Дружинина Т.В., Егорова Л.А., Барсукова Ю.И.
Департамент охраны здоровья населения КО, Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский областной медицинский колледж,
г. Кемерово
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ
В условиях реформы здравоохранения и профессионального образования все большее значение приобретают вопросы подготовки руководящих кадров, не только обладающих профессиональными медицинскими знаниями, но и компетентных в вопросах управления.
В настоящее время в России осуществляется переход системы здравоохранения от централизованной к децентрализованной модели, от бюджетной к бюджетно-страховой медицине, переориентация на более широкое оказание первичной медико-санитарной помощи.
Реформа высшего медицинского образования предусматривает открытие новых для России направлений подготовки медицинских кадров, таких как семейные врачи и специалисты в области менеджмента в здравоохранении, а также открытие факультетов высшего сестринского образования. На этих факультетах, уже имеющихся в ряде вузов России, началась подготовка сестер-преподавателей медицинских училищ и менеджеров. Идея подготовки специалистов в области менеджмента в здравоохранении получает все большее признание среди медицинской общественности. Менеджмент в здравоохранении России должен стать профессиональной дисциплиной со своей теорией и практикой, что является залогом осуществления реформы здравоохранения.
В системе здравоохранения четко обозначился тип медицинского работника-менеджера, т.е. руководителя, профессионально занимающегося вопросами организации работы, как всей системы здравоохранения, так и отдельных коллективов.
Профессиональный подход к подготовке мед-сестер-менеджеров чрезвычайно важен, особенно в настоящий момент, в условиях нестабильности, при отсутствии взаимодействия между коммерческими и государственными структурами в системе здравоохранения.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме, эффективность деятельности руководителя сестринских служб зависит от уровня его профессионализма, который рассматривается как качественная
характеристика субъекта деятельности — представителя данной профессии, которая определяется мерой овладения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления, характеризуется общими признаками:
- владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;
- владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;
- формирование специальных свойств личности и характера, позволяющих осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.
В связи с этим, необходимость изучения особенностей профессиональной деятельности и личности руководителей учреждений здравоохранения различных уровней управления, а так же факторов, способствующих развитию их профессионализма, становится наиболее важной и актуальной проблемой, что и определило цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования — изучить социально-психологические особенности, потенциальные возможности личности руководителей сестринского персонала для совершенствования подбора и подготовки руководителей сестринских служб.
Задачи — изучить психологические характеристики личности руководителя сестринского персонала; изучить факторы, влияющие на формирование профессионально значимых качеств руководителя сестринского персонала; разработать рекомендации по совершенствованию подбора и подготовке руководителей сестринских служб.
В работе использованы методы исследования: социологические (анкетирование, тестирование, интервьюирование), статистический (непараметрическая статистика), моделирования (создание модели руководителя сестринских служб — управленца, менеджера).
Объект исследования — специалисты сестринского дела, имеющие различные уровни профессио-
О&Одициш
8
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
нального образования (базовый уровень среднего профессионального образования, повышенный уровень среднего профессионального образования, высшее (неоконченное) сестринское образование), занимающие должности руководителей сестринских служб.
Предмет исследования — социально-психологическая компетентность руководителей сестринских служб.
Научная новизна и значимость работы состоит в том, что впервые в Кемеровской области на значительном фактическом материале исследован психологический статус руководителя сестринского персонала и внесены предложения в программы подготовки организаторов сестринских служб, что позволило оптимизировать организацию труда сестринского персонала и разработать рекомендации по подбору и подготовке руководителей — организаторов сестринских служб.
Полученные результаты используются в учебном процессе Кемеровского областного медицинского колледжа (дополнены программы последипломной подготовки медицинских сестер-организаторов, введена факультативно дисциплина «Управление персоналом»). Материалы исследования легли в основу методических рекомендаций «Совершенствование подбора и подготовки руководителей сестринских служб».
Исследуя политические, социальные, экономические, психологические силы, действующие в стране, изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно отметить изменяющееся содержание работы руководителя, выявить те способности и умения, которые потребуются от менеджера в будущем.
В настоящее время выделяют основные группы должностных функций руководителя сестринского персонала: лечебная, управленческо-распределитель-ная, организационно-методическая, информационностатистическая, экспертно-аналитическая, профилактическая, финансово-экономическая.
В исследовании приняли участие специалисты сестринского дела, имеющие базовый уровень профессионального сестринского образования, повышенный уровень профессионального сестринского образования, неоконченное профессиональное высшее образование, занимающие руководящие посты (главные сестры, старшие сестры), а также «дублеры» главных и старших сестер, практикующие медицинские сестры.
На 01.01.2004 года численность сестринского персонала в Кемеровской области составляла 27532 человек. Структура сестринского персонала по возрасту достаточно сложна и представлена возрастными группами равномерно: до 25 лет — 10 %, 25-29 лет — 13,7 %, 30-34 года - 11,2 %, 35-39 лет - 9,4 %, 4044 года — 14 %, 45-49 лет — 16,4 %, 50-54 года —
14,2 %, 55-60 лет — 4,4 %, старше 60 лет — 5,9 %. Таким образом, через 5 лет 20 % персонала будут иметь пенсионный возраст.
Тенденции кадровой обеспеченности в последние годы сохраняют прежнюю динамику: прирост
врачей составляет 6,7 %, сестринского персонала — 1,2 %. По Кемеровской области отток специалистов сестринского дела за 2001 год составил 532 чел. (2,1 %), за 2002 год — 1767 чел. (6,4 %), за 2003 год — 2160 чел. (7,8 %). Основными причинами оттока являются пенсионный возраст кадров, низкая заработная плата, высокий коэффициент загруженности сестринского персонала. Самые высокие показатели оттока у специалистов, отработавших в отрасли более 10 лет и имеющих стаж 1-2 года. Если рассматривать отток по специальностям, то самые высокие показатели оттока среди специалистов лечебного дела (6,6 %), сестринского дела (7,4 %) (палатные, участковые медицинские сестры). В России соотношение врач/ медицинская сестра равен 1/2,28; в Кемеровской области — 1/2,6. Причем, самый низкий показатель наблюдается в крупных городах области (1/2), самый высокий — в малых городах (1/3,2).
Специалисты сестринского дела составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Обеспеченность населения Кемеровской области специалистами сестринского дела составляет 72,0 на 10000 населения. Укомплектованность лечебно-профилактических учреждений региона сестринскими кадрами составляет 73,9 % от штатного расписания.
Установлено, что наиболее многочисленной группой специалистов сестринского дела являются медицинские сестры стационаров (58,7 %), второй по численности — медицинские сестры поликлиник, амбулаторий и диспансеров (14,7 %), третьей — фельдшеры (12,5 %); акушерки составили 3,9 %.
Сегодня в должности главных медсестер трудятся 161 человек. Интересна качественная характеристика организаторов сестринского дела. На должностях главных сестер специалисты, имеющие базовую специальность «Сестринское дело», составили 61,2 %, «Лечебное дело» — 26,7 %, «Акушерское дело» — 11,2 %, «Стоматология ортопедическая» — 0,6 %. Среди организаторов высшую категорию имеют 76,8 % специалистов, первую —
14,3 %, в 9,9 % случаев сведений нет. Средний стаж организаторов составил 28,7 лет, 50,9 % имеют стаж более 31 года. Повышенный уровень образования имеют 64 чел. (39,8 %).
В результате научных исследований были сформулированы качества лидера — на основе интеллектуальных способностей (ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, ораторские качества, любопытство, познавательность, интуиция), черт характера (инициативность, гибкость, бдительность, созидательность и творчество, честность, целостность личности, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость), профессиональных навыков (умение заручиться
поддержкой, умение кооперироваться, умение завоевывать престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение организовывать, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, чувство юмора, умение разбираться в людях). Указанные качества являются становым хребтом лидерского потенциала. Выявление степени выраженности этих качеств и свойств личности осуществляется совокупностью различных методов: наблюдением за деятельностью индивида, путем изучения продуктов его деятельности, а также с помощью личностных тестов.
На базе упомянутой системы лидерских качеств руководителям сестринских служб была предложена шкала самооценки лидерских качеств. Исследование руководителей проводилось по методике Кеттел-ла, позволяющей вывести средний психологический профиль личности руководителя и оценить его профессионально-психологические качества.
Необходимо отметить, что у руководителей сестринских служб и их «дублеров» отмечаются высокие и средние показатели лидерских качеств по самооценке, но у главных медицинских сестер они значительно выше (по-видимому, в силу сложившегося менталитета). У всех традиционно низок показатель устремленности к роскоши (во всех должностных группах).
Средние показатели (4-6 стэны) отмечаются по факторам F, I, М, О, что характеризует личность как сдержанную, озабоченную последствиями своих поступков, планирующую свою деятельность. Такие руководители, наряду с мягкостью, имеют мужественность, практичность, реалистичность, верят рассудку, достаточно рациональны, уравновешены, здравомыслящие, трезво оценивают обстоятельства, уверены в своих успехах и достижениях, живо откликаются на все происходящие события.
Интересны показатели 02 и 04, которые характеризуют степень проявления самостоятельности и склонность к инновациям и переменам. В группе главных и старших медицинских сестер они выше в 1,39 и 1,62 раза, соответственно, чем у дублеров, что может быть связано с отсутствием возможности самостоятельного принятия решений и несения персональной ответственности, привязанностью к группе, удовлетворенностью любым положением дел, низким стремлением к достижениям и переменам.
Показатели теста Кеттелла в зависимости от уровня образования выявили их прямую зависимость; максимальные показатели по всем факторам отмечаются в группе руководителей, получающих профессиональное высшее образование, минимальные — в группе с профессиональным базовым образованием, но все показатели оптимальны и приближены к «идеалу» руководителя сестринских служб.
Заключение. Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Психологические факторы, влияющие на эффективность управления сестринским персоналом,
находятся в тесной взаимосвязи с качеством профессиональной подготовки руководителя, его лидерскими и социальными показателями.
2. Профессионально важными качествами руководителя сестринского персонала являются аналитичность мышления, уравновешенность, организованность, самостоятельность, дисциплинированность, самоконтроль, решительность, настойчивость, социальная активность, умение ладить с людьми, общительность, коммуникабельность, внимательность, тактичность, добросовестность, порядочность.
3. Результаты проведенного комплексного исследования позволяют утверждать, что высокие показатели самооценки лидерских качеств руководителей сестринских служб и высокие показатели оценки лидерских качеств со стороны коллег (руководителей, рядовых сотрудников) свидетельствуют о психологической готовности к управлению.
4. Сравнительный анализ психологической компетентности в зависимости от занимаемой должности позволяет установить более высокие показатели у главных сестер по сравнению со старшими, но не по всем свойствам личности; при этом выявлена прямая зависимость психологических свойств личности и лидерских качеств от уровня образования.
5. В системе профессиональной подготовки руководителей сестринских служб необходимо формировать психологические качества компетентного лидера путем введения дисциплины «Управление персоналом».
6. Методика психометрии позволяет в значительной степени оптимизировать систему целенаправленного подбора управленческих кадров, в частности в системе здравоохранения, формировать качественный резерв руководителей, избежать ненужных затрат в течение их подготовки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аносова, Л.И. Анализ эффективности коммуникаций в управленческой деятельности руководителей сестринских служб ЛПУ /Л.И. Аносова, З.П. Жохова //Гл. мед. сестра. - 2003. - № 6. - С. 123-130.
2. Бойко, А.Т. Основы научного управления (менеджмента) и маркетинга в здравоохранении: Уч. пособ. /А.Т. Бойко, И.С. Бахтина. - Спб., 2003.
3. Бадаев, Ф.И. Руководители среднего звена различных медицинских учреждений: сравнительная психологическая характеристика /Ф.И. Бадаев, В.Л. Громова, В.А Серебренников //Пробл. упр. здрав. - № 5. - С. 19-23.
4. Ельцова, Е.В. Личность современного менеджера - руководителя сестринского персонала /Е.В. Ельцова //Медицинская помощь. -1996. - № 4. - С. 9-12.
5. Жариков, Е.С. Лидерские технологии - технологии влияния //Гл. мед. сестра. - 2002. - № 8. - С. 77-84.
5. Хейфец, А.С. Основы управленческой деятельности главных медицинских сестер /Хейфец А.С. //Гл. мед. сестра. - 2001. - № 2. -С. 35-39.