Д.Р. Гильфантинова
Психолого-педагогическая модель адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности
В статье представлена психолого-педагогическая модель адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности. Ее основу составляет теория и технология контекстного образования, автором которой является профессор А.А. Вербицкий. Подробно описаны педагогические технологии и базовые принципы данной теории. Выделены ключевые факторы и условия психолого-педагогического сопровождения начинающих специалистов, влияющие на эффективность адаптации к профессиональной деятельности. Представленная модель позволяет интегрировать постепенный переход от учебной к квази-профессиональной и к последующей профессиональной деятельности, с сохранением мотивационного компонента и познавательных потребностей начинающего специалиста, решая задачу снижения у него уровня психологических трудностей и уменьшения срока адаптации к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: теория и технология контекстного образования, профессиональная деятельность, психолого-педагогическая адаптация, педагогические технологии, деятельностный подход.
В современной России психологическое консультирование с каждым годом набирает популярность и востребованность в обществе. Многообразие психологического знания о человеке предоставляет для специалистов широкий спектр профессиональной самореализации. Однако обучение специалистов в области психологического консультирования, основанное на передаче знаний от преподавателя к студенту в форме лекций или семинаров, не способно подготовить начинающего специалиста к полноценной профессиональной деятельности, отвечающей требованиями современного общества.
Очевидно, что необходимо фундаментально переосмыслить принципы работы системы образования, трансформировать идеи, унаследованные от ушедшей эпохи, внести существенные корректировки в содержание, технологии и организацию образовательной деятельности как целостной структуры, которая в современных условиях сохранила в себе существенные рудименты прошлого и ориентирована на выполнение задач вчерашнего дня. Основополагающая практика вуза
о ^
о °°
¡± о
го ср чд ю
ш о
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О О.
го о к
о 1 заключена в передаче «шаблонных» знаний студенту, а задача работодателя - взять на работу «готового специалиста», подготовленного к вызовам нового времени. Здесь и кроется расхождение в системе образова-к у о ния и рынке труда. От современного выпускника работодатели требуют о-е- как конкретных навыков, знаний, умений, так и креативного подхода ^ к решению задач. В период обучения в вузе необходимо создать все условия для самоопределения и самореализации личности, развитие «мышления», а не запоминания и воспроизведения.
В основу разработки психолого-педагогической модели адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности положена теория и технология контекстного образования. Основными источниками теории являются:
1) теория деятельности как система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов усвоения социального опыта, развитая в отечественной психологии;
2) осмысленный с этих позиций эмпирический в своей основе инновационный опыт организации обучения при помощи различных педагогических технологий;
3) категория «контекст» как отражение в сознании обучающегося внутренних и внешних условий его поведения и деятельности в конкретной ситуации.
Важной составляющей при этом является интеграция учебного процесса в непосредственную профессиональную деятельность. Согласно теории деятельности, которая является одной из ключевых в теории контекстного образования, цели представляют собой достижение выполнения действий определенного уровня сложности.
С опорой на основные качества и структуру современных педагогических технологий были определены следующие критерии для разработки модели:
1. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
2. Технологичность. Модель обучения должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
3. Концептуальность. Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. В данном исследовании концептуальную основу составляет теория контекстного образования с применением технологий контекстного обучения.
4. Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения,
о
поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. о
5. Эффективность. Способность выдерживать конкурентные условия, 5 показывать эффективные результаты, гарантировать достижение высо- ^ кого стандарта обучения. |
Следование основам и принципам теории контекстного образования обеспечивает личностно-смысловое включение студента не только в профессиональную деятельность, но и ускоряет процесс освоения социального опыта.
Таким образом, опираясь на теорию контекстного образования с использованием технологий контекстного обучения, а также на вышеперечисленные алгоритмы действий, была разработана модель психолого-педагогической адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности. Педагогические технологии контекстного обучения открывают для преподавателя широкую возможность выбора различных форм и методов обучения. Важной составляющей при этом является интеграция учебного процесса в непосредственную профессиональную деятельность.
В соответствии с составленным алгоритмом действий была разработана модель психолого-педагогической адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности: «Мастерская психологического консультирования: стажировка для начинающих психологов». Цель - создание эффективной психолого-педагогической модели адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности; уменьшение срока адаптации начинающего специалиста при переходе от учебной к профессиональной деятельности; снижение уровня психологических трудностей в начале профессионального пути.
Предлагаемая нами модель процесс успешной адаптации к профессиональной деятельности рассматривает на трех базовых уровнях:
1. Когнитивная составляющая. Понимание принципов и основ профессиональной деятельности психолога-консультанта; знание теоретических основ предмета; четкое и ясное представление о процедурах и правилах проведения психологической сессии, а также нормативно-правовом регулировании профессиональной деятельности в России.
2. Психологическая составляющая. Снижение уровня психо-эмоцио-нального напряжения перед началом профессиональной деятельности; отсутствие психологического барьера и ощущения «некомпетентности»; уверенность в собственных силах, желание работать и развиваться в профессии.
3. Поведенческая составляющая. Трудоустройство по специальности или частная практика с совмещением с основной деятельностью.
со
¡± о
го ср ч ю
Ф о
*
ГО О ^
=ё Еще одним принципиально важным категориальным элементом
В ^ о в основе теории контекстного образования лежат такие понятия, как
| § £ поступок и действие. С.Л. Рубинштейн «единицей» поведения называет
§ у ° поступок, как «единицей» деятельности вообще - действие. «Поступ-
^ ш
о -е- ком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека,
ш о
^ а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [5]. Задачи теории контекстного образования заключаются в умении применять полученные знания и навыки в непосредственной профессиональной деятельности, а также получении личного опыта каждым студентов в процессе обучения. Данные задачи реализуются при помощи педагогических технологий контекстного обучения, предназначенных для достижения целей формирования общекультурных и профессиональных компетенций молодых специалистов: лекции контекстного типа (проблемная, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекции с запланированными ошибками), деловая игра, метод анализа конкретной ситуации, разыгрывание ролей и т.д. Цель реализации данных педагогических технологий - введение студента в профессиональный контекст; ознакомление с особенностями и спецификой будущей профессии; выработка ответственного и мотивированного отношения к профессиональной деятельности.
Опираясь на данные, представленные на рис. 1, предполагается методичное и последовательное моделирование профессиональной деятельности, осуществляемый за счет постепенного перехода студента от академической учебной деятельности к квазипрофессиональной и затем к учебно-профессиональной.
После определения основных критериев успешной адаптации к профессиональной деятельности была поставлена задача отбора соответствующего по содержанию учебного материала. Основополагающими факторами здесь являются: ограничение по времени (3 месяца), практически ориентированное содержание учебного материала, доступность методического комплекса, максимально приближенные к профессиональной деятельности форма и методы обучения.
Применение теории контекстного образования с применением технологий контекстного обучения, положенных в основу разработки модели психолого-педагогической адаптации выпускников психологов к профессиональной деятельности, отвечает всем основным принципам контекстного образования:
1) принцип психолого-педагогического обеспечения личностно-смыс-лового включения студента в учебную деятельность;
ЦЕЛЬ: эффективная психолого-педагогическая адаптация выпускника-психолога к профессиональной деятельности
т
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА: «Теория и технология контекстного образования»
I ZZ
т
Научный компонент
Профессиональный компонент
Модульная структура контекстного обучения
1. Учебная деятельность (содержательно-ориентирующая)
2. Квазипрофессиональная деятельность (технолого-ориентированная и смысло-развивающая)
3. Профессиональная деятельность (смысл о-реализующая)
Условия реализации
I
Педагогические технологии контекстного обучения
• Проблемная лекция
• Лекция-визуализация
• Метод «brainstorming» или «мозговой штурм»
• Видеодемонстрация
• Метод «case-study» с применением аудиотехнологи й
• Деловая игра
• Индивидуальные встречи с наставником-супервизором
• Групповая супервизия
• Письменные эссе-отчеты о «становлении
в профессии» и задачах на ближайшее будущее
Соблюдение принципов контекстного обучения
• Личностное включение студента
• Последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм
и условий профессиональной деятельности специалистов ■ Проблемность содержания обучения
• Адекватность форм организации учебной деятельности
• Совместная деятельность
и межличностное взаимодействие преподавателя и студентов
• Сочетание новых и традиционных педагогических технологий
• Открытость - использование любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов
• Единство обучения и воспитания личности профессионала
Уровни адаптации
Психологический • Низкий уровень эмоционального напряжения • Отсутствие ощущения «некомпетенции» перед началом профессиональной деятельности • Мотивация работать и развиваться в профессии • Сформированность ценностно-смыслового компонента Когнитивный • Ясное и соответствующее действительности представление о профессиональной деятельности психолога-консультанта • Понимание теоретических и практических основ работы • Осознавание и оценка собственной профессиональной идентичности, понимание индивидуально-личностных возможностей и ограничений • Культура мышления: способность к анализу, обобщению, постановке целей, задач и т.п. Поведенческий • Действия, направленные на реализацию собственного потенциала в профессии: поиск и аренда кабинета, организация рекламы и печати визиток, активное привлечение клиентов и т.п. • Трудоустройство в организации или частная практическая деятельность • Продолжение обучения с целью достижения узкопрофильной специализации • Коммуникабельность, проявление организаторских способностей
Рис. 1. Модель психолого-педагогической адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности
4 X го О s m
к ^ о
Ф го m
5 л го ^ О
го о к
о 1 2) последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов; ^ у о 3) проблемность содержания обучения и процесса его развертывания о-е- в образовательном процессе;
_ ^ 4) адекватность форм организации учебной деятельности студентов
целям и содержанию образования;
5) ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
6) педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий;
7) принцип открытости - использования для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамах других теорий и подходов;
8) учет кросс-культурных особенностей каждого обучающегося, сложившихся в его когнитивном, социальном и духовно-нравственном опыте;
9) единство обучения и воспитания личности профессионала.
/творчесгвсЛ / как высшая \ / форма \ / проявления \ / личности \ / Поведенческий \ / аспект \ О Профессиональная J деятельность • Консультирование под супервизией • Индивидуальные встречи с наставником (супервизором) • Групповые супервизии > Письменная рефлексия
/ Психологический \ / аспект \ Квази-j профессиональная Z деятельность • Лекция-визуализация • Метод «case-study* с применением аудио-технологий ■ Деловая игра
/ Когнитивный аспект \ 1 Учебная 1 деятельность • Проблемная лекция > метод «brainstorming» • Семинар-дискуссия • Метод «ease study» с применением аудио-технологии
Уровни адаптации Виды деятельности Педагогические технологии
Рис. 2. Сущностные аспекты реализации модели психолого-педагогической
адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности
Таким образом, модель поэтапного «введения» выпускников-психологов в профессиональную деятельность с соблюдением принципов
cc
теории и технологии контекстного образования помогает получить Е начинающим специалистам опыт продуктивной социально-профес- § ® сиональной деятельности и профессиональные компетенции. Важным g ° преимуществом данной модели является изначальная деятельностная | i позиция студента, что формирует с первых дней обучения высокий уро- | g вень мотивации к будущей специальности и помогает психолого-педа- о § гогической адаптации учащегося в профессиональную деятельность. So Данный результат обеспечивается за счет углубленного погружения с в профессиональный и социальный контекст выпускников психологов: использование активных методов обучения; постановка и отработка проблемно-ориентированных задач; участие в стажировках и группах поддержки. В таком подходе реализуется логическое содержание контекстного обучения: постепенный переход от учебной к квазипрофессиональной и к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Теория и технология контекстного образования: Учебное пособие. М., 2017.
2. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в Российском образовании // Образование и наука. 2012. № 6. С. 5-18.
3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М., 2010.
4. Вербицкий А.А. Педагогические технологии в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. 2009. № 3. С. 48-54.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. II.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002.
Гильфантинова Динара Рифадовна - аспирант кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет; председатель, Ассоциация профессиональных психологов и психотерапевтов, г. Москва. E-mail: dinara.gilfantinova@gmail.com
D.R. Gilfantinova
Psychological-pedagogical model of psychology major graduates' adaptation to their professional activity
The article presents psychological-pedagogical model of psychology major graduates' adaptation to their professional activity. It is based on the theory and technology of context education by professor A. Verbitsky. The article provides detailed description of pedagogical technology and basic principles of the theory
/
re o ^
soi as well as the key factors and conditions of psychological-pedagogical support g ^ g of new specialist that affect the effectiveness of their adaptation. The presented model s î PS allows to integrate a gradual transition from educational to quasi-professional and ^ g vg professional activity, while preserving the motivational component and cognitive o. cu needs of a beginner-specialist. That solves the problem of decreasing the level ^ of psychological difficulties and reducing the period of adaptation to professional i= activity.
Key words: theory and technology of context education, professional activity, psychological and pedagogical adaptation, pedagogical technology, activity approach.
Gilfantinova Dinara R. - post-graduate student, Moscow Pedagogical State University; Chairman, Association of Professional Psychologists and Psychotherapists