Научная статья на тему 'Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе'

Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENGINEERING TRAINING / ECONOMIC AND MANAGERIAL COMPETENCIES / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Марина Валентиновна

В статье представлено авторское мнение о роли экономико-управленческих и предпринимательских компетенций, соответственно профильных подразделений (кафедр и факультетов) в подготовке выпускников технических вузов. Обосновано почему в техническом вузе больше возможностей для формирования предпринимательских компетенций. Представлена дуальная модель формирования экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе, содержание отдельных инструментов ее реализации на примере Новосибирского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university

The article presents the author’s opinion on the role of economic, managerial and entrepreneurial competencies, respectively, profile departments (departments and faculties) in the training of graduates of technical universities. We justify why at a technical university there are more opportunities for the formation of entrepreneurial competencies. We present a dual model of formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university, the content of tools for its implementation by the example of Novosibirsk State Technical University.

Текст научной работы на тему «Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 11 • июнь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе

Хайруллина М.В. 1

1 Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлено авторское мнение о роли экономико-управленческих и предпринимательских компетенций, соответственно - профильных подразделений (кафедр и факультетов) в подготовке выпускников технических вузов. Обосновано - почему в техническом вузе больше возможностей для формирования предпринимательских компетенций. Представлена дуальная модель формирования экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе, содержание отдельных инструментов ее реализации на примере Новосибирского государственного технического университета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инженерная предпринимательские компетенции

подготовка, экономико-управленческие компетенции,

Formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university

Khayrullina M.V. 1

1 Novosibirsk State Technical University

введение

В последние годы одним из активно дискутируемых вопросов относительно содержания и структуры российского высшего образования является реализация экономико-управленческих направлений подготовки и наличие соответствующих профильных кафедр (факультетов) в технических вузах. Их рассматривают как «непрофильные» для инженерного образования, полагая, что для будущих инженеров главное - поиск и разработка технических решений.

Такой взгляд на содержание современного инженерного образования, по крайней мере, удивляет своей ограниченностью и диссонансом с уже наблюдаемыми тенденциями, а также прогнозами рынка труда, развития глобальной экономики, форсайтом будущих профессий,

междисциплинарным подходом к решению многих научных и практических проблем и т.п.

Представляется, что данный взгляд возник вследствие исключительно конъюнктурного подхода к решению проблемы качества российского высшего образования, в чем во многом есть вина самих вузов. Имеется в виду практически «повсеместное» открытие экономико-управленческих направлений подготовки в вузах в период тяжелых рыночных реформ как способа привлечения внебюджетных средств и, по сути, выживания коллективов, поддержания хотя бы минимального уровня развития материальной базы, с низким уровнем качества разрабатываемых образовательных программ и кадрового состава. Этому способствовала и политика профильных министерств и ведомств, которые выдавали на это лицензии. Даже в начальный период активной критики сложившегося положения со стороны федеральных органов власти эти лицензии продолжали выдаваться.

В настоящее время ситуация меняется. Исторически сложившаяся и объективно необходимая интеграция технических вузов с предприятиями реального сектора экономики (прежде всего - промышленными), укрепляющаяся в последние годы, «вымывает» некачественные составляющие в образовательном процессе естественным путем. И напротив: нет никаких гарантий того, что сосредотачивая за вывесками «гуманитарный» или «экономический» вуз так называемое «профильное образование», мы получаем действительно качественное экономико-управленческое образование, соответствующее лучшим отечественным и международным стандартам.

ABSTRACT:_

The article presents the author's opinion on the role of economic, managerial and entrepreneurial competencies, respectively, profile departments (departments and faculties) in the training of graduates of technical universities. We justify why at a technical university there are more opportunities for the formation of entrepreneurial competencies. We present a dual model of formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university, the content of tools for its implementation by the example of Novosibirsk State Technical University.

KEYWORDS: engineering training, economic and managerial competencies, entrepreneurial competencies.

Received: 24.04.2017 / published: 16.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Khayrullina M.V. (proreg50mai[.ru)

CITATION:_

Khayrullina M.V. (2017) Formirovanie ekonomiko-upravlencheskikh i predprinimatelskikh kompetentsiy v tekhnicheskom vuze [Formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (1 1). - 1637-1650. doi: 10.18334/rp.18.1 1.37837

почему в техническом вузе больше возможностей для формирования предпринимательских компетенций?

Потому что в них намного проще реализовать междисциплинарный подход в обучении, проведении исследований и создать среду (и эффективную инфраструктуру) для коммерциализации результатов. Обоснуем это утверждение, принимая во внимание результаты исследований ученых по данному вопросу [1-5] (Milyokhina O.V., Klochkov G.A., 2015; Mamonov V.I., Poluektov V.A., 2005; Mamonov V.I., Lyubyaschenko S.N., Borodin V.A., 2012; Lavrovskiy B.L., Murzov I.A., Uvarova E.V., 2011; Balabin A.A., Scherbakov V.A., Scherbakova N.A., 2016). В качестве объектов наблюдения возьмем вузы, относимые к категории «политехнические».

1. Технические вузы - многопрофильные. В портфеле образовательных программ и научных исследований этих вузов, как правило, присутствуют ключевые направления, связанные с информационными системами и технологиями, программной, наноинженерией, приборо- и машиностроением, энерго- и ресурсосберегающими процессами, конструкторско-технологическим обеспечением производств, материаловедением, мехатроникой и робототехникой, электроэнергетикой и электротехникой, современной электроникой и наноэлектроникой, лазерной техникой и технологиями и т. д. То есть направления, которые связаны с разработкой и реализацией приоритетных задач развития экономики страны. При этом каждое из этих направлений предполагает свою специфику экономических и управленческих задач, рынков, что требует профессионального подхода к обучению и исследованиям со стороны профильных экономико-управленческих кафедр (факультетов).

2. Сложившиеся в этих вузах экономико-управленческие кафедры и факультеты (там, где они действительно имеют историю) представляют собой профессиональные педагогические и научно-исследовательские коллективы, интегрированные с инженерными кафедрами и факультетами для решения конкретных отраслевых задач. В их числе не только формирование компетенций студентов в сфере экономики и менеджмента применительно к конкретной отрасли, но и исследование новых технологических отраслей, рынков, возможностей включения в проекты Национальной технологической инициативы, выявление новых

ОБ АВТОРЕ:_

Хайруллина Марина Валентиновна, декан факультета бизнеса, доктор экономических наук, профессор (proreg50mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Хайруллина М.В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 11. - С. 1637-1650. doi: 10.18334/rp.18.1 1.37837

«точек роста» и векторов развития «Индустрии 4,0», в том числе с использованием инструментов научно-технологического форсайта и др. Решить эти задачи обычным общеобразовательным кафедрам, нацеленным на передачу базовых экономических знаний, не под силу.

Анализ деятельности экономико-управленческих кафедр и факультетов ведущих технических вузов показывает, что по объему выполняемых научно-исследовательских работ, публикационной активности (в изданиях, индексируемых в РИНЦ, наукометрических системах SCOPUS, Web of Science, European Reference Index for the Humanities и др.), изданию учебников и монографий они сравнимы, а иногда существенно превышают аналогичные показатели отдельных экономических вузов. Это вполне объяснимо. Во-первых, междисциплинарная связь с инженерными факультетами является благодатной почвой для новых идей и научных изысканий, разработки качественных учебных материалов. Во-вторых, находясь в среде технического вуза с высокими обязательствами по вхождению в национальные и международные рейтинги, экономико-управленческие кафедры и факультеты обязаны держать высокую планку, для них активная научно-исследовательская работа и ее тесная связь с образовательным процессом становится нормой.

3. Современные заявки на крупные проекты, гранты, федеральные и региональные программы, как правило, носят комплексный, междисциплинарный характер, требуют участия преподавателей и ученых из разных предметных областей знаний. Среда технического вуза, где есть специализированные инженерные и экономико-управленческие кафедры, позволяет быстро и с максимальной эффективностью сформировать требуемый коллектив исполнителей, проектные группы, организовать их работу, обеспечить ротацию кадров, привлечь специалистов предприятий-партнеров и т.п.

4. Формированию среды для коммерциализации результатов исследований (предпринимательской среды в узком смысле) способствует эффективная инфраструктура. Как правило, в техническом вузе она представлена инновационно-инжиниринговым поясом: патентные службы, технологические и бизнес-инкубаторы, опытные мини-заводы, студенческие конструкторские бюро, инжиниринговые центры, центры прототипирования, продвижения разработок, лаборатории мирового уровня, малые инновационные предприятия и т.п. В деятельности бизнес-инкубаторов, центрах инжиниринга, продвижения результатов НИОКР, экономическом сопровождении деятельности малых инновационных предприятий задействованы экономико-управленческие кафедры и факультеты. Это позволяет: а) создать наиболее полную инфраструктуру сопровождения научно-инновационной деятельности с элементами предпринимательства; б) максимально задействовать потенциал инфраструктуры; в) оптимизировать ресурсы на содержание инфраструктуры, в том числе привлекая профессиональные кадры на условиях внутреннего совместительства.

Подготовка инженеров с ЭКОЕОМЕКО-уЕраВ.ТШЧССКВМВ комштевввямв

Подготовка жономистов-упрявлеввев, прелпрвЕвматыкв

Опенка клесгва:

ГИА^жжднкятары сформж-р»в£евастн конпикецнн)

Оцевка Еачвша:

ГИА (диддятори сфориж-

РШВШПХШНШЕЕР^

!¥■ IJJ ■!■■!■

Колшетёвтносгыв солюл + Квллнфнкашюнньш подход

HeiasscЕМЛЯ оценка качества: MA + ПОА + ЦОК КПМ

Где: ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты (проект, 2017 г.)

ПрООП - примерная основная образовательная программа

ГИА - государственная итоговая аттестация

ДПО - дополнительное профессиональное образование

CDIO - международный проект по реформированию инженерного образования,

начатый в 2000 г. в Массачусетском технологическом институте (MIT, США)

MA - международная аккредитация образовательных программ

ПОА - профессионально-общественная аккредитация

ЦОК - центры оценки квалификаций

КПМ - конкурсы профессионального мастерства

Рисунок. Дуальная модель формирования экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе Источник: составлено автором.

модель формирования экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе

Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе следует рассматривать в двух аспектах:

1. В рамках подготовки экономистов-менеджеров и предпринимателей по самостоятельным направлениям (в частности, по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 38.00.00).

2. В рамках отдельных дисциплин и модулей по инженерным направлениям подготовки.

Такая своего рода дуальная модель формирования компетенций представлена на рисунке. В том и другом случае, естественно, задачи и содержание обучения будут различными.

Важно при этом обеспечить пересечение учебных планов и программ таким образом, чтобы в обоих случаях сформировать не только базовые экономико-управленческие компетенции (в инженерных учебных планах они присутствуют в составе универсальных и/или общепрофессиональных в зависимости от ФГОС), но и межпрофессиональные и надпрофессиональные. Именно на их наличие у выпускников делают акцент работодатели и предприятия-партнеры: умение работать в проектной среде, в команде, коммуницировать, презентовать проект и т.п.1 Чем шире будет это пересечение (в модели оно обозначено как «погружение»), тем более явно будет реализован междисциплинарный подход в обучении.

В тех случаях, когда «погружение» в рамках реализации учебного плана по основной образовательной программе обеспечить сложно, целесообразно использовать дополнительные профессиональные образовательные программы. Пример их построения и реализации, а также основное содержание подхода СБЮ, образовательных кластеров и консалтинга рассмотрены в следующем разделе на примере Новосибирского государственного технического университета.

Следует отметить, что данная модель может быть реализована только при наличии компетентного преподавательского состава. Это одна из ключевых проблем современных вузов. Опыт НГТУ показывает, что только постоянное взаимодействие с предприятиями-партнерами, систематическое участие в профессиональных сообществах и их мероприятиях, стажировки на передовых предприятиях региона и страны (в идеале -командные стажировки и с участием преподавателей разных факультетов), посещение предприятий в целях изучения опыта и разработки обучающих кейсов, создание бизнес-симуляторов, тренажеров, «виртуальных» предприятий и т.п. способствуют развитию компетенций преподавательского состава и студентов, без которых невозможно реализовать данную модель.

1 Систематизировано по итогам Санкт-Петербургского Международного Форума Труда, 15-17 марта 2017 г.

инструменты формирования экономико-управленческих и предпринимательских компетенций

(на примере новосибирского государственного технического университета (нГту))

НГТУ - один из ведущих технических вузов Новосибирской области и страны, входящий в мировой рейтинг QS World University Rankings (позиция 701+), рейтинг ведущих университетов мира TimesHigherEducationWorldUniversityRanking - THE (801+), рейтинг университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии «QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia (EECA)» (67), Национальный рейтинг университетов по версии «Интерфакс» (40), рейтинг «100 лучших университетов России» по версии агентства RAEX (Эксперт РА) (позиция 24).

В 2017 г. НГТУ стал одним из победителей второй очереди Программы развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. За этим следует трансформация университета в центр генерации современных исследований, подготовки квалифицированных кадров и создания новых рабочих мест. Университет обязан разработать и реализовать совместно с региональными властями программу развития с амбициозными целями и задачами, в числе которых - высокий уровень трудоустройства выпускников, публикационной активности сотрудников, рост объема НИОКР.

В этих условиях роль экономико-управленческих и предпринимательских компетенций преподавателей и студентов существенно возрастает. За их формирование несет ответственность факультет бизнеса и шесть профильных кафедр. Факультет бизнеса основан в 1991 г. В настоящее время подготовка кадров осуществляется на многоуровневой основе: бакалавриат (15 образовательных программ), магистратура (11), специ-алитет (1), аспирантура (4 программы). Контингент студентов составляет около 1600 студентов, численность профессорско-преподавательского состава порядка 130 чел.

В свете рассматриваемого вопроса, помимо основной образовательной деятельности, задачи факультета бизнеса видятся в следующем:

• разработка и реализация концепции развития инновационной экосистемы университета;

• координация проектной деятельности молодежи, стартап-проектов на базе бизнес-инкубатора «Гараж»; формирование региональной площадки для студенческих стартапов;

• исследование новых технологических отраслей, рынков, системообразующих предприятий Новосибирской области, возможностей включения в проекты Национальной технологической инициативы, выявление новых «точек роста» и векторов развития «Индустрии 4,0», в том числе с использованием инструментов научно-технологического форсайта;

• укрепление партнерства в сфере развития инноваций и предпринимательства с российскими организациями - Институтами развития, бизнесом, международными компаниями для роста объемов коммерциализации НИОКР;

• содействие развитию деятельности малых инновационных компаний (МИП) и инжиниринговых центров, созданных при университете;

• постоянное совершенствование и непрерывное улучшение бизнес-процессов для обеспечения поддержки инновационных проектов на всех стадиях их развития; создание эффективных внутриуниверситетских сервисов по поддержке проектных команд и коллективов инноваторов;

• развитие компетенций сотрудников и обучающихся НГТУ, других вузов региона в сфере инновационной, предпринимательской, проектной деятельности через организацию и проведение образовательных мероприятий, акселерацион-ных программ, мастер-классов, тренингов и форсайт-сессий с участием ведущих экспертов в области высокотехнологичного бизнеса;

• маркетинговое продвижение инновационных проектов, разработок, других результатов научно-инновационной деятельности университета на региональном, национальном и международном рынках;

• интеграция деятельности с Новосибирским Академпарком, Фондом содействия развитию венчурных инвестиций в Новосибирской области в сфере подготовки команд и «упаковки» проектов для региональных и федеральных площадок, Сибирской венчурной ярмарки.

Посредством решения перечисленных выше задач формируются межпрофессиональные и надпрофессиональные компетенции, требуемые современными работодателями, такие как: работа в проектной среде, в команде, способность к межличностным коммуникациям, созданию презентаций и ведению деловых переговоров.

Что касается профессиональных компетенций, то их развитие связано (в числе прочего) с интеграцией и прикладной направленностью инженерно-экономических знаний, умений и навыков. В НГТУ это реализуется посредством следующих инструментов:

- Многоуровневые инженерно-экономические образовательные программы по современным методам и инструментам управления производственными системами; программы предназначены для студентов, магистрантов, инженерного состава предприятий-партнеров и реализуются на основе интеграции ресурсов бюджетов НГТУ и бизнес-структур. В магистратуре это модульные программы в формате семинаров и мастер-классов от практикующих преподавателей и ведущих специалистов предприятий по вопросам бережливого производства и эффективного использования ресурсов предприятия. В системе дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации инженерного состава предприятий-партнеров «Современные подходы к организации производственных процессов» и «Основы бережливого производства», в т.ч. в рамках реализации Ведомственной программы повышения квалификации инженерных кадров.

Программы реализуют сертифицированные и практикующие преподаватели НГТУ, прошедшие стажировки и имеющие опыт внедрения решений на предприятиях реального сектора экономики. Применяется современное программное обеспечение: продукты для имитационного моделирования, экономического прогнозирования, обработки данных, дискретно-событийного моделирования, симуляции проектного управления, включая AnyLogic, SimulTrain, SPSS, Statistica, «Спрут» и др.

- Консалтинг по внедрению инструментов теории ограничений систем и бережливого производства в практику деятельности предприятий-партнеров, в т.ч. в формате «пилотных» проектов, на основе интеграции ресурсов университета и бизнес-структур. Результаты этой работы внедряются в образовательный процесс, наиболее успешные студенты привлекаются к консалтинговому процессу в качестве слушателей и технических исполнителей. Их включенность в производственную среду предприятий, получение от практикующих преподавателей и тренеров информации «из первых рук» позволяют приобрести уникальные знания и компетенции.

- Образовательные кластеры. При участии НГТУ, Новосибирского авиатехнического колледжа (НАТК), Новосибирского авиастроительного лицея, предприятия ОПК - филиала ОАО «Компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова» (НАЗ им. В.П. Чкалова), Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) создан «Научно-производственный образовательный кластер авиастроения Новосибирской области». Цель - повышение конкурентоспособности отечественной авиастроительной отрасли путем реализации требований к качеству образовательных услуг и подготовки квалифицированных кадров для авиастроения Новосибирской области. При НАЗ им. В.П. Чкалова на базе Авиастроительного лицея открыт Ресурсный центр новых технологий в авиастроении, в котором проводится практическое обучение на современном технологическом оборудовании, полностью соответствующем современному производству НАЗ им. В.П. Чкалова.

- Подход CDIO в магистратуре посредством реализации межфакультетского проекта «Управление инновациями» [7, 8] (Gorevaya E.S., 2015; Revin I.A., Tsybulevskaya D.L., 2015). В рамках данного подхода практически во все учебные планы магистратуры инженерных факультетов и факультета бизнеса включена дисциплина «Управление инновациями». В основу заложена проектная технология: студенты, получая теоретические знания по инновационному проектированию, маркетинговому обоснованию инновационного продукта, созданию малого инновационного предприятия и фандрайзингу, на практике приобретают навыки технико-экономического обоснования новой идеи (технического решения) и продвижения на рынок своего проекта (продукта).

Работа магистрантов организована в межфакультетских командах, где представлены специалисты, необходимые для проектирования и разработки инновационного продукта, планирования организации его производства и продвижения на рынок:

инженеры-конструкторы, техники, маркетологи, бухгалтеры и экономисты. Работая в таких командах, студенты учатся коммуницировать с представителями разных профессиональных областей, самостоятельно планируют распределение обязанностей и сроки выполнения работ, разрешают межличностные конфликты и производственные проблемы.

Основные направления инновационных проектирования: приборостроение, технические устройства и материалы, технологии обработки материалов, информационные технологии, производство продуктов питания и разработка новых рецептур, инновационные инструменты, приборы, оборудование. Завершается обучение конкурсной презентацией проектов потенциальным инвесторам (экспертам). Победителям конкурса предлагается размещение в студенческом бизнес-инкубаторе «Гараж», тренинги по управлению проектами с применением бизнес-симулятора Simul Train швейцарской компании STS, а также консалтинговая поддержка дальнейшего продвижения разработанных инновационных продуктов на российских инновационных площадках и сибирской венчурной ярмарке.

Практика использования этих инструментов показала их результативность и эффективность, в частности:

• развитие междисциплинарных прикладных исследований по актуальным проблемам предприятий, внедрение их результатов в образовательный процесс и производственную среду;

• разработка и внедрение в практическую деятельность новых решений, способствующих росту производительности труда и экономической эффективности деятельности предприятий;

• обеспечение системы непрерывного образования руководителей и специалистов предприятий на стыке междисциплинарных знаний;

• развитие прикладных компетенций преподавателей разных факультетов (инженерных и факультета бизнеса), включенных в образовательный и исследовательский процессы, в проекты по внедрению их результатов на практике;

• укрепление интеграции университета и бизнеса, что способствует развитию предпринимательской функции, потенциала коммерциализации результатов научных исследований, росту доверия друг к другу, утраченного в последние годы вследствие многих причин, в том числе ослабления связей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание среды, стимулирующей развитие инновационных процессов, ключевую роль в которых играет так называемая модель «тройной спирали» - эффективной интеграции университетов, бизнеса и власти.

Важно отметить направленность научных исследований, которая в результате все более тесной интеграции с инженерными факультетами приобретает конкретную отраслевую и прикладную направленность. Некоторые результаты исследований представлены в данном тематическом выпуске, а также содержатся в широком перечне опубликованных работ (напр., 9-11, 13 и др.) (Krasnopevtseva I.V., Krasnopevtsev A.Yu., 2015;

Frolova I.I., Akhmetzyanova G.N., Valeeva N.Sh., 2013). На факультет бизнеса создана научная школа «Развитие методов организации производства и управления современными предприятиями», развиваются смежные научные направления по региональной экономике и инновационным процессам, трансформации социально-трудовых отношений, теории и практике маркетинга, информационно-аналитическому обеспечению деятельности предприятия, финансово-инвестиционному менеджменту.

Такой комплексный подход способствует формированию достаточно полного набора компетенций преподавателей и выпускников университета, включая профессиональные, меж- и надпрофессиональные, большое значение среди которых имеют экономико-управленческие и предпринимательские.

заключение

Дискуссии последних лет о непрофильности экономико-управленческого образования в технических вузах по большому счету беспочвенны, если речь идет о прикладной производственной направленности и интегрированной инженерно-экономической подготовки кадров для конкретных отраслей экономики и предприятий.

Только многопрофильный технический вуз и его развитая система взаимодействия с предприятиями промышленности имеет наиболее полные возможности проведения комплексных, междисциплинарных исследований и работ с эффективным использованием ресурсов и внедрением результатов.

Развитие в единой научно-образовательной среде позволяет инженерным и экономико-управленческим кафедрам максимально интегрировать учебные планы с целью: «погружения» будущих инженеров в экономику и менеджмент для их квалификации как «инженеров-управленцев»; «погружения» экономистов-управленцев в технологии производства для наиболее полного понимания объекта управления. Для этого есть не только все кадровые ресурсы, но и возможность параллельного освоения инженерных и управленческих программ (преимущественно в системе дополнительного профессионального образования), позволяющих выпускникам приобрести «двойные» компетенции.

Инженерно-экономическая среда технического вуза должна не критиковаться, а поддерживаться государством, поскольку позволяет сократить время на подготовку кадров с требуемыми компетенциями для отечественной промышленности и наряду с этим сэкономить финансовые средства.

Конечно, при этом контроль качества подготовки никто не отменяет. Но это качество оценивается, прежде всего, самим временем, предприятиями-партнерами, показателями работы университета, включая реальный процент трудоустройства выпускников на предприятия промышленности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Милёхина О.В., Клочков Г.А. Информационные системы как основа успешной ор-

ганизации в условиях знаниевой экономики // Мы продолжаем традиции российской статистики: Материалы I Открытого российского статистического конгресса. Новосибирск, 2015. - с. 344-345.

2. Мамонов В.И., Полуэктов В.А. Эффективность внутренних регуляторов оператив-

ного управления в обеспечении устойчивости функционирования предметно-замкнутых участков // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. -2005. - № 9. - с. 71-76.

3. Мамонов В.И., Любященко С.Н., Бородин В.А. Динамика структурной концент-

рации и ее влияние на показатели деятельности промышленных предприятий // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 4. - с. 92.

4. Лавровский Б.Л., Мурзов И.А., Уварова Е.В. Современные тенденции формирова-

ния муниципальных бюджетов // Регион: Экономика и Социология. - 2011. - № 2.

- с. 233-247.

5. Балабин А.А., Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Вопросы оценки стоимости добыва-

ющей компании // Эко. - 2016. - № 9(507). - с. 123-134.

6. Хайруллина М.В., Горевая Е.С. Интеграция вуза и бизнеса: возможности и преиму-

щества // От науки к бизнесу. Университеты, Бизнес и Власть: итоги взаимодействия за 10 лет» Материалы 10 междунар. форума. Санкт-Петербург, 2016.

- с. 130-133.

7. Горевая Е.С. Опыт формирования инновационных и управленческих компетенций

инженерных кадров в вузе // Инновации. - 2015. - № 3. - с. 61-67.

8. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у сту-

дентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015.

- № 2. - url: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19415.

9. Международная конференция «Формирование профессиональных предпринима-

тельских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Сборник тезисов докладов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruaee.ru/library/ Books/Sbornik_Tezisov.pdf.

10. Пучков Н.П. Экономическая подготовка специалистов в техническом университете // Вестник тамбовского государственного технического университета. - 2002. -№ 4. - р. 673-679. - url: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-podgotovka-spetsialistov-v-tehnicheskom-universitete.

11. Краснопевцева И.В., Краснопевцев А.Ю. Основные направления формирования экономико-управленческих компетенций студентов инженерных направлений // Инженерное образование. - 2015. - № 18. - url: http://www.ac-raee.ru/files/io/m18/ art_17.pdf.

12. Селюков В.К. Новые ветры придумала жизнь: о подготовке инженеров-менеджеров

в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Российское предпринимательство. - 2003. - № 4(40). -url: https://bgscience.ru/lib/927/.

13. Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Модель инженера-менеджера для наукоемкого производства // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 20. - с. 366-369. - url: http://cyberleninka.ru/article/n/model-inzhenera-menedzhera-dlya-naukoyomkogo-proizvodstva.

REFERENCES:

Balabin A.A., Scherbakov V.A., Scherbakova N.A. (2016). Voprosy otsenki stoimosti dobyvayuschey kompanii [Assessed value of mining company]. Eco. (9(507)). 123134. (in Russian).

Frolova I.I., Akhmetzyanova G.N., Valeeva N.Sh. (2013). Model inzhenera-menedzhera dlya naukoemkogo proizvodstva [Model of an engineer-manager for a knowledge-based production]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 16 (20). 366-369. (in Russian). Gorevaya E.S. (2015). Opyt formirovaniya innovatsionnyh i upravlencheskikh kompetentsiy inzhenernyh kadrov v vuze [Experience in creating innovative and managerial competencies of engineering staff at university]. Innovatsii. (3). 61-67. (in Russian).

Khayrullina M.V., Gorevaya E.S. (2016). Integratsiya vuza i biznesa: vozmozhnosti i preimuschestva [Integration of university and business: opportunities and advantages] From science to business. "Universities, Business and Power: Cooperation results for the 10 years". 130-133. (in Russian). Krasnopevtseva I.V., Krasnopevtsev A.Yu. (2015). Osnovnye napravleniya formirovaniya ekonomiko-upravlencheskikh kompetentsiy studentov inzhenernyh napravleniy [The main trends in formation of economic-management competencies of engineering students]. Inzhenernoe obrazovanie. (18). (in Russian). Lavrovskiy B.L., Murzov I.A., Uvarova E.V. (2011). Sovremennye tendentsii formirovaniya munitsipalnyh byudzhetov [Modern trends in municipal budgets formation]. Region: Ekonomika i Sotsiologiya. (2). 233-247. (in Russian). Mamonov V.I., Lyubyaschenko S.N., Borodin V.A. (2012). Dinamika strukturnoy kontsentratsii i ee vliyanie na pokazateli deyatelnosti promyshlennyh predpriyatiy [Dynamics of structural concentration and its impact on performance indicators of industrial enterprises]. Vestnik NGUEU. (4). 92. (in Russian). Mamonov V.I., Poluektov V.A. (2005). Effektivnost vnutrennikh regulyatorov operativnogo upravleniya v obespechenii ustoychivosti funktsionirovaniya predmetno-zamknutyh uchastkov [Efficiency of internal regulators of operational control in ensuring the stability of the functioning of subject-closed areas].Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Mashinostroenie. (9). 71-76. (in Russian).

Milyokhina O.V., Klochkov G.A. (2015). Informatsionnye sistemy kak osnova uspeshnoy organizatsii v usloviyakh znanievoy ekonomiki [Information systems as a basis for successful organization under the conditions of knowledge economy] We keep on traditions of Russian statistics. 344-345. (in Russian).

Puchkov N.P. (2002). Экономическая подготовка специалистов в техническом университете Вестник тамбовского государственного технического университета. 8 (4). 673-679.

Revin I.A., Tsybulevskaya D.L. (2015). Razvitie predprinimatelskikh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [The development of entrepreneurial competencies of students of a technical university]. Modern problems of science and education. (2). (in Russian).

Selyukov V.K. (2003). Novye vetry pridumala zhizn: o podgotovke inzhenerov-menedzherov v MGTU im. N.E. Baumana [New winds came up with life: training of engineers-managers in Bauman Moscow State Technical University (BMSTU)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (4(40)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.