Научная статья на тему 'Социально-правовые меры противодействия этнической преступности в российской Федерации'

Социально-правовые меры противодействия этнической преступности в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая преступность / мигранты / миграция / Российская Федерация / Москва / Московская область / Северный Кавказ / национальная безопасность / организованная преступная группа. / ethnic crime / migrants / migration / Russian Federation / Moscow / Moscow region / Northern Caucasus / national security / organized crime group.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Муртаз МихайЛович Анкоси

На основе анализа даются рекомендации и предлагаются меры социально-правового характера, направленные на борьбу и противодействие этнической преступности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Муртаз МихайЛович Анкоси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL MEASURES TO COUNTER ETHNIC CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author makes recommendations and proposes measures of a social and legal nature aimed at combating and countering ethnic crime in the Russian Federation. The author analyzes and draws conclusions.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые меры противодействия этнической преступности в российской Федерации»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10147

ББК 67 © Н.Д. Эриашвили, М.М. Анкоси, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нодари Дарчоевич Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Муртаз Михайлович Анкоси

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: murtaz-73@mail.ru

Аннотация. На основе анализа даются рекомендации и предлагаются меры социально-правового характера, направленные на борьбу и противодействие этнической преступности в Российской Федерации.

Ключевые слова: этническая преступность, мигранты, миграция, Российская Федерация, Москва, Московская область, Северный Кавказ, национальная безопасность, организованная преступная группа.

SOCIAL AND LEGAL MEASURES TO COUNTER ETHNIC CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nodari Darchoevich Eriashvili, Doctor in Economics, Ph. D. in Law, Ph. D. in History, Professor, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) Murtaz Mikhailovich Ankosi

(123298, Moscow, Irina Levchenko str., bld. 1, "Unity-Dana" Publisihing) E-mail: murtaz-73@mail.ru

Annotation. In this article, the author makes recommendations and proposes measures of a social and legal nature aimed at combating and countering ethnic crime in the Russian Federation. The author analyzes and draws conclusions.

Keywords: ethnic crime, migrants, migration, Russian Federation, Moscow, Moscow region, Northern Caucasus, national security, organized crime group.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Анкоси М.М. Социально-правовые меры противодействия этнической преступности в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):116-8.

Любые рекомендации, направленные на противодействие этнической преступности, неотделимы, с одной стороны, от общих рекомендаций по противодействию преступности, и с другой — нормализации и укрепления межэтнических связей в обществе, а также выравнивания социально-экономического развития регионов.

На наш взгляд, прежде чем предпринимать какие-либо меры по борьбе с этнической преступностью, необходимо признать — этническая преступность существует, и с ней необходимо бороться.

В качестве одной из эффективных правовых мер

противодействия этнической преступности, по нашему мнению, может явиться ужесточение санкций за незаконное нарушение государственной границы Российской Федерации и, таким образом, за незаконное пребывание на ее территории. При этом заработная плата осуждённого за данное преступление, отбывающего наказание в местах лишения свободы, должна использоваться как на его содержание, так и на последующую депортацию.

Предприниматели, нарушающие квоты по использованию иностранной рабочей силы, также должны

быть подвергнуты строгому наказанию, в том числе крупным денежным штрафам, за счет которых государство сможет полностью или частично компенсировать расходы на борьбу с незаконной трудовой миграцией.

Как в специализированной литературе, так и в источниках, рассчитанных на широкий круг читателей, зачастую можно встретить рассуждения о том, что ужесточение санкций не способствует снижению уровня преступности. Подобные суждения представляются несправедливыми, поскольку практически любой человек в состоянии адекватно оценить риски, связанные с совершением того или иного противоправного деяния. Смягчение же санкций приведет к искажению мироощущения и непониманию того, где находятся пределы допустимого и нравственные границы, принятые в конкретном обществе.

Позитивным представляется опыт зарубежных государств, когда статус трудовых мигрантов дифференцируется на 2 категории: а) работники высокой квалификации, которым предоставляется право беспрепятственного перемещения; б) работники низкой квалификации, имеющие особый статус. Работники второй категории должны быть ограничены в перемещении за пределами территории трудовой деятельности и мест организованного проживания. В рассматриваемом контексте целесообразно рассмотреть возможность частично перенести процесс найма работников за пределы России — в соответствующие страны — импортеры рабочей силы. Иностранные работники, находящиеся на территории Российской Федерации, могли бы размещаться в подведомственных ГУВМ МВД России общежитиях и трудовых лагерях, где поддерживались бы соответствующие всем санитарным нормам условия проживания, и куда беспрепятственный доступ имели бы должностные лица посольств и консульств государств-поставщиков трудовых ресурсов. Обязанность по содержанию, прибытию на рабочий участок и возвращению к месту организованного проживания следует возложить на работодателя. Трудовой мигрант, уличенный в нарушении правил проживания, подлежит увольнению и депортации в страну, направившую его.

Еще одной мерой по борьбе с этнической преступностью является, по нашему мнению, повсеместное развитие институтов народного контроля и содействия органам государственной власти, в частности правоохранительным органам. Такая система станет реальным воплощением гражданского общества и позволит осуществлять контроль за соблюдением законодательства и действиями институтов власти, в компетенцию которых входит реализация миграционной политики. Однако, для полноценной и эффективной работы указанных структур последним необходимо предоставить ряд правомочий:

• получение официальной информации;

• проверка деятельности предприятий в части,

касающейся использования иностранной рабочей силы;

• контроль за соблюденим мигрантами правил пребывания на территории России, а также их трудовой деятельностью1.

Высказанные инициативы следует, на наш взгляд, целенаправленно и гармонично вписывать в систему государственных и общественных регуляторов, использовать подобные ресурсы для выстраивания конструктивного сотрудничества с органами государственной власти в рамках реализации политики по обеспечению конституционного порядка и национальной безопасности2.

Деятельность диаспор и землячеств должна быть под особым контролем со стороны государства, поскольку именно на базе этих институтов зачастую создаются коммерческие структуры, которые тесно связаны или даже аффилированы с преступными группами.

Наибольшая концентрация этнических преступных групп всегда характерна для экономически благоприятных регионов. Известно, что большое количество таких групп сегодня осуществляют криминальную деятельность в Санкт-Петербурге, Москве, Московской области и др. Однако, подобные преступные группы состоят не только из выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, но и из представителей народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации, например, народов Северо-Кавказского федерального округа.

Экономические возможности республик СКФО в настоящее время ограничены. В этой связи целесообразно в данных регионах развивать традиционные промыслы, производство и сельское хозяйство, развивать систему среднего специального и высшего образования, готовить профессиональные технические кадры. Таким образом, в долгосрочной перспективе эти субъекты должны получить налоговые преференции и не субсидироваться за счет средств федерального бюджета. В результате появятся новые рабочие места и люди, когда-то покинувшие свои регионы в поисках лучшей жизни, начнут возвращаться на родные земли. Следовательно, влияние и возможности диаспор и землячеств снизятся, начнут сокращаться криминогенные факторы, поскольку те, кто оказались жертвами социальной неопределенности, приобретут новые социальные установки и стимулы.

Важнейшим фактором успешного противодействия как преступности вообще, так и этнической преступности в частности, является наличие высококвалифицированных кадров в органах правоохранительной системы. Безусловно, процесс подготовки высококлассных кадров не может быть быстрым, однако заложить основы необходимо уже сегодня, чтобы через 5-10 лет уровень профессиональной подготовки кадрового состава органов правоохраны разительно отличался от нынешнего. Государство вместе с тем

должно предложить сотрудникам и работникам правоохранительных органов новый уровень заработных плат, а также новые качество и объем предоставляемых льгот. К примеру, долгосрочные ипотечные кредиты с постепенным частичным его погашением со стороны государства в течение службы заемщика; открытие специальных личных счетов, пополняемых как из государственного, так и из муниципального бюджетов на протяжении службы, средства которых сотрудники и работники могли бы использовать в системе добровольного медицинского страхования.

Не менее важным является использование информационных ресурсов всех видов, где бы проводилась систематическая работа, нацеленная на:

• подробное освещение деятельности государственных органов в сфере борьбы и противодействия этнической преступности с озвучиванием имен тех преступников и коррупционеров, которые пособничали и покрывали подобную криминальную деятельность3;

• критику конкретных предприятий и предпринимателей, незаконно использующих иностранных работников, а также нарушающих права последних;

• пропаганду нравственных стандартов и идеалов, гражданской совести и ответственности;

• привлечение общественных институтов, социальных групп и отдельных членов общества к взаимодействию и сотрудничеству с органами власти, включая правоохранительные органы.

В заключение отметим, что обострение проблемы

этнической преступности в России в значительной степени связано с серьезным социальным расслоением общества, сложной экономической ситуацией, а также расширением в некоторых российских регионах культурно-религиозной экспансии из зарубежных стран. Особенно ярко указанные проблемы проявляются на территориях со сложным конфессиональным и этническим составом. В этой связи, по мнению автора, решение проблем заключается в комплексном подходе к их решению, поскольку одними лишь правовыми методами преодолеть их не представляется возможным.

1 Конституционное право России. 10-е издание. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Зиборов О.В., Прудников А.С., Харламов С.О., Егоров С.А., Кикоть-Глуходедова Т.В., Миронов А.Л., Саудаханов М.В., Чертова Н.А., Булавин С.П., Алексеев И.А., Варсеев В.В., Кальгина А.А., Кирсанов А.Ю., Осавелюк Е.А. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. 2019. 687 с.

2 Административное право России: учебник. 7-е издание. Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Кононов А.М., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Зубач А.В., Бочаров С.Н., Демидов Ю.Н., Кононов П.И., Костенников М.В., Куракин А.В., Зырянов С.М., Стахов А.И., Бекетов О.И., Кальгина А.А., Головко В.В., Бра-тановский С.Н., Прудникова Т.А., Амельчакова В.Н. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2017

3 Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2008, № 10. С. 205 - 206

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Уголовно-исполнительное

право

Уголовно-исполнительное право. 11-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. С.М. Иншакова, А.П. Скибы. 303 с. 2019 г. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.