Научная статья на тему 'Использование метода профессиональных проб для развития социальной компетентности студентов-экономистов'

Использование метода профессиональных проб для развития социальной компетентности студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудило А. В., Скворцова Л. Л.

Рассмотрены теоретические подходы к моделированию профессиональных проб. Обосновано применение профессиональных проб в высшем учебном заведении как психолого-педагогической технологии, актуализирующей профессионально-важные качества личности. Установлена эффективность использования профессиональных проб в качестве метода формирования социальной компетентности будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудило А. В., Скворцова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the method of professional testing for developing social competence of economists-students

We examined theoretical approach to modeling of professional tests. It is grounded on the using of professional trials in an institute of higher education as a psychological pedagogical technology actualizing professionally important qualities of a personality. We determined the efficiency of using professional trials as a method of forming of social competence of future economists.

Текст научной работы на тему «Использование метода профессиональных проб для развития социальной компетентности студентов-экономистов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

УДК 159.938 (075.8)

А. В. ПРУДИЛО Л. Л. СКВОРЦОВА

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Белоруссия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Рассмотрены теоретические подходы к моделированию профессиональных проб. Обосновано применение профессиональных проб в высшем учебном заведении как психологопедагогической технологии, актуализирующей профессионально-важные качества личности. Установлена эффективность использования профессиональных проб в качестве метода формирования социальной компетентности будущих экономистов.

В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста, но и к уровню его личностного саморазвития, а также социальной компетентности.

Социальная компетентность рассматривается исследователями как составляющая профессиональной компетентности. Включает в себя владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения [1].

В образовательных стандартах экономических специальностей в числе общих требований к умениям специалиста указаны следующие умения, связанные с профессиональными коммуникациями: формировать эффективную рабочую группу; управлять людьми в подразделении; уметь работать с покупателем; формировать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе; организовывать совместную деятельность и руководить ею; работать в команде, оценивать и мотивировать сотрудников; работать в коллективе, знать методы управления, уметь организовывать работу исполнителей.

Учебные планы экономических факультетов предполагают значительный объем теоретической подготовки студентов по экономическим дисциплинам. Что же касается дисциплин, в процессе прохождения которых формируются вышеперечисленные умения, то их явно недостаточно. Таким образом, не вполне решенной является проблема формирования знаний о факторах, детерминирующих поведение человека в определенной среде (в том числе и экономической), умений адекватно интерпретировать поведение и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать с людьми в процессе деятельности. Следовательно, эффективность практической подготовки специалистов зависит в ряде случаев от неконтролируемых факторов.

Для решения выделенных проблем в подготовке студентов экономических специальностей используют имитационные методы активного обучения, к числу которых относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разработка вариантов решения и др.

В то же время достаточно эффективным интерактивным методом обучения, интегрирующим многие из указанных методов и позволяющим актуализировать ранее полученные умения и навыки о поведении человека, является метод профессиональных проб.

Профессиональная проба — это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного направления профессиональной деятельности, имеющее завершенный технологический процесс, способствующий сознательному, обоснованному освоению профессии и направленный на студента, выступающего в качестве субъекта процесса профессионального самоопределения и развития.

Целью профессиональной пробы является актуализация процесса профессионального самоопределения через специально организованную, профессионально-направленную, учебно-производственную, познавательную деятельность. Задачи профессиональной пробы состоят в следующем:

— смоделировать основные элементы профессиональной деятельности;

— дать базовые сведения об основных направлениях профессиональной деятельности;

— создать условия для самоопределения в уровне готовности к выполнению профессиональной деятельности;

— способствовать дальнейшему развитию профессионально-важных качеств личности;

— способствовать закреплению и развитию профессиональных знаний, умений и навыков.

Система профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности включает комплекс практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет студентам в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы оценить собственные возможности и уровень освоения профессии.

Пробы состоят из двух этапов: первого — подготовительного, или обучающего, второго — практического.

Подготовительный этап предполагает проведение семинарских и лабораторных занятий, на которых

студенты знакомятся с программами профессиональных проб, требованиями к успешности и условиями оценки их выполнения. Подготовительный этап является системным продолжением учебного процесса и опирается на полученные студентами ранее базовые теоретические знания, а также основные умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности. Подготовительный этап, он же нулевой цикл профессиональной пробы, предусматривает подготовку студентов к прохождению профессиональных проб. Практический этап — это, собственно, выполнение студентами профессиональных проб.

Анализ профессиональной деятельности выявляет её структурные компоненты, интеграция которых на уровне модели способна воссоздать целостный образ профессии. В профессиональной пробе эти структурные компоненты представлены в виде трех направлений: технологического, ситуативного и функционального.

Технологическое направление — это составляющая пробы, моделирующая инструментальную часть профессии, позволяющая определить направленность на профессию на уровне навыка. Технологическое направление пробы отражает операционную сторону профессии. Алгоритм задания содержит ряд относительно законченных, логически завершенных актов, входящих в состав профессии и предполагает способ выполнения действия, детерминированный условиями профессии.

Ситуативное направление — составляющая пробы, моделирующая содержательную сторону профессии, определяющая предметно-логические действия, входящие в профессиональную деятельность. Содержание заданий, входящих в ситуативное направление пробы, предполагает ориентацию студентов в предметно-логической стороне профессии, в ходе которой происходит преобразование, прогнозирование, целеполагание процесса и результатов деятельности. Выполнение заданий ситуативного направления пробы имеют для студентов эмоционально окрашенный личностный смысл. Задания сконструированы таким образом, что в них однозначно не представлены конкретные условия и способы, с наибольшей вероятностью и эффективностью обеспечивающие их выполнение. Задается лишь общее направление, требующее от студентов актуализация логических, мыслительных действий на основе накопленного опыта и приобретенных в процессе подготовки к пробе знаний.

Функциональное направление — составляющая пробы, моделирующая структурно-функциональную, динамическую сторону профессиональной деятельности. Основными характеристиками функционального направления выступают предметность и субъектность содержания. Предметная сторона пробы функционального направления опосредована схемами действий, отражающими образ профессии. Субъектность содержания функционального направления пробы основывается на прошлом опыте и знаниях студентов, обуславливается потребностями, установками, целями, мотивами, которые определяют направленность и избирательность профессиональной деятельности.

Таким образом,технологическое, ситуативное и функциональное направления профессиональной пробы выступают в качестве самостоятельных единиц, содержащих в себе основные особенности, качества, характеристики, присущие данной сфере профессиональной деятельности как целому.

Рассматривая профессиональную пробу как процесс, следует отметить её диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Содержательно профессиональные пробы на различных уровнях сложности предполагают выполнение заданий, требующих анализа и/или коррекции конкретных ситуаций на основе использования адекватных методов и методик. Задания по своему характеру являются, как правило, имитационными, где ситуации задаются за счет использования кино-видеофильмов, литературно-художественных произведений, биографических описаний, бланковых текстовых заданий. Как отступление от основного принципа задания могут быть и экспериментально-полевыми. Тогда их выполнение предполагается на основе анализа конкретных повседневных ситуаций.

В целом профессиональная проба, как определенный вид учебно-производственной деятельности, может быть представлена следующим соотношением:

Таким образом: S — ситуация, х1 — параметры ситуации; Т — технология, приёмы, психотехнические процедуры, у — категории и единицы измерения (воздействия).

Данное уравнение определяет, что профессиональная проба есть функция адекватного сочетания проблемной ситуации и метода психологического анализа и/или воздействия.

Качество выполнения студентами профессиональных проб отражает уровень усвоения знаний, сформированных умений и навыков их применения, что позволяет активировать рефлексию процессов профессионального самоопределения и развития.

Таким образом, программа профессиональных проб — это психолого-педагогическая технология формирования и развития профессиональных умений и навыков студентов в процессе освоения профессии. Организационно профессиональные пробы это форма контролируемой самостоятельной работы студентов.

Нами разработаны и внедрены в учебный процесс концептуальные модели профессиональных проб для профессии «психолог». Апробация осуществлялась в течение двух лет в Гродненском государственном медицинском университете и Гродненском государственном университете им. Янки Купалы, 2.

Что же касается профессии «экономист», то профессиональная проба может рассматриваться как эффективный метод формирования социальной компетентности будущего специалиста. Профессиональные пробы для профессии «экономист» были разработаны в рамках спецкурса «Ведение переговоров» для студентов специальности «Коммерческая деятельность».

В целях понимания и прогноза поведения партнера по общению, специалист должен анализировать и значимые для данной ситуации черты личности и не относящиеся непосредственно к личностным чертам дополнительные переменные (статусно-ролевые отношения, эмоциональные состояния). Анализируются также характеристики собственно ситуации в соотношении с индивидуально-личностными особенностями. Таким образом, речь идет о необходимости теоретически и методически обеспеченного анализа личности в данной конкретной ситуации.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

Профессиональная проба по теме «Детерминация поведения в деловом общении» представляет собой просмотр видеофильма с последующим анализом ситуации жизнедеятельности и личности героя и определением особенностей его «Я-концепции», потреб-ностной и мотивационной сферы. В процессе просмотра студенты осуществляют наблюдение за поведением героев фильма. Категории наблюдения (что именно они должны наблюдать) выделены в специальном бланке. После просмотра фильма следует этап самостоятельной работы. Студентам предлагается описать и прокомментировать проявление наблюдаемых категорий у произвольно выбранного героя.

Профессиональная проба по теме «Убеждающее воздействие в переговорном процессе» основывается на анализе литературных художественных произведений. Студентам предлагается проанализировать эффективность применения различных приемов убеждающего воздействия, основываясь на конкретном тексте.

Возвращаясь к определенному ранее соотношению, можно прокомментировать схему создания вышеуказанных профессиональных проб следующим образом. В качестве Т рассматриваются методы психологического воздействия, у — конкретные приемы аргументации. Бх4 — параметры ситуации, которые будут подвергаться анализу в заданной ситуации, студент выбирает самостоятельно. Результатом выполнения пробы является письменный отчет студента.

Методическая эффективность профессиональных проб как основы организации практической подготовки студентов обосновывается тем, что в процессе их выполнения:

— обеспечивается включение студентов в активную интегративную профессиональную деятельность; создаются психолого-педагогические условия профессионально-направленной деятельности студентов;

— предусматриваются контролируемые формы и методы учебно-производственной деятельности;

— отражаются основные направления профессиональной деятельности;

— учитывается индивидуальный уровень развития профессионально важных качеств студентов;

— актуализируется рефлексия процесса профессионализации.

Таким образом, структура, содержание и условия профессиональных проб способствуют развитию профессиональных коммуникативных умений и навыков будущих специалистов.

Реализация профессиональных проб на медикопсихологическом факультете Гродненского государственного медицинского университета, факультетах психологии и экономики и управления Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Белоруссия) показала их эффективность для активизации процесса профессионального самоопределения студентов, формирования и развития профессиональной «Я-концепции» личности.

Библиографический список

1. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. Гуманит. фонд «Знание«, 1996. - 308 с.

2. Прудило А.В. Проектирование профессиональных проб по психологии: учеб.-метод. пособие / А.В. Прудило.-Гродно : ГрГУ, 2007. - 56 с.

ПРУДИЛО Александр Васильевич, заведующий курсом общей психологии кафедры психиатрии Гродненского государственного медицинского университета.

СКВОРЦОВА Лариса Леонидовна, преподаватель кафедры коммерческой деятельности Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Статья поступила в редакцию 08.02.08 г.

© А. В. Прудило, Л. Л. Скворцова

УДК 159 9 9 Л. Л. МИХАЙЛОВА

Иркутский государственный университет

МОДУЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье описываются основные результаты исследования, посвященного развитию управленческих компетенций руководителей среднего звена энергопредприятий Иркутской области. Кратко представлено содержание компетенций, программа по их развитию и инструменты оценки эффективности предложенной программы. Показана эффективность модульного тренинга в развитии управленческой компетентности и ее компонентов в предварительном исследовании.

Основой для разработки программы развития управленческих компетенций послужил компетент-ностный подход (Бермус А. Г.[1], Вербицкий А. А. [2], Зимняя И. А. [3, 4], Хуторский А. В. [5], Ямбург Е. А. [6]), центральными понятиями которого являются по-

нятия «компетентности» и «компетенции». Компетенции трактуются как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.