УДК 323.22.28
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 1
С. И. Петров
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Для России характерно стремление влиятельной части ее элит к рывку, революции, кардинальному изменению ценностей.
Однако уроки истории свидетельствуют: несмотря на приоритет финансово-экономических механизмов в управлении современной Россией, недопустимо сбрасывать со счетов роль морального фактора и государственной идеологии как источников готовности народа к созидательному труду, защите Отечества и факторов развития страны.
Так, анализ уроков Великой Отечественной войны приводит к выводу, что исключительное значение имело то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан, и особенно молодежь, верило в реальность социалистических идеалов, преимущество советского народовластия и было готово самоотверженно защищать эти идеалы несмотря ни на что. Нельзя забывать, что именно патриотизм, возведенный в советский период в ранг государственной идеологии, позволил сокрушить фашистскую Германию, построить десятки тысяч фабрик и заводов, освоить целину, отправить Ю. Гагарина в космос. Это необходимо учитывать сегодня, принимая меры по модернизации и обеспечению национальной безопасности России. Особое значение имеет патриотизм для обеспечения оборонной безопасности.
В утвержденной Президентом РФ 12 мая 2009 г. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. зафиксировано, что основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность [1, с. 6].
В последние годы федеральный центр стал более адекватно реагировать на внешние угрозы, более внятно и настойчиво отражать национальные интересы. Вспомним, какой решительный отпор был дан военным силам Грузии в Южной Осетии, несмотря на то что власть ясно понимала, кто стоит за спиной агрессора.
В свою очередь, обеспечить национальные интересы можно только при условии продуманной и реальной модернизации армии, иначе она будет просто не в состоянии отвечать на вызовы и угрозы XXI в. Вот почему в России принята и реализуется беспрецедентная программа развития армии и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В общей сложности на эти цели выделяется 23 трл руб. [2, с. 85]. При этом важнейшим направлением является повышение качественного состава военнослужащих. Понятно, что без устойчивых позитивных перспектив решения этой проблемы модернизация невозможна, трансформация и ослабление — да. Что, собственно, и происходило уже 20 лет. Для России сегодня это особенно актуально, так как в подготовке
Петров Сергей Иванович — д-р ист. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: [email protected] © С. И. Петров, 2013
79
молодежи к военной службе и комплектовании армии имеются серьезные проблемы. Уже давно стало очевидно, что тенденции, которые здесь наметились, негативно сказываются на боеспособности. Особенно заметно ухудшилось физическое и психологическое состояние призывников. Если в 80-е годы на военную службу по состоянию здоровья не призывались порядка 5-6% молодых людей, то в последнее десятилетие — 33-35%. Кроме того, надо иметь ввиду, что последний более-менее благополучный год в плане демографии — 1987 (тогда родилось 1,2 млн мальчиков, а в 1995, например, только 700 тыс.). То есть демографическая база армии сужается. В то же время растет число не желающих служить. Вот тревожный факт: число восьмилетних детей сейчас в два раза меньше восемнадцатилетних. Общая численность детей за последние 10 лет уменьшилась на 7,5 млн [3, с. 3].
Официально признано, что в России более 60 тыс. детей-алкоголиков. Спиртное употребляют более 80 % молодежи, 40% старших школьников. Среди 4 млн наркозависимых более 80% — дети и молодежь. Уровень учтенной наркомании среди подростков вырос за годы реформ в десятки раз. Как следствие ряда факторов растет нездоровое поколение. Так, среди учащихся 11-х классов только 10% выпускников школы относительно здоровы. Таким образом, наша смена вступает в активную фазу трудовой деятельности физически ослабленной. Идет неуклонный процесс подрыва генофонда нации [4, с. 4].
Но, пожалуй, самая опасная тенденция среди молодежи — ее духовное обеднение и моральное опустошение. Это не случайное явление. Мораль в обществе зависит от политики власти. А сложившаяся система ценностей в России отвергает само понятие честности. При таком режиме невозможно оставаться честным человеком [5, с. 3].
Следствием этого является бездумное отношение значительной части молодых людей к жизни, потеря ими высоких идеалов и жизненных ориентиров. Это свидетельствует о том, что наряду с сомнительного качества высшим образованием они впитали в себя убогую, ущербную идеологию [6, с. 4].
Поэтому беспокоит и умонастроение молодежи. По данным ВЦИОМ, доля электорально активной молодежи составляет только 26%. Доля молодых людей, желающих уехать из России на постоянное место жительства в другие страны, по опросам 2011 г., достигло 39%. Молодежь не виновата: ее позиция отражает оценку того, что происходит в современной России, а также тот взгляд на недавнее прошлое, который сознательно навязывался последние два десятилетия [7, с. 4].
Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации. Можно в полной мере согласиться с точкой зрения ректора СПб ГУП А. Запесоцкого, высказанной в статье «Потерянное поколение», что СМИ стали главным врагом преподавателя, который традиционно пытается сеять разумное, доброе, вечное. Отмечая в этой связи роль СМИ в формировании морального облика молодежи, на Совете по культуре главный редактор газеты «Культура» Е. Ямпольская подчеркнула, что «главным проводником культуры, а равно и бескультурья в современном мире является СМИ» [8, с. 2].
Таким образом, современная российская молодежь вынуждена, по сути вопреки своей воле, действовать по обстоятельствам, приспосабливаться к реалиям жизни, в которой изменилась шкала ценностей и нравственных ориентиров. В итоге растет поколение рыночной идеологии и морали: деньги — вот главная цель в жизни, ради которой можно поступиться совестью, совершить преступление, обмануть, предать своих близких, друзей. Ведь «все в этом мире покупается и продается», и устоять против этого,
80
конечно, очень сложно. Разумеется, в такой духовной и социальной среде проблему нравственного здоровья молодежи и качественного состава армии не решить. Поэтому сложившаяся ситуация предполагает принятие государством неотложных мер, нацеленных на комплексное решение многих проблем формирования готовности молодежи к защите Отечества и повышения качественного состава Вооруженных сил.
В этой системе мер, как представляется, надо выделить основное звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепочку. Что же оно собой представляет? Думается, что одна из основных причин проблем России состоит в отсутствии какой бы то ни было общей высокой сплачивающей идеи, способной превратить население РФ в единый народ.
Многие политики и ученые не без основания полагают, что такой идеей, мобилизующей нацию на возрождение Отечества, должен быть «патриотизм». Его упомянул Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию в ряду ценностей, от которых мы не откажемся никогда [9, с. 4]. Это качество необходимо не только воинам по призыву, но и контрактникам, число которых к 2017 г. составит 425 тыс. чел. в миллионной армии [10, с. 5]. Вот почему в своей предвыборной статье «Быть сильными: гарантия национальной безопасности России» В. Путин высказал необходимость на новом качественном уровне организовать военно-патриотическое воспитание школьников [2, с. 97].
Действительно, историческая практика показывает, что образование новых государств активизирует процессы формирования патриотизма.
Руководство России после многолетней политики уступок и капитуляции в отношениях с Западом изложило положения, связанные с политикой формирования патриотизма, в программах «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2001-2005, а также на 2006-2010 и 2011-2015 гг. Однако в условиях многонационального государства, идейного плюрализма отсутствует четкое понимание патриотизма и гражданственности. Их современное понимание характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Каждое политическое направление наполняет их своим содержанием и трактовкой.
Содержание и направленность патриотизма определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Не случайно, оценивая германский опыт государственности, некоторые немецкие политологи отмечают: «Федерация выступает как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившиеся многообразие и своеобразие традиций, обычаев и культур различных групп и слоев населения или людей» [11, с. 70]. Это особенно важно в современных условиях, когда российское общество лишено четкого социального идеала, ориентировано на потребительский образ существования, приспособленчество, а в конечном итоге — на космополитизм и преклонение перед Западом. Причиной многих бед сегодняшней России является неолиберальная идеология. В ее основе — отсутствие какой-либо внятной государственной идеологической платформы, бездумное копирование западных буржуазных теорий, а также откровенный примитивный антисоветизм. Закономерный результат навязывания российскому обществу такой идейной солянки — постоянное несоответствие слов и дел, обещаний и того, что выходит из попыток эти обещания выполнить [13, с. 4].
Тем не менее, основываясь на обобщенном анализе многих мыслей, высказываний наших выдающихся и замечательных соотечественников о патриотизме, можно сформулировать главный смысл и значение этого понятия.
81
В целом патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активнодеятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В историческом плане патриотизм является источником духовного и нравственного здоровья общества, жизнестойкости и силы народа, которая особенно мощно и неудержимо проявляется во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Данное обстоятельство очень актуально, так как существует острая необходимость в духовных факторах укрепления социально-политического единства и федерализма в России.
Патриотизм зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и конкретизируется, особенно в процессе осуществления общественно полезной деятельности, в реализации общенациональных целей.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающих свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, реализующих свои возможности и способности в интересах развития общества и укрепления государства.
Любовь к родной земле помогла россиянам преодолеть не одно испытание. Она же явилась источником деятельного патриотизма, которому Н. Карамзин посвятил следующие слова: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его... Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут...» [12, с. 59-61].
Основы государственно-патриотической идеи закладывались в период создания единого централизованного Московского государства. Этому способствовала многовековая борьба русского народа с татаро-монгольским игом, утверждение самодержавия на Руси, объявление царя «помазанником Божьим», усиление его единоличной власти. История России — история проявления патриотизма. В чем он проявляется? Каковы его особенности? На наш взгляд, они проявляются в следующем.
Во-первых, российский патриотизм отличает народный характер, сознательное, бескорыстное стремление к защите национальных интересов, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости России.
Во-вторых, интернациональность проявления патриотизма основана на многонациональном составе России. Все по праву называют себя россиянами, подчеркивая этим свою принадлежность к российскому государству и готовность защищать его интересы, в том числе с оружием в руках.
В-третьих, особенностью российского патриотизма является державность, основанная на чувстве национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в культуру, науку и прогрессивное развитие человечества, стране, простирающейся на огромном пространстве.
82
В-четвертых, российский патриотизм отличает динамизм, активность, практическое участие граждан в делах государства и его защите. Еще русский философ П. Я. Чаадаев считал, что время «слепой влюбленности» в Отечество прошло. И сегодня эту влюбленность надо доказывать конкретными делами, как это делали К. Минин и Д. Пожарский, миллионы наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
В-пятых, особенностью российского патриотизма выступает его высокая гуманистическая основа, вера в то, что богатейший духовно-нравственный потенциал российских народов способен оказать позитивное влияние на ход человеческой истории, обеспечить мир на планете.
Анализ сущности и особенностей российского патриотизма позволяет с уверенностью утверждать, что патриотизм — это и политика, и идеология, и высокое нравственно-психологическое чувство. На протяжении более чем тысячелетней истории нашего государства русские воины доказывали в бою, что превыше всего для них честь, независимость и достоинство Отечества.
На протяжении столетий россиянин чувствовал себя гражданином великой страны, и это чувство принадлежности к великой державе для граждан является неотъемлемым элементом традиционного образа жизни и морали. Не случайно все, что укрепляет национальное достоинство, подавленное распадом СССР и унижениями начала 1990-х годов, получает в обществе поддержку на современном этапе развития российского общества. Возрождение патриотизма и гражданственности во многом являются важнейшим условием возрождения России как великой державы.
Одним из характерных проявлений российского патриотизма и гражданственности, принципом их формирования является историческая преемственность, которая невозможна без общности исторической памяти и исторического воспитания, осознания исторической непрерывности, своей принадлежности к истории Отечества и его будущему. «История, — пишет итальянский историк Ф. Ч. Казула, — самый главный предмет для человека, для всего живущего, для народа... представляет собой визитную карточку прошлого человека и ставит его на определенную ступень общественного признания. Народ, не имеющий истории, не представляет большой ценности, и он не достоин лучшего будущего; и не случайно, когда хотят уничтожить какой-либо народ, у него прежде всего отнимают историю» [13, с. 11].
О реальной угрозе историческому сознанию народов России говорят многие ученые и политики. «Главным инструментом разрушения является манипуляция нашим историческим и национальным самосознанием, — утверждает Н. Нарочницкая. — Ибо нация, способная сохранить себя в истории, это не простая сумма индивидов, а преемственно живущий организм с целями и ценностями национального бытия, с общим духом и верой, представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями. Именно это и делает из народонаселения нацию, способную к творческому историческому акту» [14, с. 71].
Историческая преемственность, возрождение лучших традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь и деградации. Историческая преемственность как бы организует связь поколений, на ней держится нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Пренебрежительное отношение к прошлому приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений народа.
83
Национальный нигилизм и неверие, неспособность граждан найти согласие по вопросам прошлого, настоящего и будущего во все времена российской истории были на руку недоброжелателям Отечества, не способствовали его укреплению. История не прощает самопредательства. «Нужно вернуть уважение к своей истории. Ненормально не быть патриотом, — считает член Экспертного совета СФ РФ, профессор М. М. Решетников. — Народ нужно поднимать не только повышением зарплат и детских пособий, но и самоуважением. Мы слишком долго втаптывали в грязь всю свою историю. Куда же дальше? » [15].
Патриотизм и гражданственность как глубоко социальные по своей природе явления представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступают как атрибут жизнеспособности и безопасности. Это подтверждает конфликт с Грузией 2008 г., в котором современная Россия впервые действовала как суверенная демократия.
Важнейшим условием формирования и укрепления государства служит социальная ориентированность патриотизма. Обращая внимание на эту грань, Президент России В. В. Путин отметил следующее обстоятельство: «На нашей территории сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств. А население — это лишь 2% от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в "пустое пространство", судьба которого будет решаться не нами» [2, с. 81].
Поэтому сбережение народа может стать центром и средством становления, программой гуманизации политической системы, социальных отношений, бытовой культуры, навыком бережного подхода к достоинству, здоровью, имуществу, мнению каждого человека. На это, собственно, и нацелены недавно принятые долгосрочные федеральные проекты, программы и стратегии.
На современном этапе развития РФ возрождение патриотизма является условием возрождения России как великой державы. Важнейшие предпосылки ее укрепления — историческая преемственность, державность, духовность и социальная ориентированность. Поэтому укрепление единства страны тесно связано с решением проблемы формирования патриотизма и гражданственности всего многонационального народа России.
В российском политическом дискурсе существует запрос на сильную державу, Российскую великодержавность поддерживает Русская православная церковь. Единодушие религиозной общественности и светской власти объясняет А. Кураев: «Патриотизм — это аксиома русского православного сознания. Выводная из него теорема — поддержка сильного национального государства, государственническое мышление» [16, с. 78].
Державный патриотизм действительно может объединить субъекты Федерации, различные социальные группы в единое целое, но при определенных условиях. И, как представляется, одним из таких неотъемлемых условий является обеспечение социальной справедливости. При этом речь не идет о всеобщей уравниловке. Как считал Пити-рим Сорокин, в обществе не существовало и не существует ни одной устойчивой социальной группы, которая имела бы «плоский» профиль экономической стратификации, в которой все члены были бы равны друг другу. «Нестратифицированное общество, все члены которого действительно равны, миф, так никогда и не ставший реальностью» [17,
84
с. 11]. Вместе с тем чрезмерное материальное благополучие, приобретенное немногими в ущерб большинству, как и общий моральный климат в нашем обществе, не может привести ни к чему хорошему.
Социальная справедливость для России — ключевая ценность, так как сегодня социальный строй, основанный на несправедливости, не способен сплотить и мобилизовать граждан ни на модернизацию, ни на защиту Отечества.
В этом отношении негативный пример показывает национальная элита. Новая политическая элита, возглавляемая Б. Н. Ельциным, несмотря на приход к власти в том числе на волне борьбы с привилегиями, не только не отказалась от них, но и увеличила их список. Значительная часть правящей современной элиты не обладает высокими управленческими и нравственными качествами, получив громадные привилегии в результате номенклатурной приватизации значительной части государственной собственности, она оказалась неспособной достойно управлять страной [18, с. 90].
Так, согласно статье 59 Конституции РФ, «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» [19, с. 12]. Однако российской элитой это игнорируется. А вот примеров личного и незаконного обогащения с выводом капиталов за рубеж более чем достаточно.
Известно, что формирование патриотизма, гражданственности — это процесс, состоящий из множества связанных звеньев. И важно, чтобы семья, школа, ВУЗ, СМИ, власть как в центре, так и в регионах действовали в едином ключе, а не как лебедь, рак и щука в известной басне Крылова. В связи с этим представляется необходимым в соответствии с насущными потребностями общества решить проблему негативного влияния СМИ, особенно телевидения, на молодежь. В принятой Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено, что одна из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры — засилье продукции массовой культуры, ориентированной на потребности маргинальных слоев [1, с. 9].
Формирование патриотического сознания у граждан РФ и роль СМИ в этом отношении особенно важны в условиях модернизации экономики и новой реорганизации всей оборонной системы страны. Как будет далее реализовываться модернизация России, выведет ли она страну в пятерку ведущих экономик мира, позволит ли она сделать армию более сильной и боеспособной —зависит не только от финансового ресурса и политической воли, но и от моральной и социально-политической атмосферы в обществе. Поэтому необходимое условие эффективных преобразований в обществе, государстве и в оборонной сфере заключается в создании социально-политических предпосылок, способствующих формированию патриотизма и консолидации различных социальных и национальных групп нашей страны.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. М., 2009.
2. Путин В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М.: Олма Медиа Групп, 2012. 127 с.
3. Недетские проблемы // Комсомольская правда. 2012. 23 февраля.
4. Цимлов В. Год потерянного поколения? // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. б февраля.
5. Гранин Д. Совесть не приносит дохода // Аргументы и факты. 2011. № 42.
6. Росенко М. В ловушке ложных теорий // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 28 сентября.
7. Калашников В. Долгая дорога к согласию // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 27 января.
8. Петров В. Культуру посеют СМИ // Российская газета. 2012. 26 сентября.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2008. б ноября.
85
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2011. 23 декабря.
11. Конституционный вестник. М.: 1992. № 1.
12. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Вестник Европы. 1802. № 4.
13. Казула Ф. Ч. Третий подход к истории. Пиза.: ЕТ8, 1997.
14. Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. М.: Минувшее, 2005.
15. Решетников Н. М. // Аргументы и факты. 2006. № 51.
16. Кураев А. Церковь в мире людей. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
17. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Академия, 2005.
18. Баранов Н. Современная российская политика. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2011. 297 с.
19. Конституция Российской Федерации. М., 2003. 32с.
Статья поступила в редакцию 11 сентября 2012 г.
86