готовы анализировать свое

поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках.

По шкале «Бегство-избегание» средний балл равен 52,8±12,4. Так 15% педагогов редко используют избегание. 21% будущих педагогов часто реагируют на трудности по типу уклонения. 64% испытуемых используют эту стратегию в случае необходимости, что позволяет уклониться от тех трудностей, которые в данный момент не разрешимы.

По шкале «Планирование решения проблемы» средний балл равен 48,2±13,8. По нашим данным 33% будущих педагогов редко используют планирование решения проблемы. Они не пытаются целенаправленно планировать свои действия по разрешению трудной ситуации. 9% испытуемых часто проводят анализа ситуации и возможных вариантов поведения, вырабатывают стратегию разрешения проблемы. 58% используют анализ и планирование время от времени по необходимости.

По шкале «Положительная переоценка» средний балл равен 52±10,6. По данным диагностики 18% будущих педагогов редко справляются с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. 82% рассматривают трудную ситуацию как источник для саморазвития.

По шкале «Позитивное переформулирование и личностный рост» средний балл равен 12,2±2,5. Так 90% будущих педагогов время от времени используют смену установок по отношению к проблеме, воспринимая ее как возможность совершенствовать и развивать себя. 10% не видят в трудностях позитивный смысл.

По шкале «Мысленный уход от проблемы» средний балл равен 9,3±2,9. Только 9 % испытуемых часто используют стратегию ухода от проблем. 91% будущих педагогов используют эту стратегию время от времени.

По шкале «Обращение к религии» средний балл равен 9,1±3,5. Так 15% испытуемых редко обращаются к религии при возникших трудностях. 36% будущих педагогов часто прибегают к религии в трудных ситуациях. 48% испытуемых обращаются к религии время от времени.

По шкале «Юмор» средний балл равен 10±3,0. 6% редко прибегают к юмору в трудной ситуации. 18% часто прибегают к юмору. 76% будущих педагогов иногда прибегают к юмору.

По шкале «Успокоительные» средний балл равен 7±3,3. 15% часто используют успокоительные в трудной ситуации. 85% используют успокоительные время от времени.

Нами был проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации с копинг-стратегия-ми будущих педагогов с использованием критерия Пирсона. Для вычисления использовали программу SPSS 15.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

97

Шкала «Поддержка» положительно коррелирует с копинг-стратегиями: использование юмора (г = 0,378, при р = 0,01), дистанцирование (г = 0,391, при р = 0,01), самоконтроль (г = 0,246, при р = 0,01); отрицательно - со шкалой «поиск эмоциональной социальной поддержки» (г = -0,364, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые склонны опираться на себя и поддержать себя самостоятельно в большей степени снижают значимость для себя трудной ситуации, относятся к ней с юмором, контролируют себя и не ищут сочувствия от других. Внутренняя поддержка является ресурсом для возникновения позитивного, оптимистичного отношения к трудностям у педагогов.

Шкала «Гибкость» положительно коррелирует со стратегиями: использование юмора (г = 0,366, при р = 0,01), конфронтация (г = 0,444, при р = 0,01), дистанцирование (г = 0,431, при р = 0,01); отрицательно - со стратегиями: поиск социальной поддержки (г = -0,321, при р = 0,01), использование религии (г = -0,418, при р = 0,01), прием успокоительных (г = -0,378, при р = 0,01), поведенческий уход (г = -0,378, при р = 0,01). Будущие педагоги, обладающие гибкостью поведения, в большей степени относятся к трудностям с легкостью, но при этом стремятся изменить ситуацию в свою пользу. Эти педагоги не пытаются уйти от трудностей, не прибегают к религии, не принимают успокоительные, не ищут поддержки извне. Гибкость является ресурсом для активного разрешения трудной ситуации без вхождения в состояние фрустрации.

Спонтанность положительно коррелирует с позитивным переформулированием (г = 0,357, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,344, при р = 0,01), юмором(г = 0,321, при р = 0,01); отрицательно коррелирует со шкалами: «поиск социальной поддержки» (г = -0,321, при р = 0,01), «бегство-избегание» (г = -0,227, при р = 0,05). Будущие педагоги, которые действуют спонтанно, с юмором относятся к трудностям. Они в большей степени полагают, что трудности развивают их, дают новый опыт, не пытаются получить сочувствие и не избегают трудностей. Спонтанность является ресурсом оптимизма, накопления опыта преодоления.

Самоуважение положительно коррелирует с положительной переоценкой (г = 0,513, при р = 0,01), юмором (г = 0,227, при р = 0,05), дистанцированием (г = 0,364, при р = 0,01), планированием решения проблем (г = 0,311, при р = 0,01); отрицательно -с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,356, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые уважают себя, рассматривают трудности как возможность новых достижений. К трудностям они относятся легко, понимают, что они преодолимы, планируют их решение, но не обращаются к эмоциональной поддержке других людей. Самоуважение является ресурсом объективного отношения к трудностям.

Самопринятие отрицательно коррелирует с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,356, при р = 0,01), бегством-избеганием (г = -0,298, при р = 0,05), обращением к религии (г = -0,343, при р = 0,01). Будущие педагоги, принимающие себя такими, какие они есть, не обращаются к эмоциональной социальной поддержке, к религии, не избегают проблем.

Контактность положительно коррелирует с юмором (г = 0,349, при р = 0,01), сдерживанием совладания (г = 0,377, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,369, при р = 0,01). Будущие педагоги, способные к глубоким личностным контактам, ожидают подходящего для действий момента, воздерживаются от слишком поспешных, импульсивных действий и меняют ситуацию под себя. При этом активно используют юмор для преодоления трудностей. Контактность является ресурсом конструктивного преодоления трудностей.

Креативность коррелирует положительно с юмором (г = 0,382, при р = 0,01), отрицательно -с поиском эмоциональной социальной поддержки (г = -0,423, при р = 0,01). Креативные будущие педагоги к трудностям относятся с юмором и не ждут от других сочувствие и поддержки.

Представление о природе человека отрицательно коррелирует с поведенческим уходом (г = -0,354, при р = 0,01), приемом успокоительных (г = -0,423, при р = 0,01); положительно - с подавлением конкурирующей деятельности (г = 0,362, при р = 0,01), решением проблем(г = 0,488, при р = 0,01), положительной переоценкой (г = 0,417, при р = 0,01), юмором (г = 0,314, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые относятся к другим людям с доверием и считают их в основном хорошими, не отвлекаются на другие цели и деятельности, с тем, чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией. Эти педагоги воспринимают трудности в положительном ключе, проводят анализ ситуации и возможных вариантов поведения, вырабатывают стратегию разрешения проблемы, планируют собственные действия с учетом объективных условий.

Сензитивность положительно коррелирует с концентрацией на эмоциях (г = 0,378, при р = 0,01), конфронтацией (г = 0,436, при р = 0,01). Будущие педагоги, которые осознают свои желания и потребности, считают агрессию приемлемой для людей, концентрируются на своих эмоциях в трудной ситуации и пытаются изменить ситуацию для себя.

Синергия положительно коррелирует с конфронтацией (г = 0,361, при р = 0,01), самоконтролем (г = 0,403, при р = 0,01), положительной переоценкой (г = 0,378, при р = 0,01), планированием решения проблем (г = 0,305, при р = 0,01). Будущие педагоги, обладающие целостным восприятием действительности, в большей степени решают трудности за счет сдерживания эмоций, миними-

98

Вестник КГУ 2018

зации их влияния на оценку ситуации и выбора стратегии поведения и планирования решения проблем. Они стремятся найти плюсы в трудной ситуации и разрешить ее в свою пользу.

Таким образом, наиболее часто коррелируют с показателями самоактуализации педагогов стратегии: конфронтация, позитивное переоценка, дистанцирование и использование юмора. Принятие ответственности, отрицание ситуации не коррелирует с самоактуализацией.

Выводы

1. Большая часть педагогов вошли в норму по показателям самоактуализации. Контактность и гибкость не выражены у значительной части педагогов. По шкале «Гибкость поведения» выявлен самый низкий средний балл.

2. Наименьший средний балл набрала стратегия «Принятие ответственности», наибольший «Дистанцирование». Наиболее часто используемые стратегии: «Положительная переоценка», «Дистанцирование», «Принятие ответственности».

3. Показатели самоактуализации чаще всего коррелируют со стратегиями «Конфронтация», «Позитивное переформулирование», «Дистанцирование» и «Юмор».

4. Самоактуализационный потенциал играет роль в оптимистичном восприятии стрессовой ситуации и преобразовании ситуации в свою пользу.

Библиографический список

1. Котенева А.В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2016. - № 1. - С. 111-116.

2. Наличаева С.А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2011. - 247.

3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-по-ведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1994. - № 1. - С. 63-74.

References

1. Koteneva A.V. Lichnostnye urovni i sistema zhizneobespecheniya lichnosti v stressovyh situaciyah // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 1. - S. 111-116.

2. Nalichaeva S.A. Samoaktualizacionnyj potencial lichnosti kak determinanta professional'nogo vygoraniya pedagogov: dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2011. - 247.

3. Sirota N.A., YAltonskij V.M. Koping-povedenie i psihoprofilaktika psihosocial'nyh rasstrojstv u podrostkov // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii. - 1994. - № 1. - S. 63-74.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.