Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ГОМЕОСТАЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Невзорова М.С., Усова М.А.

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ адаптации младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации. С позиций физиологии и психологии уточняется понятие социально-психологической адаптации, ведется содержательный поиск обоснования путей социально-психологической адаптации младших школьников с ОВЗ в условиях школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Невзорова М.С., Усова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article is devoted to the consideration of the theoretical foundations of the adaptation of younger schoolchildren with disabilities in the conditions of an educational organization. From the standpoint of physiology and psychology, the concept of socio-psychological adaptation is being clarified, a meaningful search is being conducted to substantiate the ways of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren with disabilities in a boarding school.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент trud.mgau@yandex.ru Марина Александровна Усова

магистрант mar771987@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических основ адаптации младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации. С позиций физиологии и психологии уточняется понятие социально-психологической адаптации, ведется содержательный поиск обоснования путей социально-психологической адаптации младших школьников с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Ключевые слова: адаптация, гомеостаз, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация младших школьников в образовательной организации.

В проблематике современной педагогической науки особое место отводится поиску возможностей социализации и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пристальное внимание к адаптивному образованию обусловлено с одной стороны - ростом числа детей с отклонениями в здоровье, а с другой - быстрым темпом обновления научной информации о возможностях их воспитания, обучения и развития. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации 17 млн. детей c ограниченными возможностями здоровья России учатся в школах, 840 тыс. из них составляют дети с инвалидностью. Более 56% из них получают образование в общеобразовательных школах со встроенной инклюзивной структурой [1]. Качество их обучения и социализации зависит от эффективного применения норм и достижений адаптивной педагогики. Проблемы адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям образовательной организации рассматривалась в исследованиях Буевой Л.П., Битяновой М.Р., Бочаровой В.Г., Вульфова Б.З., Вишневского Ю.Л., Фокина В.А. и других; инклюзивного образования -Артюшенко Н.П., Дамадаевой А.С., Шумиловской Ю.В. и других.

Категория адаптации эксплуатируется сегодня наукой в разнообразных сферах. Заимствованная психологией и педагогикой из философских суждений Аристотеля, раскрытых позднее в трудах Ч.Дарвина, Ж.Ламарка и других как механизм приспособления организма к условиям среды, она получала на протяжении долгого времени широкий спектр трактовок.

Адаптация представляется в справочной психологической литературе в следующих трактовках:

- «состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза» [2].

- «(от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы

адаптации направлены на сохранение гомеостаза. ... Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности» [3].

- «Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения - например, гештальт-психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже» [4].

- «(от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле -приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. [5.].

Адаптация относится к многозначным и интегративным понятиям современной науки.

Практически все определения адаптации сопряжены с гомеостазом, понятие которого введено в науку как представление о равновесии систем и процессов в организме человека французом К. Бернаром (термин позднее введен У.Кенноном). Гомеостаз представляется в виде цели, ориентира организмов, существующих в различных условиях и подвергающихся влиянию средовых факторов - как положительных, так и отрицательных. Она реализуется как приведение в жинеобеспечивающий баланс внутренних факторов существования с внешними, установление такого внутреннего порядка субъекта, который мог бы максимально приспособить его в макросистеме. Адаптация представляется как процесс приспособления организма к среде и достижения гомеостаза, который наукой распадается на два содержательных аспекта:

Биологический аспект — общий для человека и животных — включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к

изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций. Психологический аспект (частично перекрывается понятием адаптации социальной) — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами» [5].

Нужно отметить, что в естественных условиях существования человека затруднительно провести границу между адаптационными процессами, проходящими в биологическом и психологическом планах, они остаются спаянными и взаимозависящими. В научном анализе целесообразно рассматривать их как качественно своеобразные стороны одного процесса, взаимосвязанные, но отличающиеся организационно-педагогически и содержательно.

Внимание при рассмотрении приспособления нужно уделить факторам и условиям, в которых проходит этот процесс. Факторы внешней среды принято разделять на две большие группы: биотические и абиотические. К первым относят неорганические условия существования, такие, как, например, климат или химический состав потребляемой воды, а также время и параметры существования субъекта в них. Биотические факторы - живые объекты: люди, животные, растения, бактерии и вирусы и т.д., которые находятся с организмом в отношениях взаимного влияния.

Адекватными, как отмечают В.Е.Беляков и В.И.Кузьмина, принято считать «такие условия внешней среды, которые соответствуют генотипическим (врожденным) и фенотипическим (приобретенным) конституциональным свойствам организма в данный момент его существования» [6]. Роль неадекватного фактора отводится авторами тем действующим переменным среды, которые не соответствуют свойствам организма и препятствуют гомеостазу. В этом случае запускается процесс адаптации. Организм приводит в равновесие со средой свои внутренние процессы. Среда постоянно выдвигает неадекватные факторы, которые будут

воздействовать на организм, а тот, в свою очередь, вынужден постоянно включать адаптационные процессы для достижения максимального баланса.

Ребенок в процессе возрастного развития, вхождения в новые социальные группы вынужден воспринимать и выполнять все больше социальных условий и требований, которые выполняют роль неадекватных факторов и вызывают к жизни процессы адаптации. Нужно отметить и тот факт, что действующие факторы неравнозначны по своей силе. Одни обстоятельства жизни или условия приводят к совершенствованию субъекта, а другие к тому, что он выйдет аномально или совершенно дезатаптированным из негэнтропической ситуации. Очевидно дисбаланс не всегда приводит к установлению равновесия.

В.П.Казначеев отметил зависимость потенциалов адаптации организма к действию неадекватных факторов от их интенсивности. На основании такой зависимости выделено три вида факторов: сильные, очень сильные и сверхсильные (экстремальные). Сильные факторы позволяют достичь полной адаптации; очень сильные - частичной; сверхсильные - отсутствие адаптации и «сдвиг приспособления в сторону патологии» [7].

Внешние факторы обладают характеристиками интенсивности, продолжительности воздействия, специфики.

Равновесие может не достигаться организмом, если фактор превышает адаптационные возможности. То есть если он слишком интенсивен, долго оказывает воздействие либо его особенности не соответствуют возможностям организма.

Внутренние факторы адаптации могут быть разделены на две группы, к первой их которых относятся свойственные всем высшим животным потребности, мотивации, эмоции. Вторая группа представлена специфически человеческими - установками, ценностями, волей, интересами. Адаптивный потенциал ребенка в связи с этим зависит в значительной мере от возраста и уровня интеллектуального развития. Чем ребенок младше, тем более значительная роль принадлежит неинтеллектуальным, биологическим

процессам адаптации [8; 9]. Вместе с тем, адаптивный синдром имеет наибольшую силу на наиболее ранних ступенях развития ребенка. По мере взросления ребенка и включения интеллектуальных процессов большую роль начинают играть личностно обусловленное регулирование, основанное на установках, ценностях, волевых процессах и т.д. Для детей с ОВЗ стандартный «набор» факторов социального воздействия имеет зачастую не такое же значение, как для ребенка без отклонений в здоровье и развитии [10]. В случае с ребенком с ОВЗ, нужно полагать, адаптационные процессы будут искажаться с учетом характера дезонтогении, ее интенсивности и затронутости интеллекта.

Попытаемся проанализировать формы адаптации и ее уровни с учетом объекта нашего исследования. В наиболее укрупненном формате рассматривается генотипическая адаптация. Генотипом человека обусловлены возможности его приспособления к различным условиям жизни, которые реализуются автоматически либо при встрече его с этими условиями и некоторой работе организма по принятию новых обстоятельств жизни.

Фенотипическая же адаптация, или индивидуальная, связана с приспособлением организма к новым условиям путем создания новых схем, индивидуальных, не заложенных генетически. Она является процессом более сложным с точки зрения простоты включения в период адаптации, но и более гибким за счет нелинейности новых формирующихся схем адаптации.

У детей с ОВЗ происходит как бы смещение в сторону фенотипической адаптации по отношению к генотипическим процессам. Недостаточность фенотипических механизмов или их специфичность должны быть компенсированы фенотипическими для достижения гомеостаза [10; 11]. При этом типизация фенотипической компенсаторной схемы возможна лишь отчасти, поскольку даже при отнесении отклонения в развитии у ребенка к той или иной группе, композиция действующих факторов и ответа организма на них зачастую становится уникальной в той или иной степени. Именно фенотипическая адаптация «является основой сохранения индивида» [6].

Выделяют виды адаптации:

1. Физиологическая адаптация - приведение физиологических систем и процессов в организме в продуктивное равновесие с постоянно меняющимися условиями среды. Она связана прежде всего с генетическими, врожденными, а также приобретенными способностями организма противодействовать и защищаться от неблагоприятных условий, воспринимать позитивные воздействия. Физиологическая адаптация представляет собой по большей части бессознательный процесс.

2. Психическая адаптация - наиболее сложный интегративный приспособительный процесс индивида к среде. Он включает в себя изменения, проходящие на уровне психических функций, и обоснованные физиологическими процессами. Здесь возможно учесть психофизиологический, психологический и социально-психологический ее компоненты. Эти процессы представляют собой наиболее лабильный сегмент в общем процессе адаптации. Социально-психологический ее компонент связан не только с внутренними факторами организма и индивида, но также представляется и поддающимся влияниям со стороны других людей. В случае со здоровым или условно здоровым нормальным ребенком этот процесс управляем и прогнозируем. При условии ОВЗ влияние может иметь ограниченные возможности либо действовать с искажением. Конечно общие закономерности работы человеческой психики сохраняются, но при этом особое значение приобретают каналы, а также степень полноценности ввода информации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация может быть признана возможностью педагогического содействия адаптации ребенка в обществе. Если в развитии ребенка наблюдаются особенности, то он очевидно испытывает особую потребность в выработке продуктивных путей развития и взаимодействия с окружающим миром - материальных предметов и социальных объектов. Такая помощь может быть спроектирована и оказана детям с различными видами ОВЗ в рамках организованной социально-психологической адаптации. Профессионально, на основе учета наиболее продуктивных образцов психолого-педагогического опыта, подобная помощь

может быть оказана в условиях непрерывного педагогического наблюдения и воздействия в специальной школе-интернате.

Список литературы:

1. Положение инвалидов. Сайт: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 12.12.2022).

2. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс] / под ред. К. Игишева. 2008. URL: https://psychology.academic.ru/2951/ (дата обращения 12.12.2022).

3. Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.

4. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С.Ю. Головин. 1998.

5. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

6. Кузьмина В.Е., Беляков В.И. Основы адаптологии: учебное пособие 2-е изд. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013.

7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.

8. Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Интернальные условия проявления ответственного отношения субъекта к деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. DOI: 10.17277/voprosy.2022.01.pp.125-139. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2022/01/12.pdf

9. Корепанова Е.В., Филимонова Е.М. Психолого-педагогические факторы здоровьесбережения школьников в процессе обучения // Наука и Образование. 2018. № 3-4. С. 21.

10. Невзорова М.С., Усова М.А. Развитие словесно-логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 1 (35). С. 37-39.

11. Виноградова А. А., Невзорова М.С. Инклюзивное обучение и воспитание как условие для адаптации детей с аутизмом // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 194.

UDC 159.9

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN EDUCATIONAL

ORGANIZATION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

PHENOMENON

Maria S. Nevzorova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

trud.mgau@yandex.ru Marina A. Usova

master student mar771987@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. the article is devoted to the consideration of the theoretical foundations of the adaptation of younger schoolchildren with disabilities in the conditions of an educational organization. From the standpoint of physiology and psychology, the concept of socio-psychological adaptation is being clarified, a meaningful search is being conducted to substantiate the ways of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren with disabilities in a boarding school.

Keywords: adaptation, homeostasis, socio-psychological adaptation, socio-psychological adaptation of younger schoolchildren in an educational organization.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.