Научная статья на тему 'Совершенствование педагогического мастерства преподавателя'

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / RAISING SKILL LEVEL / PEDAGOGICAL SKILLS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дремова Нина Борисовна

В статье представлена деятельность факультета повышения квалификации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей вуза, в частности, приведена основная тематика циклов факультета, определены его задачи, формы работы и перспективные направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising skill level of university's pedagogical staff

Activities of the faculty of professional development which is aimed at the perfection of pedagogical skills of universitys lecturers is described. The paper focuses on the main themes of the training cycles, tasks, forms of work and promising directions of the facultys activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогического мастерства преподавателя»

Из жизни вуза

ll7

курсов ФПО проводят выездные сертификационные циклы в Белгороде, Орле, Туле, Воронеже, Липецке, Брянске, Калининграде и других городах.

Оптимизация деятельности ФПО КГМУ имеет целью содействие улучшению состояния здоровья населения РФ в регионе посредством повышения доступности и качества медицинской и фармацевтической помощи через совершенствование профессионального уровня специалистов здравоохранения.

Литература

1. Концепция развития здравоохранения до

2020 года // Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года. URL: http:/ / www.zdravo2020.ru

2. Всемирные стандарты WFME по повыше-

нию качества медицинского образования: последипломное медицинское образование // Всемирная федерация медицинского образования. URL: http:// www.wfme.org

KOMISSINSKAYA I., MISHUSTIN V. THE SYSTEM OF POST-DIPLOMA EDUCATION

The article presents the conceptual and organizational-methodic approaches to functioning of the system of post-diploma education at Kursk State Medical University.

Keywords: post-diploma and supplementary professional education, medical and pharmaceutical specialists, innovative informational educational technologies.

Н.Б. ДРЕМОВА, профессор, декан факультета повышения квалификации

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя

В статье представлена деятельность факультета повышения квалификации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей вуза, в частности, приведена основная тематика циклов факультета, определены его задачи, формы работы и перспективные направления деятельности.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, повышение квалификации педагога.

Повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава является одной из основных задач менеджмента вуза, ведь от уровня профессиональных знаний преподавателей зависит организация учебно-методической работы на кафедрах и факультетах.

Современный преподаватель вуза должен владеть как традиционными, так и инновационными методиками обучения, читать интересные лекции, используя прогрессивные лекторские приемы и формы, разрабатывать методическое обеспечение своей дисциплины - от рабочей программы до методических рекомендаций, учебно-методических пособий, учебников, различных

контрольных материалов, деловых игр и практических ситуаций и др.

Учитывая то обстоятельство, что преподавателями нашего университета в настоящее время становятся большей частью его же выпускники, их педагогическая подготовка является актуальной задачей для вуза. В КГМУ соответствующее подразделение - факультет повышения квалификации (ФПК) преподавателей - был открыт еще в 1976 г. Основной его целью являлась психолого-педагогическая подготовка и совершенствование профессионального мастерства преподавателей медицинских и фармацевтических училищ с учетом новейших достижений науки, овладение ими ак-

118

Высшее образование в России • № 1, 2010

тивными методами и технологиями обучения, обобщение и распространение передового опыта в области учебно-методической работы. Первоначально подготовка велась по четырем направлениям, но через пять лет их уже было 14. В 2001 г. факультету был присвоен статус ФПК профессорско-преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений.

Деятельность ФПК направлена на выполнение следующих задач: формирование у преподавателей профессионального педагогического мастерства и повышение уровня их общей и психолого-педагогичес-кой культуры; всестороннее развитие способностей и личностных качеств преподавателя, умения разрабатывать и применять инновационные педагогические технологии; обучение преподавателей основам педагогического менеджмента, маркетинга образовательных услуг, экономики высшей школы и др.

Учебно-методическая направленность ФПК КГМУ соответствует современным требованиям к подготовке и повышению квалификации преподавателей. Так, с конца 90-х гг. на ФПК функционируют следующие циклы:

■ Психолого-педагогические аспекты управления учебным процессом; методическое обеспечение учебного процесса;

■ Психолого-педагогические аспекты индивидуальной воспитательной работы со студентами;

■ Теория и методика разработки педагогических тестов;

■ Теория и практика работы на ЭВМ.

С 2003 г. перечень был расширен за счет

введения таких циклов, как:

■ Нормативно-правовое, научно-методическое и экономическое обеспечение учебного процесса медицинского университета;

■ Информационные технологии в образовании и система управления учебным процессом на их основе.

На сегодняшний день ФПК проводит следующие циклы:

• Менеджмент высшего образования

(для руководителей кафедр, профессоров, доцентов);

• Основы педагогической деятельности в высшей школе (цикл для молодых преподавателей со стажем работы до 5 лет, «школа молодого преподавателя»);

• Новые информационные технологии с применением ПЭВМ. Этот трёхуровневый цикл включает в себя следующие блоки: теория и практика работы на ЭВМ; информационные технологии в образовании и система управления учебным процессом на их основе; технология подготовки, издания учебно-методических материалов на электронных носителях.

По мере необходимости в план работы ФПК включаются циклы по организации воспитательной работы, разработке педагогических тестов, методическому обеспечению учебно-методических комплексов, конфликтологической компетентности.

В настоящее время приоритетными направлениями деятельности ФПК являются следующие: внедрение информационнокоммуникационных технологий, управление качеством образования, менеджмент высшего образования, гуманитарные проблемы современности, инновационные образовательные технологии, экономическая теория и правоведение. Все эти направления отражены в рабочих программах циклов ФПК.

Актуальным для вуза направлением яв-

Из жизни вуза

119

ляется подготовка кадрового резерва для руководителей кафедр, поэтому разработан и функционирует специальный цикл для этого контингента профессорско-преподавательского состава.

К числу важных направлений деятельности ФПК относится и организация выездных циклов по запросу учебных заведений других городов (по очной, очнозаочной, заочной формам обучения). Деловые контакты налажены с вузами и колледжами Белгорода, Орла, Воронежа, Брянска. В марте 2009 г. по заказу фармацевтического факультета Воронежского государственного университета проведен цикл «Менеджмент высшего фармацевтического образования» по очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий. По ходу лекционного курса слушатели обеспечиваются печатными версиями мультимедийных презентаций. Тестовый контроль по итогам цикла и консультации по выполнению выпускной работы проводятся на основе етаП-технологии.

Обучение на ФПК проходит по утвержденным программам. Их методическое обеспечение разрабатывается ответственными преподавателями, которые составляют УМК по тематике цикла. Учебно-методические материалы содержат тестовые задания для проведения входного и выходного контроля, терминологические словари, мультимедийное сопровождение лекций, раздаточный материал для семинарских и практических занятий, библиографические списки современных научныхпубликаций по темам цикла. По окончании работы цикла слушатели проходят итоговый тестовый контроль по специально подготовленным для этихцелей тестовым заданиям.

Повышение квалификации преподавателей направлено не только на углубление их теоретических знаний, но и на освоение ими практических умений, формирование методической грамотности. В связи с этим итоговая (выпускная) квалификационная работа предусматривает подготовку методических материалов (лекций, методических рекомендаций, деловых игр, тестовых заданий и др.), тематика и форма которых согласуются с пожеланиями руководства кафедр.

Такой подход позволяет преподавателю совершенствовать свое педагогическое мастерство и одновременно пополнять банк методических материалов кафедры. По окончании цикла обучения слушатели получают удостоверение установленного образца. Для слушателей цикла «Основы педагогической деятельности в высшей школе» предусмотрена еще и аттестация. При этом учитывается активность обучающихся в период обучения и подготовки выпускной работы, а также ее оценка не только преподавателем ФПК, но и заведующим кафедрой.

Ежегодно на факультете повышения квалификации обучается в среднем 220 человек, проводится 16-20 циклов. Хотя на ФПК нет специальной кафедры педагогики высшей школы, однако ряд авторитетных, опытных преподавателей КГМУ охот-

120

Высшее образование в России • № 1, 2010

но делятся со слушателями своими знаниями, опытом, достижениями. В их число входят профессора В.Е. Попов, А.В. Иванов, И.М. Раздорская, Н.Б. Дремова, доценты В.С. Хоменок, И.А. Асеева, Т.А. Олейникова, И.А. Симоненко, ст. преп. И.В. Пашина, Е.В. Конищева, гл. юрист Е.С. Наумова, зав. дисплейным классом И.Б. Воронцова и др.

В настоящее время КГМУ получил новую лицензию на разные направления учебного процесса, в том числе на деятельность по повышению квалификации преподавателей с часовой подготовкой 72 часа и выше. Впервые получена лицензия на дополни-

тельную специальность «Преподаватель высшей школы». Обучение по этому направлению планируется начать с января 2010 г., поэтому сейчас ведётся подготовка методического обеспечения дисциплин специальности.

Таким образом, факультет повышения квалификации КГМУ - это динамично развивающееся структурное подразделение вуза, которое интегрирует достижения профессорско-преподавательского состава в области педагогики, ориентирует преподавателей на дальнейшее повышение своего педагогического мастерства и распространение передового опыта среди коллег.

DREMOVA N.B. RAISING SKILL LEVEL OF UNIVERSITY’S PEDAGOGICAL STAFF Activities of the faculty of professional development which is aimed at the perfection of pedagogical skills of university’s lecturers is described. The paper focuses on the main themes of the training cycles, tasks, forms of work and promising directions of the faculty’s activities.

Keywords: raising skill level, pedagogical skills, professional development of pedagogical staff.

Н.С. СТЕПАШОВ, доцент, помощник по воспитательной работе проректора по учебной работе

Воспитательное пространство вуза

В статье изложены особенности системного подхода к организации внеучебной деятельности в КГМУ. Дан содержательный анализ уровней организации воспитательной системы, раскрыты системообразующие свойства воспитательного пространства вуза.

Ключевые слова: системный подход, воспитательное пространство вуза, уровни организации системы воспитания.

Системный подход к любой сфере деятельности предполагает выявление её методологических, методических и технологических оснований. Это касается, в частности, формирования системы внеучебной и воспитательной работы в вузе. Ее основные положения сформулированы в подготовленном и изданном нами учебном пособии «Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: концептуальные и технологические основы », которое выдержало уже два издания и рекомендовано учебно-методическим объединением Минздравсоцразви-

тия РФ для использования в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях страны [1].

В настоящее время происходит парадиг-мальная, аксиологическая трансформация системы воспитания. Суть этой трансформации заключается в отходе от абстрактных идеалов, схем и целей воспитания в сторону реально или потенциально осуществимых целей, имеющих операциональное значение. Если мы хотим в данный конкретный момент знать, насколько мы продвинулись в достижении цели, ее формулировка должна включать количественные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.