Научная статья на тему 'Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза'

Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / HIGH SCHOOL TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / THE SERVICE OF PSYCHO-PEDAGOGICAL COUNSELING / ТРЕНИНГ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовалова Наталья Ивановна, Пустовалова Виктория Геннадьевна, Папушина Алена Владимировна

Проблема профессиональной адаптации преподавателя вуза в образовательном учреждении довольно широко изучена. Условия профессиональной адаптации начинающего педагога раскрыты в работах О.А. Абдулиной, И.Ф. Исаева, Т.А. Венедиктовой, С.Г. Вершловского, Н.Ф. Гоноболина, Г.В., Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, С.Г. Сухобского, А.Г.Мороза, С.В.Овдей, М.И.Скубий, П.А. Шептенко, О.А. Шияна и др. Совокупность всех видов адаптации: профессиональной, социальной, психологической, физиологической (состояние здоровья) может использоваться для комплексной оценки качества адаптации начинающего педагога. Адаптацию преподавателя вуза можно считать успешной, если в ходе приспособления преподавателем достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и учащимися). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний. Процесс адаптации преподавателя вуза должен продолжаться непрерывно, переходя на более высокий уровень своего развития, при котором основополагающими должны стать такие умения как самоанализ и коррекция собственной деятельности, саморазвитие личности. Для начинающего преподавателя вуза важно учитывать показатели всех видов адаптации и физиологической и психологической и др., но т. к. преподаватель осуществляет педагогическую деятельность, то на первый план выходят такие виды адаптации как социальная и профессиональная (социально-профессиональная). Социально-профессиональная адаптация единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического вхождения работника в трудовую деятельность, где он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование ценностей профессиональной деятельности, а также приспособления к новым типам внутриколлективных отношений и изменение их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовалова Наталья Ивановна, Пустовалова Виктория Геннадьевна, Папушина Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION BEGINNERS UNIVERSITY LECTURER

The problem of professional adaptation of university teachers in the educational institution is widely studied. Terms professional adaptation of beginning teachers are disclosed in OA Abdulina, IF Isayev, TA Venediktova, SG Vershlovskogo, NF Gonobolina, GV, Kondrateva, NV Kuzmina, YN Kulyutkina, AK Markova, VA Slastenina, SG Suhobskogo, A.G.Moroza, S.V.Ovdey, M.I.Skuby, PA Sheptenko, OA Shiyan et al. The collection of all kinds of adaptation: professional, social, psychological, physiological (health) can be used to assess the quality of a complex adaptation of beginning teachers. Adaptation teacher of high school can be considered successful if the teacher during the adaptation achieved positive results in the professional field (generally mastered pedagogical activity, carried out a creative approach to teaching methods, professional skills highly valued by colleagues and students). In the sphere of relations and interactions with colleagues noted psychological comfort, and psychophysiological state does not lead to the emergence of neuropsychiatric diseases. The process of adapting university teachers should be continuous, moving to a higher level of development, in which the basic skills should be such as self-examination and correction of their own activities, self-development of personality. For the novice teacher of high school, it is important to take into account the performance of all types of adaptation and physiological and psychological et al., But t. To. Teacher carries out educational activities, then come to the fore such adaptations as a social and professional (social and professional). Socio-professional adaptation a single real process of social, professional, psycho-physiological occurrences employee career, where he finds an opportunity for self-actualization, which is the formation of values ​​and professional activities, as well as to adapt to new types of vnutrikollektivnyh relations and change them.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза»

опыт существования исключительно государственной советской системы образования в настоящее время не позволяет в полной мере избавиться от общественных стереотипов рассмотрения частных и государственных учебных заведений как конкурирующих звеньев одной системы. Однако развитие образования как отрытой системы предполагает вовлечение в образовательный процесс государственных и негосударственных структур, традиции которых зарождались в каждом конкретном регионе и представляют для современных практиков несомненный интерес. Востребованность для современной практики историко-педагогического опыта частных школ позволит наметить перспективы их развития в современной системе образования, и с их помощью продолжить нарабатывать инновационный опыт развития

современного образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственный архив Самарской области. -Ф.300: Частная женская гимназия А.А. Хардиной. -Оп.1: Предисловие.

2. Там же. - Оп.1. -Д.15. -Л.1-2

3. Там же. - Оп.1. -Д.16а

4. Там же. - Оп.1. -Д.3. -Л.54

5. Там же. - Ф.301. - Оп.1. -Д.6. -Л.11

6. Там же. - Оп.1. -Д.8. -Л.4

7. Там же. - Ф.360. - Оп.46. -Д.6. -Л.8

8. Музыченко, А.В. Современные педагогические течении в западной Европе / А.В. Музыченко. - М.,1919. - С.110

PRIVATE SCHOOLS SAMARA PROVINCE EARLY TWENTIETH CENTURY AS AN INNOVATIVE FORM OF EDUCATION

© 2015

I.V. Rudenko, doctor of pedagogical sciences, professor of "Pedagogy and Methods of Teaching"

D.A. Pisarenko, student

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract: This paper examines the experience of the establishment of private educational institutions in the province of Samara. On examples of private institutions Olga Kharitonov A. Mezhakov, a girls' school, N.A. Hardin disclosed tradition of creation and the emergence of non-state educational institutions of the early twentieth century. Materials prepared on the basis of examination of documents of the State Archive of the Samara region, because contain interesting facts related to the content of education in them, characteristic of individuals, institutions opened.

Keywords: private schools, nonprofit organizations, historical experience, women's education, gymnasium, curricula.

УДК 378.12

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

© 2015

Н.И. Пустовалова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Педагогика» В.Г. Пустовалова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Теория и методика начального и дошкольного образования»

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан (Петропавловск)

А.В. Папушина, магистр педагогики, педагог-психолог

Специальная (коррекционная) школа № 2, Казахстан (Петропавловск)

Аннотация. Проблема профессиональной адаптации преподавателя вуза в образовательном учреждении довольно широко изучена. Условия профессиональной адаптации начинающего педагога раскрыты в работах О.А. Абдулиной, И.Ф. Исаева, Т.А. Венедиктовой, С.Г. Вершловского, Н.Ф. Гоноболина, Г.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, С.Г. Сухобского, А.Г. Мороза, С.В. Овдей, М.И. Скубий, П.А. Шептенко, О.А. Шияна и др. Совокупность всех видов адаптации: профессиональной, социальной, психологической, физиологической (состояние здоровья) может использоваться для комплексной оценки качества адаптации начинающего педагога. Адаптацию преподавателя вуза можно считать успешной, если в ходе приспособления преподавателем достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и учащимися). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний. Процесс адаптации преподавателя вуза должен продолжаться непрерывно, переходя на более высокий уровень своего развития, при котором основополагающими должны стать такие умения как самоанализ и коррекция собственной деятельности, саморазвитие личности. Для начинающего преподавателя вуза важно учитывать показатели всех видов адаптации и физиологической и психологической и др., но т. к. преподаватель осуществляет педагогическую деятельность, то на первый план выходят такие виды адаптации как социальная и профессиональная (социально-профессиональная). Социально-профессиональная адаптация - единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического вхождения работника в трудовую деятельность, где он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование ценностей профессиональной деятельности, а также приспособления к новым типам внутриколлективных отношений и изменение их.

Ключевые слова: адаптация, социально-профессиональная адаптация, преподаватель вуза, педагогические условия, служба психолого-педагогического консультирования, тренинг.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важ- формационными процессами, происходящими сегодня

ными научными и практическими задачами. Проблема в природе и обществе. Адаптация возможна только в

адаптации является одной из основных проблем в раз- сложных самоорганизующихся открытых системах, об-

личных областях науки. Важное место занимает она в менивающихся информацией с внешней средой. Наше

педагогике и психологии, на долю которых приходится общество вступило в постиндустриальную эпоху своего

решение задач, связанных с определением условий раз- развития, которая характеризуется нарастающим пото-

вития личности специалиста в процессе педагогической ком информации. В этих условиях как никогда важен

деятельности [1]. процесс адаптации человека в обществе, в профессио-

Адаптация как процесс неразрывно связан с ин- нальной деятельности, в личной жизни [2]._

Согласно исследованиям М.Е. Дуранова, адаптацию в педагогике следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования [3].

Выделяют несколько видов адаптации: социальную, психологическую, профессиональную, физиологическую, и других, совокупность которых может использоваться для комплексной оценки качества адаптации начинающего преподавателя вуза.

А.Г. Мороз [4] определяет социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности и среды. Применительно к высшей школе социальной средой для преподавателя являются педагогические коллективы кафедр, факультетов, вузов, которые должны обеспечить "приобщение, взаимодействие, согласование" к ней каждого конкретного преподавателя.

Профессиональная адаптация представляет собой длительный последовательный процесс, включающий начальный или подготовительный период, который завершается выбором профессии и подготовкой к будущей профессиональной деятельности, и непосредственный период адаптации на рабочем месте [5].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема профессиональной адаптации начинающего преподавателя вуза в образовательном учреждении довольно широко изучена. Особенности профессиональной адаптации начинающего преподавателя раскрыты в работах З.М. Большаковой [6], С.Г. Вершловского [7], Н.Ф. Гоноболина [8], Н.В. Кузьминой [9], А.Г. Маклакова [10], А.К. Марковой [11], А.Б. Орлова [12], С.М. Редлих [13] и др.

Адаптацию преподавателя вуза можно считать успешной, если в ходе приспособления специалиста достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и учащимися) [14]. Для начинающего преподавателя вуза важно учитывать показатели всех видов адаптации и физиологической и психологической и др., но т. к. педагог осуществляет педагогическую деятельность, то на первый план выходят такие виды адаптации как социальная и профессиональная (социально-профессиональная).

Социально-профессиональная адаптация начинающего преподавателя характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений

[15].

Социально-профессиональную адаптацию начинающих преподавателей вуза определяют как процесс приспособления к профессиональной деятельности вуза, активного освоения особенностей педагогической профессии, развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений, и получение удовлетворения от профессионально-педагогической деятельности [16].

В настоящее время, как в теории, так и практике вуза, проблема социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, является недостаточно решенной.

Выявленные на основе анализа литературы противоречия между идеей гуманистической образовательной парадигмы и недостаточной разработанностью теории и практики развития социально-профессиональной адап-

тации начинающих преподавателей вуза, с другой стороны;

- между возрастающими требованиями к профессиональной деятельности современного специалиста образовательной сферы и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих становлению социально-профессиональной адаптации начинающего преподавателя в образовательном процессе вуза;

- между личностной потребностью начинающих преподавателей вуза в самоорганизации, самообразовании и отсутствием реализации педагогических условий для их осуществления в сложившейся практике позволили нам определить проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, способствующих социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проблема адаптации является одной из основных проблем в различных областях науки. Важное место занимает она в педагогике и психологии, на долю которых приходится решение задач, связанных с определением условий развития личности специалиста в процессе педагогической деятельности [17].

Профессиональная адаптация носит многофункциональный характер. Во- первых, она является необходимым условием и, одновременно, средством оптимизации взаимодействия человека с профессиональной деятельностью и профессиональной средой. Во-вторых, она способствует развитию человека и является составной частью профессионального развития личности. В-третьих, она является необходимой при овладении человеком любой профессиональной деятельностью [18].

Первой ступенью адаптации к профессиональной деятельности, с точки зрения В. Сенашенко, является этап профессионального образования. Следовательно, в первую очередь, необходимо рассмотреть адаптацию студентов - будущих преподавателей вуза [19].

Процесс профессиональной подготовки в вузе не ориентирован на профессиональную адаптацию будущих специалистов и не в полной мере учитывает современные требования рынка труда и производства к профессиональной компетентности специалиста [20].

Для эффективной адаптации начинающих преподавателей основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование [21].

Социально-профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. Данное утверждение основывается на том, что социально-профессиональная адаптация есть двуединый процесс, в котором человек, подвергаясь воздействию среды, сам, в свою очередь, выступает как активный субъект ее изменения [5, с. 52].

Социально-профессиональная адаптация преподавателя вуза рассматривается как процесс его включения, приспособления к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда [22].

Социально-профессиональная адаптация преподавателя зависит от многих аспектов, связанных как с объективными, так и субъективными факторами деятельности. К объективным можно отнести такие как социально-психологический климат в педагогическом коллективе, материальная база и методическая оснащенность вуза и т.д. Субъективными факторами являются высокий уровень профессиональной мотивации, осознание значимости своего труда, творческий подход к работе и ряд других.

Проблему творческой активности как фактора профессиональной адаптации исследовала Н.А. Ершова

[23], которая считает, что показателями успешности протекания процессов адаптации является удовлетворенность личности своей работой (субъективный критерий) и продуктивность деятельности, которую она выполняет (объективный критерий).

Становление социально-профессиональной адаптации преподавателя вуза требует создания таких педагогических условий как: благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе; профессиональная мотивация; творческая активность в применении инновационных методов обучения, реализуемые комплексно на основе деятельности службы психолого-педагогического консультирования с начинающими преподавателями вуза, способствуют социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза.

В философском понимании понятие «условия» трактуется как совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения данного обусловливаемого объекта [24].

Н.М. Борытко [25] под педагогическим условием понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. Он предполагают, что условие есть совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и обстоятельств, направленных на решение поставленных задач.

В.И. Андреев трактует педагогические условия как результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [26, С. 124].

В современных психолого-педагогических исследованиях педагогические условия рассматриваются на трех уровнях: на общеметодологическом уровне - как совокупность обстоятельств (целей, задач, установок, ценностных ориентаций), в которых совершается педагогическая деятельность, и социальных обстоятельств жизнедеятельности ее субъектов (пространственно-временные факторы); на общепедагогическом уровне - как совокупность объективных и субъективных требований (установок) и предпосылок, реализация которых субъектами образовательного процесса позволяет добиваться достижения цели образования и получения желаемого результата при рациональном использовании сил и средств; на частно-педагогическом уровне - как совокупность способов и приемов, способствующих эффективному использованию методических систем, направленных на решение конкретных задач организации образовательного процесса [27].

В нашем исследовании педагогические условия - это разнообразные возможности для социально-профессиональной адаптации.

Становление социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза в образовательном процессе может быть обеспечено через деятельность педагогов вуза по созданию педагогических условий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза через реализацию педагогических условий, способствующих социально-профессиональной адаптации, проводилось на базе филиала Тюменского государственного университета. В процессе опытного исследования приняло участие 55 начинающих преподавателей вуза.

На основании концепции С.Д.Смирнова. Н.А.Ершовой, Р.С. Пионовой и опираясь на результаты теоретического анализа проблемы, нами были выделены критерии социально-профессиональной адаптации начинающего преподавателя вуза:

- профессиональный критерий: профессиональная

мотивация (т.е удовлетворенность преподавателем вуза своей профессиональной деятельностью, осознание значимости своего труда);

- творческая активность в освоении педагогической деятельности (применение в педагогической деятельности инновационных методов обучения, т.е. творческий подход к работе).

- социальный критерий: благоприятный социально-психологический климат в коллективе (психологический комфорт в сфере отношений и взаимодействия с коллегами, способность к сотрудничеству в педагогическом коллективе) [25, с. 68].

На констатирующем этапе опытной работы нами были использованы:

- психодиагностический метод по классификации Е.А. Гуревича, который позволяет собрать достоверную и надежную информацию о профессиональной мотивации начинающих преподавателей вуза, о характеристике существующего социально-психологического климата в коллективе;

- методика для диагностики профессиональной мотивации преподавателей разработанная Н.В. Журиным и Е.П. Ильиным предназначенная для выявления уровня удовлетворенности преподавателями своей профессиональной деятельностью и различными сторонами профессиональной деятельности;

- опросник О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата в коллективе»,.

Средне-групповые значения по сферам профессиональной деятельности начинающих преподавателей вуза показали низкий уровень профессиональной мотивации в следующих сферах профессиональной деятельности:

- значимостью профессии - 38 (69%);

- потребность в общении и коллективной деятельности - 33 (60%);

- взаимоотношениями с коллегами - 42 (76%);

- возможность повышения квалификации - 39 (71%);

- возможность творчества в процессе работы - 36 (67%);

- низкая удовлетворенность работой в целом -35(64%);

- размер заработной платой - 50 (91%) .

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни профессиональной мотивации на

констатирующем этапе исследования

Низкие результаты можно объяснить тем, что в исследовании принимали участие начинающие преподаватели вуза, которые делают первые шаги в своей профессиональной деятельности.

Полученные результаты по опроснику О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто представлены в таблице 3.

Таблица 2 - Результаты уровня существующего социально-психологического климата в коллективе начинающих преподавателей вуза

Уровни существующего социально-психологического климата благоприятный неблагоприятный неопределенный

Кол-во человек / % 5 (9 %) 40 (73%) 10(18%)

Из полученных данных видно, что большинство начинающих преподавателей вуза - 40 (73%) оценивают существующий психологический климата в коллективе как неблагоприятный, что свидетельствует о том, что начинающие преподаватели вуза испытывают дискомфорт в педагогическом коллективе, коллеги не стремятся к сотрудничеству в коллективе, нет взаимной поддержки в достижении целей организации. Такая атмосфера в коллективе не дает «раскрыться» начинающим преподавателям, снижается их работоспособность, творческая активность, психическое и физическое самочувствие, что

в свою очередь ведет к возникновению затруднении в социально-профессиональной адаптации у начинающих преподавателей вуза.

Для изучения отношения и применения в педагогической деятельности инновационных образовательных технологий начинающими преподавателями вуза, мы разработали анкету «Отношение и использование инновационных методов обучения в педагогической деятельности» и провели анкетирование, результаты которого показали, что, начинающие преподаватели вуза не достаточно используют инновационные технологии обучения, недостаточно применяют в творческий подход в своей профессиональной деятельности, мало, что о них знают.

По результатам констатирующего этапа опытной работы были определены направления деятельности службы психолого-педагогического консультирования филиала Тюменского государственного университета по социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, как одного из педагогических условий.

Служба психолого-педагогического консультирования как совокупная общность специалистов образования осуществляет педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, одним из методов деятельности которой является групповой психологический тренинг [28].

Термин "тренинг" (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга [29].

В годовой план деятельности службы психолого-педагогического консультирования ТюмГУ был включен модуль по работе с начинающими преподавателями вуза, испытывающими трудности в социально-профессиональной адаптации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам исследования было выявлено, что социально-профессиональная адаптация зависит от таких критериев как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профессиональный критерий: профессиональная мотивация (т.е удовлетворенность преподавателем своей профессиональной деятельностью, осознание значимости своего труда);

- творческая активность в освоении педагогической деятельности (применение в педагогической деятельности инновационных методов обучения, т.е. творческий подход к работе);

- социальный критерий: социально-психологический климат в коллективе (психологический комфорт в сфере отношений и взаимодействия с коллегами, способность к сотрудничеству в педагогическом коллективе).

Данные критерии были развиты посредством деятельности службы психолого-педагогического консультирования, через проведение ряда семинаров- практикумов, с использованием элементов тренинга.

Опытное исследование подтвердило гипотезу о том, что социально-профессиональная адаптация начинающего преподавателя вуза будет возможна, если: социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза будет соответствовать особенностям профессионально-педагогической преподавателя современного вуза; выявленные педагогические условия (профессиональная мотивация, благоприятный социально-психологический климат, творческая активность в освоении педагогической деятельности, т. е. применение в педагогической деятельности инновационных образовательных технологий) осуществляются в деятельности службы психолого-педагогического консультирования комплексно; критериально-оценочный инструментарий оценивания социально-профессиональной адаптации начинающего преподавателя вуза отражает ее существенные характеристики._

Знание и учет особенностей социально-профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, предвидеть результаты их педагогической деятельности, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы педагогических воздействий, для дальнейшего гармоничного развития их личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2005. 355 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. - М., 1981. С. 19- 44.

3. Дуранов М.Е. Теоретические и методические предпосылки формирования направленности личности / М.Е. Дуранов. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 82 с.

4. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа : Дис. ... д-ра психол. наук: Киев, 2007. 255 с.

5. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: Дис. ... д-ра психол. Наук: СПб., 2001. 393 с.

6. Большакова З.М. Дидактические основы становления профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: Монография. - Челябинск: ЧГПУ,

2005. - 80 с.

7. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Профессиональная деятельность начинающего преподавателя. М., 2005, 144 с.

8. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. В сб. Способности и интересы. М.; 2006. 237 с.

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 2005. 119 с.

10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22.

2006. №1. с. 16 - 24.

11. Маркова А.К. Психология труда педагога: Кн. для педагога. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с.

12. Орлов А.Б. Особенности психолого-педагогической подготовки учителя. //Вопросы психологии № 1, 2008, с. 45.

13. Редлих. С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов. Москва-Новокузнецк,

2007. 106 с.

14. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 2007. 76 с.

15. Редлих С.М. Адаптация начинающих педагогов // Профессиональные проблемы образования: концепции и подходы /Под ред. Л.И. Кундозеровой. Москва-Новокузнецк, 2008. с. 88-102.

16. Трещев А.М. Развитие профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3(10). с. 220 - 224.

17. Баташова С.М., Баташова И.И. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Учебное пособие. Омск - 2004. 137 с.

18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 - 860 с..

19. Митина Л.М. Психология профессионального развития педагога. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 200 с.

20. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Иркутск, 2006. 288 с.

21. Маркова О.Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения. Коммуникация и образование. Сборник статей. /Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,

2005. — с. 345-364.

22. Есарева З. Ф. Особенности психолого-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Изд-во СПб. Л.; 2004. 112 с.

23. Ершова Н. А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей, как фактор профессиональной адаптации. Автореф. дисс. к.п.н., Московский педагогический институт, 2000. 26 с.

24. Современный философский словарь/ Под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. - М.: Академический Проект, 2006. - 864 с.

25. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной де-

ятельности. -Волгоград: Перемена, 2006. 479 с.

26. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 124 с.

27. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 2008. - 76 с.

28. Вачков И. В. Основы психологического консультирования. М.: Просвещение, 2008. 256 с.

29. Завалишина Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление //Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание. — СПб.: Изд-во БПА, 2007. - Вып. 18. С. 71 - 75.

SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION BEGINNERS UNIVERSITY LECTURER

© 2015

N.I. Pustovalova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair "Pedagogy" V. G. Pustovalova, master of arts in pedagogic, assistant professor of the chair «Theory and Methods of primary and pre-school education»

North-Kazakhstan state university them M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan) A.V. Papushina, master of arts in pedagogic, educational psychologist

Special (correctional) school № 2, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Abstract. The problem of professional adaptation of university teachers in the educational institution is widely studied. Terms professional adaptation of beginning teachers are disclosed in O.A. Abdulina, I.F. Isayev, T.A. Venediktova, S.G. Vershlovskogo, N.F. Gonobolina, G.V. Kondrateva, N.V. Kuzmina, Y.N. Kulyutkina, A.K. Markova, V.A. Slastenina, S.G. Suhobskogo, A.G.Moroza, S.V. Ovdey, M.I. Skuby, P.A. Sheptenko, O.A. Shiyan et al. The collection of all kinds of adaptation: professional, social, psychological, physiological (health) can be used to assess the quality of a complex adaptation of beginning teachers. Adaptation teacher of high school can be considered successful if the teacher during the adaptation achieved positive results in the professional field (generally mastered pedagogical activity, carried out a creative approach to teaching methods, professional skills highly valued by colleagues and students). In the sphere of relations and interactions with colleagues noted psychological comfort, and psychophysiological state does not lead to the emergence of neuropsychiatry diseases. The process of adapting university teachers should be continuous, moving to a higher level of development, in which the basic skills should be such as self-examination and correction of their own activities, self-development of personality. For the novice teacher of high school, it is important to take into account the performance of all types of adaptation and physiological and psychological et al., But t. To. Teacher carries out educational activities, then come to the fore such adaptations as a social and professional (social and professional). Socio-professional adaptation - a single real process of social, professional, psycho-physiological occurrences employee career, where he finds an opportunity for self-actualization, which is the formation of values and professional activities, as well as to adapt to new types of vnutrikollektivnyh relations and change them.

Keywords: adaptation, social and professional adaptation, high school teacher, pedagogical conditions, the service of psycho-pedagogical counseling training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.