Научная статья на тему 'О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот'

О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ (ЛИЦА ИЗ ИХ ЧИСЛА) / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS-ORPHANS (THOSE AMONG THEM)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдакова Алена Ивановна, Суняйкина Татьяна Васильевна

Автор статьи обращается к вопросу о социально-психологической адаптации студентов-сирот (лиц из их числа) к образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдакова Алена Ивановна, Суняйкина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот»

Байдакова А. И., Суняйкина Т. В. О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470013.htm.

ART 470013 УДК 159.9.072

Байдакова Алена Ивановна,

магистрант, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» ООП «(Управление образовательной организацией», филиал ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани а!епа bavdakova@vail.ru

Суняйкина Татьяна Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани pcelka-2@mail.ru

О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот

Аннотация. Автор статьи обращается к вопросу о социально-психологической адаптации студентов-сирот (лиц из их числа) к образовательной среде вуза. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, студенты-сироты (лица из их числа), образовательная среда.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В нынешней социально-экономической ситуации вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества -это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы и конкретной социальной группы обучающихся механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов из числа сирот в наиболее сложные и критические периоды обучения.

Изучение процесса адаптации студентов - это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Особое внимание в этот время должно уделяться созданию механизмов адаптации студентов-сирот к новым условиям: образовательной среде вуза, учебно-профессиональной деятельности, социально-педагогическому сопровождению, и социально-психологической поддержке и коррекции.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации высшего образования - это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интел-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Байдакова А. И., Суняйкина Т. В. О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470013.htm.

лектуального потенциала, профессиональным становлением. Адаптация студентов-сирот в период обучения в вузе носит комплексный характер. Она включает в себя следующие виды: учебно-профессиональную, социальную, социально-психологическую и социально-правовую.

Социально-психологическая адаптация, согласно определению В. Г. Березина, - это также процесс приобретения личностью определённого социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. И этот процесс происходит как в автономных системах психологических связей и отношений, так и в тех психологических связях и отношениях, которые возникают при решении различных задач, связанных с деятельностью в социальной среде, где личность проходит социально-психологическую адаптацию. В этом случае, овладевая деятельностью и совершенствуясь в ней, студент включается в соответствующие, вполне определенные социальные и различные социально-психологические связи и отношения. И, затем, происходит не только профессиональная, но и социально-психологическая адаптация (или дезадаптация) личности [1].

Н. Г. Кольцова, определяла социально-психологическую адаптацию как двусторонний и активный процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом является изменение личностных качеств человека [2].

В филиале Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани обучается 12 студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними регулярно и планомерно проводится работа по адаптации к условиям вуза. В ходе нашего экспериментального исследования, по результатам диагностических измерений положения в коллективе, психологического самочуствия, адаптивных личностных возможностей, мы пришли к выводу о необходимости совершенствования этой работы (с учетом имеющегося опыта) и включении в нее новых элементов, видов и форм работы. Среди них мы внедряем работу по включению студента в группу (групповая работа на командообразование, создание благоприятной обстановки в группе); знакомство студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, основными нормативно-правовыми актами РФ; проведение кураторских часов по различным темам, в том числе и личным вопросам студентов; включение студентов во внеучебную и научную деятельность вуза.

С целью выявления результативности и влияния указанных новых подходов к работе со студентами-сиротами мы провели исследование уровня их социально-психологической адаптации с помощью опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, русифицированного А. К. Осницким. Этот опросник позволяет выявить степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, высокую зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. Как показывает практика, причины трудностей студентов-сирот (лиц из их числа) можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни, множественны и могут быть представлены комплексами в самых разных сочетаниях.

Это и трудно складывающиеся отношения с попечителями и сверстниками, и трудно осваиваемый процесс обучения вузе, который отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками и педагогами, и трудности формирования

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Байдакова А. И., Суняйкина Т. В. О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470013.htm.

жизненных планов и личностных позиций. В то же время обнаруживаемые трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков сирот, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Без сомнения, остается достаточно большая область для позитивных проявлений, которые и могут стать «опорной площадкой» в коррекционной работе со студентами-сиротами (лицами из их числа), и в его собственном самодвижении, саморазвитии.

Критерии оценивания следующие:

1) «Адаптация»;

2) «Приятие других»;

3) «Интернальность»;

4) «Самовосприятие»;

5) «Эмоциональная комфортность»;

6) «Стремление к доминированию».

При проведении исследования нам было важно узнать, насколько адаптированы студенты, как они чувствуют себя в группе, принимают ли они себя, «доминируют» или оказываются «ведомыми».

Нами было опрошено 12 студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 26 лет, обучающихся на факультетах педагогики и психологии, экономики, истории и права, филологии и математики, информатики и технологии. Опросы проводились в начале 2015 и в конце 2016 гг., по окончании нашего опытно-экспериментального исследования.

Сравнительные результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации отражены на рисунке.

Сравнительные результаты выявления степени адаптированности/дезадаптированности детей-сирот в системе межличностных отношений (по опроснику социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

за 2015/2016 год)

Сопоставляя результаты диагностического исследования социально-психологической адаптации студентов-сирот (лиц из их числа) и детей, оставшихся без попе-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Байдакова А. И., Суняйкина Т. В. О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470013.htm.

чения родителей в филиале КубГУ до и после эксперимента, мы можем сделать следующие выводы.

Так, если в начале исследования количество адаптированных к условиям образовательной среды вуза сирот составляло 58% от их общего количества, то в конце нашего экспериментального исследования оно возросло почти на треть и составило 82%; соответственно число дезадаптированных обучающихся сократилось в 2,5 раза (с 42% до 18%).

По показателю «принятие - непринятие себя» принимают себя 72% , в то время как до эксперимента их было на треть меньше (50%). Количество студентов-сирот, не принимающих себя снизилось с 50% до 27%. Без особых затруднений вступают в контакт со сверстниками 90% студентов-сирот, при том, раньше таковых 75%, то есть на четверть меньше.

Если в 2015 году 57% студентов этой категории ощущали себя эмоционально комфортно, то в 2016 году число таковых возросло на четверть и составило 82%. Кроме того, у ребят повысился уровень внутреннего контроля: если раньше он характеризовал 58% студентов-сирот, то теперь присущ 73%. Количество студентов, нуждающихся во внешнем контроле снизилось в полтора раза: с 42% до 27%. Доминирующее положение в коллективе в 2016 году занимают 82% студентов-сирот при том, что в 2015 году их было 58%.

Таким образом, систематически проводимая в вузе работа по социально-психологической адаптации дает положительные результаты, о чем свидетельствуют позитивные изменения значимых личностных характеристик студентов-сирот.

Ссылки на источники

1. Байдакова А. И. Из опыта организации социально-педагогического сопровождения детей-сирот в общеобразовательной организации // Психология и педагогика: методология, теория и практика: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (10 ноября 2015 г., г. Уфа) / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015.- С. 54-59.

2. Березин В. Г. Психическая и психофизическая адаптация человека. - М.: Мысль, 2012. - 234 с.

3. Кольцова Н. Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. - М.: Наука, 2007. - 357 с.

Alyona Baidakova,

undergraduate, 44.04.01 direction of preparation "Pedagogical education" the PLO "management of an educational institution", branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban alena bavdakova@vail.ru Tatyana Sunyaykina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics of

branch Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban

pcelka-2@mail.ru

On some aspects socialno-psychological adaptation of students-orphans

Abstract. The Author addresses the question of socio-psychological adaptation of students-orphans (persons among them) to the educational environment of the University.

Key words: socio-psychological adaptation of students-orphans (those among them), the educational environment.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17

Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Байдакова А. И., Суняйкина Т. В., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.