Научная статья на тему 'Предпринимательская активность вузов Омского региона'

Предпринимательская активность вузов Омского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY OF ENTREPRENEURIAL TYPE / EFFICIENCY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / ENTREPRENEURIAL FUNCTION OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гешко Олеся Александровна

В работе актуализируется необходимость развития предпринимательской функции вузов и повышения их предпринимательской активности. Приведенный фактический материал позволяет сделать выводы о состоянии предпринимательской деятельности вузов Омского региона на текущий момент. Автор рассматривает деятельность вузов в качестве предприятий, работающих в рыночных условиях. Отмечено, что университеты должны строить свою деятельность с учетом региональных особенностей и иметь соответствующий экономический механизм, способствующий преобразованию вуза в предпринимательскую организацию. Изложенные теоретические и прикладные положения расширяют представления о третьей роли университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гешко Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial activity of universities of Omsk region

The paper actualizes the need to develop the entrepreneurial function of universities and increase their entrepreneurial activity. The given factual material allows us to draw conclusions about the state of entrepreneurial activity of universities in the Omsk region at the moment. The author considers the activities of universities as enterprises operating in market conditions. It is noted that universities should build their activities taking into account regional peculiarities and have an appropriate economic mechanism that contributes to the transformation of the University into an entrepreneurial organization. The theoretical and applied provisions expand the understanding of the third role of universities.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская активность вузов Омского региона»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 12 • декабрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Предпринимательская активность вузов омского региона

Гешко О.А.1

1 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе актуализируется необходимость развития предпринимательской функции вузов и повышения их предпринимательской активности. Приведенный фактический материал позволяет сделать выводы о состоянии предпринимательской деятельности вузов Омского региона на текущий момент. Автор рассматривает деятельность вузов в качестве предприятий, работающих в рыночных условиях. Отмечено, что университеты должны строить свою деятельность с учетом региональных особенностей и иметь соответствующий экономический механизм, способствующий преобразованию вуза в предпринимательскую организацию. Изложенные теоретические и прикладные положения расширяют представления о третьей роли университетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вуз предпринимательского типа, эффективность, предпринимательская активность, предпринимательский потенциал, предпринимательская функция университета..

Entrepreneurial activity of universities of omsk region

Geshko O.A.1

1Omsk State Pedagogical University, Russia

введение

В современных условиях эффективность экономического и социального развития России в целом и ее регионов во многом зависит от функционирования сферы образования. При этом высшее образование занимает особую нишу в системе подготовки кадров, поэтому остро стоит вопрос о непрерывной адаптации высших учебных заведений к социально-экономическим преобразованиям.

На сегодняшний день инновационные модели функционирования вузов продолжают претерпевать необходимые изменения, чтобы обеспечивать решение ключевых проблем в отношении: поступательного развития в соответствии с направлениями государственной политики в области образования; обеспечения конкурентоспособности; повышения качества предоставления и оказания образовательных услуг: учета требований работодателей к уровню подготовки выпускника и последующего трудоустройства и пр. [11] (Б1йотоуа, 2014).

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что государственная политика в сфере модернизации системы высшего профессионального образования в России направлена на решение задач, связанных с построением таких организационно-функциональных и экономических моделей вузов, которые бы позволили им осуществлять свою деятельность в качестве предприятий, работающих в рыночных условиях [10] (Gromova, 2012).

Вуз - предпринимательская организация

Рынок интеллектуального труда характеризуется тем, что он подвержен постоянным изменениям вследствие влияния факторов внешней среды. Таким образом, возникает необходимость ответной реакции на «возмущающие» воздействия с целью создания условий для наиболее полного удовлетворения одновременно как социальных запросов общества, так и непосредственно требований самого рынка [3] (Geshko, 2015).

На сегодняшний день особенность развития вузов связана с тем, что их рассматривают в качестве связующего звена между образованием - наукой - производством -инновациями и рынком, где итогом является коммерциализация видов деятельности университетов [4] (Geshko, 2017). Указанное позволяет говорить о необходимости повышения предпринимательской активности вузов, которая находит свое отражение во всех видах деятельности данных хозяйствующих субъектов, начиная от непосредственного оказания образовательных услуг и до обеспечения собственного эффективного функционирования, посредством формирования стратегии и ее последующей реализации [12] (Sharkova, 2014).

ABSTRACT:_

The paper actualizes the need to develop the entrepreneurial function of universities and increase their entrepreneurial activity. The given factual material allows us to draw conclusions about the state of entrepreneurial activity of universities in the Omsk region at the moment. The author considers the activities of universities as enterprises operating in market conditions. It is noted that universities should build their activities taking into account regional peculiarities and have an appropriate economic mechanism that contributes to the transformation of the University into an entrepreneurial organization. The theoretical and applied provisions expand the understanding of the third role of universities.

KEYWORDS: university of entrepreneurial type, efficiency, entrepreneurial activity, entrepreneurial potential, entrepreneurial function of the University

JEL Classification: I23, L26, M21 Received: 18.11.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Geshko O.A. io.geshko0yandex.ru)

CITATION:_

Geshko O.A. (2018) Predprinimatelskaya aktivnost vuzov Omskogo regiona [Entrepreneurial activity of universities of Omsk region]. Kreativnaya ekonomika. 12. (12). - 2035-2042. doi: 10.18334/ce.12.12.39674

Важным обстоятельством, по мнению автора, является необходимость для любого вуза выбора тех приоритетных направлений, по которым будет осуществляться дальнейшее развитие. Университеты должны строить свою деятельность с учетом региональных особенностей и иметь соответствующий экономический механизм, способствующий преобразованию вуза в так называемую «предпринимательскую организацию», активно позиционирующую себя на территории присутствия [5] (Geshko, 2017).

Сегодня в России можно привести конкретные примеры функционирования университетов как центров инновационной активности и предпринимательства, вносящих свой вклад в социально-экономическое развитие своих регионов и страны в целом. Благодаря их непосредственной деятельности генерируются новые идеи, которые затем доводятся до коммерциализации на соответствующих рынках [6] (Geshko, 2014).

Следует отметить тот факт, что каждый университет имеет свои отличительные характеристики и отличия вследствие сложности, многообразия и различной направленности протекающих в вузе внутренних процессов [7] (Geshko, Kovalenko, 2017). Таким образом, проведение оценки на основе универсальных показателей достаточно затруднительно вследствие учета множества различных показателей для измерения реального (фактический или ожидаемый) и требуемого (желаемый или целевой) результатов.

В рамках настоящего исследования автором проведен анализ деятельности учреждений высшего образования в Омском регионе. В данной сфере предоставляют свои услуги 13 государственных и 7 частных университетов, академий и институтов, где по данным за 2017-2018 год всего проходят обучение более 83 000 студентов. При этом около 82% из них получают образование в государственных вузах и лишь немногим более 18% - в частных.

Для формирования представлений о том, насколько омские государственные вузы включены в предпринимательское пространство региона, автором использованы информационно-аналитические материалы, отражающие основные результаты мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 год. В качестве основных показателей для изучения предпринимательской активности университетов выбраны следующие: количество бизнес-инкубаторов в структуре вуза; количество имеющихся технопарков; количество малых предприя-

ОБ АВТОРЕ:_

Гешко Олеся Александровна, старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга [о.девЬкойуапСех.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гешко О.А. Предпринимательская активность вузов Омского региона // Креативная экономика. - 2018. -Том 12. - № 12. - С. 2035-2042. Со1: 10.18334/се.12.12.39674

тий, созданных и функционирующих при вузах; общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Согласно занимаемому месту в рейтинге среди омских университетов в выборку вошли следующие: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (ОмГУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОмГМУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина» (ОмГАУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС). Полученные данные представлены в таблице.

Лидирующее положение по всем показателям занимает ОмГТУ, который в 2016 году одним из первых в России получил статус опорного регионального вуза. Указанное обстоятельство оказало важное влияние на развитие университета в целом и на реализацию его предпринимательской функции. Так ОмГТУ получил централизованные финансовые ресурсы, усилил свою научно-технологическую базу, благодаря чему появились новые возможности в реализации научных разработок. Таким образом, на сегодняшний день Омский государственный технический университет играет ключевую роль в построении региональной инновационной системы Омского региона, представляя собой связующее звено между реальным сектором экономики и наукой.

Таблица

Показатели, характеризующие предпринимательскую активность омских государственных вузов (по данным за 2017 год)

Показатели ОмГТУ ОмГПУ ОмГУ ОмГУПС ОмГМУ ОмГАУ

Общий объем НИОКР, тыс. руб. 160 109,60 32 540,20 44 772,70 65 760,40 9 432,30 48 480,00

Количество бизнес-инкубаторов 1 0 1 0 0 2

Количество технопарков 1 0 0 1 0 0

Количество малых предприятий 34 1 18 8 2 4

Источник: составлено автором.

Автор делает вывод о том, что именно создание и функционирование в рассматриваемом вузе собственной инновационной структуры, способствует ежегодному производству новых высокотехнологичных и инновационных продуктов, которые впоследствии успешно коммерциализируются [9] (Grebenkin, Ivanova, 2012). Так в инновационную структуру ОмГТУ на текущий момент входят 22 научно-образовательных центра; имеются 17 ресурсных центров, 12 студенческих конструкторских бюро. Кроме того, с участием ОмГТУ создано уже более 34 научно-исследовательских лабораторий.

Второе место по данным таблицы занимает ОмГУ. В составе структуры данного вуза имеется научно-исследовательский отдел, который занимается решением вопросов, связанных с организацией и сопровождением научно-исследовательской деятельности университета. Также структурным подразделением университета является Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор (МИБИ), призванный объединять инновационно-предпринимательскую деятельность студентов, аспирантов и научных работников ОмГУ. Таким образом, МИБИ позволяет создавать все необходимые условия, в которых реализуется деятельность научно-инновационных коллективов и малых предприятий, созданных на базе вуза, воплощающих в жизнь различные инновационные научно-технические идеи, социальные и бизнес-проекты. В итоге на сегодняшний день на базе МИБИ функционируют 18 малых инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в разных сферах: дополнительное образование взрослых, производство сверхпроводниковой продукции, разработка IT-проектов для Омского региона в сфере образовательных услуг и пр.

Проведенное исследование показало, что под влиянием социально-экономических вызовов вузы продолжают меняться и вопрос о сочетании различных их миссий: преподавательской, исследовательской и взаимодействия с регионом уже не является дискуссионным, так как обеспечение продуктивного взаимодействия с рыночной средой перестало считаться второстепенной задачей [8] (Geshko, Mikhalev, 2015).

Инновационное и социально ориентированное развитие университетов связано с необходимостью формирования качественно новых результатов, в частности, постепенного наращивания предпринимательского потенциала и формирования механизма управления, позволяющего успешно адаптироваться к запросам социума и рынка, готовности осуществлять работу в высококонкурентной среде [2] (Vasileva, 2011).

Функционирование вузов Омского региона в режиме реализации инновационно-предпринимательских инициатив связано с удовлетворением потребности в настройке их процессов в соответствии с выбранным вектором развития, призванным обеспечивать наращивание общего потенциала. Таким образом, реализация университетом предпринимательской функции предполагает многогранную деятельность, выражающуюся в формировании и реализации особой инновационно-предпринимательской стратегии.

Заключение

В современных условиях вузовское предпринимательство следует рассматривать как закономерный процесс, а предпринимательская активность университетов является необходимой и динамичной деятельностью [1] (Banket, 2014). В связи с указанным важно отметить то, что предпринимательская активность обнаруживает свой интегральный характер, так как в качестве ее сторон можно выделить операционно-производственную, организационно-управленческую, ресурсную, финансово-экономическую, а также логистическо-сбытовую маркетинговую и прочие виды активности. Таким образом, предпринимательская деятельность вузов позволяет в текущих условиях предпринимательского климата оказывать определенное влияние на состояние предпринимательской деятельности в регионе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Банкет А.Н. Социальная ориентированность как основа формирования и развития

культуры предпринимательства // ОнвОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК, 2014. -№ 2 (126).

2. Васильева И.В Количественное измерение предпринимательской культуры как со-

ставной части предпринимательского потенциала вуза // Вестник Омского университета, 2011. - № 3(61).

3. Гешко О.А. Новые аспекты трансформации вузов в организации социально-пред-

принимательского типа: баланс между образованием, бизнесом, наукой и инновациями // Экономика и предпринимательство, 2015. - № 12-4(65).

4. Гешко О.А. Повышение предпринимательской активности вуза: развитие техно-

логического предпринимательства // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2017. - url: http://e-koncept.ru/2017/570156.htm.

5. Гешко О.А. Предпринимательская экосистема современного вуза: отдельные аспек-

ты формирования // Экономика. Теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (12 мая 2017 г.) Отв. ред. А.А. Зарайский. -Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». Саратов, 2017.

6. Гешко О.А. Проблемы и опыт развития социального предпринимательства в Омском регионе // Вестник Академии, 2014. - № 4.

7. Гешко О.А., Коваленко Е.В. Проблемные аспекты малого инновационного предпри-

нимательства в вузах // Фундаментальные исследования, 2017. - № 9-1.

8. Гешко О.А., Михалев О.В. Концептуальные основы построения инновационной

модели развития университета социально-предпринимательского типа // Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы: Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Карпова и А.И. Ковалева; Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015.

9. Гребенкин А.В., Иванова А.В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое

условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона, 2012. - № 3(31). - doi: 10.17059/2012-3-3.

10. Громова Н.М. Предпринимательство как особая форма экономической активности // Международный журнал экспериментального образования, 2012. - № 12-2.

11. Сидорова А.А. Предпринимательские университеты в образовательной стратегии государства// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2014. - № 6.

12. Шаркова А.В. Роль высших учебных заведений в развитии инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 6(47)..

references:

Banket A.N. (2014). Sotsialnaya orientirovannost kak osnova formirovaniya i razvitiya kultury predprinimatelstva [The social orientation as a basis of enterprise culture formation and development]. OnvOMSKIY NAUChNYY VESTNIK. (2(126)). (in Russian). Geshko O.A. (2014). Problemy i opyt razvitiya sotsialnogo predprinimatelstva v Omskom regione [Problems, prospects and experience of social entrepreneurship development in Omsk region]. Academy\'s Herald. (4). (in Russian). Geshko O.A. (2015). Novye aspekty transformatsii vuzov v organizatsii sotsialno-predprinimatelskogo tipa: balans mezhdu obrazovaniem, biznesom, naukoy i innovatsiyami [New aspects of transformation of universities in the organization of socio-entrepreneurial type: the balance between education, business, science and innovation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-4(65)). (in Russian). Geshko O.A. (2017). Povyshenie predprinimatelskoy aktivnosti vuza: razvitie tekhnologicheskogo predprinimatelstva [Increasing the entrepreneurial activity of the university: the development of technological entrepreneurship]. Scientific and methodical electronic journal Concept. 44 . (in Russian). Geshko O.A. (2017). Predprinimatelskaya ekosistema sovremennogo vuza: otdelnye aspekty formirovaniya [Business ecosystem of a modern university: some aspects of formation] Economy. Theory and practice. (in Russian). Geshko O.A., Kovalenko E.V. (2017). Problemnye aspekty malogo innovatsionnogo predprinimatelstva v vuzakh [Problem aspects of development of small innovative entrepreneurship in universities]. Fundamental research. (9-1). (in Russian). Geshko O.A., Mikhalev O.V. (2015). Kontseptualnye osnovy postroeniya innovatsionnoy modeli razvitiya universiteta sotsialno-predprinimatelskogo tipa [Conceptual bases of construction of innovative model of development of the university social-entrepreneurship type] "The third mission" and the social involvement of universities: to the problem statement. (in Russian).

Grebenkin A.V., Ivanova A.V. (2012). Biznes-inkubirovanie v universitete kak klyuchevoe uslovie formirovaniya malogo innovatsionnogo predprinimatelstva v regione [Business incubation in a university as a key condition for the formation of innovational micro entrepreneurship in a region]. Economy of the region. (3(31)). (in Russian). doi: 10.17059/2012-3-3.

Gromova N.M. (2012). Predprinimatelstvo kak osobaya forma ekonomicheskoy aktivnosti [Entrepreneurship as a special form of economic activity]. International Journal of Experimental Education. (12-2). (in Russian).

Sharkova A.V. (2014). Rol vysshikh uchebnyh zavedeniy v razvitii innovatsionnogo predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii [The role of higher education institutions in the development of innovative entrepreneurship in the Russian Federation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6(47)). (in Russian).

Sidorova A.A. (2014). Predprinimatelskie universitety v obrazovatelnoy strategii gosudarstva [Entrepreneurial Universities in the educational strategy of government]. Problem Analysis and Public Administration Projection. 7 (6). (in Russian).

Vasileva I.V (2011). Kolichestvennoe izmerenie predprinimatelskoy kultury kak sostavnoy chasti predprinimatelskogo potentsiala vuza [Quantitative measurement of enterprise culture as component of enterprise potential of high school]. Omsk Scientific Bulletin. (3(61)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.