Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение модернизации регионального здравоохранения - зона персональной ответственности учреждений высшего и дополнительного профессионального образования'

Кадровое обеспечение модернизации регионального здравоохранения - зона персональной ответственности учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение модернизации регионального здравоохранения - зона персональной ответственности учреждений высшего и дополнительного профессионального образования»

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ Медицинский вестник Юга России'

В.И. Петров, В.Б. Мандриков, М.Д. Ковалева

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -ЗОНА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

«Главная цель модернизации российского здравоохранения -повышение доступности и качества медицинской помощи

для широких слоев населения»

Правительством Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ в последние годы реализуется концепция модернизации российского здравоохранения, включая систему последипломного медицинского образования. Это касается учебных программ, оснащения и инфраструктуры медицинских вузов и факультетов независимо от их административного и ведомственного подчинения, а также повышения квалификации преподавательского состава.

Компетентность, ответственность, способность осуществлять профессиональную деятельность на уровне мировых стандартов и быть готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности - характерные черты современного врача. В этой связи особую актуальность приобретает проблема определения роли и социального статуса системы последипломной подготовки, обеспечивающей непрерывное, в течение всей жизни, образование медицинских специалистов.

В настоящее время стало очевидным, что сохранение прежних содержательных основ последипломного медицинского образования может стать серьезным барьером на пути личностного и профессионального развития врача, и, соответственно, достижения современного качества медицинской помощи. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования врача, отвечающего современному состоянию и перспективным направлениям развития здравоохранения, с учетом лич-ностно профессиональных потребностей медицинского работника.

Совершенствование последипломного медицинского образования вытекает из основного приоритетного направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ - повышение профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений и уровня квалификации медицинских работников в

В.В. Путин

соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Волгоградский государственный медицинский университет давно и продуктивно работает над проблемой подготовки грамотного, конкурентоспособного и востребованного специалиста, реализуя на практике концепцию непрерывного медицинского образования. Качество профессиональной подготовки наших выпускников зависит не столько от того, какое количество знаний они получат на протяжении всех лет обучения в вузе, сколько от того, как сумеют они применять эти знания для решения многочисленных диагностических, лечебных, профилактических задач, весьма непохожих друг на друга.

Первой ступенью послевузовской профессиональной подготовки врача после окончания высшего учебного заведения является интернатура.

С 2010-2011 учебного года интернатура приобрела статус клинической (письмо Минздравсоцразвития России № 16-3/10/2-5048 от 17.06.2010 г.), которая имеет несомненные преимущества перед существующей ранее территориальной, так как проводится на базе крупных многопрофильных больниц опытными преподавателями клинических кафедр университета. Клиническая интернатура, максимально приближая интернов к реальной работе с больными, приобщает их ко всем видам деятельности - самостоятельной работе с больными, присутствию на разборах, обходах профессора, участию в клинических разборах, патолого-анатомических конференциях и научно-практических обществах. Важно обратить внимание на взаимовыгодную совместную работу преподавателей вуза и специалистов практического здравоохранения, что, с одной стороны, способствует повышению уровня методического обеспечения занятий с клиническими интернами, а с другой - облегчает внедрение на базах последних достижений медицинской науки, эффективных методов диагностики, лечения и профилактики. При общем руководстве заведующих кафедрами непосред-

ственный контроль за обучением клинических интернов и ординаторов осуществляется доцентами и ассистентами кафедр, нагрузка которых определяется количеством выделенных ставок, а также высококвалифицированными работниками практического здравоохранения. Это позволяет индивидуализировать работу с обучаемыми, вести ежедневный контроль за качеством лечебной работы, совершенствовать обучение практическим навыкам.

Увеличение количества обучающихся по данной форме последипломной подготовки потребовало расширения спектра лечебно-профилактических учреждений, на базе которых клинические интерны отрабатывали бы практические навыки. Договоры о взаимном сотрудничестве с этими лечебно-профилактическими учреждениями -юридически верный выход из создавшейся ситуации.

Клиническая ординатура существует как форма первичной специализации выпускников, в том числе по отдельным специальностям, по которым не разрешена

подготовка в интернатуре, и как вторая ступень специализации для окончивших интернатуру, дающая право врачу работать самостоятельно, а также как форма совершенствования знаний и умений для практикующих врачей и как способ освоения ими новой специальности.

Ежегодно целевая подготовка врачей в клинической интернатуре и ординатуре ВолгГМУ осуществляется по направлению Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, Министерства здравоохранения Чеченской республики, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия. В плане приема на последипломные формы обучения Минздравсоцразвития России выделяется 90-95% мест для Волгоградского региона. Динамика распределения контрольных цифр приема в целевую клиническую ординатуру представлена в таблице 1.

Таблица 1

Контрольные цифры приема целевых клинических ординаторов за последние 5 лет по профилям подготовки

Профили подготовки Годы приема

2006 2007 2008 2009 2010

Терапевтический 8 8 12 20 29

Хирургический 17 17 13 23 20

Педиатрический 2 4 5 2 2

Стоматологический 3 3 3 4 7

Итого 30 32 33 49 58

На этапе подготовки в клинической интернатуре и ординатуре акцент делается на готовности выпускника к практической деятельности и его профессиональных намерениях на рынке труда. Степень удовлетворенности результатами обучения выпускников клинической интернатуры и ординатуры оценивается специалистами практического здравоохранения путем проведения ежегодного мониторинга качества подготовки по результатам опроса главных врачей, на основе которого в случае необходимости проводятся корректирующие мероприятия. Для оперативной оценки качества подготовки специалистов с большинством учреждений здравоохранения г. Волгограда установлена электронная связь в режиме on-line.

Доказательная медицина составляет важную и неотъемлемую часть в системе медицинских и фармацевтических знаний, которая гарантирует высокое качество лечебно-диагностического процесса. Реальная клиническая практика, основанная на доказательной медицине - это лучшая практика, позволяющая достигать высочайших результатов в диагностике и лечении больных. В программу подготовки клинических интернов и ординаторов включаются циклы лекций ведущих профессоров вуза, проведение мастер-класса, посещение актовых лекций. Вуз располагает возможностью доступа к электронным базам данных Центральной научной медицинской библиотеки ГОУ ВПО «Первого МГМУ им. И.М. Сеченова» и

Кокрановского сообщества. Кокрановские обзоры обобщают в основном результаты рандомизированных контролируемых испытаний. Данные, включаемые в обзоры, извлекают из исследований, каждое из которых проходит экспертизу на достоверность с использованием строгих критериев, что позволяет снизить вероятность систематических ошибок. Количественные результаты исследований объединяют с использованием статистических методов (мета-анализа), позволяющих более точно и надежно оценить степень эффективности лечебных вмешательств. В нашем университете регулярно проводятся семинары с коллегами из зарубежных стран и городов Российской Федерации посредством интерактивных видеоконференций.

Для практических врачей Волгоградской области под руководством академика РАМН В.И. Петрова силами сотрудников кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии ежегодно проводятся выездные циклы лекций по доказательной медицине. Активизация познавательной деятельности клинических интернов и ординаторов возможна при широком вовлечении их в научно-практическую деятельность под руководством ассистентов и доцентов кафедр при подборе практически значимых тем для итоговых работ с последующим проведением конференций. Участие в научно-практических конференциях обеспечивает для клинических интернов и ординаторов повышение специальных знаний, привитие

12

I

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

навыков, умение писать и выступать с докладами, правильно готовить и использовать иллюстративный материал.

В нашем вузе разработаны методические рекомендации для клинических интернов по написанию дипломной работы. Цель её - совершенствование клинического мышления на основе умения синтезировать данные литературы и анализировать собственные клинические наблюдения. Клинические интерны и ординаторы, проявившие интерес к научной работе, являются потенциальными претендентами на дальнейшее обучение в аспирантуре, а выступление с научным докладом на «дне интерна» и «Дне ординатора» - апробация их первого научного опыта.

В настоящее время в системе образования все более широкое применение находят дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Курс дистанционного интернет-обучения, разработанный в ВолгГМУ для интернов-провизоров, включает в себя аппаратно-программное, организационное и учебно-методическое обеспечение, информационные ресурсы. Успешное внедрение и использование интернет-технологий в обучении клинических интернов-провизоров позволило, ориентируясь на удовлетворение потребительских образовательных услуг, использовать накопленный опыт в системе непрерывного образования специалистов фармации. Основной задачей указанной системы является обновление и пополнение знаний, обеспечивающих повышение профессиональных компетенций провизоров.

Модернизация системы последипломного образования специалистов фармации, направленная на реализацию ведущей образовательной стратегии, дает возможность непрерывного профессионального обучения высококвалифицированных специалистов, является эффективным современным методом повышения качества образования.

Одной из основных задач системы последипломного образования врачей является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов здравоохранения. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от того, насколько программы последипломного обучения отвечают нуждам практического здравоохранения. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а так же перспективные потребности их развития.

Важнейшим направлением совершенствования совместной работы ВолгГМУ с региональными органами управления здравоохранения области стала целенаправленная работа по развитию и внедрению новых специальностей последипломного образования врачей, работающих в Волгоградском регионе. За период с 2007 г. по настоящее время в вузе были лицензированы новые специальности клинической интернатуры (эндокринология, онкология) и клинической ординатуры (детская кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, ультразвуковая диагностика). Потребность практического здравоохранения региона определила необходимость подготовки врачей по следующим специальностям: торакальная хирургия, нейрохирургия, диетология и физиотерапия. Лицензирование указанных специальностей проводится нашим вузом в настоящее время. Дополнительное образование практические врачи региона получают на 20 кафедрах вуза по

Медицинский вестник Юга России

21 специальности на курсах тематического усовершенствования и профессиональной переподготовки.

В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (№000861 от 03 марта 2011 г., регистрационный №0849) в ВолгГМУ: 28 специальностей клинической интернатуры, в том числе по профилям подготовки: терапевтические - 13, хирургические - 8, педиатрические - 3, стоматологические - 1, фармацевтические -3; и 51 специальность клинической ординатуры, в том числе по профилям подготовки: терапевтические - 26, хирургические - 16, педиатрические - 5, стоматологические -4. Обеспечение подготовки кадров по лицензированным специальностям осуществляется путем открытия новых кафедр и курсов при кафедрах, повышения квалификации преподавательского состава университета и привлечения к учебному процессу высококвалифицированных работников практического здравоохранения.

Основной целью реформирования современной высшей медицинской школы является повышение качества подготовки специалистов. Критерием оценки качества медицинского образования является способность медицинского вуза воспитать у обучающихся потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, сформировать у них умения применять основные понятия, законы и закономерности, методы и средства всех дисциплин учебного плана в качестве методологических, теоретических, организационных и технологических ориентиров в будущей профессиональной деятельности.

Система оценки качества знаний и умений в клинических интернов и ординаторов в ВолгГМУ включает:

1. Организацию учебного процесса на факультете послевузовского профессионального образования с применением современных образовательных технологий.

2. Осуществление контроля за качеством чтения лекций, организацией и проведением семинаров и практических занятий на кафедрах вуза.

3. Анализ результатов успеваемости на основе ежеквартальных отчетов клинических интернов и полугодовых отчетов клинических ординаторов.

4. Осуществление контроля за выполнением объема и содержания учебных программ по специальности подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

5. Анализ качества подготовки клинических интернов и ординаторов по результатам выпускного квалификационного сертификационного экзамена по специальности.

6. Организацию информационно-методического обеспечения учебного процесса на факультете последипломного профессионального образования.

7. Организацию межкафедральных взаимодействий по образовательным программам лицензированных специальностей клинической интернатуры и клинической ординатуры с учетом блоков дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Неотъемлемым условием подготовки высококвалифицированных специалистов являются профессиональные компетенции преподавателя. Современный преподаватель высшей школы должен обладать системой умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ори-ентаций, которые необходимы преподавателю для эффективной организации процесса обучения. Для реализации своих компетенций преподаватели проходят курсы повышения квалификации, психолого-педагогическую подготовку профессорско-педагогического состава и обучение «в течение всей жизни» по программе TEMPUS IV.

Таким образом, роль медицинского вуза заключается в обеспечении высокого профессионального уровня медицинских и научных кадров, в формировании гражданских и нравственных качеств личности в условиях современного социума и динамично меняющихся потребностей рынка труда и запросов общества через:

- эффективную организацию и высокое качество образовательного и научно-исследовательского процессов;

- целенаправленное получение и распространение знаний;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества в соответствии с потребностями личности, государства, общества и университета.

Подтверждением высокого уровня системы менеджмента качества в вузе является «Сертификат соответ-

ствия системы менеджмента качества», удостоверяющий соответствие стандарту ИСО 9001:2008 в отношении разработки и реализации профессиональных образовательных программ, научно-исследовательской, лечебной, инновационной и международной деятельности в рамках образовательного процесса; осуществления образовательного процесса по специальностям и направлениям подготовки специалистов среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), по специальностям и направлениям послевузовского образования (интернатура, ординатура) и дополнительного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) в соответствии с лицензией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.