Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов общества с семьями воспитанников ДОО по осуществлению преемственности со школой'

Взаимодействие институтов общества с семьями воспитанников ДОО по осуществлению преемственности со школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ШКОЛА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / FAMILY / SOCIAL INSTITUTION / INTERACTION / PRESCHOOL INSTITUTION / SCHOOL / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновских О. А.

Проблема преемственности была и остается актуальной задачей семей воспитанников, дошкольного учреждения и школы, решение которой осуществляется на протяжении многих лет. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Данные субъекты воспитательно-образовательного процесса ставят одну из важных задач реализовать педагогическую деятельность таким образом, чтобы для ребенка подготовительной к школе группы этот переход прошел с легкой степенью адаптации и не нарушал его как личность со своими интересами и желаниями. Педагоги начальной школы хотят с первого дня видеть настоящего школьника самостоятельного, умеющего читать и писать, говорить ясно и точно, желающего учиться и взаимодействовать с другими без стеснения. Данная позиция затрагивает физиологическую, личностную и психологическую готовность ребенка к школе, которые влияют на успеваемость и является базой при формировании психологической и социальной готовности к школе. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований преемственности между институтами общества, обобщается опыт работы дошкольных учреждений и школы по проблеме исследования, а также раскрывается свой опыт работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и школьной ступени развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосновских О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE INSTITUTIONS OF SOCIETY WITH THE FAMILIES OF THE PUPILS OF THE PE FOR THE IMPLEMENTATION OF CONTINUITY WITH SCHOOL

The problem of continuity has been and remains an urgent task for families of pupils, preschool and school, the solution of which is carried out for many years. An important role in the continuity of pre-school and primary education is played by the coordination of interaction between teachers of a particular pre-school institution and a particular school. These subjects of educational process set one of the important tasks to implement pedagogical activity in such a way that for the child of the preparatory group for school this transition was with an easy degree of adaptation and did not violate it as a person with their interests and desires. Primary school teachers want from the first day to see a real student independent, able to read and write, speak clearly and accurately, willing to learn and interact with others without hesitation. This position affects the physiological, personal and psychological readiness of the child for school, which affect academic performance and is the basis for the formation of psychological and social readiness for school. This article is devoted to this problem, which analyzes the research of continuity between the institutions of society, summarizes the experience of preschool institutions and schools on the problem of research, and also reveals its experience in the interaction of preschool educational organizations and the school stage of development of the child.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов общества с семьями воспитанников ДОО по осуществлению преемственности со школой»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

УДК: 379.8.093

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-4-9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СО ШКОЛОЙ

Сосновских О.А.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

THE INTERACTION OF THE INSTITUTIONS OF SOCIETY

WITH THE FAMILIES OF THE PUPILS OF THE PE FOR THE IMPLEMENTATION OF CONTINUITY WITH SCHOOL

Sosnovskih O.A.

Shadrinsk state pedagogical University», Shadrinsk, Russian Federation

Аннотация. Проблема преемственности была и остается актуальной задачей семей воспитанников, дошкольного учреждения и школы, решение которой осуществляется на протяжении многих лет. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Данные субъекты воспитательно-образовательного процесса ставят одну из важных задач реализовать педагогическую деятельность таким образом, чтобы для ребенка подготовительной к школе группы этот переход прошел с легкой степенью адаптации и не нарушал его как личность со своими интересами и желаниями.

Педагоги начальной школы хотят с первого дня видеть настоящего школьника - самостоятельного, умеющего читать и писать, говорить ясно и точно, желающего учиться и взаимодействовать с другими без стеснения. Данная позиция затрагивает физиологическую, личностную и психологическую готовность ребенка к школе, которые влияют на успеваемость и является базой при формировании психологической и социальной готовности к школе. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований преемственности между институтами общества, обобщается опыт работы дошкольных учреждений и школы по проблеме исследования, а также раскрывается свой опыт работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и школьной ступени развития ребенка.

Ключевые слова: семья, социальный институт, взаимодействие, дошкольное учреждение, школа, преемственность.

Annotation. The problem of continuity has been and remains an urgent task for families of pupils, preschool and school, the solution of which is carried out for many years. An important role in the continuity of pre-school and primary education is played by the coordination of interaction between teachers of a particular pre-school institution and a particular school. These subjects of educational process set one of the important tasks to implement pedagogical activity in such a way that for the child of the preparatory group for school this transition was with an easy degree of adaptation and did not violate it as a person with their interests and desires.

Primary school teachers want from the first day to see a real student - independent, able to read and write, speak clearly and accurately, willing to learn and interact with others without hesitation. This position affects the physiological, personal and psychological readiness of the child for school, which affect academic performance and is the basis for the formation of psychological and social readiness for school.

This article is devoted to this problem, which analyzes the research of continuity between the institutions of society, summarizes the experience of preschool institutions and schools on the problem of research, and also reveals its experience in the interaction of preschool educational organizations and the school stage of development of the child.

Key words: family, social institution, interaction, preschool institution, school, continuity.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» опубликовано: 1 декабря 2012 г. (в «РГ» - Федеральный выпуск № 5976) вступил в силу:1 сентября 2013 г

[2] Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям : (Материалы семинаров для родителей). Пособие для воспитатели дошк. учреждения / Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1983. - 176 с.

[3] Виноградова Н.Ф., Година Г.Н., Загик Л.В. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

[4] Горбатова О.А. Актуальность интеграции начального и дошкольного образования в условиях образовательного комплекса [Электронный ресурс] / О.А. Горбатова // In situ : науч. журн. - 2017. - № 1 -2. - С. 35-37. - Доступ с сайта НЭБ eLIBRARY.RU. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28314886. -13.03.2019.

[5] Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС [Электронный ресурс] : материалы обл. заоч. науч.-практ. конф. педагогов дошк. образоват. организаций. 18 апр. 2014 г. - Мурманск : ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. -380 с. - Режим доступа: http://mpc-murmansk.ru/img/ all/75_sbornik_01.pdf. -13.03.2019.

REFERENCES

[1] Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 No. 273-FZ "On education in the Russian Federation" published: 1 December 2012 (in "RG" - Federal issue No. 5976) entered into force:1 September 2013

[2] Ostrovskaya L. F. Pedagogical knowledge - parents : (Materials of seminars for parents). Handbook for educators of pre-school groups.. institutions / L. F. Ostrovskaya. - Moscow : Education, 1983. - 176 p.

[3] N. Vinogradova F., Godin, G. N., Sagic L. V. Kindergarten and family / N. F. Vinogradov, G. N. Godin, L. V. Zugic etc.; Under the editorship of T. A. Markova. - 2nd ed., Rev. and DOP. - M.: Education, 1986. - 207 p.

[4] Gorbatova O. A. Relevance of integration of primary and preschool education in the educational complex [Electronic resource] / O. A. Gorbatova // In situ : scientific. journal. - 2017.

- № 1-2. - P. 35-37. - Access from the website of NEB eLIBRARY.RU. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=28314886. -13.03.2019.

[5] Pre-school education in the context of the implementation of the educational standards [Electronic resource] : proceedings of the. highest level.. science.-prakt. Conf. teachers pre-school groups.. educated. organizations'. 18 APR. 2014

- Murmansk : GAOU MO SPO MPK, 2014. - 380 p. - access Mode: http://mpc-mur-mansk.ru/img/all/75_sbornik_01.pdf ahhh! -13.03.2009.

Социальные институты общества обладают особенностями и особыми возможностями при формировании личности ребенка. Они тесно друг с другом взаимосвязаны и содержат общую цель в воспитании ребенка. Семья, дошкольное учреждение и школа заинтересованы в социализации детей, и для этого объединяют свои усилия в процессе воспитательной деятельности. Сейчас любое учреждение стремится сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, полноценное развивать и создавать необходимые условия для расширения их кругозора.

На сегодняшний день существуют разные точки зрения по поводу важности и необходимости влияния разных институтов образования на ребенка. Я.А. Коменский, И.Г. Песта-лоцци считали, что семья является единственным подлинным органом воспитания.

В работах В.А. Сухомлинского прослеживается идея взаимодействия семейного и народного образования: если общественные институты будут поддерживать контакты с семьей, доверять и сотрудничать между собой, то задачи воспитания и обучения будут полностью решены.

Согласно Федеральному закону «Об Образовании РФ» от 29.12. 2012 года. за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты помогают, поддерживают, направляют и дополняют их воспитательную деятельность. Поэтому приоритет в развитии ребенка отдается семьям воспитанников [1].

В связи с этим в настоящее время наше общество требует поиска новых форм и методов взаимодействия между всеми социальными институтами: семья, дошкольное учреждение и школа.

Семья - важная и незаменимая часть общества, отражающая взгляды и представления ребенка на мир, поэтому она должна быть сильной, здоровой, выносливой к преодолению социальных проблем, происходящих в современном обществе.

Одна из сложных задач в дошкольном учреждении - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с детьми, а не быть потребителем образовательных услуг. Для успешности воспитательно-образовательного процесса важно, чтобы его субъекты сотрудничали на принципах «открытости внутрь и наружу», где общение будет происходить на равных и отсутствовать контроль и оценка.

Исследования Л.Ф. Островской подчеркивают важность использования в работе различных форм работы с семьями: посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры и т.п. По ее мнению, в разговорах с родителями очень важен педагогический такт, который способствует созданию доверительного общения [2].

Л.В. Загик, Г.Н. Година и Н.Ф. Виноградова выделили несколько форм работы с родителями.

1. Коллективные: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, круглый стол, совместные праздники и развлечения, выставки совместных работ, дни открытых дверей и т.д., где обсуждаются и решаются вопросы жизни группы.

2. Индивидуальные: беседы и консультации, посещение семей, помощь родителей педагогам группы.

3. Наглядно-информационные: реклама газет, статей по вопросам воспитания и развития детей [3].

В.А. Петровский, В.П. Дуброва, А.М. Виноградова и др. считают, что взаимное доверие между родителями и педагогами поможет исключить в практике работы дидактизм. Атмосфера доверия и сотрудничества будет показывать значительные результаты в развитии детей.

Таким образом, современным родителям необходимо расширять свои знания в области педагогики, анализировать различные ситуации, пересмотреть свои взгляды на развитие ребенка в современном мире.

Актуальным становится вопрос преемственности между дошкольным учреждением и школой. Педагоги-практики, родители подготавливают своих детей еще на этапе дошкольной ступени к школьной жизни, вырабатывая у них самостоятельность и право выбора [4].

Интересным показался опыт работы по реализации преемственности в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 3» города Абдулино и дошкольным учреждением, работающим по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой.

Целью взаимодействия по осуществлению преемственности со школой является подготовка детей к школе в соответствии с требования Федерального государственного стандарта [5].

Авторами работы были разработаны направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: работа с педагогами (знакомство с требованиями стандарта к выпускнику ДОУ, поиск и внедрение новых образовательных технологий), работа с детьми (выход детей на экскурсию в школу, совместные мероприятия с учениками школы) и родителями (консультации, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, методические встречи).

Работа по данным направлениям ведется на протяжении учебного года, в ходе которого родители узнают про образовательные программы обучения детей в школе, приоритетные направления школ, об особенностях развития познавательных способностей детей, подготовки их к школе и т.д., что позволяет определиться заранее до зачисления в школу.

Есть необходимость тесного сотрудничества дошкольного учреждения и школы, потому что существует проблема завышенных требований семей воспитанников к своим детям и педагогам: хотят и требуют, чтобы ребенок при поступлении в школу читал, считал, а не развитие познавательных процессов. Очень важен переход основного вида деятельности детей старшего дошкольного возраста к школьной ступени. Резкая смена ведет за собой отсутствие желания учиться, стресса и дезадаптации детей.

Для решения данных проблем педагогический коллектив города Абдулино разработал модель преемственности данных образовательных организаций. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов: заключение договора по обеспечению преемственности; составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; проведение профилактических мероприятий; работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе; планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Практическая деятельность показала, что дети, которые взаимодействовали со школьниками, будущим учителем, легче адаптируются к режиму школьной жизни, раскрываются в совместных мероприятиях.

Важную роль играет совместная деятельность администрации дошкольного учреждения, педагогов, родителей. Их совместная работа помогает оценить процесс адаптации детей к новым условиям, наметить совместную деятельность и добиться положительных результатов.

Совместная работа институтов общества способствует: снятию тревожности и паники у будущих первоклассников; сокращается адаптационный период ребенка в школе; отслеживание процесса учебы у детей и их своевременная корректировка; знакомство педагога школы с семьями воспитанников.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является подготовка детей к обучению в школе.

Нами был проанализирован опыт работы воспитателя МАОДОУ «Детский сад № 85» города Тюмени К.А. Новопольцевой, которая разработала и апробировала модель интегра-тивной образовательной среды на базе дошкольного отделения. Данная модель реализуется через совместную деятельность детей групп дошкольного отделения, начальных классов, их родителей и специалистов.

Исходя из результатов диагностики по различным направлениям развития ребенка, социальных запросов родителей были предложены следующие услуги по дополнительному образованию: «Обучение письму», «Психопластика», «Мелкая моторика», «До-ми-соль-ка», «Художественная студия», «Театральный кружок», «Грация». Взаимодействие специалистов дополнительного образования и воспитателей ДОО повышает эффективность познавательно-воспитательного процесса.

В данной модели представлены условия для развития отношений между воспитанниками и их семьями: знакомство с семьей; информирование родителей о ходе образовательного процесса; образование родителей; совместная деятельность.

В процессе реализации модели преемственности ДОО и школы у детей развились такие качества как, физически развитый, активный, отзывчивый, коммуникабельный, культурный, решающий интеллектуальные задачи, имеющий представления об окружающем мире, овладевший предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день приобретает важное значение политика государственной поддержки сети общеобразовательных учреждений. В связи с этим происходит формирование общеобразовательных комплексов. Данные мероприятия являются неизбежными, эффективными и закономерными на пути к развитию общего образования, содействия непрерывности и преемственности между социальными институтами.

Формирование образовательных комплексов типа «школа-сад» направлено на обеспечение доступности, качества образовательных услуг и осуществляется по территориальному признаку с учетом социального заказа семей воспитанников. В данный комплекс включаются современные дистанционные и интерактивные формы обучения.

Организация образовательных комплексов способствует удовлетворению запросов семьи по преемственности на всех ступенях образования: дошкольного, общего и дополнительного; создание новых условий, ресурсов и технологий обучения; повышение эффективности использования педагогических кадров; объединение материальных, финансовых и кадровых ресурсов для улучшения качества образования; обеспечение стабильного финансового благополучия; развитие материально-технической базы и системы взаимодействия с семьями воспитанников.

В процессе функционирования образовательного комплекса будет решена максимальная реализация запросов и возможностей каждого субъекта в системе «ребенок-педагог-родитель». Семьи воспитанников будут стремиться к участию в воспитательно-образовательном процессе, оказывать помощь педагогам.

Исходя из проанализированного опыта работы педагогов, нами была поставлена задача реализовать элементы данных моделей в практике функционирования современной дошкольной образовательной организации, работающей по программе «Вдохновение». Данная работа проводилась по некоторым направлениям:

1. В ходе взаимодействия с детьми в подготовительных группах был введен проект «Школьная жизнь», где проводились совместные уроки, беседы о школьной жизни, рассматривание иллюстраций о школе, гостевания школьников в группе, дидактические игры по теме, сюжетно-ролевые игры про школу, выставка школьных принадлежностей, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, экскурсии в школу и ближайшие библиотеки города, совместные праздники и мероприятия и т.д.

Результатом данной работы является проявление у детей интереса к школьной жизни.

2. Взаимодействие с семьями воспитанников было направлено на их просвещение по вопросам школьного обучения: оформлялся стенд по различным аспектам обучения в школе, были созданы консультации и памятки, проводились родительские собрания и встречи с будущими учителями первоклассников.

3. Взаимодействие в системе «Детский сад - школа» направлено на плодотворное сотрудничество между педагогами, детьми и родителями, где обменялись опытом работы с детьми данного возраста, программ развития и результатами ее диагностики.

Таким образом, данные формы работы по преемственности со школой позволяют педагогам лучше понять специфику их деятельности, запросов семей воспитанников и самих детей на этапе становления личностей. Семья, дошкольное учреждение и школа имеют свои функции, но тесно друг с другом взаимосвязаны. Каждому институту общества необходимо экспериментировать и использовать различные формы работы с родителями, которые будут повышать эффективность совместной с детьми деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.