Щ ОБМЕН ОПЫТОМ
Л.И. Иванова
Кемеровский областной медицинский колледж
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Необходимость психологического обеспечения профессиональной деятельности не вызывает сомнений и порождена рядом факторов. С одной стороны, широкое внедрение теоретических знаний в практику связано с возрастающей ролью «человеческого фактора», включающего в себя широкий круг социально-психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности. С другой стороны, проводимые реформы отечественного здравоохранения проходят в условиях продолжающегося экономического кризиса и становления правовых отношений между структурными подразделениями ЛПУ и населением. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что границы полномочий и требований четко не определены и, оставляя за пациентами широко распространенный лозунг: «Клиент всегда прав», средний медицинский персонал зачастую вынужден испытывать на себе негативные издержки «платной медицины», что не может не сказаться на психоэмоциональном состоянии медицинских работников, приводя к возникновению профессиональной и личностной деформации.
Модель психологического сопровождения студентов КОМК своей основной целью определяет создание условий, способствующих сохранению здоровья студентов, повышению их адаптивных способностей и развитию их личностных, профессионально-важных качеств. Опыт работы психологической службы со студентами, а также опыт работы по внедрению инновационных технологий в практическое здравоохранение привел к необходимости создания модели дальнейшего психологического сопровождения, как обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования.
Под психологическим сопровождением мы понимаем целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных и профессионально-важных качеств.
Сопровождение, как ценностное основание работы, предполагает реализацию в работе следующих принципов:
1. Учет индивидуального характера деятельности личности, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями общества и своими личностными качествами, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность. Сопровождение в таком случае находится в логике профессионального развития СМР.
2. В качестве приоритетных в психологическом сопровождении выдвигаются цели и ценности самого человека, исходя из положения о том, что развитие самосознания личности происходит в деятельности. Сопровождение в таком случае находится в логике личностного развития СМР.
3. Ориентация сопровождения на создание условий, позволяющих оптимально использовать трудовые и личностные возможности среднего медицинского работника с учетом актуального состояния и перспектив его профессионального развития.
Сопровождение как метод психологической работы в ЛПУ предполагает создание условий для организации, внедрения и успешного функционирования сестринского процесса, благоприятного социально-психологического климата в отделениях, формирования позитивной «Я»-концепции медицинского работника и укрепление профессиональной мотивации. Данная цель на практике реализуется следующими направлениями работы:
1. Психодиагностическое, направленное на выявление индивидуально-личностных особенностей медсестер и на определение круга проблем, требующих психологической помощи в их разрешении.
2. Консультативное, направленное на создание психологически безопасного пространства учебной и профессиональной деятельности, повышение психологической компетентности СМР.
3. Психокоррекционное и развивающее, направленное на повышение возможностей человека в профессиональном и личностном самоопределении.
4. Обучающее, направленное на расширение информационного пространства СМР, формирова-
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
ние базы теоретических знаний по психологическим проблемам, выработку практических умений и навыков психологически грамотного поведения.
5. Научно-исследовательское, направленное на развитие творческого потенциала личности.
Психодиагностическое исследование служит, с одной стороны, для определения психологического статуса медицинских работников, изучения уровня развитости их личностных и профессионально-важных качеств. С другой стороны, значимо изучение психологических особенностей самого труда медицинской сестры в целях повышения адаптационных способностей и профилактики профессиональной и личностной деформации. Поэтому диагностика осуществляется как в рамках учебного процесса на практических занятиях по предметам психологического цикла, так и на рабочих местах в ходе подготовки к научно-практическим конференциям, во время проведения обучающих семинаров в самих ЛПУ, в процессе дипломных исследований.
Практические занятия по «Социальной, педагогической и медицинской психологии», проводящиеся на повышенном уровне образования, предполагают не только закрепление теоретических знаний, но и создание каждым студентом собственного психологического профиля, что невозможно без владения методами индивидуальной и групповой психодиагностики, умения грамотно использовать тестовые методики и правильно интерпретировать полученные результаты. Такие тесты, как «Методика Леонгарда-Шмишека», «Оценка уровня развитости эмпатии», «Коммуникативно-организаторские способности», «Стресс-тест», Тест Томаса на предпочитаемую стратегию выхода из конфликта и др., позволяют выявить степень развитости личностных профессионально-важных качеств, определить «проблемные зоны», наметить пути их коррекции и перспективы своего роста. Это дает возможность не только лучше узнать себя, но и уже с иных, более глубинных, позиций воспринимать другого человека, применять несложные методы диагностики к пациентам, коллегам и психологически грамотно выстраивать взаимоотношения с ними.
Разработанные нами психологический статус пациента и психологические аспекты сестринского диагноза направлены на выработку адекватной стратегии поведения, что способствует реализации целей оказания сестринской помощи. Кроме того, многие из тех, кто относительно недавно закончил базовый уровень обучения в нашем колледже, могут проследить динамику развития своих личностных и профессионально-ценностных качеств, сделать вывод о том, насколько эффективно прошла их профессиональная и социальная адаптация.
Психодиагностическая работа ведется и вне рамок учебного процесса. Специфика того или иного отделения предопределяет выбор психодиагностического направления. Так, проблема эмоционального выгорания была первоначально востребована медицинскими сестрами, работающими в Кардиоцентре, в госпитале ГКБ № 3, и вынесена в качестве дипломного исследования на материале Областного госпиталя ветеранов войн.
Проблемы качества жизни, здоровья СМР рассматривались в дипломных исследованиях на материале МУЗ Клиническая поликлиника № 5, изучение социально-психологического климата проводилось медицинскими сестрами поликлиники и реабилитационного центра УВД.
Психодиагностические исследования проходят и в рамках постоянно действующего психологического семинара, который проводится в разных ЛПУ г. Кемерово, в соответствии с планом работы Научно-методического консультативного центра. Так, например, экспресс-диагностика уровня тревожности позволила перевести разговор о стрессе, способах выхода из негативных состояний из области теоретической в русло практической профессиональной деятельности медсестры. Таким образом, психодиагностическая составляющая — непременная часть семинарских занятий, посвященных проблемам коммуникативной компетентности, ценностно-ори-ентационной и мотивационной сферы медработника
Как известно, одной из задач управления кадровыми процессами является создание и сплочение управленческих команд, т.е. выбор лидеров, способных эффективно наладить работу в своем подразделении, обладающих навыками коллективной работы, умеющих преодолевать кризисные ситуации. Решение этих задач невозможно без диагностики личностных, профессионально-важных качеств претендентов на вхождение в эту команду. В ходе тестирования были определены индивидуальные психологические особенности старших медицинских сестер и их дублеров, предпочитаемые ими стратегии межличностного взаимодействия, выявлены качества, являющиеся прогностически благоприятными для осуществления лидерской позиции.
Данное психодиагностическое исследование завершилось социально-психологическим тренингом профессионального и личностного роста.
Консультативная работа предполагает оказание квалифицированной психологической помощи по нескольким направлениям.
Это персональное консультирование медицинских работников, направленное на оказание помощи в формировании индивидуального стиля работы с тем, чтобы человек мог максимально использовать свои способности, выявить их сильные стороны и провести коррекцию недостатков. Это может быть продиктовано необходимостью разрешения личностных проблем, проблем, связанных с непосредственной профессиональной деятельностью, обусловленных спецификой отделения, сложившимся психологическим климатом и установившимися отношениями. Часто основу консультации составляет обсуждение результатов проведенной диагностики, конкретный запрос в связи с теми или иными выявленными проблемами. Данное направление работы содействует повышению адаптационных возможностей личности.
Групповое консультирование медицинских работников предполагает оказание помощи в разрешении проблем мотивации, устранении конфликтов, повышении стрессоустойчивости, обучении навыкам релаксации, психологически грамотного подхода к пациентам, с учетом их заболеваний,
с/^иь и^пя вс7^узбассе 03(11) 2002
■ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
возрастных и личностных особенностей. Выбор тематики консультативной работы связан со спецификой отделения, основан на знании степени удовлетворенности своей деятельностью, взаимоотношений в коллективе, проблем, с которыми сталкивается в своей работе медицинская сестра. Так, для отделений гериатрического профиля более значимы консультации по психологическим особенностям пациентов пожилого и старческого возраста, аспектам общения с умирающим пациентом и его родственниками. Медицинские сестры, работающие в приемных отделениях, в качестве тем групповых консультаций предлагают проблемы снятия психологических барьеров в общении, налаживания конструктивных взаимоотношений, снятия психоэмоционального напряжения.
Следующее направление консультативной деятельности — это психологические консультации пациентов и их родственников. Признавая тот факт, что помощь пациенту важна и необходима, мы ограничиваем свое общение теми пациентами и их родственниками, консультации с которыми рекомендованы лечащим врачом. Поскольку срок пребывания больного в стационаре ограничен, и мы не имеем возможности для ежедневной работы с ним, представляется необходимым и целесообразным введение должности медицинских психологов, работающих в больнице. Наиболее актуальным и перспективным представляется взаимодействие и консультирование медицинского персонала, обучение его навыкам оказания первой психологической помощи и поддержки.
В рамках учебного процесса в госпитале МУЗ ЦКБ № 3 мы осуществляем разнообразную работу. Это и санитарно-просветительская деятельность (студенты проводят беседы в палатах на различные темы), и разговоры с пациентами об их жизни, и получение опыта неформального общения, в ходе которого студенты отрабатывают профессионально значимые навыки и удовлетворяются потребности пожилого человека в признании, уважении, передаче социального опыта молодежи..
Следующее, психокоррекционное и развивающее направление, способствующее профессиональному и личностному самоопределению СМР, реализуется в разных формах работы.
Одно из наиболее эффективных — социально-психологический тренинг, который может рассматриваться как метод воздействия в целях обучения, развития профессионально-необходимых качеств и свойств, личностных характеристик. Цель тренинга — способствовать повышению мотивации на профессиональное и личностное саморазвитие.
Тренинговые занятия, проводимые в ГКБ № 3, способствуют расширению спектра личностных стратегий и тактик поведения, представлений о собственном внутреннем мире, о человеческом общении, приобретению навыков работы в команде и совершенствованию навыков оказания психологической поддержки.
Активные методы обучения (ролевые игры, выступающие имитационными моделями проблемных
ситуаций, встречающихся в жизни, дискуссии по профессиональным проблемам, элементы арт-терапии, видео- и аудиоматериалы) способствуют включенности слушателей и позволяют развить эмпатий-ные способности, способности к преодолению кризисных ситуаций, улучшить восприятие себя и окружающих, активизировать мотивацию на успешную профессиональную деятельность, повысить коммуникативную компетентность.
Обучающее направление реализуется также в форме семинаров, организованных в ЛПУ г. Кемерова. Так, на базе МУЗ ГКБ № 3 проведены занятия по конструктивному общению для старших медицинских сестер и заведующих отделениями. В Областном госпитале ветеранов войн проведен семинар по проблемам психологии старости и особенностям ухода за пожилыми людьми.
Психологические проблемы управления, формирования эффективной команды находились в центре внимания на занятиях психологического цикла, в рамках постоянно действующего семинара для главных сестер ЛПУ г. Кемерова. Тематика занятий, проводимых МУЗ Поликлиника № 6, способствовала повышению устойчивости медицинских работников к стрессорным воздействиям.
Организация и выбор направления психологических семинаров продиктованы потребностью ЛПУ в освещении той или иной проблемы и соответствует плану работы НМКЦ с учреждениями практического здравоохранения.
Разработанная преподавателями КОМК программа «Сестринский процесс, целостный подход к уходу за пациентами» содержит психологический блок. Программа предназначена для курсов повышения квалификации преподавателей медколлед-жей, медучилищ, работников практического здравоохранения. Занятия проводились не только в стенах нашего учебного заведения, но и на выездных семинарах в Оренбурге, Красноярске, Новокузнецке, Новосибирске.
Все направления деятельности по психологическому сопровождению профессиональной деятельности медсестры неразрывно связаны с научно-исследовательским направлением, рассчитанным на развитие творческого потенциала среднего медицинского персонала. Данное направление многогранно и являет собой познавательную, поисковую, психодиагностическую деятельность, находящую выражение в работе по научному руководству дипломными исследованиями слушателей повышенного уровня обучения, в подготовке и проведении научно-практических конференций в ЛПУ г. Кемерово.
Интерес практического здравоохранения к психологическим аспектам профессиональной деятельности средних медицинских работников связан также с проблемами эффективности, успешности функционирования ЛПУ, с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала.
Многие дипломные работы наших студентов посвящены наиболее актуальным проблемам интеграции психологических знаний в профессиональную деятельность.