Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желткевич О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

341-342

пациента с одномоментным докладом . Мотивация оценивалась по методике А . А. Реан и В . А . Якунина (в модификации Н . Ц . Бадмаевой) исходно и на последнем занятии по дисциплине . Методика включала оценку коммуникативных мотивов, мотивов избегания, мотивов престижа, профессиональных мотивов, мотивов творческой самореализации, учебно-познавательных и социальных мотивов студентов В качестве контрольных точек исследования, отражающих профессиональные компетенции, были приняты предэкзаменационный рейтинг по циклу и результаты промежуточной аттестации.

Результаты. Исходно при анализе мотивации студентов в обеих группах было выявлено статистически значимое (р<0,05) преобладание коммуникативных мотивов (в ЭГ-4,2, в ГС-4,0 баллов, р<0,05) и мотивов избегания (в ЭГ-4,1, в ГС-4,2 баллов, р<0,05) . При повторном тестировании в конце цикла степень мотивации студентов в ЭГ возросла по шкалам "Мотивы престижа" (+11,7%, р<0,05), "Профессиональные мотивы" (+13,7%, р<0,05), "Мотивы творческой самореализации" (+20,6%, р<0,05), "Учебно-познавательные мотивы" (+28,1%, р<0,05) по сравнению с ГС. В ЭГ выявлены более высокие показатели предэкзаменационного рейтинга и оценки за промежуточную аттестацию (на 20,7% и 11,6%, р<0,05), чем в ГС . Также в ЭГ наблюдались корреляции степени мотивации по шкале "Учебно-познавательные мотивы" и данных предэкзаменационного рейтинга (г=0,85; р<0,05) и отметки за аттестацию (г=0,89; р<0,05); а также корреляции по шкале "Профессиональные мотивы" и рейтингового балла (г=0,48; р<0,05) и аттестационной отметки (г=0,74; р<0,05) .

Заключение. Использование проблемного подхода в обучении, на примере "Динамической истории болезни пациента", повышает степень мотивации студентов к учебному процессу за счет преобладания "учебно-познавательных мотивов, мотивов творческой самореализации, профессиональных мотивов и мотивов престижа" Применение данного метода проблемного обучения эффективно стимулирует познавательную деятельность студентов и приобретение профессиональных компетенций .

341 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ШАРАХОВА Е. Ф., АРИПВА А. Т.

ФГБОУ ВО "АГМУ Минздрава России", Барнаул, Россия

Цель. Оценка социально-психологической адаптации выпускников фармацевтического факультета

Материалы и методы. Пилотное исследование . В исследование были включены 57 выпускников, из которых 4 мужчины, 53 — женщины. Респонденты разделены на 3 группы по опыту трудовой деятельности: 1 группа — 24 человека имели опыт профессиональной деятельности в аптечных организациях; 2 группа — 15 человек имели опыт работы в других организациях; 3 группа — 18 человек не имели опыта трудовой деятельности В эмпирическом исследовании использована методика К. Роджера и Р. Даймонда "Диагностика социально-психологической адаптации" (перевод А. К. Осницкий) . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации групп использован Н-критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент корреляции Пирсона

Результаты. У наибольшего количества выпускников по двум компонентам "адаптивность" и "дезадаптивность" интегрального показателя "адаптация" (63 и 65%) выявлен средний уровень . Выпускники, имеющие средний уровень социально-психологической адаптации (63%), хорошо входят в социальную и профессиональную среду и адекватно реагируют на предъявляемые к ним требования . У наименьшего количества выпускников выявлен высокий уровень адаптации (у 14% выпускников — высокий уровень адаптации, у 11% — низкий уровень дезадаптации) . Низкий уровень адаптации имеют 23% выпускника, а с высоким уровнем дезадаптации — 19% . Они испытывают трудности адаптации в обществе, усвоения и принятия норм и требований социума . Это может негативно сказаться на дальнейшей профессиональной деятельности, сложности вхождения в аптечные

коллективы, которые характеризуются малочисленностью и половой и возрастной однородностью . Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации в зависимости от опыта трудовой деятельности выпускников использован ранговый дисперсионный анализ Краскелла-Уоллиса и коэффициент корреляции Пирсона. Корреляционный анализ показал, что уровень социально-психологической адаптации связан с опытом трудовой деятельности (г=0,6; р <0,01) .

Заключение. Выпускники фармацевтического факультета с опытом трудовой деятельности имеют более высокий уровень социально-психологической адаптации и, следовательно, в большей степени способны адекватно принимать условия социальной и профессиональной среды . В меньшей степени эти характеристики социально-психологической адаптированности проявляют выпускники, не имеющие опыта трудовой деятельности .

342 ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЖЕЛТКЕВИЧ О. В.

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль, Россия

Цель. Совершенствование процесса подготовки фармацевтических специалистов к эффективному профессиональному взаимодействию .

Материалы и методы. Для реализации методики эмпирического исследования профессиональной гибкости нами была сформирована выборка фармацевтических работников Необходимое для исследования число специалистов определили методом математической статистики, по формуле бесповторной выборки . В исследовании приняли участие 345 фармацевтических работников, в том числе 283 провизора (82%) и 62 фармацевта (18%) . Для оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации "Профессиональное взаимодействие в процессе фармацевтического консультирования" был проведен социологический опрос . В опросе участвовали 147 слушателей, имеющих специальность фармация и должность фармацевт. С использованием логико-семантического анализа разработано определение "профессиональная гибкость фармацевтического специалиста"

Результаты. Под эффективным профессиональным взаимодействием понимали высокую степень достижения целей при минимальных затратах времени, энергии и возникновение чувства удовлетворения деятельностью, результатами труда, своим поведением и реакцией партнера. Для повышения эффективности профессионального взаимодействия фармацевтических работников с пациентами необходимо развивать профессиональную гибкость, как способность быстро реагировать на меняющиеся внешние обстоятельства, давать адекватную оценку своих действий и своеобразную социальную мимикрию в общении с потребителями, умение доводить до них всю полноту необходимой информации в доступных терминах с учетом возраста и когнитивного статуса последних, использовать невербальные приёмы общения . На основе результатов анализа профессиональной гибкости фармацевтических специалистов (средние показатели по всем компонентам), для повышения ее уровня была разработана "Модель формирования профессиональной гибкости" . На основании модели нами создан комплекс учебных дисциплин, охватывающий различные уровни профессионального образования фармацевтических специалистов В результате оценки эффективности обучения на цикле повышения квалификации 83,5% слушателей приобрели новые профессиональные коммуникативные компетенции

Заключение. Разработанная образовательная траектория, позволяет совершенствовать навыки взаимодействия фармацевтических специалистов с потребителями с учетом всех компонентов профессиональной гибкости . В процессе обучения у слушателей сформирован достаточный для эффективной коммуникации уровень профессиональной гибкости .

116

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22^):1-174. doi:10.15829/1728-8800-2023-6S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.