Научная статья на тему 'Предпринимательский университет как институт регионального развития на примере Волгоградской области'

Предпринимательский университет как институт регионального развития на примере Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / REGIONAL DEVELOPMENT / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харламова Екатерина Евгеньевна, Казарцева Ольга Аркадьевна

Процесс глобализации и развитие инноваций оказали решающие воздействие на изменение положения образовательных учреждений на мировом рынке. Университет превращается из обычного государственного учреждения в компанию, работающую на открытом рынке, которая непрерывно совершенствует свою организационную структуру в поисках эффективных управленческих решений, которые также направлены на развитие инновационной экономики. Развитие таких предпринимательских университетов, ориентированных на инновации, является движущей силой, которая позволит региону перейти к инновационной экономике.Цель статьи: подчеркнуть значение предпринимательских университетов как одного из институтов развития региональной инновационной экономики. Выявлена сущность предпринимательского университета, рассмотрены примеры предпринимательских вузов за рубежом и в Российской Федерации, представлен рейтинг университетов по критериям«Инновации и предпринимательство», проанализирована деятельность Волгоградского государственного технического университета и предложены мероприятия по становлению данного университета как предпринимательского вуза.На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что для перехода регионов к инновационной экономике и развитию новых технологий необходимо повышать роль образования и качества знаний, создавая университеты нового типа предпринимательские. В Волгоградском государственном техническом университете намечены пути к совершенствованию внутренней структуры и направленности на инновации. Следовательно, предложенные мероприятия помогут университету стать одним из крупнейших предпринимательских университетов Юга России, что даст толчок к развитию новых технологий на территории региона и модернизации отраслей его экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харламова Екатерина Евгеньевна, Казарцева Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY AS AN INSTITUTION OF REGIONAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD AREA

The processes of globalization and innovation have a decisive impact on the change in the position of educational institutions in the world market. University transformed from an ordinary government agency in companies operating in the open market, which is continuously improving its organizational structure in the search for effective management decisions, which are also aimed at the development of innovative economy. The development of entrepreneurial universities focused on innovation is the driving force that will allow the region to move to an innovation economy.Objective emphasizes the importance of entrepreneurial universities as one of the institutions of the regional innovation economy.In this study, the following tasks are performed: the essence of the entrepreneurial university is revealed, the examples of entrepreneurial universities abroad and in the Russian Federation are given, the universities according to criteria «Innovation and Entrepreneurship» are ranked, the activity of Volgograd State Technical University is analyzed and the measures for the establishment of university as an entrepreneurial university are proposed. On the basis of the study it is concluded that the transition to an innovative regional economy and the development of new technologies is necessary to enhance the role of education and the quality of knowledge by creating a new type of university enterprise university. In the Volgograd State Technical University, the ways to improve the internal structure and focus on innovation are pointed out. Consequently, the proposed activities will help the university to become one of the largest universities in the South Russian business, which will give impetus to the development of new technologies in the region and modernize its economy industries

Текст научной работы на тему «Предпринимательский университет как институт регионального развития на примере Волгоградской области»

УДК 332.1

Харламова Екатерина Евгеньевна Ekaterina Kharlamova

Казарцева Ольга Аркадьевна Olga Kazartseva

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY AS AN INSTITUTION OF REGIONAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD AREA

Процесс глобализации и развитие инноваций оказали решающие воздействие на изменение положения образовательных учреждений на мировом рынке. Университет превращается из обычного государственного учреждения в компанию, работающую на открытом рынке, которая непрерывно совершенствует свою организационную структуру в поисках эффективных управленческих решений, которые также направлены на развитие инновационной экономики. Развитие таких предпринимательских университетов, ориентированных на инновации, является движущей силой, которая позволит региону перейти к инновационной экономике.

Цель статьи: подчеркнуть значение предпринимательских университетов как одного из институтов развития региональной инновационной экономики.

Выявлена сущность предпринимательского университета, рассмотрены примеры предпринимательских вузов за рубежом и в Российской Федерации, представлен рейтинг университетов по критериям «Инновации и предпринимательство», проанализирована деятельность Волгоградского государственного технического университета и предложены мероприятия по становлению данного университета как предпринимательского вуза.

На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что для перехода регионов к инновационной экономике и развитию новых технологий

The processes of globalization and innovation have a decisive impact on the change in the position of educational institutions in the world market. University transformed from an ordinary government agency in companies operating in the open market, which is continuously improving its organizational structure in the search for effective management decisions, which are also aimed at the development of innovative economy. The development of entrepreneurial universities focused on innovation is the driving force that will allow the region to move to an innovation economy.

Objective emphasizes the importance of entrepreneurial universities as one of the institutions of the regional innovation economy.

In this study, the following tasks are performed: the essence of the entrepreneurial university is revealed, the examples of entrepreneurial universities abroad and in the Russian Federation are given, the universities according to criteria «Innovation and Entrepre-neurship» are ranked, the activity of Volgograd State Technical University is analyzed and the measures for the establishment of university as an entrepreneurial university are proposed.

On the basis of the study it is concluded that the transition to an innovative regional economy and the development of new technologies is necessary to enhance the role of education and the quality of knowledge by creating a new type of university — enterprise

необходимо повышать роль образования и качества знаний, создавая университеты нового типа — предпринимательские. В Волгоградском государственном техническом университете намечены пути к совершенствованию внутренней структуры и направленности на инновации. Следовательно, предложенные мероприятия помогут университету стать одним из крупнейших предпринимательских университетов Юга России, что даст толчок к развитию новых технологий на территории региона и модернизации отраслей его экономики

university. In the Volgograd State Technical University, the ways to improve the internal structure and focus on innovation are pointed out. Consequently, the proposed activities will help the university to become one of the largest universities in the South Russian business, which will give impetus to the development of new technologies in the region and modernize its economy industries

Ключевые слова: предпринимательский университет, региональное развитие, предпринимательская деятельность, инновации, Волгоградский государственный технический университет

Key words: entrepreneurial university, regional development, entrepreneurship, innovation, Volgograd State Technical University

В настоящее время наблюдается тенденция перехода многих регионов к новому типу экономики — инновационному. Построение инновационной модели предполагает в первую очередь диверсифицировать экономику региона, ведущая роль в которой переходит отраслям знаний и высокотехнологическим отраслям промышленности. Повышение роли образования и знаний позволяет наладить в регионе эффективные производственные технологии, выпускать высококачественную продукцию и менять организацию управления производством. С переходом к новому типу экономики возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития, т.е. устанавливается качество профессиональных кадров, степень их социализации, кооперационность и креативность, подготовку таких кадров обеспечивает университет.

Осуществляемая государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» направлена на исполнение первого этапа Национального проекта «Образование», предусматривает формирование 4-х категорий вузов, которые специализируются на выполнении разных задач: федеральные университеты, национально-исследова-

тельские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата [9]. На основании данных четырех категорий выделяется еще одна категория вузов, которая тесно сотрудничает с бизнесом, — это предпринимательский вуз.

Предпринимательский вуз своего рода институт развития, направленный на создание и поддержание предпринимательской среды на территории своего присутствия за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ и результатов прикладных исследований.

Термин «предпринимательский университет» в научный оборот ввел Б. Кларк, сформулировав в 1998 г. его основные характеристики:

1) усиление управленческого ядра университета;

2) расширение связей с группами и организациями за пределами вуза;

3) диверсификация источников финансирования ;

4) стимулирование предпринимательской активности подразделений вуза;

5) развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры [1].

Таким образом, в отличие от классических вузов предпринимательские уни-

верситеты совмещают преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее доход, а также имеют в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Тем самым университет выстраивает модели подготовки специалистов, которые нацелены, с одной стороны, на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а с другой — на производство инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики [2, 5].

В зарубежных странах между университетами и регионами развиваются партнерские взаимоотношения и взаимодействие экономических интересов. Университет на этой основе рассматривается как главный механизм регионального развития через вклад в развитие наукоемких производств, человеческого капитала, стимулирование развития новых форм предпринимательства, налоговых поступлений в бюджет регионов, а также через вклад в реализацию культурных инициатив в регионах и привлечения интереса к ним большей аудитории [11].

Предпринимательский подход к управлению успешно реализован рядом европейских университетов.

В миссии голландского университета Твента записано: «Университет Твента — это университет, который предлагает образовательные программы в области технологий и социальных наук. Мы характеризуем сами себя как предпринимательский университет, направляющий наши усилия в области образования и научных исследований на обеспечение выгоды общества в целом. Предпринимательское отношение пронизывает весь университет от студентов до профессоров. Это состояние ума, интеллектуальный подход к науке и обществу, который позволяет нам быстро отвечать на новые вызовы и воспринимать новые идеи» [8].

Университеты зарубежных стран направлены на развитие предпринимательской культуры у своих сотрудников, студентов, а также всех заинтересованных организаций и структур. Также организация данных университетов обеспечивает новые рабочие места, создание новых от-

раслей промышленности и производство новых продуктов.

Развитие предпринимательских университетов в Российской Федерации началось с принятия в 2009 г. Госпрограммы по поддержке ведущих российских вузов. Основным критерием реализации данной программы является расширение сети высшего образования с помощью создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также развития инновационной инфраструктуры вузов и их кооперация с производственными предприятиями.

Большим толчком к развитию в России предпринимательских университетов послужили два важнейших фактора. Первый — это создание в сентябре 2012 г. Ассоциации предпринимательских вузов. Основную цель деятельности данная организация видит в содействии формированию государственной политики, продвижению передового российского опыта, активному включению в процессы трансфера технологий и коммерциализации.

В Ассоциацию предпринимательских университетов России входят 7 университетов: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Высшая школа экономики и Томский государственный политехнический университет (ТПУ).

Вторым фактором, повлиявшим на развитие предпринимательских университетов, явилось включение в 2013 г. блока «Инновация и Предпринимательство» в На-

о о 1РГ о

циональный реитинг 1Ь5 российских вузов.

В данном рейтинге университеты оценивается по следующим критериям:

1) портфели национальных и международных патентов, поддерживаемых вузом;

2) создание и развитие вузом малых инновационных предприятий (МИП), стимулирование предпринимательства;

3) оценка создания и реализации вузом образовательных программ, ориентированных на развитие предпринимательства среди обучающихся, выпускников вуза, преподавателей;

4) участие вуза в развитии технологических платформ, госпрограммах развития технологий, программах инновационного развития госкорпораций;

5) доходы вуза от хозрасчетных работ;

6) занятость преподавателей и обучающихся вуза в объектах инновационной инфраструктуры вуза.

Внутри блоков оценка нормировалась по максимальному значению и приводилась к 100-балльной шкале. Сводная оценка нормировалась по максимуму и приводилась к 1000-балльной шкале [7].

В табл. 1 приведен рейтинг вузов по критериям инноваций и предпринимательства, проведена выборка федеральных университетов и университетов Юга России.

Таблица 1

Рейтинг университетов за 2013/14 гг. по блоку инновации и предпринимательства

(выборка авторов)

Ранг Наименование вуза Инновации и предпринимательство: оценка, балл.

1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана - Национальный исследовательский университет 1000

2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 982

3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 972

4 Московский национальный исследовательский физико-технический институт (государственный университет) 933

5 Казанский (Приволжский) федеральный университет 910

8 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 869

28-29 Южный федеральный университет 715

34 Дальневосточный федеральный университет 654

43-45 Кубанский государственный университет 592

51 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 551

58 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 523

80 Балтийский федеральный университет имени И. Канта 466

83 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 446

87 Волгоградский государственный технический университет 434

89 Волгоградский государственный университет 430

103 Кубанский государственный аграрный университет 392

104 Кубанский государственный технологический университет 387

118-119 Северо-Кавказский федеральный университет 354

126 Ростовский государственный университет путей сообщения 337

130-131 Ростовский государственный строительный университет 297

159-160 Адыгейский государственный университет 110

161 Калмыцкий государственный университет 100

Источник: авторский, по материалам [7]

Лидерами в рейтинге 2013/14 гг. являются следующие университеты: Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана — Национальный исследовательский университет (1000); Национальный исследовательский

Томский политехнический университет (982); Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (972). Данные университеты имеют значительный предпринимательский потенциал.

В Волгоградской области действуют 25 университетов, старейшим является Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ).

По оценке Национального рейтинга, за 2013/14 гг. ВолгГТУ занимает 87 место из 161 университета по блокам инновационной и предпринимательской деятельности. Это показывает, что университет направлен на модернизацию своей системы управления. Он является центром научных исследований региона, усиливает свое экономическое развитие, ориентирован на освоение новых стандартов управленческой, исследовательской и предпринимательской деятельности.

ВолгГТУ — это крупнейший в регионе поставщик специалистов и крупнейший научно-исследовательский центр, развивающий фундаментальные естественные, экономические, гуманитарные науки, на их основе теорию и практику во многих прикладных областях техники и технологии. Университет направлен на инновационные разработки и их внедрение в практическую деятельность российских предприятий. Инновационные разработки связаны с такими направлениями, как технология мо-

номеров и огнетермостойких полимеров; научные основы и разработка комплексной технологии применения энергии взрыва для получения и создания композиционных материалов и изделий с оптимальными свойствами; разработка прогрессивных методов обработки металлов резанием, сборки, контроля и автоматизации технологических процессов.

ВолгГТУ имеет в своей структуре исследовательский центр с опытным производством (технопарк университета). ВНТК решает сложные наукоемкие технические задачи в области создания новых материалов. Данная продукция применяется в таких отраслях промышленности, как оборонная отрасль, авиационная, атомная, металлургическая, химическая и др. Так, например, ВНТК поставляет резинотехническую продукцию для производства но-

о о Л О Л

вейшего российского самолета «Сухой Су-перджет-100».

В 2014 г. вуз стал победителем конкурса в подготовке кадров для ОПК страны. Четыре года назад вуз впервые выиграл право на участие в Программе стратегического развития. За это время университет получил около 300 млн руб. на развитие науки и приобретение уникального научного и учебного оборудования.

В табл. 2 приведены целевые показатели программы стратегического развития ВолгГТУ за 2014 г., млн руб. [9].

Таблица 2

Целевые показатели программы стратегического развития ВолгГТУ, млн руб.

№ п/п Перечень комплексов, мероприятий и проектов 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Иные средства Субсидия Иные средства Иные средства

1 Модернизация образовательного процесса 21,0 0 25,0 25,0

2 Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности 43,0 10,0 45,0 43,0

2.1 Развитие инновационной деятельности в технопарковой зоне университета по отработке новых технологий и технических решений 17,0 10,0 20,0 21,5

3 Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся 4,0 1,5 4,0 4,0

4 Модернизация инфраструктуры 23,0 81,0 24,0 21,0

5 Совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления 7,0 0,5 0,0 0,0

Источник: по материалам [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что у ВолгГТУ существуют все предпосылки для становления как предпринимательского университета. Для достижения намеченного курса Волгоградскому техническому университету необходимо продолжить совершенствование по следующим направлениям.

1. Продолжить изменения в управленческой культуре университета, совершенствовать корпоративную культуру, введение новых норм и принципов, которые ориентируются на предпринимательскую и исследовательскую деятельность, а также занятость студентов и преподавательского состава в инновационной инфраструктуре университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Разработать прозрачную систему карьерного и профессионального развития внутри университета на основе HR-тех-нологий, создать по примеру других вузов «Молодежный кадровый резерв» для формирования карьеры молодых ученых.

3. Выстроить деловую сеть выпускников для реализации региональных и

глобальных инициатив, создать эндау-мент-фонд университета при содействии ассоциации выпускников вуза.

4. Увеличить число малых инновационных предприятий, созданных при университете, стимулировать региональное предпринимательство внутри вуза и коммерциализацию его научных разработок.

Становление предпринимательских университетов будет стимулировать экономическое развитие региона при условии построения гибкой управленческой системы, обеспечивающей создание новых технологий. Постановка университета в центр экономики страны требует от него перестройки и переопределения роли в отношениях «университет-бизнес-власть» как субъекта экономического развития.

Развитие Волгоградского государственного технического университета как предпринимательского университета будет способствовать развитию инновационной экономики региона, внедрению новых технологий на его отраслях и предприятиях.

Литература-

1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011. 240 с.

2. Малышев Е.А. Особенности взаимодействия государства, бизнеса и университетов в рамках модели «Тройной спирали» на приграничных территориях // Вестник ЗабГУ. 2012. № 9 (88). С. 103112.

3. Пономарев М.А. Предпринимательский университет — одна из эффективных форм вуза в новых условиях // Сб. тр. по итогам Интернет-конференции «Предпринимательские аспекты деятельности менеджеров»: М.: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»: Изд-во «Палеотип», 2013.

4. Саввинов В.М., Стрекаловский В.Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 1. С. 87-99.

5. Харламова Е.Е. Анализ форм и механизмов государственно-частного партнёрства в России //

References

1. Klark B.R. Sozdaniye predprinimatelskikh universitetov: organizatsionnyye napravleniya trans-formatsii [Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Transformation direction]. Moscow, 2011.240 p.

2. Malyshev E.A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal ), 2012, no. 9 (88), pp. 103-112.

3. Ponomarev M.A. Sbornik trudov po itogam Internet-konferentsii «Predprinimatelskiye aspekty deyatelnosti menedzherov» (Proceedings on the results of the Internet-conference «Entrepreneurial aspects of management»), 2013.

4. Savvinov V.M. Vestnik mezhdunarodnykh or-ganizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika (Bulletin of international organizations: education, science, new economy), 2013, vol. 8, no. 1, pp. 87-99.

5. Kharlamova E.E. Nauchno-tekhnicheskiye ve-domosti SPbGPU. Ekonomicheskiye nauki (Scientific

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 4. C. 9-14.

6. Харламова Е.Е. Предпринимательский подход к развитию регионального университета // Сб. тр. науч.-практ. конф. «Инженерные инновации и экономика промышленности (ИНПРОМ — 2015)»: СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 391 с.

7. Национальный рейтинг университетов. Режим доступа: http://univer-rating.ru/txt.asp?rbr= 29&txt=Rbr29Text8134&lng=0 (дата обращения 24.05.2015).

8. Официальный сайт университета Твента. Режим доступа: http://www.utwente.nl/uk (дата обращения 24.05.2015).

9. Сайт Волгоградского государственного технического университета. Режим доступа: http:// www.vstu.ru/ (дата обращения 23.05.2015).

10. Федорова Н.Ю. Роль вуза в социально-экономическом развитии региона (на примере Псковской области). Режим доступа: pskgu.ru/projects/ pgu/storage/wt/wt142/wt142_30.pdf (дата обращения 21.05.2015).

11. Чиннова И. Анализ российских и зарубежных подходов к оценке роли ведущих вузов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Режим доступа: http://edu-clusters.ru/node/108 (дата обращения 22.05.2015).

and technical statements of the STU. Economic sciences), 2014, no. 4, pp. 9-14.

6. Kharlamova E.E. Sb. tr. nauch.-prakt. konf. «Inzhenernyye innovatsii i ekonomika promyshlen-nosti» (Proceedings of the scientific-practical conference engineering innovation and industrial economics), 2015.

7. Natsionalnyy reyting universitetov (National ranking of universities) Available at: http://univer-rat-ing. ru / txt. asp?rbr=2 9 &txt=Rbr2 9Text8134 &lng= 0 (accessed 24.05.2015).

8. Ofitsialnyy sayt universiteta Tventa (Official site of the University of Tvent) Available at: http:// www.utwente.nl/uk (accessed 24.05.2015).

9. Sayt Volgogradskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta (Site of the Volgograd State Technical University) Available at: http://www.vstu. ru (accessed 23.05.2015).

10. Fedorova N.Yu. Rol vuza v sotsialno-eko-nomicheskom razvitii regiona (na primere Pskovskoy oblasti) (The role of the university in social and economic development of the region (on the example of the Pskov region)) Available at: pskgu.ru/projects/ pgu/storage/wt/wt142/wt142_30.pdf (accessed 21.05.2015).

11. Chinnova I. Analiz rossiyskikh i zarubezh-nykh podkhodov k otsenke roli vedushchikh vuzov v sotsialno-ekonomicheskom razvitii subyektovRossiys-koy Federatsii (Analysis of Russian and international approaches to assessing the role of the leading universities in the socio-economic development of regions of the Russian Federation) Available at: http://edu-clusters. ru/node/108 (accessed 22.05.2015).

Коротко об авторах _

Харламова Е.Е., канд. экон. наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия sikaterina@m ail. ru

Научные интересы: инновации, предпринима-телыство, управление образователыной организацией

_Briefly about the authors

E. Kharlamova, candidate of economic sciences, associate professor, Volgograd State Technical University, Volgograd Russia

Scientific interests: innovations, entrepreneurship, management of educational organization

Назарцева O.A., магистрант, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия kzrcv.olga@m ail.ru

Научные интересы: инновации, предпринима-телыство, институты развития

O. Kazartseva, graduate student, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Scientific interests: innovations, entrepreneurship, developmment institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.