Педагогика
УДК 37.04
кандидат философских наук, доцент Павлов Александр Юрьевич
Рубцовский индустриальный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск)
О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Статья направлена на выявление особенностей и проблем организации социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в техническом вузе. Показано, что на процессы социально-психологической адаптации таких студентов существенное влияние оказывает специфика и характерные проблемы технического вуза, затрудняющие процессы инклюзии. Отмечается, что выявляемые проблемы адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ могут быть решены как за счет реализации модели социально-психологического сопровождения, учитывающей задачи социально-психологической адаптации с проблемами, ресурсами и условиями инклюзивной деятельности образовательной организации, так и благодаря развитию взаимодействия с вузами-партнерами, региональным РУМЦ, профильными специалистами.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, специфика технического вуза, проблемы, особенности формирования социально-психологической адаптации, адаптационные возможности.
Annotation. The article is aimed at identifying the features and problems of organizing the socio-psychological adaptation of students with disabilities at the technical university. It is shown that the socio-psychological adaptation of such students is significantly influenced by the peculiarities and specific problems of educational process at the technical university, which complicate the processes of inclusion. It is noted that the identified problems can be solved by implementation of a socio-psychological support model, which takes into consideration tasks of socio-psychological adaptation, the problems, resources and conditions of inclusive activities at the educational organization. They can also be solved through the development of interaction with partner universities, regional educational and methodological centers and specialists.
Keywords: socio-psychological adaptation, disability, peculiarities of educational process at the technical university, problems, features of socio-psychological adaptation, adaptive capabilities.
Введение. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в техническом вузе остается актуальной. В развиваемой сегодня модели инклюзивного образования вуз является очередным звеном социализации и социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, развития их социально-коммуникативных навыков.
На адаптационный потенциал студентов с инвалидностью и ОВЗ оказывают влияние такие факторы, как тяжесть и характер патологии, развитие коммуникативных навыков на предыдущих ступенях образования, внутрисемейный психологический климат. Все это становится отправной точкой формирования необходимой внутривузовской атмосферы. Поэтому, социально-психологическая адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузе должна рассматриваться как комплексная задача, затрагивающая образовательный, организационный, воспитательный процессы, психофизиологические особенности личности. И дальнейшее межличностное, социальное взаимодействие, профессиональная деятельность, во многом будут определяться успешностью социально-психологической адаптации, проводимой специалистами вуза.
Социально-психологическая адаптация в вузе обеспечивается организацией социального взаимодействия, образовательного, воспитательного процессов, формированием адекватных межличностных отношений. Но на эти процессы серьезное влияние оказывает специфика технического вуза. Таким образом, в данной работе стоит задача выявить особенности и проблемы организации социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в техническом вузе.
Изложение основного материала статьи. Проблемы, особенности, модели формирования социально-психологической адаптации, психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, организация учебного процесса рассмотрены достаточно широко, например, в работах Л.А. Александровой, А.А. Лебедевой, В.В. Бобожей [1], А.М. Балабановой [2], А.Г. Бердниковой [3], В.В. Волковой, Е.В. Михальчи [4], В.В. Дегтяревой, И.В. Ждановой [5], В.И. Долговой, О.А. Кондратьевой, Е.С. Нижегородцевой [6], М.Д. Коноваловой [7], А.Е. Крухмалева, Е.В. Воеводиной [8], М.С. Мельниковой, А.С. Машановой [9], Л.А. Осьмук, В.В. Дегтярёвой, И.В. Ждановой [10], А.Ю. Павлова [11], А.Ю. Павлова, А.Б. Павловой [12], М.В. Сурниной, Н.А. Чуешевой, А.А. Кузевановой [13], И.В. Тихоновой, Е.А. Ивановой [14], Е.С. Фоминых [15]. Т.И. Яндановой [16].
Несмотря на накопленный опыт исследований в данной области, в педагогической теории и практике недостаточно изучены возможности социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивном образовании технического вуза, имеющем ряд специфических условий и особенностей [11], в частности, ориентацию на будущую производственную деятельность.
Рассмотрение проблемы социально-психологической адаптации студентов вуза с инвалидностью и ОВЗ показывает, что их адаптационные возможности, по сравнению со сверстниками с нормой здоровья имеют значительные отличия и осложняются рядом факторов:
- спецификой заболевания (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психическими и общими заболеваниями) и иными заболеваниями, не связанными с инвалидностью;
- проблемами в коммуникативной сфере, психофизиологическими особенностями и психологическими барьерами, ограничивающими возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к адаптации в вузе, в том числе, возможности участвовать в разных видах вузовской деятельности (спортивной, практической, учебной);
- наличием недостатков в организации доступной среды, недостатков технических средств обучения.
Как итог - появление различного рода ограничений, влияющих на образовательный процесс: способности к самообслуживанию, мобильности, возможности заниматься различными видами деятельности, профессиональных перспектив.
Сегодня вузы ориентированы на создание специальных условий, направленных на формирование и развитие социально-психологической адаптации, устранение психологического напряжения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Можно выделить несколько основных направлений социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в высшем учебном заведении:
- социально-коммуникативное (взаимоотношения с другими участниками образовательного пространства, соблюдение требований образовательной среды, адекватная самооценка);
- эмоционально-волевое (позитивное отношение к обучению в целом и отдельным учебным дисциплинам, жизненно-профессиональным перспективам, снижение уровня тревожности);
- когнитивное (успешность в обучении, сформированность познавательных способностей, участие в научно-исследовательской работе, проявление системных знаний и учебных навыков);
- психофизиологическое (учет нозологического статуса обучающихся, снижение усталости, количества пропусков занятий по болезни);
- профориентационное (ориентация на профессиональное самоопределение, диагностика профессиональных способностей в зависимости от специфики выбранного направления обучения; профконсультирование, постдипломное сопровождение).
Осуществляется социально-психологическая адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузе одновременно в разных сферах: непосредственного окружения, учебного и трудового (профессионального) коллективов, творческих коллективов, в орбиту которых вовлекаются студенты. Конечной целью этого процесса является формирование и развитие адаптивных возможностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, с учетом специфики их заболеваний.
Проблемы в адаптации и психолого-педагогическом сопровождении студентов с инвалидностью и ОВЗ возникают и в связи с совершенно новой для них организацией учебного процесса: интенсивностью учебной деятельности, новыми формам преподавания, объемом самостоятельной работы, планомерным включением в производственной процесс.
Конечно, есть проблемы характерные для многих вузов, такие как недостаточно развитая архитектурная доступность зданий, недостаток учебно-методической базы сопровождения, неготовность преподавательского состава включаться в процессы инклюзии, проблемы в адаптации студентов-инвалидов и, нередко, повышенное внимание со стороны специалистов вуза [11, С. 56]. К тому же, мониторинг психолого-педагогического состояния обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для вуза является более сложной и трудоемкой задачей, чем, скажем для специализированных школ. Поскольку вузовские штаты не предусматривают наличие узких специалистов, глубоко понимающих проблемы обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. И для наиболее сложных случаев вузы вынуждены привлекать сторонних специалистов, в том числе, для реализации образовательного процесса, например, тифло и сурдоспециалистов.
Есть еще ряд причин, затрудняющие процессы инклюзии в техническом вузе:
1. Проблема доступности помещений, в особенности лабораторий, мастерских, переоснастить которые с учетом специфики нозологии зачастую не представляется возможным. А реорганизовывать имеющееся лабораторно-практическое оборудование неоправданно дорого. Кроме того, существуют требования технологических процессов, технические правила и нормы, определяющие конфигурацию и порядок расположения оборудования, технологические габариты оборудования, которые диктуют логику организации рабочего места и т.д.
2. Возможные ограничения на участие студентов с инвалидностью и ОВЗ в некоторых видах учебных занятий, например, что особенно важно для технического вуза, производственных практиках, проходящих на реальном производстве. Ведь здесь проблема не только психолого-педагогическая и техники безопасности на производстве, но и медицинская - вопрос стоит о сохранности здоровья обучающегося.
3. Как правило, в технических вузах количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ невелико и организация инклюзивной деятельности для них вызывает определенные финансовые, организационные, кадровые трудности. Потому в технических вузах непросто реализовывать мероприятия во всех направлениях по формированию социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Адаптационная среда технического вуза представляет собой специфическую область, в которую включены студенческие группы, профессорско-преподавательский состав, деканы, кураторы, тьюторы, волонтеры, спортивная, научно-техническая, культурно-массовая деятельность, лабораторно-практическая работа.
На процесс адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в техническом вузе часто влияет неадекватное профессиональное самоопределение. Поэтому, в техническом вузе есть необходимость квалифицированной консультативной помощи абитуриентам с инвалидностью и ОВЗ ещё на этапе поступления в образовательную организацию. Это обусловлено такими факторами, как ограниченность (в зависимости от специфики и тяжести заболевания) в выборе направления обучения, психофизиологическими особенностями, влияющими на возможность полноценного участия во всех видах учебных занятий.
Абитуриенты с инвалидностью и ОВЗ, выбирая направление подготовки и вуз, не всегда учитывают объективные возможности. У одних это отсутствие собственных профессиональных интересов (так решили родители, или законные представители), у других - недооценка тяжести своего заболевания, непонимание специфики будущей профессии, требующей определенного уровня физического здоровья. Это может привести к тому, что обучающийся столкнется с трудностями в обучении, профессиональной самореализации, профессиональной адаптации.
Так, при ряде заболеваний, невозможно в техническом вузе проходить производственную практику на строительных объектах, электрических подстанциях, в производственных цехах на станочном оборудовании, что может создать непреодолимые трудности, как в получении образования, так и в социально-психологической и профессиональной адаптации таких студентов [12].
Кроме того, ни один выпускник технического вуза не займет должность руководящего работника, ведущего конструктора, ведущего технолога, начальника цехов, участков, без опыта практической работы на производстве. А это, как раз, и есть проблемное поле для выпускников вузов, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
Часть выявляемых проблем может быть решена или нивелирована за счет реализации модели социально-психологического сопровождения, поскольку она учитывает и соотносит направления и задачи социально-психологической адаптации с проблемами, ресурсами и условиями инклюзивной деятельности образовательной организации, опирается на взаимодействие с вузами-партнерами, региональным РУМЦ, профильными специалистами. «Так, если в вузе совсем небольшое количество студентов с инвалидностью, а система сопровождения не сложилась, вуз может ориентироваться на развитие внешних связей с университетами, имеющими свои службы социально-психологического сопровождения» [10, С. 142].
Модель социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, рассматривается как один из основных структурных компонентов модели психолого-педагогического сопровождения, с учетом специфики технического вуза. Целью реализации модели психолого-педагогического сопровождения, или отдельно выделенных ее компонентов, является коррекция и развитие мотивационной, эмоциональной сфер, коммуникативных и когнитивных качеств, формирование адекватной самооценки [10; 13]. Поэтому, как отмечает А.Г. Бердникова, психолого-педагогическое сопровождение реализуется в таких функциях, как диагностическая, профилактическая, поддерживающая,
просветительская и коррекционная [3, С. 240-242]. Такая деятельность в вузе приведет к повышению уровня социально-психологической адаптации студентов в учебно-воспитательном процессе.
Организация социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения является трудоемким процессом. Создание модели сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ позволит не столько облегчить эту работу, сколько систематизировать её, оптимизировать необходимые ресурсы, удовлетворить все особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ:
- в ходе образовательного процесса через содержание и организацию образовательной деятельности (применение индивидуального и группового обучения, варьирование темпа и интенсивности обучения);
- во внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие занятия, научно-исследовательская работа, работа творческих кружков и коллективов);
- в ходе психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся (диагностическая, коррекционная, профориентационная работа, тренинговые занятия).
Выводы. На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. К особенностям формирования социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в техническом вузе относится работа по формированию адекватного профессионального самоопределения, с учетом оценки тяжести своего заболевания и понимания специфики будущей профессии; принятию новой формы организации учебного процесса.
2. Внедрение модели социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ позволит учитывать и соотносить направления и задачи социально-психологической адаптации с проблемами, ресурсами, условиями и спецификой технического вуза.
3. Специфика социально-психологической адаптации и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в техническом вузе, заключается в необходимости консультативной помощи ещё на этапе поступления в образовательную организацию.
4. Наличие объективных трудностей в организации доступной среды в техническом вузе, в особенности лабораторий, мастерских, переоснастить которые с учетом специфики нозологии зачастую не представляется возможным. Проблема состоит не только в архитектурной невозможности, но и в требованиях технологических процессов, конфигурации и расположении оборудования, организации рабочего места и т.д.
5. Участие студентов с инвалидностью и ОВЗ в производственных практиках, проходящих на реальном производстве, сопряжено с вопросом сохранности здоровья обучающегося в гораздо большей степени, по сравнению со сверстниками с нормой здоровья.
6. Как правило, небольшое количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в технических вузах вызывает определенные организационные и кадровые трудности.
Литература:
1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 50-62.
2. Балабанова А.М. Особенности адаптации студентов в вузе // Молодой ученый. - 2018. - № 14 (200). - С. 254-256. URL: https://moluch.ru/archive/200/49242/ (дата обращения: 06.11.2021).
3. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 240-242. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-sostavlyayuschaya-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 06.11.2021).
4. Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 5-15.
5. Дегтярёва В.В., Жданова И.В. Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды ФГБОУ ВО НГТУ, Новосибирск, Россия // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред.
B.В. Рубцова. - М.: МГППУ, 2018. - С. 83-90.
6. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Нижегородцева Е.С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 66-70. URL: http://e-koncept.ru/2015/95520.htm (дата обращения: 06.11.2021).
7. Коновалов, М.Д. Особенности социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде вуза // Психология обучения. - 2014. - № 11. - С. 55-62.
8. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 72-79.
9. Мельникова М.С., Машанова А.С. Адаптация студентов 1 курса к инклюзивному образованию в вузе, как фактор социально-психологического благополучия инклюзивной группы (на примере проекта адаптации студентов Новосибирского государственного технического университета) // Материалы Международного форума «Пространство равных возможностей в XXI веке» (Новосибирск, РУМЦ НГТУ): Сборник трудов международного форума 20-23 мая 2019 г. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. - С. 42-49.
10. Осьмук Л.А., Дегтярёва В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - C. 140-149. URL: https://psyjoumals.ru/files/86020/pno_n1_2017_osmuk.pdf (дата обращения: 06.11.2021).
11. Павлов А.Ю. Роль ресурсных учебно-методических центров в осуществлении сопровождения студентов с ОВЗ в техническом ВУЗе // Материалы Международного форума «Пространство равных возможностей в XXI веке» (Новосибирск, РУМЦ НГТУ): Сборник трудов международного форума 20-23 мая 2019 г. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. - С. 55-60.
12. Павлов А.Ю., Павлова А.Б. Примерный алгоритм беседы-опроса студентов с инвалидностью о трудностях в обучении и общении // Инклюзивная культура в современном обществе: Сборник трудов международной научно-практической конференции, 28-31 мая 2018 г. (Новосибирск, РУМЦ НГТУ). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. -
C. 127-134.
13. Сурнина М.В., Чуешева Н.А., Кузеванова А.А. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2 нояб. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 167-171. URL : https://interactive-plus.ru/e-articles/584/Action584-474029.pdf (дата обращения: 06.11.2021).
14. Тихонова И.В., Иванова Е.А. О моделях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: теоретический анализ и практическое использование. - 2012. - № 8 (108). - С. 104-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modelyah-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-analiz-i-prakticheskoe-ispolzovanie (дата обращения: 06.11.2021).
15. Фоминых Е.С. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. URL: https://open-lesson.net/7000/ (дата обращения: 06.11.2021).
16. Янданова Т.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2010. - № 3. - С. 58-65.
Педагогика
УДК 377.5
кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); начальник группы Старченко Дмитрий Игоревич
Закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургский институт теплоэнергетики» (г. Санкт-Петербург)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ ДПО ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье обосновывается целесообразность внедрения методологии инженерной педагогики в практику подготовки преподавателей технического профиля в системе ДПО как эффективного инструмента, учитывающего особенности профессионально-образовательных отношений в процессе подготовки, становления и развития компетентно развитой личности.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, инженерная педагогика, опережающее инженерное образование, междисциплинарная интеграция, компетентностная модель специалиста.
An^tatton. The article substantiates the expediency of introducing the methodology of engineering pedagogy into the practice of training technical specialists in the DPO system as an effective tool that takes into account the peculiarities of professional and educational relations in the process of training, formation and development of a competently developed personality.
Keywords: continuing professional education, engineering pedagogy, advanced engineering education, interdisciplinary integration, competence model of a specialist.
Введение. Один из основных тезисов государственной образовательной политики состоит в необходимости опережающей подготовки кадров по принципиально новым направлениям, ориентированным на удовлетворение требований рыночной экономики. Важная роль при этом отводится развитию системы профессионального образования, которая включает в себя систему дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающую непрерывное обновление профессиональных компетенций специалистов различного профиля на основе принципов Life Long Learning (непрерывного обучения) за счет изучения дисциплин, реализующих непосредственную связь предмета подготовки с отраслевыми задачами, динамично меняющимися в реальном секторе экономики.
С изменением промышленных технологий обновляются формы и виды профессионально-педагогической деятельности, что привело к возникновению инженерной педагогики, представляющей из себя составную часть профессиональной педагогики, направленную на подготовку специалистов технического профиля, реализующих инженерную деятельность, характеризующуюся специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения. Очевидно, что качество подготовки специалистов в системе ДПО определяется, в первую очередь, квалификацией профессорско-преподавательского состава, что обуславливает необходимость их специальной подготовки. Учитывая специфику требований к специалистам технического профиля, преподаватели системы ДПО должны обладать не только высокой компетентностью в области техники и технологий, но и владеть педагогическими компетенциями, позволяющими использовать современные активные методы обучения слушателей и оценки их квалификации. В результате освоения содержания программ инженерной педагогики у слушателей должны быть сформированы компетенции по организации системы непрерывной подготовки технических специалистов в предметной области.
Под методологией инженерной педагогики будем подразумевать систему принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности по подготовке специалистов технического профиля, а также учение об этой системе.
Цель статьи - показать обоснованность изучения методологических основ инженерной педагогики и необходимость их внедрения при проведении практико-ориентированного обучения преподавательского состава системы ДПО для обеспечения повышения качества подготовки специалистов технического профиля.
Изложение основного материала статьи. Предметом исследования инженерной педагогики являются общие закономерности, принципы и механизмы функционирования систем ДПО, проектирования содержания образования, образовательных программ и технологий обучения [5].
В настоящее время предполагается, что специалист, реализующий инженерную деятельность, должен обладать следующими важными общепрофессиональными компетенциями, овладение которыми, как правило, включаются в состав целей программ ДПО и соответствуют требованиям рынка труда, подтверждая качество образования:
- способность системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать производственные задачи с использованием освоенных профессиональных компетенций;
- умение работать в команде;
- знание бизнес-процессов и бизнес-среды в целом;
- способность генерировать и воспринимать инновации;
- умение аргументированно презентовать свою идею [8].
Однако, в процессе проектирования инженерного образования наибольшую сложность представляет четкое определение частных целей подготовки на основе согласования интересов государства, работодателей, обучаемых и образовательных организаций [2, 9].
При организации и проектировании образовательных траекторий, связанных с постановкой частных целей подготовки, формализацией целей в виде планируемых результатов обучения, выбором форм, методов, способов освоения учебных материалов и средств оценки достижений, решаются следующие вопросы: