Научная статья на тему 'Показатели социально-психологической адаптации у студентов, пользователей компьютеров'

Показатели социально-психологической адаптации у студентов, пользователей компьютеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
728
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТАДДИКЦИЯ / ПСИХОМЕТРИКА / ГИБКАЯ БАТАРЕЯ / СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / INTERNET ADDICTION / PSYCHOMETRIC / FLEXIBLE BATTERY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PSYCHIC HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакиров Л. Р., Ахмадеев Р. Р., Юлдашев В. Л., Тимербулатов И. Ф.

В пилотном исследовании с помощью гибкой батареи психометрических методов изучены качественные и количественные показатели интернетаддикции и социально-психологической адаптации студентов, пользователей компьютеров. Показано, что достаточно высокий процент студентов, пользователей интернетом имеют риск развития интернетзависимости. У большого количества студентов, пользователей интернетом выявляются признаки нарушения социально-психологической адаптации различного характера и степени выраженности. Результаты подтверждают настоятельную необходимость дальнейшего изучения интернетзависимого поведения с привлечением психометрических, психофизиологических и клинических методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакиров Л. Р., Ахмадеев Р. Р., Юлдашев В. Л., Тимербулатов И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHYSIOLOGICAL ADAPTATION PARAMETERS OF STUDENTS COMPUTER USERS

Under the pilot research of students-computer users with the use of a psychometric method of the flexible battery qualitative and quantitative indices of Internet addiction and socio-psychological adaptation were studied. It is shown that rather high percent of students-Internet users has the risk of the Internet dependency; most of them show signs of socio-psychological adaptation violation of various character and expressiveness. Research results confirm an imperative need of further studying of Internet-dependent behavior attracting psychometric, psychophysical and clinical research methods.

Текст научной работы на тему «Показатели социально-психологической адаптации у студентов, пользователей компьютеров»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 617.755.1-057.875:004.738.5

© Л.Р. Бакиров, Р.Р. Ахмадеев, В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, 2015

Л.Р. Бакиров1, Р.Р. Ахмадеев1, В.Л. Юлдашев1, И.Ф. Тимербулатов2 ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРОВ

'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

2ГАУЗ «Республиканский клинический психотерапевтический центр»МЗРБ, г. Уфа

В пилотном исследовании с помощью гибкой батареи психометрических методов изучены качественные и количественные показатели интернетаддикции и социально-психологической адаптации студентов, пользователей компьютеров. Показано, что достаточно высокий процент студентов, пользователей интернетом имеют риск развития интернет-зависимости. У большого количества студентов, пользователей интернетом выявляются признаки нарушения социально-психологической адаптации различного характера и степени выраженности. Результаты подтверждают настоятельную необходимость дальнейшего изучения интернетзависимого поведения с привлечением психометрических, психофизиологических и клинических методов исследования.

Ключевые слова: интернетаддикция, психометрика, гибкая батарея, социально - психологическая адаптация, психическое здоровье.

L.R. Bakirov, R.R. Akhmadeev, V.L. Yuldashev, I.F. Timerbulatov SOCIO-PHYSIOLOGICAL ADAPTATION PARAMETERS OF STUDENTS -

COMPUTER USERS

Under the pilot research of students-computer users with the use of a psychometric method of the flexible battery qualitative and quantitative indices of Internet addiction and socio-psychological adaptation were studied. It is shown that rather high percent of students-Internet users has the risk of the Internet - dependency; most of them show signs of socio-psychological adaptation violation of various character and expressiveness. Research results confirm an imperative need of further studying of Internet-dependent behavior attracting psychometric, psychophysical and clinical research methods.

Key words: internet addiction, psychometric, flexible battery, socio-psychological adaptation, psychic health.

Результаты отечественных, и особенно зарубежных исследований [2,3,10-16], указывают на то, что одним из характерных проявлений интернетзависимости является социальная дезадаптация. В то же время анализ литературы по аддиктологии, психологии, психиатрии и другим смежным наукам, а также обсуждение этой проблемы с соответствующими специалистами показали, что в Республике Башкортостан за крайне редким исключением [2,3,10] различные аспекты интернетзависимого поведения до настоящего времени практически не исследованы.

Учитывая масштабы, характер и интенсивность пользования компьютером, особенно в молодежной и студенческой среде, исследование интернетзависимости представляет актуальную и даже злободневную медико-социальную, психофизиологическую и психотерапевтическую проблему.

Цель исследования - изучить показатели социально-психологической адаптации студентов, пользователей компьютеров. Материал и методы На пилотном этапе исследования в качестве испытуемых приняли участие 128 студентов медицинского и педагогического уни-

верситетов г. Уфы, из них 31 юноша и 97 девушек, средний возраст респондентов составил 22,03±0,78 года.

Выбор в качестве обследуемых студентов этих вузов нами был обусловлен тем, что именно эти специалисты в ближайшем будущем будут определять формирование физического и психического здоровья нации.

В качестве основного инструмента исследования была подобрана гибкая батарея тестов, состоящая из известных валидных психометрических методов: анамнестические вопросы для определения характера, продолжительности и интенсивности пользования компьютером; тест для скриннигового исследования компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой [11]; опросник качества жизни Всемирной организации здравоохранения и тест социально-психологической адаптации (СПА) [2]. Всего в психометрическую батарею вошли 327 вопросов.

Все испытуемые предварительно были ознакомлены с целями и задачами исследования, анкетирование было проведено в стандартных унифицированных условиях (в студенческих аудиториях) с учетом соответствующих требований. Особое внимание было

уделено унификации процедуры тестирования: тесты были отпечатаны на стандартных листах, тестирование проводилось в строго фиксированное время в комфортных гигиенических условиях.

С учетом численности группы наблюдаемых и характера распределения данных были использованы непараметрические критерии Манна-Уитни и Вилкоксона.

Результаты и обсуждение

Прежде всего отметим, что довольно большой процент анкетных данных (у отдельных респондентов до 30% вопросов) был отбракован ввиду нарушения инструкции (пропуски ответов, небрежно оформленные и испорченные бланки). Мы объясняем это тем, что в использованную нами батарею тестов вошло слишком много вопросов, и респонденты не всегда отвечали на них корректно. Возможно также, что проведенное анкетирование вызвало утомление у опрошенных нами студентов, и они проявили небрежность при заполнении бланков. Все эти случаи не вошли в статистический анализ.

Подавляющее большинство (90%) обследованных пользуются интернетом ежедневно. Следует обратить особое внимание на то, что по собственным оценкам студентов около половины из них (47%) «живут» в интернете. По 3-4 часа за сеанс во всемирной сети проводят 65%, около 10-20 минут - всего 35% обследованных.

Исследование интернетзависимости по методике Л.Н. Юрьевой установило, что около 12% обследованных нами имеют риск развития интернетаддикции (ИА). Более четверти (25,93%) студентов, пользователей персонального компьютера (ПК), уже находятся на стадии формирования ИА и 62,12% на стадии увлеченности интернетом (рис. 1). Примечательно, что наши данные наиболее близки результатам, полученным в странах Юго-Восточной Азии. Близость показателей распространенности компьютерной аддикции в этих странах и странах СНГ Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот (2006), объясняют лавинообразным распространением информационных технологий (ИТ) на этих территориях и, соответственно, слабой социально-психологической адаптацией в отличие от стран Европы и Северной Америки, где ИТ развивались более поступательно [11].

Более детальный анализ характера пользования студентами всемирной сетью показал, что в интернет «заходят» для получения информации для учебы или работы 23%, общения в соцсетях - также 23%, по-

требления аудио-видеоконтента - 21%, просмотра новостей - 11%, развлечения и игр -всего 8% опрошенных.

формирования

70,00% ■

60,00% ■

so,со% .

40,00%

К.С0*. ^XV 20,00%

PU1 i[ in | ■ '

уалсЧСЕЕВМТИ

Рис. 1. Распределение опрошенных по стадиям формирования интернетаддикций

Другие авторы приводят данные о том, что среди наиболее распространенных форм интернетаддикций отмечаются гемблинг (игровая зависимость) и кибер-секс [15,16]. Так, по данным Кузнецова К.В. и Данилейко А.А. (2011), от 10 до 14% игроков находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр [6]. В порнографических чатах общаются с друзьями и знакомыми 44% опрошенных подростков, выборочно - 23%, с незнакомыми людьми - 33% (Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю., 2006) [11], по другим данным «порнографический фактор» доминирует у 30% интернетзависимых [16].

В исследовании различных форм ад-дикций ключевую роль играют показатели социально-психологической адаптации

(СПА), среди которых вызывает интерес отношение пользователей к интернету. Анализ субъективного отношения наших респондентов к «всемирной сети» показал, что более половины из них (55%) только иногда получают удовольствие от пользования интернетом, часто получают удовольствие 25% и 20% студентов удовольствие от работы в интернете получают всегда. Эти данные наталкивают на мысль, что использование интернета для многих респондентов может служить своеобразным стимулятором, определяющим их эмоциональное состояние. Не исключено, что у различных личностей интернет может выполнять различные функции психологической защиты («вытеснения», «проекции», «сублимации» и др.), компенсировать нереализованные желания, комплексы.

Чувство нервозности, снижение настроения, раздражительность или чувство пустоты вне сети никогда не испытывают более половины (56%) обследованных студентов, изредка - 40%, часто - 3%. Для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем по-

требность сесть за компьютер редко чувствуют 47%, никогда не чувствуют - 42%, часто -10% студентов.

Полезность пользования интернетом отметили 80% студентов. Они считают, что интернет является полезным и способствует хорошей успеваемости и культурному развитию. При этом следует отметить, что у 54% респондентов вызывает неприятные эмоции и даже раздражает информация, содержащаяся в интернете, например реклама.

Эти результаты представляются нам достаточно позитивными и благоприятными, поскольку большинство респондентов испытывают сдержанные позитивные эмоции относительно интернета. В свете формирования аддикции эти сведения весьма важны,

Результаты диагностики социально-психологической

поскольку, как было установлено еще в начале исследований ИА [7,15,16], интернет-зависимым присущи: размышления о предыдущих он-лайн-сеансах и предвкушение последующих; хорошее самочувствие или эйфория от работы за компьютером; невозможность остановиться от работы на ПК и увеличение количества времени, проводимого за компьютером; общая эмоциональная неустойчивость, способность одновременно переживать полярные эмоции, легкая возбудимость.

Прямая оценка показателя «адаптивность» выявила, что 62,74 % наших респондентов соответствовали норме по критерию, принятому в тесте СПА, и 37,26% - отклонению от этой нормы (табл. 1).

Таблица 1

адаптации студентов, пользователей компьютеров

Показатели Средний балл Количество респондентов Зона неопределенности

норма, % отклонение от нормы, %

1 а Адаптивность 132,32 37,73 62,27 68-136

Ь Дезадаптивность 75,49 58,49 41,51 68-136

2 а Лживость 14,75 32,07 67,93 18-36

Ь Позитивность 15,26 37,73 62,27 18-36

3 а Приятие себя 40,54 41,51 58,49 22-42

Ь Неприятие себя 12,92 45,28 54,71 14-28

4 а Приятие других 23,56 50,94 49,06 12-24

Ь Неприятие других 16,68 56,60 43,40 14-28

5 а Эмоциональный комфорт 24,45 69,81 30,19 14-28

Ь Эмоциональный дискомфорт 13,53 47,17 52,83 14-28

6 а Внутренний контроль 48,49 5,66 94,34 14-28

Ь Внешний контроль 19,45 50,94 49,06 18-36

7 а Доминирование 9,75 58,49 41,51 6-12

Ь Ведомость 18,07 66,04 33,96 12-24

8 Эскапизм (уход от проблем) 13,24 79,25 20,75 10-20

Не исключено, что у респондентов с нарушенной социально-психологической адаптацией интернет служит компенсаторным механизмом, создавая иллюзию адаптации к жизни. В качестве одной из основных мер социально-психологической адаптированности служат семейные, общественные и производственные взаимоотношения. По этому критерию среди опрошенных нами студентов в угоду пользования компьютером и интернетом общественными и семейными обязанностями часто пренебрегают 15%, редко - 38% и никогда не пренебрегают 45% студентов. При этом нерациональное использование компьютера как угрозу потери дружеских и/или семейных отношений, финансовой стабильности, успехов в учебе часто расценивают 7% студентов, редко - 33% и не рассматривают - 60%.

Одним из показателей формирования интернетаддикции и связанной с ней социальной дезадаптации является обман родных и близких относительно характера и продолжительности пользования интернетом. Так, согласно К. Янгу (1996), среди психических критериев интернетаддикции важными явля-

ются пренебрежение семьей и друзьями, обман работодателя или членов семьи об особенностях пользования компьютером, проблемы с работой или учебой [16]. По данным нашего анкетирования, часто лгут, скрывают от близких количество времени, проводимого в сети, 5% опрошенных студентов, обманывают изредка - 23% и никогда не лгут 69%. Этот показатель вполне согласуется с представленными выше данными об адекватности пользования компьютером.

Угрозу потери семейных и дружеских взаимоотношений, возникновения финансовых проблем, проблем на учебе и на работе из-за злоупотребления интернетом никогда не испытали 60% респондентов, испытали редко 33% и часто испытывают около 6% опрошенных студентов. Эти данные по реальным социальным проблемам согласуются с рассмотренными выше показателями социально-психологической адаптированности и подтверждают достаточно адекватное использование компьютерных технологий. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что треть опрошенных студентов испытали опре-

деленные проблемы с учебой, семьей, финансами в связи с нерациональным использованием компьютера.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации студентов, пользователей компьютеров по методу Роджерса-Даймода представлены в табл. 2.

С учетом зоны неопределенности, предложенной К. Роджерсом и Р. Даймодом, в шкале «адаптивность - дезадаптивность» критерию нормы по показателю «адаптивность» соответствовали 37,73% опрошенных, примерно такое же количество (41,51%) респондентов показали состояние адпатированности (табл. 1.).

Таблица 2

Межгрупповые различия (M±Sd) некоторых показателей социально-психологической адаптации

Показатели Средний балл р-уровень (по критерию Манна-Уитни)

группа формирования ИЗ (п=12) группа увлеченности интернетом (п=26)

Приятие других 19,33±6,98 23,88±3,74 0,0029463

Внешний контроль 25,25±12 16,92±10,24 0,036531

Качество жизни (по ВОЗ КЖ-100) 81,87±12,05 90,26±9,66 0,037842

Примечание. ИЗ - интернетзависимость.

Обращает на себя внимание то, что наиболее сильные различия между нормой и отклонением обнаруживаются в шкалах: «внутренний контроль» (разница около 90%), «эскапизм» - почти 60% и «эмоциональный комфорт» - 40%. Клинические наблюдения показывают, что при формировании зависимого поведения снижается контроль за внутренним и внешним поведением, влечение начинает приобретать компульсивный характер, определяя тесную зависимость положительных эмоций от связи с компьютером. Кроме того, по критерию Роджерса-Даймода результаты в шкалах «лживость», «позитивность», «неприятие себя» и «эмоциональный дискомфорт» можно трактовать как крайне низкие. Эти данные говорят о том, что у обследованных нами студентов крайне низкие показатели внутреннего контроля и адаптивности при высоких значениях эскапизма, ведомости, дезадаптации. При данных значениях самоконтроля, адаптивности и эскапизма высокое число опрошенных испытывают состояние эмоционального комфорта, что, несомненно, свидетельствует о неадекватной, нерациональной оценке своего психоэмоционального состояния, которая способствует формированию аддикций.

СтремЛсИИР к ДОГ111 кирои.шн ю

53,45%

Дфкгтацш

вод»* ■

10 00% ■ ■ ■ I : :■

30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Инг^нальноль

1,03%

П|ЖАТНЙ другие

Энпшкжалнная

Рис.2. Интегрированные показатели СПА у обследованных студентов, пользователей интернета

Обобщенный показатель СПА у обследованных студентов, пользователей интернета, представлен на рис. 2.

Обращают внимание провал на гексо-грамме в части, представляющей самоприятие, и выступ в части «эмоциональность». Это четко соответствует психологическому портрету аддикта - низкая самооценка при достаточно высокой эмоциональности. Выраженная эмоциональность и эмоциональная неустойчивость являются одними из сторон формирующейся интернетаддикции.

Таким образом, результаты оценки социально-психологической адаптации студентов, пользователей компьютеров, с помощью теста Роджерса - Даймода показывают высокий уровень отклонения от нормы у обследованных нами респондентов. Эти результаты входят в противоречие с представленными выше данными о сравнительном благополучии в эмоциональной сфере опрошенных нами респондентов, полученными прямым опросом. Это противоречие может быть результатом некорректных ответов и стремлением ухода от истинной картины или наличием серьезных аффективных нарушений, которые в полной мере не осознаются респондентом или «вытесняются».

Корреляционный анализ выявил значимые отрицательные связи между показателями «адаптивность» и «качество жизни» (0,328), «неприятия себя» (-0,309), «эмоциональный дискомфорт» (-0,312), «уход от проблем» (-0,319), «риск развития интернет ад-дикции» (-3,79). Вполне логичны и закономерны отрицательные взаимоотношения между показателями адаптивности, с одной стороны, и эскапизмом, эмоциональным дискомфортом и неприятием себя - с другой. Из этого ряда выпадает показатель качества жизни, что может быть связано с неверной трактовкой этого понятия опрошенными. Особо от-

метим, что наиболее сильная отрицательная связь обнаруживается между показателями «адаптивность» и «риск развития интернетад-дикции». Психологически понятно, что деза-даптивные личности пытаются сознательно или бессознательно улучшить свое настроение, психологический комфорт, используя интернет и компьютер, которые позволяют условно решать многие проблемы, нерешае-мые в реальной жизни, связанные с низкой самооценкой, реализацией сексуальных комплексов, решением конфликтов и др.

Корреляционный анализ данных социально-психологической адаптации также позволил установить важные связи показателя адаптивности с позитивно-окрашенными эмоциональными качествами: «честность» (0,633), «приятие себя» (0,878), «приятие других» (0,677), «эмоциональный комфорт» (0,624), «внутренний контроль» (0,726), «доминирование» (0,432). Позитивная связь также найдена между показателями «качество жизни» и «приятие других» (0,353). Таким образом, можно судить о компенсаторной функции, интернета в реализации многих потребностей, не всегда осуществляемых в реальной жизни. Напротив, чем выше показатель «дезадаптивность», тем выше показатели «лживость» (0,514), «неприятие себя» (0,897), «неприятие других» (0,848), «эмоциональный дискомфорт» (0,879), «внешний контроль» (0,917), «ведомость» (0,777), «уход от проблем» (0,751).

Понятие дезадаптивности - это сложный социально-психологический феномен, который определяет нарушение гармоничного функционирования личности в обществе, включает понятие честности, адекватной самооценки, умения контролировать свое поведение, критически оценивать свои и чужие поступки, не избегать решения реальных задач. Одной из ключевых связей, обнаруженных в ходе анализа данных, является отрицательная корреляция между показателем качества жизни, полученным по опроснику ВОЗ КЖ, и формированием интернетаддикции, определенной по методу Л.Н. Юрьевой. Эти данные полностью подтверждают данные большинства авторов о взаимоисключающих понятиях полноценной жизни и интернетзависимости.

В заключение отметим, что проведенное нами пилотное исследование указывает на то, что довольно высокий процент студентов, пользователей интернета, имеют риск развития интернетзависимости. У значительного количества студентов, пользователей интернета, выявляются признаки нарушения социально-психологической адаптации различного характера и степени выраженности. Результаты настоящего пилотного исследования показывают настоятельную необходимость дальнейшего изучения интернетзависимого поведения у студентов, особенно социально-значимых вузов. Для корректного массового исследования необходима более лаконичная психометрическая батарея методов.

Сведения об авторах статьи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бакиров Линар Рифкатович - аспирант кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].

Ахмадеев Рустэм Раисович - д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации с курсами нейрохирургии и рефлексотерапии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Юлдашев Владимир Лабибович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].

Тимербулатов Ильгиз Фаритович - д.м.н., главный врач ГАУЗ Республиканского клинического психотерапевтического центра МЗ РБ, главный психотерапевт МЗ РБ. Адрес: 450057, г. Уфа, ул. Менделеева, 136/5а. E-mail: [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Ахмадеев, Р.Р., Тимербулатов, И.Ф., Юлдашев, В.Л. Исследование Интернет-аддикций и психофизиологического статуса пользователей компьютером: пособие по психометрическим методам. - Уфа: Издательство БГПУ, 2014. - 48 с.

3. Социально-психологическая характеристика студентов - пользователей компьютером / Р.Р. Ахмадеев [и др.]// Тезисы Республиканской научно-практической конференции психотерапевтов и медицинских психологов по вопросам оказания специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. - Уфа, 2014. - С. 53-55.

4. Лозовая, Г.В. Диагностика склонности к различным видам зависимости // Компьютерная психологическая диагностика. - 2002. -URL: http://cpd2002.pisem.net/TEST/SRVZ.htm. (дата обращения 14.04.12)

5. Жичкина, А. Шкала интернет-зависимости А. Жичкиной. // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction. (дата обращения 13.02.12.)

6. Кузнецов, К.В. Исследования интернет-зависимости / К.В. Кузнецов, А.А. Данилейко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - № 9. - С. 62-67.

7. Малыгин, В.Л., Феклисов, К.А. Интернет-зависимое поведение: критерии диагностики / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2011. - N° 44. - URL: http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/044/site/index23 .html (дата обращения 16.01.12)

8. Щепилиной, Е.А. Опросник «Восприятие Интернета». // URL: http://psylist.net/praktikum/00121.htm (дата обращения 15.01.12)

9. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Сол-датова [и др.] - М., 2011. - 176 с.

10. Социально-психологические аспекты зависимого поведения учащейся молодежи в РБ: опыт пилотного исследования компьютерной зависимости / В.Л. Юлдашев [и др.] // Республиканская научно-практическая конференция ФСКН. - Уфа, 2014. - С. 338-344.

11. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Боль-бот - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

12. Morahan-Martin, J. Internet use and abuse and psychological problems / J. Joinson, K. McKenna, T. Postmes, U.D. Reips // Oxford Handbook of Internet Psychology - 2007. - Р. 331-345.

13. Morahan-Martin, J. Attitudinal and experiential predictors of technological expertise / J. Morahan-Martin, P. Schumacher // Comp. Hum. Behav. - 2007. - Vol. 23, № 5. - Р. 2230-2239.

14. Morahan-Martin6 J. Internet abuse: Emerging trends and lingering questions // Psychological aspects of Cyberspace: Theory, research and applications. - 2008. - Р. 32-69.

15. Young K. Internet Addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyber Psychol. Behav. - 1996. - Vol. 1, N° 3. - P. 237-244.

16. Young, K.S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype // Psychol. Report. - 1996. -Vol. 79. - P. 899-902.

УДК 616.993-314.14 (470.57)

© Т.В. Кайданек, А.М. Мухаметзянов, Г.М. Асылгареева, А.И. Кобяков, А.Р. Мавзютов, 2015

Т.В. Кайданек1, А.М. Мухаметзянов1, Г.М. Асылгареева1, А.И. Кобяков1,2, А.Р. Мавзютов1 АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ПАРАЗИТОЗАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа

Приведены данные, свидетельствующие о различной выраженности эпидемиологических проявлений отдельных парази-тозов на территориях Республики Башкортостан, сгруппированных по социально-экономическому статусу в Западный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Северный, Уральский, Центральный, Южный регионы. Территорией наибольшего риска по аскаридозу является Северный регион, включающий только сельские поселения с близкими значениями уровней заболеваемости и детей, и взрослых. Энтеробиоз чаще всего регистрировался в Уральском регионе, а лямблиоз - в Западном, преимущественно среди городского населения с наибольшим вовлечением в заболеваемость этими паразитозами детей.

Ключевые слова: заболеваемость, паразитарные заболевания, энтеробиоз, лямблиоз, территориальное и возрастное распределение.

T.V. Kajdanek, A.M. Mukhametzjanov, G.M. Asylgareeva, A.I. Kobjakov, A.R. Mavzjutov INCIDENCE OF THE MOST COMMON PARASITOSIS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article provides data testifying various expressiveness of epidemiological manifestations of separate parasitosis in the territory of the Republic of Bashkortostan grouped by the social and economic status to the Western, Northwest Northeast, Northern, Ural, Central, Southern regions. The territory of the greatest risk for askariasis is the Northern region including only rural settlements with close values of incidences both in children and in adults. Enterobiasis most often was registered in Uralsky region, and giardiasis - in Western one, mainly among urban population, with the greatest involvement in incidence of these parasitosis of children. Key words: incidence, parasitic diseases, enterobiasis, giardiasis, territorial and age distribution.

Паразитарные заболевания являются одними из наиболее актуальных видов инфекционной патологии, уступая по частоте лишь острым респираторным заболеваниям, оказывают значительное влияние на социально-экономическое состояние и уровень развития общества [4,6]. Согласно экспертным оценкам ВОЗ истинное количество ежегодных случаев заболеваемости паразитозами приближается к 4,5 млрд., из них около 1,2 млрд. случаев составляет аскаридоз с наибольшей интенсивностью его распространения в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки [8]. Среди кишечных протозоозов наиболее распространенным в мире является лямблиоз, ежегодное количество зарегистрированных случаев по некоторым данным достигает 280 млн. В РФ данная нозология является наиболее часто регистрируемой протозойной инфекцией [1-3]. Среди гельминтозов, в отличие от мировых данных, на территории нашей страны пре-

валирует энтеробиоз, по частоте почти на порядок превосходящий частоту официально зарегистрированных случаев аскаридоза [1, 3]. Заболеваемость этими паразитозами повсеместно формируется преимущественно в популяции детей 0-14 лет. Основными факторами передачи являются вода, почва, овощи, бахчевые культуры, предметы быта и обихода и другие объекты внешней среды, обсемененные яйцами гельминтов и цистами простейших [2,3,7]. Показатели загрязненности гельминтами и простейшими пищевых продуктов и объектов окружающей среды в России в зависимости от территорий составляют 17,9-24,8% [2]. Наиболее существенно показатели загрязненности объектов среды и проявления эпидемического процесса зависят от социально-экономического статуса сравниваемых территорий, обуславливающего уровень загрязнения окружающей среды, степень урбанизации населенных пунктов, качество и доступность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.