УДК 316.334.23(470)
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ
© Владимир Александрович НИКОНОВ
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация, ассистент кафедры правового обеспечения, e-mail: nikon561@yandex.ru
Проанализированы социальные гарантии предпринимателей в России. Рассмотрены правовые основы социальной политики в отношении российского предпринимательского сообщества. Проведен анализ социальных гарантий предпринимателей и описаны основные проблемы, связанные с их реализацией. Изучены вопросы сохранения и развития государством социальных обязательств для наиболее активной категории граждан - предпринимателей. Выделены и описаны необходимые для успешного развития предпринимательства социально-экономические гарантии. Проведен анализ пенсионного обеспечения, а также затронуты актуальные вопросы, касающиеся страхового стажа и страховых взносов предпринимателей. Отражена разработка проблем налоговой политики государства в отношении представителей малого бизнеса, административного ресурса региональных властей. Особое внимание уделено защите свободы предпринимательства, их информационной и правовой поддержке. Проведен анализ социальных гарантий предпринимателей, описаны основные проблемы, связанные с их реализацией. Высказаны предложения по совершенствованию механизмов реализации социальных гарантий предпринимателей. Обоснована идея о необходимости непрерывного совершенствования института социально-экономических гарантий как ключевого фактора развития предпринимательства в России. Внимание обращено на реализацию социального потенциала российского предпринимательского сообщества и своевременное регулирование механизма реализации гарантий предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: российский предприниматель; социальная политика; социальные гарантии; социальная защита; пенсионное обеспечение; налоговые льготы.
Актуальность вопроса развития российского предпринимательства в современных экономических условиях требует всесторонней оценки социальных гарантий, предоставляемых государством предпринимательскому сообществу. В цивилизованном обществе рыночных отношений главную роль в обеспечении социальной защиты населения берет на себя государство. Разработанный комплекс мер, в первую очередь экономических и правовых, способен не только сгладить неблагоприятные последствия рыночных отношений в экономике, но и стимулировать наиболее активных граждан на занятие предпринимательской деятельностью.
Конституция РФ занимает ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства. Являясь гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, Конституция РФ позволила законодательно сформулировать права и гарантии предпринимательской деятельности.
Социальные гарантии - это комплекс конституционно-правовых, финансовых, социально-экономических и культурно-духов-
ных обязательств государства перед специфической социально-профессиональной группой, направленных на создание для нее необходимых условий в целях эффективного исполнения служебных обязанностей, а также удовлетворения социальных потребностей и профессиональных интересов [1, с. 8].
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты [2, с. 179].
Систему государственных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.
Кризис социальной сферы в России усугубляется серьезным экономическим кризисом. Взаимосвязь социального обеспечения населения с экономикой государства не вызывает сомнений, поскольку возможности предоставления социальных гарантий у эко-
номически развитого государства значительно больше, чем у государства с развивающейся экономикой.
Однако для развития экономики государства необходимо в первую очередь сформировать движущую силу экономического роста, которой является предпринимательская деятельность населения. Социальная политика государства в этой сфере должна быть направлена на создание социальных гарантий классу предпринимателей, а также на корректировку их в лучшую сторону с учетом трансформации экономики.
В подтверждение этого Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ, отмечая приоритетность экономического развития, обращает внимание на необходимость создания условий для роста предпринимательской инициативы во всех секторах экономики, в т. ч. и посредством совершенствования законодательства, обеспечивающего гарантии предпринимательской деятельности.
Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства трудно переоценить: занятость в нем трудоспособного населения, доля его вклада в ВВП, объемы налоговых поступлений от малого бизнеса и т. п. Для того чтобы испытывающий на себе воздействия государственной политики и общемировые процессы развития малый бизнес в России окончательно не утратил свой потенциал, необходимы не только благоприятная политическая ситуация и высокий социально-культурный уровень населения в стране, но и своевременная программа социальных гарантий на основе законодательно-правовой базы.
Социально-экономическая политика государства в сфере предпринимательства должна включать в себя такие направления деятельности, как социальная защита предпринимательства, социальная поддержка и социальная помощь малому бизнесу и предпринимательству.
Совершенно очевидно, что проведение мероприятий по стимулированию успешно развивающегося малого бизнеса, а также поддержка его приоритетных и социально значимых направлений позволит создать условия не только для предпринимательского роста, но и экономики в целом.
Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Консти-
туцией РФ. Так, в ст. 7 Конституции РФ закреплены основные направления политики государства, главным из которых является на современном этапе - борьба с бедностью путем повышения общего уровня жизни населения. Гарантированность социальной защищенности человека - это основная цель правового регулирования [3,с.17].
В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту его прав и свобод.
В процессе рассмотрения вопроса о социальных гарантиях как неотъемлемых проявлениях конституционных прав необходимо выделить социально-политические, социально-экономические и социально-культурные.
Как верно отмечено рядом авторов, современный предприниматель должен постоянно быть в курсе внешней и внутренней политики, проводимой властями, тщательно отслеживать и изучать публикуемые статистические отчеты, аналитические доклады различных фондов, а также по возможности проводить свои собственные исследования социально-политической ситуации в стране.
Оказывая прямое воздействие на деловую активность предпринимателя, политическая обстановка заставляет последнего учитывать не только расстановки политических сил, но и принимать активную жизненную позицию, влияя на законодательный процесс, на процесс принятия решений руководящими органами.
Политические гарантии, данные Конституцией РФ (ст. 3, 12, 30), отражают возможность участвовать в политической жизни страны, развивать и совершенствовать демократические устои общества, формировать правовое государство.
В связи с этим для непосредственного участия в законодательной и политической жизни предприниматели консолидируются в общественные объединения, которые активно действуют в сфере обеспечения экономических и социальных реформ. Документы и материалы их съездов, конгрессов представляются в различные органы государственной власти субъектов федерации. Властные структуры внимательно анализируют их предложения и рекомендации и используют в разработке программ и принятии государственных решений. Общественные объеди-
нения предпринимателей активно борются за выживание социального слоя экономически активных людей, отстаивая интересы предпринимателей в органах власти. В этом отношении необходимо отметить деятельность таких объединений, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Опора России.
Социально-экономические гарантии предпринимателям предусмотрены, прежде всего, в ст. 34 Конституции РФ. Она предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Возможность вести предпринимательскую деятельность отражена также в ст. 8 Основного закона РФ, где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признавая право на экономическую деятельность, государство гарантирует предпринимателю свое невмешательство в вопросах целесообразности регистрации предпринимательской деятельности, предписаний на производство продукции и оказания услуг, ценообразования, распоряжения прибылью и других сопутствующих моментах.
Важнейшим направлением социального обеспечения является институт пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение в современной социальной политике России должно решать проблему адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально-справедливого и экономически обоснованного размера [3, с. 169].
На сегодняшний день вопросом о размере будущей пенсии предпринимателя задаются многие представители бизнес-сообщества. Право на трудовую пенсию предприниматель имеет при достижении пенсионного возраста (мужчинами - 60 лет, женщинами - 55 лет), наличии страхового стажа (в 2016 г. он должен составлять не менее 7 лет), а также индивидуального пенсионного коэффициента (в 2016 г. - не ниже 9) [4].
Таким образом, расчет пенсий для предпринимателей с 2015 г. происходит аналогично с расчетом пенсий наемных работни-
ков. Трудовая пенсия индивидуального предпринимателя состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Однако возникает необходимость указать ряд моментов, которые определяют суть данного вопроса. Ввиду того, что страховые взносы, которые обязан платить предприниматель, рассчитываются исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), то его будущая пенсия при сегодняшних расчетах оказывается зачастую меньше, чем у человека, который вообще никогда не работал и никуда ничего не отчислял. МРОТ в 2016 г. составляет 6204 руб. (утвержден Федеральным законом № 376-ФЗ от 14.12.2015 г.).
Примечательно, что в стаж предпринимателя будет засчитан только тот период, за который будут уплачены взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), при этом не имеет значения, что предприниматель не осуществлял деятельность и, соответственно, не имея дохода, сдавал нулевые декларации. В данном случае он не платит налоги, но уплачивает взносы.
В отличие от предпринимателя, не имеющего наемных сотрудников и уплачивающего в страховой фонд фиксированные страховые взносы, предприниматель-работодатель помимо страховых взносов за себя обязан уплачивать страховые взносы за каждого своего работника в размере 22 % от его заработной платы. Размер взносов каждый год меняется и все время растет. Обязанность по уплате страховых взносов сохраняется также за предпринимателем-пенсионером.
Исходя из высказываний руководителя ПФР, что «пенсия составит 40 % от средней зарплаты и это международный стандарт пенсионного обеспечения», предпринимателям не стоит рассчитывать на достойную пенсию от государства, а следует формировать ее самостоятельно [5].
Необходимо создать социальные гарантии, при которых будущая пенсия предпринимателя в значительной степени зависела бы не только от страхового стажа и суммы уплаченных в ПФР страховых взносов, но и от дополнительных коэффициентов, определяющихся общей суммой уплаченных страховых взносов за весь период как за себя, так и за своих работников. В противном случае государство может столкнуться с проблемой серых платежей, вызванных в первую оче-
редь нецелесообразностью в уплате страховых взносов. Так, выбирая между законными способами инвестирования в свои будущие накопления (банковский депозит, ценные бумаги, недвижимость и пр.) и выплатами постоянно растущих страховых взносов, предприниматель предпочтет первый вариант.
Актуальным до настоящего времени остается проблема административных барьеров со стороны властных органов, а также соблюдение ими антимонопольного законодательства. В основе российской системы антимонопольного законодательства лежит Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Конституция РФ непосредственно содержит ряд норм, обеспечивающих реализацию полномочий антимонопольных органов в сфере выполнения контрольных функций, связанных с развитием рыночной конкуренции, ограничением монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и антиконкурентных действий органов власти и управления. Низкий уровень правовых знаний в части соблюдения процедуры обжалования актов и действий органов власти и органов местного самоуправления приводит к малой результативности обращений предпринимателей в уполномоченный контрольный орган [6, с. 64-67].
Во избежание необоснованных проверок хозяйствующих субъектов комиссиями и отдельными должностными лицами различных контрольных органов, требования ими различных справок и иных документов, прямо не предусмотренных действующим законодательством, в последние годы при непосредственном участии предпринимательского сообщества были подготовлены ряд законопроектов.
На основании поручений президента правительству после послания Федеральному Собранию в 2015 г. был изменен закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2016 г. государство освободило малый бизнес от большинства плановых неналоговых проверок.
В число социально-экономических гарантий нельзя не отнести и налоговую политику государства. Налоговая нагрузка на малый бизнес в нашей стране остается одним из самых наболевших вопросов. Гарантии госу-
дарства по отношению к представителям малого бизнеса, как движущего локомотива экономики страны, медленно, но верно начали приобретать нужную форму.
Несмотря на то, что в 2015 г. налоговые каникулы уже наступили в десяти регионах России, повсеместное введение налоговых каникул произошло с 2016 г. и было нацелено на стимулирование развития малого бизнеса и отдельных экономических отраслей в России. С вступлением в силу нового Федерального закона № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» для предпринимателей в социальной, научной и производственной сферах установлено право на освобождение от обязательных платежей в бюджет. Однако правом на освобождение от налогов может воспользоваться только впервые зарегистрированный предприниматель, применяющий систему налогообложения только двух видов: упрощенная система налогообложения (УСН) или патентная система налогообложения (ПСН).
В соответствии с Федеральным законом РФ от 13 июня 2015 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в ст. 12 части первой и часть вторую НК РФ», региональные органы государственной власти имеют право на снижение налоговых ставок для малого и среднего бизнеса. Единый налог для бизнесменов, пользующихся УСН, может составлять от одного до шести процентов. Для впервые зарегистрированного предпринимателя, осуществляющего деятельность в производственной, социальной и научной сферах, предусмотрена ставка 0 % на срок до двух лет.
Помимо льготного налогообложения для представителей малого бизнеса, предпринимателям, бизнес которых направлен на социальную сферу, необходимо предусмотреть максимальную поддержку со стороны государства. К указанным мерам нелишне будет законодательно закрепить социально-экономические льготы для многодетных предпринимателей и предпринимателей-инвалидов.
Следует рассмотреть возможность получения дополнительных льгот и дотации на оплату коммунальных услуг, приобретение необходимого оборудования и его техническое обслуживание.
Принимая во внимание непростую экономическую ситуацию в России, правитель-
ству в первую очередь надлежит сформировать поддержку приоритетных направлений в малом бизнесе: системе ЖКХ, производстве, бытовом обслуживании населения, молодежном предпринимательстве, ремесленничестве, областях здравоохранения, образования спорта, культуры и др.
Нельзя не учитывать, что культурная и духовная жизнь общества является очевидным фактором развития малого бизнеса. Качественную сторону социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства представляют: демографические характеристики работников, их физическое состояние, здоровье; их образовательный и квалификационный уровень; социальная активность и инициативность, социальный статус предпринимателей.
Ключевыми социально-культурными гарантиями гражданина являются право на образование (ст. 43 Конституции РФ), свободу творчества (ст. 44 Конституции РФ), на доступ к культурным ценностям и на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44 Конституции РФ).
Поддержка предпринимательства со стороны региональных властей в различных субъектах Российской Федерации зависит в значительной степени от экономических возможностей региона, поэтому возможность субсидировать обучение в области предпринимательства есть далеко не везде. Данной гарантией могут воспользоваться, как правило, жители крупных городов и развитых мегаполисов. Для осуществления этого принимаются соответствующие управленческие акты, призванные решить текущие проблемы.
Так, в соответствии с исполнением Распоряжения Правительства Москвы 105-РП от 7 марта 2012 г., для выполнения работ, оказания услуг по обеспечению реализации полномочий города Москвы по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства 18 апреля 2012 г. было создано Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Малый бизнес Москвы». Деятельность учреждения направлена на обеспечение привлекательности города Москвы за счет формирования благоприятных условий для ведения бизнеса, повышение конкурентоспособности экономики города, развития научной, инновационной и ин-
жиниринговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения условий самозанятости населения [7].
Гражданину, обратившемуся за помощью в данное учреждение, гарантируется бесплатная консультационная помощь по вопросам малого предпринимательства, информирование о мероприятиях, предусмотренных государственными программами поддержки малого предпринимательства, а также бесплатные или частично бесплатные программы обучения, разработанные для предпринимателей или тех, кто желает открыть свой бизнес, успешно его вести и развивать.
Гарантия на получение информационной и правовой поддержки, а также начальных знаний в области предпринимательства крайне важна для будущих предпринимателей. Как показывает практика, не имея специального образования и какого-либо опыта в данной сфере, человеку осуществлять предпринимательскую деятельность сложно и рискованно.
Определенной категории предпринимателей необходимо гарантировать бесплатные курсы переподготовки, консультационно-методическую поддержку, бесплатное участие в организации и проведении научно-практических конференций, мастер-классов, а также в выставках по охране труда.
Опыт малого предпринимательства свидетельствует о том, что большинство неудач в деятельности начинающих бизнесменов связаны с их неопытностью и профессиональной некомпетентностью. Несомненно, что успех малых предприятий повышается по мере их взросления, однако наличие гарантированной государственной поддержки малому бизнесу на первоначальном этапе его становления будет не только способствовать усилению защищенности последнего, но формированию цивилизованного государственного отношения к предпринимательству в условиях рыночной экономики.
Социально-экономические гарантии гражданам - это объективная необходимость для любого правового государства, содержание и целесообразность ее существования. В современных экономических условиях важную роль государственной поддержки предпринимательства трудно переоценить. Успешному развитию предпринимательства в
России должна предшествовать система непрерывного совершенствования государственного управления по формированию эффективной инфраструктуры малого предпринимательства и в первую очередь - на законодательном уровне.
Список литературы
1. Милов А.Н. Социальные гарантии как фактор управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России: авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2011.
2. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые аспекты социального обеспечения населения // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1.
3. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2016.
4. Как оформить страховую пенсию по старости // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~437 (дата обращения: 19.01.2016).
5. Дроздов А. Пенсия должна быть не меньше 40 процентов от средней зарплаты. URL: http:// www.pfrf.ru/branches/tambov/news~2012/10/25 /65924 (дата обращения: 30.01.2016).
6. Таланцев В.И. Антимонопольное регулирование как инструмент снижения нагрузки на бизнес // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 55.
7. ГБУ «Малый бизнес Москвы». URL: http:// www.mbm.ru/about/ (дата обращения: 11.01.2016).
References
1. Milov A.N. Sotsial'nye garantii kak faktor upravlencheskogo vozdeystviya na voennosluzhashchikh vnutrennikh voysk MVD Rossii. avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. Moscow, 2011. (In Russian).
2. Shevnina L.E. Organizatsionno-pravovye aspekty sotsial'nogo obespecheniya naseleniya. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal -Leningrad Law Journal, 2012, no. 1. (In Russian).
3. Tuchkova E.G. Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii. Moscow, 2016. (In Russian).
4. Kak oformit' strakhovuyu pensiyu po starosti. Pensionnyy fond Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~437 (accessed 19.01.2016). (In Russian).
5. Drozdov A. Pensiya dolzhna byt' ne men'she 40 protsentov ot sredney zarplaty. Available at: http://www.pfrf.ru/branches/tambov/news~2012/ 10/25/65924 (accessed 30.01.2016). (In Russian).
6. Talantsev V.I. Antimonopol'noe regulirovanie kak instrument snizheniya nagruzki na biznes.
Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2010, no. 55. (In Russian).
7. GBU "Malyy biznes Moskvy". Available at: http://www.mbm.ru/about/ (accessed 11.01.2016). (In Russian).
Поступила в редакцию 03.02.2016 г. Received 3 February 2016
UDC 316.334.23(470)
SOCIAL GUARANTEES OF ENTREPRENEURS IN RUSSIA
Vladimir Aleksandrovich NIKONOV, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, Assistant of Legal Groundwork Department, e-mail: nikon561@yandex.ru
The social security of entrepreneurs in Russia is considered. The legal fundamentals of social policy towards the Russian business community is examined. The social guarantees for entrepreneurs are analyzed and the main issues associated with their implementation are described. The preservation and development of government social obligations for the most active citizens - entrepreneurs are studied. The necessary guarantees for successful enterprise development of socioeconomic security are allocated and described. The analysis of pension provision, as well as topical issues concerning the insurance period and the premiums of entrepreneurs are made. The development of state tax policy in relation to small businesses, the administrative resource by the regional authorities are marked. Special attention is paid to the protection of freedom of entrepreneurship, information and legal support. The analysis of social guarantees for entrepreneurs is held, the main issues associated with their implementation are described. The proposals on improvement of mechanisms of realization of social guarantees for entrepreneurs are made. The idea of the need for continuous improvement of the Institute of socioeconomic guarantees as a key factor in the development of entrepreneurship in Russia is substantiated. The attention is paid to the implementation of the social potential of the Russian business community and timely regulation of the mechanism of implementation of guarantees of entrepreneurial activity.
Key words: Russian entrepreneur; social policy; social guarantees; social protection; pensions; tax breaks.