Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме'

Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТИВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SECURITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTABILITY / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

В статье рассматриваются проблемы социально-психологической адаптации подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, как фактор психологической защищенности в социальном окружении. Описываются их факторы психологической защищенности. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Выделяются и описываются характерные особенности психологической защищенности, проведен анализ условий социальной защищенности подростков-сирот. Полученные результаты показали, что как психологическая, так и социальная защищенность формируются только при комплементарном сочетании условий их обеспечивающих. Отсутствие или недостаточность условий приводит к чувству психологической незащищенности и неудовлетворительной социальной защищенности. Проблема социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни подростков-сирот актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological adaptation as a factor of psychological security of adolescents-orphans in the societas

The article deals with the problems of social and psychological adaptation of orphans raised in an orphanage as a factor of psychological protection in a social environment. Their factors of psychological protection are described. It is known that adolescence is a period of crisis: the teenager is still connected with the world of childhood, but already enters adulthood. Characteristic features of psychological protection are allocated and described, the analysis of conditions of social protection of teenagers-orphans is carried out. The obtained results showed that both psychological and social security are formed only in a complementary combination of conditions providing them. The lack or insufficiency of conditions leads to a sense of psychological insecurity and poor social security. The problem of social and psychological adaptation to the independent life of orphans is always topical, but its priorities for society and the state have become extremely important in the last decade.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме»

УДК 159.923

Польшина Мария Александровна

кандидат биологических наук Оренбургский государственный педагогический университет

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В СОЦИУМЕ

В статье рассматриваются проблемы социально-психологической адаптации подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, как фактор психологической защищенности в социальном окружении. Описываются их факторы психологической защищенности. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Выделяются и описываются характерные особенности психологической защищенности, проведен анализ условий социальной защищенности подростков-сирот. Полученные результаты показали, что как психологическая, так и социальная защищенность формируются только при комплементарном сочетании условий их обеспечивающих. Отсутствие или недостаточность условий приводит к чувству психологической незащищенности и неудовлетворительной социальной защищенности. Проблема социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни подростков-сирот актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие.

Ключевые слова: психологическая защищенность, социально-психологическая адаптация, адаптивность, деза-даптивность.

Феномен адаптации изучался многими отечественными авторами с различных позиций. Как отмечают Г.М. Андреева, Б. Д. Парыгин, адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности и является показателем ее зрелости. А. А. Налчаджян, исследуя адаптацию, говорит о социально-психической адаптации человека как альтернативной характеристике психологической адаптации [2, с. 25; 5, с. 112]. К.К. Платонов социально-психологическую адаптацию рассматривает как «адаптацию личности к взаимодействию с новым коллективом. Легкость и полнота социально-психологической адаптации зависят как от особенностей коллектива, так и от коммуникативных способностей личности» [4, с. 37-39].

Подросток, который воспитывается в детском доме, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. У него формируются специфические черты личности: отчужденность от мира взрослых, негативизм, неспособность к самоутверждению в труде, неумение планировать свою деятельность, инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание - равнодушие к себе и к своей судьбе, неразвитый социальный интеллект [7, с. 125; 6, с. 145]. Понятно, что обладая такими чертами подросткам-сиротам сложно адаптироваться в социуме. Они не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Результатом этого является повышение уровня безработицы, большое число самоубийств, ассоциативный образ жизни и вероятность попадания в криминальную среду.

На сегодняшний день остается недостаточно изученным значение социально-психологических

факторов, а также влияние травматического события на личность, оценка переживаний личностью этого события. Теоретический анализ исследований И.А. Баевой, В.Ю. Лаптевой [1, с. 228; 6, с. 157] показал, что факторами психологической защищенности в их биполярном выражении являются: адаптивность / дезадаптивность; самоприятие / неприятие; приятие других / конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) / эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); внутренний / внешний контроль, ведомость, зависимость / доминирование, уход от проблем. В рамках нашей работы мы рассматривали данные компоненты социальной адаптации как форму психологической защищенности.

Для исследования социально-психологической адаптированности подростков-сирот к жизненным трудностям было разработано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение их адаптации. В диагностике приняли участие 30 подростков 8-9-х классов учащихся детского дома и 30 учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. Была использована диагностическая методика, направленная на исследование социально-психологической адаптированности подростков-сирот: «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймонд (адаптация Т.В. Снегиревой) [3, с. 112].

На рисунке 1 представлено процентное распределение по уровням показателей адаптирован-ности/дезадаптированности подростков, участвовавших в исследовании. Среди подростков-сирот не диагностирована высокая адаптированность, а низкая представлена более чем у половины (65%).

Низкая адаптированность указывает на недостаточную психологическую защищенность таких подростков, неприспособленность к социуму,

80

Вестник КГУ ^ 2018

© Польшина М.А., 2018

150,00%

100,00%

50,00% 65,00%

0,00% 35,00%

30,00%

60,00%

5,00% 35,00%

60,00%

15,00% 70,00% 15.00%

Адапт-ть СЭг) Адапт-ть (Кг) Дезадапт-ть Дезадапт-ть

(Эг) (Кг)

■ высокая норма ■ низкая Рис. 1. Процентное распределение уровней адаптированности и дезадаптированности подростков

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

60,00%

20,00% 65,00% 15.00%

10,00%

50,00%

25,00%

40,00%

65,00%

40,00% <1,00%

Самопрпнятпе Самопрпнятпе Непринятие Непринятие (Эг) (Кг) себя (Эг) себя (Кг)

■ высокое норма низкое Рис. 2. Процентное распределение уровней самопринятия и непринятия себя у подростков

сниженный социальный статус, негативное самоощущение, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Присутствуют проблемы подростков во взаимодействии с окружающей средой, в общении. У подростков, воспитывающихся в семье, низкая психологическая защищенность встречается вдвое реже (30%). У таких подростков некоторые проблемы во взаимодействии с окружением существуют, но адаптивные возможности позволяют более или менее успешно справляться с ними.

Показатели дезадаптации являются высокими у 60% подростков-сирот и только у некоторых подростков из семьи (15%). Это указывает на незащищенность, которая может проявляться симптомами депрессивного настроения, тревоги, беспокойства. Возможны вспышки агрессии.

Низкая дезадаптированность, указывающая на достаточную защищенность, редко отмечается среди подростков-сирот - 5%. Такие подростки адаптированы к окружающей социальной реальности, возникающие проблемы незначительны и преодолимы. Это отмечается у 15% подростков из семьи.

Итак, анализ диагностических данных указывает на снижение адаптированности среди подростков-сирот. Расчет по критерию Фишера подтверждает достоверность этого снижения и его статистическую значимость при р = 0,01.

Самоприятие. На рисунке 2 указаны уровни самоприятия и неприятия себя. Из данных, обозначенных на рисунке можно определить, что высокий уровень самоприятия не характерен для подростков-сирот. У них преобладает низкое самоприятие (у 60%), а у 40% отмечается высокое неприятие себя, что говорит о снижении положительного отношения к собственным личностным качествам, способностям и т.п. Низкий уровень самоприятия встречается втрое реже в контрольной группе (20%). В то же время у части подростков-

сирот (40%) диагностирован нормативный уровень самоприятия, который в контрольной группе определен у большинства подростков (65%).

Неприятие себя выражено у 40% подростков-сирот. Показатель в пределах нормы - у половины (50%). Низкий уровень неприятия себя - у 10%. У подавляющего большинства их сверстников из семей (65%) показатели неприятия себя в пределах нормы, и у каждого четвертого (25%) - низкие.

Это позволяет говорить о том, что подростки-сироты склонны к недостаточному самоприятию и более часто встречающемуся неприятию себя. В их ответах отмечаются сомнения по поводу собственной привлекательности, способности нравиться и вызвать интерес окружающих. Себя определяют как неудачливых, неспособных разобраться в собственных переживаниях. Это снижает ощущение психологической защищенности и уверенности в себе, препятствует активному вхождению в социум, снижает степень сознательности и адекватности оценивания социальных явлений.

Приятие / неприятие других. Этот показатель позволяет определить характер отношения к окружающим их людям, что во многом определяет психологическую защищенность. Данные на рисунке 3.

Из данных рисунка 3 можно видеть, что принятие других у подростков-сирот преимущественно низкое (65%). Такой уровень свидетельствует о снижении терпимости к окружающим, проявлению замкнутости и отгороженности. В контрольной группе таких испытуемых менее половины (40%).

Вторая половина экспериментальной группы имеет уровень принятия других в пределах нормы (35%). В контрольной группе это большинство детей (60%). Такие подростки имеют позитивные отношения с окружающими: легко ладят с ними, разделяют взгляды и интересы сверстников, общительны. Высокий уровень приятия других не диаг-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

81

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

65,00%

35,00%

А Л АО

и Л''.' О

40,00%

60,00% 0,00%

25,00%

35,00%

40,00%

25,00%

50,00%

25,00%

принятие (Эг) принятие (Кг) непринятие (Эг)непр1гнятпе (Кг)

■ высокий норма низкий Рис. 3. Процентное распределение уровней принятия и непринятия других

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

60,00%

35,00%

15,00%

70,00%

15,00%

20,00%

45,00%

45,00%

65,00%

15,00%

Эм. комфорт {Эг) Эм.комфорт{Кг) Дискомфорт {Эг) дискомфорт(Кг)

■ высоким ■ норма I низкии

Рис. 4. Процентное распределение уровней эмоционального комфорта и дискомфорта подростков

12 О,С 100.С 8 0, 60,0 4 0,С 2 О,С О,С

)0% )0% )0% )0% )0% )0% )0%

80,00%

50,00%

25,00%

25.00° о

25,00%

45,00%

30,00%

25,00%

60,00%

^Я0%

Вн\тр контр ' (Эг)

Вттр контр ' (Кг)

Внеш контр (Эг)

Внеш контр (Кг)

■ высокий норма шгжгаг Рис. 5. Процентное распределение уровней внутреннего и внешнего контроля подростков

ностирован у испытуемых независимо от наличия семейного воспитания, что может объясняться особенностями подросткового возраста, в частности, возросшей критичностью по отношению к себе и окружающим.

Неприятие других у подростков-сирот ярко выражено в 40% случаев, у подростков, воспитывающихся в семьях, в 25%. На этом уровне характерна сдержанность, замкнутость, отгороженность, недоверие и настороженность по отношению к другим людям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональный комфорт / дискомфорт (рис. 4).

На рисунке 4 представлены выявленные уровни этого показателя. У подростков экспериментальной группы высокая степень эмоционального комфорта определилась в 5% случаев, а высокая степень дискомфорта - практически у половины испытуемых (45%). У их сверстников, воспитывающихся в семьях, каждое из этих состояний определилось у 15%. Так, среди подростков-сирот больше тех, кто переживает негативное эмоциональное состояние.

Эмоциональный дискомфорт в пределах нормы имеют 45% подростков-сирот и более половины подростков из семей (65%).

Итак, можно говорить о снижении эмоционального комфорта и некотором повышении дискомфорта у подростков-сирот.

Внутренний / внешний контроль. Внутренний контроль указывает на склонность человека считать ответственным за результаты своей деятельности только самого себя. Внешний контроль предполагает, что человек объясняет последствия своих поступков влиянием обстоятельств, и ответственность за свою деятельность он приписывает исключительно внешним условиям. На рисунке 5 обозначены данные относительно фактора контроля.

Так, можно видеть, что у подростков-сирот ослаблен внутренний контроль (у 80%). В пределах нормы - у остальных 20%. А среди их сверстников из семей у каждого четвертого проявляется высокий внутренний контроль (25%), и также у каждого четвертого внутренний контроль в пределах нормы. Низкий внутренний контроль встречается у 50% подростков из семей. Так, они в большей мере принимают ответственность на себя за события, происходящие в своей жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями.

Внешний контроль выражен сильнее у подростков-сирот: высокий (у 30%) и в пределах

Вестник КГУ Л 2018

82

150,00% 100,00% 50,00% 0,00%

30,00%

20,00%

60,00%

60,00%

^яш

Эг

Кг

■ высокий норма низкий Рис. 6. Процентное распределение уровней склонности к уходу от проблем

нормы (45%). Низкий внешний контроль определен только у 25% подростков-сирот. Высокий уровень у их сверстников из семей представлен у 15%, а в пределах нормы - более чем у половины (60%). Низкий внешний контроль наблюдается у 25% подростков из семей. Описанные данные позволяют говорить о том, что у подростков-сирот в большей степени проявляется внешний контроль по сравнению с внутренним, а также и по сравнению со сверстниками. Они склонны приписывать причины происходящего внешним факторам. Это может проявляться в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности.

Уход от проблем. Стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряженной работой, кризисными ситуациями и общей психологической незащищенностью. На рисунке 6 обозначены данные.

Ярко выраженная склонность к уходу от проблем выявлена более чем у половины подростков-сирот (60%), которые в своих ответах указывали, что часто мечтают и с трудом возвращаются к действительности, стараются не думать о проблемах и застревают на обидах. Это в контрольной группе проявляется вдвое реже - у каждого пятого подростка (20%).

В целом этот фактор более выражен у подростков-сирот, что может объясняться как возрастными и характерологическими особенностями, так и влиянием условий жизни в школе-интернате.

Таким образом, сказанное выше доказывает, что уровень психологической защищенности подростков-сирот снижен по сравнению с подростками, воспитывающимися в семьях. Снижение психологической защищенности подростков-сирот по сравнению с их сверстниками из семей может объясняться влиянием психологической де-привации и других условий социальной ситуации воспитания в учреждении интернатного типа. Что указывает на недостаточную психологическую защищенность таких подростков, неприспособленность к социуму, сниженный социальный статус, негативное самоощущение, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Присутствуют проблемы подростков во взаимодействии с окружающей средой, в общении.

Библиографический список

1. Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 4. - С. 51-55.

2. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. - 2004. -№ 3. - С. 17-21.

3. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.

4. Казанская В. Подросток: социальная адаптация. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии) // Психология. - 2004. - № 2. - С. 21-30.

6. Польшина М.А., Насибуллина А.Д. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. -С. 169-174.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.

References

1. Baranova V Vozrastnoj krizis podrostka: ryadom social'nyj // Social'naya pedagogika v Rossii. - 2008. -№ 4. - S. 51-55.

2. Derbenev D.P. Social'naya adaptaciya podrostkov // Sociologicheskij zhurnal. - 2004. -№ 3. - S. 17-21.

3. Dmitriev M.G. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnyh podrostkov / M.G. Dmitriev, V.G. Belov, YU.A. Parfenov. - SPb.: ZAO «PONI», 2010. - 316 s.

4. Kazanskaya V. Podrostok: social'naya adaptaciya. - SPb.: Piter, 2011. - 288 s.

5. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti: (formy, mekhanizmy i strategii) // Psihologiya. - 2004. - № 2. - S. 21-30.

6. Pol'shina M.A., Nasibullina A.D. Psihologicheskaya zashchishchennost' i koping-povedenie podrostkov-sirot v konfliktnyh situaciyah // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2017. - № 2. -S. 169-174.

7. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psihologiya adaptacii lichnosti. - SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2008. - 479 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.