Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения лечебнодиагностического процесса'

Программа психологического сопровождения лечебнодиагностического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
668
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения лечебнодиагностического процесса»

Щ ОБМЕН ОПЫТОМ

М.А. Дерюшева

Кемеровский областной медицинский колледж

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Психоэмоциональный стресс часто выступает в качестве ведущей причины формирования многих психосоматических заболеваний. С одной стороны, он является защитной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, мешающих нормальной жизнедеятельности, препятствий. С другой стороны, в частности, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, у отдельных предрасположенных субъектов трансформируется в свою противоположность — патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что и приводит к формированию разнообразных психосоматических заболеваний.

К числу наиболее известных психосоматических заболеваний относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, в первую очередь, язвенная болезнь желудка, язвенный колит. В их происхождении и течении одна из ведущих ролей принадлежит психотравмирующим факторам. Поступая в отделение на лечение или для проведения диагностических исследований, подчас сложных и болезненных, пациенты испытывают чувство беспокойства и тревоги в связи с результатами обследования и успешностью лечения. Высокая тревожность и сниженное настроение пациентов не способствуют их выздоровлению. Данное обстоятельство побудило искать пути, позволяющие оказывать позитивное влияние на психологическое состояние пациентов, получающих лечение в гастроэнтерологическом отделении Областного гепатологического центра ЦГБ им. М.А. Подгорбунского.

С этой целью разработана Программа психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса в гастроэнтерологическом отделении. Была сформулирована цель программы: способствовать достижению более высокого качества жизни пациентов. Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

- оптимизировать психологическое состояние пациентов,

- гармонизировать отношение пациента к своему заболеванию,

- способствовать повышению стрессрезистен-тности пациентов,

- сформировать целостное представление о значении независимого психологического сестринского воздействия на пациентов у медицинских сестер отделения,

- осуществлять комплексное применение методов независимой психологической помощи для решения проблем пациентов.

Участниками реализации программы явились медицинские сестры гастроэнтерологического отделения Областного гепатологического центра ЦГБ № 3 г. Кемерово, психологи-консультанты — преподаватели КОМК. Медицинских сестер отделения отличают стремление к профессиональному росту, потребность к повышению квалификации, готовность к внедрению инноваций. Трое медицинских сестер в недавнем прошлом получили дипломы об окончании 11-й ступени медицинского колледжа. Стремление получить глубокие знания в области психологии и оказывать психологическую помощь пациентам на профессиональном уровне побудило их поступить на социально-психологический факультет Кемеровского государственного университета. В отделении, одном из первых в больнице, начали внедрять новые сестринские технологии, в частности, сестринский процесс. Не остались в стороне и студенты медицинского колледжа. На этапе внедрения сестринского процесса они были участниками совместных «круглых столов». Теперь студенты помогают в подготовке информационных материалов для пациентов отделения.

Программа психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса представлена тремя блоками: информационным, психодиагностическим, блоком психокорригирующих и психотерапевтических воздействий.

Информационный блок представлен материалами, предназначенными для медицинских сестер гастроэнтерологического отделения (учебное пособие, психодиагностические тестовые методики и т.п.) и для пациентов, находящихся на лечении в отделении.

Психодиагностический блок предназначен для практического определения ряда психических состояний, являющихся важнейшей частью всей психической регуляции человека и играющих существенную роль в любом виде деятельности и поведении. Психодиагностические тестовые методики могут оказаться полезными и для оценки психического состояния самих медицинских сестер. Ответственность за жизнь других людей, повседневные столкновения с человеческими страданиями и смертью, интенсификация труда оказывают негативное влияние на медицинскую

□3(11) 2002 с//^и^ивс)^узбассе

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ _ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

сестру, приводя к возникновению таких психических состояний как беспокойство, тревога, напряжение. Психодиагностический блок представлен такими методиками как Стресс-тест, методика «Самочувствие, активность, настроение», Госпитальная шкала депрессии и тревоги.

Блок психокорригирующих и психотерапевтических воздействий представлен разработанной для пациентов программой аудиосеансов релакси-рующего воздействия. Медицинские сестры изучили основные подходы к музыкотерапии и могут самостоятельно осуществлять подобного рода воздействия на пациентов.

Психологами-консультантами разработана информационная папка «Сестринские диагнозы: психологические аспекты». Собранные в папке материалы позволяют успешно оказывать медицинским сестрам психологическую помощь пациентам.

Психологами-консультантами планируется разработка, совместно со студентами КОМК, бесед психопрофилактической направленности и их проведение для пациентов отделения.

Работа по Программе психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса включает ряд этапов. На первом, подготовительном, этапе был проведен «круглый стол» для медицинских сестер, познакомивший с целями и задачами программы, разрабатывались информационные материалы, проходило обучение специалистов.

Обучение медперсонала ради интересов пациента — такова была конечная цель ряда семинаров, проведенных преподавателями-консультантами в отделении. Тематика семинаров была посвящена барьерам в общении, в том числе и барьеру акцентуации характера, проблеме общения с пациентами категории VIP («очень важных персон»), профессиональным деформациям. На семинарах рассматривались особенности общения с пациентами с патологией желудочно-кишечного тракта.

Общение является самостоятельным видом деятельности медработников, на основе которого выстраиваются и другие виды деятельности медиков. Традиционно в современной медицине функционирует биомедицинская модель (по Engel) отношений пациента и медперсонала. Модель определяет подход к больному не как к личности со своими субъективными представлениями о болезни, переживаниями, а к его биологическим параметрам: гликемии, гемоглобина и т.д. Пришло время смены биомедицинской модели на биопсихосоциальную модель, принимающую во внимание психологические и социальные аспекты заболевания.

Понятие биомедицинской модели имеет тесную связь с ургентной медициной. Действительно, в случае острых заболеваний медики полностью управляют процессом лечения. Биопсихосоциальная модель тесно связана с хронической патологией, к которой в большей степени относятся заболевания ЖКТ. Работа с хроническими больными требует умения общаться, терпения, знания личностных

особенностей пациента и учета их в работе с ним. Работа с такими пациентами невозможна без внутренней мотивации у врача и медсестры.

Лечение ургентной патологии требует практических знаний в области медицины, чаще действий по отработанным диагностическим и лечебным алгоритмам. Работа с пациентом с хроническим заболеванием, наряду с медицинскими знаниями, требует знаний в области психологии и педагогики. Часто, из-за отсутствия понимания важности проблемы общения с пациентом и его обучения, процесс длительного наблюдения хронического больного превращается в монотонную цепь повторяющихся консультаций, на которых оцениваются биологические параметры больного.

Если учесть, что далеко не во всех случаях в состоянии пациента наступает улучшение, то можно понять, чем вызвано появление чувства неудовлетворенности как у самого пациента, так и у врача и медсестры, его лечивших. Целью обучения пациентов является не просто передача суммы знаний, а формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы пациенты смогли взять на себя часть ответственности за лечение своего заболевания и, подчас, за изменение своего поведения.

На этапе психологического сопровождения проводится индивидуальная психодиагностическая работа. Полученные в ходе тестирования данные о психическом состоянии позволяют медицинской сестре персонифицировать подход к пациенту, сделать взаимодействие более эффективным.

На этом этапе предполагается проведение информационных «круглых столов» для пациентов гастроэнтерологического отделения гепатологичес-кого центра ЦГБ им. М.А. Подгорбунского. Подготовлен материал и планируется проведение «круглого стола» для пациентов отделения «Самочувствие, активность, настроение». Выбор данной темы обусловлен результатами, полученными в ходе психологического тестирования. Анализ полученных данных показал, что пациенты отделения подвержены воздействию большого числа стрессо-генных факторов. Для того, чтобы справиться с последствиями влияния стресса, улучшить самочувствие и настроение, повысить активность, важно знать способы, которые помогут это сделать.

Мероприятия третьего этапа предусматривают оценку эффективности проводимой с пациентами работы. С этой целью планируется разработка анкеты для пациентов, которая позволит познакомиться с мнением пациентов и их отношением к психокорректирующим и психотерапевтическим воздействиям, проводимым медицинскими сестрами.

На наш взгляд, разработанная Программа психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса актуальна, ее планомерное внедрение окажет благоприятное воздействие на состояние пациентов и, в целом, на оптимизацию профессиональной деятельности медицинских сестер.

с/^иьи^пявс7^узбассе DBOD 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.