Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование модели профессионального последипломного образования специалистов - провизоров-организаторов'

Педагогическое проектирование модели профессионального последипломного образования специалистов - провизоров-организаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРОВИЗОР / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PLANNING / MODEL / PHARMACIST / ADVANCED STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муслимова Н. Н.

Речь идет о моделировании профессионального последипломного образования провизоров на основе анализа литературных источников по вопросам педагогического и психологического проектирования учебного процесса в системе ПДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about modeling of pharmacists professional advanced studies on basics of analysis of literature sources devoted to pedagogical and psychological planning of classes in advanced studies system.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование модели профессионального последипломного образования специалистов - провизоров-организаторов»

H. Н. Муслимова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ - ПРОВИЗОРОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ

Ключевые слова: проектирование, модель, провизор, последипломное образование. planning, model, pharmacist, advanced studies.

Речь идет о моделировании профессионального последипломного образования провизоров на основе анализа литературных источников по вопросам педагогического и психологического проектирования учебного процесса в системе ПДО.

The article tells about modeling of pharmacists ’ professional advanced studies on basics of analysis of literature sources devoted to pedagogical and psychological planning of classes in advanced studies system.

На современном этапе динамичный процесс совершенствования образования во всех странах тесно связан с возникновением новых концептуальных подходов к мотивации, организации, содержанию, методам и формам обучения. Одной из общемировых тенденций стало выдвижение концепции непрерывного образования и реализация ее на практике [1]. Концепция непрерывного образования своим появлением и развитием обязана, в первую очередь, международному сотрудничеству, благодаря которому исследователи разных стран смогли наладить обмен идеями и национальным опытом [2].

Одним из основных условий непрерывного образования является расширение образовательных услуг, дополняющих базовое обучение. В процессе последипломного образования (в последующем ПДО) активизируются все формы подготовки и повышения квалификации, тесно связанные с практической профессиональной деятельностью взрослых, уже работающих специалистов, в условиях научно-технического прогресса, рыночной экономики, лавинообразной смены информации, что делает процесс непрерывного образования еще более интенсивным [3; 4]. В профессиональном образовании продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого во всей совокупности его составляющих: аксиологических; нравственно-этических; эмоционально-смысловых; профессионально-предметных; оценочных и пр. Результатом педагогической деятельности является профессиональное, личностное, интеллектуальное развитие обучаемого; становление его как индивида, личности, субъекта учебной и профессиональной деятельности. Результат диагностируется на всех этапах обучения и в последующей профессиональной деятельности на протяжении жизни человека.

Рассмотрим особенности ПДО взрослых, уже работающих специалистов, на примере провизоров-организаторов (провизор - специалист с высшим фармацевтическим образованием) ГОУ ВПО «Казанского государственного медицинского университета Росздра-ва». На первом этапе, предшествующем образовательному процессу необходимо изучить исходный уровень слушателей, обучаемых в процессе ПДО, - профессиональный, должностной и личностный. Виды профессиональной деятельности и занимаемые должности наших слушателей провизоров-организаторов могут быть отнесены к следующим группам:

I. социономический вид деятельности (вид взаимодействия «человек - человек»), профессии: заведующий аптекой, директор фармацевтической фирмы, провизор-менеджер, провизор-информатор, провизор-маркетолог;

2. сигномический вид деятельности (вид взаимодействия «человек - знаковая система»), профессии: заместитель директора фармацевтической фирмы по экономике;

3. артономический вид деятельности (вид взаимодействия «человек - художественный образ»), профессии: провизор-мерчандайзер.

Соответствующие видам деятельности типы личности:

1. гипертивный - мощная сила эмоций. Возможна любая профессия, кроме тех, которые требуют терпения, усидчивости и длительного внимания;

2. циклоидный - перемена настроений. Любые профессии, при условии, что человек учитывает свои недостатки;

3. лабильный - решимость, чуткость, перемена настроений. Может работать в любой сфере деятельности;

4. астено-невротический - слабая нервная система, утомляемость, тревожное состояние ( предпочтительна артономическая сфера);

5. сензетивный - меланхолический. Лучше работать в биономической и артономи-ческой сферах деятельности, при определенной коррекции.

Иные виды деятельности и типы личностей, имеющих место в классификации психологов нами не рассматриваются, т.к. не соответствуют контингенту наших обучаемых [5]. Типы личности и соответствующие им (возможные) виды профессиональной деятельности необходимо учитывать в первую очередь в процессе профессионального образования. Индивидуально-личностный подход в образовательном процессе исходит из философской концепции, заключающейся в том, что человек - мера всех вещей. Таким образом, необходимо исходить не от каких-то норм и требований профессии, а в первую очередь -от уровня и потребностей обучаемого. При всей гуманистической направленности обучения необходимо формирование его общественно-полезной направленности: экономическая потребность общества; личные потребности; изменения парадигм образования; государственные стандарты; потребности самой профессиональной педагогики. С точки зрения психологии специалист должен соответствовать профессии (деятельности, работе): по психо-лого-физиологическим и физическим показателям (это - изначально); по образованию, возрасту, опыту (это - приобретенные показатели); по культуре, воспитанию, нравственноэтическому уровню (это развивается в течение всей профессиональной деятельности).

Следующим этапом, предшествующим образовательному процессу в системе ПДО, является изучение мотивации обучаемых (в нашем случае провизоров-организаторов) к прохождению сертификационных циклов, а в дальнейшем, к включению в процесс непрерывного профессионального образования. В этой связи уместно рассмотреть ряд понятий.

Профессиональное самосознание - часть самосознания личности, в целостное понимание которого включается осознание личностью особенностей своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований, предъявляемых профессией к человеку. А главное - адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями [6].

Общепрофессиональные личностные качества дополняются качествами, необходимыми для данной конкретной профессии. Осознание личностью уровня и динамики развития целого комплекса профессиональных качеств формирует убежденность в правильном выборе профессии и удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Говоря о профессиональном самосознании личности, хочется привести бессмертные слова К.Д.Ушинского: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» и «Если удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастие само вас отыщет» [7].

Профессиональное мышление - способность рассуждать и свободно ориентироваться в кругу профессиональных представлений, понятий и терминов на основе объективной профессиональной действительности [6].

Профессиональная «Я-концепция» - динамичная система представлений личности (человека) о самом себе. Это планируемая модель реализации себя в профессиональной деятельности на основе профессионального самосознания.

Одним из важнейших компонентов психологии профессионального образования является мотивация обучаемого. Мотивация бывает внутренней (например, - мотив достижения) и внешней, ориентированной на процесс и результат своей профессиональной деятельности. На современном этапе внешние мотивы зачастую преобладают над внутренними. Актуальными являются: престижность данной профессии, работы, деятельности; мотив адекватности оплаты труда. Эти мотивы напрямую соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализацией.

Мотивация обучаемых зависит от их уровня (должностного и личностного) и от тех целей и задач, которые они ставят на пути своего профессионального и должностного роста, саморазвития и самовоспитания. Здесь диапазон очень широк: от обязательного приказа вышестоящей организации (Управление по фармации и медицинской технике РТ) до стремления к постоянному самосовершенствованию для достижения новых целей. Далее определяется нормативная база регламентирующая образовательную деятельность в условиях ПДО. Ставятся цель и задачи образовательного процесса. И далее необходимо переходить к профессионально грамотному, опирающимся на основы профессиональной педагогики и психологии, построению учебного процесса; организации и оптимизации педагогического мониторинга. А отсюда будут вытекать особенности и направленность педагогической деятельности преподавателей системы ПДО.

Особенности педагогических условий оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в системе последипломного образования определяются спецификой контингента обучаемых на сертификационных циклах. В процессе последипломного образования, а в частности в условиях обучения на сертификационных циклах, как нигде, пожалуй, важен индивидуальный личностно-ориентированный подход к обучаемым. Педагог обязан учитывать: возраст обучаемых; статус; должностное положение; сферу деятельности (предприятие оптовое или розничное, систему управления фармацевтической службой, государственное или коммерческое и т. п.); стаж работы; пол; сферу интересов; способности к восприятию материала; а также педагогических форм и методов; наличие свободного времени для самостоятельных занятий [8].

Необходимо дифференцировать обучаемых.

Внешняя дифференциация - разбивка на учебные группы (по исходному уровню, профилю и т.п.). Внутренняя дифференциация - временная дифференциация внутри уже существующих групп, связанная с поставленной задачей. Системно-целевая дифференциация - интеграция внешней и внутренней, в соответствии с целью, задачами, методами и формами обучения, уровнем мотивации и качествами личности.

Из вышеизложенного следует сделать следующие выводы: условно подразделить обучаемых на подгруппы; с одними более активно работать на лекционных, семинарских и практических занятиях; для других выделить консультационное время и обеспечить учебной аудиторией; для ряда слушателей необходим комплект методических разработок и рекомендаций в начале обучения, для других только перед экзаменом; для некоторых необходим перечень основной и дополнительной литературы по разделам программы, подшивка нормативной документации, методические комплекты; другие стремятся проконсультироваться у ведущих пре-

подавателей и специалистов; в процессе проверки знаний с одними нужно вести активный диалог, а другим дать высказаться, привести примеры из практической деятельности, или даже подробно расписать на листке (некоторые не склонны к устному ответу).

В процессе накопления опыта преподавания на сертификационных циклах усовершенствования провизоров было установлено, что оптимальным является гибкое сочетание следующих педагогических форм обучения: лекций, семинарские занятия, практические занятия, деловые игры, самостоятельные занятия (работа с нормативнотехнической документацией (НТД)). Среди педагогических методов предпочтение отдается: демонстрационным (таблицы, графики, схемы и диаграммы с использованием проекционной техники); дискуссионным; эвристическим (творческим), в частности методу эмпатии: приему сотворчества; методу моделирования решения конфликта; методу посредника в решении конфликта; практическим действиям - решению ситуационных задач (с использованием промежуточного контроля - тестового, фронтального письменного, фронтального устного, «полетного» и с использованием мозгового штурма, активной взаимопомощи, открытой мысли).

При изучении разделов «Фармацевтический менеджмент», «Фармацевтический маркетинг», «Фармацевтическая информация и реклама», «Формы собственности аптечных учреждений» наиболее интересной формой проведения практического занятия являются деловые игры.

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что в педагогической деятельности преподаватели сертификационных циклов должны ориентироваться на те качества, которые они хотят развить и закрепить у слушателей провизоров-организаторов и на ту область деятельности, где наши слушатели работают повседневно. А т. к. провизоры-организаторы - это, прежде всего руководители отдельных структур фармации, то следует в первую очередь обратить внимание именно на качества руководителя [9].

Теперь обратимся к качественным и количественным показателям оценки результата (мониторингу) нашей педагогической и профессиональной деятельности в условиях проведения сертификационных циклов в системе ПДО провизоров-организаторов. Также выделим систему критериев оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в сфере педагогического мониторинга (табл. 1). Для начала перейдем к методам контроля знаний, в частности к тестированию. Тесты используются как в обучающихся, так и в контролирующих целях. Для сопоставления начального и итогового уровня знаний наших слушателей по ряду разделов мы проводим входной и выходной контроль.

Тестирование в ходе обучения - проводится после изучения отдельной темы или раздела курса. Это позволяет определить уровень усвоения обучаемыми учебного материала и способствует закреплению изученной темы. Тестирование является элементом обратной связи для преподавателя. Тестовый самоконтроль используется для проверки знаний самими обучаемыми как отдельной темы, так и всего курса. Это позволяет определить степень усвоения учебного материала и является эффективной формой подготовки к экзамену.

Итоговое тестирование используется для оценки знаний обучаемых по всему курсу на экзамене. Сертификационный экзамен по нормативным документам МЗ РФ проводится в 3 этапа: тестовый контроль, собеседование, решение ситуационных задач (как проверка практических навыков). Разработаны отдельные комплекты билетов для слушателей, проходящих обучение на сертификационных циклах впервые, и для тех, кто обучается повторно (по прошествии 5 лет). Преподавателям сертификационных циклов постоянно приходится помнить, что экзаменуемые - взрослые люди, с большим профессиональным опытом и стажем работы, занимающие высокие должности в своей профессиональной сфере. Поэтому значительный

упор делается на тестовый раздел экзамена, и устный идет в форме диалога - беседы двух равных по профессиональному уровню специалистов в форме обмена опытом. Это помогает избежать стресса и оставляет у экзаменуемого ощущение доброжелательности и уважения со стороны преподавателей.

Таблица 1 - Педагогический мониторинг в системе ПДО

Этапы Критерии оценки и оптимизации

I - уровень - внутренний А) Оценка преподавателями -знаний, умений и навыков в период сертификационных циклов. 5 - бальная система и в % 90-100% - отл. Критерии 80-90% - хор. оценки в % 70-80% - удовл. \ пржилиьк Менее 70% - неуд ответов

Б) оценка самими слушателями своего профессионального уровня в период обучения и после него - на рабочих местах (анкетирование, интервьюирование) Качественная и количественная (процент слушателей, указавших на повышение качества своих знаний, совершенствование профессионального уровня, стремление к профессиональному и должностному росту)

II - уровень - внешний А) вуз Качественная оценка 1. по результатам тестового экзамена и собеседования (только «хорошо» и «отлично») 2. удовлетворительность циклами -увеличение количества циклов в течение года (1993 год - 2 цикла, сейчас - до 10 в год)

Б) заказчик (аптечные организации и предприятия) 1. Удовлетворенность качеством сертификационных циклов (акты приемки-сдачи работ) 2. Повторные заявки на обучение своих сотрудников

В) аттестационные комиссии Положительные результаты и аттестации

Г) вышестоящая организация (управление по фармации и медицинской технике) 1. последующие заказы 2. результаты аттестации, лицензирования, аккредитации аптечных учреждений, конкурсы, смотры и т.д.

В нашей стране существуют различные подходы к профессиональной деятельности и личности преподавателя. В этих работах складываются различные подходы к современному педагогу [10]. Первый из них сводится к тому, что педагог выполняет классическую функцию обучения - передает знания, развивает умения и навыки будущего специалиста. Суть второго: педагог стимулирует творческую активность обучающегося, направляет его поиск и познавательную деятельность на самостоятельное приобретение знаний (обучающийся -субъект в педагогическом процессе). Сторонники третьего подхода полагают, что педагог жестко управляет процессом становления специалиста, применяя технологии обучения, гарантирующие высокий уровень обученности специалиста. Есть еще один подход, согласно которому педагог создает совокупность условий (педагогическое поле), которое развивает личность обучающегося. На наш взгляд, все эти подходы имеют право на существование, но в зависимости от конкретных условий обучения (контингента обучаемых, конкретного этапа образо-

вательного процесса), может доминировать какой-то из них (в этом мы видим вариативную основу деятельности педагога).

В структуре инвариативной и вариативной деятельности преподавателя можно вычленить три стороны личности: интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую.

Во-первых, преподаватель выступает в качестве руководителя, исполняет роль формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего обучаемых на достижение целей, координирующего их усилия и контролирующего результаты обучающей деятельности.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что преподаватель собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет основную политику процесса подготовки кадров.

В-третьих, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что преподаватель определяет направление движения технологий подготовки кадров, решает вопросы распределения выделенных ему ресурсов (времени, технологических средств, помещений и т. п.), осуществляет текущие корректировки.

В-четвертых, это согласующая роль по поддержанию баланса интересов обучаемых, руководства вуза, организации заказчика (аптечного учреждения, фирмы), общества.

Изучение исходного уровня слушателей (профессионального, должностного, личностного)

Мотивация слушателей к прохождению сертификационных циклов

Образовательный процесс регламентируется государственными образовательными стандартами, рабочими программами, учебно-тематическими планами

Цель и задачи образовательного процесса

Выбор методик и технологий обучения

Выбор видов обучения (содержания образования, форм, методов и средств обучения)

Оптимизация содержания образования и оснащения помещений

Оптимизация процесса профессиональной подготовки провизоров-организаторов в ПДО

Мониторинг и критерии его оптимизации

Деятельность преподавателей системы ПДО (пронизывает всю систем?)

Рис. 1 - Модель профессионального образования на сертификационных циклах ПДО

Данная модель (рис. 1) характеризуется полнотой, гибкостью, иерархичностью и унифицированной структурой. Однако, она - динамичная, развивающаяся, а следовательно -открытая.

В результате многолетнего опыта (16 лет) в ходе педагогической деятельности системы ПДО нами были сделаны следующие выводы:

1. С целью реализации гибкости педагогического процесса ПДО необходимо постоянно ориентировать цель и задачи обучения на личность обучаемого.

2. Учитывая профессиональную личностно-ориентированную направленность и психологизацию педагогического процесса, постоянно осуществлять дифференцированный подход к слушателям.

3. Для реализации технологичности педагогического процесса должен быть разработан и реализован комплекс педагогических методик и развивающих технологий с использованием инновационных методов преподавания и контроля знаний слушателей.

4. Вариативность педагогических методов и форм в процессе ПДО должна проявлять себя на всех этапах, для чего необходимо:

- поддерживать на достаточном уровне долю часов, выделяемых для проведения занятий специалистами-практиками.

- внести изменения в процесс проведения сертификационного экзамена по разделам тестирования и проверки практических навыков.

- постоянно обновлять наглядный материал и оформление кабинетов.

5. Должна постоянно осуществляться интеграция инвариативной и вариативной основ педагогической деятельности преподавателя, в рамках которой необходимо введение дополнительных консультаций слушателей во внеурочное время. Преподаватели должны постоянно и всемерно повышать свой профессиональный, педагогический, личный и культурный уровень.

Литература

1. Юцявичене, П.А. Системный подход к организации непрерывного образования руководителей и специалистов / П.А.Юцявичене, Р.В.Юцявичюс // Материалы научно-практ.конф. «Методы в деле: повышения квалификации». - Ч.1. - Таллинн, 2006. - С.62-67.

2. Кумбс, Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. / Ф.Г.Кумбс / Пер. с англ. С.Л.Володиной, В.А.Кузнецова, С.П.Романовой. - М.: Прогресс, 1970. - 258 с.

3. Корчагин, Е.А. Нормативная область профессиональной педагогики / Е.А.Корчагин / Под ред. академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: РАО, Ин-т среднего профессион.образования, 2001. - 303 с.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

5. Психология: Учебник для технических вузов / Под общ.ред.В.Н.Дружинина. - СПб: Питер, 2000. - 608 с.

6. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2000. - 606 с.

7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - / К.Д.Ушинский. - М.-Л., 1951. - Т.8. - С.661.

8. Хабриев, Р. У. Андрагогическая модель повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств. / Р.У.Хабриев, Р.И.Ягудина // Фармация. - 2003. - № 4. -С.36-39.

9. Кононова, С.В. Управляющее воздействие фармацевтического рынка на требования к компетентности провизора и фармацевта / С.В.Кононова // Ремедиум. Поволжье. - сент.-окт.2002. - С.8-9.

10. Педагогика высшей школы: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования / В.Г.Каташев (ред.), Л.И.Соломко, Г.У.Матушанский. - Казань: Изд-во КГУ, 2002. -500 с.

© Н. Н. Муслимова - канд. пед. наук, доц.кафедры фармации КГМУ, natnic@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.