Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я - ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я - ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА / ИГРА-НАВИГАТОР / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Андрей Владимирович, Суйкова Ольга Александровна

За последние десятилетия наблюдается тенденция к падению уровня морали и культуры в обществе; сильнее всего это сказывается на подрастающем поколении. У многих студентов ПОО отмечается крайне низкий уровень правовой культуры, что неминуемо приводит к росту количества правонарушений и преступлений, совершаемых ими на почве правовой неграмотности. Большая часть правонарушений и преступлений совершается подростками именно из-за недостаточности правовых знаний и неумения применять их в жизни. Статья освещает актуальность игровых образовательных технологий в воспитании студентов ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Показана успешность применения настольной социально-психологической игры-навигатора «Я - Человек», которая помогает обучающимся осознать основные принципы социального поведения, учит принимать ответственные решения и объективно оценивать жизненную ситуацию, а также нести ответственность за свои поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрин Андрей Владимирович, Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL NAVIGATOR GAME “I AM A HUMAN” AS A MEANS OF LEGAL EDUCATION FOR ADOLESCENTS

Over the past decades, there has been a tendency towards a drop in the level of morality and culture in society; most of all it affects the younger generation. Many students of professional educational organizations have an extremely low level of legal culture, which inevitably leads to an increase in the number of offenses and crimes committed by them on the basis of legal illiteracy. Most of the offenses and crimes are committed by adolescents precisely because of the lack of legal knowledge and inability to apply them in life. The article highlights the relevance of gaming educational technologies in the upbringing of students at the South Ural Multidisciplinary College. The success of the application of the tabletop socio-psychological navigator game “I am a Human” is shown, which helps students to understand the basic life principles of social behavior, teaches them to make responsible decisions and objectively assess the life situation, as well as take responsibility for their actions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я - ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

professional'nogo obrazovanija: faktory i uslovija formirovanija i razvitija" [Collection of articles, reports and materials scientific and practical. seminar of open source organizations "General competences of students of secondary vocational education organizations: factors and conditions of formation and development"]. Cheljabinsk, GBU DPO ChlRPO, 2018, pp. 8-11. (In Russian)

3. Refleksivno-dejatel'nostnye tehnologii obrazovanija studentov: metod. razrab. prepodavatelej Juzhnoural'skogo jenergeticheskogo tehnikuma [Reflexive-activity technologies of students' education: method. teachers of the South Ural Power Engineering College]. ed. V. A. Belikov, I. S. Nikolae-va. Chelyabinsk, GBU DPO ChlRPO, 2019, 108 p. ISBN 978-5-93407-063-3. (In Russian)

4. Kompetencii prepodavatelej i studentov Juzhnoural'skogo jenergeticheskogo tehnikuma v sfere nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Competence of teachers and students of the South Ural Power Engineering College in the field of research activities], Sb. nauch.-metod. st. [Collection of scientific method. articles]. ed. V. A. Belikov, I. S. Nikolaeva. Cheljabinsk, GBU DPO ChIRPO, 2020, 119 p. ISBN 978-5-93407-053-4. (In Russian)

5. Chernecov P. I., Nikolaeva I. S., Shadchin I. V. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika urovnja gotovnosti studentov k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Psychological and pedagogical diagnostics of the level of readiness of students for research activities], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2 (26), pp. 122-129. (In Russian)

Николаева Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южноуральский энергетический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru

Хоменко Инна Вениаминовна, преподаватель, методист ГБПОУ «Южноуральский энергетический колледж», Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: innaven@mail.ru

Nikolaeva Irina Sergeevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural Power Engineering College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Region, Yuzhnouralsk, e-mail: lis3326@yandex.ru

Khomenko Inna Veniaminovna, teacher, methodologist, South Ural Power Engineering College, Chelyabinsk Region, Yuzhnouralsk, e-mail: innaven@mail.ru

Сведения для цитирования: Шадрин, А. В. Социально-психологическая игра-навигатор «Я — Человек» как средство правового просвещения подростков / А. В. Шадрин, О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 141-146.

УДК 377 ББК 74.200

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я — ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

А. В. Шадрин1, О. А. Суйкова

За последние десятилетия наблюдается тенденция к падению уровня морали и культуры в обществе; сильнее всего это сказывается на подрастающем поколении. У многих студентов ПОО отмечается крайне низкий уровень правовой культуры, что неминуемо приводит к росту количества правонарушений и преступлений, совершаемых ими на почве правовой неграмотности. Большая часть правонарушений и преступлений совершается подростками именно из-за недостаточности правовых знаний и неумения применять их в жизни. Статья освещает актуальность игровых образовательных технологий в воспитании студентов ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Показана успешность применения настольной социально-психологической игры-навигатора «Я — Человек», которая помогает обучающимся осознать основные принципы социального поведения, учит принимать ответственные решения и объективно оценивать жизненную ситуацию, а также нести ответственность за свои поступки.

1 Автор и интерпретатор настольной игры «Я — Человек».

Ключевые слова: правовое просвещение студентов, игровые образовательные технологии, социально-психологическая игра, игра-навигатор, волонтерское движение, коррекция поведения.

В жизни современного студента происходит много событий, которые формируют его мышление, чувства и характер, способствуют становлению его как личности. Большую роль в этом играют как личностные качества (воля, потребности, способности, установки и др.), так и социальное окружение (семья, друзья, соседи, знакомые, педагоги и др.). На жизненном пути подрастающего человека встречаются разные люди, демонстрирующие как хорошие, так и плохие поступки. Подросток, уже не ребенок, но еще и не взрослый, с его недостаточным жизненным опытом зачастую оказывается перед моральным и правовым выбором. Чтобы скорее получить вожделенный опыт взрослой жизни, многие обращаются к алкоголю, наркотикам, курению как к атрибутам «независимости». Порою отсутствие правовых знаний приводит обучающегося к правонарушениям и даже преступлениям. Социальная адаптация таких людей иногда затягивается до конца их жизни, так как социальное взаимодействие продолжает происходить в определенной криминальной среде. Но во многих случаях жизненный выбор таких людей мог бы быть абсолютно противоположным, окажись на их пути человек, повлиявший на формирование мировоззрения, основанного на знании юридических законов и норм морали [1; 2].

В ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (далее — ГБПОУ «ЮУМК») учатся разные студенты: активные, успешные, инициативные, ответственные, равнодушные, наглые, высокомерные и др. Есть и такие, которые стоят на учете в правоохранительных органах. Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе является одной из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток осознает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.

Для проведения профилактики правонарушений привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, с привлечение психологов, социальных педагогов, заинтересованных людей, волонтеров [3; 4].

Проблема профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в ГБПОУ «ЮУМК» решается системно с применением современных средств и методов работы с подростками, требующими особого педагогического внимания. С января 2020 г. колледж является обладателем статуса региональной инновационной площадки по проблеме социально-правового просвещения студентов. Фактором успешной профилактики правонарушений обучающихся является система социально-правового сопровождения студентов колледжа, которая объединяет в себе актуальные направления деятельности и оснащена различными средствами и педагогическими технологиями, способствующими правовому просвещению подростков и формированию у них созидающего, а не разрушающего мировоззрения.

В настоящей статье освещается одно из таких средств, создающее особое образовательное пространство, формируемое игровыми технологиями и дающее стабильно положительный результат в воспитании правового сознания подростков, в корректировке отклоняющегося поведения и в успешной социализации студентов колледжа. Речь идет о социально-психологической игре «Я — Человек», разработанной автором этой статьи и книги «Игры в лабиринте» [5]. Целью данной работы стало повышение правовой и социальной компетентности обучающихся через активную форму обучения в виде настольной игры-навигатора и, как результат, снижение уровня правонарушений в студенческой среде.

С игрой-навигатором «Я — Человек» начали работу в Юридическом комплексе колледжа. Игра сразу стала проявлять себя. Словосочетание «проявлять себя» выбрано не случайно, потому что игра, по ощущениям игроков, «живая». Логика игры подчинена закону причины и следствия; она как бы чувствует и самостоятельно строит игровой процесс индивидуально для каждого играющего. Закон причины и следствия настолько важен для жизни, что был назван железным законом Вселенной. Он утверждает, что каждое следствие в жизни человека происходит по какой-то причине. Вся сила закона причины и следствия заключается в том, что, приняв его, человек обретает полный контроль над своими мыслями, чувствами и получаемыми результатами.

Настольная социально-психологическая игра-навигатор содержит атрибуты современной жизни. Игровое поле, так называемое поле нашей жизни, — это учеба, работа, создание семьи, пенсия, материальные и моральные блага, трудности и конфликты и, конечно же, окружающие люди, которые могут оказывать на молодого человека влияние, как положительное, так и отрицательное.

Студенты Юридического комплекса ГБПОУ «ЮУМК» после погружения в пространство игры, которое позволило им пережить разные события, сделать выбор в непростых жизненных ситуациях, требующих ответственного отношения, стали задавать вопросы о своих тревогах и проблемах и посещать местного психолога. Спустя время, когда острые и важные для них вопросы разрешились, студенты колледжа изъявили желание поддержать тех, кто живет с такими же проблемами, переживаниями, жизненными ошибками, помогая справляться с ними. Так родилось волонтерское движение социально-психологической игры «Я — Человек». Этот удивительный факт, характерный для ГБПОУ «ЮУМК», определил в системе социально-правового сопровождения студентов колледжа особое место игровой методики в воспитательном процессе.

Подростковый возраст, как известно, — очень сложное время для индивидуума, когда эмоции преобладают над разумом. Именно поэтому у подростка возникают сложности как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Многим профессионалам известны проблемы подрастающего поколения, и они стараются с этим работать. Однако не всегда у взрослого получается достучаться до подростка, так как молодой человек зачастую закрыт для общения, а все сказанное старшими воспринимает как нравоучение.

Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой, суть которой состоит прежде всего в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку приходится за относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности [6].

Поэтому практика приобщения к работе студентов-волонтеров в качестве модераторов игры «Я — Человек» как адептов правильного социального поведения, владеющих навыками свободной коммуникации, умением отстаивать свою точку зрения, терпимостью по отношению к негативным явлениям, умением слышать других

игроков, оказалась эффективной. И для самого студента — модератора игры такая практика является бесценной, так как с каждым сеансом приносит новый опыт разрешения разных жизненных ситуаций, помогает обрести много знаний о жизни, понимание различных людей и их поступков. Появляется умение разрешать конфликты между учащимися и благодаря этому становиться для кого-то хорошим наставником.

Таких студентов, к сожалению, немного. Молодые люди сегодня живут в быстро меняющемся информационном потоке. Чтобы стать хорошим наставником в игре-навигаторе, необходимо уделять время кропотливой работе над собой. Увы, к такому не всегда готовы даже представители старшего поколения, не говоря уже о студентах (причин для этого достаточно много). Однако игра-навигатор «Я — Человек» способна привести к значительным изменениям в мировоззрении как молодежи, так и взрослых. В процессе движения по игровому полю люди сталкиваются с обилием предлагаемых жизненных ситуаций, которые требуют того или иного выбора. Эта игра полезна взрослым именно потому, что они, на какое-то время погрузившись в ситуацию проблем сегодняшних подростков, пропустив ее через себя, сделав свой нелегкий выбор, возможно, по-другому смогут взглянуть на своих подрастающих детей.

Игра «Я — Человек», на первый взгляд, ничем не отличается от других настольных игр типа «Монополия», но у нее свои правила и инструкции, позволяющие прийти от старта к финишу. Она уникальна тем, что содержит в себе много разных смыслов, толкований и понятий, которые очень важны для студентов. Самые значимые аспекты игры — построение жизненного сценария игрока и знание Уголовно-процессуального кодекса РФ — помогают участникам прийти к осмыслению того, что незнание закона не освобождает от ответственности и что совершенное ими в подростковом возрасте правонарушение скажется на их дальнейшей жизни. Жизнь и игра запараллелены друг с другом, поэтому у игрока есть возможность сразу увидеть и понять причину и следствие реально совершенных им в жизни действий и поступков. Существует возможность проиграть эти ситуации, построить свой жизненный сценарий, посмотреть на сценарии жизни других игроков и определить для себя, какая жизнь лучше и безопаснее. Знание Уголовно-процессуального кодекса РФ в процессе игры неоднократно закрепляется и надолго остается в памяти игроков, становясь для каждого из них защитой.

Автор и интерпретатор этой игры тщательно изучал поведение студентов, наблюдал за ними и в каждом случае находил проблемные точки игрока, стараясь прорабатывать (корректировать) их, иногда в ходе игры, иногда после, но никогда не затягивая и не оставляя процесс коррекции надолго.

Игра включает в себя четыре этапа, на каждом из которых происходит разная работа. Эти этапы обозначились эмпирическим путем в ходе апробации и дальнейшей реализации игры в течение первого года.

Первый этап можно условно назвать «удивление». Игроки постигают смысл игры-навигатора, знакомятся с атрибутами и правилами, удивляются, насколько жизненные ситуации, предлагаемые игрой, похожи на их личные проблемы, радуются возможности проговорить их и попробовать в игре найти выход, и т. д. Бывает и по-другому: со стороны подростков проявляются отторжение, лень, самоуверенность, грубость. Такие моменты считаются самыми важными, и модератор для себя ставит акценты на этих качествах студентов, чтобы исподволь работать с ними. Однако практика показывает, что три часа игрового времени под кураторством модератора всегда помогают поменять мнение, мышление и ориентиры подростка, даже самого закрытого или депрессивного. А все потому, что игра несет в себе очень ценные моменты: диалог, действия, свободу общения, открытость и откровенность. Ведущий слышит подростка, порой смеется вместе с ним или обсуждает серьезный выбор. Подростки остро чувствуют, когда их вводят в заблуждение, обманывают. Еще больше подростков раздражает, когда их не слышат, перебивают и не дают высказать свою точку зрения. В игре все происходит иначе. Первое правило модератора игры — установить контакт с игроками и выстроить процесс игры на основе позиции «равный с равным».

Этап второй — «адаптация». Подросток-игрок начинает сталкиваться с ситуациями, которые случались в жизни каждого. Разрешение ситуаций требует анализа и выбора со стороны игрока. Тот или иной выбор приводит игрока в зону последствий. Порой последствия оказываются негативными; а хуже всего, если они коррелируют с реальными жизненными проблемами игрока. В таком случае игра предлагает альтернативу, ведущий объясняет и корректирует неверный выбор, подкрепляя свои слова аспектами уголовно-процессуального законодательства. У студентов начинает формироваться понимание и доверие как к игре, так

и к модератору. Ведущий — стержень игры, для подростка он служит проводником во взрослую жизнь. Первые два этапа считаются для ведущего самыми сложными: на первом нужно вызвать у игроков доверие к себе; во время второго необходимо распознать и почувствовать игроков при помощи анализа их выбора, реакции на ситуации, образцов поведения. В течение игры модератор видит, кому из игроков нужно уделять больше внимания.

Третий этап — самый легкий, но не менее важный для ведущего, когда появляются дополнительные возможности узнать игрока. Если на предыдущих этапах игроки оставались скрытными, то теперь они уже открыты для общения, больше думают, спрашивают, анализируют. Половина пути пройдена; подростки слились с игрой, появилась связка «мышление — действия — игра». Эта раскрепощенность влечет за собой настоящие эмоции, страхи, переживания. Изначальное недоверие и непонимание серьезности игрового тренинга уходят.

Подросток полностью доверяет игре, и уже имеющаяся в его голове информация требует корректировок и закрепления. Наступает четвертый этап, когда уже видны последствия поступков положительного или отрицательного характера, которые позитивно или негативно сказались на игроке и игре в целом. В отрицательном случае начинается работа над ошибками. На данном этапе игроки-подростки, объясняя ту или иную ситуацию, подбирают общеупотребительные, понятные и правильные слова русского языка, а не современный молодежный дворовый сленг. Они начинают думать, прежде чем принять то или иное решение; начинают понимать, насколько окружение человека влияет на его жизнь, и, самое главное, задают вопросы, делятся сокровенным, что означает полное доверие модератору. В такой ситуации можно проиграть и скорректировать разные тупиковые, с точки зрения подростка, взаимоотношения, требующие разрешения: с родителями, со сверстниками, с педагогами и пр.

На протяжении всего времени работы автора в ГБПОУ «ЮУМК» подростки привыкли обращаться к нему по разным жизненным вопросам, консультируясь, насколько их действия могут оказаться противозаконными и повлечь за собой тяжкие для судьбы последствия. Такой контакт считается доверительным, имеет очень ценную основу для построения жизненной стратегии молодого человека, формирует в нем правовую ответственность.

Наиболее сложным, интересным и ценным контингентом для социально-психологической

игры-навигатора «Я — Человек» являются первокурсники — ребята, которые только что окончили школу. У некоторых из них уже имеются за плечами приводы в полицию или же мелкие преступления в виде краж и т. д. Бывают подростки самоуверенные, наглые, неконтактные. Однако встречаются и такие, у кого возникает вопрос: как начать исправлять то, что, казалось бы, исправить уже нельзя? Начинается работа с подростками с разными жизненными ценностями. Наставник отвечает на все интересующие их вопросы, но в процессе игры (а для каждого игра строит индивидуальный жизненный сценарий) ребята находят ответы на свои вопросы самостоятельно. Это является наилучшим результатом, так как действия, которые подросток совершает в игре, запаралле-ленной с жизнью, несут гораздо большую смысловую нагрузку, чем все сказанные слова.

Применяя игровую образовательную технологию уже четыре года, можем сказать, что ни одна из проведенных игр не имеет одинакового исхода с другой. Игра-навигатор «Я — Человек», как и наша жизнь, многогранна и непредсказуема. Кроме того, важно отметить, что опыт

модератора-ведущего имеет большое значение для подростка при построении им собственного жизненного сценария. «Мы должны рассказать детям, что есть и светлые, и темные стороны жизни, чтобы у них сформировалась целостная картина мира и они сами смогли сделать правильный выбор» [7].

В игровом пространстве, создавая реальные ситуационные задачи, при решении которых студент раскрывает свою суть, обнажает глубинные свойства характера, педагоги-психологи вместе с модераторами могут диагностировать у подростка готовность совершить осознанное правонарушение.

Оценивая опыт применения игровой технологии как средства правового просвещения студентов колледжа, отметим, что игра-навигатор воспитывает правовое сознание подростка, способствует успешной социализации через принятие им норм и правил общественной жизни, обозначает проблемные поля подростка на ранних стадиях возникновения асоциального поведения, осуществляет профилактику отклоняющегося поведения, тем самым предупреждая преступления.

Библиографический список

1. Танаева, З. Р. Антинаркотическая профилактическая деятельность профессиональных образовательных организаций / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2. — С. 114-122.

2. Сартыыл, С. С. Психологические игры подростков / С. С. Сартыыл. — URL: https://nsportal. ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/02/22/psihologicheskie-igry-podrostkov (дата обращения 26.01.2021).

3. Школяр, Е. А. О реализации программы профилактики и коррекции асоциального поведения студентов техникума / Е. А. Школяр // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1. — С. 102-106.

4. Танаева, З. Р. Возможности междисциплинарных связей в подготовке компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1. — С. 89-91.

5. Шадрин, А. В. Игры в лабиринте / А. В. Шадрин. — URL: https://www.litres.ru/andrey-shadrin-13779985/igry-v-labirinte (дата обращения 26.01.2021).

6. Ткачук, О. А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции / О. А. Ткачук // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4. — С. 87-92.

7. Шадрин, А. В. Выбор остается за тобой. Настольная социально-психологическая игра-навигатор «Я — Человек» / А. В. Шадрин. — URL: https://ya-chelovek74.ru (дата обращения 26.01.2021).

For citation: Shadrin, A. V. Socio-psychological navigator game "I am a Human" as a means of legal education for adolescents / A. V. Shadrin, O. A. Suikova // Innovative development ofvocational education. — 2021. — .№ 1 (29). — P. 141-146.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL NAVIGATOR GAME "I AM A HUMAN" AS A MEANS OF LEGAL EDUCATION FOR ADOLESCENTS

A. V. Shadrin2, O. A. Suikova

Over the past decades, there has been a tendency towards a drop in the level of morality and culture in society; most of all it affects the younger generation.

2 Author and interpreter of the board game "I am a Human".

Many students of professional educational organizations have an extremely low level of legal culture, which inevitably leads to an increase in the number of offenses and crimes committed by them on the basis of legal illiteracy. Most of the offenses and crimes are committed by adolescents precisely because of the lack of legal knowledge and inability to apply them in life. The article highlights the relevance of gaming educational technologies in the upbringing of students at the South Ural Multidisciplinary College. The success of the application of the tabletop socio-psychological navigator game "I am a Human" is shown, which helps students to understand the basic life principles of social behavior, teaches them to make responsible decisions and objectively assess the life situation, as well as take responsibility for their actions.

Key words: legal education of students, game educational technologies, socio-psychological game, game-navigator, volunteer movement, behavior correction.

References

1. Tanaeva Z. R. Antinarkoticheskaja profilakticheskaja dejatel'nost' professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Anti-drug preventive activities of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2, pp. 114-122. (In Russian)

2. Sartyyl S. S. Psihologicheskie igry podrostkov, available at: https://nsportal.ru/vuz/psikhologich-eskie-nauki/library/2018/02/22/psihologicheskie-igry-podrostkov (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

3. Shkoljar E. A. O realizacii programmy profilaktiki i korrekcii asocial'nogo povedenija studentov tehnikuma [On the implementation of the program of prevention and correction of asocial behavior of college students], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1, pp. 102-106. (In Russian)

4. Tanaeva Z. R. Vozmozhnosti mezhdisciplinarnyh svjazej v podgotovke kompetentnogo spe-cialista dlja raboty s nesovershennoletnimi pravonarushiteljami [Possibilities of interdisciplinary relations in the training of a competent specialist for working with juvenile offenders], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2014, no. 1, pp. 89-91. (In Russian)

5. Shadrin A. V. Igry v labirinte [Games in the labyrinth], available at: https://www.litres.ru/an-drey-shadrin-13779985/igry-v-labirinte (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

6. Tkachuk O. A. Agressivnoe povedenie podrostkov: prichiny vozniknovenija i problemy korrekcii [Aggressive behavior of adolescents: causes and problems of correction], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 4, pp. 87-92. (In Russian)

7. Shadrin A. V. Vybor ostaetsja za toboj. Nastol'naja social'no-psihologicheskaja igra-navigator "Ja — Chelovek" [The choice is yours. Board social-psychological game-navigator "I am a Man"], available at: https://ya-chelovek74.ru (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

Шадрин Андрей Владимирович, менеджер ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», г. Челябинск, e-mail: chelovek-i-chelovek@ mail.ru

Суйкова Ольга Александровна, начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: soa@chirpo.ru

Shadrin Andrey Vladimirovich, manager, South Ural Multidisciplinary College, Chelyabinsk, e-mail: chelovek-i-chelovek@mail.ru

Suikova Olga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of sciences (Pedagogy), Chelyabinsk, e-mail: soa@chirpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.