Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SYSTEM OF INTERACTION / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

В статье рассматривается система сотрудничества детского сада и начальной школы в социально-психологической подготовке ребенка к школе, в которой участвуют дети и родители; поясняются формы, этапы, методы взаимодействия, предлагается инновационное методическое сопровождение данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF CHILDREN FOR SCHOOL: THE INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the system of cooperation of kindergarten and primary schools in socio-psychological preparation of children for school, in which children and parents to participate; explains the forms, stages, and methods of interaction, an innovative methodological support of this process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Г.Р. Шафикова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ключевые слова: социально-психологическая готовность к школе, система взаимодействия, субъекты образовательного процесса, детский сад, начальная школа.

Аннотация: В статье рассматривается система сотрудничества детского сада и начальной школы в социально-психологической подготовке ребенка к школе, в которой участвуют дети и родители; поясняются формы, этапы, методы взаимодействия, предлагается инновационное методическое сопровождение данного процесса.

Современное российское дошкольное образование характеризуется динамичными преобразованиями - социально-экономическими трансформациями общества и изменениями нормативно-правовой базы. Признание дошкольного образования уровнем основного общего образования и квалификации его как образовательной услуги, а также введение преемственных федеральных государственных образовательных стандартов заставляют по-новому выстраивать отношения сторон образования в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт), миссия первой ступени образования - развитие личности в ее индивидуальности [3]. Основным ценностным ориентиром дошкольного образования является дошкольное детство как самоценный этап жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества. Оно не только период подготовки ребенка к школе, но важнейшее условие реализации потенциала личности, формирования ее идентичности, базовой культуры, позитивной социализации в условиях современного информационного общества. Данные ориентиры смещают акценты в определении содержания готовности ребенка к школе: если раньше на первое место выдвигался познавательный компонент готовности ребенка к школе, то теперь основополагающим становится социально-психологический компонент.

В русле Стандарта трансформируется представление о содержании социально-психологической готовности ребенка к школе, которое обычно включало:

• сформированную сферу отношений ребенка со взрослыми (понимание вопросов педагога, его позиции, специфики учебных ситуаций и учебного общения) и сверстниками (умение слушать товарища и наблюдать за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, координировать с ними свои интересы и желания и т.д.); к самому себе (адекватная самооценка, объективное отношение к результатам своей деятельности, верное восприятие оценок других и др.);

• позитивное отношение к обучению в школе, учителям и т. д.;

• сформированную культуру общения со взрослыми и сверстниками, с самим собой (аутодиалог, рефлексия);

• произвольность психических процессов, сформированность внеситуативной формы общения и др. [4].

В Стандарте указывается, что весь спектр социально-психологических качеств выпускника ДОО, определяемых как целевые ориентиры дошкольного образования, связывается с содержанием социально-психологической готовности ребенка к школе (см. п. 4.7 [3]). Однако современные программы по формированию социально-психологической готовности детей дошкольного возраста к школе охватывают лишь часть социально-психологических качеств выпускника ДОО.

Анализ исследований по проблеме формирования социально-психологической готовности ребенка к школе показывает, что традиционная система ДОО большей частью нацелена на формирование познавательного компонента готовности ребенка к школе. Такая работа дОо носит малосистемный характер, не предполагает использования специальных программ и комплексов, привлечения к работе педагогов начальной школы, школьников и

их родителей, которые могли бы поделиться опытом, участвуя в соответствующем образовательном процессе.

Сегодня как никогда детский сад и школа должны сотрудничать в подготовке ребенка к школе, так как это расширяет круг социального взаимодействия дошкольника, помогает ему войти в новый предметно-пространственный и общественный мир школы, стать более открытым, раскрыть для себя суть школьного обучения, не бояться перехода на новый уровень образования. В целях создания системы работы ДОО по социально-психологической подготовке ребенка в школе, включающей различные факторы данного процесса (микросоциальный - родители, мезосоциальные - сверстники, детский сад, школьники, школа, центры дополнительного образования, макрофакторы - город, средства массовой информации), нами организована на базе МАДОУ ЦРР «Звездный» г. Баймака Баймакского района Республики Башкортостан экспериментальная площадка кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ имени М. Акмуллы по теме «Преемственность в работе детского сада и школы по социально-личностному развитию детей». Она предполагает включение новых субъектов в образовательный процесс ДОО - учителей начальных классов близлежащей школы, первоклассников и их родителей (законных представителей); каждая категория субъектов взаимодействует соответственно с воспитателями, воспитанниками старшей и подготовительной групп и их родителями, а также участвует в совместных мероприятиях.

Таблица 1

План совместных мероприятий по социально-психологической подготовке детей к школе_

месяц Педагоги ДОО - учителя начальных классов Воспитанники подготовительной к школе группы -первоклассники Родители воспитанников и первоклассников

Сентябрь Семинар: «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе» «День знаний» - экскурсия

Октябрь Круглый стол: «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе» Спортивное соревнование «Осенний винегрет» Собрание «У порога школы»

Ноябрь Семинар: «Социально-личностное развитие ребенка» «День матери»

Декабрь Семинар: «Традиционные и инновационные формы работы с детьми» «Игрушка на елку» Видеобращение «Помните, когда пойдете в школу...»

Январь Взаимопосещения занятий Спортивная игра «Зарница» Фотоальбом «Как я провел каникулы»

Февраль Викторина: «Психология ребенка» Спортивное развлечение «Зимние забавы»

март Мастер-класс: Преемственность дошкольного и начального образования «Мои родители тоже были школьниками»

апрель Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода в школу На уроке в школе Круглый стол: «Игра за дружным столом»

май Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений ребенка «Для моей будущей учительницы» Собрание «Что нужно в школе»

В основе разработанной системы - идея «диалога равных партнеров», или субъект-субъектного взаимодействия, основанного на гуманистических ценностях открытости, свободы и ответственности. Реализация данной идеи предполагает использование системно-деятельностного подхода к формированию социально-психологической готовности ребенка к школе [1], который опирается на принцип единства сознания и деятельности при реализации системы. Принцип в первой части ориентирует педагогов ДОО на создание условий организации различных видов деятельности дошкольников при ознакомлении с обучением в школе и жизнью школьника. Во второй части данный принцип ориентирует педагогов на создание в ДОО ситуаций имитации школьной жизни и обучения в школе (ситуаций взаимодействия со школьниками и учителями).

Работа по созданию в ДОО условий для ознакомления дошкольников со школьной жизнью и включение в данный процесс дополнительных участников позволили уточнить

пеппгогичесний журнал спшнортостпнп ы 2(57). я015 §®§®а®е

периодичность проведения совместных мероприятий в течение года в диадах: воспитанники - первоклассники; родители воспитанников - родители первоклассников; воспитатели -учителя и/или совместные мероприятия - как один раз в месяц. Кроме того, в содержание образовательного процесса детей подготовительной к школе группы было включено изучение различных сторон жизни школьника, формирование определенных школьных умений и навыков с использование всех видов детской деятельности и форм работы. Следует отметить, что организацию работы со всеми участниками образовательных отношений легко осуществить при комплексно-тематическом способе планирования образовательной деятельности в ДОО (см. табл.2).

Таблица 2

Пример включения в образовательный процесс ДОО ознакомления с жизнью школьника_

Форма работы Содержание

Цикл «День знаний» - 1-я, 2-я неделя сентября

Непосредственная образовательная деятельность Тема: «День знаний» Форма - экскурсия, образовательная область - познавательное развитие. Цель: формировать у детей представления о школе, о профессии учителя, развивать познавательный интерес у детей к школе, воспитывать положительное отношение и уважение к профессии учителя. Ведущая детская деятельность: коммуникативная.

Совместная деятельность детей и воспитателя Тема: «Школа» Форма - сюжетно-ролевая игра, образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Цель: познакомить детей с правилами поведения учителя и ученика на уроке, школьными принадлежностями, воспитывать доброжелательность. Ведущая детская деятельность: игровая.

Самостоятельная деятельность детей Тема: «Найди похожее» Форма - дидактическая игра, образовательная область - познавательное развитие. Цель: закреплять знания у детей о школьных принадлежностях. Ведущая детская деятельность: игровая.

Работа с родителями Тема: «Оформление уголка первоклассника» Цель: привлечь родителей к оформлению уголка первоклассника игровой комнате детского сада.

Анализ работы ДОО по проблеме, беседы с педагогами начальных классов, с родителями первоклассников показали, что заявленные в Стандарте социально-психологические качества выпускника применительно к проблеме социально-психологической готовности к школе необходимо конкретизировать специфическими умениями ребенка решать социальные житейские задачи. Например, задача самостоятельного прихода в школу или изменение маршрута в силу пространственных препятствий или задача построения правильного общения при встрече с незнакомым взрослым человеком на улице, в подъезде дома, при разговоре по телефону (домофону). Также ребенку необходимы культура самообслуживания в школе, культура интерактивного взаимодействия с медиа- и интернет-ресурсами и др. Эти социальные навыки являются важной составляющей хорошей адаптации ребенка к школе и, соответственно, эмоционального состояния родителей в данный период.

Для формирования вышеназванных социальных умений нами предложена специальная работа с детьми и их родителями, для чего нами же разработана рабочая тетрадь «Я иду в школу». Данный дидактический материал представляет собой несколько тематических циклов, согласованных с комплексно-тематическим планированием примерной образовательной программы «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы [2]. Каждая тема включает задания, расширяющие социальный кругозор ребенка и закрепляющие определенные житейские умения, необходимые для успешной адаптации ребенка к школе. Например, первый тематический цикл по программе «Скоро в школу» предполага-

ет рассказ ребенка об экскурсии в школу на праздник «День Знаний», украшение школьного портфеля, выбор школьных принадлежностей из набора разных предметов, подбор школьной формы для мальчика / девочки. В цикле «Мой город, моя Родина» детям и их родителям дается задание познакомиться с близкой их дому городской достопримечательностью, написать об этом рассказ; научиться различать праздничную одежду и парадную школьную форму; закрепить алгоритм снятия и размещения одежды на стуле или вешалке. Кроме того, в течение года в разных циклах предполагается изучение и закрепление маршрута от дома до школы с акцентированием внимания на правилах дорожного движения; обучение правилам разговора со сверстниками, незнакомыми по телефону / домофону; правилам поведения, когда один дома; соблюдение техники безопасности с электро- и газовым оборудованием, медикаментами и химическими веществами, пищевыми продуктами; усвоение правил поведения в чрезвычайных обстоятельствах, а также на улице в холодное / жаркое время года, с деньгами в магазине и другие умения, составляющие социальные навыки ребенка.

В целом в рабочей тетради представлены двадцать различных тем, каждая из которых предполагает задания на одном развороте листа; каждый лист имеет одинаковой алгоритм работы, чтобы скоординировать совместную деятельность детей и их родителей, понизить возможную тревожность и отработать единую технику взаимодействия педагогов, родителей и детей. В каждом цикле данный алгоритм включает в себя следующие формы занятий: рассказ ребенка по картине или фотографии и запись его родителями; разгадывание головоломок, кроссвордов или загадок на школьную тематику; задание для родителей по закреплению у детей определенных навыков по самообслуживанию и социальному взаимодействию; творческие задания по изобразительной деятельности детей по школьной тематике (например, самооценка эмоционального состояния при выполнении заданий с помощью изображения выражения лица).

Особое значение придается последнему заданию в алгоритме, так как оно отражает отношение ребенка к школьному обучению, школе, учебе, учителям, а также свидетельствует о сформированности и произвольности его психических процессов - это важные показатели социально-психологической готовности к школе, и они требуют долгой кропотливой работы. Задание на самооценку - значимое методическое средство, позволяющее получать обратную связь; осуществлять непрерывный и длительный мониторинг; вносить коррективы и опосредованно воздействовать на самооценку и эмоциональное благополучие дошкольника.

Еще одним важным дидактическим средством организации работы по формированию социально-психологической готовности детей к школе является соответствующая предметно-пространственная среда игровой комнаты ДОО. В подготовительной к школе группе детского сада целесообразно иметь центр «Будущий первоклассник» со следующим оборудованием: макет школьной парты, школьная и спортивная форма для кукол мальчика и девочки; доска магнитная, маркеры, магнитики; школьные принадлежности; касса, букв, веер с цифрами и буквами; азбука и букварь; глобус; портфель, а также дидактические игры по содержанию программы - «Школьное лото», «Школьный маршрут»; раскраски на школьную тематику; фотоальбомы с фотографиями из школьной жизни детей и родителей, родственников и тому подобное; рабочая тетрадь «Я иду в школу».

Мониторинг формирования отдельных характеристик социально-психологической готовности дошкольников к школе с помощью методик изучения общей способности к обучению, саморегуляции, мотивов учения и умения подчинять свои действия определенному правилу показал, что внедрение предложенной системы способствует существенному позитивному сдвигу в экспериментальной группе [4]. Это же подтверждают и родители, подчеркивая повышение собственной готовности к переходу ребенка к школе, к осознанию спектра социально-житейских умений, которым необходимо научить ребенка до поступления его в

пеппгогичеснии журнал спшнортостпнп м 2(57), sots sssssss

школу, к определению своей родительской роли и ответственности в подготовке ребенка к школе.

Таблица 3

Результаты мониторинга социально-психологической готовности детей подготовительной к школе группы по

Показатели Экспериментальная группа Конт рольная группа

«До» «После» «До» «После»

общей способности к обучению 21 39 19 33

саморегуляции 21 39 19 30

мотивов учения 33 57 37 47

умений подчинять свои действия определенному правилу 20 36 22 29

Таким образом, социально-психологическая подготовка дошкольника (к школе) на основе разработанной нами системы организации образовательного процесса в ДОО является эффективной, а предлагаемый дидактический материал показал свою надежность и ва-лидность.

1. Асадуллин, Р.М. Реконструкция педагогического образования: соединение фундаментального и прикладного знания // Педагогический журнал Башкортостана. №2(51). 2014. - С.7-12.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

4. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М. : Просвещение, Владос, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.