Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство в вузе'

Социальное предпринимательство в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
957
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МАТРИЧНОГО ТИПА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / BASIC UNIVERSITIES / PROGRAM AND PROJECT MANAGEMENT / MODEL OF ENTREPRENEURIAL INSTITUTION / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE MATRIX TYPE / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

В статье обосновывается необходимость развития социального предпринимательства в России. Автор констатирует противоречие, нуждающееся в разрешении: в стране, где так много социальных проблем, этот вид деятельности практически не развит. Причина видится в трудно достижимости баланса осуществления социальной цели и получения прибыли: сказывается нехватка финансовых средств из-за налоговой ставки, стоимости страхования, бюрократизация всех процессов. Стратегически важно, по мнению автора, культивировать проекты социального предпринимательства в вузовской среде, поскольку она является колыбелью будущего. Учиться преодолевать преграды следует начинать именно в университетах, которые могут послужить для социальных стартапов бизнес-инкубаторами, особенно это касается опорных региональных вузов, миссией которых является как раз предпринимательство. В статье приводятся меры, которые в силах предпринять вуз для поддержки социального предпринимательства на своей территории, самой первоочередной из которых является создание модели предпринимательского вуза с организационной структурой матричного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social entrepreneurship at University

The article proves the need to develop social entrepreneurship in Russia. The author states a contradiction that needs resolution: in a country with so many social problems, this type of activity is practically not developed. We see the cause in hard-to-reach balance of social goal and profit: things are affected by the lack of financial resources due to the tax rate, insurance cost and bureaucratization of all processes. The author thinks that it is strategically important to develop projects of social entrepreneurship in university environment, since it is the cradle of the future. At University you should learn to face obstacles. These Universities could serve for social start-ups as business incubators. This is especially important for regional universities, whose mission is entrepreneurship. The article suggests measures that the university is able to undertake to support social entrepreneurship on its territory. The most important measure is the creation of a model of entrepreneurial institution with an organizational structure of the matrix type.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство в вузе»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 21 • ноябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

социальное предпринимательство в вузе

Чернышева Т.Л. 1

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье обосновывается необходимость развития социального предпринимательства в России. Автор констатирует противоречие, нуждающееся в разрешении: в стране, где так много социальных проблем, этот вид деятельности практически не развит. Причина видится в трудно достижимости баланса осуществления социальной цели и получения прибыли: сказывается нехватка финансовых средств из-за налоговой ставки, стоимости страхования, бюрократизация всех процессов. Стратегически важно, по мнению автора, культивировать проекты социального предпринимательства в вузовской среде, поскольку она является колыбелью будущего. Учиться преодолевать преграды следует начинать именно в университетах, которые могут послужить для социальных стартапов бизнес-инкубаторами, особенно это касается опорных региональных вузов, миссией которых является как раз предпринимательство. В статье приводятся меры, которые в силах предпринять вуз для поддержки социального предпринимательства на своей территории, самой первоочередной из которых является создание модели предпринимательского вуза с организационной структурой матричного типа.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное предпринимательство, опорные университеты, программно-проектное управление, модель предпринимательского вуза, организационная структура матричного типа, социальное партнерство

social entrepreneurship at university

Chernysheva T.L. 1

1 Novosibirsk State Technical University, Russia

введение

Такой вид деятельности, как социальное предпринимательство, необходим любой стране, заботящейся о своем всестороннем развитии, совершенствующей качество человеческого капитала. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, в России очень много социальных проблем, требующих решения, а с другой - не так много людей подготовленных к реализации социальных проектов и способных на это. По мнению Билла Дрейтона, которого считают первопроходцем социального предпринимательства как особого вида активности, именно принцип «идея + энергия того, кто способен ее воплотить» актуален здесь точно так же, как в любом другом бизнесе, только у того, кто стремится послужить своей деятельностью на благо общества, должны присутствовать качества предпринимателя [3, 5] (ВоттЫеуп Б., 2012;

(Dreyton В.). Помимо этого, он должен обладать моральной устойчивостью и креативностью как в постановке цели, так и в поиске решений. Дрейтон считал, что потенциал России в сфере социального предпринимательства огромен [5] (Dreyton В.).

Очевидно, что именно молодые люди обладают особым драйвом в генерации новых идей, поэтому долгом структур высшего образования является, на наш взгляд, развитие в будущих предпринимателях предрасположенности к социальной направленности идей, которые могли бы привести к системным изменениям в обществе. Целенаправленное формирование ансамбля креативности и предпринимательских качеств у студентов - вот сверхзадача современного университетского образования. Особенно это касается опорных университетов, которые, по определению, являются предпринимательскими [1] (Artemova D.I., 2017).

Американский экономист Грегори Диз, обосновавший социальное предпринимательство как профессию и научное направление, также считал, что, поскольку социальные предприниматели - это агенты изменений общества, то это, преимущественно, молодые люди, которые, в силу своего возраста, полны уверенности в возможности изменения мира к лучшему, склонны к принятию альтруистичной миссии, направленной на создание и поддержание социальной ценности [16] (Dees J., 1998). Они готовы к смелым действиям по реализации вновь открывающихся возможностей, не ограничиваясь уже имеющимися на данный момент ресурсами, они рискуют шагнуть за горизонт.

ABSTRACT:_

The article proves the need to develop social entrepreneurship in Russia. The author states a contradiction that needs resolution: in a country with so many social problems, this type of activity is practically not developed. We see the cause in hard-to-reach balance of social goal and profit: things are affected by the lack of financial resources due to the tax rate, insurance cost and bureaucratization of all processes. The author thinks that it is strategically important to develop projects of social entrepreneurship in university environment, since it is the cradle of the future. At University you should learn to face obstacles. These Universities could serve for social start-ups as business incubators. This is especially important for regional universities, whose mission is entrepreneurship. The article suggests measures that the university is able to undertake to support social entrepreneurship on its territory. The most important measure is the creation of a model of entrepreneurial institution with an organizational structure of the matrix type.

KEYWORDS: social entrepreneurship, basic universities, program and project management, model of entrepreneurial institution, organizational structure of the matrix type, social partnership

JEL Classification: i23, 129, L26, L31 Received: 13.10.2017 / Published: 16.11.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Chernysheva T.L. (tablack0mail.ru)

CITATION:_

Chernysheva T.L. (2017) Sotsialnoe predprinimatelstvo v vuze [Social entrepreneurship at University]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (21). - 3207-3220. doi: 10.18334/rp.18.21.38530

Понимая социальное предпринимательство как применение практик традиционного предпринимательства во имя достижения социальных целей или выполнения социальной миссии, Г. Диз, упоминая П. Друкера [17] (Drucker P.F., 1989) и Г. Стивенсона [22] (Sahlman W.A., Stevenson H., Roberts M.J., Bhide A.V., 1996), ставил акцент на необходимости инновационного характера деятельности социального предпринимателя, готового воспринимать прибыль не как цель, а как средство для достижения нужного эффекта.

Разницу между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством» он видел, прежде всего, в целеполагании. Социальные предприниматели стремятся преобразовать общество в целом, а не извлечь из него максимум прибыли, как предприниматели классические [16] (Dees J., 1998). Джерр Боши в работах «Социальное предпринимательство» и «Объединение миссии и денег: руководство для членов совета по социальному предпринимательству» в то же время подчеркивал, что социальное предпринимательство только тогда будет эффективным, когда будет существовать баланс между достижением социальной цели (реализацией миссии) и получением прибыли [14, 15] (Boschee J., 1995; Boschee J., 1998).

Перрини и Вурро замечают, что социальные предприниматели демократичней обычных в процессе принятия решений в своей среде [21]. Мэйр и Нобо полагают, что социальный предприниматель отличается недовольством окружающим его положением вещей, и что он может рассчитывать на значительно более серьезную поддержку в обществе, чем предприниматель традиционный [20]. Хох и Трейси заявляют, что при работе социального предприятия прибыль используется в интересах клиентов социального предприятия, а не лиц, его контролирующих [18]. Очевидно, что все перечисленные характеристики и черты поведения в большей мере свойственны молодым предпринимателям.

опорный университет как платформа для социального стартапа

В России социальное предпринимательство существует всего около десяти лет, и оно, преимущественно, приобретает формы некоммерческих инициатив, корпоративной ответственности, то есть благотворительности, поэтому о какой-либо значительной коммерческой успешности предприятий говорить пока не приходится. Хотя на правительственном уровне идет работа над проектами нормативных актов, в которых должен быть четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих обще-

ОБ АВТОРЕ:_

Чернышева Татьяна Леонидовна, доцент кафедры маркетинга и сервиса, кандидат филологических наук (tablack@mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Чернышева Т.Л. Социальное предпринимательство в вузе // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 21. - С. 3207-3220. doi: 10.18334/rp.18.21.38530

ственные проблемы, с гражданами и госструктурами, пока каких-либо четких государственных предписаний по поводу социального предпринимательства не существует, подобные предприятия основываются на общих правилах хозяйствования, поэтому выжить им на отечественном рынке особенно не просто.

На наш взгляд, именно опорные университеты представляются самыми подходящими площадками для развития данного вида предпринимательства. Как известно, прерогативой опорных университетов является синергия трех миссий: организации процесса разработки новых исследовательских методов, изучения новых областей знания, то есть генерации знаний; развития инновационных методов обучения и их реализации в процессе взаимодействия со студентами, то есть преподавания и применения знаний на практике при взаимодействии с внешней средой [7, 9] (Kireeva N.S., Slepenkova E.V., Shipunova T.S., Iskandaryan R.A., 2017; Saginova O.V., 2017).

Таким образом, помимо предпринимательства в области технических инноваций наиважнейшей функцией опорных университетов является решение социальных проблем своего региона за счет привлечения на свою территорию представителей всех слоев населения, выявления их потребностей как в теоретической, так и практической областях и выработки предложений по их удовлетворению, поэтому именно эта «третья миссия» современных университетов способна стимулировать развитие социального предпринимательства на их базе. По такому пути шли и продолжают идти западные университеты - они либо у себя генерируют социально направленные предприятия, возглавляемые молодыми сотрудниками и студентами, либо активно сотрудничают с социальными предприятиями [19] (Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R., 2017). Особенно много свободы предоставляют своим студентам администрации американских университетов. Например, Нью-Йоркский университет, у которого есть филиалы во многих странах, гордится своими 350 студенческими клубами, научными объединениями, творческими группами и другими организациями, направленными на решение актуальных проблем общества. Университет предоставляет услуги видеоцентра, театра, библиотеки, консерватории и центра искусств [10]. Университет Центральной Флориды имеет в своем составе оздоровительный центр, танцевальную студию, кинозал, стадионы, дендрарий, акваторию, где можно взять на прокат каноэ, байдарки, водные велосипеды [11]. Университет Эмори в Атланте, взаимодействуя с федеральным агентством Министерства здравоохранения США, располагает самой крупной медицинской сетью штата Джорджия, множеством исследовательских центров болезней и вакцин, центрами геронтологии, ухода за пожилыми людьми. Также в Эмори имеются музеи, театры и библиотеки, сады, в которых выращиваются фрукты и овощи, многоэтажные парковки и точки проката велосипедов и электромобилей, на которых можно путешествовать по огромной территории университета [12]. Во всех университетских учреждениях работают сами студенты, большинство организаций созданы по их инициативе. Также вузы активно сотрудничают с социальными предприятиями, как правило, расположенными в непосредственной

близости от них, что повышает их репутацию, увеличивает стоимость выпускников на рынке труда и способствует привлечению средств на деятельность самих учебных заведений. Среди явных плюсов такого сотрудничества - нахождение сотрудниками университетов действительно актуальных проблем для исследования, поскольку их решения сразу же востребуются обществом.

Первым масштабным международным исследованием сотрудничества вузов с социально направленными предприятиями стал масштабный международный проект «Социальное предпринимательство в глобальном контексте: роль высших учебных заведений», который осуществил Университет Плимута по заказу Британского Совета. Ученые проанализировали виды социально-предпринимательской активности в 200 университетах 12 стран, расположенных на четырех континентах, и выяснили, что 75% учебных заведений работают в партнерстве с социальными предприятиями, а 26% из них тесно связаны с тем или иным международным социальным проектом [4].

меры по развитию социального предпринимательства в опорном вузе

Чтобы добиться подобного результата в России необходимо введение курсов по социальному предпринимательству, инновационному менеджменту не только для студентов гуманитарного, экономического и бизнес-факультетов, а и для тех, кто изучает, например, энергетику и машиностроение. Современный студент должен обладать предпринимательским мышлением, которое сформирует соответствующую компетенцию - набор личностно-профессиональных качеств и умений ставить социально значимую цель, создавать и просчитывать жизнеспособный проект, будучи готовым к риску, к самодостаточному распоряжению своей жизнью, к ответственности перед коллективом.

Прежде всего, следует направить усилия на формирование у студентов предпринимательской компетенции, которая выражается в следующих характеристиках личности:

• способности эффективной коммуникации с представителями различных профессиональных и социальных слоев - владение навыками неагрессивного представления своей точки зрения как в монологе, так и диалоге, публичном выступлении; способность убеждать;

• способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности;

• умения выявлять проблему, находить пути и средства ее решения, формулировать цель, задачи и способности представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения;

• способности осуществлять контроль над собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией;

• способности видеть в основе своей деятельности ценности просоциального характера, то есть отражающие не только личный, но и общественный интерес;

• готовности нести ответственность по отношению к команде, результатам деятельности и клиентам.

Руководство вуза должно поставить цель включиться в планомерный процесс формирования предпринимательской компетенции студентов, направленный на подготовку к созданию собственного социального бизнеса. Помимо сугубо теоретических курсов, такая подготовка предполагает вовлечение студентов в решение практических задач проектного, состязательного характера. Результатом такой деятельности должно стать развитие предпринимательской компетенции студентов до уровня готовности создания собственной предпринимательской структуры, готовой взять на себя функции производства социального изменения.

Ключевым способом стимулирования студентов к участию в социальном предпринимательстве может стать сопровождение студенческих бизнес-проектов на первых этапах деятельности по их разработке и реализации. К мерам административной поддержки и сопровождения студенческих проектов социального бизнеса со стороны как вуза, так и муниципальных органов власти можно отнести:

• включение занятий по социальному предпринимательству в учебный процесс;

• знакомство с организацией работающих практик социального предпринимательства в Европе и Америке (в том числе молодежного), передача успешного опыта социального предпринимательства в западных университетах;

• консультирование при выработке бизнес-планов стартапов социального бизнеса с просчетом прибыли;

• консультации по правовым вопросам, рассмотрение финансовых и налоговых вопросов предпринимательства;

• практика студентов на предприятиях социального профиля;

• встречи с отечественными представителями социального бизнеса;

• экскурсии на предприятия;

• написание дипломных работ на тему, связанную с социальным предпринимательством;

• организация участия в волонтерской и общественной деятельности;

• организация участия в проектах международного масштаба;

• публикация статей в изданиях по социальному предпринимательству;

• многостороннее поощрение со стороны руководства вуза.

Опорный вуз тогда станет оплотом инновационного потенциала региона, когда надлежащим образом будет раскрывать предпринимательский потенциал своего студенчества. Можно передать много теоретических знаний, однако если студенты не научились находить пути их практического применения, они вряд ли смогут реализоваться в жизни. В связи с этим вузу необходимо построить новую модель университета как предпринимательской организации, цель которой заключается в постоянном поиске и реализации возможностей.

Возможности - это новые контакты с предприятиями региона, которые приводят к созданию на базе университета совместных центров, в связи с чем начинают разрабатываться новые научные направления и, соответственно, появляться новые образовательные программы. Таким образом, получают начало взаимовыгодные формы взаимодействия с регионом. Преподаватели, выпускники и студенты создают различные инновационные компании, что становится возможным благодаря особой системе управления, выбору модели вуза с организационной структурой матричного типа, позволяющей решать задачи в рамках программно-проектного управления [8] (КоПвт Dzh., Ковп Б., 2004).

В результате у вуза формируется сильный академический центр и структура, позволяющая самостоятельно реализовывать проекты, а также финансовая самостоятельность, задействующая различные источники финансирования. Управленческая команда функционирует как предприниматель. Внутри вуза наблюдается непрерывный рост подразделений (кафедры и факультеты становятся предпринимательскими подразделениями) с их взаимосвязью с различными предпринимательскими структурами за стенами университета.

Опорный социально-предпринимательский вуз ориентирован на потребности общества, разрабатываемые им инновационные проекты являются ответом на социально-экономические проблемы региона. Вуз взаимодействует с государственными, частными, общественными и некоммерческими организациями, вовлекая их в разработку общих конкурсов, в создание дискуссионных площадок, круглых столов, форумов, симпозиумов; на территории вуза организуются презентации новой продукции и услуг предприятий-партнеров, что позволяет вовлекать в инновационно-предпринимательские процессы представителей власти и бизнеса.

Активизируются сами студенты: в опорном вузе должны быть созданы условия для проявления их личного потенциала во всех возможных для увлекательной активности сферах, увеличения занятости этой аудитории университетской общественности, для подготовки их к условиям реального рынка. Университет может предоставить талантливой студенческой молодежи возможности по реализации социальных проектов на своей территории, послужив для них своеобразным бизнес-инкубатором. Данные социальные проекты должны быть направлены на решение проблем, которые возникают у общественности университета и, преимущественно, у молодежи.

примеры молодежных социальных проектов

При создании молодежного социального проекта нельзя не учитывать молодежные популярные веяния, тенденции и связанные с ними потребности. В первую очередь, необходимо представить конкретные ситуации в университетской среде, которые должны быть усовершенствованы, а затем сгенерировать методы их усовершенствования.

Многими исследователями не однократно отмечалось, что нынешнее поколение молодежи не отличается высокой общественной и политической активностью,

поскольку не верит в возможность своего влияния на процесс [13] (Sidorchuk R.R., Skorobogatyh I.I., Meshkov A.A., Musatov B.V., Efimova D.M., Tultaev T.A., Evseeva D., 2017). Политический нигилизм проявляется и в игнорировании всевозможных молодежных движений. Однако ценность дружбы у поколения конца 1990-х очень высока, у них существует потребность искреннего общения в неформальной дружеской обстановке, где они могут индивидуализироваться и самореализоваться в каком-то виде творчества. Молодежь испытывает дефицит интересных событий, вызывающих необычные, яркие впечатления. Сталкерство, тематические походы, квесты и экскурии -тренд сегодняшнего дня. Современные молодые люди увлечены экстравагантными хобби, занимаются экстремальным спортом, ищут заброшенные места в городах, забираются на крыши высотных домов, чтобы сфотографировать красивые виды и выложить в Instagram, спускаются в подземные коммуникации, участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур. Основной критерий при выборе хобби -небанальность. Все эти выводы следует соединить с проблемами, чаще всего возникающими у студентов университетов. Это отсутствие интересных мест для отдыха и общения на территориях вуза, нестандартных и уютных точек питания, ухоженных и доступных в любое время мест для занятий спортом, поддержания здорового образа жизни. Следует также отметить недостаток оригинальных коворкинг-центров, туристических клубов, фотостудий, арт-ателье, университетских событийных агентств, экскурсионных бюро, центров увлекательного дополнительного образования. Следует добиться того, чтобы студентам интересно было оставаться на территории не только в учебное, но и в свободное от занятий время, которое им хотелось бы использовать для занятий наукой, творчеством, собственным бизнесом, общественными интересными мероприятиями, то есть для самореализации. С учетом этого надо дать студентам возможность генерировать идеи социальных проектов совершенно разной направленности. Например, они могут касаться сферы труда, что подразумевает создание профори-ентационных фирм, компаний по трудоустройству, по кросс-культурному общению, отрядов по сохранению безопасности и профилактике правонарушений.

Практически в каждом большом университете существует центр культуры, который призван заниматься развитием талантов студентов в области музыки, вокала, хореографии. Однако зачастую бывает так, что в данных центрах предпочитают «снимать сливки», занимаясь с молодежью, которая уже в школьные годы достигла значительных успехов в искусстве. А можно было бы организовать культурно-просветительский процесс в университете таким образом, чтобы те же самые студенты -виртуозные исполнители, певцы и танцоры - взяли развитие способностей своих же ровесников на себя: создать условия для появления коллективов - мини компаний. Это создаст дополнительную платформу для совершенствования как личных талантов самих молодых руководителей, так и студентов, желающих приобрести полезные исполнительские навыки. К тому же, появились бы неординарные площадки для совместного молодежного творчества и развития коммуникации. Можно создавать также

молодежные издательства, телекомпании, дома моды, имидж-студии, продюсерские центры. Особой социальной ориентированностью отличаются программы поиска талантов, поддержки детей из неблагополучных семей или предоставление услуг детям с ограниченными возможностями.

Востребованным на университетской площадке сегодня будет вид образовательной деятельности, который подразумевает всестороннее развитие человека - дополнительное образование. Это могут быть языковые школы, курсы совершенно различной тематики, семинары или мастер-классы.

Знание английского языка сегодня является необходимым условием успешного человека, и студенты уже прошли через осознание этого факта. Зачастую занятия по английскому языку проходят в не очень интересной для них теоретической форме, на занятиях недостаточно практики. Многие ребята испытывают потребность в живом общении. В связи с этим интересным и полезным вариантом социального стартапа является английский коммуникационный центр университета, в котором каждый может в любой момент включиться в интерактивную игру на английском языке, а также в свободный процесс общения. Коммуникационный центр выполняет ряд сопутствующих функций: помогает студентам в подготовке домашних заданий по английскому языку, сдаче экзаменов, апробировании публичных презентаций, подборе литературы на английском языке и написании статей и эссе. От часто встречающихся в университетах английских клубов данный центр отличается креативной организацией коммуникаций с клиентами, увлекательностью и добровольностью участия в процессе общения, сюда могут приходить даже те, кто знает английский язык на самом начальном уровне или не знает совсем. Игры и другие формы активности осуществляют студенты гуманитарного факультета университета.

Многие студенты жалуются на то, что, во-первых, проводится не так много университетских мероприятий для студентов актуальных форматов; во-вторых, информация о тех, что проводятся, не всегда доходит до целевой аудитории. Некоторые из университетских мероприятий имеют коммерческий характер, на них можно попасть только по билетам. Помимо этого, существует масса интересных мероприятий за рамками университета, информация о которых никак не доводится до студентов, билеты не распространяются. Поэтому очень оживило бы не только студенческую жизнь, но и жизнь всей молодежи района и города событийное бюро университета, которое выполняло бы функции организации разномасштабных студенческих мероприятий с вовлечением городской общественности, продвигало те мероприятия, которые инициируются подразделениями университета, а также просветительские и развлекательные городские мероприятия. На определенные мероприятия бюро могло бы организовывать продажу билетов. «Изюминкой» бюро явились бы тематические сюжетные квесты по территории университета, в которые могли быть вовлечены не только студенты университета, но и учащиеся школ и других учебных заведений города.

Примером социального молодежного проекта может стать также центр адаптации студентов первых курсов в университете, задачами которого являются знакомство студентов как в целом с университетом, факультетом, так и со студентами внутри группы, сплочение их, пропаганда научных центров и лабораторий университета, вовлечение студентов во внеучебную - культурную и спортивную - деятельность вуза; развитие навыков взаимодействия студентов с преподавателями, студентами старших курсов, администрацией вуза, формирование навыков критического мышления и проактив-ного поведения в университете. Поскольку первый месяц обучения в университете является самым сложным для первокурсников, в это время и планируется развернуть самую активную деятельность по адаптации: провозглашаются правила поведения по отношению к преподавателям, кураторам, одногруппникам, разъясняются нюансы образовательного процесса в вузе, отличающиеся от школьных, делается анонс этапов, которые необходимо будет преодолеть в процессе обучения. При надлежащем продвижении коммерческий успех могли бы принести авторские тренинги и сюжетные экскурсии.

То же можно сказать и о центре интеркультурной адаптации на базе университета, в котором учатся студенты из многих стран мира. В основном работа центра могла бы быть направлена на внутреннюю аудиторию - иностранных студентов, нуждающихся в приобщении к ценностям страны и города, где предстоит процесс обучения, а также преподавателей и сотрудников университета, которые отправляются в зарубежную командировку, однако на коммерческой основе могли бы проводиться тренинги для деловых людей и жителей города в целом, которые нуждаются в навыках общения в инокультурной среде. При том, что задача подобного центра - это информирование об отличительных особенностях разных стран и народов, его миссией бы стала пропаганда глобальных общечеловеческих ценностей - сотрудничества, мирного сосуществования, культурного и религиозного многообразия и креативности [6] (Drobot E.V., 2015).

Как уже говорилось, студенты испытывают острую потребность в уютных зонах отдыха в стенах университета, где можно было бы не только выпить кофе и закусить, но и выполнить домашнюю работу, пообщаться с одногруппниками. Студенческая кофейня с оригинальным именем и дизайном, где были бы авторские закуски с названиями из студенческой жизни - еще один пример коммерчески привлекательного молодежного проекта. Социально направленный характер заведение приобретает за счет организации на его площади сугубо студенческих мероприятий - кулинарных конкурсов, конкурсов по фудстайлингу и тренингов по ресторанному этикету. Все подобные заведения в университете могут служить прекрасной образовательной базой для студентов, обучающихся по направлениям «Сервис», «Технологии питания», «Туризм», «Филология», «Социальная работа», «Связи с общественностью» и т.д.

Более того, университет - это площадка для организации процесса оказания ряда социально-культурных услуг для инвалидов.

Таким образом, принципиально важно, в первую очередь, сориентировать студентов в возможности выбора направления деятельности. В качестве области применения усилий могут быть различные виды творчества, оздоровления, научного или культурного просветительства, популяризация спорта или этика общения. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть деятельность в области материаловедения, радиоэлектроники, конструирования, физики, химии и т.д. После определения цели необходимо задуматься о задачах, которые позволят ее достичь. За выбором направления, цели и задач следует разработка плана действий и определение сроков реализации, а также площади, где проект будет воплощаться. Немаловажным фактором является источник финансирования. Представляется возможным, чтобы финансирование осуществлялось в рамках социального партнерства [2] (Батапоу Уы.У., Ро1уаткауа Б.О., 2017): в его систему могут быть включены как сами университеты, так и фонды венчурного кредитования, предприятия-партнеры вуза и, наконец, сами инициаторы проектов. Создание таких малых предпринимательских коллективов в рамках социального партнерства может стать важной составной частью усиления предпринимательского направления опорного университета, то есть его экономики, и, одновременно, социализации всех слоев вузовской аудитории, качественного улучшения образовательного процесса. Студенты будут максимально приближены к бизнес-практике, полученные ими знания будут немедленно переходить в область реализации и в ходе нее обогащаться.

Помимо предписанных образовательному процессу в высших учебных заведениях учебных дисциплин, в него необходимо включать особые элементы, которые свойственны регионам, поскольку в каждом регионе России своя структура экономики, свои ресурсы и традиции ведения бизнеса. На площадках университетов могут проводиться специализированные ярмарки, дни памяти ученых и общественных деятелей, которые раньше проживали на этой территории или создаваться кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.

заключение

Сегодня на рынке труда регионов возрастает спрос на высококвалифицированные кадры, которые подготовлены именно с учетом региональных потребностей, поэтому опорные университеты играют ключевую роль в развитии государства. Вузы постепенно становятся более финансово независимыми, и основными задачами сотрудничества учебных заведений, государственных структур и работодателей в рамках социального партнерства становятся обозначение и удовлетворение потребности рынка труда, усовершенствование кадрового потенциала, повышение экономического и духовного капитала социума в целом. Социальные бизнес-проекты одновременно работают на реализацию всех перечисленных задач в образовательной среде, культивируя креативность, предпринимательские качества, а также активную гражданскую позицию.

ИСТОЧНИКИ:

1. Артемова Д.И. Исследование предпринимательской активности в вузе как фактора

формирования предпринимательских университетов в России // Креативная экономика. - 2017. - № 5. - с. 565-582. - doi: 10.18334/ce.11.5.37858.

2. Баранов Ю.В., Полянская С.Г. Современный взгляд на систему социального парт-

нерства Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2017. - № 18. - с. 2625-2634. - doi: 10.18334/rp.18.18.38293.

3. Борнштэйн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых

идей. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 499 с.

4. Вузы и социальные предприятия: плюсы совместной жизни. Новый бизнес: со-

циальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/social/education/vuzy-i-sotsialnye-predpriyatiya-plyusy-sovmestnoy-zhizni. html#ixzz4xRU53pka.

5. Дрейтон Б. Я съем этот стол, если в России нет социальных предпринимателей. Новый бизнес: социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/bill-dreyton-ya-sem-etot-stol-esli-v-rossii-net-sotsialnyh-predprinimateley.html#ixzz4wgdiuwTU.

6. Дробот Е.В. К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих цен-

ностей // Эко. - 2015. - № 1. - с. 8-11. - doi: 10.18334/eo.5.1.37374.

7. Киреева Н.С., Слепенкова Е.В., Шипунова Т.С., Искандарян Р.А. Повышение кон-

курентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2017. - № 20. - doi: 10.18334/ rp.18.20.38418.

8. Коттер Дж., Коэн Д. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменя-

ют свои организации. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая

теория, анализ, практика. - 2017. - № 4. - с. 116-125.

10. Официальный сайт Нью-Йоркского университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nyu.edu/.

11. Официальный сайт Университета Центральной Флориды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucf.edu/.

12. Официальный сайт Университета Эмори в Атланте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emory.edu/home/index.html.

13. Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. - М.: Креативная экономика, 2017. - 182 с.

14. Boschee J. Social Entrepreneurship // Across the Board. - 1995. - p. 20-25.

15. Boschee J. Merging Mission and Money. A Board Member's Guide to Social Entrepreneurship. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socialent.org/pdfs/ MergingMission.pdf.

16. Dees J. The meaning of social entrepreneurship. Stanford Graduate School of Business. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsb.stanford.edu/services/news/ DeesSocentrepPaper.html.

17. Drucker P.F. What business can learn from nonprofits // Harvard Business Review. -1989. - № 4. - p. 88-93.

18. Haugh, H., & Tracey, P. The role of social enterprise in regional development// Materials of Social Enterprise and Regional Development Conference, Cambridge-MIT Institute, University of Cambridge, 2014

19. Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: An international comparison // EuroMed Journal of Business. - 2017. - № 2. - p. 130-145.

20. Mair, J., & Noboa, E. Social entrepreneurship: How intentions to create a social venture are formed // Mair J., Robinson J., & Hockerts K. (Eds.) Social Entrepreneurship. - New York: Palgrave MacItalicllan, 2006

21. Perrini, F., & Vurro, C. Social Entrepreneurship: Innovation and social change across theory and practice //Mair J., Robinson J., & Hockerts K. (Eds.) Social Entrepreneurship New York: Palgrave MacItalicllan 2004 - р. 57-86

22. Sahlman W.A., Stevenson H., Roberts M.J., Bhide A.V. Thoughts on Business Plans. / The Entrepreneurial Venture. - Boston: Harvard Business School Press, 1996.

REFERENCES:

Artemova D.I. (2017). Issledovanie predprinimatelskoy aktivnosti v vuze kak faktora formirovaniya predprinimatelskikh universitetov v Rossii [The study of entrepreneurial activity at university as a factor of formation of entrepreneurial universities in Russia]. Creative economy. 11 (5). 565-582. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.5.37858.

Baranov Yu.V., Polyanskaya S.G. (2017). Sovremennyy vzglyad na sistemu sotsialnogo partnerstva Rossiyskoy Federatsii [Modern outlook on social partnership system of Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (18). 2625-2634. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.18.38293.

Bornshteyn D. (2012). Kak izmenit mir. Sotsialnoe predprinimatelstvo i sila novyh idey [How to change the world. Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Boschee J. (1995). Social Entrepreneurship Across the Board. 32 20-25.

Boschee J. Merging Mission and MoneyA Board Member's Guide to Social Entrepreneurship. Retrieved from http://www.socialent.org/pdfs/MergingMission.pdf

Dees J. The meaning of social entrepreneurshipStanford Graduate School of Business. Retrieved from http://www.gsb.stanford.edu/services/news/DeesSocentrepPaper. html

Drobot E.V. (2015). K voprosu formirovaniya sistemy globalnyh obschechelovecheskikh tsennostey [Towards New Maps of Global Human Values]. Eco. 5 (1). 8-11. (in Russian). doi: 10.18334/eo.5.1.37374.

Drucker P.F. (1989). What business can learn from nonprofits Harvard Business Review. 67 (4). 88-93.

Kireeva N.S., Slepenkova E.V., Shipunova T.S., Iskandaryan R.A. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti vuzov: mezhdunarodnyy opyt akademicheskogo predprinimatelstva [Enhancing the competitiveness of universities: international experience of academic entrepreneurship]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (20). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.20.38418.

Kotter Dzh., Koen D. (2004). Sut peremen. Nevydumannye istorii o tom, kak lyudi izmenyayut svoi organizatsii[he Heart of Change: Real-Life Stories of How People Change Their Organizations] M.: Olimp-Biznes. (in Russian).

Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. (2017). Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: An international comparison EuroMed Journal of Business. (2). 130-145.

Saginova O.V. (2017). Pokazateli konkurentosposobnosti vuzov [Indicators of competitiveness of universities].ETAP: economic theory, analysis, practice. (4). 116125. (in Russian).

Sahlman W.A., Stevenson H., Roberts M.J., Bhide A.V. (1996). Thoughts on Business Plans Boston: Harvard Business School Press.

Sidorchuk R.R., Skorobogatyh I.I., Meshkov A.A., Musatov B.V., Efimova D.M., Tultaev T.A., Evseeva D. (2017). Tsennostnye orientiry i potrebitelskie predpochteniya molodyozhnoy auditorii [Value orientations and consumer preferences of the youth audience] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.