Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ'

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгеньева А. В., Широкова Л. Ю., Красивина И. Г., Лаврухина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»

338-340

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

вие избыточности потребляемого новостного контента, не вызывает сомнений .

338 ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

СРЕДИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

РОМАНЧУК Ю. А., ПАК Т. В., ЧАН ВАНДЕ

Кантхоский университет медицины и фармации, Кан Тхо, Вьетнам; ФГАОУ ВО РУДН, Москва, Россия

Цель. Изучить мнение преподавателей высшей школы о причинах распространения нарушений академической этики среди студентов медицинского института и наиболее эффективных мерах борьбы с недобросовестным поведением обучающихся . Под понятием "академическое мошенничество" следует понимать все формы нечестного поведения студентов по отношению к их научной и образовательной деятельности

Материалы и методы. В анонимном анкетировании участвовали 25 преподавателей Гродненского государственного медицинского университета; анализ ответов респондентов проводился на базе Microsoft Office Excel . Большинство опрошенных — женщины в возрасте 40-50 лет (37%) со стажем преподавания от 5 до 15 лет (36%); более половины респондентов имеют ученую степень "кандидат медицинских наук" (56%) . В анкету для социологического опроса были включены вопросы, касающиеся индивидуальных характеристик преподавателей, их отношения к академическому мошенничеству среди студентов и мнения о наиболее эффективных мерах для сдерживания широкого распространения академической недобросовестности в высшей школе .

Результаты. Более половины опрошенных преподавателей (56%) не приемлют растущего распространения академического мошенничества, в то же время около 40% респондентов полагают, что применение студентами методов академической нечестности допустимо в отдельных ситуациях. В случае обнаружения факта списывания студентом 27,4% преподавателей готовы объяснить повторно учебный материал или дать дополнительное задание, но 17,6% респондентов считают, что нельзя проявлять лояльность к студенту при обнаружении его нечестного поведения для достижения высоких показателей успеваемости, а необходимо строго наказать и снизить оценку за задание В списке наиболее эффективных мер по предотвращению распространения академической нечестности первое место занимает введение ореп-Ьоок экзаменов (41%), когда студенту разрешено использовать некоторые учебные материалы во время экзамена; далее следуют изменение форм контроля усвоения изученных тем, например, организация проектных и творческих работ (23,4%), и регулярное обновление баз тестовых и контрольных заданий (21,1%) . Основными причинами распространенности академического мошенничества в высшей школе, согласно мнению респондентов, являются отсутствие эффективных санкций за нарушения академической этики (26,8%) и высокая нагрузка преподавателей высшей школы (24,2%) .

Заключение. Изучено отношение преподавателей к явлению академической недобросовестности студентов . Сформулированы предложения по предотвращению широкого распространения академического мошенничества среди студентов-медиков и минимизации влияния нарушений академической этики на качество образовательного процесса .

339 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА

ВОСТРИКОВА Т. В.

ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, Барнаул, Россия

Цель. Анализ оценочных средств решения организационно-управленческих задач при подготовке провизора . Формы

контроля являются своеобразным продолжением методик обучения и позволяют обучающемуся оценить собственные достижения и обратить внимание на проблемы, а преподавателю — корректировать и направлять деятельность обучающегося .

Материалы и методы. В ходе исследования проведен структурно-логический анализ методического инструментария действующих рабочих программ (2021-2022 у.г. ) дисциплин, формирующих организационно-управленческие компетенции провизора: экономическая теория, фармацевтический маркетинг, управление и экономика фармации (УЭФ), медицинское и фармацевтическое товароведение (МФТ) на базе кафедры фармации Алтайского государственного медицинского университета

Результаты. Кейс-метод эффективен при изучении УЭФ, когда перед обучающимся стоит сквозная задача, рассчитанная на несколько занятий и тем . Первоначальная ситуация служит ядром для последующих занятий, а данные и результаты, полученные на предыдущих занятиях необходимы для решения последующих задач . Преподаватель оценивает каждый этап кейса: процесс решения, промежуточные и итоговый результаты работы . Изучение нескольких тем дисциплины проходит в условиях симуляционного центра, что позволяет максимально приблизить процесс освоения профессиональных компетенций к реальной трудовой атмосфере . МФТ имеет свою специфику и в ситуационных задачах для формирования товароведческого мышления и контроля знаний использует мини-симуляторы (образцы медицинских и фармацевтических товаров)

Заключение. Все разделы дисциплин обеспечены оценочными средствами, соотнесены с формируемыми компетенциями и необходимыми видами контроля Активно применяются традиционные оценочные средства: комплекты тестов для компьютерного тестирования; расчетные и графические задачи; теоретические вопросы . На младших курсах при изучении экономической теории и фармацевтического маркетинга формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые помогают в освоении последующих дисциплин . Значительная доля в оценочном инструментарии дисциплин УЭФ и МФТ приходится на ситуационные задачи, кейс-задания, деловые игры, которые имеют выраженный профессионально ориентированный характер и позволяют контролировать как процесс освоения материала, так и результат

340 ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЕВГЕНЬЕВА А. В., ШИРОКОВА Л. Ю., КРАСИВИНА И. Г., ЛАВРУХИНА А. А.

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль, Россия

Цель. Оценить влияние проблемного подхода в обучении на степень мотивации студентов к учебному процессу и формирование профессиональных компетенций .

Материалы и методы. Исследование выполнено на 70 студентах 6 курса лечебного факультета ЯГМУ в возрасте 21,9+1,03 лет. В качестве проблемного метода при самостоятельной работе студентов предложено написание "динамической истории болезни пациента" (ДИБП) — копии реальной истории болезни пациента . В экспериментальной группе (ЭГ — 36 человек) студенты в ДИБП самостоятельно заполняли лист приема пациента, формулировали диагноз, назначали методы исследования, выписывали рецепты Преподаватель ежедневно контролировал ведение студентом ДИБС, предоставлял данные исследований, регулировал рецептурные назначения по конкретной патологии (например, оставляя записи дежурных врачей) . В группе сравнения (ГС-34 человека) самостоятельная работа студентов заключалась в курации

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(6S):1-174. doi:10.15829/1728-8800-2023-6S

115

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

341-342

пациента с одномоментным докладом . Мотивация оценивалась по методике А . А. Реан и В . А . Якунина (в модификации Н . Ц . Бадмаевой) исходно и на последнем занятии по дисциплине . Методика включала оценку коммуникативных мотивов, мотивов избегания, мотивов престижа, профессиональных мотивов, мотивов творческой самореализации, учебно-познавательных и социальных мотивов студентов В качестве контрольных точек исследования, отражающих профессиональные компетенции, были приняты предэкзаменационный рейтинг по циклу и результаты промежуточной аттестации.

Результаты. Исходно при анализе мотивации студентов в обеих группах было выявлено статистически значимое (р<0,05) преобладание коммуникативных мотивов (в ЭГ-4,2, в ГС-4,0 баллов, р<0,05) и мотивов избегания (в ЭГ-4,1, в ГС-4,2 баллов, р<0,05) . При повторном тестировании в конце цикла степень мотивации студентов в ЭГ возросла по шкалам "Мотивы престижа" (+11,7%, р<0,05), "Профессиональные мотивы" (+13,7%, р<0,05), "Мотивы творческой самореализации" (+20,6%, р<0,05), "Учебно-познавательные мотивы" (+28,1%, р<0,05) по сравнению с ГС. В ЭГ выявлены более высокие показатели предэкзаменационного рейтинга и оценки за промежуточную аттестацию (на 20,7% и 11,6%, р<0,05), чем в ГС . Также в ЭГ наблюдались корреляции степени мотивации по шкале "Учебно-познавательные мотивы" и данных предэкзаменационного рейтинга (г=0,85; р<0,05) и отметки за аттестацию (г=0,89; р<0,05); а также корреляции по шкале "Профессиональные мотивы" и рейтингового балла (г=0,48; р<0,05) и аттестационной отметки (г=0,74; р<0,05) .

Заключение. Использование проблемного подхода в обучении, на примере "Динамической истории болезни пациента", повышает степень мотивации студентов к учебному процессу за счет преобладания "учебно-познавательных мотивов, мотивов творческой самореализации, профессиональных мотивов и мотивов престижа" Применение данного метода проблемного обучения эффективно стимулирует познавательную деятельность студентов и приобретение профессиональных компетенций .

341 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ШАРАХОВА Е. Ф., АРИПВА А. Т.

ФГБОУ ВО "АГМУ Минздрава России", Барнаул, Россия

Цель. Оценка социально-психологической адаптации выпускников фармацевтического факультета

Материалы и методы. Пилотное исследование . В исследование были включены 57 выпускников, из которых 4 мужчины, 53 — женщины. Респонденты разделены на 3 группы по опыту трудовой деятельности: 1 группа — 24 человека имели опыт профессиональной деятельности в аптечных организациях; 2 группа — 15 человек имели опыт работы в других организациях; 3 группа — 18 человек не имели опыта трудовой деятельности В эмпирическом исследовании использована методика К. Роджера и Р. Даймонда "Диагностика социально-психологической адаптации" (перевод А. К. Осницкий) . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации групп использован Н-критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент корреляции Пирсона

Результаты. У наибольшего количества выпускников по двум компонентам "адаптивность" и "дезадаптивность" интегрального показателя "адаптация" (63 и 65%) выявлен средний уровень . Выпускники, имеющие средний уровень социально-психологической адаптации (63%), хорошо входят в социальную и профессиональную среду и адекватно реагируют на предъявляемые к ним требования . У наименьшего количества выпускников выявлен высокий уровень адаптации (у 14% выпускников — высокий уровень адаптации, у 11% — низкий уровень дезадаптации) . Низкий уровень адаптации имеют 23% выпускника, а с высоким уровнем дезадаптации — 19% . Они испытывают трудности адаптации в обществе, усвоения и принятия норм и требований социума . Это может негативно сказаться на дальнейшей профессиональной деятельности, сложности вхождения в аптечные

коллективы, которые характеризуются малочисленностью и половой и возрастной однородностью . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации в зависимости от опыта трудовой деятельности выпускников использован ранговый дисперсионный анализ Краскелла-Уоллиса и коэффициент корреляции Пирсона. Корреляционный анализ показал, что уровень социально-психологической адаптации связан с опытом трудовой деятельности (г=0,6; р <0,01) .

Заключение. Выпускники фармацевтического факультета с опытом трудовой деятельности имеют более высокий уровень социально-психологической адаптации и, следовательно, в большей степени способны адекватно принимать условия социальной и профессиональной среды . В меньшей степени эти характеристики социально-психологической адаптированности проявляют выпускники, не имеющие опыта трудовой деятельности .

342 ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЖЕЛТКЕВИЧ О. В.

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль, Россия

Цель. Совершенствование процесса подготовки фармацевтических специалистов к эффективному профессиональному взаимодействию .

Материалы и методы. Для реализации методики эмпирического исследования профессиональной гибкости нами была сформирована выборка фармацевтических работников Необходимое для исследования число специалистов определили методом математической статистики, по формуле бесповторной выборки . В исследовании приняли участие 345 фармацевтических работников, в том числе 283 провизора (82%) и 62 фармацевта (18%) . Для оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации "Профессиональное взаимодействие в процессе фармацевтического консультирования" был проведен социологический опрос . В опросе участвовали 147 слушателей, имеющих специальность фармация и должность фармацевт. С использованием логико-семантического анализа разработано определение "профессиональная гибкость фармацевтического специалиста"

Результаты. Под эффективным профессиональным взаимодействием понимали высокую степень достижения целей при минимальных затратах времени, энергии и возникновение чувства удовлетворения деятельностью, результатами труда, своим поведением и реакцией партнера. Для повышения эффективности профессионального взаимодействия фармацевтических работников с пациентами необходимо развивать профессиональную гибкость, как способность быстро реагировать на меняющиеся внешние обстоятельства, давать адекватную оценку своих действий и своеобразную социальную мимикрию в общении с потребителями, умение доводить до них всю полноту необходимой информации в доступных терминах с учетом возраста и когнитивного статуса последних, использовать невербальные приёмы общения . На основе результатов анализа профессиональной гибкости фармацевтических специалистов (средние показатели по всем компонентам), для повышения ее уровня была разработана "Модель формирования профессиональной гибкости" . На основании модели нами создан комплекс учебных дисциплин, охватывающий различные уровни профессионального образования фармацевтических специалистов В результате оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации 83,5% слушателей приобрели новые профессиональные коммуникативные компетенции

Заключение. Разработанная образовательная траектория, позволяет совершенствовать навыки взаимодействия фармацевтических специалистов с потребителями с учетом всех компонентов профессиональной гибкости . В процессе обучения у слушателей сформирован достаточный для эффективной коммуникации уровень профессиональной гибкости .

116

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22^):1-174. doi:10.15829/1728-8800-2023-6S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.