Научная статья на тему 'Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета'

Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ / ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВУЗА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / SOCIAL DIFFERENTIATION / INTERREGIONAL INEQUALITY / SOCIAL PESSIMISM / CORE UNIVERSITIES / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY MODEL / MODERNIZATION / INNOVATIVE PROJECT ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL THINKING / CREATIVE CAPITALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

В статье исследуется специфика предпринимательского мышления, развитие которого должно стать прерогативой российского образования на современном этапе. Особенно это касается опорных вузов, предпринимательских по своей сути. Описывается программа по развитию предпринимательского мышления, реализуемая в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) крупнейшем техническом вузе Новосибирской области, который в 2017 году стал одним из победителей второй очереди Программы развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of entrepreneurial thinking as a mission of a core university

The article studies the specific characteristics of entrepreneurial thinking, the development of which should become the prerogative of Russian education at the present stage. This is particularly true for core universities, entrepreneurial in their nature. We describe the program for development of entrepreneurial thinking, implemented at Novosibirsk State Technical University (NSTU), which is the largest technical university in the Novosibirsk region. In 2017 NSTU became one of the winners of the second stage of the Program for the Development of Core Universities that are of key importance for the industrial and socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 21 • ноябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета

Чернышева Т.Л.1

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье исследуется специфика предпринимательского мышления, развитие которого должно стать прерогативой российского образования на современном этапе. Особенно это касается опорных вузов, предпринимательских по своей сути. Описывается программа по развитию предпринимательского мышления, реализуемая в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) -крупнейшем техническом вузе Новосибирской области, который в 2017 году стал одним из победителей второй очереди Программы развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная дифференциация, межрегиональное неравенство, социальный пессимизм, опорные университеты, модель предпринимательского вуза, модернизация, инновационная проектная деятельность, предпринимательское мышление, креативный капитализм.

Development of entrepreneurial thinking as a mission of a core university

Chernysheva T.L.1

1 Novosibirsk State Technical University, Russia

введение

Самым перспективным планам по модернизации России так или иначе приходится сталкиваться с проблемой неподготовленности российского сознания к осуществлению преобразований, отсутствия необходимых социально значимых качеств у населения России, особенно у молодежи [22] (Скетнузквуа, 2015).

Сегодня на самом высоком уровне говорится о том, как важно мотивировать молодежь на инновационную проектную деятельность в собственной стране, и, с другой стороны, как данная мотивация зависит от разработки и применения преподавателями новых образовательных технологий [1, 22, 23] (Aksenovа, 2013; Cheтnysheva, 2015; Shishkaтeva, Savchenko, иШа1оуа, 2016). Это свидетельствует об осознании необходимости развития тех умений, которые востребуются современной

экономикой, а они рождаются в процессе функционирования предпринимательского мышления. Что это за феномен, в чем его особенности?

Любой мыслительный процесс связан с обработкой информации, а следовательно, с познанием объективной реальности с помощью формирования понятий и их взаимосвязей, вынесением суждений относительно предмета рассмотрения и итоговым осуществлением умозаключений. Предпринимательское мышление отличает то, что процесс моделирования окружающего мира происходит на основе доминирующего вектора - возможности или невозможности практического применения полученного знания. Познавая сущность вещей и явлений, открывая законы их связи, предприниматель находится в поиске ответа на вопрос каким образом на этой основе он сможет преобразить мир. Определение существенного, общего для многих явлений или предметов ему интересно в преломлении нахождения какой-либо потребности людей или предприятий, которая позволит смоделировать бизнес, удовлетворяющий эту потребность новым способом. И умозаключение, которое предприниматель выводит из последовательной логической связи ряда суждений, по своей сути утилитарно, оно категоризируется согласно критерию полезности. Сформировать такой вектор мышления, который можно описать так же как мобилизацию всех имеющихся представлений, понятий, побуждений на благо практического освоения мира, получения конкретной директивы каким образом сделать это, представляется неосуществимой задачей с помощью только каких-либо спорадических мероприятий, это должно быть системное влияние на сознание подрастающего поколения, посему выполнение данной функции является прерогативой образования как среднего, так и высшего, хотя с

ABSTRACT:_

The article studies the specific characteristics of entrepreneurial thinking, the development of which should become the prerogative of Russian education at the present stage. This is particularly true for core universities, entrepreneurial in their nature. We describe the program for development of entrepreneurial thinking, implemented at Novosibirsk State Technical University (NSTU), which is the largest technical university in the Novosibirsk region. In 2017 NSTU became one of the winners of the second stage of the Program for the Development of Core Universities that are of key importance for the industrial and socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation.

KEYWORDS: social differentiation, interregional inequality, social pessimism, core universities, entrepreneurial university model, modernization, innovative project activity, entrepreneurial thinking, creative capitalism.

JEL Classification: 123, 124, i25, L26 Received: 29.11.2017 / Published: 16.11.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Chernysheva T.L. (tablack0mail.ru)

CITATION:_

Chernysheva T.L. (2017) Razvitie predprinimatelskogo myshleniya kak missiya opornogo universiteta [Development of entrepreneurial thinking as a mission of a core university]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (21). - 3097-31 12. doi: 10.18334/rp.18.21.38588

основами предпринимательства разумнее было бы знакомить детей в то время, когда они находятся еще в дошкольной среде.

Модернизация экономики и всей жизни общества начнется, в первую очередь, с высокого уровня мотивации и общественного оптимизма, с энтузиазма, чувства ответственности и трудолюбия, и эти черты, как и многие другие предпринимательские навыки, рождаются в результате развитого предпринимательского мышления. Оно преимущественно ассоциируется так же с такими качествами, как инициативность, нестандартность и самостоятельность в принятии решений, способность идти на риск. Данные качества, к сожалению, недостаточно выражены у населения России, что доказывается невысоким значением показателя ВВП на душу населения относительно других стран мира, коррелирующих по площади и населению, а также небольшой долей малого и среднего бизнеса в структуре ВВП [13].

Безусловно, прогрессу предпринимательства в нашей стране не способствуют и другие негативные факторы, такие как налоги и коррупция, однако и они коренятся в специфическом менталитете россиян. В связи с этим первоочередной задачей выступает формирование у молодежи предпринимательских качеств, поскольку именно в них содержится реальная возможность позитивных изменений. Поздравляя педагогов с их профессиональным праздником в 2017 году, лидер нашей страны заключил: «Самое главное действующее лицо - это народ. Туда надо углубляться - прежде всего в изучение морально-этических качеств нашего народа, там вся сила, там основа основ» [4] (Aтtemova, 2017).

Бич России- социальная стратификация

Президент отметил, что самым настоящим бичом России является глубокое социальное и межрегиональное расслоение внутри общества, причиной которого стала шоковая ситуация 1990-х годов, обусловленная разрушением советского уклада жизни со свойственной ему народной психологией [11] (Aтdeeva, 2017).

Действительно, с 2000 по 2008 год социальная дифференциация выросла более чем на 20% - до 16,9 раза. С 2008 по 2017 год также отсутствует тенденция к уравниванию доходов богатых и бедных, как людей, так и целых регионов [19].

Специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) подсчитали коэффициент дифференциации доходов населения, устанавливающий разницу в доходах между 10% самых состоя-

ОБ АВТОРЕ:_

Чернышева Татьяна Леонидовна, доцент кафедры маркетинга и сервиса, кандидат филологических наук ^аЫаскйтаЦ.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Чернышева Т.Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 21. - С. 3097-31 12. с1о1: 10.18334/гр.18.21.38588_

тельных и самых неимущих граждан страны. За первое полугодие 2017 г. данный показатель оказался равен 14,3 - подобные цифры присутствуют только у государств третьего мира, то есть, по данному показателю наша страна «опережает» практически все страны. Например, в Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 35 развитых и развивающихся стран, средний размер социального расслоения составляет 9-9,5. Во Франции он равен 7,4, в Германии - 6,4, в Японии - 4,9 [12] (Minaev, 2017).

Уровень денежных доходов богатого населения в России почти в 16 раз превышает уровень доходов бедного населения. Подобный разрыв в Дании, Финляндии, Швеции является трех-четырехкратным. В Германии, Австрии и Франции - пяти-семикрат-ным [10] (Boykov, 2011).

Еще один важный показатель степени социального расслоения - коэффициент Джини - это показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Он изменяется от 0 до 1, и чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределены доходы. Коэффициент Джини в России достиг пика в 2007 году, когда составил 0,422, по состоянию на 2015 год его значение было 0,413 [3].

По данным Росстата, в первом полугодии 2015 года 21,7 млн россиян (15,1%, или каждый седьмой россиянин) имели доходы ниже прожиточного минимума. За год, то есть со второго квартала 2014 года, число людей, находящихся за чертой бедности, возросло на 15,5% [9] (Kuvshinova, 2015).

Это официальные данные, но Институт социологии РАН получил иные результаты - 25% населения России относятся к «бедным» (лица с доходами ниже прожиточного минимума) [14].

Кроме того, 7% населения России имеют доходы, превышающие величину прожиточного минимума лишь на 10%. Эту категорию граждан также целесообразно включать в категорию «бедных» как группу высокого риска, которая при малейшем ухудшении экономической ситуации также окажется за чертой бедности. Учитывая эти 7%, доля бедных в России составляет около трети всего российского населения [14].

Согласно оценкам, представленным в ежегодном обзоре мирового благосостояния Credit Suisse, в 2016 году 10% наиболее обеспеченных россиян владели 89% совокупного благосостояния нашей страны. Причем несмотря на кризис за год эта доля выросла на 2%. От других стран с развитой экономикой Россия отличается в худшую сторону, к примеру, на долю 10% богатейших граждан Китая приходится 73% богатств, в США - 78%.

Эксперты такого влиятельного участника финансового рынка, как Credit Suisse, утверждают, что более 70% взрослого населения России относится к менее обеспеченной половине населения мира, в том числе четверть россиян входит в группу самых бедных 20% человечества [8] (Kuvshinova, 2016).

При таком положении дел традиционные патерналистские установки должны были бы искорениться, между тем, согласно результатам социологических исследо-

ваний, только 9% респондентов в России полагают, что должны самостоятельно проявлять инициативу и заботиться о себе, а 83% указывают на обязанность государства больше заботиться о своих гражданах. Причина этого коренится в том, что люди не надеются, что при существующей системе устроения страны у них есть реальная возможность обеспечить себе достойную жизнь самостоятельно [15].

Доказательством имущественного расслоения служит тот факт, что если в 1999— 2000 годах в мировом списке миллиардеров журнала Forbes не было ни одного россиянина, то в 2010 году, по версии журнала «Финанс», в России уже проживало 62 человека с состоянием свыше $1 млрд. Зато по числу миллиардеров Россия является третьей страной в мире после США и Германии [19].

Таким образом, если рассматривать социальную стратификацию по критерию материального благосостояния граждан, то можно утверждать, что доля бедных в стране увеличивается, их вера в собственные силы ослабевает, неравенство растет [17] (Sulakshin, 2017).

Прогрессирует и межрегиональное неравенство. Например, разница между валовым региональным продуктом на душу населения в 10 самых богатых регионах России (Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа и другие) и 10 самых бедных регионах составляет 6,3 раза [19].

У таких самых бедных регионов даже существует особое название - депрессивные. К депрессивным регионам России, как это ни парадоксально, относятся регионы с угольной промышленностью, тяжелым машиностроением, добывающими отраслями промышленности и территории ВПК, что составляет около 2/3 страны. Это большая часть Уральского, Сибирского, Восточносибирского, Дальневосточного и Центрального регионов. Неблагоприятная экономическая ситуация в удаленных от центра районах еще больше обостряется демографическими проблемами: эмиграцией молодого трудоспособного населения в центр страны, малой рождаемостью и отсутствием жилья [5, 6] (Daurova, Krivtsova, 2015).

Действительно, причину социального и межрегионального расслоения следует искать в сложившейся в 90-е годы XX века экономической модели государственно-монополистического капитализма, построенного на эксплуатации природных ресурсов страны. Сырьевые и территориальные богатства, которыми располагает Россия, используются нерационально. Рост доли топливно-энергетического комплекса происходит за счет резкого уменьшения других секторов экономики. Недостаточной динамикой роста характеризуется обрабатывающий природные ресурсы сектор экономики. Промышленность развивается медленными темпами, в связи с чем не создается новых рабочих мест, поэтому нет четко сформированного заказа на подготовку специалистов профильных специальностей.

Некрупный и несырьевой бизнес в бедных природными ресурсами регионах не имеет возможности адекватно развиваться из-за высоких барьеров, поддерживаемых чиновниками и связанными с ними монополиями, налогового террора властей, риска потери собственности, плохо развитой инфраструктуры.

Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать экономическую активность населения, открывать регионы для инвестиций, развивать малый и средний бизнес, вовлекать как можно более широкий круг людей в предпринимательство -только так можно сделать значительное число россиян богатыми. Число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет 1,35 млн, или менее 10 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения: в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии - 50, в США - 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии - почти 80%. В России в малом предпринимательстве заняты лишь около 11 млн человек — всего 16% от общего числа работающих [16].

Примерно такая же доля малых предприятий в нашем ВВП (13-15% - доля малого бизнеса). Для сравнения: в США доля малых предприятий в ВВП свыше 50%, в Еврозоне свыше 60% [16].

В этих странах имеется широкий средний класс, а в России это лишь узкая социальная прослойка. Расслоение парализует жизненные силы людей, можно сказать, что страна сталкивается с таким негативным явлением, как социальный пессимизм. Глобальный путь в этой ситуации один: совершенствовать систему образования, причем образования в широком смысле. В России должен появиться средний класс, и этот средний класс должен хотеть жить и работать в России. Чтобы люди оставались здесь, надо улучшать качество жизни по всем направлениям и, прежде всего, необходимо качественное образование и здравоохранение, восприимчивая к требованиям рынка индустрия досуга. Нужны интересные предпринимательские инициативы, которые не могут появиться без качественного образования, сопряженного с налаженной системой государственной поддержки развития предпринимательства в нашей стране. На сегодняшний день в России по-прежнему имеет преимущественное положение не столько производство товаров и услуг, сколько посредничество на рынке, перепродажа товаров и калькирование услуг с целью получения быстрой прибыли. Стране остро необходимо отечественное товаро - и услугопроизводство в совершенно различных сферах.

Сфера образования vis-à-vis социальной стратификации

Полностью искоренить причины социального неравенства в обозримой перспективе, к сожалению, не представляется возможным, однако добиться того, чтобы неравенство не приобретало чрезмерных форм вполне возможно. Если неравенство, обусловленное особенностями социально-государственного устройства, обладанием материальными ценностями и собственностью от рождения, принадлежностью к определенной группе лиц, местом проживания, требует вмешательства государства на законодательном уровне, то причины расслоения общества, коренящиеся в естественных различиях людей между собой, могут и должны быть подвергнуты коррекции с помощью сферы образования. Очевидно, что люди различаются своими личными

данными: это умственные способности, таланты; знания и опыт; нравственные, ценностные ориентиры, физические и внешние данные, способности к творчеству. Хотя эти способности и обусловлены генетикой, однако в специально созданной образовательно-воспитательной среде их возможно усовершенствовать, в частности, это касается склонности к предпринимательству.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, позволяющих находить новое поле для деятельности, которая могла бы одновременно удовлетворить актуальную потребность общества в товаре или услуге и, соответственно, извлечь прибыль, принимая последовательные решения, в том числе достаточно рискованные. Как уже было отмечено, предпринимательские способности отличаются от умственных практической направленностью мышления, особым чутьем и набором специфических качеств и знаний. В связи с этим сфере образования необходимо обратиться к таким актуальным проблемам, как отсутствие маркетингового подхода, культуры ведения бизнеса, слабо выраженное чувство собственника, а также правовая неподготовленность значительной части населения страны. Совершенно очевидно, что все эти факторы теснейшим образом связаны с состоянием российской экономики.

Опорный вуз - плацдарм для развития качеств предпринимателя

На наш взгляд, именно опорные университеты представляются самыми подходящими площадками для развития предпринимательских качеств, поскольку они сами по своей сути являются вузами предпринимательскими. Как известно, прерогативой опорных университетов является синергия трех миссий: организации процесса разработки новых исследовательских методов, изучения новых областей знания, то есть 1) генерации знаний; развития инновационных методов обучения и их реализации в процессе взаимодействия со студентами, то есть 2) преподавания; и 3) внедрения новых разработок в производство находящихся на территории региона предприятий [18, 24] ^¡уаткауа, 2015; Б^оуа^уа, 2013).

Концепция опорного университета предполагает не только контакт с предпринимательскими структурами за пределами вуза, но и превращение его самого в компанию, аккумулирующую материальные, физические и интеллектуальные ресурсы, в которой учредителями бизнеса являются выпускники, руководители проектов и сами студенты. Университет становится инкубатором для запуска стартапов, в котором работает механизм командной работы. За поиском нового знания и его формулированием следует введение результатов научно-исследовательских работ в хозяйственный оборот, получение новых продуктов и услуг. Важным в предпринимательском опорном университете является вопрос: каким образом знания могут служить потребностям человека и всего региона, где он проживает. Регион начинает все больше откликаться на предложение вуза и формировать заказ на специалистов, которые необходимы региональной промышленности, образуется обратная связь между потребителями инноваций и университетской научно-образовательной сферой. Вуз все больше при-

спосабливается к рыночной конъюнктуре региона, он получает от региона систему реальных задач и ситуаций профессиональной деятельности, таким образом, студент оказывается намного раньше ориентирован на конкретную сферу профессиональной деятельности: еще находясь в стенах университета, он стремится к использованию знаний, проецируя их на практическую деятельность [2] (ЛНвтоуа, 2017).

Постепенно университетские предприятия начинают формировать проекты, интересные крупному региональному бизнесу, стимулируя инновационное развитие всего регионального сообщества, становясь центром развития всей прилегающей территории, в котором наука, образование, органы власти и бизнес находятся в тесной связке. Эра экономики знаний или, по Биллу Гейтсу, креативного капитализма [7] (01ыт$коу, 2008), в Сибири начнется в... НГТУ!

Инновационная проектная деятельность в сибирском вузе

НГТУ - ведущий технический вуз Новосибирской области, который в 2017 г. стал одним из победителей второй очереди Программы развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В течение пяти лет вуз должен превратиться из преимущественно научно-образовательной структуры в структуру коммерческо-финансово-научно-образовательную, стать крупным предпринимательским центром региона. Очевидно, что в данных условиях предпринимательское мышление и зависящие от него предпринимательские навыки выходят на передний план. Представляется закономерным, что именно факультет бизнеса НГТУ должен взять на себя функции формирования у вузовской общественности предпринимательских компетенций. Сегодня факультет бизнеса, профессорско-преподавательский коллектив которого состоит из более 130 человек, осуществляет подготовку около 1600 обучающихся -бакалавров, магистрантов, специалистов, аспирантов. Все студенты факультета в рамках практически всех курсов получают навыки доведения научной разработки до стадии рыночного продукта, навыки ценообразования и продвижения. Они ежедневно варятся в образовательном бульоне, инициирующем не только генерацию новых идей, но и обретение ими материального, организационного ресурса - «плоти и крови». Однако деятельность факультета распространяется и на студентов других факультетов. Во все учебные дисциплины магистратуры инженерных факультетов включена дисциплина «Управление инновациями», в основе которой лежит проектная технология [20] (КкаугиШиа, 2017).

Помимо теоретических знаний по проектированию инновационного продукта, его финансированию и продвижению на рынок магистранты, работая в микроколлективах, самостоятельно разрабатывают товары и услуги, взаимодействуя с конкретными предприятиями города и области. В будущем планируется более глубокое погружение не только магистрантов, но и студентов сугубо инженерных факультетов в реалии экономики и живого предпринимательства за счет введения специальных дисциплин на 3

и 4 курсах. Необходимо наладить более тесное межфакультетское студенческое взаимодействие, в результате которого все студенты НГТУ могли бы получить основы предпринимательства как важнейшей для нашей страны области деятельности. Знания о том, как можно грамотно применить полученные в лабораториях научные результаты, будут мотивировать студентов на более активную исследовательскую работу: интенсивнее заработают инжиниринговые центры, технологические и бизнес-инкубаторы, студенческие конструкторские бюро; целенаправленнее станет взаимодействие университетских предприятий с региональными предприятиями-партнерами. Более инициативно следует подойти к включению действий университета в Государственную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017-2022 годы», главная цель которой - обеспечить рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 136 тысяч субъектов, что на 1 тысячу человек населения составит 48,1 единицы. Хотя среди субъектов Сибирского федерального округа Новосибирская область является лидером (оборот предприятий НСО составляет 46% от всей суммы оборота предприятий), тем не менее считается, что существует необходимость в активизации развития и поддержки МСП СФО, что возможно осуществить через преодоление административных барьеров, привлечение дополнительных инвестиций, разработку более эффективных программ. Центр молодежных инициатив по поддержке предпринимательства в регионе, решающий вышеперечисленные и многие другие проблемы, будет создан на базе факультета бизнеса НГТУ - он послужит связующим звеном всех составляющих инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса НСО: Министерства промышленности, торговли и предпринимательства НСО, Новосибирской торгово-промышленной палаты, Новосибирского регионального центра субконтрактации, Фонда микрофинансирования субъектов МСП НСО, Технопарка Новосибирского Академгородка, Фонда развития малого и среднего предпринимательства НСО, Портала малого и среднего предпринимательства НСО. В Новосибирске работает Городской центр развития предпринимательства, где можно получить бесплатные консультации по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, сдачи отчетности, по любым юридическим аспектам предпринимательской деятельности. Специалисты помогают зарегистрировать предприятие, оформить документы на получение федеральной, региональной, муниципальной форм поддержки, документы для участия в конкурсных процедурах, здесь проводятся бесплатные обучающие мероприятия - тренинги, семинары, мастер-классы, вебинары. Со всеми этими структурами факультет планирует взаимовыгодное сотрудничество. Как известно, предпринимательство в Сибири имеет ряд особенностей, обусловленных географическими, социально-политическими, экономическими факторами, долговременным колониальным положением региона в системе российской государственности: торговый капитал здесь до сих пор преобладает над промышленным. За регионом закрепилось представление о крае, содержащем огромные природные богатства, которыми он сам не может распоряжаться. Исследование

особенностей предпринимательства в Сибири и в НСО, в частности, преодоление стереотипов как в практическом, так и в имиджевом плане станет одним из направлений деятельности Центра.

Создавать идеи очень интересно!

Кафедра маркетинга и сервиса функционирует на факультете бизнеса с 2003 года, выпуская кадры по направлениям «Менеджмент», «Туризм» и «Сервис». Наряду с образовательной и научной стезями в ее миссию органично влилась творческая активность по выявлению новых ниш на рынке услуг региона, форсайт видов социально-культурной деятельности, социокультурное проектирование. Если прерогативой других кафедр факультета бизнеса является формирование общеэкономических, управленческих компетенций, то функцию развития предпринимательского мышления у внутренней и внешней аудиторий университета кафедра маркетинга и сервиса планирует взять на себя. В ближайшее время кафедра предполагает проведение масштабной просветительской кампании, направленной на молодежь разного возраста как самого университета, так и того региона, где университет расположен. Обучая младших товарищей занимательному предпринимательству, студенты, прежде всего, будут обучаться сами: посредством данной деятельности их мотивация к созданию и продвижению собственных продуктов будет повышаться. В рамках кампании разработаны 1) эврика-минутки для дошкольников (студенты - волонтеры направлений «Туризм» и «Сервис» представляют театрализованные истории появления самых известных изобретений, продуктов и услуг всего мира, без которых невозможен быт сегодняшнего дня (паровоз, электрическая лампочка, телефон, радио, самолет, вертолет, утюг, двигатель, стиральная машина, компьютер, смартфон, машина, чипсы, газированная вода, фаст-фуд и другие); 2) эврика-часы для школьников 10-15 лет (студенты - волонтеры направлений подготовки «Туризм» и «Сервис» приглашают ребят на лекции в университет, где в увлекательной форме с применением анимационных технологий рассказывают о самых перспективных направлениях предпринимательства в регионе на текущий момент - виртуальная реальность, компьютерный бизнес, редактирование генома, производство наноматериалов, новые машины и летательные аппараты, связывая направления с теми образовательными ресурсами, которые предоставляет университет. Также на базе университета предлагаются тренинги по развитию предпринимательских качеств; 3) выездные эврика-классы по генерированию оригинальных бизнес-идей в школах города, предназначенные для школьников выпускных классов. Последние представляют собой креативные бюро - творческие предметные группы, подготовленные в сотрудничестве преподавателей и студентов-волонтеров как с факультета бизнеса, так и других факультетов университета (летательных аппаратов, радиотехнического, механико-технологического, физико-технического и т.д.) которые «запускают» в ребятах механизм предпринимательства, находясь на их же территории: бюро выезжают на регулярной основе в школы и вовлекают

их в процесс генерирования новых продуктов и услуг. Эти же группы вывозят ребят на экскурсии на те предприятия, с которыми сотрудничают факультеты, знакомят с выпускниками, имеющими «истории успеха».

Основной акцент в программе следует сделать на формирование у молодежи предпринимательского видения, чего следует добиваться всевозможными интерактивными формами работы с ней. Это организация викторин, конкурсов, баттлов и других мероприятий, чьей основой является состязание. Способность рисковать и выстаивать в конкурентной борьбе следует культивировать во всех видах коммуникации с молодыми людьми. Этот навык послужит профилактикой характерных для нашего общества апатии и депрессии, разовьет выносливость и жизнелюбие.

Особой востребованностью будут обладать организованные на базе университета тренинги, ориентированные, главным образом, на школьников и внутреннюю аудиторию - студенчество. Все черты предпринимателя разбиты на блоки: «Инициатор» (проактивность, поиск ресурсов, клиентов, контрагентов, новых способов действий, инициативность, мобильность); «Коммуникатор» (способность мотивировать и убеждать, доверять и делегировать полномочия); «Собственник» (потребность во власти и влиянии, любовь к труду, чувство собственника, воля к победе, вера в собственные силы, способность аккумулировать ресурсы, стремление создавать иерархию - систему, нацеленную на результат -- систему планирования, производства, администрирования, маркетинга, контроля качества); «Инноватор» (способность видеть новые ниши рынка и генерировать бизнес-идеи, самостоятельность в принятии решений, смелость, способность к риску и ответственности, адаптации к вновь открывшимся обстоятельствам); «Финансовый гений» (способность управлять денежным потоком, стремление его преумножить); «Лидер» (напористость, увлеченность, прямота, оптимизм, открытость, увлеченность); «Образ жизни» (жить в правильном окружении, планировать грамотно время, не откладывать дела, действовать поступательно, шаг за шагом); «Образ мысли» (желать большего, стремиться к самым высоким достижениям, отношение к трудностям, ощущение миссии). Каждому блоку посвящен отдельный тренинг, в ходе которого происходит формирование необходимых для эффективного предпринимательства качеств.

Главная идея трехэтапной кампании заключается в том, чтобы создать в сознании у молодых людей банк ассоциаций, связанных с предпринимательством, что и будет служить постепенному и целенаправленному формированию предпринимательского мышления - по своей форме наглядно-действенного, по степени новизны продуктивного, по характеру решаемых задач - практического, по степени развернутости - дис-курсивно-интуитивного. Ведь каждая единица информации, которая поступает в мозг, а в нашем случае эта единица -«предприниматель», можно представить в виде сферы, от которой расходятся миллионы ответвлений, и каждое из них представляет собой ассоциацию, имеющую связи с другими ассоциациями. Ассоциации аккумулируются памятью и создают доминанту - вектор мышления, в нашем случае - деятельностный.

Таким образом, молодой человек исподволь обретает направленный на решение проблемы, прикладной характер мышления, в связи с чем меняется и образ его поведения - он стремится к продуктивной преобразующей деятельности. От всего того, что продуктивной деятельности не способствует, он начинает избавляться, например, от конформизма, избегания неудачи, тревожности, низкой самооценки и отрицательных эмоций. Молодой человек учится процессу производительной деятельности сознания на примере неординарных алгоритмов мышления великих предпринимателей современности, которые демонстрируются молодым людям на тренингах в виде паттернов их рассуждений, образных сравнений, цитат, обобщений и выводов. Некоторые из известных личностей имели необычные хобби, увлекались определенными литераторами, занимались определенным видом искусства - на примерах произведений искусства и литературы возможно показать работу сознания человека, создавшего нечто новое, разгадавшего и удовлетворившего какую-либо насущную потребность людей. Главная цель многоэтапной просветительской кампании - убедить молодых людей в том, что создавать и реализовывать новые бизнес-идеи очень интересно, что это творческая деятельность, которая позволяет прожить наполненную жизнь, принеся пользу себе и обществу. Во время экскурсий по университету металлорежущий станок, детали машин или ускоритель можно показать интересно - так, чтобы нынешние и будущие студенты смогли поверить в то, что и у них получится сказать свое слово в мире техники, осознать, насколько приятно уметь творить полезные людям вещи собственными руками. В кампанию также входит большой спектр активностей, связанных с позиционированием региона, в котором расположен университет.

В результате реализации программы число молодежных мероприятий, проводимых в регионе, значительно возрастет, состоится диверсификация видов молодежной активности в университете и городе в целом; появится много новых молодежных инициатив; произойдет упрочнение цепочки «образование - наука - бизнес»; интенсифицируются коммуникации студентов с выпускниками-преподавателями; активизируется студенческая жизнь университета и региона в целом.

Таким образом, решать проблему устранения уродливых дисбалансов в имущественной пирамиде, преодоления нищеты и хронической бедности в нашей стране можно не только прекращением незаконного вывоза капитала, сокращением уровня коррупции, повышением уровня собираемости налогов, но и более медленным, но гораздо более стратегическим и действенным путем - с помощью образования. К сожалению, как ни странно, это пока еще не до конца осознанный и используемый ресурс развития. Задействовать этот ресурс в полной мере - значит придать ускорение экономическому росту и обеспечить стабильность общественным отношениям.

Заключение

Что предпринимает кафедра маркетинга и сервиса на пути преодоления социального расслоения общества? Безусловно, мобилизовать усилия для решения дан-

ной проблемы проще на словах, чем на деле. Однако кафедра выработала свой ответ посредством инновационных педагогических технологий, системы отношений между студентами и преподавателями, создания социально заостренных, мировоззренческих авторских курсов. И главное - это понимание того, что и небольшое подразделение университета может сделать многое для того, чтобы ребята разных социальных слоев и исходных финансовых возможностей почувствовали свою силу еще в стенах университета и впоследствии захотели основать собственный бизнес [21] (Tsoy, Schekoldin, 2015). Многое дает создание в университете особой культурной среды, которая содействует развитию разнообразных талантов, что вознаграждаются всевозможными способами в образовательной системе. Огромное внимание уделяется формированию моральных и социальных качеств личности с помощью мероприятий, направленных на развитие у студентов культуры гражданственности. То, что активизация предпринимательских задатков студентов, развитие у них предпринимательского мышления способны со временем добиться цели более справедливого распределения доходов россиян, не вызывает сомнения. Грамотная социальная политика кафедры, факультета, университета, в которой выстроена системная работа с талантами - это канал уменьшения социального неравенства. Создание возможностей для молодых людей вне зависимости от происхождения и социального статуса достичь успеха, повлияет на их экономическое положение, профессиональный рост, следовательно, они пополнят ряды столь малочисленного сегодня в России среднего класса. В этом случае образование на самом деле становится главным звеном в структуре социальной мобильности, настоящим социальным лифтом для молодежи.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аксенова Е.И. Предпосылки создания инновационной системы профессиональной

подготовки квалифицированных кадров в России // Креативная экономика. - 2013. - № 1. - с. 89-94.

2. Артемова Д.И. Исследование предпринимательской активности в вузе как фактора

формирования предпринимательских университетов в России // Креативная экономика. - 2017. - № 5. - с. 565-582. - doi: 10.18334/ce.11.5.37858.

3. Коэффициент Джини [Электронный ресурс] // Ru.wikipedia.org. - URL: https://

ru.wikipedia.org/wiki/

4. Встреча с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года 2017». Kremlin.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55782.

5. Даурова А.М., Кривцова М.К. Специфика депрессивности регионов России //

Вестник Академии. - 2015. - № 1. - с. 127-132.

6. Депрессивные регионы России [Электронный ресурс] // Stud24.ru. - 2010. - URL: http://

stud24.ru/economic-geography/depressivnye-regiony-rossii/20211-55906-page2.html

7. Глумсков В. «Креативный капитализм» от Билла Гейтса. Expert.ru. [Электронный

ресурс]. URL: http://expert.ru/kazakhstan/2008/07/bill_geyts/.

8. Кувшинова О. На долю 10% россиян приходится почти 90% национального богатст-

ва. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2016/11/23/666552-10-rossiyan-natsionalnogo-bogatstva.

9. Кувшинова О. По итогам первого полугодия за чертой бедности оказался каж-

дый седьмой россиянин. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/09/608065-za-chertoi-bednosti-okazalos-217-mln-rossiyan-kazhdii-sedmoi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Бойков А. Победнители: 10% богатых россиян зарабатывают в 16 раз больше 10% беднейших. Versia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://versia.ru/10-bogatyx-rossiyan-zarabatyvayut-v- 16-raz-bolshe- 10-bednejshix.

11. Ардеева Д. Прокомментировал расслоение общества РФ на богатых и бедных президент Путин. Nation-news.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nation-news. ru/region/msk/309587-prokommentiroval-rassloenie-obshestva-rf-na-bogatykh-i-bednykh-prezident-putin.

12. Минаев И. Разрыв в доходах россиян продолжает расти. Mirnov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mirnov.ru/ekonomika/razryv-v-dohodah-rossijan-prodolzhaet-rasti.html.

13. Рейтинг стран по ВВП на душу населения 2017. Investorschool.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2017.

14. Российское общество: год в условиях кризиса и санкций. Информационно-аналитический материал по итогам общероссийского социологического исследования [Электронный ресурс] // Gks.ru. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140080765391

15. Россияне о свободе, демократии, государстве. Levada.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/25-09-2013/rossiyane-o-svobode-demokratii-gosudarstve.

16. Доходы и расходы населения // Россия в цифрах 2017: Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Gks.ru. - 2017. - С. 198. - URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf

17. Сулакшин С.С. Рост социального расслоения в современной России как вызов и Партия нового типа как ответ. Rusrand.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// rusrand.ru/ideas/rost-socialnogo-rassloeniya-v-sovremennoy-rossii-kak-vyzov-i-partiya-novogo-tipa-kak-otvet.

18. Селянская Г.Н. SMART-университет ответ на вызовы новой промышленной революции // Креативная экономика. - 2015. - № 9. - c. 1151-1164. - doi: 10.18334/ ce.9.9.1928.

19. Страна кричащего неравенства [Электронный ресурс] // Telenir.net. - URL: http:// www.telenir.net/politika/putin_itogi_10_let/p6.php

20. Хайруллина М.В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе // Российское предпринимательство. - 2017. - № 11. - c. 1637-1650. - doi: 10.18334/rp.18.11.37837.

21. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Выпускник ВУЗа: проблемы трудоустройства в Новосибирске и их решение // Лицеист. - 2015. - № 3-4. - с. 50-52.

22. Чернышева Т.Л. Роль инновационных педагогических технологий в формировании социально значимых качеств у молодежи // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2015. - № 3. - с. 99-104.

23. Шишкарева Н.В., Савченко И.И., Ухалова Т.С. Становление российского инновационного образования при переходе к экономике нового типа: актуальность и проблемы // Креативная экономика. - 2016. - № 5. - с. 487-496. - doi: 10.18334/ ce.10.5.35252.

24. Энговатова А.А. Разработка модели инновационной инфраструктуры отечественных предпринимательских университетов // Креативная экономика. - 2013. - № 3. - с. 9-14.

REFERENCES:

Aksenova E.I. (2013). Predposylki sozdaniya innovatsionnoy sistemy professionalnoy podgotovki kvalifitsirovannyh kadrov v Rossii [Background of the Establishment of Innovation System for Training Skilled Personnel in Russia]. Creative economy. (1). 89-94. (in Russian). Artemova D.I. (2017). Issledovanie predprinimatelskoy aktivnosti v vuze kak faktora formirovaniya predprinimatelskikh universitetov v Rossii [The study of entrepreneurial activity at university as a factor of formation of entrepreneurial universities in Russia]. Creative economy. 11 (5). 565-582. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.5.37858. Chernysheva T.L. (2015). Rol innovatsionnyh pedagogicheskikh tekhnologiy v formirovanii sotsialno znachimyh kachestv u molodezhi [The role of innovative pedagogical technologies in forming of socio-significant qualities of young people]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. (3). 99-104. (in Russian). Daurova A.M., Krivtsova M.K. (2015). Spetsifika depressivnosti regionov Rossii [The specifics of depression of Russian region]. "Academy's Herald". (1). 127-132. (in Russian).

Engovatova A.A. (2013). Razrabotka modeli innovatsionnoy infrastruktury otechestvennyh predprinimatelskikh universitetov [Working Out a Model For Innovative Infrastructure of Domestic Entrepreneurship Universities]. Creative economy. (3). 9-14. (in Russian). Khayrullina M.V. (2017). Formirovanie ekonomiko-upravlencheskikh i predprinimatelskikh kompetentsiy v tekhnicheskom vuze [Formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (11). 1637-1650. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.18.11.37837.

Selyanskaya G.N. (2015). SMART-universitet otvet na vyzovy novoy promyshlennoy revolyutsii [SMART university as the response to challenges of the new industrial revolution]. Creative economy. 9 (9). 1151-1164. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.9.9.1928.

Shishkareva N.V., Savchenko I.I., Ukhalova T.S. (2016). Stanovlenie rossiyskogo innovatsionnogo obrazovaniya pri perekhode k ekonomike novogo tipa: aktualnost i problemy [Development of Russian innovative education duting the transition to a new type of economy: its relevance and challenges]. Creative economy. 10 (5). 487-496. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.5.35252.

Tsoy M.E., Shchekoldin V.Yu. (2015). Vypusknik VUZa: problemy trudoustroystva v Novosibirske i ikh reshenie [Graduate of the university: employment problems in Novosibirsk and their solution]. Litseist. (3-4). 50-52. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.