Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарахова Е. Ф., Арипва А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

341-342

пациента с одномоментным докладом . Мотивация оценивалась по методике А . А. Реан и В . А . Якунина (в модификации Н . Ц . Бадмаевой) исходно и на последнем занятии по дисциплине . Методика включала оценку коммуникативных мотивов, мотивов избегания, мотивов престижа, профессиональных мотивов, мотивов творческой самореализации, учебно-познавательных и социальных мотивов студентов В качестве контрольных точек исследования, отражающих профессиональные компетенции, были приняты предэкзаменационный рейтинг по циклу и результаты промежуточной аттестации.

Результаты. Исходно при анализе мотивации студентов в обеих группах было выявлено статистически значимое (р<0,05) преобладание коммуникативных мотивов (в ЭГ-4,2, в ГС-4,0 баллов, р<0,05) и мотивов избегания (в ЭГ-4,1, в ГС-4,2 баллов, р<0,05) . При повторном тестировании в конце цикла степень мотивации студентов в ЭГ возросла по шкалам "Мотивы престижа" (+11,7%, р<0,05), "Профессиональные мотивы" (+13,7%, р<0,05), "Мотивы творческой самореализации" (+20,6%, р<0,05), "Учебно-познавательные мотивы" (+28,1%, р<0,05) по сравнению с ГС. В ЭГ выявлены более высокие показатели предэкзаменационного рейтинга и оценки за промежуточную аттестацию (на 20,7% и 11,6%, р<0,05), чем в ГС . Также в ЭГ наблюдались корреляции степени мотивации по шкале "Учебно-познавательные мотивы" и данных предэкзаменационного рейтинга (г=0,85; р<0,05) и отметки за аттестацию (г=0,89; р<0,05); а также корреляции по шкале "Профессиональные мотивы" и рейтингового балла (г=0,48; р<0,05) и аттестационной отметки (г=0,74; р<0,05) .

Заключение. Использование проблемного подхода в обучении, на примере "Динамической истории болезни пациента", повышает степень мотивации студентов к учебному процессу за счет преобладания "учебно-познавательных мотивов, мотивов творческой самореализации, профессиональных мотивов и мотивов престижа" Применение данного метода проблемного обучения эффективно стимулирует познавательную деятельность студентов и приобретение профессиональных компетенций .

341 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ШАРАХОВА Е. Ф., АРИПВА А. Т.

ФГБОУ ВО "АГМУ Минздрава России", Барнаул, Россия

Цель. Оценка социально-психологической адаптации выпускников фармацевтического факультета

Материалы и методы. Пилотное исследование . В исследование были включены 57 выпускников, из которых 4 мужчины, 53 — женщины. Респонденты разделены на 3 группы по опыту трудовой деятельности: 1 группа — 24 человека имели опыт профессиональной деятельности в аптечных организациях; 2 группа — 15 человек имели опыт работы в других организациях; 3 группа — 18 человек не имели опыта трудовой деятельности В эмпирическом исследовании использована методика К. Роджера и Р. Даймонда "Диагностика социально-психологической адаптации" (перевод А. К. Осницкий) . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации групп использован Н-критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент корреляции Пирсона

Результаты. У наибольшего количества выпускников по двум компонентам "адаптивность" и "дезадаптивность" интегрального показателя "адаптация" (63 и 65%) выявлен средний уровень . Выпускники, имеющие средний уровень социально-психологической адаптации (63%), хорошо входят в социальную и профессиональную среду и адекватно реагируют на предъявляемые к ним требования . У наименьшего количества выпускников выявлен высокий уровень адаптации (у 14% выпускников — высокий уровень адаптации, у 11% — низкий уровень дезадаптации) . Низкий уровень адаптации имеют 23% выпускника, а с высоким уровнем дезадаптации — 19% . Они испытывают трудности адаптации в обществе, усвоения и принятия норм и требований социума . Это может негативно сказаться на дальнейшей профессиональной деятельности, сложности вхождения в аптечные

коллективы, которые характеризуются малочисленностью и половой и возрастной однородностью . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации в зависимости от опыта трудовой деятельности выпускников использован ранговый дисперсионный анализ Краскелла-Уоллиса и коэффициент корреляции Пирсона. Корреляционный анализ показал, что уровень социально-психологической адаптации связан с опытом трудовой деятельности (г=0,6; р <0,01) .

Заключение. Выпускники фармацевтического факультета с опытом трудовой деятельности имеют более высокий уровень социально-психологической адаптации и, следовательно, в большей степени способны адекватно принимать условия социальной и профессиональной среды . В меньшей степени эти характеристики социально-психологической адаптированности проявляют выпускники, не имеющие опыта трудовой деятельности .

342 ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЖЕЛТКЕВИЧ О. В.

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль, Россия

Цель. Совершенствование процесса подготовки фармацевтических специалистов к эффективному профессиональному взаимодействию .

Материалы и методы. Для реализации методики эмпирического исследования профессиональной гибкости нами была сформирована выборка фармацевтических работников Необходимое для исследования число специалистов определили методом математической статистики, по формуле бесповторной выборки . В исследовании приняли участие 345 фармацевтических работников, в том числе 283 провизора (82%) и 62 фармацевта (18%) . Для оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации "Профессиональное взаимодействие в процессе фармацевтического консультирования" был проведен социологический опрос . В опросе участвовали 147 слушателей, имеющих специальность фармация и должность фармацевт. С использованием логико-семантического анализа разработано определение "профессиональная гибкость фармацевтического специалиста"

Результаты. Под эффективным профессиональным взаимодействием понимали высокую степень достижения целей при минимальных затратах времени, энергии и возникновение чувства удовлетворения деятельностью, результатами труда, своим поведением и реакцией партнера. Для повышения эффективности профессионального взаимодействия фармацевтических работников с пациентами необходимо развивать профессиональную гибкость, как способность быстро реагировать на меняющиеся внешние обстоятельства, давать адекватную оценку своих действий и своеобразную социальную мимикрию в общении с потребителями, умение доводить до них всю полноту необходимой информации в доступных терминах с учетом возраста и когнитивного статуса последних, использовать невербальные приёмы общения . На основе результатов анализа профессиональной гибкости фармацевтических специалистов (средние показатели по всем компонентам), для повышения ее уровня была разработана "Модель формирования профессиональной гибкости" . На основании модели нами создан комплекс учебных дисциплин, охватывающий различные уровни профессионального образования фармацевтических специалистов В результате оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации 83,5% слушателей приобрели новые профессиональные коммуникативные компетенции

Заключение. Разработанная образовательная траектория, позволяет совершенствовать навыки взаимодействия фармацевтических специалистов с потребителями с учетом всех компонентов профессиональной гибкости . В процессе обучения у слушателей сформирован достаточный для эффективной коммуникации уровень профессиональной гибкости .

116

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22^):1-174. doi:10.15829/1728-8800-2023-6S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.