УДК 159.923
Польшина Мария Александровна
кандидат биологических наук Оренбургский государственный педагогический университет
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В СОЦИУМЕ
В статье рассматриваются проблемы социально-психологической адаптации подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, как фактор психологической защищенности в социальном окружении. Описываются их факторы психологической защищенности. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Выделяются и описываются характерные особенности психологической защищенности, проведен анализ условий социальной защищенности подростков-сирот. Полученные результаты показали, что как психологическая, так и социальная защищенность формируются только при комплементарном сочетании условий их обеспечивающих. Отсутствие или недостаточность условий приводит к чувству психологической незащищенности и неудовлетворительной социальной защищенности. Проблема социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни подростков-сирот актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие.
Ключевые слова: психологическая защищенность, социально-психологическая адаптация, адаптивность, деза-даптивность.
Феномен адаптации изучался многими отечественными авторами с различных позиций. Как отмечают Г.М. Андреева, Б. Д. Парыгин, адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности и является показателем ее зрелости. А. А. Налчаджян, исследуя адаптацию, говорит о социально-психической адаптации человека как альтернативной характеристике психологической адаптации [2, с. 25; 5, с. 112]. К.К. Платонов социально-психологическую адаптацию рассматривает как «адаптацию личности к взаимодействию с новым коллективом. Легкость и полнота социально-психологической адаптации зависят как от особенностей коллектива, так и от коммуникативных способностей личности» [4, с. 37-39].
Подросток, который воспитывается в детском доме, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. У него формируются специфические черты личности: отчужденность от мира взрослых, негативизм, неспособность к самоутверждению в труде, неумение планировать свою деятельность, инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание - равнодушие к себе и к своей судьбе, неразвитый социальный интеллект [7, с. 125; 6, с. 145]. Понятно, что обладая такими чертами подросткам-сиротам сложно адаптироваться в социуме. Они не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Результатом этого является повышение уровня безработицы, большое число самоубийств, ассоциативный образ жизни и вероятность попадания в криминальную среду.
На сегодняшний день остается недостаточно изученным значение социально-психологических
факторов, а также влияние травматического события на личность, оценка переживаний личностью этого события. Теоретический анализ исследований И.А. Баевой, В.Ю. Лаптевой [1, с. 228; 6, с. 157] показал, что факторами психологической защищенности в их биполярном выражении являются: адаптивность / дезадаптивность; самоприятие / неприятие; приятие других / конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) / эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); внутренний / внешний контроль, ведомость, зависимость / доминирование, уход от проблем. В рамках нашей работы мы рассматривали данные компоненты социальной адаптации как форму психологической защищенности.
Для исследования социально-психологической адаптированности подростков-сирот к жизненным трудностям было разработано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение их адаптации. В диагностике приняли участие 30 подростков 8-9-х классов учащихся детского дома и 30 учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. Была использована диагностическая методика, направленная на исследование социально-психологической адаптированности подростков-сирот: «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймонд (адаптация Т.В. Снегиревой) [3, с. 112].
На рисунке 1 представлено процентное распределение по уровням показателей адаптирован-ности/дезадаптированности подростков, участвовавших в исследовании. Среди подростков-сирот не диагностирована высокая адаптированность, а низкая представлена более чем у половины (65%).
Низкая адаптированность указывает на недостаточную психологическую защищенность таких подростков, неприспособленность к социуму,
80
Вестник КГУ ^ 2018
© Польшина М.А., 2018
150,00%
100,00%
50,00% 65,00%
0,00% 35,00%
30,00%
60,00%
5,00% 35,00%
60,00%
15,00% 70,00% 15.00%
Адапт-ть СЭг) Адапт-ть (Кг) Дезадапт-ть Дезадапт-ть
(Эг) (Кг)
■ высокая норма ■ низкая Рис. 1. Процентное распределение уровней адаптированности и дезадаптированности подростков
120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
60,00%
20,00% 65,00% 15.00%
10,00%
50,00%
25,00%
40,00%
65,00%
40,00% <1,00%
Самопрпнятпе Самопрпнятпе Непринятие Непринятие (Эг) (Кг) себя (Эг) себя (Кг)
■ высокое норма низкое Рис. 2. Процентное распределение уровней самопринятия и непринятия себя у подростков
сниженный социальный статус, негативное самоощущение, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Присутствуют проблемы подростков во взаимодействии с окружающей средой, в общении. У подростков, воспитывающихся в семье, низкая психологическая защищенность встречается вдвое реже (30%). У таких подростков некоторые проблемы во взаимодействии с окружением существуют, но адаптивные возможности позволяют более или менее успешно справляться с ними.
Показатели дезадаптации являются высокими у 60% подростков-сирот и только у некоторых подростков из семьи (15%). Это указывает на незащищенность, которая может проявляться симптомами депрессивного настроения, тревоги, беспокойства. Возможны вспышки агрессии.
Низкая дезадаптированность, указывающая на достаточную защищенность, редко отмечается среди подростков-сирот - 5%. Такие подростки адаптированы к окружающей социальной реальности, возникающие проблемы незначительны и преодолимы. Это отмечается у 15% подростков из семьи.
Итак, анализ диагностических данных указывает на снижение адаптированности среди подростков-сирот. Расчет по критерию Фишера подтверждает достоверность этого снижения и его статистическую значимость при р = 0,01.
Самоприятие. На рисунке 2 указаны уровни самоприятия и неприятия себя. Из данных, обозначенных на рисунке можно определить, что высокий уровень самоприятия не характерен для подростков-сирот. У них преобладает низкое самоприятие (у 60%), а у 40% отмечается высокое неприятие себя, что говорит о снижении положительного отношения к собственным личностным качествам, способностям и т.п. Низкий уровень самоприятия встречается втрое реже в контрольной группе (20%). В то же время у части подростков-
сирот (40%) диагностирован нормативный уровень самоприятия, который в контрольной группе определен у большинства подростков (65%).
Неприятие себя выражено у 40% подростков-сирот. Показатель в пределах нормы - у половины (50%). Низкий уровень неприятия себя - у 10%. У подавляющего большинства их сверстников из семей (65%) показатели неприятия себя в пределах нормы, и у каждого четвертого (25%) - низкие.
Это позволяет говорить о том, что подростки-сироты склонны к недостаточному самоприятию и более часто встречающемуся неприятию себя. В их ответах отмечаются сомнения по поводу собственной привлекательности, способности нравиться и вызвать интерес окружающих. Себя определяют как неудачливых, неспособных разобраться в собственных переживаниях. Это снижает ощущение психологической защищенности и уверенности в себе, препятствует активному вхождению в социум, снижает степень сознательности и адекватности оценивания социальных явлений.
Приятие / неприятие других. Этот показатель позволяет определить характер отношения к окружающим их людям, что во многом определяет психологическую защищенность. Данные на рисунке 3.
Из данных рисунка 3 можно видеть, что принятие других у подростков-сирот преимущественно низкое (65%). Такой уровень свидетельствует о снижении терпимости к окружающим, проявлению замкнутости и отгороженности. В контрольной группе таких испытуемых менее половины (40%).
Вторая половина экспериментальной группы имеет уровень принятия других в пределах нормы (35%). В контрольной группе это большинство детей (60%). Такие подростки имеют позитивные отношения с окружающими: легко ладят с ними, разделяют взгляды и интересы сверстников, общительны. Высокий уровень приятия других не диаг-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
81
120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
65,00%
35,00%
А Л АО
и Л''.' О
40,00%
60,00% 0,00%
25,00%
35,00%
40,00%
25,00%
50,00%
25,00%
принятие (Эг) принятие (Кг) непринятие (Эг)непр1гнятпе (Кг)
■ высокий норма низкий Рис. 3. Процентное распределение уровней принятия и непринятия других
120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
60,00%
35,00%
15,00%
70,00%
15,00%
20,00%
45,00%
45,00%
65,00%
15,00%
Эм. комфорт {Эг) Эм.комфорт{Кг) Дискомфорт {Эг) дискомфорт(Кг)
■ высоким ■ норма I низкии
Рис. 4. Процентное распределение уровней эмоционального комфорта и дискомфорта подростков
12 О,С 100.С 8 0, 60,0 4 0,С 2 О,С О,С
)0% )0% )0% )0% )0% )0% )0%
80,00%
50,00%
25,00%
25.00° о
25,00%
45,00%
30,00%
25,00%
60,00%
^Я0%
Вн\тр контр ' (Эг)
Вттр контр ' (Кг)
Внеш контр (Эг)
Внеш контр (Кг)
■ высокий норма шгжгаг Рис. 5. Процентное распределение уровней внутреннего и внешнего контроля подростков
ностирован у испытуемых независимо от наличия семейного воспитания, что может объясняться особенностями подросткового возраста, в частности, возросшей критичностью по отношению к себе и окружающим.
Неприятие других у подростков-сирот ярко выражено в 40% случаев, у подростков, воспитывающихся в семьях, в 25%. На этом уровне характерна сдержанность, замкнутость, отгороженность, недоверие и настороженность по отношению к другим людям.
Эмоциональный комфорт / дискомфорт (рис. 4).
На рисунке 4 представлены выявленные уровни этого показателя. У подростков экспериментальной группы высокая степень эмоционального комфорта определилась в 5% случаев, а высокая степень дискомфорта - практически у половины испытуемых (45%). У их сверстников, воспитывающихся в семьях, каждое из этих состояний определилось у 15%. Так, среди подростков-сирот больше тех, кто переживает негативное эмоциональное состояние.
Эмоциональный дискомфорт в пределах нормы имеют 45% подростков-сирот и более половины подростков из семей (65%).
Итак, можно говорить о снижении эмоционального комфорта и некотором повышении дискомфорта у подростков-сирот.
Внутренний / внешний контроль. Внутренний контроль указывает на склонность человека считать ответственным за результаты своей деятельности только самого себя. Внешний контроль предполагает, что человек объясняет последствия своих поступков влиянием обстоятельств, и ответственность за свою деятельность он приписывает исключительно внешним условиям. На рисунке 5 обозначены данные относительно фактора контроля.
Так, можно видеть, что у подростков-сирот ослаблен внутренний контроль (у 80%). В пределах нормы - у остальных 20%. А среди их сверстников из семей у каждого четвертого проявляется высокий внутренний контроль (25%), и также у каждого четвертого внутренний контроль в пределах нормы. Низкий внутренний контроль встречается у 50% подростков из семей. Так, они в большей мере принимают ответственность на себя за события, происходящие в своей жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями.
Внешний контроль выражен сильнее у подростков-сирот: высокий (у 30%) и в пределах
Вестник КГУ Л 2018
82
150,00% 100,00% 50,00% 0,00%
30,00%
20,00%
60,00%
60,00%
^яш
Эг
Кг
■ высокий норма низкий Рис. 6. Процентное распределение уровней склонности к уходу от проблем
нормы (45%). Низкий внешний контроль определен только у 25% подростков-сирот. Высокий уровень у их сверстников из семей представлен у 15%, а в пределах нормы - более чем у половины (60%). Низкий внешний контроль наблюдается у 25% подростков из семей. Описанные данные позволяют говорить о том, что у подростков-сирот в большей степени проявляется внешний контроль по сравнению с внутренним, а также и по сравнению со сверстниками. Они склонны приписывать причины происходящего внешним факторам. Это может проявляться в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности.
Уход от проблем. Стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряженной работой, кризисными ситуациями и общей психологической незащищенностью. На рисунке 6 обозначены данные.
Ярко выраженная склонность к уходу от проблем выявлена более чем у половины подростков-сирот (60%), которые в своих ответах указывали, что часто мечтают и с трудом возвращаются к действительности, стараются не думать о проблемах и застревают на обидах. Это в контрольной группе проявляется вдвое реже - у каждого пятого подростка (20%).
В целом этот фактор более выражен у подростков-сирот, что может объясняться как возрастными и характерологическими особенностями, так и влиянием условий жизни в школе-интернате.
Таким образом, сказанное выше доказывает, что уровень психологической защищенности подростков-сирот снижен по сравнению с подростками, воспитывающимися в семьях. Снижение психологической защищенности подростков-сирот по сравнению с их сверстниками из семей может объясняться влиянием психологической де-привации и других условий социальной ситуации воспитания в учреждении интернатного типа. Что указывает на недостаточную психологическую защищенность таких подростков, неприспособленность к социуму, сниженный социальный статус, негативное самоощущение, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Присутствуют проблемы подростков во взаимодействии с окружающей средой, в общении.
Библиографический список
1. Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 4. - С. 51-55.
2. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. - 2004. -№ 3. - С. 17-21.
3. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
4. Казанская В. Подросток: социальная адаптация. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии) // Психология. - 2004. - № 2. - С. 21-30.
6. Польшина М.А., Насибуллина А.Д. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. -С. 169-174.
7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
References
1. Baranova V Vozrastnoj krizis podrostka: ryadom social'nyj // Social'naya pedagogika v Rossii. - 2008. -№ 4. - S. 51-55.
2. Derbenev D.P. Social'naya adaptaciya podrostkov // Sociologicheskij zhurnal. - 2004. -№ 3. - S. 17-21.
3. Dmitriev M.G. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnyh podrostkov / M.G. Dmitriev, V.G. Belov, YU.A. Parfenov. - SPb.: ZAO «PONI», 2010. - 316 s.
4. Kazanskaya V. Podrostok: social'naya adaptaciya. - SPb.: Piter, 2011. - 288 s.
5. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti: (formy, mekhanizmy i strategii) // Psihologiya. - 2004. - № 2. - S. 21-30.
6. Pol'shina M.A., Nasibullina A.D. Psihologicheskaya zashchishchennost' i koping-povedenie podrostkov-sirot v konfliktnyh situaciyah // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2017. - № 2. -S. 169-174.
7. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psihologiya adaptacii lichnosti. - SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2008. - 479 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
83