УДК 316.334.23(470)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
© Владимир Александрович НИКОНОВ
ассистент кафедры правового обеспечения Мичуринский государственный аграрный университет 393740, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 E-mail: nikon561@yandex.ru
Рассмотрены основные проблемы российского предпринимательства, тормозящие, по мнению автора, развитие предпринимательства в России. Выделены и описаны сложные моменты функционирования предпринимательской деятельности в условиях непростой экономической обстановки в стране: высокая инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей. Дан анализ организационно-правовой основе регулирования развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделено вопросам эффективности. Приведены результаты опросов среди представителей предпринимательского сообщества, отражающие современные настроения и проблемы владельцев малого бизнеса. На основе анализа взаимосвязи хода экономических реформ и эволюции российского предпринимательства дана оценка динамике изменений в последние годы государственной поддержки предпринимателей, приводятся достоинства и недостатки каждой из моделей. Представлены исследования ключевых вопросов административной, финансово-кредитной, имущественной и других форм поддержки малого предпринимательства. Поставлена задача более детального рассмотрения возможных путей взаимодействия государственных органов власти с предпринимательским сообществом, подчеркнута важность развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства, а также выражена мысль о приоритетных направлениях государственной политики.
Ключевые слова: религиозные практики; религиозная идентичность; религия в постсоветской России
Предприниматель является одним из факторов микроэкономики, а изучение предпринимательства восходит к работам Р. Кан-тильона и А. Смита. Слово предприниматель ("entrepreneur") заимствовано из французского. Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г. Первое использование термина «предприниматель» связывают с французским экономистом Р. Кантильоном, для которого предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов [1, с. 1-6].
Предприниматель - человек, который обладает финансовыми и другими ресурсами, предпринимательским талантом, идеями для организации бизнеса и способен взять на себя ответственность за риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, продукта или вида услуг [2, с. 8].
Анализ законодательной базы России, где коммерческое право не выделено из гражданского и сохранена единая система част-
ного права, формально-юридическое понятие предпринимателя появляется лишь в 1995 г. с принятием федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. Ввиду рамочности многих его норм, а также отсутствия правовых механизмов, регулирующих поддержку малого предпринимательства, данный закон утратил свою силу в 2007 г.
Выполняя немаловажную социально-экономическую роль, предпринимательство вместе с отчислениями в налоговые органы во многом создает конкуренцию и рабочие места, а также обеспечивает занятость населения, в т. ч. социально нестабильных слоев населения, и развивает экономический сектор регионов.
Игнорирование многочисленных проблем на пути предпринимательства зачастую приводит к масштабному сокращению их деятельности, как произошло в 2013 г., когда
только за первое полугодие в России свое дело в результате резкого повышения социальных налогов закрыли около 650 тыс. мелких предпринимателей и фермеров [3].
Более уязвимое от нестабильных колебаний рынка малое предпринимательство нуждается во многих льготных послаблениях со стороны государственных органов, например, по уменьшению кадастровой оценки земли или арендной ставки. Проблемы, вызванные данным характером вкупе с падением национальной валюты и покупательской способности населения, привели к возросшей в несколько раз активности продажи бизнеса в 2014 г. в крупных городах России [4].
В результате проведенного РБК в начале 2015 г. опроса среди предпринимателей на предмет основных помех, мешающих им выстраивать свой бизнес, большинство высказавшихся указали на высокие ставки по налогам и кредитам [5].
Практика показывает, что многие проблемы лежат в правовой плоскости, а именно: в отсутствии требуемой законодательной базы или неоднозначности ее толкования.
Первым документом, декларирующим принцип свободы предпринимательской деятельности в постсоветской России, стала Конституция РФ, в статье 8 которой лаконично закреплено право каждого на «свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности» [6].
Жизнь малого бизнеса усложняют бесчисленные изменения, дополнения, поправки как в нормативно-правовые акты, так и в формы отчетных документов, смысл которых большинству предпринимателей не ясен. Постоянные новации по их изменению обременительны и губительны, поскольку для своевременного их отслеживания и грамотного применения предпринимателю необходимо содержать целый штат экспертов-советников.
Отсутствие стабильности законодательства - один из основных предметов обсуждения среди предпринимателей.
Необходимость введения Предпринимательского кодекса в жизнь предпринимательского общества не представляется целесообразным, поскольку количество сборников нормативно-правовых актов (кодексов), затрагивающих ту или иную отрасль, в России предостаточно (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и пр.).
Принятие закона, содержащего исчерпывающие требования к основам предпринимательской деятельности, четко регулирующего права, обязанности, меры защиты предпринимателя, какими требованиями руководствоваться, на какую конкретно помощь рассчитывать, послужит основой формирования правовой среды предпринимательства.
Затронув тему несовершенства законодательной базы как основной проблемы предпринимателей, нельзя не сказать и о другой сопутствующей проблеме - отсутствия должного уровня информативности для предпринимателей со стороны государства. В настоящий момент доля малого и среднего бизнеса в ВВП России не превышает 21 %, в то время как в развитых странах этот показатель составляет более 50 % [7].
В таких условиях Правительству России необходимо усилить работу в вопросах информационной поддержки предпринимателей, для чего следует направить некоторые функции контролирующих органов в обучающее русло, помогая тем самым предпринимателям в правильности ведения учета, консультациях и разъяснениях, одним словом - помогать малому бизнесу.
Следует отметить, что «информационный голод», который очень часто охватывает многие предпринимательские слои населения, можно постепенно свести к минимуму посредством создания соответствующих сайтов, бесплатных консультационных центров развития малого предпринимательства, принятия государственных программ обучения, переподготовки и помощи субъектам малого бизнеса, организации на местах сообществ предпринимателей для консультаций, проведения семинаров и пр.
Законодательно следует обязать соответствующие органы выпускать наиболее востребованные справочники по налогам и налоговым льготам для малого бизнеса, предоставлять статистические, демографические или экономические данные для составления бизнес-плана и разработки маркетинговой стратегии.
Вопрос организации процесса уплаты налогов, а также пределов исчисления налоговой ставки остается актуальным до настоящего времени.
Экономическая политика государства в области налогов так и не смогла существенно
облегчить положение малого бизнеса за двадцать пять лет. Робкие попытки снизить налоговое бремя на бизнес наталкиваются на неразрешимые противоречия нечетких формулировок в законотворческой базе.
Несовершенство системы налогообложения - вторая основная проблема, стоящая непреодолимой преградой для нормального функционирования малого предпринимательства. В условиях сложной экономической обстановки трудно ожидать принятия масштабных налоговых льгот, однако некоторые моменты, вызывающие у предпринимателей наиболее резкие оценки и сильные эмоции, следует скорректировать, например, взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и в Пенсионный фонд России.
Величина страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за своих работников, определяется исходя из выбранного им налогового режима, а поэтому взносы в ФФОМС могут и не отчисляться (например, при упрощенной системе налогообложения), однако совокупная ставка отчислений в фонды будет все равно не менее 20 % от начисленного дохода сотрудникам. Вот почему даже фирмы, имеющие небольшой по численности персонал, не стараются работать по «белой зарплате».
Проблема «теневого бизнеса» крепко связала между собой государство, экономику и малое предпринимательство.
Как показывают результаты социологических опросов, проведенных среди представителей малого бизнеса, многие предприниматели готовы платить 100 % белой зарплаты и с нее небольшие налоги, чем показывать ползарплаты и не платить половину налогов, в связи с чем было бы разумным в качестве эксперимента переложить бремя налогового агента по взносам в обозначенные фонды с предпринимателя на работника.
Сложившаяся в России особенность стихийного рынка, носящего спекулятивный характер по сравнению со сферой материального производства, не стимулирует предпринимателей производить товары, а все больше вынуждает их сворачивать производство.
С введением института омбудсмена по делам предпринимателей проблема административных барьеров для бизнеса несколько
снизилась, но все еще остается острой. Зачастую вездесущие чиновники в этом видят смысл некого государственного регулирования, забывая при этом, что регулирование заключается не в бесконечном воздействии на бизнес путем проверок и откровенного вымогательства, а в формировании оптимальных и прозрачных условий существования последнего.
Данная проблема плавно перетекает в законотворческую проблему, освещенную выше, и решается путем полной ревизией устаревших актов и положений различных ведомств, действующих со времен развитого социализма, а также четкого разграничения полномочий контролирующих органов.
Наибольший интерес здесь представляет система господдержки бизнеса на местах, имеющая множество нареканий со стороны предпринимателей ввиду своей сложности, забюрократизированности и нелогичности. Основная трудность состоит не только в получении финансовой помощи от государства, но и в возможности самому оказать посильный вклад в его нужды. Это в первую очередь касается непреодолимых административных барьеров на пути к участию в государственном тендере, так сказать доступу к госзаказам. Условия, предъявляемые к потенциальным участникам государственного тендера, во многом не приемлемы для малого бизнеса из-за ряда основных требований конкурса по оплате, поставке, комплектности и залоговым поручениям. Нередко условия конкурсов изначально пишутся под конкретного крупного производителя, отбрасывая тем самым представителей малого бизнеса.
Практика показывает, что данная проблема имеет аналогичное решение в правовой плоскости, а эффективность ее решения зависит от степени юридической проработки принимаемых законов. Борьба с негативной административной политикой на местах может продолжаться бесконечно долго, если не сформировано инициативное общество, способное придавать гласности «чиновничьи барьеры» и добиваться их отмены.
Недоступность кредитных ресурсов и дефицит оборотных средств для развития бизнеса на сегодняшний день являются важнейшими проблемами предпринимателей. Обладая, как правило, ограниченным оборотным капиталом, предприниматели редко
имеют возможность привлечения заемных средств. Плюс ко всему, отсутствие ликвидного залогового имущества и положительной кредитной истории не позволяют получать им доступные банковские кредиты по приемлемым для них условиям. В связи с чем исследователи отмечают трудности с получением банковского кредита для 54 % малых предприятий [8].
Высокие процентные ставки по кредитам практически губят на корню потенциальных предпринимателей, лишая их источников формирования первоначального капитала. Остается непонятным безучастие государства в данном вопросе. Если нежелание коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий получения большой прибыли вполне понятно, то самоустранение государства от необходимого регулирования в этой области вызывает полное недоумение.
Развитие рыночных отношений предполагает либо путь формирования регулируемого рынка, либо стихийного, носящего исключительно спекулятивный характер. Результаты «шоковой терапии», которая должна была встряхнуть общество и вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, печально свидетельствуют о недопустимости второго варианта.
В настоящее время необходимо с помощью государства разрабатывать механизмы, стимулирующие кредитование малого бизнеса на благоприятных для него условиях. В этих целях следует обратить внимание на создание государственных фондов займа малому бизнесу, сети государственных банков, специализирующихся на кредитовании малого и среднего бизнеса под небольшие процентные ставки, но с жесткой системой контроля и регулирования заемных средств. Принимая во внимание, что существующие ставки обусловлены прежде всего высоким риском невозврата кредитных средств, автор подчеркивает важную роль государства в регулировании процентных ставок для бизнеса.
Длительные сроки рассмотрения заявок должны быть законодательно существенно ограничены для организаций, успешно подтвердивших прозрачность ведения бизнеса этого сегмента предпринимательской деятельности. Для рассмотрения заявок в кре-
дитной поддержке на развитие бизнеса «с нуля» необходимо также установить четкие временные рамки.
Еще одной важной причиной недоступности кредитных ресурсов для представителей малого бизнеса являются очень сжатые строки кредитования, в результате чего начинающее предприятие, получая кредит, не успевает его вовремя гасить, приобретая, таким образом, плохую кредитную историю. В данном случае близка позиция сторонников «кредитных каникул» для малого бизнеса в полном смысле слова, когда в течение трех месяцев не происходит никаких выплат по кредиту: ни погашения основного долга, ни уплаты процентов. Пусть это право возникнет у клиента кредитного учреждения в строго определенных законом обстоятельствах, но оно должно быть хотя бы в случае открытия предпринимательской деятельности.
Существует мнение, что положительная кредитная история, как правило, позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях, тем не менее, даже для старых и проверенных клиентов существующие на банковском рынке процентные ставки слишком высоки. Это вынуждает многих предпринимателей, поставленных в сжатые сроки, обращаться к ростовщикам.
Доступность имущественных ресурсов для малого бизнеса и их содержание замыкает список ключевых проблем предпринимателей. Большинство предпринимателей в России не имеют собственного помещения и вынуждены арендовать его на тех или иных условиях. Аренда помещения является одним из основных видов затрат, сопряженных к тому же множеством проблем для бизнесмена.
Вопрос имущественной поддержки предпринимательства со стороны государства, выраженный в доступности производственных, офисных и других площадей, сохраняет свою актуальность в России достаточно длительное время. Недоступная предпринимателям стоимость аренды и не всегда приемлемые условия пытаются решаться государством различными способами: льготной арендой муниципальной собственности, льготным выкупом арендуемых помещений, а также введением в строй новых объектов недвижимости на льготных условиях аренды.
Следующая немаловажная проблема, всплывающая на поверхность - это субарен-
да помещений. Предоставляя предпринимателю в субаренду помещения, арендаторы, являясь по сути лишь посредниками, тем не менее обладают приоритетным правом выкупа арендуемого помещения [9].
Более того, на практике часто возникают ситуации, когда ответственность за все недочеты перед проверяющими органами несет именно предприниматель-субарендатор.
Проблему нехватки недвижимого имущества для представителей малого бизнеса пытаются также решать с помощью создания специальных офисных помещений типа «бизнес-инкубатора», основное предназначение которого - поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления льготной аренды и обеспечения услуг сопровождения (ведение бухучета, оказание правовой помощи и т. п.). Для осуществления деятельности в сфере высоких технологий в мегаполисах создаются комплексы объектов недвижимости - технопарки, состоящие из офисных, лабораторных и производственных площадей. Остается добавить, что подобные инструменты поддержки малого бизнеса существуют далеко не в каждом регионе, а в наиболее экономически развитых.
Подводя итоги, следует заметить, что налоги, отсутствие финансирования и административное давление уже не единственные основные проблемы малого бизнеса. На наш взгляд, несовершенство законодательства и слабое государственное регулирование экономических процессов стоят впереди всех остальных и мешают гибкости отношений между государством и предпринимательством.
Таким образом, основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Однако было бы неправильным говорить о проблемах предпринимателей, возникающих только по вине государства. Многие проблемы предпринимателей кроятся в них самих, а именно: отсутствие у человека определенных знаний, умений и навыков, опыта, самодисциплины и пр. Сюда также можно добавить низкие уровни культуры и социальной ответственности среди некоторых представителей предпринимательского сообщества - в недалеком прошлом выходцев из криминальной
среды «лихих девяностых», стартовую деятельность которых, составляет капитал, заработанный в «теневой» экономике.
Кадровый дефицит также далеко не всегда является проблемой, возникшей по вине государства, а скорее, наоборот, по причинам социально-психологического типа предпринимателя, причудливо сочетающим в себе завышенные требования к работнику с минимальными обязательствами со своей стороны. Наблюдения, проведенные нами в этой области, позволяют сделать вывод о том, что морально этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения между предпринимателями и их работниками, а равно и между самими предпринимателями, оставляют в большинстве случаев желать лучшего.
Тем не менее, многие социально-экономические проблемы предпринимателей решаются в настоящее время более динамично, чем в предыдущие годы. Неблагополучная экономическая и геополитическая обстановка заставляет руководство страной обращать пристальное внимание на наиболее существенные трудности предпринимательского сообщества, своевременно реагировать на внесение изменений в нормативно-правовые документы, призванные обеспечить нормальные условия функционировании и развития российского предпринимательства.
Список литературы
1. Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. 400 с.
2. Переверзев М.П., Лунева А.М. Основы предпринимательства. М.: Инфра-М, 2009. 176 с.
3. Малый бизнес ждет в тени. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/06/06/53702 15.shtml (дата обращения: 31.01.2015).
4. Владельцы небольших компаний начали распродавать свой бизнес. URL: http://mossovet-info.ru/news/v_rossii (дата обращения: 11.02.2015).
5. Не мешайте работать: чего ждет малый бизнес от власти. URL: http://top.rbc.ru/own_bu-siness (дата обращения: 15.02.2015).
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
7. Минэкономики предлагает создать Агентство по развитию малого и среднего бизнеса.
URL: http://www.vedomosti.ru/economics/artic-les/2015/04/08 (дата обращения: 30.12.2015).
8. Древлева И.К., Волков Г.Ю. Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований. Краснодар: Научно-издательский центр «Априори», 2012.
9. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ. Доступ из справоч-но-правовой системы «Гарант».
References
1. Bessolitsyn A.A. Istoriya rossiyskogo predpri-nimatel'stva [History of Russian enterprise]. Moscow, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" Publ., 2015. 400 p. (In Russian).
2. Pereverzev M.P. Osnovypredprinimatel'stva [Basic principles of enterprise]. Moscow, Infra-M Publ., 2009. 176 p. (In Russian).
3. Malyy biznes zhdet v teni [Small business waits in the shade]. Available at: http://www.gaze-ta.ru/business/2013/06/06/5370215. shtml (accessed 31.01.2015).
4. Vladel'tsy nebol'shikh kompaniy nachali raspro-davat' svoy biznes [Owners of small companies have began to sell their business]. Available at: http://mossovetinfo.ru/news/v_rossii (accessed 11.02.2015).
5. Ne meshayte rabotat': chego zhdet malyy biznes ot vlasti [Don't hinder our work: what small business expects from government]. Available at: http://top.rbc.ru/own_business (accessed 15.02.2015).
6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. [Constitution of the Russian Federation: accepted by national referendum of December 12, 1993]. Rossiyskaya gazeta - Russian Newspaper, December 12, 1993. (In Russian).
7. Minekonomiki predlagaet sozdat' Agentstvo po razvitiyu malogo i srednego biznesa [The Ministry of Economy suggests to create Agency of Small and Medium Business Development]. Available at: http://www.vedomosti.ru/econo-mics/articles/2015/04/08 (accessed 30.12.2015).
8. Drevleva I.K., Volkov G.Yu. Osnovnye prob-lemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Main problems of small and medium business development in Russia]. Re-shenie problem razvitiya predpriyatiy: rol' nauch-nykh issledovaniy [Solution of enterprise development problems: role of scientific investigations]. Krasnodar: Scientific-Publishing Center "Apriori", 2012. (In Russian).
9. Russian Federation. (2008) Federal Law № 159-FZ of July 7, 2008, Ob osobennostyakh otchuzh-deniya nedvizhimogo imushchestva, nakho-dyashchegosya v gosudarstvennoy sobst-vennosti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii ili v munitsipal'noy sobstvennosti i arenduemogo sub"ektami malogo i srednego predprini-matel'stva, i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii [On peculiarities of chattels real subtraction which are government property of territorial entity of the Russian Federation or communal property and which are rent by entity of small and medium business, and on changing certain legislative law of the Russian Federation]. Available at: http://base.garant.ru/12161610/.
Поступила в редакцию 04.04.2016 г. Received 04 April 2016
UDC 316.334.23(470)
SOCIAL-LEGAL ASPECTS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA Vladimir Aleksandrovich NIKONOV Assistant of Legal Groundwork Department Michurinsk State Agrarian University
101 Internatsionalnaya St., Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, 393740 E-mail: nikon561@yandex.ru
The basic problems of Russian business, hindering the development of entrepreneurship in Russia are considered. Complex aspects of business functioning in the current difficult economic situation in the country are described: high inflation, high interest rates, weak legal protection of entrepreneurs. The analysis of the legal basis of regulation of development of small business at Federal and regional levels is carried out. Special attention is paid to issues of efficiency. The results of the polls among the representatives of the business community, reflecting the contemporary mood and the problems of small business owners are discussed. Based on the analysis of the relationship between speed of economic reforms and the evolution of Russian entrepreneurship assesses the dynamics of changes in recent years, government support of entrepreneurs, compares advantages and disadvantages of each model. The key research issues of administrative, financial, property and other forms of support of small business are introduced. A more detailed examination of possible ways of interaction of public authorities with the business community stresses the importance of small business development as factor of improvement of the socio-economic part of the state is considered, and also the idea of priority directions of state policy is expressed.
Key words: entrepreneurship; problems of entrepreneurs; development of small business; state support; surveys; economic policy
Информация для цитирования:
Никонов В.А. Социально-правовые аспекты развития предпринимательства в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 2 (6). С. 64-70.
Nikonov V.A. Sotsial'no-pravovye aspekty razvitiya predprinimatel'stva v Rossii [Social-legal aspects of entrepreneur-ship development in Russia]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 64-70. (In Russian).