Научная статья на тему 'Социально-педагогическое взаимодействие как фактор результативности деятельности специалиста по социальной работе'

Социально-педагогическое взаимодействие как фактор результативности деятельности специалиста по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическое взаимодействие / специалист по социальной работе / профессионально-моделирующее обучение / social-pedagogical interaction / specialist in social work / professional-modeling training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Палиева

В статье рассматривается сущность понятия «социально-педагогическое взаимодействие» и раскрывается его специфика относительно профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Обобщается опыт применения профессионально-моделирующего обучения на примере преподавания учебной дисциплины «Социально-педагогическое взаимодействие». Предложена классификация методов и технологий профессионально-моделирующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL INTERACTION AS A PERFOMANCE FACTOR OF THE SPECIALIST'S ACTIVITY IN SOCIAL WORK

The essence of the concept "social and pedagogical interaction" is considered in the article and its specificity regarding the professional activity of a specialist in social work is revealed. The experience of using the educational-methodical manual "Socio-pedagogical interaction" is generalized. The classification of methods and technologies of professional modeling training is offered.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое взаимодействие как фактор результативности деятельности специалиста по социальной работе»

УДК 378.016 : 37.013.42

Т. В. Палиева

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье рассматривается сущность понятия «социально-педагогическое взаимодействие» и раскрывается его специфика относительно профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Обобщается опыт применения профессионально-моделирующего обучения на примере преподавания учебной дисциплины «Социально-педагогическое взаимодействие». Предложена классификация методов и технологий профессионально-моделирующего обучения.

Ключевые слова: социально-педагогическое взаимодействие, специалист по социальной работе, профессионально-моделирующее обучение.

Введение

Развитие системы социальной защиты и социальной работы в Республике Беларусь обусловило необходимость подготовки специалистов высшей квалификации для данной сферы. В учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» осуществляется подготовка кадров по направлению специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Данная специальность готовит кадры с квалификацией «Специалист по социальной работе-педагог». Специфика подготовки специалистов данного профиля заключается в необходимости интеграции широкого круга наук, таких, как педагогика, психология, социология, юриспруденция и др. и их практического применения в решении разнообразных социальных проблем человека. Многообразие и сложность современных социальных проблем, эффективная реализация функции помощи и поддержки человека в трудной жизненной ситуации требует высокой профессиональной и психологической готовности специалистов. Осуществление качественной социальной работы с различными категориями граждан во многом будет зависеть от того, насколько хорошо специалист овладел умениями и навыками организации межличностного продуктивного взаимодействия. Применение социально-психологических технологий решения проблем различных категорий населения, нуждающихся в помощи и социальной поддержке, реализация диагностики, социальной профилактики и реабилитации, терапии, консультирования и посредничества невозможны без эффективного социального взаимодействия. Педагогический аспект такого взаимодействия также является обязательным для работы с любой категорией граждан: детьми, инвалидами, престарелыми людьми и др.

Учебная дисциплина «Социально-педагогическое взаимодействие» направлена на вооружение будущих социальных работников умениями и навыками профессионального межличностного общения, организации совместной деятельности, направленной на осуществление социальной помощи. Данная дисциплина, изучаемая на третьем курсе, предусмотрена вузовским компонентом учебного плана и не имеет типовой программы. При моделировании содержания данного учебного курса мы исходили из уже сформированных знаний, умений и навыков таких специальных дисциплш, как педагогика, психология, культура речи, теоретические основы социальной работы, методы и технологии социальной работы, психологические основы социальной работы, педагогические основы социальной работы, правовое регулирование социальной работы и др.

Учебная дисциплина «Социально-педагогическое взаимодействие» систематизирует уже имеющиеся знания и учит применять их на практике в процессе эффективного социально-педагогического взаимодействия. Безусловно, данный курс имеет и свое специфическое содержание.

Таким образом, специфика учебной дисциплины «Социально-педагогическое взаимодействие» заключается в:

- теоретической и практической неразработанности отдельных аспектов социально-педагогического взаимодействия при осуществлении социальной работы;

© Палиева Т. В., 2017

- необходимости интеграции знаний различных наук;

- обязательной минимизации теоретизированности в процессе подготовки социальных работников;

- ориентации на будущую практическую деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение

С развитием теории управления в педагогику прочно вошли ее основные понятия -«субъект» и «объект» управления. Категория «взаимодействие» представляется как процесс «субъект-объект-субъектных» отношений в процессе деятельности. Субъект при этом рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Субъектом может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся только педагог, а воспитаннику отводилась позиция объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако низкая результативность «субъект-объектных» педагогических отношений (т.е. педагогического «воздействия») в настоящее время полностью доказана. Хотя, следует отметить, что практика реализации воспитания и обучения показывает, что воспитанник часто находится в позиции объекта, так как педагог ставит цели, формулирует задачи, направляет и организует деятельность и др. Но только взаимодействие в системе «человек-человек», порождаемое «субъект-субъектными» отношениями, способно обеспечивать действительно значимые педагогические результаты как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.

Как правило, категория «взаимодействие» используется для характеристики межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга.

Дефиниция «педагогическое взаимодействие» рассматривается, как правило, в разрезе учебно-воспитательной работы, осуществляемой в учреждениях образования. Педагогическое взаимодействие может реализовываться и как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Т.е. «взаимодействие» приобретает характеристику «педагогического» в тот момент, когда осуществляется некое воспитательное или обучающее влияние на личность.

«Социальное взаимодействие» выступает способом осуществления социальных связей и отношений между людьми. Теории социального взаимодействия широко представлены в социально-гуманитарных науках. Так, в социологии существует множество концепций взаимодействия (интеракции) двух или нескольких индивидов, которые существенно отличаются друг от друга по предлагаемым моделям и возможным последствиям осуществленного взаимодействия. Концепция социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), символического интеракционизма (Дж. Герберт Мид, Г. Блумер), этнометодология Г.Гарфинкеля, концепция управления впечатлениями Э. Гофмана и др. раскрывают разнообразные проблемы и аспекты социального взаимодействия на микро- и макроуровнях. На микроуровне в данных социальных теориях рассматриваются процессы общения между индивидами, находящимися в непосредственном контакте. На макроуровне социальное взаимодействие рассматривается на крупных социальных группах и структурах, прежде всего на социальных институтах.

Чаще всего «социально-педагогическое взаимодействие» рассматривается в рамках образовательного процесса. Так, в педагогическом словаре термин «социально-педагогическое взаимодействие» трактуется как особая форма связи между участниками именно образовательного процесса и предусматривает взаимообогащение их интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы, координацию и гармонизацию, личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [1, 18].

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе связана с человеком в среде и нацелена на решение его проблем. Поэтому специфика учебной дисциплины «Социально -педагогическое взаимодействие» заключается в том, что в процессе подготовки специалистов по

социальной работе необходимо научить не только основам правильного продуктивного общения и организации деятельности, но и отдельным практическим методам и приемам общения с особенными категориями граждан (лица без определенного места жительства, пожилые люди, безнадзорные дети, инвалиды, нарко- и алкозависимые и др.).

Возможности моделирующего (имитационного) обучения позволяют студентам «столкнуться» с проблемными ситуациями, типичными для реальной профессиональной деятельности, научиться применять теоретические знания на практике и находить решения с учетом ситуативности и субъективности каждой конкретной нетипичной проблемы, формировать психологическую готовность и профессиональную Я-концепцию. Имитационные методы и технологии обучения основаны на моделировании в учебном процессе реальных условий. На основании анализа современных образовательных методов и технологий [2] предлагаем следующую классификацию методов и технологий профессионально-моделирующего обучения (см. схему).

Схема - Методы и технологии, используемые при профессионально-моделирующем обучении

Следует отметить, что для результативности образовательного процесса профессионально-моделирующее обучение должно органично включаться в целостную и целенаправленную систему организации процесса усвоения учебной дисциплины. Так, разработанный нами электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социально-педагогическое взаимодействие», содержит не только электронные варианты лекций, планы практических занятий, презентации-визуализации, интерактивные презентации и дополнительные материалы из научной и учебно-методической литературы для самостоятельной работы над темой, но и видеотеку, картотеку ситуаций социально-педагогического взаимодействия.

На лекционных и практических занятиях применяются интеллект-карты, элементы технологии «Перевернутый класс», занятия-«суды», лекции-«погружения», лекции-«парадоксы», бинарные лекции и др., включающие методы проблемного, программированного, проектного, развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Такая система обеспечивает качественное усвоение, прежде всего, теоретических знаний и развитие психических процессов, что является обязательным условием, «фундаментом» для применения методов и техник профессионально-моделирующего обучения. При использовании имитационной игропрактики в процессе профессиональной подготовки обеспечивается связь полученных теоретических знаний с конкретной практической деятельностью, формируются способности действовать и находить решения как в типичных, так и в нестандартных ситуациях.

Приведем отдельные примеры организации учебной работы студентов. В дисциплине «Социально-педагогическое взаимодействие» профессиональное-моделирование направлено на

совершенствование коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения. То есть, учимся в различных, в том числе и сложных ситуациях, устанавливать психологический контакт, учитывать особенности коммуникативного воздействия, адекватно строить ситуацию общения, управлять ею, эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения, умело разрешать конфликты, понимать собеседника, прогнозировать поведение партнера в общении и др.

Например, содержание темы «Общение как форма взаимодествия» предполагает изучение различных стилей общения. Студенты знакомятся как с классификацией стилей педагогического общения (демократический, авторитарный, либеральный), так и с классификацией стилей делового общения (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Изучают стили отношений и стили работы. После усвоения данного содержания студентам предлагаются видеозаписи (или тексты) с демонстрацией явно доминирующего стиля общения, а после - с трудно диагностируемым стилем. Студенты анализируют и выполняют различные групповые задания по предложенному материалу. Затем предлагается задача моделирования различных стилей общения в одной и той же заданной ситуации.

Немаловажным для эффективного социально-педагогического взаимодействия является одно из наиболее сложных коммуникативных умений - это умение слушать. Студенты изучают различные виды слушания (рефлексивное, нерефлексивное, активное слушание) и через применение различных методов моделирования учатся воспринимать информацию от других, не выражая своих эмоций, поощряюще реагировать на говорящего, стимулируя его к продолжению акта общения, влиять на говорящего, способствуя развитию его мысли «на один шаг вперед» и др.

Изучая структуру психологической подстройки к собеседнику в процессе формирования практических умений и навыков через различные имитационные методы, преимущественно игрового характера, учим управлять своим поведением и самой ситуацией общения, располагать к себе собеседника. Прежде чем приступать к моделированию через наблюдение примеров психологической подстройки студенты учатся замечать и анализировать изменения в поведении собеседников, в жестах, характере и темпе речи, позах и др.

На практических занятиях с помощью профессионально-моделирующего обучения студенты осваивают алгоритмы эффективного общения, такие, как алгоритм «Как говорить убедительно», алгоритм обращения к руководству, алгоритм деконфликтизации и др. [3, 27-29].

Практические приемы убеждения также лучше осваивать в процессе моделирования. Студенты имитируют на заданные темы метод убеждения, продумывая порядок аргументов, их убедительность, способы проявления эмпатии и избегания конфликтогенов, нахождения путей удовлетворения потребностей собеседника. Следует отметить, что перед непосредственным моделированием, студенты просматривают кино- и видео примеры реализации метода убеждения, анализируют их.

При изучении тем, связанных с конфликтными ситуациями общения, студенты не только анализируют некоторые литературные произведения, но и реальные ситуации, участниками или свидетелями которых они были. Моделированию подлежат потенциально конфликтные типичные и нетипичные ситуации из профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Каждая ситуация подвергается тщательному конфликтологическому исследованию. Перед моделированием различных стратегий выхода из конфликтных ситуаций предлагаем студентам ответить на следующие вопросы: «Что хочет каждый участник события? Что привело героев к столкновению? Какую каждый герой имеет перед собой цель? Какими средствами хочет ее достичь? Что мешает достижению этой цели? Какие каждый герой осуществляет действия? Какие можно предложить способы выхода из конфликтной ситуации?» [2, 25-26].

Ответ на последний вопрос может стать предметным полем для применения вышеназванных методов анализа ситуаций, которые направлены на нахождение способов конструктивного разрешения конфликтов.

В учебной дисциплине «Социально-педагогическое взаимодействие» профессионально-моделирующее обучение направлено на имитацию преимущественно проблемных ситуаций общения. Для поиска оптимальных решений каждая такая ситуация подвергается анализу с различных сторон:

- проблемный анализ предполагает выделение проблемного поля и умение формулировать задачу;

- системный анализ позволяет рассмотреть объекты с позиции системно-структурного и функционального подходов;

- праксеологический анализ нацеливает на рассмотрение процессов с позиции их оптимизации;

- прогностический анализ позволяет строить прогнозы дальнейшего развития;

- причинно-следственный анализ устанавливает причины сложившейся ситуации;

- аксиологический анализ позволяет оценить ситуацию с позиции ценностных подходов;

- ситуационный анализ направлен на моделирование ситуации с позиции действующих лиц и исходных условий.

Интересным для реализации является анализ возможных последствий неправильных действий.

Ситуации для социально-педагогического общения, как правило, берутся из практической деятельности социальных работников. Но под моделирование могут попасть и реальные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются студенты. Такие занятия помогают не только решить их, но и обрести соответствующее профессии мышление оптимистического и креативного характера, что влияет на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов социальной сферы.

Предлагаемые проблемные ситуации должны тщательно отбираться преподавателем. Одни ситуации («штатные») часто встречаются в социально-педагогической практике, они позволяют не только самостоятельно найти решение, но и выстроить алгоритмы работы в подобных обстоятельствах. Алгоритм, как строгая система последовательных действий, будет способствовать овладению необходимыми компетенциями. Другие ситуации («нештатные») требуют от специалиста неординарных педагогических решений, креативного подхода при их разрешении с учетом индивидуальных особенностей и субъективных обстоятельств. Обучить правильности принятия решений и построению тактики достаточно сложно. Здесь требуется социально-педагогическая интуиция, высокая заинтересованность самого социального работника, педагога, богатый практический опыт.

Изучение специфики социально-педагогического взаимодействия с различными категориями населения, такими, как инвалиды, пожилые люди, лица без определенного места жительства, лица делинкветного и аддиктивного поведения и др. , требует углубления в психологические особенности и характеристики каждой группы. Реальный процесс взаимодействия с человеком, испытывающим трудности в социальном функционировании или социально опасного для общества, определяет типы взаимодействия с ним в процессе социальной работы, которые порождают разные способы решения его проблем.

Выводы

Социально-педагогическое взаимодействие - это мастерство деятельности с человеком. Овладение им доступно только людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, креативным мышлением, желанием и внутренней потребностью помочь другим людям. Профессионально-моделирующее обучение обеспечивает не только закрепление знаний, формирование умений и навыков, но и развитие личностных и профессиональных качеств, повышает активность обучения, обеспечивает интенсификацию профессиональной подготовки, учитывает индивидуальные способности и интересы, обеспечивает высокую степень проблемности в обучении.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

2. Орешкин, В. Г. Матетика : Самообучение, самовоспитание, саморазвитие : учебно-методическое пособие / В. Г. Орешкин. - СПб. : Любавичи, 2016. - 300 с.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. учреждения высш. проф. образования / А. Н. Панфилова. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

Поступила в редакцию 16.03.17

T. Palieva

SOCIAL-PEDAGOGICAL INTERACTION AS A PERFOMANCE FACTOR OF THE SPECIALIST'S ACTIVITY IN SOCIAL WORK

The essence of the concept "social and pedagogical interaction" is considered in the article and its specificity regarding the professional activity of a specialist in social work is revealed. The experience of using the educational-methodical manual "Socio-pedagogical interaction" is generalized. The classification of methods and technologies of professional modeling training is offered.

Keywords: social-pedagogical interaction, specialist in social work, professional-modeling

training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.