Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА: НАУЧИТЬ СТРОИТЬ БИЗНЕС, ПОЛЕЗНЫЙ ОБЩЕСТВУ'

СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА: НАУЧИТЬ СТРОИТЬ БИЗНЕС, ПОЛЕЗНЫЙ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА: НАУЧИТЬ СТРОИТЬ БИЗНЕС, ПОЛЕЗНЫЙ ОБЩЕСТВУ»

Гешко О.А. ст.преподаватель ФГБОУ ВО «ОмГПУ» Россия, г. Омск

СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА: НАУЧИТЬ СТРОИТЬ БИЗНЕС, ПОЛЕЗНЫЙ ОБЩЕСТВУ

Деятельность отечественных вузов в условиях инновационной экономики обусловлена воздействием различных факторов, оказывающих влияние на активность образовательного учреждения. Объективная природа факторов внешней среды, имеющих долговременные тенденции и субъективный фактор принятия решений в отношении вуза как системы, побуждает последнего выбирать траекторию своего развития с учетом рыночных перемен. Здесь успешность реализации мероприятий по трансформации вуза в образовательное учреждение социально -предпринимательского типа становится залогом эффективности функционирования. Определение собственного пути развития приводит к необходимости переоценки университетами своих стратегических позиций.

Сегодня вузы рассматриваются как активные компоненты рыночной модели, а современное образовательное пространство приобретает новые черты. Усиление рыночной позиции университета в условиях конкурентной среды напрямую зависит от его вклада в комплексное решение социально-экономических проблем территории своего присутствия.

Основную задачу вуза нового типы мы видим в реализации своей социальной миссии за счет создания и поддержки предпринимательской среды, что предполагает повышение активности использования в своей деятельности инновационных образовательных программ и результатов прикладных исследований. Вузу важно быть в одной «связке» с регионом, учитывая территориальную привязку образовательного учреждения, а также уровень развитости самого региона в инновационном и техническом плане. Вуз должен обнаруживать способность научить строить бизнес исходя из существующего социального запроса. Таким образом, возникает необходимость в социально-предпринимательском образовании: основной задачей вуза на территории присутствия становится создание и поддержка предпринимательской активности.

Как субъект социального проектирования вуз способствует включению в различных формах общества в осуществление процессов разработки и реализации социальных проектов, тем самым повышая гражданскую активность населения.

Создание на базе вузов лабораторий социальных изменений, инноваций и идей дает возможность заниматься социальным проектированием и решать реальные задачи. Диагностируя социально-

экономические проблемы своего региона, активная студенческая молодежь занимается поиском инновационных способов их устранения или минимизации.

В контексте выше указанного интересен опыт совместного взаимодействия РЭУ им. Г.В. Плеханова и Фонда поддержки образовательных программ «Капитаны». Особенность программы «Капитаны России» в ее направленности на подготовку нового пополнения предпринимателей, которые будут обладать соответствующими компетенциями для создания инновационных корпораций на благо России. Программа успешно реализуется с 2012 года. Среди примеров бизнес-проектов можно выделить Корпорацию Vitaminiti, появившуюся как результат идеи заняться поставкой самых свежих овощей и фруктов прямо клиентам на дом, но удачно превратившаяся в торгово-оптовую компанию, где за первые полгода 2016 превысил 30 млн рублей. Еще один проект носит название Trade Expert. Он создан студентами-капитанами в 2015 году. Сейчас Trade Ехре!! предлагает более 80 видов товаров для дома и загородного участка. За последние шесть месяцев выручка компании составила более 50 млн рублей.

Мы считаем, что основное отличие социального предпринимательства от коммерческих проектов, заключается в его направленности на позитивные изменения. Данная задача требует определенных знаний, умений и навыков. Таким образом, вуз социально-предпринимательского типа видится нам как образовательное учреждение, которое способно научить строить бизнес на социальном запросе. При этом воплощение социальной миссии должно быть не только в области образования, но и в области социального воздействия на окружающую среду территории присутствия.

Использованные источники:

1. Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.В. Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology& Society)" - 2012 -Т.14. - No 4. - С. 615-625. URL: http: //ifets .ieee. org/russian/periodical/i ournal. html.

2. Гешко О.А. Инновационно-предпринимательский университет как элемент системы развития региона. В сборнике: Двадцать первые апрельские экономические чтения материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ; под редакцией В.В. Карпова, А.И. Ковалева. 2015. - 427 с. - С. 12-14.

3. Гешко О.А. Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона. В сборнике: Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. Науч.-практ. Конфю (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) /

редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4. - 332 с.

4. Мищенко, Марина Владимировна. Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Мищенко Марина Владимировна; [Место защиты: Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса].- Владивосток, 2011.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/3147

Гоношилина И.Г., к.филос.н. старший преподаватель кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

Елисеев А.А. магистр 1 курса факультет «Радиотехнический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск

МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПОЛУЧЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в данной статье рассматриваются и анализируются условия эффективного и непрерывного самообразования, за основу которой было взято конкуренция между людьми в обществе. Так же выделены другие представления мотивации к самообразованию и развитию личности. Ключевые слова: самообразование, мотивация, самообучение. В настоящее время самообразование является неотъемлемой частью формирования человека как личности. А именно, мотивация к самообразованию является необходимым компонентом системы образования, которая требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки учащихся всех уровней и всех возрастов. Потребность в изучении феномена самообразования личности, его ресурсов и структур особенно актуально в связи с постоянными изменениями в системе самообразования. Самостоятельное получение знаний, самообучение, самообразование и саморазвитие может быть достигнуто лишь в случае, когда человек осознаёт нехватку знаний полученных традиционным способом обучения. Обучение родителями, получение знаний в школе и в университете, позволяют лишь дать фундаментальные начальные знания. Однако, эти знания могут быть недостаточными для дальнейшего развития. Осознавая это требуется развить мотивацию к самообразованию[1].

Американский психолог А. Маслоу трактует потребность в самообразовании как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство[2]. Чтобы развить мотивацию к самообразованию необходимо, прежде всего, возбудить у учащихся осмысленное стремление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.