Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности'

Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ACTIVATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CONTEXTUAL LEARNING / INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF LEARNING / HIGHER EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

Статья посвящена обоснованию значимости процесса активизации творческой самостоятельности студентов как условия успешности их профессионального самоопределения на основе наполнения его смысловыми, индивидуальными наклонностями, способами деятельности и личностного саморазвития и саморегуляции. Автором доказывается необходимость связи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью. Тем самым такое содержание повышает интерес к исследованию, при этом устанавливает соответствие между содержанием и будущей профессиональной деятельностью. При формировании профессионального самоопределения у будущего работника в процессе обучения необходимо активизировать творческую самостоятельность, определяющую характер личностной направленности в области будущей профессиональной деятельности. При этом обучение должно быть контекстным, личностно-ориентированным, профессионально-направленным. Под контекстным содержанием предполагается содержание обучения, характеризующегося отказом от формализованной передачи готовых знаний и социальных норм, обогащенное творческим подходом, и различными компетенциями, отражающими междисциплинарные интеграционные процессы, профессиональную направленность, приоритетные задачи высшего образования и требования современного рынка труда к модели специалиста нового профиля. В статье убедительно доказывается тот факт, что для успешного формирования профессионального самоопределения на основе активизации творческой самостоятельности студентов, внедрения инновационных технологий в образовательное пространство современной образовательной организации, позиция педагога как руководителя не должна быть авторитарна, а всегда демократична, а учебно-воспитательный процесс необходимо осуществлять на субъект-субъектной основе взаимодействия. Образование должно предоставлять студенту больше свободы для проявления им самостоятельности, познавательной активности, связывающей его содержание с интересами, стремлениями и потребностями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEACHERS ON THE BASIS OF ACTIVATION OF CREATIVE INDEPENDENCE

The article is devoted to the justification of activities to enhance the creative independence of students as a condition for the success of their professional self-determination based on the exchange of semantic, individual inclinations, ways of activity and personal self-development and self-regulation. The author proves the need to link the content of education with future professional activities. Thus, such content increases the interest in research, while establishing a correspondence between the content and future professional activity. In the formation of professional self-determination of the future employee in the learning process, it is necessary to activate creative autonomy, which determines the nature of the personal orientation in the field of future professional activity. In this case, training should be contextual, student-centered, professional-oriented. The contextual content assumes the content of training, which is characterized by the rejection of the formalized transfer of ready-made knowledge and social norms, enriched by a creative approach, and various competencies reflecting interdisciplinary integration processes, professional orientation, priorities of higher education and the requirements of the modern labor market to the specialist model of the new profile. The article convincingly proves the fact that for the successful formation of professional self-determination based on enhancing the creative independence of students, introducing innovative technologies into the educational space of a modern educational organization, the teacher’s position as a leader should not be authoritarian, but always democratic, and the teaching and educational process should be carried out on a subject-subject interaction basis. Education should provide the student with more freedom to exercise their independence, cognitive activity, connecting its content with the interests, aspirations and needs of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности»

педагогически науки

Бекоева Марина Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

UDC 378

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0001

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019

Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию значимости процесса активизации творческой самостоятельности студентов как условия успешности их профессионального самоопределения на основе наполнения его смысловыми, индивидуальными наклонностями, способами деятельности и личностного саморазвития и саморегуляции. Автором доказывается необходимость связи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью. Тем самым такое содержание повышает интерес к исследованию, при этом устанавливает соответствие между содержанием и будущей профессиональной деятельностью. При формировании профессионального самоопределения у будущего работника в процессе обучения необходимо активизировать творческую самостоятельность, определяющую характер личностной направленности в области будущей профессиональной деятельности. При этом обучение должно быть контекстным, личностно-ориентированным, профессионально-направленным. Под контекстным содержанием предполагается содержание обучения, характеризующегося отказом от формализованной передачи готовых знаний и социальных норм, обогащенное творческим подходом, и различными компетенциями, отражающими междисциплинарные интеграционные процессы, профессиональную направленность, приоритетные задачи высшего образования и требования современного рынка труда к модели специалиста нового профиля. В статье убедительно доказывается тот факт, что для успешного формирования профессионального самоопределения на основе активизации творческой самостоятельности студентов, внедрения инновационных технологий в образовательное пространство современной образовательной организации, позиция педагога как руководителя не должна быть авторитарна, а всегда демократична, а учебно-воспитательный процесс необходимо осуществлять на субъект-субъектной основе взаимодействия. Образование должно предоставлять студенту больше свободы для проявления им самостоятельности, познавательной активности, связывающей его содержание с интересами, стремлениями и потребностями обучающихся.

Ключевые слова: активизация творческой самостоятельности студентов, профессиональное самоопределение, контекстное обучение, индивидуализация и дифференциация обучения, высшее образование, профессиональное обучение.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEACHERS ON THE BASIS OF ACTIVATION OF CREATIVE INDEPENDENCE

© 2019

Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences,

associate professor of education and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the justification of activities to enhance the creative independence of students as a condition for the success of their professional self-determination based on the exchange of semantic, individual inclinations, ways of activity and personal self-development and self-regulation. The author proves the need to link the content of education with future professional activities. Thus, such content increases the interest in research, while establishing a correspondence between the content and future professional activity. In the formation of professional self-determination of the future employee in the learning process, it is necessary to activate creative autonomy, which determines the nature of the personal orientation in the field of future professional activity. In this case, training should be contextual, student-centered, professional-oriented. The contextual content assumes the content of training, which is characterized by the rejection of the formalized transfer of ready-made knowledge and social norms, enriched by a creative approach, and various competencies reflecting interdisciplinary integration processes, professional orientation, priorities of higher education and the requirements of the modern labor market to the specialist model of the new profile. The article convincingly proves the fact that for the successful formation of professional self-determination based on enhancing the creative independence of students, introducing innovative technologies into the educational space of a modern educational organization, the teacher's position as a leader should not be authoritarian, but always democratic, and the teaching and educational process should be carried out on a subject-subject interaction basis. Education should provide the student with more freedom to exercise their independence, cognitive activity, connecting its content with the interests, aspirations and needs of students.

Keywords: activation of creative independence of students, professional self-determination, contextual learning, individualization and differentiation of learning, higher education, vocational training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетной задачей высшего образования в условиях жесткой конкуренции на современном рынке труда выступает активизация творческой самостоятельности студентов как необходимого компонента профессионального самоопределения и становления личности. Профессиональное самоопределение определяется нами как процесс целенаправленного развития личностных качеств обучающихся, профессиональная направленность их мотивационно-потребностной сферы, сформи-рованность профессиональных интересов, способностей и самосознания. Однако, будучи студентами вуза, достаточно большое количество обучающихся проявляют низкий уровень профессионального самоопределения.

Поэтому формирование готовности к профессиональному самоопределению и становлению должно стать органичной частью не только учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, но и в вузе. Цель профессионального обучения при этом состоит не только в усвоении студентами большого объема академических знаний, но и в овладении универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, необходимыми для формирования способности к творческому поиску, развития познавательных интересов и потребностей, готовности к самореализации и самосовершенствованию.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нераз-

Bekoeva Marina Ivanovna pedagogical

FORMATION OF PROFESSIONAL ... sciences

решенных раньше частей общей проблемы. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения волновали людей на протяжении всего периода существования человечества. Задолго до зарождения научной педагогики, до разработки ее основных методов, принципов, средств и приемов обучения перед народными учителями остро стояли вопросы совершенствования образовательно-воспитательного процесса. Как показывает анализ исследований представительных ученых (М.Н. Булаева, О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, Л.Г. Гла-зырина, В.В. Грудинина, А.А. Токмакова, Е.В. Хохлова, В.С.Чернявская и др.) [1; 2; 3; 4], творческую самостоятельность и познавательную активность обучающихся необходимо рассматривать как важные личностные качества, которые формируются при активном использовании самостоятельной работы в качестве ведущего вида организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. «Для успешной реализации процессов воспитания высокомотивированной личности, социализации и формирования профессионального самоопределения, пишет В.В. Грудинина, необходимо создание для обучающихся мотивирующей образовательной среды, которая позволит реализовать систему организации про-ектно-исследовательской деятельности, сочетающую урочную и внеурочную деятельность, учитывать интеграцию естественнонаучных и технических знаний, и которая будет воздействовать на обучающихся комплексно» [3, с. 237-243].

Один из характерных признаков активности обучающихся, как отмечают многие ученые (Д.Н. Гусева, Д.А. Данилов, Е.Ю. Дмитриева, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов, В.Г. Миненко, Л.А. Полуянова, Н.Н.Рогова, Д.А. Романов) - самостоятельность [5; 6; 7; 8].

Исследования перечисленных ученых указывают на то, что познавательная активность обучающихся сочетается с развитием у них самостоятельности. Условием развития познавательной самостоятельности М.Н. Булаева и А.В. Лапшова, например, считают познавательную активность как форму проявления саморазвития и самореализации [9]. Продолжительное время в сфере образования большее внимание уделялось технологиям передачи знаний, умений и навыков, особенно в профессиональной школе. Такой акцент в обучении из-за непрерывно растущего объема передаваемой информации, по мнению некоторых ученых (Л.Ф. Волошина, Т.Е. Климова, М.В. Романова, Е.П. Романов, С.Н. Юревич, Н.Г. Лип-кина, В.В. Калмыкова, Т.М. Щеглова) [10; 11; 12; 13], приводит сегодня к большой перегруженности учащихся. Гораздо серьезнее сегодня осознается другой недостаток. Такой процесс обучения не развивает познавательную сферу обучаемых, что приводит к неспособности самостоятельно добывать знания. Наблюдается также и отсутствию у будущих специалистов готовности к проявлению творческой активности в профессиональной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Для более успешного осуществления процесса формирования познавательной активности студентов важно повысить их деятельное состояние, характеризующееся: стремлением к обучению; проявлением волевых усилий и умственного напряжения в процессе формирования необходимых компетенций; восприятия и принятия студентом сложных учебных задач; самостоятельное осмысление, планирование и реализация учебно-познавательной деятельности; самоконтроль и самооценка результатов собственной познавательной деятельности. Активизация эффективного учебно-познавательного процесса, на наш взгляд, возможна на основе повышения самостоятельной творческой деятельности, которая предполагает обучение студентов осмысленной и самостоятельной работе сначала с имеющимся учебным материалом, а затем с дополнительной научной информацией с целью вырабатывания основ самообучения, самоорганизации, формирования способности к дальней-6

шему непрерывному повышению своей квалификации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Реформы, проходящие в средней общеобразовательной школе, не могли не затронуть и учебно-воспитательный процесс в системе высшего образования. И если в школе основная реконструкция образования идет по направлению уменьшения объемов информации, то в вузе сокращение учебного материала, как по базовым, так и по вариативным блокам дисциплин, недопустимо. Такое решение проблемы приведет к снижению качества высшего образования и, соответственно, профессионализма будущих специалистов. Поэтому усилия ученых направлены на изменение структуры и содержания учебно-воспитательной деятельности образовательных организаций с целью развития познавательной активности обучаемых.

На основе анализа достаточно большого объема исследований по проблеме активизации познавательной самостоятельности студентов (С.В. Балахнина, Л.Г. Гла-зырина, А.Р. Демченко, О.А. Масюков, В.А. Николаев, М.П. Палянов, Е.А. Пахомова, Н.В. Харина, Е.В. Хохлова, Д.В. Янькин) [2; 14; 15] мы пришли к выводу, что процессы самообучения и самообразования необходимо осуществлять на основе следующих взаимосвязанных принципов: приоритетности развития ведущих учебных мотивов; последовательности и преемственности в расширении сферы учебной самостоятельности студентов (А.А. Токмакова, В.С. Чернявская) [4]; минимизации вмешательства со стороны педагога в процессе самообучения (Н.С. Мельникова, З.В. Салимова) [16]; преобразования внешних форм организации обучения во внутренние процессы самоуправления и саморегуляции познавательной деятельности (Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов) [6]; преобладания творческих видов познавательной деятельности над репродуктивной передачей готовых знаний (С.Л. Лесникова, М.Г. Леухова) [17]; систематизации и структурирования наиболее эффективных методов, форм и приемов самообучения и самореализации (В.В. Калмыкова, Н.Г. Липкина) [12]. «Профессиональное самоопределение, как отмечают в своем исследовании С.Л. Лесникова и М.Г. Леухова, начинается с выбора профессии и продолжается практически весь трудоспособный период жизни, так как человеку периодически приходится решать проблему профессионального выбора (профессиональное обучение, выбор варианта повышения квалификации, профессиональная переподготовка, смена места работы и пр.) -во многом это определяется ситуацией на рынке труда» [17, с. 253-256].

Самореализация личности, как полагают современные ученые (М.Н. Булаева, О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, Т.А. Григорьева, Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов, В.Н. Кормакова и др.), возможна только в том случае, если будут выполнены следующие условия: личность осознанно выбирает жизненную цель, свое индивидуальное, неповторимое предназначение; человек осознает свои способности, интересы и обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками развитыми творческими способностями; личность способна к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для полноценной самореализации на всех этапах жизни и саморефлексии [18; 19; 20].

Таким образом, мы пришли к выводу, что у студентов необходимо, прежде всего, сформировать познавательную активность и творческую самостоятельность, и только тогда можно говорить об успешности процесса самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. Одним из основных направлений данного вопроса можно считать самообучение, под которым мы понимаем процесс интеграции интеллектуальных, познавательных, организационных действий обучаемых, направленный на социальную адаптацию, духовное и нравственное развитие. Формирование самостоятель-Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)

педагогически науки

Бекоева Марина Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

ности, как черты личности, развитие способностей, умений приобретения знаний и навыков ставится в основе дидактической системы познавательной самостоятельности студентов в вузе. При этом можно говорить о результатах самообучения как о готовности личности выходить за пределы образовательных стандартов, предъявляя к себе требования, обусловленные саморефлексией в учебной деятельности.

Нетрудно заметить, что в качестве инновационных образовательных технологий достижения поставленных задач выступают современные мультимедиа продукты, электронные учебные издания (О.А. Масюков, В.А. Николаев, М.П. Палянов, Н.В. Харина, Д.В. Янькин), универсальный прикладной офисный софт и многое другое [14]. Однако, при этом следует придерживаться следующих важных исходных позиций: с инструментарием информационных технологий, который будет использоваться в процессе организации самостоятельной работы, следует познакомить студентов заранее; в процессе реализации мультимедийных программных продуктов, графических пакетов, текстовых процессоров и других электронных ресурсов основной акцент необходимо делать на интерактивности содержания интерфейса, творческой активности и деятельности студентов; автоматизированные поисковые программы, мультимедийные файлы, электронные образовательные издания, формирующие содержание учебного материала, нужно адаптировать к возможностям и способностям активных пользователей - студентов.

Следует также обратить особое внимание на то, что важно не только приспособление обучающихся к инновационным программным системам и мультимедийным продуктам, как это имело место на начальных стадиях информатизации общества, но и соответствие информационных технологий потребностям и возможностям пользователей. Отметим, что использование компьютерных технологий влечет за собой ряд возможных изменений - как положительного, так и отрицательного характера.

Из положительного можно выделить следующие позиции: электронные учебные продукты выступают средством эффективности и объективности результатов учебно-познавательной деятельности; они существенно влияют на мотивацию, привлекательность и качество обучения; компьютерные технологии выступают важным инструментом познавательного развития обучающихся; регулярное использование мультимедийных программных систем способствует формированию произвольности психических познавательных процессов; информационно-коммуникационные технологии дают возможность повышения самостоятельности обучаемых; умения использования компьютерных технологий расширяют возможности доступа у студентов к различным информационным системам; данные технологии обеспечивают автоматизацию образовательного процесса, расширяют возможности индивидуализации и дифференциации обучения.

Из отрицательного следует обратить особое внимание на: формирование стереотипности мышления, препятствующего развитию у студентов творческой самостоятельности; ограничение живого общения, которое приводит к снижению уровня активной мыслительной деятельности; нежелание, неспособность учителей вести активную педагогическую деятельность с использованием мультимедийных учебных программ в связи с невозможностью охвата стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий; развитие негативных процессов, выраженных в интернет зависимости, сдвиге мотивов учебно-познавательной деятельности; трансформация образов и стремлений реальной жизни в виртуальное пространство.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение следует отметить, что для эффективного использования совре-

менных интерактивных технологии в процессе активизации творческой самостоятельности студентов, как условия успешного формирования профессионального самоопределения студентов, преподавателю необходимо принимать во внимание все возможные позитивные и негативные последствия их воздействий, как на качество образования, так и на психические, физические и умственные способности обучающихся. Чтобы строить целенаправленный процесс обучения и воспитания учащейся молодежи, важно научить их давать объективную самооценку собственным учебным достижениям, своевременно вести необходимую корректировку. Реализация вышеперечисленных подходов и образовательных технологий с соблюдением описанных условий позволит решить важнейшие задачи современного высшего образования, а также значительно повысить степень осмысления успешности выбора будущей профессиональной деятельности и пути ее дальнейшей корректировки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №3 (24). С. 167-170.

2. Глазырина Л.Г., Хохлова Е.В. Динамические особенности ценностно-смысловых ориентиров профессиональной идентичности будущих учителей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 322-325.

3. Грудинина В.В. Сетевое взаимодействие как одно из средств формирования профессионального самоопределения обучающихся средней школы //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017.№ 2. С. 237-243.

4. Чернявская В.С., Токмакова А.А. Внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей студентов — дизайнеров //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №4 (25). С. 372-376.

5. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 305-308.

6. Данилов ДА., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Личностно-профессиональная подготовка студента к педагогической деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7.№4 (25). С. 97-100.

7. Миненко В.Г., Романов Д.А., Гусева Д.Н. Формирование готовности обучающегося к личностно-профессиональному самоопределению //Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. №4. С. 32-42.

8. Рогова Н.Н.Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 390-392.

9. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 21-24.

10. Волошина Л.Ф. Центр содействия трудоустройству выпускника педагогического колледжа как гарант профессионального самопередвижения //В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 320-322.

11. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов Е.П., Юревич С.Н.Формирование профессионально-личностного самоопределение обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования. Магнитогорск, 2015. 289 с.

12. Липкина Н.Г., Калмыкова В.В. Развитие универсальных учебных действий, способствующих формированию готовности обучающихся к профессиональному и личностному самоопределению // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1. С. 61-70.

13. Щеглова Т.М. Особенности профессионального самоопределения обучающихся в условиях среднего профессионального образования //Профессиональное образование. Столица. 2017. №6. С. 27-28.

14. Палянов М.П., Николаев В.А., Масюков О.А., Янькин Д.В., Харина Н.В.Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательно-технологического кластера. // Профильная школа. 2018. Т. 6. №2. С. 38-48.

15. Пальянов М.П., Пахомова Е.А., Демченко А.Р., Балахнина С.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Германии //Сибирский педагогический журнал. 2014.№ 1. С. 192-197.

16. Салимова З.В., Мельникова Н.С.Профессиональная ориентация учащихся и ИКТ-компетентность//В сборнике: Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании /Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л.А. Абрамова. 2017. С. 65-68.

17. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере //Балтийский гумани-

Bekoeva Marina Ivanovna FORMATION OF PROFESSIONAL ...

pedagogical sciences

тарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

18. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.

19.Григорьева Т.А., Кормакова В.Н. Нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста таможенного дела: сущность, структура и содержание //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 235-238.

20. Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Личностно-профессиональная подготовка студента к педагогической деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 97-100.

8

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.