Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИИ / University / entrepreneurship / entrepreneurial activity of universities / entrepreneurial culture / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гешко О.А.

В статье освещаются вопросы, связанные с необходимостью формирования предпринимательской культуры современного вуза, построенного по предпринимательскому типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENTREPRENEURIAL CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY OF THE ENTREPRENEURIAL TYPE

The article highlights the issues related to the need to develop entrepreneurial culture of the modern University, built by business type.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА»

УДК 330.111.4:001

Гешко О.А.

старший преподаватель, кафедраЭММ ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет

Россия, г. Омск, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА

Аннотация: В статье освещаются вопросы, связанные с необходимостью формирования предпринимательской культуры современного вуза, построенного по предпринимательскому типу.

Ключевые слова: вуз, предпринимательство, предпринимательская деятельность вуза, предпринимательская культура, инновации.

Geshko O.A. senior lecturer in EMM FSBEI Omsk state pedagogical University

Russia, Omsk

THE ENTREPRENEURIAL CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY OF THE ENTREPRENEURIAL

TYPE

Abstract: The article highlights the issues related to the need to develop entrepreneurial culture of the modern University, built by business type.

Keywords: University, entrepreneurship, entrepreneurial activity of universities, entrepreneurial culture, innovation.

Согласно исследованиям Г. Стивенсона предпринимательство определяется как поиск различных возможностей, которые обнаруживаются за пределами контролируемых на данный момент ресурсовх. Данное определение имеет важное преимущество, заключающееся в отсутствие ограничений предпринимательства лишь сферой бизнеса, позволяя распространять и использовать его в отношении любой деятельность, в том числе и академической.

На сегодняшний день развитие инновационной экономики оказывает стимулирующее влияние на функционирование университетов, меняя роль, расширяя сферы приложения усилий и обуславливая трансформации внутренней среды2. В соответствии с возрастающим динамизмом и сложностью внешнего окружения предназначение высшего образования заключается в подготовке «адаптивных» инноваторов, обладающих соответствующим мышлением, способных думать и действовать сразу в нескольких областях, таких как экономика, психология и менеджмент.

Разделяя позицию Г. Брауна, выделим причины, обуславливающие интенсификацию процессов обучения в вузах предпринимательству

1 Stevenson, H. H. Why Entrepreneurship Has Won! / H.H. Stevenson // Coleman White Paper, Addressed at USASBE Plenary Conference. - 2000.

2 Шаркова А.В. Роль высших учебных заведений в развитии инновационного предпринимательства в Российской Федерации / А.В. Шаркова // Экономика и предпринимательство.-2014.-№ 6.- С. 791-794.

студентов, профессорско-преподавательского состава (ППС) и прочих заинтересованных лиц: скорейшая адаптация к требованиям бизнес -структур; стимулирование к созданию собственного бизнеса и выявление возможностей распространения ноу-хау; развитие инновационной составляющей университета; повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и расширение направлений осуществления предпринимательской активности; внедрение экспериментальных методик в качестве основы для инноваций при обучении традиционным курсам и пр.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что непрерывность процесса модернизации профессионального образования, определена требованиями развития экономики нового типа, направленной на решение значимых социально-экономических проблем благодаря предоставлению высокотехнологичных товаров и услуг, способствующих повышению уровня и качества жизни населения нашей страны. Указанное оказывает значительное влияние на высшую школу, где университетам социально-предпринимательского типа отведена исключительная роль в обеспечении инновационного развития всех сфер народного хозяйства3.

Общая среда развития предпринимательства, обуславливает не только развитие предпринимательской культуры общества, но и обеспечение его инновационной активности. Внутренний уровень среды самого вуза непосредственно связан не только с деятельностью руководителя и его сотрудников, но и со студенческой молодежью как идейным «генератором». Все они в совокупности создают и задают «тон» предпринимательской культуре конкретного университета. Ценными качествами внутренней предпринимательской среды становятся инновационность, самоорганизация и реактивность, как особая способность университета опережать будущие изменения в его внешнем окружении. Кроме того в условиях современной экономики успех любой организации, в том числе и вуза, в большей степени зависит именно от интеллектуальных и организационно-системных преимуществ, рассматриваемых нами в качестве предпринимательского потенциала хозяйствующего субъекта, нежели чем от его материальных ресурсов. Таким образом, важнейшей составляющей эффективного образовательного менеджмента является наличие способности не только мобилизовать человеческий капитал, но и обратить его в значимые для рынка продукцию и услуги.

Еще в 19998 году Б.Р. Кларком было высказано мнение о том, что трансформация «традиционного»- классического университета в предпринимательский связана с активным включением большей части ППС и обучающихся в «процессы генерации инновационных идей и принятия управленческих решений», обеспечивая «сквозной» характер коллективной предпринимательской деятельности в вузе, т.е. охватывая все уровни

3 Гешко О.А. Новые аспекты трансформации вузов в организации социально-предпринимательского типа: баланс между образованием, бизнесом, наукой и инновациями / О.А. Гешко // Экономика и предпринимательство.'-2015.-№ 12-4.- С. 231-236.

управления и направления его деятельности, с поправкой на то, что все же такое «коллективное предпринимательство» не должно осуществляться в ущерб основной академической деятельности университета, а напротив, способствовать получению им дополнительных ресурсов и созданию необходимой инфраструктуры для ее реализации4. Именно достижение академических успехов создает соответствующую репутацию вуза и в связи с этим позволяет привлечь заказчиков результатов научных исследований, а также потребителей образовательных и прочих услуг.

Разделяя точку зрения Б.Р. Кларка, считаем целесообразным среди ключевых элементов предпринимательского университета выделять предпринимательскую культуру. Однако на сегодняшний день еще остается не решенным в полной мере вопрос о способах формирования и развития предпринимательской культуры университета, так как не до конца ясно: возникает ли она взамен существующей академической культуры или же предполагается их интеграция.

В современных условиях развития образования университеты приобрели особые черты, позволяющие обнаруживать их сходство с предприятиями. Указанное привело к тому, что понятие академической культуры стало повсеместно употреблять в качестве синонима организационной / корпоративной / предпринимательской культуры.

В соответствии со значительным расширением спектра деятельности вуза его академическую культуру рассматривают как составную часть общей корпоративной/предпринимательской культуры в соотношении «часть-целое»5. При этом традиционные академические ценности остаются неизменными, а лишь «приходят» в соответствие с рыночными ценностями, приходящими в академическую среду.

Таким образом, предпринимательская культура - это неотъемлемый элемент функционирования вуза социально-предпринимательского типа, при решении задач формирования которой следует принимать во внимание многолокальное и многоуровневое подобие объектов, имеющих определенные элементы предпринимательской культуры:

- ППС и обучающиеся - предпринимательские компетенции;

- проектная группа - субкультура предпринимательства;

- университет - предпринимательская культура хозяйствующего субъекта;

- российское общество - материальная (хозяйственная) предпринимательская культура.

В заключении сделаем вывод о том, что вуз с высоким уровнем развитие его предпринимательской культуры характеризуется большим

4 Кларк, Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации: пер. с англ./.Б.Р. Кларк, А. Смирнова. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 240 с.

5 Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. - № 4. -2009.

динамизмом его функционирования, способствует формированию дискретной материально-технической базы и расширению университетской периферии, обеспечивающей увеличение доходообразующих источников вуза, что особо актуально в условиях современной экономики.

Использованные источники: l.Stevenson, H. H. Why Entrepreneurship Has Won! / H.H. Stevenson // Coleman White Paper, Addressed at USASBE Plenary Conference. - 2000.

2.Гешко О.А. Новые аспекты трансформации вузов в организации социально-предпринимательского типа: баланс между образованием, бизнесом, наукой и инновациями / О.А. Гешко // Экономика и предпринимательство.-2015.-№ 12-4.- С. 231-236.

3.Кларк, Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации: пер. с англ./.Б.Р. Кларк, А. Смирнова. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. -240 с.

4.Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. - № 4. - 2009.

5.Шаркова А.В. Роль высших учебных заведений в развитии инновационного предпринимательства в Российской Федерации / А.В. Шаркова // Экономика и предпринимательство.-2014.-№ 6.- С. 791-794.

УДК - 159.9

Грибенщиков К.В.

студент

2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»

Россия, Кемерово ЗАМЕЩЕНИЕ ЭМОЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОДНООБРАЗНОЙ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Аннотация. В данной статье будет рассказано об одно из реакций человеческой психики, протекающей в определенных условиях. Положительных и отрицательных гранях подобного явления, побочных эффектах от использования, порой и бессознательно, такого свойства. Предпосылках к созданий подходящей среды, для формирования этой особенности. Методы исследования, использованные для получения достоверных результатов: привлечение и анализ теоретических источников.

Ключевые слова: личность, эмоциональная составляющая, внешние обстоятельства, влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.