Научная статья на тему 'Организация последипломного образования'

Организация последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / POST-DIPLOMA AND SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALISTS / INNOVATIVE INFORMATIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссинская Ирина Геннадьевна, Мишустин Владимир Николаевич

В статье представлены концептуальные и организационно-методические подходы к функционированию системы последипломного образования в Курском государственном медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of post-diploma education

The article presents the conceptual and organizational-methodic approaches to functioning of the system of post-diploma education at Kursk State Medical University.

Текст научной работы на тему «Организация последипломного образования»

шенствуя образовательную и научноисследовательскую деятельность с целью обеспечения общества квалифицированными специалистами в области здравоохранения и социально-экономической сферы, предполагает получение следующих преимуществ от внедрения СМК:

■ повышение авторитета и формирование позитивного имиджа университета в регионе и отрасли;

■ повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и вуза в целом на рынке образовательных услуг;

■ упрощение процесса лицензирования и аккредитации;

■ снижение затрат за счет более эффективного выполнения процессов и постоянного их улучшения;

■ повышение степени удовлетворенности внутренних и внешних потребителей.

Таким образом, внедрение СМК в КГМУ направлено на достижение университетом долгосрочного успеха в образовательном пространстве отрасли.

Литература

1. См.: Ешкилев Ю.Б. Система менеджмента

качества образовательных услуг как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза //Экономика образования. 2004. №6. С. 69-76.

2. См.: Артюхов И.П., Самотесов П.А., Ни-

кулина С.Ю., Салмина А.Б., Тимошенко В.Н. Система менеджмента качества -инструмент управления деятельностью современного медицинского вуза // Научно-образовательная конференция с международным участием «Вузовская педагогика. Управление образовательным процессом в современном медицинском вузе» (5-6 февраля 2009 г., Красноярск). Красноярск: КрасГМУ, 2009. С. 25-32.

OLEYNIKOVA T, OVOD A., KONOPLYA A., PANKOVA N. QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE UNIVERSITY

The article presents the arranging of quality management system at KSMU as a tool of ensuring the efficiency of educational process. The main stages and directions, the key processes of QMS, its organizational and documentation structure are described.

Keywords: quality management system, process approach, organizational structure, documentation model.

Организация

И.Г. КОМИССИНСКАЯ, профессор, зав. кафедрой фармации ФПО В.Н. МИШУСТИН, профессор, декан ПОСЛеДИПЛОМНОГО факультета последипломного —

образования ОбраЗОВаНИЯ

В статье представлены концептуальные и организационно-методические подходы к функционированию системы последипломного образования в Курском государственном медицинском университете.

Ключевые слова: система послевузовского и дополнительного профессионального образования, медицинские и фармацевтические специалисты, инновационные информационные образовательные технологии.

Одним из приоритетных направлений нове формирования здорового образа жиз-

государственной социальной политики ни и повышения доступности и качества

Российской Федерации является сохране- медицинской помощи. ние и укрепление здоровья граждан на ос- В соответствии с «Концепцией развития

114

Высшее образование в России • № 1, 2010

здравоохранения РФ до 2020 года», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития РФ на основе глубокого анализа демографической ситуации и показателей здоровья населения, наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ, определяет эффективное функционирование системы здравоохранения [1].

Резкое сокращение периода обновления используемых профессиональных технологий, а следовательно, и сопутствующих им компетенций медицинских и фармацевтических специалистов требует их постоянного участия в процессе непрерывного профессионального роста. Исходя из зарубежного опыта, обобщенного во «Всемирных стандартах WFME 1 по повышению качества медицинского образования» [2], основополагающая роль в поддержании высокого квалификационного статуса персонала отводится последипломному образованию.

Факультет последипломного образования (ФПО) КГМУ был создан в 1986 г. Целью его работы является подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических специалистов: получение ими современных знаний для обеспечения экономической и клинической эффективности применяемых высоких медицинских технологий и инновационных методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственного обеспечения, что позволит достичь оптимального соотношения в регионе численности врачей, провизоров и среднего медицинского персонала.

В настоящее время для лиц, освоивших образовательные стандарты высшего или среднего специального образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело», «Клиническая психология», «Социальная работа», на ФПО реализуются следующие виды послевузовского и дополнительного профессионального

1 WFME - Всемирная федерация медицинского образования.

образования: первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), клиническая ординатура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Организационная структура ФПО включает в себя деканат, отдел ординатуры и интернатуры и шесть кафедр: акушерства и гинекологии; анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии; педиатрии; внутренних болезней; фармации; хирургических болезней. Кроме того, ФПО объединяет все кафедры (около сорока) и лаборатории практических навыков, ведущие подготовку по специальностям факультета.

Среди преподавателей, принимающих участие в образовательном процессе на ФПО, около 100 профессоров и докторов наук, свыше 300 доцентов и кандидатов наук; общая остепененность профессорско-преподавательского состава составляет 85%.

Высокое качество последипломной подготовки специалистов обеспечивается по-средствомиспользования в учебном процессе достижений современной медицинской и педагогической науки, а также за счет внедрения инновационных информационных образовательныхтехнологий. Основой образовательного процесса является дидактичес-

кая концепция развивающего личностноориентированного обучения, направленная на индивидуальную самореализацию обучаемого и развитие его личностных качеств. При этом роль профессорско-преподавательского состава заключается в организации образовательной среды, в которой специалист повышает свою квалификацию, опираясь на собственный потенциал и используя подходящую ему технологию обучения.

Структурными составляющими используемой системы управления являются управляющие, обучаемые, цели обучения, содержание, методы, формы организации учебного процесса, средства обучения, средства контроля результатов обучения, результаты деятельности (в т.ч. достигнутый уровень профессиональной подготовки) (рис. 1).

Реализация управляющих воздействий в системе базируется на единстве и тесной взаимосвязи принципов проектирования и тенденций развития современных образовательных технологий. Так, ФПО является структурным подразделением КГМУ, подчиняется ректору и проректору по последипломному образованию и лечебной работе, решает возложенные на него задачи

во взаимодействии с руководством КГМУ, органами управления и другими структурными подразделениями (Учебно-методическим управлением (УМУ), Центром информационных технологий образования (ЦИТО), Центром менеджмента качества, Советом по качеству образования, отделами, службами, центрами).

Основой мотивации обучаемых служат следующие факторы:

• стремление соответствовать профессиональным требованиям при оказании пациентам медицинской и фармацевтической помощи, что подтверждается получением (продлением) сертификата специалиста;

• необходимость удовлетворять требованиям работодателей и общества в целом в отношении уровня компетенций специалистов в области медицинской, фармацевтической, психологической, социологической, биотехнологической науки и практики;

• потребность получать удовлетворение от работы и нежелание отставать от коллег.

Системообразующим элементом технологии обучения являются цели, которые задаются государственными образовательными стандартами, типовыми учебными

вход выход

Рис. 1. Система управления технологией обучения на ФПО

116

Высшее образование в России • № 1, 2010

планами, программами по специальностям и разрабатываемыми на их основе с учетом потребностей заказчика рабочими программами.

С целью совершенствования учебного процесса на основе современных требований рынка образовательных услуг в здравоохранении в настоящее время в КГМУ ведутся активные работы по созданию и внедрению дистанционных образовательных технологий, прежде всего - в системе последипломного обучения. Формируется концепция внедрения дистанционного обучения в процессе прохождения годичной послевузовской подготовки (интернатуры) и повышения квалификации. При этом учитываются технические, технологические, методические, административные, кадровые и правовые аспекты организации образовательного процесса. В частности, обосновываются предложения преподавателей и специалистов по информационным технологиям при создании и внедрении курсов дистанционного обучения, разрабатывается методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий при использовании Интернет-технологий, ведутся работы по созданию в КГМУ телемедицинского центра для реализации теле-коммуникационныхтехнологий дистанционного образования, активно формируются программы и учебно-методические комплексы по дистанционному образованию.

Эффективность функционирующей в университете системы последипломного образования демонстрируют показатели результатов её деятельности. С момента открытия ФПО КГМУ постоянно наращивает свою мощность. Так, если в 1986 г. усовершенствование прошли 96 врачей, то с 2004 по 2008 гг. в системе послевузовского и дополнительного профессиональ-

ного образования обучено около 22,5 тыс. специалистов, в том числе по программам первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) - свыше 2000 врачей и провизоров, по программам клинической ординатуры - более 500 врачей. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации осуществили более 20 тыс. слушателей, из них около 10 тыс. -на бюджетной основе.

Все шире становится география мест, где работают специалисты, получившие в КГМУ допуск на ведение самостоятельной профессиональной медицинской или фармацевтической деятельности (сертификат специалиста). Ежегодно преподаватели кафедр и

курсов ФПО проводят выездные сертификационные циклы в Белгороде, Орле, Туле, Воронеже, Липецке, Брянске, Калининграде и других городах.

Оптимизация деятельности ФПО КГМУ имеет целью содействие улучшению состояния здоровья населения РФ в регионе посредством повышения доступности и качества медицинской и фармацевтической помощи через совершенствование профессионального уровня специалистов здравоохранения.

Литература

1. Концепция развития здравоохранения до

2020 года // Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года. URL: http:/ / www.zdravo2020.ru

2. Всемирные стандарты WFME по повыше-

нию качества медицинского образования: последипломное медицинское образование // Всемирная федерация медицинского образования. URL: http:// www.wfme.org

KOMISSINSKAYA I., MISHUSTIN V. THE SYSTEM OF POST-DIPLOMA EDUCATION

The article presents the conceptual and organizational-methodic approaches to functioning of the system of post-diploma education at Kursk State Medical University.

Keywords: post-diploma and supplementary professional education, medical and pharmaceutical specialists, innovative informational educational technologies.

Н.Б. ДРЕМОВА, профессор, декан факультета повышения квалификации

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя

В статье представлена деятельность факультета повышения квалификации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей вуза, в частности, приведена основная тематика циклов факультета, определены его задачи, формы работы и перспективные направления деятельности.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, повышение квалификации педагога.

Повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава является одной из основных задач менеджмента вуза, ведь от уровня профессиональных знаний преподавателей зависит организация учебно-методической работы на кафедрах и факультетах.

Современный преподаватель вуза должен владеть как традиционными, так и инновационными методиками обучения, читать интересные лекции, используя прогрессивные лекторские приемы и формы, разрабатывать методическое обеспечение своей дисциплины - от рабочей программы до методических рекомендаций, учебно-методических пособий, учебников, различных

контрольных материалов, деловых игр и практических ситуаций и др.

Учитывая то обстоятельство, что преподавателями нашего университета в настоящее время становятся большей частью его же выпускники, их педагогическая подготовка является актуальной задачей для вуза. В КГМУ соответствующее подразделение - факультет повышения квалификации (ФПК) преподавателей - был открыт еще в 1976 г. Основной его целью являлась психолого-педагогическая подготовка и совершенствование профессионального мастерства преподавателей медицинских и фармацевтических училищ с учетом новейших достижений науки, овладение ими ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.