Научная статья на тему 'Опыт работы по организации психологического сопровождения профессиональной деятельности средних медицинских работников'

Опыт работы по организации психологического сопровождения профессиональной деятельности средних медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы по организации психологического сопровождения профессиональной деятельности средних медицинских работников»

Щ ОБМЕН ОПЫТОМ

Л.И. Иванова

Кемеровский областной медицинский колледж

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Необходимость психологического обеспечения профессиональной деятельности не вызывает сомнений и порождена рядом факторов. С одной стороны, широкое внедрение теоретических знаний в практику связано с возрастающей ролью «человеческого фактора», включающего в себя широкий круг социально-психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности. С другой стороны, проводимые реформы отечественного здравоохранения проходят в условиях продолжающегося экономического кризиса и становления правовых отношений между структурными подразделениями ЛПУ и населением. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что границы полномочий и требований четко не определены и, оставляя за пациентами широко распространенный лозунг: «Клиент всегда прав», средний медицинский персонал зачастую вынужден испытывать на себе негативные издержки «платной медицины», что не может не сказаться на психоэмоциональном состоянии медицинских работников, приводя к возникновению профессиональной и личностной деформации.

Модель психологического сопровождения студентов КОМК своей основной целью определяет создание условий, способствующих сохранению здоровья студентов, повышению их адаптивных способностей и развитию их личностных, профессионально-важных качеств. Опыт работы психологической службы со студентами, а также опыт работы по внедрению инновационных технологий в практическое здравоохранение привел к необходимости создания модели дальнейшего психологического сопровождения, как обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования.

Под психологическим сопровождением мы понимаем целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных и профессионально-важных качеств.

Сопровождение, как ценностное основание работы, предполагает реализацию в работе следующих принципов:

1. Учет индивидуального характера деятельности личности, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями общества и своими личностными качествами, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность. Сопровождение в таком случае находится в логике профессионального развития СМР.

2. В качестве приоритетных в психологическом сопровождении выдвигаются цели и ценности самого человека, исходя из положения о том, что развитие самосознания личности происходит в деятельности. Сопровождение в таком случае находится в логике личностного развития СМР.

3. Ориентация сопровождения на создание условий, позволяющих оптимально использовать трудовые и личностные возможности среднего медицинского работника с учетом актуального состояния и перспектив его профессионального развития.

Сопровождение как метод психологической работы в ЛПУ предполагает создание условий для организации, внедрения и успешного функционирования сестринского процесса, благоприятного социально-психологического климата в отделениях, формирования позитивной «Я»-концепции медицинского работника и укрепление профессиональной мотивации. Данная цель на практике реализуется следующими направлениями работы:

1. Психодиагностическое, направленное на выявление индивидуально-личностных особенностей медсестер и на определение круга проблем, требующих психологической помощи в их разрешении.

2. Консультативное, направленное на создание психологически безопасного пространства учебной и профессиональной деятельности, повышение психологической компетентности СМР.

3. Психокоррекционное и развивающее, направленное на повышение возможностей человека в профессиональном и личностном самоопределении.

4. Обучающее, направленное на расширение информационного пространства СМР, формирова-

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ние базы теоретических знаний по психологическим проблемам, выработку практических умений и навыков психологически грамотного поведения.

5. Научно-исследовательское, направленное на развитие творческого потенциала личности.

Психодиагностическое исследование служит, с одной стороны, для определения психологического статуса медицинских работников, изучения уровня развитости их личностных и профессионально-важных качеств. С другой стороны, значимо изучение психологических особенностей самого труда медицинской сестры в целях повышения адаптационных способностей и профилактики профессиональной и личностной деформации. Поэтому диагностика осуществляется как в рамках учебного процесса на практических занятиях по предметам психологического цикла, так и на рабочих местах в ходе подготовки к научно-практическим конференциям, во время проведения обучающих семинаров в самих ЛПУ, в процессе дипломных исследований.

Практические занятия по «Социальной, педагогической и медицинской психологии», проводящиеся на повышенном уровне образования, предполагают не только закрепление теоретических знаний, но и создание каждым студентом собственного психологического профиля, что невозможно без владения методами индивидуальной и групповой психодиагностики, умения грамотно использовать тестовые методики и правильно интерпретировать полученные результаты. Такие тесты, как «Методика Леонгарда-Шмишека», «Оценка уровня развитости эмпатии», «Коммуникативно-организаторские способности», «Стресс-тест», Тест Томаса на предпочитаемую стратегию выхода из конфликта и др., позволяют выявить степень развитости личностных профессионально-важных качеств, определить «проблемные зоны», наметить пути их коррекции и перспективы своего роста. Это дает возможность не только лучше узнать себя, но и уже с иных, более глубинных, позиций воспринимать другого человека, применять несложные методы диагностики к пациентам, коллегам и психологически грамотно выстраивать взаимоотношения с ними.

Разработанные нами психологический статус пациента и психологические аспекты сестринского диагноза направлены на выработку адекватной стратегии поведения, что способствует реализации целей оказания сестринской помощи. Кроме того, многие из тех, кто относительно недавно закончил базовый уровень обучения в нашем колледже, могут проследить динамику развития своих личностных и профессионально-ценностных качеств, сделать вывод о том, насколько эффективно прошла их профессиональная и социальная адаптация.

Психодиагностическая работа ведется и вне рамок учебного процесса. Специфика того или иного отделения предопределяет выбор психодиагностического направления. Так, проблема эмоционального выгорания была первоначально востребована медицинскими сестрами, работающими в Кардиоцентре, в госпитале ГКБ № 3, и вынесена в качестве дипломного исследования на материале Областного госпиталя ветеранов войн.

Проблемы качества жизни, здоровья СМР рассматривались в дипломных исследованиях на материале МУЗ Клиническая поликлиника № 5, изучение социально-психологического климата проводилось медицинскими сестрами поликлиники и реабилитационного центра УВД.

Психодиагностические исследования проходят и в рамках постоянно действующего психологического семинара, который проводится в разных ЛПУ г. Кемерово, в соответствии с планом работы Научно-методического консультативного центра. Так, например, экспресс-диагностика уровня тревожности позволила перевести разговор о стрессе, способах выхода из негативных состояний из области теоретической в русло практической профессиональной деятельности медсестры. Таким образом, психодиагностическая составляющая — непременная часть семинарских занятий, посвященных проблемам коммуникативной компетентности, ценностно-ори-ентационной и мотивационной сферы медработника

Как известно, одной из задач управления кадровыми процессами является создание и сплочение управленческих команд, т.е. выбор лидеров, способных эффективно наладить работу в своем подразделении, обладающих навыками коллективной работы, умеющих преодолевать кризисные ситуации. Решение этих задач невозможно без диагностики личностных, профессионально-важных качеств претендентов на вхождение в эту команду. В ходе тестирования были определены индивидуальные психологические особенности старших медицинских сестер и их дублеров, предпочитаемые ими стратегии межличностного взаимодействия, выявлены качества, являющиеся прогностически благоприятными для осуществления лидерской позиции.

Данное психодиагностическое исследование завершилось социально-психологическим тренингом профессионального и личностного роста.

Консультативная работа предполагает оказание квалифицированной психологической помощи по нескольким направлениям.

Это персональное консультирование медицинских работников, направленное на оказание помощи в формировании индивидуального стиля работы с тем, чтобы человек мог максимально использовать свои способности, выявить их сильные стороны и провести коррекцию недостатков. Это может быть продиктовано необходимостью разрешения личностных проблем, проблем, связанных с непосредственной профессиональной деятельностью, обусловленных спецификой отделения, сложившимся психологическим климатом и установившимися отношениями. Часто основу консультации составляет обсуждение результатов проведенной диагностики, конкретный запрос в связи с теми или иными выявленными проблемами. Данное направление работы содействует повышению адаптационных возможностей личности.

Групповое консультирование медицинских работников предполагает оказание помощи в разрешении проблем мотивации, устранении конфликтов, повышении стрессоустойчивости, обучении навыкам релаксации, психологически грамотного подхода к пациентам, с учетом их заболеваний,

с/^иь и^пя вс7^узбассе 03(11) 2002

■ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

возрастных и личностных особенностей. Выбор тематики консультативной работы связан со спецификой отделения, основан на знании степени удовлетворенности своей деятельностью, взаимоотношений в коллективе, проблем, с которыми сталкивается в своей работе медицинская сестра. Так, для отделений гериатрического профиля более значимы консультации по психологическим особенностям пациентов пожилого и старческого возраста, аспектам общения с умирающим пациентом и его родственниками. Медицинские сестры, работающие в приемных отделениях, в качестве тем групповых консультаций предлагают проблемы снятия психологических барьеров в общении, налаживания конструктивных взаимоотношений, снятия психоэмоционального напряжения.

Следующее направление консультативной деятельности — это психологические консультации пациентов и их родственников. Признавая тот факт, что помощь пациенту важна и необходима, мы ограничиваем свое общение теми пациентами и их родственниками, консультации с которыми рекомендованы лечащим врачом. Поскольку срок пребывания больного в стационаре ограничен, и мы не имеем возможности для ежедневной работы с ним, представляется необходимым и целесообразным введение должности медицинских психологов, работающих в больнице. Наиболее актуальным и перспективным представляется взаимодействие и консультирование медицинского персонала, обучение его навыкам оказания первой психологической помощи и поддержки.

В рамках учебного процесса в госпитале МУЗ ЦКБ № 3 мы осуществляем разнообразную работу. Это и санитарно-просветительская деятельность (студенты проводят беседы в палатах на различные темы), и разговоры с пациентами об их жизни, и получение опыта неформального общения, в ходе которого студенты отрабатывают профессионально значимые навыки и удовлетворяются потребности пожилого человека в признании, уважении, передаче социального опыта молодежи..

Следующее, психокоррекционное и развивающее направление, способствующее профессиональному и личностному самоопределению СМР, реализуется в разных формах работы.

Одно из наиболее эффективных — социально-психологический тренинг, который может рассматриваться как метод воздействия в целях обучения, развития профессионально-необходимых качеств и свойств, личностных характеристик. Цель тренинга — способствовать повышению мотивации на профессиональное и личностное саморазвитие.

Тренинговые занятия, проводимые в ГКБ № 3, способствуют расширению спектра личностных стратегий и тактик поведения, представлений о собственном внутреннем мире, о человеческом общении, приобретению навыков работы в команде и совершенствованию навыков оказания психологической поддержки.

Активные методы обучения (ролевые игры, выступающие имитационными моделями проблемных

ситуаций, встречающихся в жизни, дискуссии по профессиональным проблемам, элементы арт-терапии, видео- и аудиоматериалы) способствуют включенности слушателей и позволяют развить эмпатий-ные способности, способности к преодолению кризисных ситуаций, улучшить восприятие себя и окружающих, активизировать мотивацию на успешную профессиональную деятельность, повысить коммуникативную компетентность.

Обучающее направление реализуется также в форме семинаров, организованных в ЛПУ г. Кемерова. Так, на базе МУЗ ГКБ № 3 проведены занятия по конструктивному общению для старших медицинских сестер и заведующих отделениями. В Областном госпитале ветеранов войн проведен семинар по проблемам психологии старости и особенностям ухода за пожилыми людьми.

Психологические проблемы управления, формирования эффективной команды находились в центре внимания на занятиях психологического цикла, в рамках постоянно действующего семинара для главных сестер ЛПУ г. Кемерова. Тематика занятий, проводимых МУЗ Поликлиника № 6, способствовала повышению устойчивости медицинских работников к стрессорным воздействиям.

Организация и выбор направления психологических семинаров продиктованы потребностью ЛПУ в освещении той или иной проблемы и соответствует плану работы НМКЦ с учреждениями практического здравоохранения.

Разработанная преподавателями КОМК программа «Сестринский процесс, целостный подход к уходу за пациентами» содержит психологический блок. Программа предназначена для курсов повышения квалификации преподавателей медколлед-жей, медучилищ, работников практического здравоохранения. Занятия проводились не только в стенах нашего учебного заведения, но и на выездных семинарах в Оренбурге, Красноярске, Новокузнецке, Новосибирске.

Все направления деятельности по психологическому сопровождению профессиональной деятельности медсестры неразрывно связаны с научно-исследовательским направлением, рассчитанным на развитие творческого потенциала среднего медицинского персонала. Данное направление многогранно и являет собой познавательную, поисковую, психодиагностическую деятельность, находящую выражение в работе по научному руководству дипломными исследованиями слушателей повышенного уровня обучения, в подготовке и проведении научно-практических конференций в ЛПУ г. Кемерово.

Интерес практического здравоохранения к психологическим аспектам профессиональной деятельности средних медицинских работников связан также с проблемами эффективности, успешности функционирования ЛПУ, с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала.

Многие дипломные работы наших студентов посвящены наиболее актуальным проблемам интеграции психологических знаний в профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.