Научная статья на тему 'Деловые игры в последипломном образовании провизоров-организаторов'

Деловые игры в последипломном образовании провизоров-организаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОВИЗОР / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муслимова Н. Н., Егорова С. Н.

Речь идет о деловых играх как активном методе обучения в последип-ломном образовании провизоров-организаторов, использование которых имеет своей целью наиболее эффективное усвоение материала, приобретение и со-вершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что подтвер-ждает накопленный положительный опыт и отзывы обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муслимова Н. Н., Егорова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловые игры в последипломном образовании провизоров-организаторов»

Н. Н. Муслимова, С. Н. Егорова

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРОВИЗОРОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ

Ключевые слова: деловая игра, провизор, последипломное образование.

Речь идет о деловых играх как активном методе обучения в последипломном образовании провизоров-организаторов, использование которых имеет своей целью наиболее эффективное усвоение материала, приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что подтверждает накопленный положительный опыт и отзывы обучаемых.

Учебная деятельность в системе последипломного образования (ПДО) провизоров является не только процессом усвоения, расширения предметно - дисциплинарных знаний, но и выполняет функции становления профессиональных способностей личности. Такой подход дает возможность проектировать учебные ситуации, создающие “зону перспективного развития”.

Успешная профессиональная подготовка определяется оптимальным сочетанием содержания учебной деятельности с активными методами обучения и контроля. Именно этим требованиям отвечает использование деловых игр в процессе ПДО провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» (УЭФ).

Деловые игры являются активным методом обучения. Они способствуют более эффективному усвоению учебного материала, приобретению и совершенствованию профессиональных навыков. В игре дается системное представление о содержании специальных знаний, моделируется профессиональная деятельность со структурными и функциональными компонентами. Деловая игра дает возможность получить обучающий и воспитательный эффект, в ней учебный процесс приближается к реальным условиям. Таким образом, целью использования деловых игр в обучающем процессе в системе ПДО является наиболее эффективное усвоение учебного материала, приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков [1].

Преподавателем - разработчиком деловых игр должны быть решены следующие задачи:

- создать системное представление о содержании основных профессиональных знаний, умений и навыков по изучаемому разделу дисциплины;

- приблизить учебный процесс к реальным условиям профессиональной деятельности;

- смоделировать профессиональную деятельность на отдельном участке работы со всеми ее структурными и функциональными компонентами;

- получить нравственно-воспитательный эффект в этико-деонтологическом плане.

Использование деловых игр в системе ПДО провизоров-организаторов является актуальным, поскольку традиционное проведение семинарских занятий как обсуждение определенной темы и заполнение соответствующих учетно-отчетных, учредительных и прочих видов документов не всегда полностью отражает реальную деловую и профессиональную картину изучаемого вида деятельности. Игровой метод как вид имитационного моделирования позволяет учесть различные аспекты фармацевтической деятельности, вовлечь

в обсуждение реальных производственных ситуаций руководителя и команду, использовать различные варианты решений, уже находясь внутри ситуации, т. е. в процессе, и принять оптимальный. Деловые игры как дополнение к традиционным методам обучения активизируют познавательную деятельность, стимулируют выработку индивидуального подхода, учат профессиональному ориентированию в конкретной ситуации, работе в коллективе и с коллективом, умению точно и четко формулировать свои мысли, повышают качество усвоения материала [2,3].

Деловые игры широко используются в профессиональной педагогике; их классификация приведена на рис. 1 [4].

Рис. 1 - Классификация деловых игр

Нами разработаны и широко используются в системе ПДО имитационные игры по разделам: «Фармацевтический маркетинг и мерчандайзинг», «Фармацевтическая информация и реклама»; ситуационные игры по разделу: «Формы собственности аптечных учреждений», «Фармацевтический менеджмент» (классификация по механизму). Рассматривая данные сценарии деловых игр, исходя из классификации по процессу, следует отметить, что игры раздела «Фармацевтический менеджмент» являются ролевыми, а игры разделов «Фармацевтический маркетинг и мерчандайзинг», «Фармацевтическая информация и реклама», «Формы собственности общественных учреждений» - деловыми. Тематику деловых игр можно классифицировать по критерию типичности для практики:

- Деловые игры, ориентированные на развитие фармацевтической деятельности -по разделам «Формы собственности аптечных учреждений», «Фармацевтический маркетинг» и др.

- Деловые игры, моделирующие проблемные или конфликтные ситуации, не имеющие однозначного решения, - по разделам «Фармацевтическая информация и реклама», «Фармацевтический менеджмент» и др.

По назначению все вышеперечисленные игры являются обучающими; а по мотиву -результативными.

Такие группы игр выбраны нами с учетом:

1. Особенностей контингента обучаемых, т.к. это взрослые люди с большим стажем работы, в основном - руководители аптечных учреждений (различных уровней),

2. Специфики профессиональной деятельности (для руководителя аптечных учреждений особый интерес представляют вопросы фармацевтического менеджмента, разделы

«Фармацевтический маркетинг и мерчандайзинг», «Фармацевтическая информация и реклама» являются наиболее современными, актуальными, необходимыми для повышения конкурентоспособности аптечных учреждений; вопросы форм собственности аптечных учреждений представляют интерес для руководителей аптек, вступающих на путь преобразования или уже работающих в коммерческих структурах);

3. Наиболее часто возникающих ситуаций в работе руководителя, т. к. позволяют провести тренинг по проблемам:

- как разрешить конфликт в коллективе, с поставщиками или потребителями товара? (раздел «Фармацевтический менеджмент»);

- как правильно организовать фармацевтическую информацию и рекламу, разработать элементы фирменного стиля, сформировать устойчивый и привлекательный имидж аптеки, оформить витрины, торговый зал, обеспечить высокий уровень обслуживания и привлечь к себе как можно больше постоянных покупателей и клиентов? (разделы «Фармацевтический маркетинг и мерчандайзинг», «Фармацевтическая информация и реклама»);

- как правильно и своевременно оформить документы по изменению организационно-правовой формы предприятия? Заручиться в этом процессе поддержкой трудового коллектива? Избежать вмешательства конкурентов? (раздел «Формы собственности общественных учреждений»).

В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы [5, 6]:

- имитационное моделирование конкретных условий реальной практической деятельности;

- игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности;

- совместная (коллективная) деятельность;

- диалоговое общение;

- проблемность;

- мотивационная стимуляция, способствующая активному поиску решений и достижению целей.

Проведение занятий в форме деловых игр требует более тщательной подготовки как преподавателей, так и слушателей-провизоров. Необходимо сформировать положительный психологический настрой на игру. При постановке ролевых игр заранее распределяются роли; первоначально выделяются 5-8 действующих лиц, задается конкретная ситуация, инсценируется действие каждого из действующих лиц; провизоры изучают современную литературу.

- Для оценки эффективности деловых игр в системе ПДО нами в период с 20022006 г.г. было проанкетировано 600 слушателей, контингент которых составляли заведующие, директора аптечных учреждений, заместители заведующих и др. провизоры-организаторы (старший провизор, провизор-менеджер, провизор-маркетолог).

За проведение занятий по ряду разделов в форме деловых игр высказалось около 70% опрошенных слушателей. Оценка деловых игр как активного метода обучения у различных категорий слушателей приведена на рис.2.

Данные, приведенные на рис.2, показывают, что:

- за использование деловых игр как активного метода обучения высказалось 72% и 68% женщин (из числа обучаемых);

- оценили деловые игры как наиболее интересный метод обучения 73% зав. аптеками, 71% заместителей, 66% прочих провизоров-организаторов (старший провизор, менеджер, маркетолог);

- предпочитают обучаться с использованием деловых игр в образовательном процессе 76% слушателей, работающих в коммерческих аптечных учреждениях и 64% - в бюджетных организациях.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

Рис. 2 - Оценка деловых игр как активного метода обучения у различных категорий слушателей

При оценке эффективности деловых игр слушатели отметили, что данный метод:

- способствует повышению активности (88,4%);

- вырабатывает умение аргументированно отстаивать свою точку зрения (83,7%);

- повышает интерес к предмету (77,4%);

- шлифует навыки творческого мышления (75%).

При интервьюировании, проводимом параллельно с анкетированием, удалось выяснить, что значительная часть женщин - провизоров-организаторов, руководителей подразделений и работников бюджетных организаций зачастую предпочитают проведение практических занятий в традиционной форме - заполнения соответствующих документов и прямого обсуждения. Это объясняется силой привычки, настороженностью к инновациям, стремлением традиционному, проверенному десятилетиями опыту, высокой исполнительностью и ограниченностью творческого мышления и подходов к проблемам. Эти категории слушателей в своей практической деятельности часто работают с ограниченным кругом обязанностей.

Опыт использования деловых игр в системе ПДО провизоров-организаторов позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Традиционная форма обучения зачастую ограничивает деятельность обучаемых формальными мотивами и не всегда делает процесс выполнения этой деятельности и ее содержание связанными с конечными результатом. Деловая игра же повышает мотивацию изучения дисциплины, качество отработки умений, навыков, их творческое использование, приближает к реальным условиям возникновения потребности в знаниях и их практическом применении.

72%

-^3%------------71%

76%

68%

Мужчи

Женщшы

Заве/(ук

Зам.

щие

66%

гдующих

Прочи

Коммерчес

64%

Категории слушателей

ные

аптеки

аптеки

2. Деловая игра дает возможность систематизировать содержание педагогических знаний, оперативно вносить коррективы с учетом новых подходов к процессу обучения в современных условиях.

3. Деловая игра организует и активизирует деятельность обучаемых, что способствует формированию качества профессионального мышления обучаемых, проявлению критичности, стремления к самооценке, доказательности, умению ставить вопросы, участвовать в дискуссии и т. д.

4. Деловая игра стимулирует общение между участниками педагогического процесса. Данная характеристика особенно значима для процесса повышения квалификации в двух аспектах: как общение между участниками, стимулирующее их инициативность, самовыражение, взаимодействие в коллективной деятельности; а так же как общение по обмену опытом между преподавателями и слушателями - специалистами со стажем и значительным профессиональным опытом.

Литература

1. Состояние и перспективы последипломного образования. Тезисы межвузовской учебнометодической конференции. - Казань, 1996. - 216 с.

2. Воробьев, А.И. Кафедра гематологии Российской медицинской академии последипломного образования / А.И. Воробьев, С.К. Кравченко, Н.Е. Шкловский-Корди // Российские медицинские вести. - 2001. - №1. - С. 12.

3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. -186 с.

4. Сафин, Р. С. Дидактические основы проектирования экономических технологий обучения / Р.С. Сафин. - Казань: изд-во КГУ, 2004. - 556 с.

5. Аверин, В.А. Психология медицинского образования / В.А. Аверин, Т.Л. Бухарин - Санкт- Петербург, 1994. - С. 167.

6. Каневский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кичевский - М.: Статут, 2007. - 542 с.

© Н. Н. Муслимова - канд. пед. наук, доц. каф. фармации КГМУ; С. Н. Егорова - д-р фармац. наук, проф., зав. каф. фармации КГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.