Научная статья на тему 'Социально-правовая защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации'

Социально-правовая защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7019
837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

О. В. Лунькова

Социально-правовая защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Российского государства является социально-правовая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Наиболее многочисленные и уязвимые категории детей, которые нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, это в первую очередь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении - воспитанники интернатов или подростки, выходящие из колоний для несовершеннолетних.

В последние годы правительство Российской Федерации последовательно проводит работу по совершенствованию механизмов защиты прав детей, по решению наиболее острых социальных проблем, таких как детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство, насилие по отношению к детям. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации (в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи), законодательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка. Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сооб-

щает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

и и ^ и ^ и

продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества. Для реализации дополнительных мер поддержки принято решение создать Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [1]. Соответствующий указ подписан президентом В. В. Путиным 26 марта 2008 г.

Наиболее остро стоит вопрос устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статистике Федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, число детей, утративших родительское попечение в России ежегодно уменьшается, но все же остается значительным. В 2014 г. их количество по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 10,4 % и составило 61 621 чел.

В течение последних двух лет органами власти всех уровней были приняты и реализованы решения, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократить их численность в интернатных учреждениях. На семейные формы устройства в 2014 г. в семьи российских граждан было передано 62 972 детей, из них 6 616 - на усыновление, 56 356 - под опеку (попечительство), в том числе 23 464 - на возмездную форму опеки (попечительства). Под предварительную опеку в 2014 г. было передано 20 176 детей; на конец 2014 г. под предварительной опекой находилось 6 914 детей. При этом на протяжении последних четырех лет прослеживается тенденция увеличения количества детей, переданных в течение года на воспитание в семьи граждан, по сравнению с численностью выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 и в 2012 гг. в семьи было устроено на 17,8 °% меньше, чем выявлено, тогда как уже в 2013 г. разница составила 8 °%, а в 2014 г. впервые за последние годы, количество детей, устроенных за год в семьи, на 3,8 °% превысило число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей [3].

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в России должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановление нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств [2].

В современной России все рассматриваемые в этой плоскости вопросы весьма актуальны, поскольку идет процесс распада семьи, не уменьшается число разводов в семьях, где имеются дети, лавинообразно растет количество дел по лишению родительских прав, не становится меньше детей - социальных сирот. И это, к сожалению, стало приметной чертой нашего времени и порождает необходимость усиления активности деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, так гласит ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, в которой воспитание играет колоссальную роль в физическом и нравственном развитии ребенка. Главным условием для становления личности является здоровая и благополучная семья, уважение семейных традиций и взаимопонимание.

Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашенная в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путем принятия государством самых разнообразных мер, направленных на правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье - одно из важнейших его прав. Для этого должны создаваться условия для соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - должны приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения, на воспитание в семьи граждан.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. сформулировала ключевые задачи в обеспечении права каждого ребенка на семью: прежде всего организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексная работа заинтересованных комитетов и ведомств с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей, родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Анализ сферы социального сиротства показывает, что в 2015 г. в Ленинградской области наметилась положительная тенденция сокращения количества детей, оставшихся без родительского попечения. Этому предшествовала целенаправленная деятельность по созданию системы межведомственного взаимодействия служб и ведомств в работе с семьей при координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Отсутствие такого межведомственного взаимодействия, комплексного подхода в работе по предупреждению социального сиротства в 2013 г. (в сравнении с показателями 2012 г.) привело к росту:

• на 5,3 % количества детей, родители у которых лишены родительских прав, причем на 23 % возросло число детей, у которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (социальные сироты при живых родителях);

• 18,0 % количества родителей, лишенных родительских прав;

• 5,0 % количества детей, выявленных без родительского попечения.

Требовалось принятие кардинальных мер, направленных на раннее

выявление неблагополучия в семьях с детьми, профилактику социального сиротства, создание условий для сохранения биологической семьи при координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. С целью совершенствования института защиты прав несовершеннолетних в 2013 г. в систему государственных органов Ленинградской области была введена должность уполномоченного по правам ребёнка в Ленинградской области и создана новая структура -аппарата уполномоченного по правам ребёнка.

Уполномоченному по правам ребёнка в Ленинградской области удалось создать диалог представителей государственной власти Ленинградской области с гражданским обществом, а также достичь межведомственного взаимодействия, включая государственные и муниципальные структуры в решении многих вопросов, в том числе и системных проблем в обеспечении прав и законных интересов детей. Этому способствовал тот фактор, что уполномоченный не связан ведомственными интересами, а потому независим при осуществлении своих полномочий, что позволяет вовлекать в конструктивный диалог все стороны, от которых зависит разрешение проблем детства, материнства и семьи.

Для разрешения наиболее значимых проблем, связанных с защитой прав и законных интересов детей, уполномоченным в адрес губернатора Ленинградской области была направлена служебная записка, результатом рассмотрения которой стало проведение внепланового расширенного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с повесткой дня: «Об организации деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению социального сиротства на территории Ленинградской области» с постановкой задач всем службам системы профилактики, в том числе:

■ разработка совместно с комитетами и ведомствами, органами местного самоуправления системы эффективного межведомственного взаимодействия и утверждения состава рабочих групп по раннему выявлению семей группы риска по социальному сиротству на ранних этапах кризиса;

■ проведение рабочими группами межведомственных рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, и осуществление контроля за проведением с ними индивидуальной профилактической работы;

■ принятие конкретных мер помощи по выходу семей из трудной жизненной ситуации;

■ принятие дополнительных мер по психолого-педагогическому сопровождению семей с риском отказа от новорожденного ребенка.

В результате такого комплексного подхода в работе по профилактике социального сиротства удалось добиться положительных результатов по сохранению биологической семьи для ребенка и не допустить роста количества социальных сирот уже в 2014 г., объявленном губернатором Ленинградской области - Годом Детства, а 2015 г. - закрепить достигнутые результаты в этой сфере деятельности. Об этом свидетельствует информация Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Так, за 12 месяцев 2015 г. выявлено 588 детей, оставшихся без попечения родителей, что меньше на 28 % в сравнении с показателями 2014 г. и соответственно на 41 и на 38 % - в сравнении с показателями 2013 и 2012 гг.

Сократилось количество детей, у которых родители лишены родительских прав. Если в 2013 г. в банке данных органов опеки и попечительства состояло 777 детей, родители которых были лишены родительских прав, то в 2015 г. их количество сократилось на 10,0 % в сравнении с показателями 2014 г., и на 21,4 и 17,0 % меньше в сравнении с показателями соответственно 2013 и 2012 гг.

Показатель социального сиротства при живых родителях сократился на 7,0 % в сравнении с 2014 г. и на 24,0 % в сравнении с 2013 г.

Число безнадзорных и беспризорных детей, в отношении которых отсутствует контроль со стороны родителей и не созданы условия для их жизнеобеспечения и дальнейшего развития, сократилось на 19,0 %. И это очень важный показатель, свидетельствующий о преодолении негативной ситуации в сфере социального сиротства и верности выбранного курса всеми службами профилактики.

По сведениям областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 2014 г. рабочими межведомственными группами по месту жительства проверены более 9 тыс. семей, в результате чего было изъято 198 детей в связи с угрозой их жизни и здоровью, что на 22 % меньше в сравнении с 2014 г., на 27 % меньше, чем в 2013 г. и соответственно на 37 % в сравнении с 2012 г.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности принимаемых мер в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Видна положительная динамика в устройстве детей на семейные виды воспитания, снижается

количество детей, находящихся на воспитании в детских домах и учреждениях интернатного типа.

В настоящее время в регионе удалось преодолеть негативную тенденцию, наблюдавшуюся в последние годы - отказ от детей при рождении. Количество детей, оставленных матерями при рождении, в 2015 г. сократилось на 42 %, причем 44 ребенка были устроены на воспитание в семьи.

Сейчас в Ленинградской области функционируют три дома ребенка, из них два - специализированных. По состоянию на 01.01.2016 г. численность воспитанников домов ребенка составляет 104 чел. (за 2015 г. поступило 107 детей, выбыло - 141).

Принимая участие в работе круглого стола, организованного Комитетом Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству 6 июля 2015 г. по вопросу бэби-боксов, уполномоченный поделился опытом работы специализированного центра для оставления новорожденных детей матерями, желающими сохранить анонимность при отказе от ребенка. Такой центр функционировал в свое время в Ленинградской области на базе родильного дома Центральной районной больницы г. Кириши. Уполномоченный указал, что это противоречило общепризнанным принципам и нормам международного права и законодательству РФ, и отметил, что с 2012 г. не было зарегистрировано случаев размещения новорожденных детей в беби-боксе Киришской клинической межрайонной больницы, и он в настоящее время закрыт. Беби-боксы в других учреждениях здравоохранения Ленинградской области не устанавливались.

Позиция уполномоченного по данному вопросу однозначна - Бэби-боксы в России не нужны в силу их фактической бесполезности для общества. Они не направлены на решение проблемы - устранение причин и условий отказа от детей, не направлены на профилактику сиротства, пропаганду семейных ценностей, а наоборот, декларируют беззаботную, безответственную жизнь, направленную на развращение семейных традиций, подрыв традиционных семейных ценностей и самое главное -святость материнства.

Внедрение беби-боксов и отказ от ребенка - все это устанавливает в обществе совсем другую мораль и делает это нормой жизни, нормой поведения. Необходимо помогать запутавшимся родителям, не осуждать их, подталкивая к беби-боксам, а поддерживать, направлять, учить, устранять предпосылки, создавать благоприятные условия для сохранения семьи, используя весь имеющийся для этого инструментарий. В обоснование позиции был приведен пример создания в области эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных комитетов и ведомств с органами местного самоуправления, направленных на раннее выявление семей из группы риска и проведения с ними профилактической работы.

В результате такого комплексного подхода в работе по профилактике социального сиротства удалось добиться положительных результатов по сохранению биологической семьи для ребенка и не допустить увеличения количества социальных сирот. В то же время, статистические данные о количестве лишенных и ограниченных в родительских правах лиц свидетельствуют о том, что профилактическая работа и правоприменительная практика в Ленинградской области носят уклон в сторону лишения родительских прав. В два раза сократилось число родителей, восстановленных в родительских правах в сравнении с 2014 г. и на 37 % сократилось число родителей, в отношении которых избрана такая мера воздействия, как ограничение их в родительских правах, на период применения которой должна проводиться серьезная профилактическая работа с семьей по выводу ее из кризисной ситуации.

Право ребенка жить и воспитываться в семье реализуется в рамках Семейного кодекса Российской Федерации. Для обеспечения данного права в Ленинградской области Комитетом общего и профессионального образования разработана и реализуется программа комплексной подготовки граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача их под опеку, в приемную семью, на усыновление.

По сведениям Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по состоянию на 01.01.2016 г. в регионе проживает 5266 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 4 % меньше в сравнении с 2014 г., на 5,8 % меньше в сравнении с 2013 г., на 5,6 % в сравнении с 2012 г.

Ежегодно увеличивается количество детей, переданных на усыновление гражданам Российской Федерации, и уменьшается число детей, усыновленных гражданами иностранных государств. Так, в 2015 г. иностранными гражданами усыновлены 29 детей, из них: 22 ребенка уехали в Италию; пятеро детей - в Израиль и двое - во Францию.

В ряде субъектов СЗФО не отмечено ни одного усыновления иностранными гражданами (Псковская, Мурманская области). На 12 % возросло количество детей, переданных на воспитание в приемные семьи в сравнении с 2014 г. По состоянию на 01.01.2016 г. в приемных семьях воспитывается более одной тысячи детей.

В то же время согласно российскому законодательству приоритетной формой устройства ребенка является усыновление, а не приемная семья, опека или попечительство. Этот показатель в 2015 г. сократился на 16 % в сравнении с показателями 2014 и 2013 гг.

С каждым годом государство создает условия, которые были бы благоприятными для разрешения этой социальной проблемы в обеспечении права каждому ребенку жить и воспитываться в семье. Так, основными направлениями семейной политики в Ленинградской области являются повышение уровня жизни семей с детьми, создание условий для самостоятельности, самодостаточности и ответственности семьи за решение возникающих проблем, совершенствование системы семейного воспитания, улучшение жилищных условий семей, создание условий для сохранения и создания благополучной семьи. Ежегодно принимаются региональные нормативные правовые акты, направленные на поддержку материнства, отцовства и детства.

В заключение следует отметить, что, уделяя внимания детям в трудной жизненной ситуации, не следует забывать и о детях из благополучных семей. Именно эти семьи сегодня являются стратегическим ресурсом, который позволит переломить неблагоприятную демографическую ситуацию конца девяностых и начала двухтысячных

\ / V V

годов. У таких семей практически нет льгот, порой нет возможности улучшить жилищные условия, но там есть благоприятные факторы для воспитания детей.

Список литературы

1. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестн. МГУ. - Сер. 7. -Философия. - 2002. - № 6.

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

3. Федеральный банк о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс]. - УКЬ: http://www.usynovite.rU/statistics/2014/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.