Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ 3.0 / СТРАТЕГИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуенкова Юлия Александровна, Кича Дмитрий Иванович

В статье описана российская отраслевая проблематика трансформации дополнительного медицинского образования и связанная с ней ценовая конкуренция, которые приводят к изменению структуры спроса и снижению качества образовательных программ на рынке. Рассмотрены возможности реализации роли университетов не только как разработчиков образовательных программ и провайдеров образовательных услуг, но и как гаранта качественного медицинского образования. Обсуждаются возможности практической реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании. Авторы предлагают стратегии, позволяющие медицинским вузам поддерживать качественно высокий уровень образовательных услуг для медицинских работников, достигая при этом финансовых результатов университета. Цели и задачи - провести анализ рынка непрерывного медицинского образования, оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в среде, разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетского непрерывного медицинского образования. Материал и методы. В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментацию целевой аудитории проводили на основании данных внутренней статистики учащихся факультета. Результаты. Рассмотрены типовые стратегии провайдеров образовательных услуг и возможности их совершенствования в разрезе эталонных стратегий маркетинга. Предложена матрица продуктового предложения, позволяющая обосновать стоимость услуг и расширяющая границы развития. Показано, какую роль могут играть «предпринимательские университеты» в развитии и совершенствовании медицинского образования. Роль университета и его главное отличие от коммерческих структур заключаются в работе с разными аудиториями с целью последующего влияния на структуру спроса и формирование приверженности у медицинских работников к более качественным образовательным программам. Заключение. Эффективность внедряемых изменений зависит не только от сознательности и ответственности всех участников процесса, но и от своевременности обратной связи, а также от быстрого реагирования на новые вызовы современности. Поддержание высоких стандартов качества образования требует стратегии устойчивого роста. Стратегия предпринимательского университета актуальна для дополнительного медицинского университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуенкова Юлия Александровна, Кича Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF AN ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY IN CONTINUING MEDICAL EDUCATION

The article describes the Russian industry problems of the transformation of the continuous medical education and the price competition associated with it, which leads to changes of the structure of the demand and decrease in the quality of educational programs on the market. The role of universities not only as developers of educational programs and providers of educational services, but also as a guarantor of quality medical education is considered. The opportunities of practical implementation of the concept of an entrepreneurial university in continuing medical education are discussed. The authors propose strategies that allow medical universities to maintain a qualitatively high level of educational services for medical professionals, while achieving the financial results of the university. Aims and objectives. To analyze the market of continuing medical education, to evaluate the opportunities of implementing the concept of an entrepreneurial university in the environment, to develop strategies to increase the competitiveness of university continuing medical education. Material and methods. In the study, methods of system analysis, document analysis, observation, and in-depth interview were used. The analysis of normative legal acts, data of the unified medical portal is carried out https://edu.rosminzdrav. ru. The main stakeholders of the continuous medical education market are described. The analysis and segmentation of the target audience were carried out on the basis of internal statistics of students of the faculty, as well as in-depth interviews. Results. Typical strategies of educational service providers and the possibilities of their improvement in the context of reference marketing strategies are considered. A product offer matrix is proposed, which allows to justify the cost of services and expands the boundaries of development. It is shown what role «entrepreneurial universities» can play in the development and improvement of medical education. The role of the university and its main difference from commercial structures is to work with all audience in order to subsequently influence the structure of demand and the formation of commitment among medical professionals to high quality educational programs. Conclusion. The effectiveness of the implemented changes depends not only on the consciousness and responsibility of all participants in the process, but also on the timeliness of feedback, as well as rapid response to new challenges of our time. Maintaining high quality standards of education requires a strategy of sustainable growth, the strategy of an entrepreneurial university is relevant for additional medical university education.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Зуенкова Ю.А., Кича Д.И.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва, Российская Федерация

В статье описана российская отраслевая проблематика трансформации дополнительного медицинского образования и связанная с ней ценовая конкуренция, которые приводят к изменению структуры спроса и снижению качества образовательных программ на рынке. Рассмотрены возможности реализации роли университетов не только как разработчиков образовательных программ и провайдеров образовательных услуг, но и как гаранта качественного медицинского образования. Обсуждаются возможности практической реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании. Авторы предлагают стратегии, позволяющие медицинским вузам поддерживать качественно высокий уровень образовательных услуг для медицинских работников, достигая при этом финансовых результатов университета. Цели и задачи - провести анализ рынка непрерывного медицинского образования, оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в среде, разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетского непрерывного медицинского образования. Материал и методы. В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментацию целевой аудитории проводили на основании данных внутренней статистики учащихся факультета. Результаты. Рассмотрены типовые стратегии провайдеров образовательных услуг и возможности их совершенствования в разрезе эталонных стратегий маркетинга. Предложена матрица продуктового предложения, позволяющая обосновать стоимость услуг и расширяющая границы развития. Показано, какую роль могут играть «предпринимательские университеты» в развитии и совершенствовании медицинского образования. Роль университета и его главное отличие от коммерческих структур заключаются в работе с разными аудиториями с целью последующего влияния на структуру спроса и формирование приверженности у медицинских работников к более качественным образовательным программам.

Заключение. Эффективность внедряемых изменений зависит не только от сознательности и ответственности всех участников процесса, но и от своевременности обратной связи, а также от быстрого реагирования на новые вызовы современности. Поддержание высоких стандартов качества образования требует стратегии устойчивого роста. Стратегия предпринимательского университета актуальна для дополнительного медицинского университетского образования.

Ключевые слова:

предпринимательский

университет;

непрерывное

медицинское

образование;

дополнительное

образование;

университет 3.0;

стратегия;

университетский

менеджмент

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зуенкова Ю.А., Кича Д.И. Реализация концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 8188. й01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-81-88 Статья поступила в редакцию 28.03.2022. Принята в печать 25.05.2022.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF AN ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY IN CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Zuenkova Yu.A., Kicha D.

Peoples' Friendship University of Russia, 117198, Moscow, Russian Federation

The article describes the Russian industry problems of the transformation of the continuous medical education and the price competition associated with it, which leads to changes of the structure of the demand and decrease in the quality of educational programs on the market. The role of universities not only as developers of educational programs and providers of educational services, but also as a guarantor of quality medical education is considered. The opportunities of practical implementation of the concept of an entrepreneurial university in continuing medical education are discussed. The authors propose strategies that allow medical universities to maintain a qualitatively high level of educational services for medical professionals, while achieving the financial results of the university.

Aims and objectives. To analyze the market of continuing medical education, to evaluate the opportunities of implementing the concept of an entrepreneurial university in the environment, to develop strategies to increase the competitiveness of university continuing medical education.

Material and methods. In the study, methods of system analysis, document analysis, observation, and in-depth interview were used. The analysis of normative legal acts, data of the unified medical portal is carried out https://edu.rosminzdrav. ru. The main stakeholders of the continuous medical education market are described. The analysis and segmentation of the target audience were carried out on the basis of internal statistics of students of the faculty, as well as in-depth interviews.

Results. Typical strategies of educational service providers and the possibilities of their improvement in the context of reference marketing strategies are considered. A product offer matrix is proposed, which allows to justify the cost of services and expands the boundaries of development. It is shown what role «entrepreneurial universities» can play in the development and improvement of medical education. The role of the university and its main difference from commercial structures is to work with all audience in order to subsequently influence the structure of demand and the formation of commitment among medical professionals to high quality educational programs.

Conclusion. The effectiveness of the implemented changes depends not only on the consciousness and responsibility of all participants in the process, but also on the timeliness of feedback, as well as rapid response to new challenges of our time. Maintaining high quality standards of education requires a strategy of sustainable growth, the strategy of an entrepreneurial university is relevant for additional medical university education.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Zuenkova Yu.A., Kicha D.I. Implementation of the concept of an entrepreneurial university in continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 81-8. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-81-88 (in Russian)

Received 28.03.2022. Accepted for publication 25.05.2022.

Keywords:

entrepreneurial university; continuous medical education; university 3.0; strategy; university management

Качество медицинского образования -

один из национальных приоритетов, так как он напрямую влияет на качество и безопасность медицинской помощи. В рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» разработаны показатели и план мероприятий по их достижению в части внедрения системы непрерывного образования (НМО) медицинских работников1. Трансформация системы традиционного медицинского образования в непрерывное берет начало в странах Западной Европы и США, где система Continuous Medical Education (CME) считается эталоном [1].

К особенностями рынка дополнительного медицинского образования можно отнести: вынужденность приобретения программ; низкую осведомленность медицинских специалистов о порядке прохождения аккредитации; дисбаланс между высокими требованиями к качеству подготовки медицинских работников и неквалифицированным спросом на образовательные услуги; высокую заре-гулированность отрасли здравоохранения, обусловливающую низкую гибкость всех академических игроков данного рынка при высокой скорости обновления медицинских знаний и технологий; высокую рассегменти-рованность аудитории.

Переход на модель НМО и необходимость набора баллов (зачетных единиц, ЗЕТ) согласно установленным требованиям легли тяжелым финансовым бременем на медицинских работников, что заставило их искать более простые и дешевые способы исполнения требуемых показателей. В качестве наиболее предпочитаемых медицинскими специалистами становятся короткие про-

1 Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926.

граммы с высокими баллами (кредитами), которые не требует очного присутствия и не подразумевают сложную систему контроля и отчетности.

Создавшийся на рынке спрос на недорогие и легкие для прохождения образовательные продукты, а также большое количество провайдеров данных услуг привели к ценовому демпингу и снижению качества образования на рынке в целом. Агрессивная ценовая политика со стороны неакадемических провайдеров образовательных услуг вынудили традиционные университеты искать пути решения выхода из сложившейся ситуации в борьбе за конечного потребителя, а главное - за сохранение статуса надежного провайдера качественных образовательных услуг для медицинских специалистов.

Одним из методов, способным справиться с проблемами современного высшего образования,обусловленными переходом к «обществу знания», является концепция предпринимательского университета.

Со времени создания В. Гумбольдтом современной модели университета его основными функциями считались создание и распространение знаний. Идеология «Universitas Ииегатт» (Гумбольдт В., 1809) предполагала, что профессора параллельно с преподаванием должны заниматься научными исследованиями и что студенты должны обучаться на практике, помогая реализовывать основную миссию университета - получение нового научного знания.

Однако характер знаний, востребованных обществом, постепенно менялся. Видя такие изменения, Бертон Кларк в 1998 г. после длительного изучения работы разных университетов предложил концепцию «предпринимательского университета» [2]. Исто-

рически концепция предпринимательского университета пришла на смену концепции исследовательского университета. Существенное отличие предпринимательского университета (Entrepreneurial university) заключается в том, что университет должен не только реализовывать свою общественно значимую функцию, но и отвечать конкретным запросам бизнеса, общества и государства [2]. Традиционные университеты рассматривают ресурсную проблему как задачу, которую должны решать не они, а инфраструктурная среда, в которой они функционируют [3]. Однако замечено, что связь между инфраструктурой университета и его предпринимательским потенциалом скорее обратная [3].

В настоящее время существуют разные подходы к интерпретации понятия «предпринимательский университет». Под этим термином понимают «высшее учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности», «университет, использующий инновационные методы обучения», «вуз, тесно взаимодействующий с индустрией и бизнесом» [4, 5]. Такое разнообразие формулировок и дефиниций затрудняет операционализацию понятия «предпринимательский университет».

Термин «предпринимательство», введенный в научный оборот Й. Шумпетером [6], включал такие понятия, как «изобретательность», «настойчивость в достижении целей», «готовность рисковать». Наиболее емкую формулировку предпринимательства дал профессор Гарвардской школы бизнеса Говард Стивенсон: «Предпринимательство - это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов» [7, 8].

Ранее решение проблематики сочетания научной, коммерческой и административной деятельности в системе образования пред-

лагалось авторами [9-11]. Однако адаптация этих и других инструментов менеджмента еще не была затронута применительно к медицинскому образованию.

Цели и задачи. На основании анализа тенденций рынка оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании и разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментация целевой аудитории проводились на основании данных внутренней статистики учащихся факультета.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Решение проблемы практического внедрения культуры предпринимательства в деятельности университета предлагалось ранее в виде матрицы, позволяющей зафиксировать те области, в которых университет концентрирует предпринимательскую активность - генерации знаний, преподавания (распространения) и внедрения в практику [3]. Однако данную ролевую матрицу можно дополнить на основании 8 типов менеджмента (табл. 1).

Создание и поддержание инфраструктуры для клиентоцентричного распространения знаний - важный элемент развития приверженности слушателей провайдеру образовательных услуг (университету, институту, кафедре). Помимо стремления сохранить высокие стандарты качества образования, университетам необходимо параллельно

Таблица 1. Основные типы менеджмента и их ключевая роль в управлении медицинским образованием

Тип менеджмента Роль в управлении медицинским образованием

Операционный менеджмент Создание и поддержание инфраструктуры для клиентоцентричного распространения знаний

Финансовый менеджмент Создание стабильного финансового потока на основании матрицы жизненного цикла образовательных продуктов

Стратегический менеджмент Поиск стратегических альянсов для генерации знаний

Инвестиционный менеджмент Управление стратегическими альянсами

Менеджмент знаний Управление жизненными циклами образовательных продуктов

Менеджмент инноваций Внедрение инновационных подходов, форматов, моделей в преподавании (распространении) знаний

Маркетинг-менеджмент Управление имиджем, брендом для привлечения партнеров и финансовых ресурсов

Кадровый менеджмент Управление штатными, внештатными и неформальными кадровыми единицами

искать пути повышения удобства распространения знаний. Разнообразие имеющихся у университета кафедр позволяет университету предложить слушателям более широкие возможности достижения необходимых для отчетности кредитов (баллов НМО) за счет синергии своих структурных подразделений.

Другим существенным преимуществом университетов перед прочими провайдерами образовательных услуг являются различные стратегические альянсы - широкий выбор клинических баз, межвузовские партнерские связи с другими, в том числе зарубежными, университетами, формируемые в том числе ассоциациями выпускников.

Большая область для повышения эффективности работы университетов - создание предложений на основе четкой сегментации целевой аудитории. Целевая аудитория университета (ЦАУ) - это группа слушателей, которым интересен определенный образовательный продукт, включая формат его подачи. Идеальный слушатель - это заказчик, которому данный образовательный продукт приносит максимальную пользу. Неправильное представление о своем слушателе ведет

к перерасходу рекламного бюджета, усилий преподавателей, несоответствию между качеством предложения и требованиями к образовательному курсу.

Нацеленность медицинского персонала исключительно на получение кредитов привела к росту сегмента слушателей, требования которых к качеству образования невысоки и их платежеспособный спрос сосредоточен исключительно на получение зачетных единиц. Очевидно, такую потребность невозможно игнорировать в силу массовости потребителей. Однако ее прибыльность с учетом разнообразия предложений рынка невысока и будет иметь тенденцию к снижению в будущем. Чтобы удовлетворить потребности данного сегмента, университетам необходимо придерживаться стратегии операционного совершенства - создать условия для максимально быстрого и удобного получения баллов НМО, при этом с наименьшими затратами собственных ресурсов, т.е. максимально автоматизировав процесс (табл. 2).

Другие более перспективные для университетов сегменты - избирательные потребители (врачи, стремящиеся максимально

Таблица 2. Сегментация целевой аудитории - потребителей образовательных продуктов университета

Сегмент целевой аудитории Потребности Стратегия Тактика

Массовый сегмент Получение кредитов НМО с наименьшими усилиями, минимальными затратами бюджета, в самые короткие сроки Стратегия операционного совершенства Недорогие онлайн-курсы «в записи» с возможностью объединения курсов по нескольким специальностям

Офлайн-практико- Избирательный Получение знаний, Стратегия развития ориентированные курсы потребитель навыков рынка с возможностью обучения на клинических базах

Корпоративный Формирование кадрового потенциала Стратегия развития продукта Адаптация курсов под индивидуальные потребности корпоративного заказчика

повысить собственную квалификацию) и корпоративные потребители (сетевые и частные клиники). Для этих сегментов необходимо придерживаться стратегии развития рынка и развития продукта соответственно (см. табл. 2).

Роль университета как ключевой образовательной структуры состоит не только в генерации,распространении и внедрении знаний, но и во влиянии на структуру спроса с целью формирования приверженности медицинского персонала к более качественным образовательным продуктам.

На основании целевой аудитории необходимо выстраивать продуктовое предложение университета, института, структурного подразделения (кафедры). Анализ деятельности любой организации, в том числе образовательной, начинается с описания видов этой деятельности, которые делятся на основную проектную и поддерживающую. В рамках каждого вида2 происходят ее конкретизация и выделение стратегических зон, на которых построена бизнес-модель организации.

Важный аспект формирования продуктового предложения - учет стадии жизненного цикла каждого образовательного продукта, который позволяет управлять прибыльностью образовательной деятельности и финансовым потоком структурного подразделения. Каждый «продукт» (образовательная услуга) проходит 4 этапа: создание, рост, зрелость и спад.

Так, обучение технологии «бережливой медицины» было популярно в период активного развития одноименного проекта с 2016 по 2019 г. На смену интереса к бережливым технологиям пришли ценностно-ориентированное здравоохранение, подготовка к аккредитации JCI (Joint Commission International). Очевидно, что наиболее маржинальным и прибыльным будет образовательный продукт на стадии своего роста и зрелости. Одна из ключевых задач руководителей состоит в постоянном поиске новых трендовых инноваций, их быструю адаптацию к российским реалиям,

2 Приказ Росстандарта «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» от 31.01.2014 № 14-ст // Российская газета, с изменениями и дополнениями в ред. от 01.09.2016.

получению опыта в контексте российского здравоохранения и вывод новых образовательных продуктов на рынок с возможностью генерации финансового потока на ранних стадиях интереса аудитории.

Глобальным трендом развития системы здравоохранения является использование технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в медицине и медицинском образовании. Цифровизация медицины и образования сильно и в короткие сроки изменила подход к распространению знаний, сделав их более доступными. Образовательные платформы оказались очень серьезными конкурентами, с которыми университетам необходимо входить в симбиозы. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности обладают значительным потенциалом внедрения в систему медицинского образования. Для их реализации необходимы консолидированные усилия организаторов здравоохранения, врачей и медицинских работников, разработчиков решений и технологий, профессорско-преподавательского состава ведущих медицинских университетов и научного сообщества [12].

Несмотря на то что концепция предпринимательского университета ранее поднималась в российском образовании [3, 9, 11], ее применение в медицинском образовании - это новое направление, призванное аккумулировать внутренние ресурсы уни-

верситета в целях поддержания высоких стандартов качества образования. На основании аналогичного опыта имеющейся отраслевой практики в области высшего образования [10] представлен авторский взгляд на возможности практической реализации концепции,обсуждаются различные стратегии управления образовательными услугами, а также делается предположение о компетентностных характеристиках новых лидеров медицинского образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старая парадигма «Образование на всю жизнь» изменена на новую - «Образование через всю жизнь». Реализация концепции предпринимательского университета требует серьезных преобразований во внутренней среде университета, в частности изменения его корпоративной культуры, а также применения инструментов внешнего и внутреннего маркетинга. Эффективное коллективное предпринимательство не выводит университет за границы академической легитимности и не ведет к ухудшению репутации. Скорее, оно помогает приобрести ресурсы и инфраструктуру, что может реализоваться посредством использования всех 8 типов менеджмента, ориентации на потребности аудитории, ее сегментацию, стратегического управления портфелем образовательных продуктов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зуенкова Юлия Александровна (Yulia A. Zuenkova)* - доктор делового администрирования, преподаватель кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФГАОУ ВО РУДН, Москва, Российская Федерация E-mail: zuenkova0bk.ru https://orcid.org/0000-0002-3660-0476

*Автор для корреспонденции.

Кича Дмитрий Иванович (Dmitriy I. Kicha) - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФГАОУ ВО РУДН, Москва, Российская Федерация E-mail: kicha_dirapfur.ru https://orcid.org/0000-0001-6529-372X

ЛИТЕРАТУРА

1. Доготарь О.А., Ерусланова К.А. Особенности системы медицинского образования в США: за и против // Вестник последипломного медицинского образования. 2017. № 3. С. 6-13.

2. Clark B. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. 2003. URL: http://lst-iiep.iiep-unesco.org/cgi-bin/wwwi32.exe/[in=epidoc1.in]/?t2000=021272/(100).9.10.1023/A:1023538118918.

3. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 49.

4. Cowen R. The Management and Evaluation of the Entrepreneurial University: The Case of England. Higher Education Policy. 1991. Vol. 4, N 3. P. 9 -13.

5. Meira Soares V.A., Amaral M.S.C. The Entrepreneurial University: a Fine Answer to a Difficult Problem? // Higher Education in Europe. 1999. Vol. 24, N 1. P. 11-21.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва : Прогресс, 1982.

7. Stevenson H.H. Why entrepreneurship has won! Coleman White Paper, USASBE Plenary Address, February 17, 2000.

8. Stevenson H.H., Gumpert D.E. The heart of entrepreneurship. Harvard Business Review. March-April, 1985.

9. Штефан А.Н., Киселев В.Д. Есть ли возможность у факультета зарабатывать на образовательных программах для магистров? // Вестник МИРБИС. 2017. № 2 (10). С. 56-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Глебова Г.В., Киселев В.Д. О сочетании научной и административной деятельности в системе образования (анализ практического опыта) // Вестник МИРБИС. 2017. № 1 (9). С. 53-59.

11. Киселев В.Д., Стрйкова Ж.Д. Возможные образовательные траектории в России и Болгарии. Системное описание полей проблематик // Вестник МИРБИС. 2020. № 2 (22). С. 195-223. DOI: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2020.2.23

12. Николаев В.А., Николаев А.А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020. Т. 40, № 2. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.17116/medtech20204002135

REFERENCES

1. Dogotar O.A., Eruslanova K.A. The features of a medical education system in the USA: pros and cons. Vestnik poslediplomnogo meditzinskogo obrazovaniya [Bulletin of postgraduate medical education]. 2017; (3): 6-13. (in Russian)

2. Clark B. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. 2003. URL: http://lst-iiep.iiep-unesco.org/cgibin/wwwi32.exe/[in=epidoc1.in]/?t2000=021272/(100).9.10.1023/A:1023538118918

3. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. What is an entrepreneurial university? Voprosy obrazovaniya [Education issues]. 2014; (1): 49.

4. Cowen R. The Management and Evaluation of the Entrepreneurial University: The Case of England. Higher Education Policy. 1991; 4 (3): 9-13.

5. Meira Soares V.A., Amaral M.S.C. The Entrepreneurial University: a Fine Answer to a Difficult Problem? Higher Education in Europe. 1999; 24 (1): 11-21.

6. Schumpeter J. Theory of economic development. Moscow: Progress, 1982.

7. Stevenson H.H. Why entrepreneurship has won! Coleman White Paper, USASBE Plenary Address, February 17, 2000.

8. Stevenson H.H., Gumpert D.E. The heart of entrepreneurship. Harvard Business Review. March-April, 1985.

9. Stephan A.N., Kiselev V.D. Is it possible to have the faculty gain on educational programs for the masters? Vestnik MIRBIS [Bulletin of the Moscow International Higher School of Business]. 2017; (2 (10)): 56-63. (in Russian)

10. Glebova G.V., Kiselev V.D. On the combination of scientific and administrative activities in the education system (analysis of practical experience). Vestnik MIRBIS [Bulletin of the Moscow International Higher School of Business]. 2017; (1 (9)): 53-9. (in Russian)

11. Kiselev V.D., Stoykova J.D., Lavrentsova E.D. Possible educational pathways in Russia and Bulgaria. System description of fields of problems. Vestnik MIRBIS [Bulletin of the Moscow International Higher School of Business]. 2020; (2 (22)): 195-223. DOI: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2020.2.23

12. Nikolaev V.A., Nikolaev A.A. Virtual, augmented and mixed reality technologies in the context of digitalization of healthcare system. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor [Medical Technologies. Assessment and Choice]. 2020; (2): 35-42. DOI: https:// doi.org/10.17116/medtech20204002135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.