Научная статья на тему 'Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в Суворовском военном училище'

Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в Суворовском военном училище Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
908
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ДОВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МО РФ / ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ADAPTATION / ADAPTATION ABILITIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DISADAPTATION / SUVOROV MILITARY SCHOOL / PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Мария Владимировна, Савельев Владимир Вадимович

Цель. Статья раскрывает авторский подход к понятию социально-психологической адаптации. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы теоретические методы исследования обзорный анализ и синтез подходов к изучению таких конструктов, как адаптация и дезадаптация; практические методы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Исследование носило констатирующий характер. Статистическая обработка осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Для выделения личностных факторов, влияющих на уровень адаптации воспитанников суворовского училища, применялся метод множественного регрессионного анализа. Результаты. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования факторы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков, поступивших на первый курс обучения в суворовское военное училище (СВУ) Министерства обороны РФ (МО РФ). Продемонстрированы особенности адаптации курсантов к условиям военного учебного заведения. Особое внимание уделено личностным характеристикам воспитанников, повышающим вероятность возникновения дезадаптации. Научная новизна. Предложен авторский подход к понятию социально-психологической адаптации; выделены основные показатели успешности этого процесса в условиях СВУ и показатели, позволяющие прогнозировать риск возникновения дезадаптации, а следовательно, своевременно проводить профилактические мероприятия. Сделан вывод о том, что развитие адаптационных способностей подростков должно осуществляться через личностные компоненты. Практическая значимость. Выделены «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности в закрытом военно-учебном заведении. Обозначены перспективные направления изменения акцентов в содержании психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в училищах военного типа. Материалы статьи могут быть использованы при разработке программ адаптации младших учащихся довузовских образовательных организаций МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Мария Владимировна, Савельев Владимир Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS TO EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOL

The aim of the article is to reveal the content of the concept of socio-psychological adaptation. Methods. In the course of work theoretical methods of research are used: an overview and synthesis of approaches to the study of such a theoretical construct as adaptation and disadaptation; practical methods: methods of diagnostics of socio-psychological adaptation by K. Rogers and P. Diamond (SPA) and multi-factor personality questionnaire by R. Cattell (CPQ). The research is summative. Statistical processing is carried out using the computer programs STATISTICA 6.0 and MS Excel; the method of multiple regression analysis is used to highlight the personal factors influencing the level of adaptation of pupils of the Suvorov military school. Results. According to the empirical study, the authors describe the obtained factors of socio-psychological adaptation and disadaptation of adolescents enrolled in the course at Suvorov military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The results of empirical research of features of adolescents' adaptation to the conditions of a military educational institution are presented. Special attention is paid to the selection of personality traits characterizing the failure probability of disadaptation. The authors justified the need and described the possibility of organizing a psychological-pedagogical support of adolescents at the initial stage of studying in military educational institution of the closed type. Scientific novelty. The article proposes the authors' approach to the concept of socio-psychological adaptation; the main indicators of successful socio-psycho-logical adolescents' adaptation to the conditions of Suvorov military school are identified; the indicators that predict the risk of the failure probability of disadaptation are given. It is concluded that the development of adaptive capacity should be achieved through personal components. Practical significance. The «targets» of the correctional developing influence at the stage of adaptation of teenagers to educational activity in the closed military school are allocated. Promising directions of change in emphasis in the content of psychological and pedagogical support of adolescents at the initial stage of study in Suvorov military school of the defense Ministry are noted. The materials and results of the study described in the article can be used while developing adaptation programmes of younger adolescents to training in pre-University educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в Суворовском военном училище»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 355.231.1

Иванова Мария Владимировна

соискатель ученой степени кандидата психологических наук, педагог-психолог Екатеринбургского суворовского военного училища, Екатеринбург (РФ). E-mail: [email protected].

Савельев Владимир Вадимович

аспирант кафедры педагогической психологии и психологии развития института социальных и политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ). E-mail: [email protected].

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ

УЧИЛИЩЕ

Аннотация. Цель. Статья раскрывает авторский подход к понятию социально-психологической адаптации.

Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы теоретические методы исследования - обзорный анализ и синтез подходов к изучению таких конструктов, как адаптация и дезадаптация; практические методы - методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Исследование носило констатирующий характер. Статистическая обработка осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Для выделения личностных факторов, влияющих на уровень адаптации воспитанников суворовского училища, применялся метод множественного регрессионного анализа.

Результаты. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования факторы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков, поступивших на первый курс обучения в суворовское военное училище (СВУ) Министерства обороны РФ (МО РФ). Продемонстрированы особенности адаптации курсантов к условиям военного учебного заведения. Особое внимание уделено личностным характеристикам воспитанников, повышающим вероятность возникновения дезадаптации.

Обоснована необходимость и показаны возможности организации психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в учебном заведении закрытого типа.

Научная новизна. Предложен авторский подход к понятию социально-психологической адаптации; выделены основные показатели успешности этого процесса в условиях СВУ и показатели, позволяющие прогнозировать риск возникновения дезадаптации, а следовательно, своевременно проводить профилактические мероприятия. Сделан вывод о том, что развитие адаптационных способностей подростков должно осуществляться через личностные компоненты.

Практическая значимость. Выделены «мишени» коррекционно-развива-ющего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности в закрытом военно-учебном заведении. Обозначены перспективные направления изменения акцентов в содержании психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в училищах военного типа.

Материалы статьи могут быть использованы при разработке программ адаптации младших учащихся довузовских образовательных организаций МО РФ.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные способности, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, суворовское военное училище, довузовские образовательные организации МО РФ, военные учебные заведения. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-105-116 Статья поступила в редакцию 03.03.2016. Принята в печать 11.08.2016.

Mariya V. Ivanova

PhD student, Educational Psychologist, Federal State Public Educational Institution «Ekaterinburg Suvorov Military School», Ekaterinburg (RF). E-mail: [email protected].

Vladimir V. Savelyev

PhD student, Department of Educational Psychology and Psychology of Development, Institute of Social and Political Sciences of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg (RF). E-mail: [email protected].

FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS TO EDUCATION IN SUVOROV MILITARY

SCHOOL

Abstract. The aim of the article is to reveal the content of the concept of socio-psychological adaptation.

Methods. In the course of work theoretical methods of research are used: an overview and synthesis of approaches to the study of such a theoretical con-

struct as adaptation and disadaptation; practical methods: methods of diagnostics of socio-psychological adaptation by K. Rogers and P. Diamond (SPA) and multi-factor personality questionnaire by R. Cattell (CPQ). The research is sum-mative. Statistical processing is carried out using the computer programs STATISTICA 6.0 and MS Excel; the method of multiple regression analysis is used to highlight the personal factors influencing the level of adaptation of pupils of the Suvorov military school.

Results. According to the empirical study, the authors describe the obtained factors of socio-psychological adaptation and disadaptation of adolescents enrolled in the course at Suvorov military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The results of empirical research of features of adolescents' adaptation to the conditions of a military educational institution are presented. Special attention is paid to the selection of personality traits characterizing the failure probability of disadaptation.

The authors justified the need and described the possibility of organizing a psychological-pedagogical support of adolescents at the initial stage of studying in military educational institution of the closed type.

Scientific novelty. The article proposes the authors' approach to the concept of socio-psychological adaptation; the main indicators of successful socio-psycho-logical adolescents' adaptation to the conditions of Suvorov military school are identified; the indicators that predict the risk of the failure probability of disadaptation are given. It is concluded that the development of adaptive capacity should be achieved through personal components.

Practical significance. The «targets» of the correctional developing influence at the stage of adaptation of teenagers to educational activity in the closed military school are allocated. Promising directions of change in emphasis in the content of psychological and pedagogical support of adolescents at the initial stage of study in Suvorov military school of the defense Ministry are noted.

The materials and results of the study described in the article can be used while developing adaptation programmes of younger adolescents to training in pre-University educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Keywords: adaptation, adaptation abilities, socio-psychological adaptation, disadaptation, Suvorov military school, pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, military educational institutions.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-105-116

The article was submitted on 03.03.2016.

The article was accepted for publication on 11.08.2016.

Формирование нового облика Вооруженных Сил России (ВС РФ) и реорганизация системы военного образования в интересах комплектования ВС РФ высококвалифицированными кадрами, способными применять современное

вооружение, сложную технику, обусловили поиск новых подходов и методов к образованию будущих офицеров. В связи с необходимостью повышения качества военной подготовки и обеспечения преемственности допрофессио-нального и высшего военного образования в стране стала активно воссоздаваться система суворовских училищ и кадетских корпусов.

Довузовская военная подготовка в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах, школах и классах является начальной ступенью поэтапного, непрерывного обучения будущих офицеров ВС РФ. На данном этапе определен 7-летний, начиная с 5-го класса, срок обучения в подобных учреждениях.

Поступление в суворовское военное училище (СВУ) для мальчиков-подростков - сложный этап в их жизни, сочетающий в себе как минимум три основных аспекта:

1) переход в среднее звено школы, когда школьная программа значительно усложняется и расширяется;

2) начало подросткового периода, совпадающее со временем начала учебы в заведении закрытого типа. Известно, что в подростковом возрасте происходят существенные изменения как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Данный возраст традиционно считается самым трудным в отношении воспитания, так как он характеризуется предельной неустойчивостью настроений и поведения, постоянными колебаниями самооценки, резкими переменами физического состояния и самочувствия, ранимостью, неадекватностью реакций [7];

3) наконец, это сложный процесс адаптации к новым социальным условиям и моногенной среде. У подростков коренным образом меняется круг и характер общения: резко ограничиваются контакты с близкими и с прежними референтными группами; возникает необходимость приспосабливаться к новому однополому коллективу, а также к строго регламентированным условиям жизнедеятельности, основанным на соблюдении строгой дисциплины [17];

Все перечисленное показывает, насколько непростые проблемы приходится решать и новоиспеченным суворовцам, попавшим в совершенно иную по сравнению с прежней обстановку, и их педагогам-наставникам.

Нами было предпринято исследование по выявлению особенностей адаптации воспитанников на начальном этапе обучения в СВУ с целью определения «мишеней» коррекционного воздействия для развития адаптивных способностей подростков в условиях закрытого образовательного учреждения.

Прежде всего, при рассмотрении с точки зрения социально-психологического подхода в качестве основного конструкта исследования по-

нятия адаптации для его операционализации представляется необходимым обратиться к его определению.

На основе анализа научной литературы можно выделить общие особенности данного конструкта.

Во-первых, адаптация возникает при изменении, перестройке существующей у индивида системы привычного взаимодействия с социумом [20, 21].

Во-вторых, такое изменение провоцирует действие защитных механизмов личности для достижения гармонии в диаде «человек - среда» [14].

Под социально-психологической адаптацией подростка к условиям военного учебного заведения мы понимаем процесс установления оптимального соответствия возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков воспитанника условиям образовательной среды закрытого типа.

Противоположным понятию адаптации является понятие дезадаптации - деструктивного процесса, характеризующегося нарушением связей «личность - социум» [7].

Проявления адаптации и дезадаптации у суворовцев мы рассматривали с двух основных позиций:

• поведенческих проявлений (внешне наблюдаемых поведенческих реакций и соматических проблем), к которым относятся соматические проблемы, проблемы социализации, внешние проблемы и внешний контроль;

• личностных изменений (индивидуально-психологических характеристик), показателями которых являются приятие и неприятие себя, эмоциональный комфорт и дискомфорт, напряженность, внутренний контроль, внутренние проблемы и проблемы с вниманием, ведомость и проявления эскапизма, общительность и эмоциональная стабильность [9].

Нас интересовали в первую очередь те поведенческие и личностные особенности подростков, которые имеют непосредственное отношение к реализации учебно-познавательных функций в условиях СВУ.

Исследование, проводившееся на базе федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны РФ, включало три этапа:

1) теоретико-методологический анализ феномена адаптации (январь 2013 г. - март 2014 г.);

2) подбор методик и проведение эмпирического исследования (апрель 2014 г. - октябрь 2015 г.);

3) математико-статистический анализ и качественная обработка диагностических данных (ноябрь - декабрь 2015 г.).

В качестве измерительного материала использовались методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Дай-монда (ДПА), многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel.

В исследовании приняли участие 160 суворовцев 1-го курса обучения в возрасте 11 лет.

Для выделения личностных факторов (условно названных нами «мишенями»), влияющих на уровень адаптации учащихся, использовался метод множественного регрессионного анализа. В качестве зависимой переменной был избран интегральный показатель адаптации по методике ДПА, а в качестве независимых переменных - отдельные показатели по субшкалам данного теста. Результаты регрессионного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторы, определяющие уровень адаптации обучающихся СВУ

Адаптация Регрессионный коэффициент р-уровень значимости

Константа 55,85 0,00

Приятие себя 0,26 0,00

Неприятие себя -0,34 0,00

Эмоциональный комфорт 0,16 0,02

Эмоциональный дискомфорт -0,31 0,00

Внутренний контроль 0,16 0,00

Ведомость -0,37 0,00

Эскапизм -0,33 0,00

В табл. 1 видно, что статистически значимые положительные связи были получены между интегральным показателем адаптации и показателями шкал «Приятие себя», «Эмоциональный комфорт» и «Внутренний контроль».

Положительная связь между показателем адаптации и приятием себя соответствует имеющимся в литературе эмпирическим данным психологических исследований и в условиях образовательной деятельности выражается в соответствии новой среде адаптированности подростка с позитивным восприятием и признанием себя, принятием своих личностных особенностей, отношением к себе как личности, способной совершать самостоятельный выбор, верящей в свои возможности и имеющей адекватную самооценку.

Статистически значимая положительная связь интегрального показателя адаптации с эмоциональным комфортом также совпадает с данными других исследований и в нашем случае выражается в соответствии адаптированности подростка с эмоционально-положительным отношением к себе, новой ситуации жизнедеятельности и новому окружению.

В то же самое время обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция между интегральным уровнем адаптации и такими показателями, как «Неприятие себя», «Эмоциональный дискомфорт», «Ведомость» и «Эскапизм». Очевидно, что с увеличением показателей адаптации снижаются неприятие себя, эмоциональный дискомфорт, чувства ведомости и зависимости, а также слабеет тенденция ухода от проблем, возникающих в ходе образовательной деятельности.

Интересно, что такие переменные, как «Приятие других» и «Неприятие других», «Внешний контроль», «Доминирование» и «Лживость», абсолютно не влияют на показатели адаптации подростков к условиям обучения в СВУ. На наш взгляд, это обусловлено тем, что в адаптационных механизмах личности к условиям военно-образовательного заведения первостепенное значение имеют собственно-психологические особенности личности, а не внешние факторы, такие как социальный статус, внутри-групповые процессы или успеваемость.

Теперь обратимся к вопросам, по каким личностным чертам можно предсказать вероятность возникновения того или иного фактора дезадаптации воспитанников, что позволит спрогнозировать дезадаптацию подростка в военном учреждении и своевременно организовать профилактические мероприятия.

В табл. 2 размещены регрессионные модели, демонстрирующие взаимосвязи между отдельными личностными чертами, выделенными по методике CPQ с факторами «Приятие себя», «Неприятие себя» и «Эмоциональный дискомфорт».

Таблица 2

Личностные черты, способствующие возникновению дезадаптации

Шкалы Регрессионные коэффициенты

Приятие себя Неприятие себя Эмоциональный дискомфорт

Константа 57,64** - -

Н (робость - смелость) - - -2,14**

Q3 (самоконтроль) -1,62** 1 71** 1,57*

Q4 (напряженность) —1 77** - -

* Взаимосвязь значима на уровне 0,05. ** Взаимосвязь значима на уровне 0,01.

Обнаружено, что все три фактора («Приятие себя», «Неприятие себя» и «Эмоциональный дискомфорт») коррелируют с личностной чертой «Самоконтроль». Статистически значимая положительная связь с показателями «Неприятие себя» и «Эмоциональный дискомфорт» говорит о том, что с ростом самоконтроля увеличиваются эмоциональный дискомфорт и неприятие

себя (приятие себя, разумеется, снижается). На наш взгляд, такое противоречие обусловлено различием в подходах к данному конструкту в методиках, взятых за основу в нашем исследовании. Есть расхождения, в частности, между «Внутренним контролем» (методика ДПА) и «Самоконтролем» (фактор Q3 по методике CPQ). Самоконтроль как особенность и составляющая структуры личности (согласно факторной теории личности Р. Кеттела) отражает готовность личности в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния и желания, что, естественно, может привести к эмоциональному дискомфорту и неприятию себя. Данный личностный показатель, как отмечают многие ученые-психологи, следует «держать» на среднем уровне, так как чрезмерно низкое его развитие ведет к недисциплинированности, зависимости от настроений, неумению контролировать свои эмоции и поведение; а высокая степень самоконтроля характеризует выраженные волевые качества личности, которым могут сопутствовать высокая напряженность и эмоциональный дискомфорт.

Выявлена также статистически значимая отрицательная связь между показателем «Приятие себя» и личностной чертой «Напряженность», т. е. с повышением позитивного отношения к себе и приятия своих личностных особенностей напряженность подростка уменьшается.

Статистически значимая отрицательная связь между показателем «Эмоциональный дискомфорт» и фактором Н по CPQ (робость - смелость) свидетельствует о том, что ощущение эмоционального дискомфорта соразмерно степени робости и неуверенности в себе, а личностные качества, в свою очередь, ведут к снижению активности в социальных контактах.

Наибольшее количество взаимосвязей с личностными чертами обнаруживает такой фактор дезадаптации, как эскапизм (табл. 3).

Таблица 3

Личностные черты, способствующие проявлению эскапизма у воспитанников СВУ

Эскапизм Регрессионный коэффициент р-уровень значимости

Константа 16,05 0,00

А (замкнутость - общительность) 0,77 0,01

С (эмоциональная стабильность) -0,66 0,05

Е (податливость - независимость) 0,87 0,02

Н (робость - смелость) -0,63 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О (тревожность) 0,64 0,04

Q4 (напряженность) -0,72 0,02

Проявление эскапизма положительно коррелирует с личностными чертами «Замкнутость - общительность» (А), «Податливость - независимость» (Е) и «Тревожность» (О). У подростка соразмерно желанию «уйти» от действительности, погрузиться в мир фантазий возрастают замкнутость, податливость и чувство тревожности.

Статистически значимая отрицательная связь проявлений эскапизма с факторами «Эмоциональная стабильность» (С), «робость - смелость» (Н) и «Напряженность» ^4) показывает, что со снижением стремления личности уйти от действительности в мир иллюзий повышается эмоциональная устойчивость, выдержанность, появляются спокойствие, удовлетворенность ситуацией, склонность поддерживать устойчивые общественные нормы поведения, возрастают общительность, смелость, самоуверенность, готовность испытывать и пробовать новое.

Взаимосвязей между отдельными личностными чертами и такими факторами, как «Эмоциональный комфорт», «Внутренний контроль» и «Ведомость», найдено не было.

Таким образом, показателями успешной социально-психологической адаптации подростков к условиям СВУ являются приятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль (самоконтроль), эмоциональная стабильность, смелость, общительность и независимость.

Опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что успешность социально-психологической адаптации подростков к условиям военного заведения зависит от личностных компонентов. В соответствии с полученными «мишенями» коррекционно-разви-вающего воздействия на этапе адаптации воспитанников к условиям СВУ будут эмоциональная, волевая, мотивационная, деятельностная и коммуникационная сферы.

Задачами коррекционно-развивающего воздействия должно стать формирование и развитие положительного самоприятия и эмоционального самоотношения, развитие самоактуализирующейся личности, формирование гибкости в общении с другими людьми, создание условий для эмоционального комфорта.

Статья рекомендована к публикации д-ром психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк

Литература

1. Авдиенко Г. Ю. Особенности индивидуально-психологического и личностного развития подростков, обучающихся в военных общеобразовательных учебных заведениях в период социально-экономических преобразований: автореф. дис. ... канд. психол. наук. С.-Петербург, 2002.

2. Баранова В. Возрастной кризис подростка // Социальная педагогика в России. 2008. № 4. С. 51-55.

3. Белкин А. С. Основы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие. Москва: Академия, 2000. 244 с.

4. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека: учебно-методическое пособие. Москва, 2001.

5. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67-73.

6. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. Москва: Гау-деамус, 2005.

7. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. С.-Петербург: Питер, 2011. 288 с.

8. Капустин Н. П. Адаптивная образовательная система школы. Москва: АСТ, 2002. 224 с.

9. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1-е, 5-е, 10-е классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2008. 238 с.

10. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук, С.-Петербург, 2006. 24 с.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.

12. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) // Психология. 2004. № 2. С. 21-30.

13. Некрасова Н. А. Формирование адаптационного потенциала молодежи в процессе модернизации российского социума // Молодежь и наука: сборник материалов 6-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электрон. ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section7.html (дата обращения: 05.07.2016)

14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание. С.-Петербург: Медицинская пресса, 2011.

15. Розов В. И. Методика оценки адаптивных свойств личности // Практическая психология и социальная работа. 2007. № 7. С. 14-17.

16. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2006.

17. Шеховцов В. П. Характеристика физического развития и функционального состояния подростков-первокурсников суворовского военного училища в условиях адаптации к образовательному процессу: дис. ... канд. мед. наук. Москва, 2004. 63 с.

18. L. Alan Sroufe, Byron Egeland, Elizabeth A. Carlson, W. Andrew Collins The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood, Guilford Press, 2005.

19. Paul R. Martin Fanny M. Cheung Michael C. Knowles Michael Kyrios IAAP Handbook of Applied Psychology, Wiley Blackwell, 2011, 828 c.

References

1. Avdienko G. Y. Osobennosti individual'no-psihologicheskogo i lichnost-nogo razvitija podrostkov, obuchajushhihsja v voennyh obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenijah v period social'no-jekonomicheskih preobrazovanij. [Features individually-psychological and personal development of teenagers, students in military secondary schools in the period of socio-economic transformation]. Abstract of cand. diss. St.-Petersburg, 2002. (In Russian)

2. Baranova V. Age teenager crisis: Social aspect. Social'naja pedagogika v Rossii. [Social Pedagogy in Russia]. 2008. № 4. P. 51-55. (In Russian)

3. Belkin A. Osnovy vozrastnoj psihologii. [Fundamentals of psychology]. Moscow: Publishing House Academia. [Academy]. 2000. 244 p. (In Russian)

4. Berezin F. B. Psihologicheskaja i psihofiziologicheskaja adaptacija che-loveka. [Psychological and psycho-physiological human adaptation]. Moscow, 2001. (In Russian)

5. Bogomolov A. M. Personal adaptive capacity in the context of the system analysis. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. [Psychological Science and Education]. 2008. № 1. P. 67-73. (In Russian)

6. Volkov B. S. Psihologija podrostka. [Teenager psychology]. Moscow: Publishing House Gaudemaus, 2005. (In Russian)

7. Kazanskay V. Podrostok: social'naja adaptacija. [Teenager: social adaptation]. Kniga dlja psihologov, pedagogov i roditelej. [A book for psychologists, educators and parents]. St.-Petersburg: Publishing House Peter, 2011. 288 p. (In Russian)

8. Kapustin N. P. Adaptivnaja obrazovatel'naja sistema shkoly. [Adaptive educational school system]. Moscow: Publishing House AST, 2002. 224 p. (In Russian)

9. Korobkina S. A. Adaptacija uchashhihsja na slozhnyh vozrastnyh jetapah (1-e, 5-e, 10-e klassy): sistema raboty s det'mi, roditeljami, pedagogami. [Adaptation of pupils in difficult age stages (1, 5, 10 forms): System work with children, parents, teachers]. Volgograd: Publishing House Master, 2008. 238 p. (In Russian)

10. Kravchenko Y. V. Osobennosti processa adaptacii podrostkov k us-lovijam obuchenija v obshheobrazovatel'nyh voennyh uchebnyh zavedenijah. [Features of the process of adaptation of teenagers to training conditions in secondary military schools]. Abstract of cand. diss. St.-Petersburg, 2006. 24 p. (In Russian)

11. Maklakov A. G. Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. Psihologicheskij zhurnal. [Psychological Journal]. V. 22. 2001. № 1. (In Russian)

12. Nalchajyan A. A. Socio-psychological adaptation of the person (forms, mechanisms and strategies). Psihologija. [Psychology]. 2004. № 2. P. 21-30. (In Russian)

13. Nekrasova N. A. Formation of the adaptive capacity of youth in the process of modernization of the Russian society. Molodjozh' i nauka: sbornik materia-

lov 6-j Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molo-dyh uchjonyh. [ Youth and Science: Proceedings of the 6th All-Russian Scientific and Engineering Conference for Students, PhD Students and Young Scientists]. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet. [Siberian Federal University]. 2011. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section7.html. (In Russian)

14. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologija adaptacii lich-nosti. [Psychology of personality adaptation]. St.-Petersburg: Publishing House Medical Press, 2011. (In Russian)

15. Rozov V. I. Methodology to evaluate the adaptive properties of the person. Prakticheskaja psihologija i social'naja rabota. [Practical Psychology and Social Work], 2007. № 7. P. 14-17. (In Russian)

16. Slastenin V. A. Psihologija i pedagogika. [Psychology and pedagogy]. Moscow: Publishing House Academia [Academy], 2006. (In Russian)

17. Shekhovtsov V. P. Harakteristika fizicheskogo razvitija i funkcional'nogo sostojanija podrostkov-pervokursnikov suvorovskogo voennogo uchilishha v us-lovijah adaptacii k obrazovatel'nomu processu. [Characteristics of physical development and functional state of the first-year students of Suvorov Military School in the conditions of adaptation to the educational process]. Cand. diss. Moscow, 2004. 163 p. (In Russian)

18. L. Alan Sroufe, Byron Egeland, Elizabeth A. Carlson, W. Andrew Collins The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood, Guilford Press, 2005. (Translated from English)

19. Paul R. Martin Fanny M. Cheung Michael C. Knowles Michael Kyrios IAAP Handbook of Applied Psychology, Wiley Blackwell, 2011. 828 p. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.